Трапезников Лев Владимирович : другие произведения.

Страницы истории: Мохандас Карамчанд Ганди

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Страницы истории: Мохандас Карамчанд Ганди
  
   Данная статья посвящается политическому деятелю, выдающемуся националисту Мохандас Карамчанд Ганди и его сподвижникам, отдавшим свои жизни на дело защиты интересов своей нации, а также - всем нациям, сбросившим цепи своего угнетения или находящимся на этом пути.
  
  
  
  Каждая нация имеет право на свое свободное культурное развитие, реализацию своих политических прав, выраженных в свободе выбора нациями способа своего политического существования, что и гарантированно Международным правом, на основе которого формируются законодательные нормы государств мира.
  
  История мира хранит множество моментов, говорящих нам о святой и справедливой борьбе порабощенных наций со своими угнетателями, и одной из таких ярких страниц национальной борьбы с оккупантами, является борьба индийского народа с английской колониальной политикой.
  
  На примере истории борьбы индийского народа за свои политические права, мы воочию видим, что политическая свобода наций - это не дар, а плод неустанной, трудной и опасной борьбы наций за свои культурные и политические права. Пролистав страницы истории, проанализировав их - я понял, что "солнце свободы встает только над теми нациями, представители которых готовы за эту свободу отдать всего себя".
  
  Прежде чем рассматривать исторические события национально - освободительной борьбы индийского народа, нужно отметить, что национальная независимость Индии была результатом назревших в индийском обществе экономических преобразований. Колониальный режим находил свою опору в феодальных архаизмах индийского общества, а новый нарождающийся класс индийской буржуазии требовал для себя новых экономических перспектив развития, классу буржуазии мешали феодальные порядки, которые находили поддержку у английской колониальной администрации, а значит - борьба индийского народа за свою независимость несла индийскому обществу и новую экономическую формацию в виде капитализма, порождающего новые экономические отношения. Потому, воля нации к свободе и естественная смена экономических формаций в индийском обществе, неминуемо вело Индию к обретению независимости.
  
  И так, рассмотрим подробнее историю борьбы индийского народа за свои политические права.
  
  
  
  Первая мировая война - Англия усиливает эксплуатацию своей колонии - Индии, выжимая из нее людские и материальные ресурсы. На фронты первой мировой войны отправляется продовольствие, снаряжение, оружие, обмундирование, строительные материалы, а общая стоимость таких поставок со стороны Индии на нужды войны составили более 200 млн. фунтов ст.
  
  Кроме того, англо - индийское правительство в 1917 году передало Англии в виде единовременных займов на сумму наличных денег - 100 млн. ф. ст. и в 1918 году еще 45 млн. ф. ст., и это все не считая "принудительных" пожертвований.
  
  Далее - англо - индийская армия, насчитывающая порядка 1,5 млн. человек, воевала у Дарданелл, в Иране, Ираке и на западноевропейском военном театре, сотни тысяч индийцев были мобилизованы для прифронтовых работ - рабочие, железнодорожники, строители и люди других специальностей были "выдернуты" из мирной жизни.
  
  Население Индии было обложено повышенными налогами, из - за чего множество крестьянских хозяйств просто разорилось, превратившись из крестьян - собственников в арендаторов земель, а из арендаторов в батраков. Все это привело к снижению уровня земледелия в Индии, и как итог этого - к значительному снижению урожайности.
  
  К концу первой мировой войны Индию постиг голод и тяжелая эпидемия гриппа, унесшие порядка 13 миллионов жизней.
  
  Колониальная зависимость Индии от английского капитала, тормозила развитие собственной, индийской экономики. Цены на импортные товары увеличились за период военных действий на 168%, а на экспортные на 50%.
  
  Большая часть капиталов, вложенных в национальную индийскую промышленность, приходилась на текстильное производство - машиностроение отсутствовало. Рост производственных мощностей происходил не только путем стороительства заводов, введением в эксплуатацию новой техники, но и за счет использования старых машин и использования дешевого полурабского труда рабочих - индийцев.
  
  Рабочий день на производственных предприятиях продолжался 13 - 15 часов, стоимость жизни повысилась с июля 1914 года до января 1919 года на 83%, а номинальная зарплата в промышленности на 21,5%, что делало людей материально незащищенными.
  
  Колониальное закабаление Индии Англией выразилось для индийцев в голоде, нищете, в упадке культуры и политическом бесправии.
  
  Колониальная зависимость от Англии была невыносима и для индийской национальной буржуазии, которая переживала свое экономическое и политическое неравенство. Индийская буржуазия вошла в экономические противоречия с колониальной политикой Англии, что усилило в ее взглядах национально - патриотические тенденции.
  
  Именно национальная буржуазия, заинтересованная в завоевании ею экономических плацдармов и политических прав, дающих возможность ей управлять экономическими и политическими процессами в обществе, возглавила национально - освободительную борьбу индийского народа за свою независимость.
  
  Прогрессивные политические деятели партии Индийский национальный конгресс начали понимать, что одними только парламентскими комбинациями, не опирающимися на массовое национальное антиколониальное движение, Англию не возможно заставить пойти на уступки.
  
  Однако - перелом в тактике политической борьбы Национального конгресса произошел не сразу, так как еще во время войны Национальный конгресс ограничивался только просьбами о самоуправлении и расширении представительства индийцев в совещательном органе при вице - короле.
  
  Еще лояльней по отношению к Англии была Мусульманская лига, руководимая крупными землевладельцами. Мусульманская лига помогала британским колонизаторам углублять религиозную рознь в Индии, и тормозить развитие национального освободительного движения (в 1916 году на конференции в Лакхнау Мусульманская Лига под давлением со стороны Национального конгресса, была вынуждена пойти на соглашение с национальными силами Индии).
  
  Еще во время первой мировой войны британское правительство было обеспокоено ростом национального индийского движения, потому - британское правительство, чтобы избежать революционных потрясений, делало индийскому национальному движению маленькие уступки. Так, в августе 1917 года государственный секретарь по делам Индии Монтегю выступил с декларацией, в которой содержалось обещание "постепенного создания ответственного правительства в Индии, как неотъемлемой части Британской империи".
  
  Монтегю, прибыв в Индию во главе обследовательской комиссии, запишет потом в своем дневнике, что "единственной его задачей было добиться, чтобы она (Индия) оставалась спокойной в критические дни войны".
  
  Через год комиссия опубликовала доклад с предложениями о реформах - эти реформы получили название "реформ Монтегю - Челмсфорда, свое название они взяли от руководителя комиссии Монтегю и вице - короля Индии Челмсфорда, который также подписал доклад.
  
  Нужно отметить в чем заключались реформы Монтегю - Челмсфорда. И так, предусматривалось введение диархии, то есть - двоевластия. Эта система предусматривала передачу второстепенных органов местной исполнительной власти в управление индийским министрам, которые должны быть были избранны законодательными собраниями, с сохранением ключевых позиций за министрами, назначаемых губернаторами - англичанами.
  
  То есть - избранным министрам - индийцам предоставлялись такие департаменты, как департамент народного образования, здравоохранения, местной промышленности, сельского хозяйства. Основные же отрасли управления, а в том числе и департаменты, ведавшие "поддержанием порядка и законности" - полиция, юстиция, финансы, сохранялись за министрами, которых назначал сам губернатор - англичанин.
  
  Также, нужно отметить, что создаваемые в индийских провинциях законодательные собрания полностью зависели от воли губернатора - англичанина. Так - он имел право распустить собрание, уволить министров и управлять вверенной ему провинцией черех назначенных им чиновников.
  
  Диархия - двоевластие, не распространялось на центральные органы исполнительной власти, которые полностью остались в "руках" англичан (отмечаю - расширилось представительство индийцев в законодательном собрании при вице - короле, но вице - король не обязан был выполнять постановления данного органа).
  
  Доклад Монтегю - Челмсфорда был опубликован в июле 1918 года, как раз в это время в Индии развернулись крупные народные выступления, развернувшиеся в Бомбее, Мадрасе, Ахмадабаде и Калькутте - экономические требования о повышении заработной платы и сокращении рабочего дня переплелись с лозунгами, требовавшими политических свобод для индийского народа.
  
  В это время в Индии уже появились первые профсоюзы, за которыми стояли буржуазные национальные силы, потому - народные протесты носили организованный характер, и вместе с экономическими требованиями, выражали и политические требования к колониальному режиму.
  
  В различных провинциях Индии происходили волнения крестьян, которые носили, однако, стихийный характер, а с военных фронтов возвращались солдаты, которые, оказавшись в трудном экономическом положении, при возвращении на родину, вступали в национальное освободительное движение.
  
  При сложившейся обстановке, план Монтегю - Челмерфорда не удовлетворял ни широкие народные массы, ни таран национальной революции - национальную буржуазию.
  
  Далее - август 1918 года - чрезвычайная сессия Индийского национального конгресса высказалась против реформ колониальной администрации, и назвала эти реформы - "вызывающими разочарование и неудовлетворительными".
  
  Однако - очень небольшая группа "умеренных" одобрила реформы Монтегю - Челмсфорда. Данная группа "умеренных" вышла из состава Конгресса и образовала новую партию - "Индийскую либеральную федерацию".
  
  Английские колониальные власти усилили меры борьбы с "беспорядками", и по поручению вице - короля специальная комиссия под председательством судьи Роулетта разработала и опубликовала законопроект о расширении чрезвычайных полномочий административно - полицейского аппарата.
  
  Данный законопроект отменял суд присяжных при рассмотрении политических дел, он предоставлял полиции право разгонять собрания, митинги и демонстрации, вводить усиленную цензуру и закрывать газеты, запрещать любые нелояльные властям организации, заключать любого индийца в места лишения свободы без суда и следствия, а также - предусматривалось, что при этом, не нужно даже было предъявлять обвинение, позволялось людей прятать в застенки только по простому подозрению в "нелояльности" власти.
  
  Указанный законопроект Роулетта был опубликован, власти расчитывали устрашить индийскую общественность и тем самым, предотвратить революционные выступления. Однако - законопроект Роулетта только усилил волну недовольства среди индийцев, и по всей стране прокатилась очередная волна протестов против политики существующего режима.
  
  (Нужно отметить - особенно большие размеры приняли крестьянские волнения в Пенджабе, участились случаи неповиновения в армии).
  
  В стране сложилась революционная ситуация, и в этих условиях сами события обусловили решительнейшую тактику Индийского национального конгресса, который - возглавив национальное движение Индии, начал кампанию протеста против законопроекта Роулетта.
  
  
  
   Ганди
  
  Лидером Национального конгресса становится видный политический деятель Мохандас Карамчанд Ганди (сын министра небольшого индийского княжества, получил юридическое образование в Лондоне).
  
  Отмечаю - Ганди считал, что путем насилия индийский народ не сможет добиться освобождения. Здесь ему оппонирует индийский поэт и философ, революционер и политик Шри Ауробиндо, который еще за 15 лет до политической деятельности Ганди вел национально - освободительную борьбу с англичанами, и создал целые философские труды о сопротивлении.
  
  Ганди сформулировал и применил на практике метод общественно - политической борьбы, названный им "сатьяграха" ("упорство в истине").
  
  Формами практического осуществления сатьяграхи Ганди считал несотрудничество с английскими властями и гражданское неповиновение (заостряю внимание - гражданское неповиновение). Здесь он различал индивидуальное неповиновение и массовое, а также - "оборонительное" и "наступательное" неповиновение, а применение каждого из этих видов должно определяться тактическими соображениями в зависимости от ситуации.
  
  (Отмечаю - великий индийский философ и великий гуманист, политический деятель, борец за свободу индийского народа Шри Ауробиндо, в отличии от Ганди, допускал борьбу со злом с оружием в руках. Он высказывал такую мысль, что мы не можем иметь чистые руки в то время, как на Земле существует зло, вся история мира - это непрекращающаяся борьба).
  
  В отличие от многих прежних руководителей Национального конгресса Ганди шел на контакт со всеми общественными слоями Индии, он понимал, что без вовлечения широких масс в национально - освободительную борьбу нельзя добиться полной победы над английскими колонизаторами.
  
  В народе Ганди называли Махатма, то есть - великая душа. Те, кто знал Ганди близко, отмечал у него такие качества, как простота, аскетизм, верность индийским обрядам и обычаям, а страстность, с которой он вел борьбу за национальные интересы - импонировали широким массам. Ганди и по сегодняшний день остается в памяти индийского народа достойным человеком, настоящим гражданином и великим националистом.
  
  Как идеология, Гандизм объективно отражал стремление национальной буржуазии Индии возглавить национально - освободительно движение.
  
  
  
  
  
   Апрель 1919 года - всеобщий хартал, и события в Амрит - саре
  
  Национальный конгресс, призвав к протесту против законопроекта Роулетта, получил широкую поддержку среди масс. Данный протест сплотил все политические силы страны, убрав на второй план все политические разногласия между политическими и религиозными движениями, так - официальный английский отчет за 1919 год отмечал, установилось "беспрецедентное единство мусульман и индусов в борьбе против закона Роулетта".
  
  Уже в феврале 1919 года Ганди организовывает лигу "Сатьяграха", целью которой является проведение массового гражданского неповиновения колониальным властям, а в ответ на это - англичане объявляют о введение в действие закона Роулетта.
  
  30 марта Ганди назначил "хартал" - день покаяния с повсеместным прекращением работ, который, по сути своей, означал всеобщую забастовку.
  
  Ганди переносит начало харатала на 6 апреля, однако - 30 марта в Дели произошло выступление широких масс общественности, авангардом которой выступила национальная буржуазия. Массовые выступления индийцев сопровождались частыми столкновениями с полицией.
  
  6 апреля состоялся хартал, который отличался особой массовостью и национальным подъемом чувств его участников. Индия всколыхнулась, за харталом шестого апреля последовали массовые демонстрации, митинги протеста против закона Роулетта, которые нередко заканчивались столкновениями с полицией, а особенный размах движение приняло в провинции Пенджаб, так как провинция Пенджаб была экономически более слабым регионом Индии. В Пенджаб в массовых волнениях приняли участие городские жители, жители сельских районов и демобилизованные солдаты.
  
  Английские власти, чтобы подавить массовые волнения в провинциях Индии, применили террор - 10 апреля они взяли под арест в одном из пенджабских городов - Амритсаре, двух деятелей национального движения и выслали их из города. Население вышло на улицу с требованием освободить арестованных националистов, что вскоре переросло между полицией и демонстрантами в кровавые столкновения.
  
  Ситуация складывалась день ото дня все острее - английские власти, применяя силовые методы по отношению к протестующему населению Индии, пытались взять ситуацию под контроль, но это только усугубляло положение и вызывало все новые всплески протеста по отношению к английским властям.
  
  В Амритсаре на площади Джалианвалла Баг 13 апреля 1919 года на митинг против произвола и насилия английских властей собрались тысячи индийцев. Митинг носил мирный характер, и многие люди пришли на митинг со своими детьми. Английские власти подвели к площади войска, которыми командовал генерал О Дайер, войска заняли единственный выход с площади и без предупреждения открыли огонь по безоружной толпе.
  
  Согласно английским официальным данным было убито порядка около тысячи человек, а около двух тысяч ранено и брошено без медицинской помощи - в последующие дни власти продолжили казни, публичные порки и массовые убийства по отношению к протестующему населению Индии и лицам, которые попали под подозрение в нелояльности английской власти.
  
  О Дайер признался, что амритсарский расстрел мирных жителей должен был произвести "психологический эффект не только на тех, кто там присутствовал, но главным образом во всем Пенджабе".
  
  За расстрел мирных жителей Индии О Дайер получил одобрение от губернатора Пенджаба, а в Англии его наградили почетным оружием, кроме этого - палата лордов его встретила аплодисментами и наградила премией в 20 тыс. ф. ст.
  
  Расстрел митинга на площади Джалианвалла Баг всколыхнул всю Индию - в сердца индийцев вселился не страх, колониальные власти ошиблись, англичане получили новую волну ненависти со стороны местного населения - стихийно вспыхнули восстания в Пенджабе, Бомбее, Гуджарате, Бенгалии, Соединенных провинциях, Бихаре, Ориссе. Повстанцы громили полицейские участки, тюрьмы, правительственные учреждения, пускали под откос воинские поезда и разрушали железные дороги.
  
  В Амритсаре, Лахоре, Гуджранвале и других городах Индии англйские колонизаторы ввели военное положение, военно - полевые суды выносили кровавые приговоры, а английские самолеты сбрасывали бомбы на жилые кварталы городов и сел.
  
  Ситуация складывалась острая, английские власти развязали настоящий террор против протестующих, а народные массы уже были готовы к прямым революционным действиям против колонизаторов. Национально - освободительное движение начинало выходить за пределы "ненасильственного несотрудничества" с властями, что и проповедывал сам Ганди, поэтому - руководство Национального конгресса сделало попытку привести акции протеста в более мирное русло.
  
  Ганди потребовал прекращения компании "ненасильственного сопротивления", в 1919 году он настоял на принятии Национальным конгрессом постановления о сотрудничестве с английскими колонизаторами в проведении реформ Монтегю - Челмсфорда (отмечаю - реформы Монтегю - Челмсфорда за время массовых выступлений уже приобрели силу закона).
  
  После упомянутых событий, в последующие годы колонизации Индии, забастовки и демонстрации экономического характера все больше включали в себя политические требования людей.
  
  
  
  Продолжение национальной борьбы
  
  Осенью 1920 года в Бомбее состоялась первая сессия Всеиндийского конгресса профсоюзов. Профсоюзные организации, руководили которыми национальные буржуазные лидеры, играли роль института, сплачивающего в себе широкие народные массы Индии (в данном случае - профсоюзы играли роль политических организаций, которые пропагандировали националистические взгляды членам профсоюзов, и могли при удобном случае вывести широкие массы на акции протестов против колониального режима).
  
  Осенью 1920 года Национальный конгресс отказывается от сотрудничества с англичанами в проведении знаменитых реформ, и принимает новый план "прогрессивного ненасильственного несотрудничества" с целью достижения (свараджа) самоуправления, независимости.
  
  План заключал в себе целую серию мер:
  
   все индийцы должны отказаться от титулов и постов, пожалованных правительством;
   если это не поможет, то планировалось осуществить всеобщий бойкот законодательных органов власти, судов и учебных заведений;
   завершающей стадией "прогрессивного ненасильственного несотрудничества", выдвигалась угроза всеобщего отказа от уплаты налогов;
  
  
  
  Национальный конгресс за время своей работы превратился в массовую партию со своими ячейками на местах и исполнительным комитетом в центральном аппарате управления. В национальную организацию получили доступ рабочие, крестьяне, ремесленники, а число членов планировалось довести до 10 млн. человек.
  
  Пропаганда националистических идей, которая велась Национальным конгрессом в постоянном режиме, дала свои плоды - население морально было подготовлено к массовым выступлениям против английского колониального режима, что и вылилось в 1921 году в массовые митинги, демонстрации и забастовки. Индийцы бросали работу в правительственных учреждениях, бойкотировали суды и учебные заведения, отказывались покупать английские товары, публично сжигая их на площадях.
  
  Это была не просто борьба с колонизаторами - инородцами, это было начало экономической революции в Индии, так как английский колониальный режим управления сохранял феодальные порядки в Индии и не давал возможности индийскому обществу перейти на новую экономическую формацию, выражающую интересы нового экономического класса - буржуазии. Поэтому - национально - освободительная революция в Индии связана вплотную с переходом индийского общества от феодальных отношений к капитализму.
  
  Революционный энтузиазм индийцев побудил руководство Национального конгресса усилить давление на англичан - Ганди выступил с требованием о предоставлении Индии независимости не позднее конца 1921 года. Деятели Национального конгресса ездили по стране, агитируя за проведение массового гражданского неповиновения.
  
  Английские власти проводили многочисленные аресты по отношению к общественно - политическим деятелям Национального конгресса, но это только усиливало возмущение в стране.
  
  В ноябре 1921 года в Индию прибыл принц Уэльский, который планировал своей поездкой "оживить" верноподданические чувства индийского народа, однако - индийцы встретили наследника английского престола всеобщим гражданским неповиновением, бурными демонстрациями, которые часто переходили в кровопролитную борьбу с полицией.
  
  В 1921 году в городах Индии стали возникать оряды "национальных волонтеров", участниками которых были представители буржуазии, студенты, представители интеллигенции и рабочие.
  
  Отряды "национальных волонтеров" действовали в рамках Национального конгресса, они организовывали акции гражданского неповиновения английским властям, бойкоты, пикетирование магазинов с английскими товарами, и другие акции "ненасильственного несотрудничества".
  
  Фактически, отряды национальных волонтеров были начальной формой боевых организаций. Английские власти поставили отряды "национальных волонтеров" вне закона, арестовывая волонтеров сотнями, однако - отряды волонтеров перешли на нелегальную деятельность, и их ряды продолжали пополняться.
  
   В конце 1921 года сессия Национального конгресса приняла резолюцию, согласно которой акции гражданского неповиновения были прекращены. Поводом для прекращения акций послужило происшествие в начале февраля 1922 года в деревне Чаури - Чаура Горакхпурского округа Соединенных провинций - крестьяне, озлобленные насилием английских властей напали на полицейский участок и сожгли его, в огне погиб 21 полицейский (отмечаю - такие происшествия были достаточно частыми, однако - Ганди сделал вывод, что народные массы выходят из - под контроля, и это может погубить национальное движение в самом его начале, так как английские власти обладали хорошо организованной военной силой).
  
  На той же сессии Национального конгресса Ганди получил неограниченные полномочия как "единственный представитель Исполнительного комитета Конгресса" - ему предоставлялось право единолично объявлять о проводимых акциях в ходе кампании гражданского неповиновения.
  
  В городе Бардоли на заседании Исполнительного комитета Национального конгресса была принята резолюция, которая подтвердила решение Ганди о прекращении гражданского неповиновения, прекращения демонстраций и митингов. Это был политический шаг Ганди, который старался сохранить национальные структуры освободительного движения в легальном поле, если бы Национальный конгресс был запрещен английскими властями, то активные участники движения были бы казнены английскими властями или лишены свободы, а как вы понимаете - в тюрьмах заниматься активной политической деятельностью не представляется возможным. Однако - Ганди сосредоточил в своих руках всю полноту власти в Национальном конгрессе, что давало возможность в будущем вести политическую работу более спланировано и быстрее проводить намеченные планы в жизнь.
  
  Здесь, я отмечу, что не все разделяли позиции Ганди по вопросу прекращения акций гражданского неповиновения. Так - Джавахарлал Неру, который находился в то время в тюрьме, следующим образом дал оценку решениям Национального конгресса:
  
  "Мы негодовали, узнав о прекращении борьбы в тот самый момент, когда мы, казалось, укрепили наши позиции и успешно продвигались на всех фронтах. Но разочарование и гнев, охватившие нас в тюрьме, мало что значили - гражданское неповиновение прекратилось, и несотрудничество сошло на нет. После многих месяцев напряжения и тревоги правительство вздохнуло свободно и впервые получило возможность взять инициативу в свои руки".
  
  (отмечаю - Джавахарлал Неру признавал направляющую и руководящую роль Ганди в политической борьбе за независимость и называл его "отцом нации", а в последствии, Джавахарлал Неру вступает в Национальный конгресс, где возглавляет левое крыло этой организации. Напоминаю, руководителем Национального конгресса был избран Мохандас Карамчанд Ганди).
  
  
  
  Массовые выступления народа происходили вплоть до 1923 года, Мусульманская лига прекратила свое сотрудничество с Национальным конгрессом, а многие реакционные деятели лиги стали помогать властям в разжигании религиозной розни. Число членов Национального конгресса упало до 200 тысяч человек, а группа правых лидеров - Дас, Мотилал Неру и другие, основала сварджистскую партию для участия в выборах законодательных органов власти на основе "реформ Монтегю - Челмсфорда", а в 1923 году сварджисты получили большинство мест в Законодательном собрании.
  
  Национально - освободительная борьба индийского народа за свои политические права и свою независимость продолжалась, и вскоре Мохандас Карамчанд Ганди, и Национальный конгресс, снова выступили с требованием о предоставлении Индии независимости.
  
  (отмечаю - на протяжении всей политической борьбы Ганди за независимость Индии, он показал себя выдающимся политиком, гениальным дипломатом, который просчитывал складывающуюся политическую ситуацию на десятки ходов вперед - политическое лавирование, умение договариваться с различными политическими группами, революционное бесстрашие и решимость, использование знаний, выходящих из экономических предпосылок преобразования индийского общества - все это вместе, делает Ганди одним из гениальнейших представителей человечества).
  
  Стратегической целью, преследуемой Ганди, было поэтапное (постепенное) продвижение к независимости Индии, а главной политической задачей для достижения поставленной цели, являлась работа по объединению всех классов и политических течений индийского общества под единым буржуазно - национальным руководством.
  
  Ганди понимал, что объединение всех сил индийского национализма и успешная борьба за осуществление его политической программы, возможны только при широком участии в национально - освободительном движении народных масс.
  
  Именно в конструкции "ненасильственного сопротивления" колониальному режиму, Ганди видел универсальную форму втягивания в освободительное движение широких масс народа при сохранении руководства в руках буржуазно - национальных сил.
  
  Данная политическая тактика, применяемая Ганди, активно поддерживавшего развитие национального капиталистического предпринимательства, получила широкое одобрение основной части индийской национальной буржуазии, а ткаже, националистически настроенных помещиков.
  
  В начале 20х годов Ганди стал в Индии олицетворением тех политических сил, которые выражали интересы национальной буржуазии, в образе Ганди исторически воплотилось объединение основных сил индийского буржуазного и мелкобуржуазного национализма на этапе антиколониальной борьбы.
  
  Сам Ганди понимал "сатьяграху" - несотрудничество, значительно шире, Ганди говорил:
  
   "несотрудничество - это наиболее эффективный метод формирования общественного мнения", "несотрудничество - это и дисциплинарная мера, и жертва, и требование уважения собственных позитивных взглядов", "несотрудничество - это движение, направленное на то, чтобы побудить англичан сотрудничать с нами на почетных условиях или уйти из Индии".
  
  Ганди в ходе политической борьбы пришел к выводу, что только уход англичан из Индии и ее полная независимость могут обеспечить стране свободное плодотворное развитие и решение всех общественных проблем. Ганди призвал индийских националистов проявлять "упорство в истине" против колониального господства Англии, ее имперализма, так как колониальная империалистическая политика, по мнению Ганди, является политикой аморальной.
  
  И так - в 1931 году в Лондоне Ганди принимает участие в конференции "Круглого стола", ведя переговоры с английскими властями. Переговоры не привели к положительному результату и Ганди, вернувшись в Индию, возобновил кампанию гражданского неповиновения.
  
  Английское правительство не шло на уступки национальным силам Индии, и в январе 1932 года свыше 100 тысяч членов Национального конгресса были властями арестованы, посажен в тюрьму был и Ганди. В заключении Ганди объявлял неоднократно голодовку. После того, как Индия узнала, что жизнь Ганди находится под угрозой - кампания гражданского неповиновения была прекращена, а вскоре Ганди был выпущен из тюрьмы.
  
  1 августа 1933 года Ганди начинает индивидуальное гражданское неповиновение, его арестовывают, а сотни членов Национального конгресса следуют за Ганди в тюрьму. Ганди выпускают только в 1934 году, когда в ожидании опубликования нового акта об управлении Индией он принимает решение о прекращении неповиновения.
  
  Предвоенные годы второй мировой войны характеризуются острой политической борьбой национально - освободительного движения Индии за независимость с колониальными властями, которая велась с переменным успехом для национального движения, со своими подъемами и падениями.
  
  
  
   Вторая мировая война сделала Индию участницей боевых действий, так как Великобритания объявила войну Германии, на что руководство Индийского национального конгресса выразило недовольство, ввиду того, что мнение в данном вопросе индийцев было исключено. Национальный конгресс отказался поддерживать военные усилия английской администрации и отозвал своих министров из провинциальных правительств.
  
  Ситуация изменилась 10 января 1940 года. Вице - король объявил о том, что британские власти планируют после войны предоставить Индии статус доминиона, а в марте Мусульманская лига сформулировала предложения о разделе страны.
  
  В августе 1940 года английское правительство выдвинуло новое предложение - партии Индии приглашались принять участие в работе расширенного Совета при генерал - губернаторе и Совещательного военного совета. Но, ни Национальный конгресс, ни Мусульманская лига не откликнулись на данное предложение правительства, а уже в октябре 1940 года Национальный конгресс начинает кампанию гражданского неповиновения.
  
  Преодалеть сложившийся политический кризис предпринял попытку член английского военного кабинета Ричард Стаффорд Криппс, котрый прибыл в Индию в марте 1942 года. Английское правительство предложило разработать конституцию страны с помощью выборного органа, сформированного в Индии после окончания войны, оно давало согласие на выход Индии из Британского Содружества, предоставляло провинциям право отказаться от вступления в новый Индийский Союз.
  
  Также, высказывалась английской стороной готовность передать индийским политическим кругам рычаги управления страной во всех сферах деятельности, кроме сферы обороны. Предложения английской стороны были отвергнуты - начались массовые выступления народа, которые были жестко подавлены колониальным режимом, а Ганди и другие деятели Индийского национального конгресса были взяты под арест и заключены в тюрьму.
  
   В 1945 году вице - король Индии Арчибальд Персивал Уэйвелл провел встречу в Шимле с представителями всех партий Индии, однако - он не смог договориться с Индийским национальным конгрессом, который уже твердо "стоял на ногах", чувствуя поддержку широких масс населения Индии.
  
  Однако - переговоры индийских партий и английской стороны принесли некоторые позитивные результаты, они способствовали принятию двух важных решений - о выборах учредительного собрания, которому поручалось выработать проект конституции Индии , и вопрос о формировании временного правительства с участием членов Национального конгресса и Мусульманской лиги.
  
  Временное правительство должно было передать власть индийским политическим силам, не дожидаясь полного завершения мероприятий, связанных с принятием конституции Индии.
  
  В период подготовки к правозглашению независимости Индии обострилась борьба между Национальным конгрессом и сторонниками Пакистана. Ганди прилагал все силы, чтобы свести к минимуму столкновения между индусами и мусульманами (в августе 1946 года Ганди находится в Калькутте, где четыре дня происходили кровавые столкновения на религиозной почве). На сессии Всеиндийского комитета Конгресса Ганди присоединяется к большинству, которое проголосовало за план Маунтбэттена "о передаче власти двум независимым государствам - Индии и Пакистану".
  
  На тот момент, лидером Национального конгресса являлся Д.Неру, и он, при прямой поддержке Ганди, возглавил временное правительство, сформированное 24 августа 1946 года, а пост министра финансов возглавил представитель Мусульманской лиги Лиакат Али Хан (отмечаю - в Индии шли острые межрелигиозные конфликты, во время формирования правительства в Калькутте произошла кровавая резня, а позднее подобные события случились и в Пенджабе).
  
  В феврале 1947 года английский премьер - министр Клемент Ричард Эттли сделал заявление, что власть в Индии будет передана центральному или областному правительствам не позднее июня 1948 года (данное заявление было сделано в парламенте Великобритании), однако - Эттли не пояснил то, кому именно будет передана власть, то есть - каким политическим силам, что держало индийское общество в напряжении, так как мусульмане не хотели жить при власти индуистского большинства, а индусы понимали, что стране грозит расчленение.
  
  В июне 1947 года была достигнута договоренность, которая позволила британскому парламенту принять Закон о независимости Индии (закон вступил в законную силу 15 августа 1947 года). В данном документе были изложены принципы раздела Индии, согласно которым ряду областей предоставлялась возможность самим определить свой статус - вступать в Индийский Союз или Пакистан, также - декларировалось право каждого из этих доминионов на самоуправление с правом выхода из Содружества.
  
  Также, прекращался сюзеренитет английской монархии над индийскими княжествами, и действие заключенных с ними договоров. Произошел раздел Бенгалии и Пенджаба - население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба сделали выбор в пользу Индийского Союза.
  
  В августе 1947 года английский парламент утвердил указанный план (план Маунтбэттена) в качестве Закона о независимости Индии, который вступил в законную силу 15 августа 1947 года, и в этот же день над Красным фортом в Дели был поднят национальный флаг Индии.
  
  Таким образом, необходимо отметить, что образование Индийского национального конгресса, как важнейшего национального политического института, сыграло значительную роль в становлении Индии как независимого государства.
  
  
  
  Борьба национально - освободительного движения Индии с колониальным режимом вписана в историю золотыми литерами, она хранит имена целой плеяды выдающихся националистов, настоящих духовных гигантов своего народа, многие из которых отдали свои жизни на дело борьбы за свободу своей нации, и одной из таких выдающихся личностей в истории, является личность великого националиста, общественно - политического деятеля, философа - гуманиста, создателя теории сопротивления угнетателям, Мохандас Карамчанд Ганди.
  
   Лев Трапезников
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"