Трапезников Лев Владимирович : другие произведения.

О национализме как прогрессивной идее развития

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  О национализме как прогрессивной идее развития
  
  
   Национализм - это идейное воззрение, которое включает в себя идею защиты интересов своей нации, плодотворного служения ей на разных поприщах общественной деятельности. Идея национализма возводит во главу угла интересы нации и интересы отдельных ее представителей, потому, национализм предполагает наличие в обществе естественных прав и свобод человека, и права наций на свою политическую самореализацию.
  
  Каждая нация в мире уникальна, уникальна по своим генетическим характеристикам и своей культурной составляющей. Семья является источником нации, именно семья порождает род, а множество родов, в свою очередь, неоднократно преобразовываются культурно и биологически, и наконец, достигая определенного общественного и политического развития, образовывают нацию. Потому, преданность, уважение и любовь человека к своей нации, является его особой естественной формой выражения любви и преданности к самой семье.
  
  Национализм несет в себе идею свободного и плодотворного развития наций. Потому, национализм не ставит одни нации выше других наций, национализм - это доктрина мирного сосуществования всех наций мира, воздвигающая принцип признания за каждой нацией свободы самореализации в сфере политических и культурных составляющих.
  
  Национализм, выдвигая концепцию о свободной реализации политических прав наций, говорит о праве выбора каждой нацией своей политической организации в сфере управления или административно - территориального устройства.
  
  Нужно отметить, что для националиста важны не только политические интересы своей нации, но и интересы самого гражданина, так как защита прав и свобод отдельно взятого гражданина - члена национального сообщества, является высокой идеей национализма о защите и реализации интересов отдельных представителей нации. Потому, наличие гласности в обществе, наличие демократических институтов управления обществом, наличие принципа состязательности в ходе судебного процесса, наличие принципа презумпции невиновности гражданина, наличие в обществе мощных общественных и правозащитных структур, является неотъемлемой частью функционирования национального государства.
  
  Национализм, выдвигая идею демократического развития общества, выступает за наличие в обществе свободных честных выборов, или наличие института прямого тайного всеобщего голосования по тому или иному общественному вопросу, так как наличие указанных элементов в обществе, также, всецело реализует права отдельных представителей нации на их участие в общественно - государственной деятельности, и вводит в систему государственного управления широкие народные массы.
  
  Национализм, как идея служения нации и ее представителям, говорит о том, что нация является источником политической власти в государстве, а единственным легитимным типом правительства может являться национальное самоуправление. Это подразумевает тот факт, что каждый член нации имеет право непосредственного участия в политическом процессе. Национализм - это идея реализации народом своих возможностей, реализации своих политических и гражданских прав. Потому, национализм придает народу статус "элиты" в национальном государстве, "элиты", которой принадлежит высшее право на решения общественных и государственных задач, что и говорит о демократической сущности национализма.
  
  Само государство, в национальном образовании, является ни чем иным, как инструментом в руках нации для реализации задач нации. Здесь, нация и ее представители первичны перед государством, государство является тем элементом, который призван удовлетворять потребности народа. Именно по этой причине, национальные государства - это государства демократические, нацеленные на защиту и реализацию гражданских и политических прав представителей общества, а одним из базовых элементов, на котором строится национальное государство - это принцип верховенства закона, воплощенный в равенство всех граждан перед нормами права.
  
  Здесь нужно отметить, что национализм гарантирует реализацию гражданских прав всем нациям, существующим в Национальном государстве.
  
  Философским идеалом национализма может служить национальное государство, которое объединяет граждан на основе биологической, языковой и культурной общности. Такое общество не навязывает свое мировозрение другим представителям наций, наоборот, оно гарантирует культурное развитие и реализацию гражданских прав для представителей иных национальностей, однако - оно жестко защищает свои политические интересы, политические интересы национального большинства и гарантирует безопасность членам своего сообщества.
  
  Сама философия национализма, его смысл - заключен в высоких национальных ценностях, которыми являются - человек и его сообщество, то есть - нация и ее представители. Именно жизнь, процветание, права и свободы наций и их представителей, являются объектом интересов национального государства.
  
  Ведь сама легитимность любого государства, согласно самих Международных норм, определяется активным участием граждан в процессе принятия решений по общественным и государственным вопросам, то есть, мы здесь говорим о том, на сколько государство выражает интересы той или иной нации. Так вот, только то государство по своей природе легитимно, которое не нарушает признанных человечеством Международных норм о самоопределении наций в их политической самоорганизации.
  
  Национализм объединяет людей на основе единого языка, единых традиций, истории и единой кровнородственной связующей, что "выливается" и в эмоциональную составляющую национального сообщества, а общие интересы нации, ставят перед нацией определенные задачи, дают ей ориентир для решения поставленных задач, идейно сплачивающий общество в достижении им материальных и духовных благ.
  
  Национализм является одной из важнейших ступеней обществнного развития, национализм как идея о новом устройстве общества, приходит на смену экономически отмирающей феодальной формации. Он, на волне буржуазных экономиеских преобразований, вводит новые формы политического устройства общества с его демократическими институтами управления.
  
   Дело все в том, что любые буржуазные революции, или буржуазные реформы, несущие капиталистические формы производства и сбыта товаров, вводят на передовые позиции класс материально независимых собственников - буржуазии, которая требует для себя перспективных позиций в обществе, дающих буржуазии перспективы экономического развития. Именно буржуазия, стремящаяся к рычагам управления обществом, и вышедшая по своему приемуществу из недр определенной нации, вводит эту нацию в государственную систему управления.
  
  То есть, каждая буржуазная революция является по своему внутреннему содержанию революцией национальной.
  
  В вопросе об национализме необходимо дать и определение Национальному государству. "Национальное государство - это территориальное образование, в котором способ политического управления обществом и сама структура социального устройства, образуются и функционируют с учетом национальной идентификации и интересов титульной нации, которая составляет большинство граждан страны".
  
  Национальные партии формируют национальное правительство, гарантируя курс государства на защиту и реализацию интересов национального большинства. Предположим, что национальные партии, выражающие интересы подавляющего большинства граждан, относящейся к титульной нации, выдвигают своих кандидатов на руководящие посты в государстве, или выдвигают на выборах тех или иных уровней своих кандидатов на депутатские посты законодательных органов национального государства. В этом случае, партии большинства неминуемо возьмут на выборах большинство голосов избирателей за своих кандидатов, так как электоратом национальных партий являются граждане, относящиеся к титульной нации, которая вбирает в себя удельное большинство граждан национального государства. Потому, любые национальные силы в национальном государстве, заинтересованы в развитой демократии, которая дает большинству граждан страны широкие возможности участия в государственной и общественной жизни общества.
  
  
  
  Становление идей национализма в 18 веке принесло обществам "постфеодальной" Европы высокое развитие, практически, во всех сферах жизнедеятельности, так как национализм утверждает, что люди должны разговаривать на родном языке, а значит, и творить на родном языке и исходя из своих культурных традиций. Именно этот фактор внес коррективы в образовательный процесс Европы - писатели и поэты начинают создавать свои бессмертные творения на родном языке, они начинают проявлять интерес к национальному фальклору, и тем самым, способствуют развитию своего языка в его литературном варианте и популяризации истории своих народов.
  
  В национальных государствах идут преобразования - появляются новые празднества, а композиторы сочиняют новую музыку, развивается поэзия, в жизнь европейских государств входит патриотизм, а национальные элементы все более проявляются в муниципальных законодательных актах, архитектуре и литературе. Более того, высокие позиции религии начинают смещаться, а владение государственным языком, то есть - языком национальным, начинает играть в жизни людей принципиальную роль в приобретении ими материальных благ. Данный факт связан с развитием капиталистических отношений, которые занимали все более выгодные позиции в обществе, и были заинтересованы в расширении границ единого рынка.
  
  Сам национализм проводит идентификацию человека с национальной культурой и языком, и здесь огромную роль играет сфера образования. Если большая часть "низких" социальных слоев в Европе начала 18 века была не грамотна, то национализм, несущий капиталистические отношения, должен был образовывать общество, формируя его в формате новых экономических отношений. Так, система всеобщего образования наделяет общество базовыми профессиональными навыками - минимум, обучает грамоте, и позволяет населению напрямую эффективно общаться с органами национального государства. Также, система образования способствует поддержке культурных ценностей - истории, литературы, языка национального большинства населения.
  
   Потому, национализм ставит образование на должную высоту, уделяя особое внимание сфере образования, как сфере, которая всецело формирует культурный потенциал нации, и поднимает общество на необходимый уровень грамотности, позволяющий принимать участие в жизнедеятельности государственных и общественных структур. Кроме того, образование в национальном государстве естественно нацелено на то, чтобы помочь гражданину встроиться в капиталистические отношения, которые требуют от человека определенных знаний.
  
  
  
  Здесь, для более полного понимания доктрины национализма, я немного заострю внимание на некоторых исторических фактах, свидетельствующих о прогрессивной роли национализма в развитии человечества.
  
   Так, в 19 веке аббат Баррюэль и философ Гердер ввели такой термин, как "национализм", а одним из ярких проявлений национализма стала борьба Нового Света против испанского колониализма. Национализм являлся для угнетенных народов той идеей, с помощью которой они поднимали знамя свободы против своих угнетателей, о чем и свидетельствует история революций в Америке и Франции.
  
  К началу 19 века национализм становится ведущей идеологией в мире - идеологией, обеспечивающей общественный подъем в период переходного периода от феодализма к капиталистической экономике, что неминуемо вело к повышению эффективности национальных государств политически и приводило их к экономической мощи.
  
   Если в 18 веке национализм в США был "гражданским", то в странах центральной и восточной Европы он возник как реакция на французскую оккупацию, а значит носил этнический характер. Национализм в 20м веке был взят на вооружение народами Азии и Африки против британского и французского колониализма. Пример борьбы индийских националистов, лидером которых был М.Ганди, против английской колональной политики, говорит нам о прогрессивной роли национализма в освободительной борьбе народов за свои политические права. Индийский национализм, выражавший интересы индийской буржуазии, не только сыграл огромную роль в освобождении Индии от английской колониальной зависимости, но и сверг феодализм, приведя Индию к новой экономической формации - к капитализму.
  
  Здесь я отвлекусь, и обозначу один момент: на смену феодальной экономической формации приходит новая экономическая формация - капиталистическая, которая вводится в жизнь при помощи буржуазных реформ, несущих вместе с новой капиталистической формацией и идеи национализма. Потому, все государства мира, которые перешли от феодализма к капитализму, произвели естественное становление в своих странах идеологии национального развития общества. То есть - становление государств, как государств националистических, прошли такие страны как Франция, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Дания и другие. Это закономерный исторический процесс, который наша страна еще должна пройти, и она его пройдет неминуемо - историческую закономерность не остановить.
  
  
  
  В данной работе я затрону мысль, которая касается, так называемого, "гражданского национализма". Считаю, что "гражданский национализм" - это, своего рода, ловушка для электората. Например, власть, которая посчитала, что ей на данный политический момент выгоднее представлять себя в свете выразительницы национальных идей, начинает вещать обществу о том, что она состоит из "хороших" националистов, пытающихся скрепить все нации страны в единой нации. Получается тафтология, а в простонародном выражении - извините, "туфта". Так вот, объединение множества наций в одну нацию - жулики от власти называют "гражданским национализмом".
  
  "Гражданский национализм" не может быть способен обеспечить единство наций, так как он базируется только на рассудке, а основными категориями, которыми оперирует "гражданский национализм" - это гражданство и политические права, что является только внешними факторами для широких масс людей. "Гражданский национализм" не включает в себя такие необходимые для скрепления человеческих сообществ факторы, какими являются - культура, традиции и генетическая составляющая человеческих сообществ. Потому, "гражданский национализм" не может обеспечить единство человеческих сообществ на сколько - нибудь долгую перспективу их развития. Также, он не способен обозначить отличительные черты в национальной идентификации, а его вклад в формирование "гражданской нации" более опирается на территориальную привязанность.
  
  Поэтому, когда мы говорим о "гражданском национализме", то мы говорим об интернационале, пытающемся скрепить нации при помощи "привязки" населения к определенной территории, а также, интернационале, пытающемся подменить понятие национальной идентификации на принадлежность к тому или иному гражданству.
  
  
  
  Предлагаю рассмотреть некоторые моменты истории становления русского национализма в нашей стране в разные эпохи ее существования.
  
  Так, национализм в России, как философская мысль и доктрина развития общества, появляется в 18 веке. Это связано с тем, что высшие круги русской аристократии и дворянства проявили интерес к западноевропейским философским течениям. Однако, национализм, как внутренняя составляющая человека, стремящегося служить собственному народу, быть ему полезным и отстаивать его позиции на разных общественных поприщах, существовал всегда в русском обществе.
  
  Если мы возьмем за пример освободительную борьбу русского народа под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина с польской оккупацией, то мы здесь говорим о естественных потребностях русских людей в националистических идеях единения народа и защиты его интересов перед внешней угрозой. То есть, речь идет не о каких - то терминах, речь идет о естественной необходимости нации в защите своих позиций, и эти позиции, я считаю, нация должна отстаивать не только перед военной внешней угрозой, несущей нации смерть и порабощение, но и отсаивать их в различных сферах общественной деятельности - экономике, культуре, образовании и так далее.
  
  Национальный подъем заметен и в эпоху Петра Великого, когда Россия сделала рывок в науке, вышла к Балтийскому морю, достигла успехов в кораблестроении, провела реформы в армии, модернезировала свою экономику и провела реформы в способе управления обществом. Эти реформы вызвали восхищение в прогрессивном Западном мире - за одно поколение Россия прошла путь нескольких столетий, что дало возможность русским людям смотреть на Западных иностранцев как на равных партнеров.
  
  Допетровская Россия не имела своей серьезной науки, не имела флота, а ее торговые связи были весьма ограничены. Все это наносило русскому прогрессивному обществу урон, и не только в материальном плане, но и в плане национальной гордости за свой народ. Ведь именно удар по национальной гордости Петра Великого и его сподвижников, побудил провести ими указанные реформы.
  
  Одной из ярких страниц единения наших граждан, единения всех сословий в одно целое, с осознанием рускими людьми своей национальной принадлежности вне всяких сословий и титулов, было явлено в период Отечественной войны 1812 года, когда оккупационные фрнцузские армии угрожали независимости русского народа. Именно на редутах Бородинского поля в одном строю дрались высшие и низшие чины армии. Офицеры - аристократы по - происхождению и рядовые из крестьянского сословия, отбивая многочисленные атаки противника, ощущали себя русскими людьми, сынами своей нации. Тогда, в 1812 году, нация в одном порыве готова была жертвовать всем своим состоянием, жизнями своих представителей ради победы над врагом.
  
  Русский национализм оставался идеологией элиты до того момента, пока он не был взят на вооружение прогрессивными движениями монархической России. Так, в обществе сформировалось национальное Движение, породившее в себе Южное и Северное общество. Именно в этих обществах Пестель и Муравьев - Апостол творили свои проекты преобразования России. Проект Пестеля преобразования страны, включал в себя идею замены монархии на республиканский способ управления обществом, а проект Муравьева - Апостола предлагал воплотить в России Конституционную монархию. Именно Пестель разработал прогрессивнейшие проекты преобразования общества, подразумевавшие отмену сословных превилегий, равенства всех граждан перед законом, наделения крестьян земельными наделами за счет феодальных землевладений. Именно Пестель говорил о колонизации Северного Кавказа, и о возможности ассимилировать в русском народе Северокавказские народности.
  
  Проекты Пестеля превзошли реформы России 1862 года, они и сейчас в полной мере не воплощены в жизнь. Именно Муравьев - Апостол, Пестель и другие преданные русскому делу офицеры, в 1825 году на Сенатской площади потребуют введения Конституции в России и демократических свобод. Это была первая отчаянная и смелая попытка русского национализма войти в политическую жизнь страны.
  
  После выступления декабристов на Сенатской площади Санкт - Петербурга самодержавная власть с напряжением смотрела на мысли прогрессивной русской общественности о преобразовании общества в его демократическом ракурсе, а восстание в 1830 году в Польше, носящее характер национально - освободительной борьбы польского народа за свои политические права, подтвердило мнение властей в том, что всякие преобразования в обществе вредны.
  
  Однако - это мнение самодержцев было ошибочным, общество нужно было глубоко реформировать, что "выбило" бы всякую почву для новых кровавых потрясений в стране. Проекты Пестеля о республиканской России и о демократических свободах русского общества, должны были быть воплощенны еще в начале - середине 19 века, что ликвидировало бы в будущем всякие возможности для сторонников идей марксизма провести революционные преобразования в стране, которые привели в 20 веке к геноциду русского народа и к диктатуре коммунистической партии.
  
  Здесь я должен отметить, что самодержавие в России достаточно враждебно относилось к национальным меньшинствам страны, и само, в свою очередь, опасалось опираться в своей политике на национализм русского большинства граждан в силу его стихийности. Однако - самодержавие использовало национализм меньшинств в других государствах в своей внешней политике. Например: имперская Россия поддерживала панславизм в Австро - Венгрии и Османской империи.
  
  В 1917 году к власти в России пришли большевики (большевики - радикальное марксистское течение), которые заявили, что "великодержавный национализм" является одной из враждебных идеологий советской власти, и противопоставили идеям национализма идею интернационализма. Для русского национализма, как выразителя интересов русской нации, настали времена мрака.
  
  Мракобесие захлестнуло общество - большевики развязали массовый террор против своих граждан, они сформировали ударные карательные подразделения из представителей финской, китайской, латышкой национальностей - китайские, финские и латышские боевые ударные и карательные отряды истребляли русское население, которое не принимало установлений советской диктатуры.
  
  С установлением советской власти на всей территории бывшей Российской Империи, советское правительство взяло курс на смешение наций с целью создания единого советского народа, и создание единой советской культуры. В СССР, в отличие от национальных государств, от граждан не требовалась политическая активность - граждане обязаны были с особой благодарностью принимать все то, что советское государство им давало, или разрешало - власти нужны были не граждане, а "слепая" покорная масса.
  
  Одна из самых больших советских республик - РСФСР, не считалась республикой национальной, а русский народ в ней не считался носителем особой этничности, он не был нацией титульной в советском государстве. Более того, власть старалась преуменьшить заслуги русского народа в строительстве СССР, однако - русский народ всегда был тем хребтом государства, на котором произростала политическая и экономическая мощь СССР. То есть - советская власть использовала в своих конъюктурных целях русский народ, сделав его всего лишь "материалом" для скрепления своего государства.
  
  Постсоветский период истории Русского национализма характеризуется тем, что русские националисты, создав национальные союзы и партии, продолжают свою политическую работу в ракурсе прогрессивного преобразования нашего общества. На сегодня в Русском Национальном Движении состоит цвет русского народа - ученые с научными степенями и званиями, врачи, учителя, инженеры и служащие, юристы, известные публицисты и блогеры, журналисты, люди рабочих специальностей и простые домохозяйки - все те, кто внутренне ощущает свое единство с русской нацией, те - кто чувствует потребность в преобразовании общества, те - кто считает, что он нужен делу нации в преобразовании нашего мира.
  
  Совершенно не странно, что Русское Движение включает в себя все социальные и профессиональные слои страны, ведь национализм выражает интересы большинства граждан страны, выступает с демократических позиций развития общества, и он естественно нацелен на прогрессивное преобразование общества экономически, а значит, он и полностью отражает интересы граждан.
  
  Я считаю, что на сегодняшний 2015 год переход нашей страны от имперского к национальному способу функционирования еще далеко не завершен, этот путь тернист и долог, но мы его пройдем сообща - наша страна не может его не пройти, путь становления национализма - это путь исторической закономерности, несущей в себе новую экономическую формацию для нашего общества.
  
   Лев Трапезников
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"