Жертва любви
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Юрий Трещев
ЖЕРТВА ЛЮБВИ
роман
1
За окном шел дождь...
Остров и излучина реки лишь смутно угадывались, укрытые зеленовато-серой пеленой мороси...
Взгляд Марии скользнул по полустертому фасаду речного вокзала, поднялся чуть выше, обогнул гнилой пруд, болотистую низину с горбатым мостиком, перебежал унылый дворик и остановился на обшарпанном венском стуле, стоящем на террасе, ножки которого утопали в ворохе мертвых листьев.
Накинув на голые плечи плед, Мария включила радио.
Передавали последние известия, не очень утешительные.
Мария убавила громкость и заглянула в детскую комнату. Аркадий распеленался и сучил ножками, как будто карабкался по нескончаемой лестнице, стоящей на земле и касающейся неба, как во сне Иакова, сына Исаака и Ревекки, внука Авраама, родоначальника 12 колен Израиля.
Мария стала пеленать сына, и вдруг он залепетал что-то на языке ее родителей. Мария невольно отступила. Она ни слова не смогла ему сказать, лишь умильно улыбалась. И ведь ничего особенного не произошло, у младенцев есть способность объясняться на любом языке. Они, как музыкальный инструмент, на котором играет Дух Божий...
Родители Марии, евреи, умерли в ссылке, не устроив ей будущего. Дядя Август взял на себя ее содержание и воспитание. Он научил ее скучать, держать прямо спину и штопать носки. Судья в отставке, он был просто копией отца Марии, но попроще, не избалованный вниманием и славой. Всю жизнь он проработал судьей, хотя мечтал стать писателем, как брат, который только и жил, чтобы писать, и от которого после смерти не осталось ни книг, ни даже могилы. По ночам, когда дядю Августа мучила бессонница, он писал одноактные пьески с тремя или четырьмя персонажами и всегда с плохим концом, материал для которых брал из судебных архивов. Писал он просто, без особой выдумки, раздувая мелкие происшествия до размеров трагедии. Свои пьески он ставил в клубе для узкого круга знакомых и дев пенсионного возраста с усталыми глазами и скрюченными артритом пальцами на ногах и руках. Девы смеялись и кусали губы. Дядя Август возвращал им воспоминания. Собирались они по пятницам на чердаке бывшего дома губернатора, приспособленного под дом культуры. Ничего другого им жизнь не оставила, кроме старости и этих собраний на седьмом небе, куда они добирались на жутко скрипящем подъемнике.
В 70 лет у дяди Августа развилась слоновая болезнь, и ему стало трудно ходить. После посещения доктора и его неубедительных утешений, дядя Август нанял сиделку. Это была унылая дева, неопределенного возраста и происхождения. По бумагам она была русская, но родилась в Польше. Ее родители исчезли во время немецкой оккупации, и свою жизнь она провела в поисках их следов, переезжая из города в город и все дальше удаляясь от польской границы. С девой дядя Август чувствовал себя лучше. Немощное существование так горестно. Дева спасала его от тоски, а он учил ее слушать шум дождя и пить портвейн, в чем, безусловно, не было злого умысла. Иногда он путешествовал с ней по своим пьесам, содержание которых, даже еще ненаписанных, знал на память. Осенью у девы завязался роман с одним поэтом, затерявшимся в толпе знаменитостей. Роман этот расцвел в один день. Таковы странности любви. Утром они познакомились, а вечером он вошел в поток прохожих, и поток унес его. Был, и нет его. Что такое мужчина, если не видимость. Именно как видимость он и поразил ее. Долгими зимними вечерами дева рассказывала Марии об этом злосчастном дне, копируя стиль пьес дяди Августа. Это было не единственное ее любовное переживание. Когда-то дева была красивой женщиной и могла бы жить иначе, чем жила, не совсем плохие люди ее окружали, но мужчины оказывались не такими, как ожидалось и все ее романы были несчастные. Вспоминая прошлое, она волновалась, если судить по затрудненному дыханию и по тому, сколько раз за вечер медленно, с похоронной торжественностью она подходила к заветному буфету, где дядя Август хранил портвейн. От вина у девы кружилась голова, и ее рассказы становились более откровенными. Иногда она замолкала и всматривалась в бледное личико Марии, на котором поблескивали, меняя цвет, глаза, как окна в лучшие миры, постепенно тускнеющие с возрастом. Слушая пространные и расплывчатые откровения старой девы, Мария впадала в оцепенение, из которого ей не хотелось возвращаться. Закрыв глаза, она парила в какой-то ложной призрачности среди птиц, облаков и тысячи тысяч ангелов, прикрывающих лица и ноги крыльями. Ветер дул ей в спину, того ветра она и держалась, и летела, опьяненная высотой и тишиной, в которой Бог творил свое дело. И вдруг ее охватывал страх. Не находя никакой опоры, она падала в какую-то бездонную яму. Падение вызывало у нее тошноту, и она приходила в себя. Дева все еще что-то рассказывала низким грудным голосом и вздыхала, поглаживая сухими шершавыми пальцами обивку кресла. Лица ее не было видно. Казалось, она спала и разговаривала во сне.
Дева научила Марию воображать о мужчинах и, ложась в холодную постель, Мария как будто ложилась на угли, тлеющие в пепле.
Весной случилось несчастье. Дева провалилась под лед, переходя в темноте через заснеженную низину, простудилась и умерла.
Вскоре умер и дядя Август.
Марии пришлось окунуться в мир, населенный не героями из пьесок дяди Августа, а совершенно незнакомыми и не совсем понятными ей людьми, которых породил неизвестно кто. Одно время она работала в выставочном зале, потом устроилась в библиотеку, где и встретилась с Плискиным, известным историком. Плискин знал Марию, когда она была еще ребенком. Мария рассказала ему историю отца, в изложении дяди Августа. Плискин проявил сочувствие и пригласил Марию к себе. В тот вечер у него были гости: Роман Гостев и какой-то старик, чем-то похожий на Данте. Погруженный в свою усталость, старик полулежал в кресле у окна с обвисшими по краям гардинами палевого цвета, тупо упершись взглядом в вывеску, которая раскачивалась на ночном небе, кажущемся пустым и выцветшим, а Роман слушал патефон, перебирая пластинки Апрелевского завода. Увидев Марию, он на миг замер. Мария поразила его своим видом: тоненькая, грациозная, в облегающем платье, зауженном книзу и в ботиках на меху. Мысленно он дорисовал ее облик и поместил в свою картину, которую писал уже несколько лет. Сквозь улыбку он увидел, как Мария вошла в картину, поблескивая очками. Это был первый слой. За ним просматривались другие слои различной давности и другими персонажами, от которых остались только фрагменты, подобно тому, что остается от сна в глазах.
Ближе к полуночи, стряхнув с себя оцепенение, Роман вызвался проводить Марию. Сначала они шли вдоль реки, потом через болотистую низину, обогнули пруд, протиснулись сквозь толпу у касс кинотеатра, заглянули в питейное заведение у казарм, выпили красного вина и направились к длинному и довольно мрачному дому, с крыльями флигелей. Путаясь в ключах, Роман открыл дверь черного хода, обитую ржавым железом. Мария испытывала смешанные чувства, когда шла следом за ним по нескончаемым коридорам и лестницам, спускающимся во мрак, куда взгляд не в силах был проникнуть. В преисподней этого дома у Романа была мастерская, и он предложил Марии позировать ему. Она согласилась. Роман шел чуть впереди. Иногда он оборачивался, и что-то говорил, но Мария ни слова не понимала и испуганно содрогалась от прикосновений обступивших ее серых стен, словно покрытых потом. Наконец они пришли. Роман включил свет. Какое-то время Мария с любопытством разглядывала картины, которые занимали все стены мастерской, и глаза ее меняли цвет, как цветы на холоде...
* * *
За окном все еще шел дождь. Стекла запотели. Поверхность ровная, нетронутая, лишенная двусмысленного блеска и прозрачности. Мария рассеянно и безотчетно провела ладонью по стеклу и увидела террасу, пустой стул, утопающий в ворохе мертвых листьев, и длинный, полустертый сумерками фасад дома, из арки которого вышел Роман и побрел через двор, забредая в лужи и оглядываясь по сторонам. В темноте у лестницы его кто-то остановил. Мария вытянулась и привстала на цыпочки, но увидела лишь тень незнакомки. Тень нерешительно качнулась. Словно сопротивляясь искушению, незнакомка сделала шаг вперед. Сердце у Марии сжалось, когда она узнала Анну, жену Плискина.
Эпизод как в театре. Мария в темном зале, а Роман и Анна за неяркими огнями рампы. Анна была с собакой, которую она держала на поводке. Она была похожа на иностранку, фигура стройная в облегающем плаще с разрезом, волосы собраны в узел на затылке. Передав Роману какой-то пакет, Анна пошла к арке, осторожно ступая по палой листве и обходя распростертые лужи. Все еще под впечатлением от увиденной сцены, неявно предполагающей некую развязку, Мария задернула гардины.
В ее темных фиалковых глазах блеснули слезы.
Точно такие же глаза были и у Аркадия, который надув на губах пузырь, затих. Скосив глаза, он разглядывал отражающиеся на поверхности пузыря картины отца.
Пузырь лопнул. Удивляясь, Аркадий снова надул пузырь...
Между тем, Роман поднялся по лестнице на террасу, затем на второй этаж, повернул налево по коридору. Мария открыла ему дверь. Он вошел.
--
Зачем она приходила?.. - спросила Мария, окинув Романа быстрым, пытливым взглядом и пересиливая невольную дрожь.
--
О чем ты?.. - Роман сбросил плащ. Пакет упал на пол. - Ах, это... Анна еще совсем ребенок и сама не понимает, что просит... я не бог... а как там наш маленький гений?..
--
Спит...
--
Устал ужасно... - пробормотал Роман наполовину во сне.
--
Ты даже не поцеловал меня...
--
Да?.. - Он смутно улыбнулся уже из сна и лег на свою половину кровати. Он лежал, прикрытый лоскутным одеялом, лицо бледное, вытянутое, небритое, под глазами желтоватые тени, губы синие, точно у трупа.
Мария смотрела на мужа, беззвучно плакала и начинала ненавидеть картину, которую Роман писал уже не один год, пытаясь вместить в нее все, что отыскивал в своих воспоминаниях, как в чужих снах.
В окно сочился слабый свет утра, а Мария все еще плакала, и взывала к Богу. В ответ она слышала лишь глухие утешения...
Шел дождь...
* * *
Прошло семь лет.
Все то же тусклое, серое небо висело над городом, и уже неделю Роман пропадал в мастерской. Мария накинула на голые плечи плед на манер античной тоги и, послонявшись по комнате, включила радио. Минуту или две она слушала последние известия, потом убавила громкость и заглянула в комнату сына. Аркадий спал. Что-то ему снилось. Губы его шевелились. Мария подоткнула одеяло, легко, не без ласки, коснулась рукой его лба и вышла.
По радио все еще передавали последние известия.
Кутаясь в плед, Мария прилегла на свою половину кровати. В полночь, под звуки гимна она заснула. Иногда она вздрагивала во сне и как будто скулила или задыхалась. В темноте сна она искала и не находила Бога, пока не вспыхнул свет. Она близоруко сощурилась. Роман сидел на своей половине кровати в штопанных носках и в рубашке, хмуро уставившись в окно.
"Просто копия дяди Августа..." - подумала Мария.
Как-то Мария проснулась среди ночи с ощущением, что на нее кто-то смотрит. В окно заглядывала луна и все преображала. Вещи имели какой-то необычный вид, даже цветы. Они как будто шевелились и вздыхали. Ей стало страшно. Она откинула одеяло и выбежала в коридор. Дверь в комнату дяди Августа была приоткрыта, и оттуда доносились странные звуки: вздохи, стоны.
Комната была залита неверным уличным светом.
Дядя Август был не один. Он на миг оторвался от незнакомки и с изумлением глянул на Марию. Она была похожа на маленького ангела в белой ночной рубашке с крылышками рукавов. Ей было 13 лет.
Крылышки затрепетали.
Закрыв лицо руками, Мария отступила.
После смерти жены, дядя Август утешался уличной любовью и пил, пытаясь найти в этом какое-нибудь спасение. Иногда он возвращался за полночь, и разума у него было не больше, чем у иных младенцев или стариков, которые слишком много мнят о себе.
Проводив незнакомку, дядя Август заглянул к Марии. Выглядел он ужасно и вел себя так, как будто Мария была послана ему небом, чтобы избавить от мучений этой жизни, полной обмана и предательства. Кусая губы и тяжко вздыхая, он поведал Марии о том, что его мучило и искушало. Он рассказал ей всю свою жизнь, как если бы она уже закончилась. Он наговорил много лишнего, о чем лучше было бы умолчать...
В окно уже заглядывало утро. Дядя Август задремал, а Мария, послонявшись без дела, стала штопать его носки. Она штопала носки и думала о дяде Августе, о родителях, потом о себе.
--
От твоих родителей пришло письмо... - сказал вдруг дядя Август каким-то потусторонним голосом.
--
Ты это серьезно?..
--
Вполне...
С некоторых пор у дяди Августа открылся дар - он предвидел и подозревал нечто вскоре случающееся. В ночных видениях перед ним как будто раскрывалась книга, и он читал, не переворачивая страниц и не своим голосом.
Но не все он мог прочесть.
Некоторые страницы в книге были вырваны.
Так он говорил.
Мария спустилась вниз и нашла в почтовом ящике письмо от родителей, которых арестовали по доносу.
Вся в слезах, Мария читала и перечитывала письмо. Ей казалось, что она слышит голос матери, ее наставления.
Дядя Август промолчал. Он не сказал Марии о том, что пока шло письмо, ее родители успели умереть. Они погибли в одну ночь. Смерть погубила в ту ночь и начальство, и прочих заключенных. Уцелели лишь собаки, которые стали волками, а птицы заранее перелетели на другое место. Птицы, как и крысы, чувствуют смерть.
--
Пойду-ка я посижу на террасе, что-то мне по себе... - дядя Август поцеловал Марию в лоб и ушел.
Дядя Август ушел и не вернулся. Мария нашла его на могиле тети уже окоченевшего. Он умер во сне, когда человек наиболее уязвим. В рубашке и заштопанных носках он сидел, привалившись спиной к ржавой оградке. Кто-то уже успел снять с него брюки и сапоги.
Точно таким Мария и увидела Романа. С трудом сдерживая слезы, она вышла в коридор. В ванной комнате она проглотила несколько таблеток одну за другой, потом тупо глянула в зеркало, как будто это была дверь. На миг она заглянула за эту дверь, и ее вырвало.
"Боже мой, какая же я идиотка..." - подумала Мария, когда вернулась туда, откуда вышла и где не хотела больше жить. Мысли ее смешались и застыли на одном месте.
Какое-то время Мария была просто несчастной женщиной.
Из окна доносились завывания ветра, лай собак.
Немного успокоившись, Мария заглянула в комнату Аркадия. Он спал, переносясь по воздуху из одного сна в другой, как доктор Фауст и другие, менее известные люди, и даже не подозревал, какой избежал опасности...
* * *
До причала Аркадий проделал путь пешком. У причала его ждала Ада, ангел с голубыми глазами, золотистыми локонами и голосом сирены.
Аркадий помог Аде забраться в лодку, и они поплыли, миновали мост, развилку, песчаную отмель. Лодка закачалась на открытой воде.
Внезапно с безумным ревом на лодку обрушился шквал. Резкий удар подбросил лодку. Оглохший от шума в ушах, в каком-то оцепенении, будто все это происходило с кем-то другим, Аркадий увидел испуганное личико Ады, ее взметнувшиеся руки и погрузился в темноту, в которой постепенно прояснилась песчаная отмель и тело Ады. Она была похожа на куклу, но грязь на платье и на теле, была настоящая, и песчаная отмель и пена.
Аркадий потряс Аду за плечи. Она не дышала. От отчаяния и страха он разрыдался и очнулся.
Увидев оборванную портьеру, разбросанные игрушки на полу, знакомые тени деревьев на стене, Аркадий улыбнулся сквозь слезы, потом вытер нос и утешился, но заснуть не смог. Он лежал и смотрел на луну, подвешенную к потолку неба вроде лампады. На стене шевелились тени, иногда они трогали портрет деда Августа. Глаза его поблескивали, как живые. Казалось, он следил за Аркадием из другого мира, а Аркадий следил за ним, потом перевел взгляд на муху, попавшую в картину.
Взгляд Аркадия скользнул дальше по стене и застыл. Он услышал за стеной плачущий голос матери.
Откинув одеяло, Аркадий встал и, шлепая босыми ногами, вышел в коридор.
Дверь в комнату матери была приоткрыта.
Аркадий приник к щели. Лица Марии он не видел, лишь нечто взволнованное, говорящее, и с быстрыми жестами. Косноязычный, как Моисей, Роман отмалчивался, чтобы не пришлось сожалеть о сказанном. Он сидел, сгорбившись, как если бы хотел спрятаться в самом себе. Лицо его было пустым, точно у манекена, и все доводы Марии тонули в этой пустоте.
--
Да, ты гений, а я дура... конечно, кто же еще...
--
Давай обсудим все это завтра... в том числе и твои ревнивые фантазии... - Роман пробормотал еще несколько невнятных слов наполовину во сне и улыбнулся уже из сна...
--
И не улыбайся так, меня бесит, когда ты так улыбаешься... - воскликнула Мария...
Аркадий присел на корточки у окна, ожидая, чем все это кончится...
Снова начался дождь.
Склонив голову вниз и набок, Аркадий рассеянно следил за сползающими по запотевшему стеклу каплями. Он постепенно погружался в свои грезы, которые имели странную власть над ним...
Дверь в комнату распахнулась и захлопнулась. Аркадий невольно вздрогнул. Все, что грезилось ему, отступило и исчезло: и полоса низкого морского берега, меняющегося на глазах, и шум моря, напоминающий гул встревоженных голосов, в котором улавливались только отдельные фразы, пронзительно отчетливые, как крики чаек...
Сонно моргая, Аркадий заглянул в комнату родителей.
Отца в комнате уже не было. Он ушел. Мать сидела на кушетке, зажав руки между колен, и плакала.
"Почему она плачет?.." - подумал Аркадий, изо всех сил сдерживая слезы.
И все же он расплакался и забился в свое убежище под лестницей с картой, подзорной трубой и другими мелочами, нужными путешественнику. Отсюда он отправлялся в крестовые походы на Иерусалим по суше или по воде, освобождать от арабов Гроб Господень.
Час или два Аркадий лежал на продавленной кушетке наполовину наяву, наполовину во сне и бормотал какие-то отрывочные фразы, среди которых можно было различить слово Ада.
В первый раз Аркадий увидел Аду на детском утреннике. Он дернул ее за косу, а она ущипнула его, и показала язык. Так они познакомились. Потом они загорали на пляже среди пальм и каких-то экзотических растений, купались в песке и играли с нарисованными дельфинами, а ночью он все это записал в тетрадь, каждый ее вздох, как стихи, правда, иногда ему не хватало слов. Слова увиливали, ускользали и в записях оставались лакуны, которые он заполнял многоточиями...
Аркадий полистал свои записи, потом шумно вздохнул и глянул в окно, напоминающее иллюминатор.
Перед ним, насколько хватало глаз, тянулась пустыня вод. Волны, перемешанные с ночью, сонно плескались у его ног, оставляя пену меж камней.
Вода постепенно светлела. Стали различимыми мелкие водоросли, рыбы, среди которых Аркадий увидел Аду... она соединяла в себе грацию, красоту и слабость... кожа ее то золотилась, то серебрилась, то становилась кровавой, бледнела, снова вспыхивала...
Не веря своим глазам, Аркадий спустился к ней по обрывистому берегу, судорожно хватаясь за ветки олеандров и миртов с красными, розовыми и белыми цветами.
Камни с шумом осыпались в воду, разбудили Аду... она испуганно глянула на Аркадия и побежала по воде, оставляя за собой зыбкий след ряби...
Аркадий еще раз шумно вздохнул уже наяву, где он был ребенком, ощупью бредущим по коридору, потом по лестнице черного хода... у него были рыжие волосы, как у отца и он был в заштопанных носках и в длинной рубашке.
Начинало смеркаться. На улице не было ни души.
Аркадий перебежал улицу и пошел по шаткому дощатому настилу к пристани. Он остановился у полузатопленной лодки, прикованной к свае ржавой цепью, помедлил, потом разделся и бросился в воду. Он плыл и боялся, что не доплывет до острова. Наконец сквозь сквозистую поросль он увидел одиноко стоящий дом, в котором жила Ада. Дом казался необитаемым. Это его несколько удивило. Оступаясь на острых и скользких камнях, он вышел на берег, поднялся на террасу и, опасливо, не без гнетущих предчувствий, заглянул в окно.
В складках темноты обрисовалась фигура Плискина, отца Ады. Он как-то странно раскачивался и поворачивался.
Дверь была не заперта, и Аркадий вошел в дом, слепо ощупывая темноту, повернул налево, потом направо и отступил, наткнувшись на висящего в петле отца Ады... он пытался что-то сказать, но лишь ловил ртом воздух...
В каком-то оцепенении Аркадий смотрел на самоубийцу.
Неожиданно веревка оборвалась, и Плискин встал на ноги... он стоял, весь, дрожа и шатаясь, потом со стоном шагнул к Аркадию, в последних судорогах обнимая и увлекая его за собой в темноту...
В ужасе Аркадий закричал...
Очнулся Аркадий в своей постели...
Было уже утро другого дня. Все еще шел дождь. Аркадий попытался снова заснуть, но не смог. С неожиданной внезапностью перед глазами всплыл отец Ады с затянутой на шее петлей. Аркадий зажмурился и позвал мать. Путаясь в словах, он рассказал ей о том, что увидел на острове.
Мария слушала сына невнимательно, она торопилась на работу.
Уже в трамвае Мария прочитала некролог в утренней газете, посвященный Плискину... он был известным историком...
Сердце ее сжалось... она уронила газету...
На фотографии в газете Плискин был не такой, как на самом деле: невзрачный, неуклюжий...
Плискин не вынес ареста и допросов. Под следствием он оказался в связи с комментарием к истории библейского героя Давида, который, усмирив всех войной, имел самое процветающее царство в мире, однако, охваченный искушением, исчислил свой народ, чтобы оценить силы царства больше по многочисленности народа, чем по милости Божьей, и когда это случилось, ему был послан ангел сказать о трех карах за это деяние и предложил выбрать одну из них: трехлетний голод, трехмесячное скитание в качестве беглеца и трехдневный мор. Давид избрал трехдневный мор, и умерло 70 тысяч человек.
Вот этот комментарий:
"Для истории евреи только жертвы, которых она исчисляет количеством и помнит лишь имена убийц и тиранов..."
* * *
Время шло. Иногда оно останавливалось, как стенные часы, что висели в гостиной, и как будто осматривалось, замечая перемены. После развода Мария убрала все вещи Романа, под лестницу и накрыла их простыней, как саваном, чтобы они не подглядывали за ней, но от мыслей о Романе она не могла спрятаться. Ночью, когда она спала на его половине кровати, он обнимал ее, и говорил о том, что осталось невысказанным, иногда довольно грубо. Она видела Романа таким, каким его сохранил пожелтевшая от времени фотография. Роман только что вернулся из песков Средней Азии и местный фотограф снял его и Марию у портика входа в городской парк на фоне толпы, разогнанной ураганным ветром и ливнем. Они промокли до нитки и укрылись в дупле раскидистого вяза между двумя наростами, как в склепе, где провели ночь и зачали свое единственное дитя...
Ночь растеряла свои звезды и Мария проснулась с мыслью, что во сне она плакала и думала не о Романе, а о Марке. Она знала Марка с детства, одно время даже была влюблена в него, но он исчез куда-то, а потом появился Роман.
Послонявшись по коридору, в чем была, Мария заглянула в комнату Аркадия. Он спал и улыбался во сне. Она осторожно прикрыла дверь...
Весь следующий день Мария провела в библиотеке среди книг. Было уже около девяти часов. Уронив очки, она глянула в окно. Сквозь сумеречную полутьму еще просвечивал закат, рассыпая над городом фиолетовые и бледно-красные цветы.
Прежде чем уйти, Мария еще раз перечитала комментарий Плискина к истории Давида с добавлениями Марка, читала и чего-то боялась, колебалась и разубеждала себя. В добавлениях к комментарию как будто затаился тихий смех Марка, и этот смех говорил о чем-то большем, чем он значил.
Марию уже всю трясло, в ушах стоял звон, стучало в висках...
Одно время по городу ходили слухи, что Марк был безнадежно влюблен в жену Плискина и в приступе депрессии и истерии написал на него донос, после чего скрылся.
--
Все это слухи, слухи и ничего больше... - прошептала Мария, заслоняясь от видения. Жена Плискина вдруг предстала перед ней. Она была почти на 30 лет моложе Плискина... смуглая, стройная, лицо бледное, вытянутое, волосы цвета соломы. Она травила волосы перекисью.
Мария провела рукой по глазам. Вспомнилось, как она столкнулась с Марком на лестнице, когда в подъезде внезапно погас свет. В кромешной тьме она медленно спускалась по ступенькам лестницы, держась за перила, и вдруг кто-то обнял ее. Она вскрикнула. В ту же минуту вспыхнул свет, и она увидела перед собой Романа. Лишь когда он заговорил, она поняла, что обозналась. Это был Марк...
На улице уже царили сумерки, когда Мария вышла из библиотеки. Какое-то время она шла, даже не зная, куда идет, потом опомнилась и повернула назад, свернула в переулок, миновала аптеку, пивную, где у дяди Августа был свой столик и куда иногда заглядывал Роман, вскользь глянула на грязные окна, на облупившуюся вывеску, и пошла дальше. По узкому мостику она перешла на другую сторону болотистой низины. У пруда ее ждала Регина, соседка. Она жила этажом ниже. Это была довольно привлекательная женщина неопределенного возраста с чувственным лицом и крашенными хной волосами.
--
Роман приходил к сыну... - заговорила Регина. - И он был не один, с какой-то девочкой...
--
Вот как?.. - Мария приостановилась и принужденно улыбнулась. В сквозистой поросли она увидела Марка. В ту же минуту он исчез. Он появился уже в подъезде. Пока Мария путалась в ключах, он поцеловал ее в шею.
--
Ты не пригласишь меня к себе?.. - спросил он шепотом.
--
Нет, не могу, сын дома... - Мария закрыла дверь и, не раздеваясь, прошла в свою комнату. Какое-то время она рассматривала семейный портрет. На фотографии она была в облегающем платье, зауженном книзу и в ботиках на меху, такая счастливая. Комок подступил к горлу. Захотелось вернуться в прошлое. Чувствуя, как ее охватывает и душит безысходное отчаяние, точно слепая, она стала раздеваться. Расстегнув блузку, она обернулась. Показалось, что кто-то смотрит на нее из темноты. Аркадий сидел на кровати, привалившись к стене.
"Просто копия Романа... и нос его, точно такой же, с небольшой горбинкой, и губы... пожалуй, нет, губы мои и подбородок... а глаза его, такие же сумасшедшие..." - подумала Мария и спросила:
--
Ты что здесь делаешь в темноте?..
--
Ничего... - пробормотал Аркадий, как-то странно, нелепо улыбаясь.
Мария села рядом с Аркадием. Когда она попыталась его поцеловать, он отстранился, и убежал.
Мария подошла к подслеповатому зеркалу. Минуту или две она разглядывала себя, потом слегка приподняла грудь, тронула живот, провела руками по бедрам, тщетно пытаясь осознать себя такой, какой видел ее Роман в той давней жизни, от которой осталось лишь несколько писем и пожелтевших фотографий.
Мария заглянула в комнату сына. Кровать была смята, но Аркадия не было в комнате. Она накинула на плечи плед на манер тоги и вышла на террасу.
На город уже опускались сумерки. Зажглись уличные фонари. Они напоминали изогнутые стебли лилий с желтыми венчиками.
Послышался чуть внятный шепот.
Чьи-то тени, смеясь, скользнули в сквозистой поросли, играя с птицами и ангелами.
Мария смахнула со стула ворох мертвых листьев и села.
Именно там, куда она тупо, сквозь слезы вглядывалась, вдруг увиделось лицо незнакомца. Она испуганно замерла и в ту же минуту улыбнулась, узнав Марка.
Марк попытался обнять ее.
Она отстранилась.
Марку не удалось преодолеть ее отчужденность, которой она окуталась, и он надолго умолк. Когда молчание стало тягостным, Марк сделал ей предложение. Мария промолчала, лишь улыбнулась уголками рта и как-то странно огляделась, словно все вокруг было одним лишь воображением.
--
Что ты молчишь?.. - Марк заглянул ей в лицо.
"Зачем я ему?.. и что такого он нашел во мне?.." - думала Мария.
Щеки Марии пылали. Она все еще не решалась взглянуть на Марка.
Марк взял в свои руки лицо Марии, поцеловал. Губы у него были сухие, руки влажные, пальцы едва заметно подрагивали...
* * *
Было уже за полночь. Мария разделась и легла в постель на половину Романа и затаилась в своих мыслях, как улитка в раковине.
"Нет, ничего у меня не получится с Марком... и что я скажу Аркадию?.." - думала она.
На черной лестнице послышался шум.
Мария встала, накинула на голые плечи плед.
Открыв дверь, она увидела перед собой Марка.
--
Ты что здесь делаешь?.. уходи... - Стыдясь своей наготы, Мария прикрыла грудь руками. - Нет, останься... - У нее вырвался короткий смешок. Она провела Марка в свою комнату и закрыла дверь на задвижку...
Марк ушел. Мария перебралась на свою половину кровати и заснула. Во сне она улыбалась.
Мария проснулась как от толчка.
Роман стоял посреди комнаты, худой, бледный и какой-то потусторонний.
Посмотрев на Марию с упреком и с жалостью, он исчез.
В окно уже заглядывало утро, а Мария все еще лежала и плакала. Услышав шаги Аркадия в коридоре, она утерла слезы, и позвала его.
--
Мне нужно с тобой поговорить... посоветоваться... только не пугайся, ради Бога... садись... - Мария указала Аркадию место на постели на половине Романа. Аркадий сел и смущенно потупился.
--
Не знаю, как сказать... что если я... - Мария поправила бретельку ночной рубашки, изо всех сил стараясь скрыть свои чувства. - Разумеется, если ты не против...
--
Я не против... - Аркадий встал.
--
Боже мой, я чувствую себя, чуть ли не преступницей... - Мария провела ладонью по лицу и глянула в окно, на излучину реки, на остров. - Между прочим, Марк из вполне приличной семьи, очень приятный и воспитанный человек... и далеко не урод... ну, что ты молчишь?.. - Мария обернулась.
Аркадия в комнате не было...
* * *
Над городом висело серое, безрадостное небо.
Час или два Аркадий провел в полузатонувшей лодке, прикованной ржавой цепью к причалу. Он сидел, свесив босые ноги в воду. Лодка едва заметно покачивалась, точно какое-то морское чудовище с чешуйчатыми боками.
Аркадий любил мать. Эта любовь последнее время вызывала странную неловкость в их отношениях и какие-то путанные и дурные мысли, от которых ему становилось не по себе. Он качнул лодку, потом разделся, соскользнул в воду и поплыл. Ветер был попутный. Он плыл к острову, где жила Ада.
Оступаясь на острых и скользких камнях, Аркадий вышел на берег.
Дом казался нежилым, двор весь зарос травой, окна заколочены. Аркадий обошел дом, заглядывая в окна. Никого.
Недоумевая, он заглянул под крыльцо, где обычно спала собака.
Собаки не было.
"Странно... такое впечатление, что все умерли?.." - подумал Аркадий.
Услышав шум за спиной, Аркадий пугливо обернулся.
У сарая стоял высокий и худой старик в кителе полковника, с лопатой в руках.
Старик был героем войны. На улице на него указывали пальцем, это, мол, тот самый, и шептали, что он до сих пор хоронит своих мертвецов...
От старика Аркадий узнал, что Ада уехала в город к тетке, оперной диве, а часть дома снял под мастерскую художник.
Пятясь, Аркадий отступил к воде....
Аркадий блуждал по городу, забредая в лужи.
Душа его блуждала сама по себе. Иногда она возвращалась и наполняла его смятением и беспокойством.
У длинного дома с башенками по углам Аркадий в нерешительности приостановился. В подвальном этаже этого дома у отца была мастерская.
Несколько осыпающихся ступеней вниз и Аркадий наткнулся на стену темноты, в которой постепенно проросла дверь, обитая ржавым железом.
Аркадий перевел дыхание и постучал, потом еще и еще.
Дверь приоткрылась с истерическим взвизгом.
На пороге обрисовалась тонкая и грациозная фигура рыжеволосой девушки. На вид ей было 13 лет, не больше.
--
Ага, кто к нам пришел... - долетел из темноты голос отца. Пляшущей рукой Роман снял очки от близорукости и в замешательстве улыбнулся. - Да тебя просто не узнать, так вырос...
Повисла пауза.
От неясных предчувствий и безотчетного страха перед какими-то переменами у Романа сдавило сердце.
--
Ну, входи, чего ты ждешь, конца света... - сказала девочка и потянула Аркадия в темноту.
Аркадий вошел, оглядываясь.
Почти 7 лет он не был у отца.
Комната, куда Аркадий вошел, была длинная и узкая, с убогой, неприглядной мебелью.
Взгляд Аркадия скользнул вдоль голой стены в подтеках, напоминающих фигуры кающихся грешников в ризах, чуть задержался на черном диске радио выпуска 1953 года, потом на картине, стоящей лицом к стене, заглянул в подслеповатое зеркало, миновал диван, столик с остатками ужина, тронул герани в вазе с узким горлом, уже ослепшие, потом огрызок яблока и остановился, наткнувшись на гамак, покрытый лоскутным одеялом, над которым трепыхались приколотые булавками рисунки, точно бабочки.
Пока Аркадий осматривал комнату, Роман думал:
"Просто так он бы не пришел... может быть, что-то случилось с Марией?.. он стал так похож на нее... только глаза мои... то же, наверное, считает меня неудачником... так оно и есть, увы..." - Заметив, что Аркадий с недоумением разглядывает гамак, Роман пояснил:
--
В гамаке мы от муравьев спасаемся... да, познакомься, это Юлия... - Роман обернулся к девушке, которая сидела у зеркала и расчесывала волосы. - Она полька, но родилась в Литве... между прочим, она тоже пишет стихи, правда, немного путанные, как и вся наша жизнь... ну, что молчишь?..
--
А что говорить?.. - Аркадий смущенно глянул на Юлию.
--
Надо тебя с Маратом познакомить... - заговорил Роман после довольно продолжительного молчания. - Иногда он бывает на Волхонке... там, в подвальном этаже есть небольшой зальчик, где он читает свои стихи...
Марат был другом юности Романа. Они мечтали завоевать этот город. Оба были молоды, в расцвете лет, по внешности Дон Жуаны, но женщинами они не интересовались. Это факт. Они не позволяли себе отвлекаться. Целиком и полностью они отдавались вкрадчивой и сладостной игре слов, звуков, видений, иногда даже сливались с видениями, а видения сливались с реальностью. Судьба то возносила их, то сбрасывала в пропасть. В конце концов, Роман заклеил себе уши воском, чтобы гомеровские сирены незаметно не овладели им окончательно, и сжег все свои творения в тазике, в котором дед мыл голову, когда красил волосы. Он внял настойчивым просьбам деда и поступил на исторический факультет университета. Учился он не долго. И здесь его постигло разочарование. Надежды улетучились, как дым. Он возомнил себя Цезарем и осмелился в присутствии декана заявить, что историю делают обыкновенные люди, а не тираны. Декан вызвал Романа к себе. Роман пришел бритый, как каторжник. Декан напомнил наглецу, кто его дед и чем Роман ему обязан, но он настаивал на своей идее, приводил факты. Декан выслушал его и выставил за дверь, а дед вкатил ему несколько пощечин. Роман медленно отступил, повернулся и выбежал из комнаты. Уже на улице он заплакал. Он был поражен и обескуражен. Он даже не мог представить себе, что дед позволит себе ударить его. Поведение деда всегда определяла логика, и наказание было соразмерно поступку, но в данном случае дед отдался порыву. Роман глубоко вздохнул и попытался успокоиться. Слезы душили его. Он был так унижен. У него было такое ощущение, что все его предали. Ощутив слабость и привкус крови во рту, он опустился в траву...
Это был безумный день...
С тех пор кем Роман только не был, был даже паромщиком, перевозил людей и скот с одного берега на другой. Когда паром унесло наводнением, он стал просто бродягой, отрастил себе волосы и бороду, питался травой, чуть не умер от истощения.
Все это сделало его человеком, наделенным привычками...
И зачем надо было так мучить себя?..
--
Марат гений... думаю, он все еще жив, если гомеровские сирены не свели его с ума... - Роман глянул на Аркадия. Его вид внушал опасения. - Какие-то неприятности?..
--
Да нет, все хорошо... - Аркадий покраснел и отвел глаза.
"Мария выходит замуж... в этом все дело..." - подумал Роман...
--
И кто он?..
--
Марк... - Аркадий шумно вздохнул, словно избавляясь от некой опасности. Ему было тяжело и неприятно говорить на эту тему.
Повисла пауза.
"Похоже, что он любит мать... и не просто любит... надо найти какую-то ложь, чтобы помочь ему выбраться из этой преисподней... мальчик тонкий, чувствительный, будет сочинять плачи, ломать руки, но вряд ли это поможет... однако, вид у него убийцы..." - размышлял Роман. Он испытывал чувство вины и терзался сомнениями.
--
Что ты на меня так смотришь?.. я не Бог... когда-нибудь это должно было случиться... - Роман принужденно улыбнулся. Что ему оставалось? Улыбаться и делать хорошую мину при плохой игре. - А ты что там затаилась, иди к нам... - обратился Роман к Юлии.
Юлия подошла, теряя шпильки и поправляя на ходу сползающие чулки.
--
Между прочим, Юлия племянница Марка... и мое сокровище... - Роман обнял Юлию. Она смущенно отстранилась и спросила Аркадия:
--
Ты ужинать будешь?..
Аркадий молча покачал головой.
--
Может быть, сходим в кино, тут рядом... - предложил Роман.
--
Сегодня же четверг... - напомнила ему Юлия. - По четвергам у киномеханика выходной...
--
Какая жалость, ну тогда будем читать стихи... раздевайся и забирайся в гамак... - Роман помолчал, потом спросил: - Мать знает, что ты здесь?..
--
Нет... - Аркадий разделся и неловко, с неуклюжей медлительностью заполз в гамак.
Юлия зажгла ночник. Босая, в соблазнительной ночной сорочке, она то терялась среди теней, то снова с неуловимой внезапностью ангелов обретала свои очертания.
Гамак закачался.
Юлия легла рядом с Аркадием. Почувствовав ее дыхание, легкое, немного затхлое, Аркадий затих в каком-то пагубном ожидании. Он боялся даже взглянуть на Юлию, лежал, позабыв себя. Руки его как будто были связаны и ноги стянуты пеленами, как у египетских мумий.
До сих пор половое влечение Аркадия оставалось неудовлетворенным и каким-то затемненным. Неумелые, ощупью деланные опыты волновали его. Ответы матери на вопросы, касающиеся этой извечной темы, были слишком неопределенными, как будто речь шла о защите от какого-то врага, несущего гибель. Мария приводила в пользу своего взгляда доводы и свидетельства, которые на самом деле ничего не доказывали или доказывали ровно обратное. Вокруг этих вещей всегда масса притворства и лицемерия. Собственного же умозрения Аркадию хватило лишь на вымыслы и подсказки снов.
По всей видимости, Аркадий заснул, придавленный усталостью, и когда холодная рука Юлии заползла ему под рубашку с какой-то извращенной изворотливостью, точно змея, он невольно вздрогнул и очнулся.
В окно уже заглядывало бледное утро.
Юлия спала, уютно устроившись в продолговатом гнезде гамака. Ее ночная рубашка скрутилась и задралась, открывая нежно-упругие бедра, живот.
Аркадий стыдливо отвел глаза. Он испытывал и страх, и нежность к Юлии, как и к матери. Когда Мария спала, он иногда, тайком, подглядывал за ней.
--
Уже проснулся?.. - спросил Роман каким-то придушенным шепотом, заметив, что Аркадий лежит с открытыми глазами.
Роман бродил по комнате. Иногда он забредал в лужи. С потолка сочилась вода.
--
Проснулся... и мне нужно идти... - Аркадий осторожно спустился на пол и торопливо, с неловкой поспешностью оделся.
--
Только матери не говори, что был у меня... - Роман тронул лицо Аркадия вялой и влажной рукой.
Пятясь, Аркадий толкнул дверь и вышел наружу.
Дверь захлопнулась за его спиной с истерическим взвизгом.
Над городом висело все тоже серое, безрадостное небо. Шел дождь.
Какое-то время Аркадий стоял под навесом, прислонившись спиной к стене, слепой от слез и несчастный...