Что жизнь? Мистерия людских страстей,
Любой из нас - природный лицедей.
У матери в утробе мы украдкой
Рядимся в плоть для этой пьесы краткой.
А небеса придирчиво следят:
Где ложный жест, где слово невпопад,
Пока могила ждет развязки в драме,
Чтоб опустить свой занавес над нами.
Все в нас - актерство, до последних поз!
И только умираем мы всерьез...
Уолтер Рэли.
1.
Шел дождь вперемежку со снегом.
Серафим зябко поежился. Он стоял у неглубокой могилы с осыпающимися краями, на дне которой ржаво поблескивала вода.
Неожиданно из коричнево-зеленой мути выплыл уродец и потянулся к нему тонкими паучьими ручками.
Серафим невольно вздрогнул и очнулся.
Он лежал и прислушивался к шорохам, потрескиваниям. Дом жил своей ночной жизнью. Вещи становились персонажами, действующими лицами, иногда нелепыми и непонятными, зависящими от иллюзий освещения и перспективы. Жутковато позвякивала люстра. Она свисала с потолка длинными стеклянными сосульками.
Он потер глаза, встал и подошел к окну.
Окно выходило во двор. В тишине двора что-то строила тьма, убирала излишества, наслоения, повторы.
Прислонившись лбом к холодному стеклу, он стоял и смотрел.
Скрипнули половицы.
Он пугливо обернулся. Показалось, что уродец ползет к нему по полу, но на полу играли лишь тени.
Невольно вздохнув, он глянул на стенные часы, оделся, сунул папку с рукописью пьесы под мышку и вышел на улицу.
Громыхая на стыках рельс, из переулка выполз трамвай с огромным портретом Сталина, помутневшим от дождей.
Серафим запрыгнул на заднюю площадку и сел у окна.
Трамвай пересек узкое горло Земляной улицу и пополз вниз мимо кладбища, давно перешагнувшего свои границы.
В зарослях акаций Серафим увидел дом и лестницу с подгнившими ступенями, по которой полз малыш в сатиновых шароварах и майке. На крыльце малыш встал на ноги и, покачиваясь, вошел в комнату.
Серафим увидел комнату, куда он вошел, в которой царил полумрак, как в аквариуме, плавали вещи, колыхались неяркие занавески на окнах, омываемые неосязаемой зыбью. Наткнувшись на мокрый зонтик с ручкой из поддельного перламутра, он замер.
У створчатого зеркала стояла рыжеволосая женщина в элегантном вечернем платье. Она вытирала полотенцем мокрые волосы.
--
Мама... - прошептал Серафим и очнулся...
Громыхая на стыках рельс, трамвай медленно полз вверх по улице.
Внизу в тумане и мерцающем мороке смутно угадывался город, который Серафим мечтал когда-то покорить.
Город спускался по склонам Лысой горы к заливу.
Река превратила залив в болото и летом над ним поднимались тучи комаров.
И снова Серафим очутился в комнате, в которой он жил с матерью.
В комнате царили сумерки.
Он стоял и опасливо вглядывался в темноту, словно боялся увидеть привидение.
Обстановка убогая. У стены, оклеенной афишами, темнел комод и поблескивала кровать с никелированными дугами и шарами. У окна стоял стол, заваленный бумагами.
Сдвинув занавески, он приоткрыл створку окна.
Бумаги на столе зашевелились, зашелестели.
Среди бумаг Серафим увидел обгоревшую папку с рукописью пьесы и вырезками из газет, проливающими свет на одно запутанное дело. Мать пыталась сжечь ее, когда арестовали отца.
Прижав папку к груди, Серафим опустился на кровать.
"Выиууу-хуу..."
И снова этот странный звук, напоминающий приглушенные рыдания уродца. Ему было 5 лет, когда, играя на дудке, он упал из окна и сломал себе шею.
Серафим увидел заросшее погребальными соснами кладбище и яму, на дне которой ржаво поблескивала вода. Он стоял у маленького, похожего на посылку гроба с телом уродца. Его лицо было покрыто тонким слоем белил и румян. В скрещенных на груди руках горела свеча.
Внезапно потемнело. Ветер пробежал по кронам сосен. С жутким скрипом и лязгом калитка ограды захлопнулась, и Серафим очнулся...
Трамвай переполз Болотную площадь и остановился у дома с аркой, из которой доносились звуки скрипки, напоминающие плач уродца.
Неожиданно плач прервался.
Уродец лежал на спине, прислушиваясь к странному шуму, шелесту, легкому, порхающему.
Серафим зажег лампу и невольно зажмурился. Тысячи желтых бабочек и мотыльков кружили над уродцем, падали на пол, скапливались шевелящимися сугробами вдоль стены.
Серафиму стало страшно. Он не мог понять сон это или явь.
Глухо звякнул звонок, заскрипела, качнулась дверь, и в комнату вошел незнакомец в сером плаще. Оставаясь не узнанным, незнакомец стоял и оглядывался.
--
Боже мой, Иосиф, неужели это ты?.. - пролепетал Серафим. - Искренне рад, должен признаться, что если ты собрался меня удивить, то тебе это вполне удалось... - Смутным и влажным взглядом Серафим взглянул на Иосифа, улетел куда-то в темноту, вернулся. - Извини за беспорядок, у нас каждый день что-то происходит... теперь нашествие бабочек... не знаю, как можно к этому привыкнуть... - Порывшись в ящиках комода, он зачем-то вытащил рыжий парик, примерил его, бросил на столик у створчатого зеркала в пятнах отслоившейся амальгамы, расстегнул рубашку. Рубашка была тесная, жало под мышками.
--
Я прочитал рукопись... - Не раздеваясь, Иосиф сел. - Несколько фрагментарно, но неплохо, неплохо, вполне прилично... правда, некоторые диалоги кажутся случайными и финальная сцена, как бы это сказать...
За ширмой зашевелился, заплакал уродец.
--
Не обращай внимания, это мой брат от неизвестного отца... - пробормотал Серафим.
Образовалась пауза, которую нечем было заполнить...
В мороси мигали красные сигнальные огни.
Трамвай стоял у железнодорожного переезда.
--
Спички есть?.. - Из кабины выглянул водитель, худой, в летах, лицо не бритое.
Взгляд Серафима на миг стал осмысленным.
Он дал водителю спички и тут же забыл о нем.
Он блуждал в лабиринте извилистых узких переулков старого города, куда лишь иногда заглядывало солнце. На нем был рыжий парик, лицо бледное, кончик носа посинел от холода. У дома, фасад которого украшали химеры, он остановился и, помедлив, вошел в подъезд.
Серафим увидел комнату, куда он вошел, залитую вечерним светом. Среди стропил витали птицы. Они удерживали балдахин, облаком висящий над кроватью с никелированными дугами и шарами, как второе небо. У кровати стояло створчатое зеркало и отлитое из бронзы деревце с зелеными, покрытыми патиной листьями. С потолка свисала люстра, сосульки которой иногда тонко и чисто позванивали.
--
К чему этот маскарад?.. - спросил Иосиф. Он стоял у окна и с изумлением разглядывал его.
--
Так, на всякий случай... - Серафим смутно улыбнулся.
Где-то хлопнула дверь. Закачались перевитые лентами гроздья пустоцвета, венчики фиалок, блики, отсветы, отражения, летучие, легко ускользающие, среди которых обрисовался силуэт девочки. На вид ей было не больше 13 лет.
Увидев Серафима, она смущенно закрыла лицо рукой.
--
Это Лиза, мой ангел хранитель, а это известный писатель... живет отшельником, как бог, в квартале отсюда...
--
Известный среди неизвестных... - Серафим протянул руку и чуть коснулся тонких, прохладных пальчиков Лизы.
--
Очень приятно... - Лиза улыбнулась неопределенно и нежно. Обозначились ямочки на ее щеках.
Красотой бог ее не наделил, но дал трогательную хрупкость и некое гибкое изящество.
--
Он автор пьесы, которая тебе так понравилась... где же она... - Иосиф порылся в бумагах на столе. - Странно... - Он глянул на стенные часы. - Я вас оставлю на минуту...
Накинув на плечи плащ, Иосиф вышел из комнаты.
Хлопнула дверь...
Серафим невольно вздрогнул и глянул по сторонам. Он был один в трамвае, который все еще стоял у железнодорожного переезда.
Полистав рукопись, он что-то написал на полях и откинулся на спинку сиденья.
Уже он шел по улице, описанной в финальной сцене пьесы.
У парикмахерской он свернул за угол, вошел в арку, еще более грязную, чем в действительности, путаясь в ключах, открыл дверь и подошел к окну. В нише под окном он нашел все то, что думал там найти. Оставалось дождаться появления лимузина.
Серафим осторожно выглянул в окно. Мимо пробежала девочка в панаме с лиловыми лентами. Она приостановилась у отцветающих акаций. Тонкие ножки, кожа в пупырышках комариных укусов, кое-где расчесанная, матово-бледное лицо, глаза темные, как будто удивленные.
Ветви акации едва заметно подрагивали и осыпали ее желтым дождем.
Послышался легкий, летящий шелест.
Из-за поворота выехал длинный черный лимузин. Он приближался тягуче медленно, вязко.
Выстрел прозвучал неожиданно и сухо, потом еще один и еще.
Воцарилась тишина...
Серафим пробормотал что-то невнятное и провел рукой по лицу.
--
Так, ничего... - Водитель трамвая зашелестел газетой.
Из-за поворота железнодорожной насыпи донесся гудок паровоза. Окутанный дымом, он приближался медленно, тяжело дыша.
Прижимая папку с рукописью к груди, Серафим встал.
--
Откройте мне дверь...
С жутким скрипом и свистом дверь отпахнулась.
Серафим вышел из трамвая и пошел по направлению к музею, где он должен был встретиться с Иосифом...
* * *
В музее было прохладно и тихо.
Рассеянно поглядывая по сторонам, Серафим поднялся по лестнице и вошел в зал. У окна с волнистыми занавесками он увидел девушку в неярком платье и невольно засмотрелся. Она спала, уютно устроившись в кресле. Звуки шагов разбудили ее. Она пошевелилась. Она просыпалась медленно, разворачивалась, как цветок, расцветала и розовела. Волосы рыжие, ямочки на щеках, над верхней губой поблескивали капельки пота.
"Просто копия Лизы..." - подумал Серафим.
Изобразив на лице улыбку, он прошел в другой зал и остановился у картины.
"Такое ощущение, что я попал в свою комнату... Правда, занавески как будто поменяли цвет и стенные часы стоят..."
Вдруг погас свет. В темноте он услышал звуки шагов. Они звучали гулко, ритмично.
Звуки шагов смолкли.
Серафим стоял и ждал, ловил всякий шорох.
Кто-то тихо рассмеялся.
Серафим попытался зажечь спичку. Спички вспыхивали и тут же гасли.
--
Как ты думаешь, зачем мы ему нужны?.. - услышал он женский голос.
В темноте смутно обрисовался силуэт женской фигуры. Платье и вуаль придавали незнакомке некую призрачность. Лицо как будто набеленное, довольно привлекательное. Ее собеседник стоял спиной к Серафиму. В руках он вертел зонт с ручкой из поддельного перламутра. Шею его обвивал желтый шарф.
--
Мне страшно... - Плечи женщины вздрогнули. Она достала из сумочки папиросы. - Ужасно глупо, но я боюсь встречи с ним...
--
Не стоит все так драматизировать...
Вспыхнула спичка. Незнакомка закурила папиросу.
В зеркале проплыли красные отсветы.
Незнакомка протянула руку, прикоснулась к зеркалу, зябко повела плечами.
--
Жутко как-то здесь и дует как из могилы... Что ты на меня так смотришь?.. Я еще не сошла с ума...
--
Тсс... - Незнакомец поднял голову и прислушался.
"Это же Герман..." - Серафим невольно отступил за статую.
Герман был театральным художником. Иногда они встречались у Эймана, известного сценариста, который после болезни (он чуть не умер от головной рожи) писал лишь комментарии к чужим пьесам.
--
Как отец?..
--
У него очередной роман...
--
Вот как... - Герман обнял сестру и судорожно вздохнул. После смерти матери он ушел из семьи. Он узнавал об отце из газет.
Герман еще раз вздохнул. Отца он любил, правда, с годами эта любовь вылилась в какую-то расплывчатую, неопределенную неприязнь.
--
Ты знаешь, - заговорила женщина, - мне кажется, я видела его на прошлой неделе... правда на нем был женский парик... Это был он, я уверена... Он часто пользовался переодеваниями для своих мистификаций, легко изменял походку, манеру держаться и все прочее, даже почерк... Между прочим, его в детстве звали женским именем, Ися... У них в семье все мальчики умирали, двое или трое их было... Они или рождались мертвыми, или умирали, не прожив и года, а девочки, их было пять или шесть, все остались живы... Чтобы обмануть судьбу, родители назвали его женским именем, и он выжил всем на удивление... сестры его нянчили и помогали пороть...
"Такое впечатление, что они репетируют мою пьесу... почти слово в слово..." - Серафим потер затекшую ногу. Во всем этом было нечто вводящее в заблуждение, какой-то обман и он искал объяснений.
--
Что-то он задерживается... - Прихрамывая и горбясь, незнакомец подошел к статуе.
--
Извините... - пробормотал Серафим не своим голосом и, опустив голову, пошел к выходу по петляющему и гулкому коридору, рождающему множество отголосков...
* * *
До полуночи Серафим правил финал пьесы.
Увязнув в путанице действующих лиц и событий, он откинулся на спинку стула.
Все еще длилась ночь. С крыш лилась вода, качался, скрипел уличный фонарь.
Он встал и подошел к окну.
Из облаков вышла луна.
Зыбкие тени пробежала над пустотой улиц, над рекой, застывшей в каменных берегах, над зданием женского общежития, повисшим между небом и землей.
В некоторых окнах уже горел свет и в луже, разлившейся вокруг Иудина дерева, метались отблески.
Послышались какие-то странные, скребущие звуки.
"Скриб-скряб..."
"Шшш..." - Шурша шинами, мимо окон прокатилась инвалидная коляска. Ее толкала рыжеволосая девочка. В коляске дремал старик в кителе и плаще. Полы плаща топорщились, как смятые крылья.
Серафим со вздохом отошел от окна, близоруко щурясь, полистал рукопись и опустился на стул.
Размышляя о финальной сцене, он забылся сном и в ужасе проснулся.
Было уже утро другого дня.
Где-то в лабиринте коридоров хлопнула дверь. Занавески всплеснули крыльями углов. Затрепетали фотографии на стене, приколотые булавками как бабочки.
Не понимая, что происходит, Серафим привстал и глянул на часы, потом в темноту зеркала. В своей вязаной безрукавке с улыбкой на сонном, не проснувшемся лице он сам себе едва ли не снился.
В комнате царил полумрак, как в аквариуме, плавали вещи, колыхались неяркие занавески на окнах, омываемые неосязаемой зыбью. Медленно и равнодушно качался маятник стенных часов.
Он погасил зря горевшую лампу, полистал рукопись.
Что-то просыпалось с тихим шорохом, как будто волна прошла по отмели. Почудилось, что оклеенная афишами стена выгибается. По ней расползались трещины, все дальше, дальше. Открылся лоскут пепельно-серого неба, висящий в воздухе Горбатый мост.
Дыра в стене все увеличивалась. Как водоворот, она засасывала обрывки бумаги, какие-то забытые письма, записки, квитанции, что-то еще куда-то летящее.
В комнату заглянул мальчик 13 лет. К груди он прижимал гипсовая голова.
--
Это не ваша голова?.. - спросил он, слегка заикаясь. - Кто-то оставил на лестнице...
--
Вас к телефону... - Мальчик улыбнулся и исчез...
Звонил Иосиф. Он перенес встречу...
Небо было пасмурное. Шел дождь.
В толпе прохожих под куполами зонтов Серафим увидел Иосифа и устремился за ним.
Иосиф остановился у афишной тумбы, глянул по сторонам и скрылся в арке.
Опасливо озираясь, Серафим вошел в арку.
Вспыхнула спичка. Желтое, шатающееся пламя высветило бледное лицо незнакомца с редкой раздвоенной бородкой как у Иуды.
--
У вас газета за 13 число?..
--
Старая газета... - пробормотал Серафим, чувствуя, что бледнеет.
--
Наконец-то... я уже не надеялся вас найти... - Незнакомец говорил хриплым голосом, словно мучаясь.
Серафим промолчал.
Откуда-то из этажей дома донеслись звуки радио. Передавали последние известия.
--
Похоже, что все несколько изменилось...
--
Я не понимаю...
--
Иногда я и сам ничего не понимаю в этом деле... - Незнакомец усмехнулся, оторвал клочок газеты и что-то написал. - Акция через неделю, а это адрес явки, запомните и сожгите... - Незнакомец слегка приподнял шляпу и зашагал по направлению к Горбатому мосту. Серафим проводил его взглядом и пошел вверх по улице к театру...
* * *
Длилась ночь.
Серафим лежал, уставившись в потолок, и слушал музыку. По радио передавали "Песни о Земле" Малера.
Запертый в четырех стенах, Серафим жил только музыкой и книгами. Чтение заменяло ему жизнь, которую он едва ли понимал.
В их роду все мужчины отличались чувствительностью и имели склонность к писательству, правда, они остались почти неизвестны, лишь бабушка была весьма знаменита. Своими изысканными романами она околдовала немало мужчин и женщин. В театре даже поставили пьесу о ее жизни. Кончила она плохо, попала в лечебницу для душевнобольных, откуда уже не вышла.
После окончания школы Серафим одно время работал в издательстве, отыскивал неверно напечатанные буквы. Он не отличался гибкостью языка или спины и прозябал в бедности. Как-то он встретился в издательстве с Эйманом, который помог ему опубликовать одну из пьес. Перед ним открылись перспективы, правда, пока иллюзорные, однако уже через год он приобрел и имя, и славу. Женщины обожали его. Среди них была и Лиза. Серафим любил ее издали, но она ничего не знала о своем счастье.
Несколько лет слава изменяла и украшала его жизнь, пока он не запутался в одной странной истории.
С тех пор он проводил свои дни в полном одиночестве под надзором портретов своих родственников, которые взирали на него со стены. Иногда они выходили из своих рам и прогуливались по комнате, превращающейся в тенистую аллею или в песчаную косу, уходившую в море, смутно видное из окна в щель между занавесками.
По радио уже передавали последние известия.
Голос диктора смешивался с шелестом листвы, нашептывающей пустые бессмысленные фразы, которые собирались в некое повествование, воображаемый роман, уже несколько дней путающий его мысли и прогоняющий сон.
Серафим выключил радио.
В щель между занавесками лился странный свет, нежный, зеленовато-желтый, перламутровый.
Рассеянно полистав рукопись, Серафим вдруг наткнулся на клочок газеты, который передал ему незнакомец. Он скомкал его и заметался по комнате. Иногда он что-то бормотал, как во сне или в беспамятстве. Клочок бумаги жег ладонь. Он развернул его и вышел в коридор, постоял у телефона, снова вернулся в комнату, долго рылся в ящиках комода, от нетерпения разбрасывая вещи. Он что-то искал. Внезапно он прервал поиски, огляделся, накинул на плечи плащ и выбежал из комнаты в коридор, дальше, дальше, по лестнице черного хода, мимо лужи, разлившейся вокруг Иудина дерева, в арку проходного двора. Он шел, все, ускоряя шаг, как будто торопился кого-то догнать.
На улицах не было ни души, и вдруг позади он расслышал легкие, осторожные шаги.
Он затаился. Шаги то приближались, то удалялись.
Вдруг кратко и гулко прозвучал голос, назвавший Серафима по имени.
Он сорвался с места и побежал.
Незнакомец отстал.
У газетного киоска Серафим остановился.
Ветер утих. Стало светлее. В небе зажглась луна, странного пепельно-палевого цвета.
Из переулка вышел незнакомец. Он слегка прихрамывал и опирался на трость. Трехногая тень его тревожно и неправдоподобно замерла на стене, склонилась как будто в поклоне и исчезла в арке.
Луна погасла. Опять стало сумрачно и дома как будто стеснились.
Опасливо озираясь, Серафим вошел в арку и невольно вскрикнул, почувствовав, как чьи-то руки ловят его.
--
Иосиф?.. Ты?.. Что происходит?..
--
Тсс... - Иосиф обнял Серафима за плечи и притиснул к стене. По улице прошли двое в серых плащах. - Они шли за тобой от самого дома... У меня к тебе дело... Дело довольно простое...
Серафим стоял и слушал.
--
Вот еще что... кстати, ты переписал финальную сцену?..
--
Не совсем...
--
Надеюсь, ты не забыл, что премьера через неделю...
--
Нет, не забыл...
--
Что-то я хотел тебе еще сказать... да, Эйман просил тебя зайти... ну, все, иди... там проходной двор... - Иосиф подтолкнул Серафима в спину.
Спустя несколько минут Серафим уже стоял у дома с небольшими башенками по углам. Помедлив, он вошел в вестибюль. За конторкой дремала пожилая дама в вязаной кофте. После минутного подслеповатого вглядывания и колебания, она заулыбалась.
Серафим прошел к лестнице, поднялся на этаж и, подавив волнение, нажал на кнопку звонка.
Дверь тут же приоткрылась. Его как будто ждали.
Он шагнул в прихожую.
Калоши, ботики на меху, мокрый зонтик с загнутой ручкой, смутная зыбь отражений, бликов, среди которых обрисовалось бледное лицо Эймана.
--
Извини, я сейчас... - Эйман ушел куда-то вглубь коридоров. Он казался озабоченным.
Свет моргнул и погас. Тишина. Доносилось лишь бессвязное бормотание радио. Передавали последние известия.
Шершавый, потрескивающий голос диктора звучал все глуше, глуше.
Серафим пошел по коридору, свернул налево, потом направо и очутился на террасе.
В тишине двора что-то строила тьма, убирала излишества, наслоения, повторы.
Послышался легкий, летящий шелест.
Из арки выехал длинный черный лимузин. Он приближался тягуче медленно, вязко.
Ослепленный светом фар, Серафим попятился и почувствовал, что летит куда-то в пустоту...
* * *
Из коричнево-зеленой мути выплыл уродец и медленно-медленно проплыл мимо, пуская пузыри.
Судорожно сжимая в пальцах порыжелые водоросли, Серафим проводил его взглядом. Он не имел даже слабого представления о действительности.
Донеслись звуки голосов.
--
Что?.. Нет, нет, завтра я не могу, я ведь уже говорил тебе, что освобожусь только через неделю, не раньше... Как он?..
--
Без сознания...
Сознание чуть прояснилось, когда Серафима несли к санитарному фургону, и снова погасло...
Серафим пришел в себя в больничной палате с решетками на окнах. Некоторое время он наблюдал за призрачной жизнью теней на потолке. Где-то капала вода, как будто стучали часы. Его невольно потянуло к окну. Волоча за собой хвост одеяла, и покачиваясь как на качелях, он добрался до окна. Сквозь прутья решетки увиделись огни города и ночные предгорья, охваченные поясом тумана.
На решетке висел замок. Серафим ощупал его.
--
Зря стараешься...
--
Что?.. - Серафим обернулся. Незнакомец стоял у двери, среднего роста, худощавый, подвижный, лицо смуглое.
За дверью послышались шаги.
Незнакомец приложил палец к губам.
--
Охранник... - прошептал он. - Следит за нами, чтобы мы не покончили с собой без разрешения начальства... Шучу... Ты кто?..
--
Я Серафим...
--
А я Роман... Чем ты занимаешься?..
--
Пишу сценарии...
--
А я живу как все, то, как одуванчик с короной, то иначе... Как ты сюда попал?..
--
Не знаю... - Серафим потер лоб, лег на кровать и погрузился в размышления и сомнения. Смутно вспомнилось, как он поднимался по каменистому склону, заросшему кустарником. Неожиданно путь ему преградила скала. Он протиснулся в расселину, которая вела вниз и постепенно сужалась. Он полз как уж, уже не надеясь выбраться из этой тесноты, когда впереди показалось размытое неясное пятно, выход, и тени, толпящиеся у выхода...
Ночь ушла.
Утром Серафим и Роман вышли на прогулку. Коридоры были заполнены людьми. Присмотревшись к ним, Серафим увидел несколько знакомых. Он попытался обратиться к ним, но те только сторонились его, будучи словно не в себе. Были и такие, которые в панике шарахались от него, как от привидения.
--
Что ты на них так смотришь?.. Они обычные сумасшедшие... Впрочем, все это вздор, надо выбираться отсюда... Иди за мной...
Роман приоткрыл дверь, и они очутились в комнате с одним окном, заваленной сломанными стульями, флагами, портретами, транспарантами. Какими-то крючками он открыл замок на решетке окна. Используя решетку как лестницу, они выбрались на крышу флигеля, с крыши перебрались на осыпающуюся, обомшелую кирпичную стену.
Город был окутан туманом, и они долго ползли по стене на ощупь. Неожиданно Роман исчез. Серафим ощупал пустоту впереди себя.
--
Ну, где ты там застрял, прыгай...
Серафим прыгнул, и очутились в объятиях Романа.
--
Что ты оглядываешься?.. пошли, скоро там будет переполох...
Они вышли на какой-то пустырь.
Туман постепенно рассеивался. На горизонте темнели силуэты домов, словно стадо бредущих верблюдов.
--
Иди сюда, вряд ли нам повезет, во всяком случае, стоит попытаться, чем черт не шутит... Странно, дверь не заперта... Дьявол... - Роман споткнулся о лежащее у двери тело. Тело промычало что-то и повернулось на другой бок.
Комната была усеяна телами спящих людей. Одни лежали ничком, другие навзничь, или свернувшись клубком.
--
Кто там?.. Кого еще черт принес?.. - По лестнице к ним спустился незнакомец, закутанный в хламиду рыжего цвета. - А, это ты... Что?.. Нет, не могу, нет, нет... Да, я понимаю, но ты видишь, что творится... И денег у меня нет, я сам на мели...
И снова они брели по петляющим, безлюдным улицам старого города.
Под Горбатым мостом они остановились передохнуть.
Журчала, поблескивала вода, как перламутр, серебристо-белый и пепельно-серый.
--
Ау, ты дома?..
Лиза шла к Серафиму по всхлипывающим полам. Обрисовался ее силуэт. Когда она хотела, она казалась видимой.
--
Ты как всегда неожиданно... - пробормотал Серафим, зачем-то открыл и задвинул ящик стола, потом сел на продавленную кушетку, тут же встал, подтянул гирю стенных часов, снова сел, огляделся. В комнате все было взрыто, разбросано, как после обыска.