Исчезновение Аркадия Аркадьевича Дымова осталось почти незамеченным, хотя он был гением. Бог доверил ему тайну очаровывать людей гармонией, правда, муза его отличалась некоторой загадочностью и туманностью, а философия казалась заимствованной у евреев, которую он не вполне понял и местами извратил.
Исчез Дымов при обстоятельствах, дававших повод для весьма мрачных предположений. Осмотр загородной виллы Дымова только добавил фактов. Там царил страшный беспорядок, вещи, книги были разбросаны по полу, некоторые уже наполовину изъеденные плесенью и червями...
Размышляя обо всем этом, Кира, жена Дымова, подобрала с пола рукопись пьесы. Дымов говорил с ней об этой пьесе во время прогулки вокруг пруда, наполненного небом, как бы думая вслух и жестикулируя.
--
Все никак не могу дописать эту проклятую пьесу... я нашел ее в бумагах деда, когда мне было 7 лет... что ты так смотришь?.. да, я уже тогда был гением... и писал, правда, в основном романы без слов... и акварели... на простынях...
Неуклюжая тень Дымова безуспешно пыталась приноровиться к походке Киры и идти с ней в ногу.
Когда Дымов остановился, его тень продолжила прогулку без него.
С Дымовым случилось нечто странное.
На мгновение он потерял сознание и очнулся.
В памяти остались картины иного мира за пеленой, в который он случайно забрел тенью.
Дымов ощупал себя и, убедившись, что он не тень, глянул по сторонам.
Жены рядом не было.
У газетного киоска толпились люди.
"Странные люди, стоят и чему-то радуются... как будто нашли клад..." - подумал Дымов.
Жизнь продолжалась, но уже другая, какая-то поддельная, похожая на представление, которое он не совсем понимал.
--
Такое впечатление, что я умер... и воскрес... - пробормотал Дымов, как бы размышляя вслух. - Однако я не совсем уверен... у меня зародилось сомнение, да точно ли я видел все эти картины своими глазами?.. не сон ли это был принудительно извне навязанный мне?.. если это был сон, то он продолжается...
Сквер, куда Дымов забрел, представился ему райским садом.
Деревья были увенчаны райскими яблоками, которые трепетали на ветру, полные ликованья.
Дымов сел на камень, потом откинулся на спину.
Он лежал, слушая песни лягв в зацветшем пруду, и не заметил, как заснул...
Вода почернела.
Заблистали звезды.
Из темных вод поднялась луна.
С громким карканьем над спящим Дымовым пролетела ворона.
Он вздрогнул и очнулся, зябко повел плечами.
Было темно и туманно. Сквозь туман чернели безглазые дома.
Кутаясь в плащ, Дымов вышел из сквера.
У дома, фасад которого украшали химеры, он невольно замедлил шаг. В этом доме жила его первая жена. Она умерла от родов.
Взгляд Дымова скользнул по окнам второго этажа, опустился ниже и остановился. Он увидел как будто вмурованное в стекло лицо жены чарующе-привлекательное и вместе с тем отталкивающе-холодное.
Погас и снова вспыхнул уличный фонарь, пролив немного света и Дымов понял, что обознался.
--
Так недолго и спятить... - пробормотал Дымов, разглядывая афишу и прислушиваясь к воплям блаженного. - Взывает, как будто из пропасти... и к кому он взывает?.. взывать не к кому, хотя есть и пропасть, и ужас, и отчаяние... Бог сотворил все и почил... бога нет... в сущности, и меня нет... - бормотал Дымов, разглаживая складки на лице актрисы, изображенной на афише. - Всю жизнь пытался найти что-то хорошее, а не то, что есть, но, увы... человек существо повинующееся... и отступающее перед угрозами...
--
С вами все в порядке?.. - спросил Дымова незнакомец, грузный с рыжими волосами и бородой.
--
Как будто... а что?..
--
Мне показалось, что вы... - незнакомец умолк, не решаясь закончить фразу.
--
Что я не в себе, разговариваю сам с собой?.. - Дымов хмуро улыбнулся.
Незнакомец был уже в возрасте.
"Странный господин... и появился так неожиданно..."
Блаженный снова завопил.
--
Литании читает...
--
И заменяет Божью мудрость своими измышлениями...
--
А мне кажется, он открывает людям глаза... во всяком случае, пытается их открыть...
Посыпал снег, как манна небесная, хлеб ангелов.
Дымов поднял воротник плаща и пошел вниз по улице, узкой и мрачной, с бездонными пропастями по сторонам.
"Бежать надо из этого города... - думал он. - И бежать без оглядки... и умереть на какой-нибудь безвестной станции..."
Дымов услышал шаги за спиной. Кто-то догонял его.
Не оборачиваясь, он ускорил шаг.
"Странный тип... что ему нужно от меня?.." - Думая, что его преследует рыжеволосый незнакомец, Дымов свернул в арку, повернул налево, потом направо, и замер, увидев перед собой фигуру в плаще с вытянутым лицом, огромным носом и мешками под глазами.
Узнав свое отражение в стекле витрины, он принужденно улыбнулся.
Снова послышались шаги.
Из темноты арки вышла стройная женщина, движения которой отличались легкостью и грацией.
"Боже мой, это же Генриетта... что она здесь делает?.."
"Кажется, она все еще волнует тебя..."
"Нет, вовсе нет..."
"Отчего же?.. ты же был с ней счастливо бесстыден и глуп..."
"Ах, оставь, когда это было... но, где же она?.."
Генриетта исчезла.
"Все исчезает... и я исчезну..." - Дымов представил, как его тело медленно падает, разлагаясь и исчезая в пустоте бездонной ямы. - Ад меня проглотил... как и всех... что я там буду делать?.. говорят, что там запрещено писать..." - Дымов глянул на город, искаженное отражение которого волны выносили на песок. - Во всем виноват этот проклятый город... и эта проклятая пьеса... - Дымов провел рукой по лицу, задумался о финальной сцене. - Возможно, все так и будет, во всяком случае, мне так представляется, хотя Кира склонна придерживаться другого мнения... ей нужно не просто убийство главного героя на сцене, а изящное убийство..."
Почти утратив веру в настоящее, Дымов поднял воротник плаща и стал подниматься по лестнице, которая живых вела к смерти, а мертвых - к жизни...
Блаженный уже не читал литания, а вопил не своим голосом.
Увидев, как Дымов вошел в стену дождя, блаженный умолк...
* * *
Осмотр виллы следователем Зверевым лишь добавил загадок.
В почтовом ящике битком набитом разными листовками, местной рекламой и тому подобным мусором, Зверев нашел письмо от некоего Ивана Аистова, нацарапанное как будто впотьмах, в котором он просил Киру о встрече.
Отметив беспорядок в комнате, Зверев рассеянно полистал рукопись недописанной пьесы.
Пьеса напоминала жизнь отца Зверева.
Отец Зверева воевал. Судьба дала ему шанс прославиться, но в первом же сражении он убедился, что он жалкий трус, а ранение сделало его калекой. Пуля повредила ему череп, вышибла глаз, выбила несколько зубов, раздробила кисть левой руки и лишила детородного органа. Он стал кастратом. Жизнь закрыла двери перед ним. Ему осталось только размышлять, правда, в тайны бога он не посмел заглядывать, который еще до рождения человека решает, спасется он или погибнет. День калека проводил на террасе в сиянии Феба среди слов и расплывчатых образов, заполняющих пустоту в воздухе, а ночью спал в Элизии. Там царил безмятежный покой без восторгов и отчаяния.
Так он жил.
Вскоре у него появились читатели, и даже поклонники, ну, и, разумеется, критики.
Узнав об этом, он даже прослезился.
Он как бы видел сон, приобщая свои сновидения и галлюцинации к действительности. Он больше верил вымыслам, чем действительности.
Как-то он увидел отца во сне. Он был копией отца. У отца тоже были рыжие волосы.
Умер он во сне.
Вся его жизнь перелилась как вода в жизнь сына...
--
Что вы думаете обо всем этом?.. - Кира вскользь глянула на разбросанные по комнате вещи. - Мне кажется, что мужа похитили... увели силой... и вероятно, они что-то искали, но не нашли...
--
Однако соседи ничего не видели и не слышали...
Зверев попытался убедить Киру, что не следует поднимать шум, пока что-нибудь не выяснится, Кира же настаивала на том, что нужно немедленно начать поиски мужа.
Зверев прислушивался к доводам Киры и размышлял.
"А что если она замешана в исчезновении мужа... и это часть ее плана?.. к сожалению, отрицать и подтвердить это я не могу... могу только наблюдать... версий слишком много, надо выбрать одну и забыть другие... хотя мне нравится волнующая неопределенность всей этой сцены, которая кем-то ей подсказана заранее, но это явно не похищение... может быть, муж просто бежал от нее?.. " - Цепь косвенных улик и некоторых фактов была признана Зверевым столь убедительной, что он почти поверил в бегство Дымова, однако, листая переписку Дымова, он открыл новые обстоятельства, укрепившие его подозрения и заставившие достраивать прежнюю гипотезу.
Следователь Зверев был молод. У него еще не было ни истории, ни жизни. Он только пытался втиснуться в жизнь, в которую бог не вмешивался.
--
У него были враги?.. - спросил Зверев после довольно продолжительного молчания.
--
Да... у него были враги... вернее враг... - сказала Кира почти шепотом, и как-то странно оглядываясь.
--
И кто же он?.. - Зверев с недоумением взглянул на Киру, не понимая ее поведения.
--
Авгий... они братья, но не родные... у них один отец, а матери разные... несколько дней назад я случайно встретилась с ним на кладбище... как говорят, все человеку судьба посылает и случай... он перепугал меня до смерти... я подумала, что мне явился призрак...
--
Он что, умер?..
--
Нет... он исчез много лет назад... это целая история... он был влюблен в актрису, занятую в ролях второго плана... ее звали Кларисса... - Кира взглянула в окно, вдруг изменилась в лице, побледнела и задернула занавеску.
--
Что с вами?.. что вы увидели?..
--
Ничего... померещилось... Авгия обвинили в поджоге театра из ревности... обвинение, надо сказать, довольно странное...
--
Из ревности к кому?.. к театру?.. - Зверев погасил напрасно горевшую лампу...
--
Скорее к его директору, который все это и устроил... Аркадий пытался добиться пересмотра дела, но, увы... все было предопределено...
--
А как же доказательства?..
--
Как будто вы не знаете, что все то, что принято называть доказательствами, за известной чертой теряют способность что-либо доказывать... - Кира нервно провела рукой по лицу. - Почти год Авгий провел в заключении, а потом исчез... я забыла о нем, и вдруг встретила его в театре... он передал мне записку, в которой просил меня о встрече... и снова исчез...
Кира умолкла. Ей вспомнилась та сырая и тревожная ночь. Фонари зыбко мерцали в тумане. Казалось, что они висят в воздухе. Всего нужно было бояться, все, что окружало ее, таило в себе опасность.
У дома, фасад которого украшали двуликие химеры, Кира остановилась и постучала в дверь.
Дверь приоткрылась с хриплым стоном.
Незнакомец был похож на привидение и возбуждал жалость и страх.
--
Что вам угодно?.. - спросил он Киру.
Кира стояла, испуганно уставившись на него и подняв руки, словно заслоняясь от этого жуткого зрелища.
--
Кто вы?.. - спросила она неуверенно, как бы сомневаясь, и повторила вопрос одними губами почти беззвучно. Тревожное выражение ее лица сменилось замешательством, потом любопытством.
Незнакомец был копией ее мужа, то же лицо, те же руки, которые она знала, и голос тот же, который она привыкла слышать, глухой, чуть хрипловатый.
Видение мелькнуло перед Кирой и исчезло, пропало.
Не то мираж, не то воспоминание.
Кира зябко повела плечами и вскользь глянула в окно.
Со стороны залива на город наползал туман.
Она перевела взгляд на следователя, который ждал, когда она соизволит заговорить и не сводил с нее глаз. Он словно боясь, что она исчезнет.
"В манерах чувствуется достоинство... и лицо интеллигентное, но со следами приниженности..." - думала Кира.
--
Вы хотите спросить меня о чем-то?.. - заговорила она.
--
Почему вы думаете, что Авгий враг вашего мужа?..
--
Он с детства завидовал ему... Аркадий был ангелом... воображал, что в мире все устроено нарочно для него... Он был слишком безрассудным, протягивал руку дружбы всем своим врагам... возобновлял с ними отношения... и никогда бы не стал мстить, вытерпел бы от них что угодно... и еще бы попросил прощения, что вывел их из себя...
Так прошел этот день.
Вечер был тихий, торжественный.
Зверев шел и видел перед собой Киру. Она была так изысканно изящна...
* * *
Следователь Зверев прислушался к доводам Киры и решил приступить к весьма обстоятельным розыскам Дымова.
Поиски продолжались почти неделю, но никаких следов Дымова обнаружить не удалось.
Употребив все свое красноречие, для того чтобы смягчить факты, выставив это и впрямь до крайности запутанное дело в более благоприятном свете, Зверев все окончательно запутал и умолк.
Он стоял у зеркала и репетировал свой доклад Кире.
--
С кем ты говоришь?.. - спросила Зверева жена.
--
Ни с кем... - отозвался Зверев.
Весь день субботы Зверев провел в библиотеке. Он читал книги Дымова.
День погас. На горизонте возникла багровая кромка, постепенно чернеющая.
Домой Зверев вернулся около полуночи.
Жена уже спала.
Во сне Зверев превратился в книжного червя, ползал по одной странице, потом переползал на другую.
Всю ночь человек и червь переплетались, превращаясь друг в друга...
* * *
Встреча Ивана Аистова с Кирой состоялась в субботу на вилле.
Это был высокий и бледный молодой человек с длинной шеей и вытянутым лицом. Переменчивость перспективы и освещения создавали помехи, но Кира смогла разглядеть его птичий профиль на фоне кактусов и бюста Сократа, который пылился на подоконнике.
Аистов предпочел траурное облачение для такого случая.
Кира раскладывала пасьянс, а Аистов листал недописанную рукопись, которую он должен был дописать, и размышлял.
Текс пьесы был весьма несовершенный. Ряд эпизодов повторялся. Одни и те же события освещались как бы с разных сторон.
"Странная пьеса... нагромождение тем и сюжетов как на сюрреалистических картинах... такое впечатление, что пьеса скомпонована из отрывков, которые, по всей видимости, принадлежали нескольким разным рукописям и были искусственно объединены в одно драматическое действие... трудно понять, какой в этом смысл, кроме эмоционального воздействия... и, похоже, некоторые листы утрачены, а некоторые, вполне возможно, оказались не там, где им следовало бы быть..."
--
В этой пьесе все странно... - заговорил Иван Аистов. - И все вызывает недоумение... и эта странная непоследовательность, как бы беспорядочность теснящихся и громоздящихся друг на друга образов, сцен, в которых будущее то вырастает из настоящего, то вторгается в прошлое... и этот неуклюже удвоенный финал... и вставленная посередине финала сцена, в которой является Сатана, обольститель всего мира, с ключом от ада и цепью, удерживающей мир на привязи...
Пауза.
--
И открыласьадская пасть... и из нее вышел сначала дым, а из дыма саранча... и стерлись все записанные против мира обвинения... - продекламировал Иван Аистов и умолк, смутился.
Кира с испугом и недоумением взглянула на Ивана, потянулась снять очки, но так и не дотянулась. Ей показалось, что говорил не Иван. Кто-то другой воспользовался его голосом.
--
Не знаю, нужно ли эту рукопись дописывать?.. - Иван принужденно улыбнулся.
--
Что вы хотите этим сказать?.. - Кира наморщила лоб.
--
Я хочу сказать, что нагромождение сцен и сюжетов в этой пьесе вовсе не случайно...
--
Вы так странно это сказали...
--
Что я сказал?.. - переспросил Иван Аистов и посмотрел на нее с любопытством.
--
А теперь вы так странно посмотрели на меня, как будто у вас была при этом какая-то задняя мысль...
--
Нет, уверяю вас... - пролепетал Иван Аистов.
--
Но я не слепая... и не глухая...
--
Да в чем дело?..
--
Будто бы вы не отыскиваете скрытого смысла в моих словах, даже самых невинных...
--
Я?..
--
Оно и понятно... вы думаете, что я заразилась безумием, раз мне приходилось возиться с больным мужем...
--
С больным мужем?.. разве он был болен?..
--
Ну, с полоумным... с сумасшедшим мужем...
--
Вы... вы ошибаетесь... - сказал Иван Аистов протяжно и как-то жалобно. - Нет, он не был сумасшедшим... он был гением... а вы суеверны... и, наверное, сны видите...
--
Да... и только дурные... я падаю в какую-то бездонную яму... жуткое ощущение... дух захватывает...
Иван Аистов стоял и смотрел на Киру с изумление. Уголки его губ вздрагивали.
Лицо Киры хранило следы былой красоты, одета она была элегантно.
--
Не стойте вы как статуя... - сказала Кира.
Иван Аистов нерешительно сел, спросил:
--
Скажите, что мне делать с этой пьесой?..
--
Спасите в ней, что можно спасти...
--
Ну, не знаю... конечно, я могу попытаться, насколько позволят мои скромные возможности...
Вечернее солнце осветило Киру.
Красота ее стала ослепительной.
Иван Аистов невольно встал.
--
Мне нужно идти... у меня встреча... - пробормотал он.
Сунув рукопись недописанной пьесы в карман плаща, Иван Аистов вышел из дома...
Кира стояла у окна и видела, как он шел вниз по улице, и вдруг пропал.
"Как сквозь землю провалился..." - подумала Кира и невольно повела плечами точно от озноба...
В тот же день Кира вернулась в город...
Ночью Киру мучили кошмары, затягивали в паутину каких-то интриг. То ей снился исчезнувший муж, то следователь Зверев, который пытался заменить ей исчезнувшего мужа, домогался ее, вожделел вкусить ласку ее губ и сласть чресл.
Так он говорил, подражая голосу Дымова.
Кира засыпала и просыпалась от стонов и смеха.
Внезапно складки темноты раздвинулись, и в щель просунулся блаженный.
--
Немного дней осталось вам мучиться... Черная Дыра уже раскрыла свою адскую пасть, и мир закончится не взрывом, а всхлипом... - возопил блаженный и Кира очнулась.
За окном разгорался день субботы...
* * *
Дело об исчезновении Дымова зашло в тупик.
Мотивы и обстоятельства его исчезновения так и остались неясны.
Свидетели все искажали и путали. Одни говорили одно, другие - другое. Были и такие, которые утверждали, что видели Дымова у могилы Авессалома в долине Иософата, которая находится между Иерусалимом и горой Елеонской, где произойдет Страшный суд.
--
Вы там были?.. - спросил следователь Зверев женщину-свидетеля.
--
Нет... не я его видели там... - женщина провела рукой по лицу, словно паутину смахнула.
--
Понимаю, хотя ничего не понимаю... а доказательства?.. где доказательства, намерения, побуждения?.. впрочем, в некоторых случаях можно обойтись и без доказательств...
Когда свидетельница ушла, Зверев почти утратил веру в настоящее.
"Есть вещи, о которых полезнее молчать... а слова и наглядность в иных случаях больше вредит, чем помогает..." - думал он по дороге домой и видел Киру, одетую дымкой. Виясь, играли прозрачные складки, открывая ее красоту и плоть, спорящую с невинностью.
Зверев поднялся с Кирой по жутко скрипящей лестнице на второй этаж и пошел по провонявшему чадом коридору, свернул налево, потом направо, наощупь отыскал замочную скважину.
Жена уже лежала на смятой постели.
Скрыв от нее свои не вполне ясные мысли и желания, Зверев задернул гардины на окне, выходившем во двор с голыми деревьями, не раздеваясь, лег на кровать и в ту же минуту заснул.
Во сне Зверев дописывал недописанную пьесу Дымова...
* * *
Кира, женщина обаятельная, с переменчивым настроением за свою не слишком длинную жизнь сменила трех мужей и родила сына от неизвестного отца.
Первый муж Киры, Илья, был человеком с воображением, таящим в душе страсть сочинять всякие драмы из обрывков действительности. Он был известен, но слава доставляла ему куда больше хлопот, чем наслаждений, как и брак, который длился недолго. Пришла радость и ушла. В порыве отчаяния Илья лишил себя детородного члена, этого змея искусителя, препятствующему спасению и доставляющего такого рода радости, которые совратили даже Диогена в его бочке и воодушевили худого и вшивого философа на нежные вздохи к Лаисе, знаменитой куртизанке. Говорят, ее любовниками были скульптор Мирон и гедонист Аристипп, считавший удовольствие главной добродетелью.
Второй муж Киры, Марк, был моложе ее на 7 лет. Он коллекционировал цветы, вышивки и свои тревоги, которые испытывал и описывал в одноактных пьесах. Однажды он вышел из дома. Погода не радовала. Небо было дождливое, дорога намокла, ветер пронизывал насквозь, но он шел с уверенностью и расчетливостью лунатика во сне. И вдруг он увидел жену, что показалось ему чудом, от которого он давно отвык. Он окликнул ее, и устремился за ней, но не смог ее догнать. Пот струился по его лицу. Утерев пот, он увидел, как жена остановилась у камней похожих на стаю присевших волков, трижды обошла вокруг них и обернулась рыжей волчицей.
Марк не мог прийти в себя от изумления.
С ужасом и каким-то странным торжеством следил он за превращением жены.
Надо сказать, что слухи о рыжей волчице одно время бродили по городу. Женщины перекрашивали волосы, подражая волчице, ходили с огненными волосами и вели себя так, как будто были вскормлены ее сосцами.
Марк несколько раз обошел вокруг камней.
Больше его никто не видел...
Марк попал на небо.
Через год, оставив заоблачные селения, он сошел на землю, словно в Тартар, и, облекшись в смертное тело, снова стал жить. Он видел много городов и людей. Ему удалось проплыть мимо острова Сирен, и разгадать загадки Сфинкса. Был он и в Иерусалиме, где узнал, что мудрость людей есть безумие. Он жил и надеялся не на самого себя, а на Бога, и умер, чтобы в следующей жизни оказаться среди монахов, которые исповедовали Бога на словах. Он был привратником, отпирал врата небесного царства ближним и дальним, через которые проходил путь к последней тайне и вечному блаженству.
Марк думал, что найдет в монастыре лучшую возможность служения Богу и путь к спасению. Он был молод, и его легко было запутать и ввести в заблуждение.
Ночью, глядя на звезды Млечного пути, Марк сочинял молитвы и мелодии. Ночь его вдохновляла.
Вскоре Марк понял, что попал в руки бесов.
Ему вдруг открылось, что в разумной монастырской жизни было столько же лжи, коварства и предательства, сколько и в обычной жизни. Узнав из собственного ужасного опыта, о чем мечтают по ночам и что снится монахам, давшим обет безбрачия, он понял, что не спасает, а губит здесь свою душу.
Ночью Марк бежал из монастыря.
Он шел, не оглядываясь, подражая Лоту, а не его жене, которая, уходя из Содома, оглянулась и превратилась в соляной столб.
Ориентировался он по неподвижным звездам, думая, что идет к Богу и все дальше уходил от него.
Через год он стал как сор для жизни.
Его подобрала вдова и спасла своей любовью.
Она похоронила мужа, сыновей, потом родила близнецов от Марка и ушла сама.
Случилось это летом.
Жаркое лето сменила осень с приятной прохладой.
Несколько дней Марк провел на кладбище.
Лишь вороны слушали его запинающийся лепет, полуслова...
Очнулся Марк в желтом доме на песчаном берегу среди сумасшедших, которые Бога исповедовали не на словах, а чувствовали.
Марк не заметил, как подкралась старость, примешивающая принуждение к убеждениям.
Как-то ночью Марк попытался добраться до того невидимого суфлера, который нашептывал ему всякого рода искушения и расширял его бедный опыт вещами, о которых ему раньше некогда было думать. Отогнув прутья решетки, он вышел на карниз. Он шел, прижимаясь спиной к стене. У окна он остановился, увидев женщину и мужчину, слившихся в одно существо с двумя головами, покачнулся и...
Марк умер, чтобы узнать, зачем бог послал людям безумие и смерть, которая обращает красоту в безобразие?
Попав в иной мир, он явился на суд не только без одежды, но и без тела. Только чистые души пропускались в поля блаженных, а которые в пятнах - опускались в черную пасть ада на вечные муки.
Марк огляделся, сощурился как близорукие люди, и с изумлением узнал в судье Илью, первого мужа Киры.
--
Ты давно видел Киру?.. - спросил Илья.
--
Давно... я ее вижу, когда она того хочет, а с ней это не часто случается...
--
Вот как... - Илья хмуро взглянул на Марка. - Она всегда избегала волнений и даже не рожала детей, чтобы не потерять своей красоты... жила так, как будто она одна существует на свете, а весь мир - только ее представление... не знаю, кто был ее искусителем, и чем он ее искушал, а предположения высказывать не стоит... но пела она как сирена... когда она пела, Тантал переставал гнаться за убегающей водой, крылатое колесо Иксиона останавливалось, Данаиды забывали о своих бездонных бочках, и даже Сизиф приседал на свой камень...
Пауза.
--
Мне кажется, она не знала, что полагается стареть, терять свою красоту и обаяние и уходить из жизни такими же безобразными, какими мы в нее и приходим... да, кстати, я послал ей письмо, но, кажется, забыл написать адрес на конверте...
Пауза.
--
Ты веришь в бога?.. - спросил вдруг Илья.
--
Да, но не понимаю, зачем он стал человеком...
--
Вообще говоря, он мог принять облик осла, дерева, камня... - Илья хмуро улыбнулся. - Есть некая черта, за которой нужно перестать понимать... Ты, я смотрю, бежал от ложного, но так и не добежал до истинного...