Волоча обрывок цепи, Паскаль вошел в дом следом за Авелем. Он был в недоумении. Поступки старика часто ставили его в тупик. Там, где нужно было показать зубы, он вдруг становился беспомощным, как дитя.
"Что с ним такое?.. - Пытаясь понять поведение старика, Паскаль невольно вспомнил женщину с расслабленным и утомленным лицом, которую он видел на почте. - Наверное, из-за этой женщины... простофиля, слишком он прост для жизни, всему верит и огорчается по пустякам... - Пес покосился на кошку и вздохнул от неясной тоски. - Ты еще тут путаешься под ногами... - Кошка спряталась под кровать. Она опять была беременна. Раз в три месяца она рожала котят, с которыми псу приходилось нянчиться. - У всех свои неприятности... - Паскаль еще раз вздохнул. - Просто-напросто надо иметь характер..."
Не раздеваясь, Авель сел в потертое кресло. Его рассеянный взгляд скользнул по столу, источенному жучком, тронул серебряный нож для разрезания книг с ручкой из слоновой кости, чернильницу из яшмы с незапамятных пор сухую, переместился на одетые слоем пыли и смутные как сновидения портреты родственников. Взгляд его остановился, наткнувшись на раскрытую книгу с источенным молью сафьяновым переплетом и в обложке точно в саване. Страницы ее неспешно листали сквозняки. Персонажей этой книги автор как будто списал с родственников Авеля, причем все они были жертвами. Одни запутывались в сетях соблазна, прельщаемые видимой ложью, другие удовлетворялись собственными химерами и ужасами.
Дед Авеля по отцовской линии возводил свое происхождение (надо сказать не вполне законное) к славному и несчастному дворянскому роду. Он воевал, не раз смотрел в лицо самой смерти. В 1953 году его обвинили в заговоре против власти согласно письменным показаниям трех свидетелей и расстреляли, хотя ничего низменного или вероломного он не замышлял. От него остался этот дом у пруда, давно пришедший в упадок, чернильница из яшмы и серебряный нож для разрезания книг. Дед по материнской линии, историк по образованию, был человеком достойным и разумным. Он внес свою долю в общее достояние семьи, но на старости лет увлекся игрой на бирже. Бабушка говорила, что злой дух, ползающий по земле, втянул его в это помешательство. Она была из хорошей семьи, играла на рояле и обожала театр. "Все в этой жизни играют какую-либо роль, правда, многие даже не догадываются об этом..." - говорила она. Ее происхождение распознавалось в осанке и какой-то инстинктивной властности. Во время вечернего чая и визитов она поддерживала возвышенные беседы с подобающим выражением лица и изысканными жестами. Отец Авеля преподавал в университете литературу и пользовался славой критика. Жил он в мансарде, точно голубь в гнезде, не замечая светской суеты и толчеи внизу. Он был ужасно рассеянный, вечно витал где-либо, то на горе Фавор, то на Парнасе, бродил в миртах, играя улыбкой. Как-то проходя мимо жены, он снял перед ней шляпу, позабыв, что она его жена. Не трудно представить изумление Авеля от этой сцены. Газет он не читал, считал их чересчур отвлеченными, визиты его утомляли, а разговоры в гостиной казались ему плоскими и нудными, может быть, поэтому события на поверхностный взгляд незначительные и неправильно им истолкованные привели его к бегству из семьи. Это случилось, когда Авель был еще в нежном возрасте. Накануне у Авеля было видение: отец вышел из темноты с лицом, изборожденным морщинами точно клинописью, в очках. Он стоял молча у изголовья кровати и смотрел на Авеля как на пустое место, еще не занятое.
Авель проснулся, обливаясь слезами.
Когда прошел слух, что отец нашел приют под монастырскими сводами, Авель отправился в свою первую одиссею. Как только день прогнал звезды и туман с низин, он встал и пошел, задыхаясь от нетерпения. К полудню он вышел к ручью, одолеваемый зноем и жаждой. Он напился, глянул по сторонам. Вокруг царила тишина, которую нарушал, лишь шелест листьев. Скрип дерева отозвался внезапным страхом, и Авель побежал, не разбирая дороги, бледный, трепещущий, вне себя. Ветки задетых кустов мнились руками, пытающимися его остановить. Сделав еще несколько шагов, Авель оказался на краю ямы.
"Как могила..."
Смеркалось.
Авель устроил себе ложе под кустом, зарылся в листья и уснул.
Вопль выпи спугнул недолгий сон.
Авель встал на ноги. Не дыша, в страхе он стоял и ждал. Меж стволами показался незнакомец. Он ехал на осле и был похож на монаха или на бродячего артиста. На его плече сидела ворона.
Прячась за стволами деревьев, Авель окликнул незнакомца.
Незнакомец остановил осла. Вокруг теснились тени, и он не знал, какая из них окликнула его.
--
Я здесь... - сказал Авель...
--
И что ты здесь забыл?.. места эти глухие и дела темные...
--
Я заблудился...
--
А куда ты шел?..
--
Я шел в монастырь...
--
Садись на осла, подвезу... осторожно, на скакуна он не похож, но иногда вселяет в меня ужас...
Незнакомец разгладил морщинистый лоб и пришпорил осла, который с природной неспешностью двинулся в путь.
Дорога спустилась в лощину. Поперек лощины лежала топь и мост над ней узкий и шаткий.
--
Тебя как зовут?.. - спросил незнакомец, слезая с осла.
--
Авель...
--
А меня Мольер... я пилигрим... один осел со мной да реквизит для притворства... я играю разные сценки из жизни...
Ближе к вечеру другого дня Мольер привез Авеля домой обессилевшего и усталого.
Тетя встретила Авеля вся в слезах и заперла на чердаке с окном у самого потолка. Он провел там ночь, лежал на продавленной кушетке и со страхом и тоской ждал нашествия горгон, химер и гарпий, которых рисовало воображение, свойственное его возрасту.
Авелю было всего 7 лет.
Наваждения темноты и одиночества исчезли с первым проблеском утра...
Не без волнения и колебания Авель открыл книгу.
"Если верить этой книге, выходит, что все в нашей семье были жертвами... и я жертва... кстати, какой сегодня день?.. кажется, суббота..." - Авель вспомнил, что все повторяющиеся несчастья в семье приходились на воскресенье.
Листая книгу, Авель наткнулся на обрывок страницы с описанием его блужданий в поисках отца, несколько отрывочных, но вполне наглядных.
Авель шел, как будто знали, куда идет.
Мольер спас его.
"Все это можно было бы воспринимать как случайное совпадение, но имена..." - Авель потер лоб, пытаясь понять, как этот обрывок страницы попал в книгу.
Вспомнив лицо Мольера, играющего роль пилигрима, обманутого какими-то ложными измышлениями, Авель невольно рассмеялся,
Пес Паскаль поднял голову.
Старик листал книгу. Он искал в ней то, чего там еще не было.
"Наверное, ему что-то представилось смешное или вспомнилось..." - Испытывая приятное ощущение от тепла, Паскаль следил за тенью старика на обоях с черными и белыми цветами и прислушивался. Старик что-то бормотал с завываниями и всхлипами. Это были стихи. Старик сочинял оды. Иногда он играл на скрипке. Музыка в его исполнении доставляла псу гораздо больше страданий.
Мимо окон прогромыхала водовозка.
В наступившей тишине по стенам пробежала рябь летучих теней, отражений.
Скрипнула дверь. Авель обернулся и увидел среди теней, разыгрывающих представление, фигуру Норы.
Авель как будто находился во власти некой галлюцинации.
Воображение заменяло ему глаза.
Нора стояла у створчатого зеркала, которое ее отражало и украшало.
По комнате пробежало шуршание. На пол упала газета, вся в винных кругах.
--
Похоже, что я схожу с ума... - Авель встал, закрыл дверь и заходил из угла в угол мелким шагом.
"Ну вот, теперь до утра он будет ходить..." - со вздохом Паскаль закрыл глаза.
Напрасно пролежав с закрытыми глазами час или два, пес ушел по делам, а Авель заснул. Он провалился в сон как в яму и с трудом вылез оттуда.
Сморгнув слезу, Авель глянул на часы.
"Всего лишь четыре часа утра..."
Взгляд старика переместился на книгу, страницы которой как будто кто-то перелистывал.
Пес Паскаль вернулся.
Стараясь не шуметь, пес выпил воды и лег у ног старика...
* * *
За окном царила глухая ноябрьская ночь.
Лаяли собаки.
Выл ветер, как легион бесов, скрипели и хлопали ставни, но в комнате было тепло.
В камине потрескивал огонь. На столе чадила керосиновая лампа, поблескивали поздние груши. Одна груша была надкушена.
Утонув в потертом кресле, Авель следил за зыбкой, невнятной игрой отблесков и изменчивых теней. Лампа мигала, и тени то появлялись, то исчезали.
Во сне или наяву Авель увидел влитую в песок синь реки, плещущихся в воде нимф.
Нимфы срывали кувшинки и плели венки.
Кувшинки были похожи на диадемы.
Поодаль стоял притихший сад. Меж кривых стволов резвились бородатые сатиры и фавны. Погрузив копыта в красный мох, они выдували из свирелей и раковин чары, усладу для босых фей, которые парами гуляли по цветущей лужайке, зажатой в поля выцветших диванных подушек.
Все виделось Авелю таким, каким было когда-то, давно.
Скрипнула, приоткрылась дверь. Авель обернулся и замер, увидев Нору.
--
И это твой дом?.. - Как змея, Нора выскользнула из пальто с воротником из поддельного котика, смущенно и виновато улыбнулась. - Собрала чемодан и вот... я здесь... кстати, где мой чемодан...
--
Чемодан... - Авель заметался по комнате, натыкаясь на подлинную и вымышленную мебель, опрокидывая стулья, вдруг приостановился.
"Нет, это сон... мне все это снится..." - подумал он. Он потерял голову от счастья.
Нора прихорашивалась у зеркала, которое и раньше смущало его пустыми обольщениями.
В бездумном блаженстве прошла зима. Как зачарованный, Авель смотрел на Нору и ее живот.
Нора была беременна на седьмом месяце.
--
Это будет девочка... - уверял он Нору.
Почему-то Авелю виделась девочка.
Девочка пускала пузыри в тени яблони и пыталась дотянуться, ухватить райское яблоко, но яблоко ускользало от нее, вновь и вновь.
Тянущиеся к яблоку пальцы девочки замерли.
Авель услышал смутный гул машины. Узкий, желтый луч выхватил из темноты жерди забора, угол крыши, и бледное лицо господина в плаще мышиного цвета с завернутыми рукавами.
--
Простите, не подскажете, где мне найти... - незнакомец не договорил и исчез. В замешательстве Авель подошел к забору. Улицу перегораживал лимузин с тупым носом. В темноте он услышал далекие, невнятные голоса:
--
Ах, оставь, оставь меня, оставь...
--
Нет, не могу... на носу премьера...
--
Ты дьявол...
--
Вполне может быть... как известно, театр - порождение бесовское...
Машина мигнула фарами, развернулась и бесшумно покатилась вниз по улице.
Полный смутного беспокойства, Авель вошел в дом.
--
Нора... - позвал он. Он проходил из одной комнаты в другую. Все происходящее уже виделось ему в каком-то забытом сне. Зачем-то он заглянул на чердак и наткнулся на качающееся между стропилами крепдешиновое платье Норы.
Послышался плач.
Авель замер.
"Ребенок... нет, не может быть..." - Он покачал головой. Мысль была безумной. Он заставил себя сдвинуться с места и неуверенно, настороженно, не без страха огляделся.
Из вороха старых журналов, лежащих на продавленном диване, выполз рыжий щенок.
Авель дал ему имя Паскаль...
Заблудившись в своих воспоминаниях, Авель очнулся, с ощущением, что падает куда-то. Он боязливо огляделся, узнавая вещи, и уже с улыбкой взлохматил загривок рыжему псу.
--
Как ты здесь без меня?..
Паскаль сонно моргнул и тоже улыбнулся. Он был вполне счастлив со стариком. Правда иногда находила вдруг необъяснимая тоска. Тогда он думал о смерти.
Эти же мысли тревожили и волновали Авеля.
--
Не нашел я ее... ты понимаешь, не нашел... душа болит... нет, ты не понимаешь...
"Ну конечно..." - Паскаль вздохнул и задумался. Никогда он так не задумывался за всю свою песью жизнь.
"Душа у него болит... - Пес посмотрел на старика и почувствовал, как что-то горячее прихлынуло к глазам. - Может быть, это и есть душа?.. - подумал он, сморгнув слезы. - Однако странно, почему он об этом заговорил?.. опять он суп налил в две тарелки... и два стула к столу придвинул... к супу даже не притронулся... разговаривает с кем-то на непонятном языке... может быть, с женщиной, которая работает на почте?.. женится он и посадят меня на цепь, как злодея или преступника... нет, уж лучше пусть живет один... приходила уже одна вся в кружевах и в кольцах... и мне хотела вдеть кольцо в ноздрю, едва спасся от нее... коса у нее была похожа на собачий хвост и ходила она под себя в саду, раскорячится, тьфу, пропасть... и вещи все переставляла... то и дело натыкался на них в самых неожиданных местах... все планы строила... можно догадаться какие... ходила с палкой, готовая ударить... узнала бы, сколько зубов в моей пасти... была еще одна, такая боязливая и глуповатая, но постепенно вошла во вкус... старик и ел с ее вилки, и вино пил у нее изо рта и, похоже, что ему все это нравилось... а меня он едва замечал... когда она ушла, старик еще неделю вздыхал и заглядывал во все комнаты, искал ее там, где привык видеть... и все понапрасну, без всякой пользы... от нее у меня пошли лишаи и зуд по всему телу..."
Пес попил воды, глянул на старика, который что-то писал. Он вспомнил, как однажды старик привел в дом девочку с проходящего поезда. На вид ей было не больше 13 лет. Она прижимала к груди скрипку. Других вещей у нее не было. Старика было не узнать. Он играл совершенно не свойственную ему роль...
"Как же ее звали?.. худая, рыжая, лицо вытянутое, глаза как из серебра, блестящие..." - Она не показалась Паскалю красивой. Конечно, она производила впечатление, но ее странные манеры лишь подкрепляли подозрение, что она кем-то подослана, о чем он попытался сказать старику.
Старику девочка нравилась.
Она причесывалась, а он тайком подсматривал за ней. Он видел ее такой, какой она была, с золотистыми волосами, длинноногая, в сандалиях, из которых она вытряхивала песок и смотрела на море и рифы, у которых играли нимфы с дельфинами...
Когда Авель заснул, девочка склонилась над ним, коснулся его лица и отдернул руку, как будто обожглась.
Помедлив, она взлохматила псу волосы на загривке.
Прикосновение девочки ошеломило пса. Он вообразил себя на седьмом небе.
Иллюзия рассеялась, когда пес ощутил некую теплоту внизу ее живота и запах, от которого его замутило.
Девочка провела со стариком всего одну ночь с субботы на воскресенье...
Вечером другого дня Паскаль брел по тропинке, опустив голову. Он искал девочку.
Тропинка поднималась вверх по склону, потом стала спускаться к морю.
Сделав еще несколько шагов, пес увидел догорающий костер и Авеля со скрипкой.
Авель играл и плакал. Лицо его было залито слезами.
Паскаль стоял, опустив голову, он не зная, что думать.
"Не иначе старик лишился рассудка... или притворяется сумасшедшим..."
На краю ночного неба уже расцветала луна, точно бледная роза.
Оглядываясь, Паскаль пошел дальше.
Он шел по берегу моря и наткнулся на простертое тело.
"То ли утопленница, то ли самоубийца?.."
Паскаль подошел к телу утопленницы.
Это была девочка.
Паскаль был бессилен помочь ей. Он сел и завыл, забыв себя.
Утром Авеля арестовали по подозрению в убийстве девочки.
Через год Авель вернулся.
"Его было не узнать, такой бледный, тощий, но я его узнал... не знаю, кто его преследовал и мучил, что он стал таким..." - пес зевнул и покосился на старика.
Авель стоял у стола. Вдруг, повинуясь порыву, он надел очки и склонился над рукописью.
Написав несколько фраз, Авель весь как-то сник.
В комнате постепенно потемнело.
В темноте лишь тускло светилось зеркало. Там что-то мелькало, что-то еще не имеющее облика.
Книга на столе, раскрытая наугад, газета на полу, искаженные пролитым вином черты лица Сталина, буквы заголовка.
Дверь захлопнулась и приоткрылась.
Мурашки побежали по коже.
Авель замер в ожидании.
Дверь качнулась.
"Сквозняк играет со мной..." - Закрыв глаза, Авель откинулся на спинку стула, размышляя об особенностях и облике посещавших его женщин.
Уже который день они осаждали воображение Авеля.
Авельн не удивился, увидев Нору. Она вышла из зеркала, словно это была дверь, и пошла к нему, рассыпая цветы, шпильки, во всей своей расцветающей красоте и нетронутости.
--
Нора... - прошептал Авель и очнулся. Где-то на границе сна и яви еще виделось лицо девочки с тощими косичками и глазами Норы.
Стук в дверь окончательно привел Авеля в себя.
Явилась женщина с почты. Она принесла газеты и новости из города.
Женщина ушла, оставив Авелю еще большее одиночество. Он сидел и наблюдал за снующими у коптящей лампы мошками и... очутился в городе, который он не любил и по которому иногда бродил, опьянев от усталости, не сознавая, где он.
Авель вернулся в город не ногами, и не в пространстве.
Город возник перед Авелем во всей полноте своей яви: угол дома, сумеречная площадь с замершими на кольце трамваями, черная статуя Пушкина, здание театра, наполовину укрытое лесами.
Рассеянным взглядом Авель прочитал афишу, и унылое блуждание по улицам города продолжилось уже под моросящим небом.
У дома Норы Авель приостановился.
Поддавшись невольному желанию, Авель залез на дерево и заглянул в окно.
В стекле окна обрисовалось чье-то изумленное лицо.
Лицо скользнуло по стеклу, как рябь по воде, и исчезло в складках гардин.
Авель спустился с дерева и пошел прочь. Поблескивающие трамвайные рельсы уводили его все дальше от дома Норы.
Темный извилистый переулок привел Авеля к осыпающимся ступеням лестницы.
Открылись огни станции.
Час или два Авель провел в зале ожидания, потом вышел на перрон.
Почувствовав запах дыма, копоти, Авель очнулся и снова заснул.
В этом сне царила мертвая тишина и скольжение к чему-то недостижимому...
Сквозняк приоткрыл и захлопнул дверь.
"Все это обман, мираж..." - Авель скомкал недописанные стихи, как-то вскользь глянул на пса, потом на свое отражение в зеркале, которое помогало ему в его блужданиях своими меняющимися, слоистыми отражениями, и неожиданно для себя зевнул с криком.
Паскаль очнулся и настороженно поднял уши.
"Похоже, что старик не в себе... с ним что-то происходит..." - Некоторое время Паскаль исподтишка с любопытством и тревогой следил за стариком.
Авель лежал на кровати, сложив руки на груди, точно покойник.
Паскаль прикрыл веки и тоже попытался заснуть. Во сне он чувствовал себя совершенно другим, он не хромал и не простужался.
"Да, старость - не радость, что верно, то верно... раньше я мог муху на лету поймать... и все же мне грех жаловаться..."
Авель глянул на пса и невольно улыбнулся, вспомнил детство.
В детстве Авель мог превращаться в рыбу, в птицу, в дерево с листьями и плодами, а однажды стал псом на цепи. Он чувствовал себя униженным, как будто его привязали к позорному столбу.
Промучившись час или два, он оборвал цепь.
Остаток дня он бродил по поселку, звякая обрывком цепи.
У магазина Авель наткнулся на стаю собак.
Вели они себя мирно.
Авель подошел ближе.
"Помню, стояла ужасная жара, мука смертная, еще и мухи одолевали, я, как мертвый, лежал в тени под забором. Приоткрою глаз, огляжусь, зевну от скуки. Что еще делать? К вечеру стало чуть-чуть прохладнее, да и голод поднял меня на ноги и привел к дому с крыльями флигелей. Дом был огромный и сумрачный, и само место вызывало необъяснимое беспокойство. Раньше я обходил этот дом стороной, а тут, не знаю, что на меня нашло. Я проскользнула в щель под забором и поползла к дому, прячась в траве.
В доме было тихо.
"Странная тишина..." - подумала я и почему-то вдруг испугалась, озноб пробежал по спине. Я уже хотела повернуть назад, но голод погнал меня дальше. Ползу. Ноздри мои начал осаждать аромат, подобный которому я еще не ощущала. И вдруг, как из-под земли, передо мной вырос огромный пес. Страшнее страшного суда. Меня поразили его глаза, точно горящие угли...
--
И что было дальше?.. - спросила пятнистая дворняжка с заячьей губой и обвислыми ушами. Большие, влажные глаза ее испуганно застыли.
--
Увидев это чудовище, стоящее передо мной в позе сфинкса, я присел и замер в судороге ужаса, ожидая неминуемой смерти. Я приготовился к самому страшному, но ничего не случилось. Нельзя доверять первому впечатлению. Сфинкс оказался на редкость гостеприимным хозяином. С великодушием и без малейшего сожаления он поделился со мной лакомствами, угостил меня кровяной колбасой, холодной говядиной и еще чем-то, напоминающим соленые веревки, после чего мы прошлись по дому. Сфинкс шел впереди поступью льва и размахивал хвостом точно знаменем. В доме было шумно, суета, заботы, которыми обычно волнуются люди. Я сохранял спокойствие, хотя мне это давалось не легко. Я ведь не привык бывать на приемах в высшем обществе, а там собрался чуть ли не весь свет. Сфинкс шел, не обращая внимания на людей, которые были приветливы ко мне, даже не зная, кто я. Неожиданно, пугая непонятными знаками и сбивчивым лепетом, мимо пронеслась какая-то дама в платье с кружевами.
--
Кто она?.. - спросил я и невольно отступила в темный угол. Сфинкс успокоил меня:
--
Это моя служанка... чересчур учтивая и полная притязаний, не подобающих ее положению...
--
Она прислуживает тебе?..
--
Да...
--
Не может быть... - пробормотал я недоверчиво.
Служанка выглядела, как леди.
На стенах висели гравюры и картины в рамах, в нишах стояли статуи, китайские вазы. Не дом, а музей. Я шел и не знал, во сне я или наяву. Несколько раз я пытался завязать разговор о хозяине дома, но сфинкс отмалчивался, только улыбался. На удивление молчаливый пес, слова из него клещами не вытянешь.
Мы обошли все комнаты, и вышли в сад.
Гости стояли у фонтана, украшенного по итальянскому образцу.
Сфинкс вдруг разговорился, стал знакомить меня с гостями:
--
Все они люди знаменитые... если назвать все их титулы, не хватит и ночи, расскажу лишь о немногих... смотри, вон тот рыжий господин в очках, художник, днем он спит, а ночью рисует автопортреты... это разновидность портрета... и всегда у него получается незнакомый мне человек... и так изо дня в день уже много лет, иногда он надевает женскую одежду и меняет прическу... как-то он меня попросил позировать... мой портрет висит на видном месте в гостиной, так что я теперь существую в двух лицах и никогда не смогу умереть, вот так...
--
Как поживаете?.. - спросил Сфинкс художника. В замешательстве художник отступил назад, побледнел, потом покраснел, вскинул очки, но Сфинкс уже отвернулся от него. - Об этом господине, который сам себе улыбается, я мало что знаю... не могу понять, чем он зарабатывает на жизнь... - С чувством неудовольствия Сфинкс обошел незнакомца с бородой апостола. - Обрати внимание вон на того господина, он сочиняет музыку, а за его спиной стоит писатель... он пишет пьесы... ничего интересного, одни вздохи и восклицания...
Я постепенно свыкся с этим пестрым чередованием фигур и уже без всякого удивления переходил от одной группы гостей к другой.
Услышав смех, я обернулся и увидел худого и бледного юношу. Он поскользнулся на мокрой траве и упал навзничь. Закусив губы от боли и стыда, он поднялся на ноги.
--
Кто этот несчастный?.. - спросил я.
--
Не знаю, знаю, что живет он на чердаке... кошмарный чердак, там одни летучие мыши, гирляндами висят, зацепившись за балки потолка...
Увидев в лице юноши знакомые черты, я невольно вспомнил поэта, у которого жил одно время и был птицей. Его звали богом даже люди отнюдь не склонные к поэтическим восторгам. Он умел растрогать до слез. Мне он нравился. Я испытывал к нему добрые чувства, почти нежность. Мы даже спали в одной постели.
Он жил один. Его жена умерла от родов в первый год брака.
Помню, на стене висела старая театральная афиша с ее изображением. Эта ничего не значащая для постороннего взгляда афиша открывала ему больше блаженства, чем райские кущи евреев. Она давали ему крылья. Но, увы. Завистливая судьба дает и берет. Однажды он лег на кровать живой и остался лежать мертвым, кончил свои дни до того часа, когда судная труба позовет всех людей туда, где мерцают медвежьи звезды.
Погрузившись в воспоминания, Авель не заметил, как к нам подошел апостол.
--
Веселый праздник... - заговорил он. - Поздравляю и вас, и вас...
"По всей видимости, еврей или араб..." - подумал я, отметив особенности его произношения, жесты и голос.
--
А вы кто?.. разве мы знакомы?.. - спросил Сфинкс апостола и, не дождавшись ответа, увел меня в сторону. - Такое впечатление, что у него два голоса и оба для публики... наверное, он один из позабытых родственников или совсем посторонний, боюсь строить предположения...
Из беседки донеслись звуки музыки. Женский голос пел какую-то арию. Слова сплетались в проникновенную мелодию.
--
Кто эта сладкоголосая женщина?.. - спросил Авель. Голос у незнакомки был как у сирены и фигура красивая, крупная.
--
Это примадонна... - Сфинкс нахмурился и отпустил несколько грубых сарказмов. - Для меня все женщины на одно лицо, как враги... пошли отсюда... меня раздражают эти истерические всхлипы и наигранное волнение... все как в пьесе...
--
Ну, не зная, не знаю... мне нравится ее голос... стоит закрыть глаза и передо мной возникает какой-нибудь образ...
--
Ну да, образ мокрицы...
--
Почему ты так говоришь?..
--
Потому... раньше таких как она публично побивали камнями, случалось, что и вешали...
Я промолчал, понял, что Сфинкс пострадал от внимания этой женщины, и все же я упрекнул его в отсутствии галантности, сказала, что знаки его внимания были бы и мне вовсе не неприятны.
Сфинкс оглянулся. Судя по выражению его лица, он был не то чтобы несчастлив с женщинами, но скорее неспособен к счастью.
По крытой галерее мы перешли во флигель.
Сфинкс показал мне свою комнату,
--
А там дальше комната хозяина... я только мельком видела его... просто карикатура на человека... у него зубов нет... протезы... горе дожить до такой дряхлости... можно сказать, он одной ногой в могиле стоит, а туда же... не знаю, прилично ли говорить на такие темы, но мне удалось подсмотреть, как он это делал с одной женщиной... к сожалению, ничего у него не вышло... мерзость, одним словом...
Появилась служанка Сфинкса, застенчивая и услужливая такая... не поднимая глаз, она спросила меня:
--
Может быть, вы желаете отдохнуть?.. - и застыла в старательном и застенчивом реверансе.
Такое внимание скорее смутило, чем обрадовало меня, и я отказался, говорю ей, чтобы поддержать разговор:
--
У вас здесь так хорошо, чисто... и музыка, и прочее... все, как в городе...
Служанка молча улыбнулась и ушла.
--
Какая красивая особа... - сказал я и покосилась на Сфинкса.
--
Да уж, в темноте все женщины писаные красавицы... - отозвался он и почему-то вздохнул, потупился.
--
Что с тобой?.. - спросила я его.
--
Ничего... - сказал Сфинкс смущенно и нерешительно.
Он не сделал мне предложения остаться на ночь, хотя для этого у него были и возможность, и удобные случаи, и я понял, что мне пора уходить.
Мы снова встретились утром другого дня, и я пригласил его прогуляться на Блошиный Рынок.
--
Куда, куда?.. - Сфинкс с интересом посмотрел на меня.
--
На Блошиный рынок...
--
Там что блохами торгуют?..
--
Да нет, там сегодня представление дают... приехал театр Шапито...
--
Ну не знаю, в такой глуши и театр...
--
Это так неправдоподобно, как и правдоподобно...
--
Шапито... ну, не знаю, не знаю...
--
Пошли, ты не пожалеешь, цирк, что надо...
Мы вышли на террасу и спустились в сад. У амбара мы подлезли под забор и очутились на улице. Сфинкс выглядел несколько удрученным, все оглядывался.
--
Как вы тут живете в такой тесноте, наверное, страшновато по ночам?.. ну и запах, какая гадость... - Он брезгливо наморщился, обходя пивной ларек.
Мы уже подходили к театру, когда из кустов выбежала собака. Она тяжело дышала и хрипела в состоянии явного возбуждения.
Я сказал ей несколько слов.
Она ответила тихим визгом и умолкла.
Вдруг, откуда ни возьмись, появились эти бесы в черных блестящих плащах.
Я даже не успел испугаться, как меня опутали сетью и швырнули в машину.
В машине было темно, укачивало, и я заснул.
Очнулась я от жалобного воя, подумал про себя:
"Что бы это могло значить?.."
Неожиданно вспыхнул свет. На какое-то время я ослеп. Ослепшего, меня схватили за загривок, протащили волоком несколько шагов и бросили в ржавую проволочную клетку.
Когда я привык к свету, то увидел сфинкса, подвешенного за задние ноги. С него уже сдирали шкуру.
Вообще-то я не робкий от природы, но тут я испугался, заскулил и забился в угол.
Человек, который сдирал шкуру со сфинкса, оглянулся на меня.