Трипольский Владимир Иванович: другие произведения.

Горький Дым Милого Отечества-3. Право На Евразийское Будущее

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    УВАЖАЙТЕ СВОЁ ПРОШЛОЕ, в нём тяжкий труд и ратный подвиг наших предков, кровнородственные истоки и отчие могилы. В нём залог нашего благополучного настоящего, помноженного на наши добрые мысли, слова и поступки. И право на достойное будущее идущих вслед за нами потомков.

  "Право на будущее имеет только тот, кто уважает свое прошлое." - Н.А. Нарочницкая
  
  
  ПЕРИОДЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ более понятны на фоне русско-евразийского этногенеза. Развитие любой этнической системы строится на непрекращающейся борьбе противоположных начал. Одно из них стремится к интеграции системы, упорядочению внутренних связей и взаимных зависимостей. К унификации физического и психического типа, культурной однородности. Другое начало нацелено на полную свободу действий. К накоплению энтропийного материала и достижению конечной цели - управляемого хаоса. Первые три периода жизни системы приводят её к кристаллизации этногенетических внутренних и вторичных социально-экономических связей. Поступательность этого процесса нарушается периодами бифуркации, кризиса, надлома. Но, в третьем периоде случается то, что Лев Николаевич Гумилёв назвал "акматической фазой" развития этногенеза. Энергетическая нагрузка выходит на свои пиковые значения. Проявляясь в нашей обычной жизни социальными кризисами. Что и случилось с русскими в 20-ом веке: революции, гражданская война, коллективизация, репрессии.
  
  И всё же русско-евразийская этническая система находит в себе силы восстановиться. Происходит сверх кристаллизация внутренних этногенетических связей. То есть, процессы смешения и ассимиляции обретают такую мощь и напор, каких до сих пор не было. По сути, под советизацией (в силу этногенетических и исторических причин) проводится русификация русско-евразийского пространства. Русский язык продолжает быть языком государственным и необходимым для поддержания единства самых разных народов и достигает своей высшей степени развития и охвата. Старый мир революционерам не удалось разрушить до основания. Он остаётся в основании русско-евразийского этногенеза, истории, ментальности. Смена идеологической вывески с православно-монархической на атеистическую советскую, не смогла устранить из нашей жизни ни факта русско-евразийского этногенеза, ни русской значимости в истории Северной Евразии. Одновременно закладываются основы будущего разделения русского этноса. Об этом можно утверждать с полным основанием на примере суверенизации русско-евразийского этногенетического поля (создание советских национальных республик, краёв и областей). Ещё один подтверждающий пример этого "украинизация" малороссийских территорий. Проводившаяся насильно, вопреки желанию населения Малороссии, ставшей вдруг "Украиной". В этом были заинтересованы украинцы Галиции и советская власть. Протесты против украинизации подавлялись увольнениями с работы, арестами и другими методами.
  
  Великая Отечественная заставила гонителей и хулителей русской традиции обернуться к истокам русской истории, русского самосознания. Пойти на поклон к хранителям русской национальной идеи - священникам Русской Православной Церкви. Режим был не в состоянии сам себя защитить, что уж говорить о "социалистическом отечестве". Патриархи Церкви нашли в себе силы простить отступников ради спасения милого каждому русскому Отечества. Пусть себе власть тешится идеями построения "развитого социализма", ведь дело касалось не смены вывески. Германский Drang nach Osten грозил большей бедой - физическим уничтожением русскому народу. Радикальной сменой духовных ориентиров, этногенетической ассимиляцией и рабством остатков народа.
  
  Великая Отечественная война сделала всех побратимами. Русских и евреев, казахов и грузин, латышей и армян. Перепуганная Европа искала союзников, Соединённые Штаты извлекали выгоду. Союзниками были через силу, до времени. Не успела война закончиться, союзники превратились в противников. Резкое обострение показало желание Запада воспользоваться ослаблением Советского Союза после тяжелейшей войны. Западный мир никогда не терял из виду потенциал русского народа, его возможности этногенетические и исторические. Но и русско-евразийский этногенез подходил к грани, отделяющей успешный период зрелости от старения русского этноса. Быстрое восстановление Европы после войны, объединение в экономические и политические союзы, крепкая спайка (на этногенетической и исторической основе) с Соединёнными Штатами выглядело впечатляюще. Полунищие по отношению к европейцам советские люди испытывали внутренний дискомфорт и недоумение - ну почему так?!
  
  СОВЕТСКИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ, вырывавшиеся "за бугор", хвастались по приезду "шмотками" и "жратвой" западного образца. Даже до сих пор, уже насытившись, они вспоминают об этом в некотором экстазе. Народ же более критичен к западным эрзацам - материальным и духовным. Но сколько бы ни напрягались мы, часть интеллигенции снова становится катализатором разрушительных процессов. Ей бы посмотреть на шаг вперёд. Да преклонение перед Западом снова мотивация её действий. Забывая при этом, что просвещённая интеллигенция должна и обязана в первую очередь отстаивать наши ценности. Да, у нас нет автобанов, укромных красивых городков, двойных стандартов, европейского цинизма. Дайте нам время, построим хорошие дороги, облагородим наши серые города. А русское самосознание было всегда чуждо европейскому снобизму, евроцентризму.
  
   У меня, как у русского человека, потомки эмигрантов вызывают сострадание. Даже при том, что они живут в лучших условиях. Смешно? Не очень. Я сострадаю им, как вырванным из нашей русской жизни. Немногие из них способны проникнуться современным русским духом. Осознавая свои духовные, культурные, этногенетические родники-истоки, мы - сегодняшние русские во многом отличаемся и от наших предков. За нами сто лет мучений, мытарств, грехопадений, великой жертвенности. А их, живших в европах и америках, это только коснулось. Мы хлебали горькое и солёное здесь и сейчас, умываясь кровью вместо водицы. Они же, в основном избавленные от имуществ и сытой спокойности жизни, чего хотят сегодня?
  
  Одно дело, перенести все тяготы и лишения здесь и сейчас, другое - сочувствовать издалека. Спасибо, конечно, только мы с вами, господа, пуд соли не ели. Для вас наше советское противно, но это время нашей жизни. Каким бы тяжким или неприветливым оно не выглядело. Это наша жизнь, мы её перестрадали, передумали, пережили. Это наш опыт, но никак не ваш.
  Или те, кто бежал из страны уже после. Мы не хотим вас понимать. Избегая трудностей на родине, вы бежали за комфортной жизнью там, на западе. Получив образование здесь, вы отдаёте долги далеко от своей Родины. И совсем не ей. Отечество, положившее на вас силы и средства, нуждается в вашем труде, уме, руках, заботе. Вы словно те нерадивые дети, которые уезжают из малых селений в поисках лучшей жизни. И забывают о своих оставшихся престарелых родителях.
  
   Ностальжируя по русским берёзкам, чёрному хлебу, квашеной капусте, селёдке под шубой, понимаете ли вы глубину своего отступничества?! Я не говорю "предательства". Ведь вы вольно или невольно остаётесь русскими евразийцами. По своему глубокому этногенетическому содержанию, заключённому в кровнородственных связях. По своей исторически обоснованной принадлежности русско-евразийскому миру. Вы истекали в силу разных обстоятельств и оправданий из русско-евразийского пространства от Карпат до Тихого океана, от Северных суровых морей до предгорий иранских и монгольских степей. Оставляя в душах своих крупицы русско-евразийского ментального. Оставленное вами Отечество ждёт вашего возвращения проливными дождями родительской любви. Истерзанное тело его, израненная душа его внимают Небесному в ожидании сыновней, дочерней Любви.
  
  ДОЛГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ, а то и столетия, общество оставалось зажатым в тиски верховенства закона избранных. Правящие классы добивались полного подчинения низшего сословия. И одаривали его благодеяниями по своему ли хотению, по требованию низов ли. В 20-ом веке сменилась идеологическая вывеска, элита. Остались прежними имперские амбиции. В новых условиях они возросли до умопомрачения "мировой революции". Но низы, этногенетическая масса, основа основ всякой этнической системы - крестьяне и рабочие, составлявшие на тот момент абсолютное большинство, оставались подневольными.
  
  И вот мы свободны! Свобода пьянит, толкает на необдуманные поступки, будоражит низменное в человеке. Но и возносит до божественных высот других. Мы возвращаемся к Богу ростками крепкими после долгой зимы советского социализма. Ростками закалёнными, своенравными, пробивными. Мы взрываем бетон атеизма, колосимся над ним ржаной порослью. Привычной к колебаниям политической погоды и возвратным заморозкам. Но среди нас бушуют ярким цветом плевелы. В самом центре русской православной цивилизации, в её колыбели совершается ужасное святотатство над памятью безвинно убиенных наших предков.
  
  Поклонные кресты, как память наша горькая.
   Как дань погибшим, веру не предав.
   Вновь валятся в траву. Расстреляно. Подкошено.
   Взывая к нам от имени Христа.
  
   Поклонные кресты, под небом синим-синим
   О мучениках наших дорогих.
   Кричат вдруг одичавшей, истерзанной России:
   Очнись, родная! Милая, очнись...
  
  Отрицая атеистическое прошлое, общество трансформируется из советского в российское на принципах высших, духовных - всеединства во Христе, всеобщности в Боге. Православные, иные христиане, мусульмане, иудеи, буддисты. На принципах многообразия материальных культур, духовных практик в единстве русско-евразийского. Разнообразия общественных форм жизни при соблюдении принципов ценности "цветущей сложности" русско-евразийской культуры. Национализация русско-евразийского пространства обернулась разделением на полтора десятка самостоятельных территорий в границах суверенных государств. И для всех остро встал вопрос национальной идентификации. Но что такое "нация"? Вряд ли найдётся чёткое и ясное определения этого феномена, возникшего после французской революции. Если до того сообщество людей по кровнородственному признаку называли народ или этнос. То теперь оно "нация", нечто бесполое, отвечающее лишь запросам политиков. А что в реальности?
  
  ЕСТЬ ТАКОЕ ЯВЛЕНИЕ КАК ЭТНОГЕНЕЗ. Существуют в реальности этносы и произвольные скопления их в суперэтносах, расах, человечестве. Тогда почему "нация"? Наверное, потому, что этнологи запаздывают с объяснением происходящего?! Нация сегодня трактуется как некое "гражданское сообщество", могущее объединить народы единым термином в границах того или другого государства. И в то же время нация не объясняет того, что происходит на самом деле. Вызывая к жизни множество псевдонаучной литературы по поводу и запутывая нас всё более. И опять же в реалиях идёт суперэтнизация этносферы. Но как совместить преобразования исторические с этногенетическими, не подменяя этническое естество искусственным гражданством?
  
  Идентификация, такое модное слово! Говорят, несколько десятков видов существует. Однако, нас волнует первейшая для любого - этническая или, как модно сегодня говорить, национальная. В чём она заключается? Во-первых, в кровнородственных связях с этносом. Во-вторых, в связях социальных, экономических, культурных. В-третьих, исповедуемая религия становится немаловажным фактором идентификации. Например, для араба, татарина или чеченца очень важно быть также и мусульманином. Как и для русского человека до революции было необходимо православное исповедание. К чему мы русские сегодня возвращаемся, мучительно переосмысливая открывшуюся для многих историю дореволюционную. Но нет этносов/народов мусульманских или православных. Есть исповедующие православие, ислам, индуизм, иудаизм и прочие. Поэтому мы не можем сказать "православный суперэтнос", включив в него русских, сербов, болгар, греков и румын. Точно также нельзя под "мусульманский суперэтнос" подгонять арабо-исламский мир, индонезийцев, татар и других.
  
  Так возможна ли идентификация через этническое и религиозное в таком полиэтничном государстве, как Российская Федерация? Вполне. Для начала усвоим несколько этнологических истин.
  Первая: популяция людей развивается в двух сопряжённых процессах - этногенетическом и историческом. Что в полной мере относится к этносу и суперэтносу.
  Вторая: человечество имеет свою структуру в плане этногенетическом - этнос в основании этой иерархии.
  Третья: всякий этнос проживает определённый срок "жизни" в полторы тысячи лет и имеет возрастные особенности. Условно их можно характеризовать как "детство и юность", "возмужание", "зрелость", "старение".
  Четвёртая: в периоде зрелости этнос расширяет территорию обитания до максимально возможных пределов, включая в общий этногенез соседние этносы.
  
  Что произошло с русским этносом? Ведь с самого начала, с середины 9-го века он формируется как обычный этнос. При этом важно отметить, что изначально его этногенетическую матрицу составили племена от трёх крупных и очень древних этнокультурных общностей - индоевропейской, уральской, алтайской. Может быть оттуда эта этногенетическая мощь, историческая предопределённость?! К середине витка этногенеза или своей "жизни" (начало 17 века) русские подходят вполне сложившимся этносом, ведущим упорную борьбу за объединение населённых русскими людьми земель на западе. Вместе с этим в 16 в. русские выходят за пределы своего исконного расселения на восток и юг. Захватывая Поволжье и колонизируя Дикое Поле, Урал и Западную Сибирь. В итоге в зону русской ответственности попадают многие народы этих пространств. Они представляют всё те же уральскую и алтайскую этно-исторические общности.
  
  В 17 в. начинается суперэтнизация в Северной Евразии. Русский этнос занимает территории от Карпат до Тихого океана, включая Кавказ и Среднюю Азию в общее государство. Это был пик русской пассионарности, его энергетической мощи, трансформации имперских амбиций в создание великого проекта современности - Российской Империи. Противоречит ли это этногенезу и историческому процессу? Конечно, нет! Процессы естественные, отражающие этногенетическое развитие русского этноса в историческом времени.
  
  В КОНЦЕ 20 ВЕКА происходит этногенетический катаклизм, историческая катастрофа - распад общего русско-евразийского этногенетического поля и государства - СССР. С большими потерями удалось стабилизировать ситуацию. Так появились 15 постсоветских государств и Российская Федерация. Самое сложное досталось на долю России. Она остаётся полиэтничной, поликультурной, полирелигиозной страной. Не теряя своего суперэтнического состояния. Если мы признаём, что мы все вместе русско-евразийский суперэтнос, а русские - ведущий и титульный этнос в этой большой системе, то снимаются многие противоречия. Суперэтническое состояние оправдывает и участие многих этносов в общем этногенезе, и содержит объяснение формированию русско-евразийской общей культуры, государства в форме империи. Идёт взаимная культурная ассимиляция, в результате которой обмен культурными достижениями важен для всех. Так как обогащает русскую и поднимает до мировых высот культуры малых народов. Россия, пожалуй, единственная страна в мире с таким обилием религиозных исповеданий, многовековым опытом сожительства и веротерпимости. В русско-евразийском этногенезе и истории нашлось место всем. Русско-евразийский суперэтнос представляет собой сложную структуру, этногенетически оправданную и очень результативную исторически. Поэтому для нас сегодняшних важно понимание нашей русско-евразийской суперэтнической целостности, общности. Откуда проистекает русско-евразийское культурное единство в многообразии культур всех народов. Религиозные отличия можно конкретизировать в "соборности во Христе" для русских и православных, "всеединстве во Христе" для всех христиан, "всеобщности в Боге" для всех участников этого процесса.
  
  Возможно, нация на современном этапе выполняет роль своего рода объединителя исторического и этногенетического, социально-экономического и биофизикохимического. Соединяя в одно целое наши этнические истоки, культурно-духовное разнообразие, религиозные предпочтения. Знание этой многосложности лишь усиливает наше русско-евразийское единство. Снимая противоречия местечковых национализмов. У нас не просто некая "гражданская идентичность", нам пора осознать суперэтническую единость и солидарность. Однажды образованное русско-евразийское пространство, сложившееся этногенетическое поле, созданное государство не могут кануть в вечность. Этот мощнейший этногенетический и социально-экономический потенциал востребован и должен быть использован. Нам пора прервать эту цепочку незнания и, используя опыт многих поколений, стоящих за нами, реализовать его в реальный проект Евразийского Союза. Такое невозможно ни англичанам, ни австрийцам, ни туркам, жившим вместе с русскими одними ритмами в течение последних 1100 лет. Русско-евразийский проект имеет право на будущее в силу этногенетического развития, удачного расположения основных эпицентров русско-евразийского этногенеза во времени и пространстве.
  
  Не на каких-то зыбких понятиях размытой "гражданской идентичности" (вторичной по отношению к этногенетической), которую можно сменить в любой момент. Но на знании происходящего с нами должны основываться наши: патриотизм, ответственность за судьбы российского народа и государства, гражданская солидарность и уважения к закону. Осознание нашей этногенетической кровнородственной связи только усиливает ощущение русско-евразийского единства, сопричастность и ответственность за судьбы нашего общего Отчества в границах Российской империи-СССР. Мы не просто объединены некими "общими ценностями", но единодушны с опорой на наши русско-евразийские этногенетические истоки, на культурно-духовное многоцветие. К тому же это всё доказано веками. Ничего не нужно придумывать, фантазировать.
  
  Русский, русско-евразийский этногенез может быть этнологически обоснован. История наша неоднозначна. Однако, пора понять, что мы не европейцы, не азиаты, мы - евразийцы! Что обосновывается в первую очередь соучастием в общем этногенезе около двухсот народов Северной Евразии. А также местообитанием в Европе и Азии. Русская ментальность в силу этногенеза и исторического развития не имеет чёткой привязки ни к европейской, ни к азиатской. Она основывается на множестве ментальных родников Северной Евразии. Поэтому хватит подобострастно распинаться перед старушкой Европой. Она поучаствовала в нашем воспитании, не более. Придала некий культурный лоск. Но чувство собственного евразийского достоинства диктует нам посылом великого Данилевского: мы не задворки Европы! Русские - первый, по-настоящему евразийский народ, получивший этногенетическое развитие на северо-евразийской матрице. И объединивший, в конце концов, эти народы в едином государстве, в единый русско-евразийский суперэтнос.
  
  НАЦИОНАЛИЗМ ПРИСУЩ ЛЮБОМУ ЭТНОСУ/НАРОДУ, необходим для самосохранения. При малом его градусе народ не способен сохранить общее пространство, свою целостность, единое государство. Но и слишком высокий его градус грозит самообольщением собственной исключительности. Отталкивая не только союзников, но и родственников. Разве украинский национализм не показательный пример?! Нас в Северной Евразии в границах бывшего СССР около двухсот больших и малых народов. Мы смешиваемся через взаимные браки, не теряя своего этнического лица. Как нам совместить наши национальные амбиции? Каким образом сгладить межнациональную неприязнь, исключить столкновения? Может быть понимание того, что этносфера людей в последние тысячелетия активно суперэтнизируется, а русско-евразийские пространство, суперэтнос есть естественный путь развития для нас в общем человеческом, поможет нам? Понимание положения русского этноса в системе, его ведущей и объединяющей роли то ли в общем этногенезе, то ли в государство образовании. Не менее значимое положение всех остальных соучастников общих процессов, возможно, умерит пыл местечковых националистов. Направив их энергию в нужное для всех русло.
  
  Вместе с тем, должно понимать и процесс образования субэтносов в самом русском народе. В 14-19 вв. сформировались основные - великороссы, малороссы, белороссы. Вослед им на юге возник субэтнос казаков, а на севере поморов. Были и другие, поменьше числом, слабее в историческом времени. С 17 в. за Уралом в Сибири складывается субэтнос сибиряков. И это естественный процесс. Такое этногенетическое разнообразие лишь усиливает внутреннее единство через многие связи с другими народами. Понимание процесса, его внутренних механизмов и законов, делает нас сильнее, отметая всевозможные спекуляции политиков на национализме и сепаратизме. Осознавая нашу этногенетическую общность во всём её многообразии, разве можем мы в здравом уме и доброй памяти уничтожить своё родное русско-евразийское?! По сути, самих себя... русских, татар, осетин, хакасов, якутов,... но и казахов, армян, молдаван, латышей и прочих. Созданный предками русско-евразийский мир.
  
  НИКАКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, пусть самая хорошая на первый взгляд, не может дать национальной идеи. Никакое высокоумие учёных мужей не способно придумать идентичность. И то, и другое прорастает из этногенетического и исторического развития того или другого народа. Так и русская идентичность возникает в ходе сложения русского этноса и развития русского этногенеза. Из исторического опыта многих поколений людей, осознававших себя русскими через кровнородственное единство и культурно- духовное общее. Этническая система, которую этнологи называют коротко "этнос", а историки "народ", живой организм. Со всеми его биохимическими и биофизическими особенностями и культурным багажом, духовно обогащённым религиозным опытом. Только такая конструкция, имеющая в основании знание процессов этногенеза и истории, станет устойчивой во времени и пространстве. Потому что это реальность.
  
  Итак, этногенетическая идентификация первична среди всех иных, поскольку она основа основ для наших координат среди других народов этносферы. Вторичной является гражданская идентификация, как отражение исторических реалий. Всё вместе и составляет национальную идентификацию. Можно использовать культурные заимствования, нельзя взять взаймы чужую национальную идею. Она должна сформироваться исходя из местных условий, из лично национального опыта, из переосмысления традиций национальной культуры и религии, из политических предпочтений. Черпая из прошлого, мы осознаём себя нацией сегодня. Синтезируя опыт поколений, определяем цели будущего. Отсюда устойчивость внутреннего состояния нации, социальное и экономическое благополучие в любых критических ситуациях. В этом истоки хорошего политического самочувствия и геополитического влияния. Общее русско-евразийское этногенетическое поле, геополитическое пространство, история наша создают основу одного из эпицентров многополярного мира. Обеспечивая устойчивое и независимое развитие в будущем.
  
  Хочется сказать о народах Кавказа, Урала, Средней Азии и Сибири. Они во все времена были равноправными и равноценными соучастниками русско-евразийского этногенеза и истории. Они не были "цветными" в западном, американском понимании на правах нищих и рабов. Но такими же гражданами единого государства Российской империи - СССР. Многие из них до сих пор наши сограждане. В 1990-х повальная суверенизация и национализация развела нас по отдельным государственным квартирам. А квартирный вопрос, как известно, может испортить отношения между родственниками. Даже близкими. Но как в народе говорят: свой своёму поневоле брат. Будем исходить из народной мудрости, чтобы достойно пережить национальные "новоселья". И нам, и потомкам нашим жить на этом огромном пространстве в одну шестую часть суши под названием Северная Евразия, в границах бывшей империи. Объединяясь заново в новом геополитическом качестве, и в новых границах, на совершенно других условиях. Это не "советизация", как пытаются утверждать евроатлантисты, пугая самих себя призраком Империи. А совершенно иная форма структуризации суперэтноса и пространства.
  
  УВАЖАЙТЕ СВОЁ ПРОШЛОЕ, в нём тяжкий труд и ратный подвиг наших предков, кровнородственные истоки и отчие могилы. В нём залог нашего благополучного настоящего, помноженного на наши добрые мысли, слова и поступки. И право на достойное будущее идущих вслед за нами потомков.
  Кому-то может не понравится слишком частое повторение сочетания "русско-евразийский". Зато оно исконное, изначально отражающее реалии нашего этногенеза и истории, без идеологических закидонов, надуманных построений. Ничего. Пора привыкать. Оно слишком задержалось в пути.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"