Трипутин Дмитрий Николаевич : другие произведения.

О повести Галины Щекиной Аномалия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Жанр повести "Аномалия" сразу хочется определить как своеобразную сагу.
  По-моему, определённая эпичность повествования описывающего семейные истории нескольких поколений позволяют это сделать, по крайней мере, в метафорическом смысле.
   Повесть "Аномалия" является семейной хроникой, и рассказывает о жизни четырёх поколений. В какой-то мере она выглядит хранилищем родовой памяти. Повесть интересна ещё и тем, что она во многом автобиографична.
   Конечно, это не классическая древнеисландская сага, но сейчас в эпоху смешения жанров от авторов этого как раз и не требуется. Известные литературные и кинематографические саги давно позволяют трактовать это понятие в более широком смысле, чем это было принято изначально.
   Обращает на себя внимание то, что в повести "Аномалия" встречаются те же самые персонажи, что и в ранее изданном романе "Несвадебный марш". Таким образом, оба произведения можно рассматривать как своеобразную дилогию. Субъективно, в таком подходе чувствуется некоторое влияние Михаила Анчарова, который нередко прибегал к этому приёму.
  
   Структура повести "Аномалия" нелинейна. Многие события подаются не в хронологическом порядке. Это несколько затрудняет восприятие, но делает повествование более динамичным. Кроме того, значительную часть повести занимают письма, что способствует более полному раскрытию характеров персонажей и особенностей эпохи. В конце произведения все детали сюжетной мозаики собираются в единую картину.
   Несколько необычно выполнена рубрикация повести. Вместо типичной разбивки на главы текст делиться на эпизоды. Это выглядит весьма непривычно. Возможно, это оправдано тем, что выделенные структурные единицы текста недостаточно велики для глав.
   Кроме того, обычно глава имеет свою композицию - завязку, кульминацию и развязку, и служит переходным мостиком к другой главе. Но структура повести "Аномалия" довольно сложна и выстроена иначе.
  
   Интересен и необычен язык, которым написана повесть. Вот, например, живописное изображение умонастроений ребёнка с проблемами развития: "...Рыбки шныряли как молнии - чирк, чирк. Им всё можно, ему нельзя ничего. Автомат купить нельзя, папе звонить нельзя. Тогда он взял, да и толкнул аквариум ногой! Сам не понял, зачем. Бдряммм! Он не испугался, а стал смотреть, что будет. Рыбки заскакали по коврам. В это время звонок у двери. Ку-ку, ку-ку. Папа звонок повесил для Кузи, чтобы лес был.
   Вбежали баба Уля, мама Джина и тётя. Стали руками плескать да вздыхать. Мама и баба - ала-бала, ала-бала!.."
   Или описание старшей дочери: "...Старшая дочка Славновых - Медина, такая оказалась красавица, просто сумасшествие, с шестнадцати лет мужики убивались по ней. Крутейшая грива разноцветных от природы волос - полосами тёмно-русыми и белыми, как при мелировании, глаза, хмельно сверкающие серо-зелёным, слишком тяжёлые глаза для детского-то лица..."
   Яркий, образный и оригинальный язык повести насыщен неожиданными, но точными метафорами. При этом описываются не только внешние проявления жизненных ситуаций, но нередко и их глубинный смысл. Так написана вся повесть, но это видно даже по очень небольшим, приведённым выше, отрывкам.
   Чувствуется неподдельная любовь автора к персонажам, которая передаётся и читателю. Эта любовь чувствуется с первых же строк повести, когда описывается детство маленькой Тони. "...В школе Тоня была тихой девочкой: очень красивой, большеглазой, худенькой и кроткой. Однажды на неё посмотрел мальчик. Она тоже смотрела на него, этого было достаточно, чтобы возникла любовь. Но поскольку оба были робкими, никто ничего не говорил вслух..."
   Субъективно меня больше всего заинтересовало, как сложиться жизнь у дочерей Тони. Ведь за старшей Мединой, пребывавшей ещё в юном возрасте, усиленно ухаживал взрослый мужчина - обеспеченный бизнесмен. У младшей дочери всё складывалась довольно удачно. Но, оставив Москву и успешную карьеру, она предпочла вернуться домой. И я был огорчён, когда её "бывший" - Герман, помешал развитию отношений Камиллы с управляющим - интересным и вполне положительным человеком.
  
   Судьбы героинь повести далеко не просты. Их жизнеописания буквально насыщены разного рода трудностями и серьёзными, порой даже кажется неразрешимыми, проблемами. Антонина часто трудиться на нескольких работах. Дома она нередко выполняет непосильные обязанности, свойственные скорее мужчине, чем женщине, ведь муж постоянно в командировках.
   Невольно возникают вопросы: Верные ли пути выбирали эти женщины? Неужели именно так и надо было жить? На это автор, по-моему, даёт однозначный ответ - да, именно так!
   Ведь, несмотря на все трудности, они создали и сохранили полноценные семьи. Подняли детей и помогают воспитывать внуков. Хотя и здесь не обошлось без эксцессов, и, возможно, каких-то педагогических просчётов. Старшая дочь Антонины совершенно отдалилась от матери. Но та сумела как-то это принять, не впадая в крайности, и просто продолжила жить дальше.
   Возможно, это субъективно, но я считаю очень важным тот факт, что Антонина и Валентина на фоне бытовых неурядиц не утратили способность замечать в окружающем мире что-то большее, что-то более важное, чем они сами. Видеть красоту. И они нашли в себе достаточно сил и увлечённости, чтобы заниматься созидательным творчеством.
   Валентина стала писателем. Антонина создала настоящий домашний музей с уникальными коллекциями, собранными в единую экспозицию.
   Интересно, что произведение содержит мистическую составляющую. На мой взгляд, её немного - лишь небольшие вкрапления, которые, тем не менее, создают неожиданные интриги и обогащают сугубо реалистичное повествование. Однако уже сам факт наличия мистической составляющей является предпосылкой для уточнения особенностей жанровой специфики произведения.
   Есть в повести и элементы оппозиции "мужское - женское". Причём результаты противопоставления и сравнения далеко не в пользу мужчин. Например, уже в самом конце повести: "...Да что ж это такое-то! Где же вы, мужчины моей молодости, которые тащили через болото не только телегу, но и лошадь с нею? Понаставили коттеджей, понимаешь...
   Тогда Тоня швыряет сумки с мусором на обочину. Бросается к хонде и начинает её толкать..."
   Поэтому, в целом, на мой взгляд, повесть "Аномалия" можно рассматривать как своеобразный гимн женщине, воспевающий её внутреннюю духовную силу и красоту.
  Не случайно альтернативный вариант заголовка "Выдержит всё".
   Невольно вспоминаются бессмертные строки Некрасова:
  
   ...Коня на скаку остановит,
   В горящую избу войдёт!
  
   У семейных жизнеописаний есть немаловажное свойство - они затягивают читателя. И главным образом не динамикой сюжета, а особенностями развития судеб героев и описанием их быта. Такова и повесть "Аномалия", которая действительно интересна и написана в хорошем литературном стиле.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"