Трищенко Сергей Александрович : другие произведения.

Пять притч

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Притча — малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ("премудрость"). Близка к басне; в своих модификациях — универсальное явление в мировом фольклоре и литературе (например, притчи Евангелий, в т.ч. о блудном сыне). Советский энциклопедический словарь, М.:Советская энциклопедия, 1987.

  О НЕДРЕМАННОМ ОКЕ
  На одной из затерянных в глубинах Вселенной планет существовало Недреманное Око. Оно недвижно парило в вышине, и неотрывно, не мигая, следило за всем происходящем на планете.
  Ничто не могло укрыться от Недреманного Ока, ни одна сделка, ни одно движение, ни одно преступление. Оно видело сквозь стены - его контур просвечивал сквозь самые толстые перекрытия самого глубокого подвала.
  Поначалу люди боялись Ока. Матери пугали им балующихся детей, священники заклинали паству, работники увещевали зарывающихся хозяев. Его призывали в свидетели, им клялись. А оно взирало сверху на живущих под ним людей - молча, потому что это было одно Око... Говорить ему было нечем.
  Потом люди перестали бояться Ока. Сначала один, потом другой, совершив какое-либо неблаговидное деяние, за которое - как говорили священники - обязательно должна последовать кара, вжимал голову в плечи, боязливо оглядываясь на Око. Но Око продолжало бесстрастно взирать сверху, не мигая и ничем иным не показывая недовольства или одобрения.
  И люди осмелели (или обнаглели): они презрительно поглядывали на Око, совершая какое-нибудь безобразие, подмигивали ему, усмехались, а то и скалились.
  А потом стали вести себя еще хуже: они открыто грозили Оку, плевали в его сторону. Иногда, правда, плевок возвращался в лицо плевавшему, но виноват в этом был ветер, а никак не Око.
  И так продолжалось долго-долго, а может, продолжается и до сих пор.
   О КАРАЮЩЕЙ ДЛАНИ
  На другой планете была Карающая Длань. Она недвижно парила в высоте над планетой, над всем миром. И была проклятием всего мира.
  Потому что иногда - ни с того, ни с сего - она срывалась с места и хватала какого-нибудь человека. И убивала его. Душила, откручивала голову, раздавливала в лепешку, или бросала с огромной высоты на камни.
  Причем она не разбирала, плохой это человек или хороший, молодой или старый, преступник или праведник.
  И нигде нельзя было спрятаться от нее - ни в доме, ни в подвале, ни в погребе, потому что контур ее просвечивал сквозь потолок, и она всегда находилась рядом с людьми.
  Бывало так, что Длань убивала человека, а рядом преступник убивал жертву. И Длань не обращала на него никакого внимания.
  Ее нельзя было ни умолить, ни умилостивить, она не принимала даров, и не брала взяток. Она просто существовала, хватала, душила и калечила.
  Да, иногда Длань не убивала, а лишь калечила. Но точно также, не взирая на человека. Да ей и нечем было смотреть, ведь она была всего-навсего Длань, хотя и Карающая.
  О ЦЕЛИТЕЛЯХ
  Жили некогда два целителя. И такая им сила была дана, что могли они одним прикосновением исцелять любого страждущего.
  Кто им эту силу дал, неизвестно. Известно было лишь одно условие давшего силу: не более одного исцеленного в день! Кто нарушит условие - умрет, едва зайдет солнце. Наверное, солнце и дало им силу.
  Сначала они свято блюли традицию, сохраняли условие и прочее. Но потом один не выдержал, поддался жалости: то ли мать больное дитя принесла и так сильно просила, что не смог он удержаться; то ли влюбленные не хотели разлучаться, а болен был один неизлечимой болезнью, то ли старушка хотела пожить лишний день. Ну а может, и обманул кто. Целители-то лишь исцелять могли, и не могли определить, кто на самом деле болен, а кто хочет дополнительную толику здоровья себе добавить - бесплатно ведь кто откажется? Это было второе условие давшего силу, чтобы бесплатно исцеляли.
  Не выдержал целитель - вылечил второго пациента. Значит, придется помирать самому. Ну а раз так, то какая разница, помирать от одного нарушения или от сотого?
  А дело утром было, так что повалили к нему и стар и млад со всей округи и со всех округов. Как прослышали, значит, про бесплатное исцеление.
  Попользовал он в тот день - последний день его жизни - то ли сто человек, то ли двести, то ли всю тысячу. И помер, конечно. Хотя я так думаю: если бы и не было такого условия, чтобы не больше одного человека, так он, приняв тысячу в день, сам бы надорвался и все одно помер.
  Горевали о нем все, и долго. Вспоминали часто: вот, мол, какой хороший человек - себя не пожалел, все для людей, для людей...
  А второго никто не помнил. Не было у него жалости к людям, и свято соблюдал он условие: не более одного человека в день. Кто бы ни приходил к нему, какими бы слезами ни умолял - был второй целитель непреклонен: один день - один человек. Ни одного дня не пропустил без приема.
  Долго прожил сам целитель - лет сто, или двести. А может, и всю тысячу. И каждый день принимал лишь одного человека. И излечивал от любой смертельной болезни. Но только одного в день.
  И никто его не вспоминает, никто не восхищается, что он жизнь отдал людям. Да разве же это радетель за людей: каждый день одного человека исцелял? Триста шестьдесят пять дней в году, а в високосный и на одного больше. И сто лет подряд... а может, и всю тысячу - кто там его помнит, сколько?
  Зато того, первого, умершего, помнят: как же, тысячу человек в день принял! И помер, родимый...
  О ДВУХ СУДЬБАХ
  Жили-были рядышком два соседа. Но они только первое время рядом жили, один потом уехал. Но и пока жил рядом со вторым, то на месте не сидел: метался от одного дела к другому. Все хотел быстрого и большого заработка. Сегодня у него одна задумка на уме, завтра - другая, послезавтра - третья.
  Но удача к нему не шла. Как он ни старался, все оставался бедным и несчастным. Хотя и полным оптимизма: все надеялся, что удастся когда-нибудь ухватить за хвост птицу счастья. По всему миру за ней гонялся - не мог поймать.
  А все почему? Да потому, что удача за ним не поспевала. Только она вознамериться посетить его, ан глядь - он уже в другом месте, другим делом занимается. И удаче, чтобы не попасть впросак, тоже приходилось перестраиваться. Ведь нельзя же, в самом деле, принести хороший приплод ягнят пчеловоду? Что это получится? Засмеют!
  Так удача моталась за первым соседом и никак не могла его догнать. Так он и жил, так и умер - в безвестности и нищете.
  Второй работал, просто так на месте не сидел. Работал от зари до зари, как положено. И всю жизнь занимался одним единственным делом. Чем он конкретно занимался - не знаю, знаю только, что не менял он трудового пристрастия, что бы ни случалось.
  Но и ему удачи не было. Почему? Да потому, что удача его была столь же основательной, как и он сам. И хотела ему дать такое и столько, сколько он заслужил. Сначала торопилась: не уйдет ли в другое место? Все в окошко выглядывала: здесь ли? А потом привыкла и стала готовиться к встрече. То одно приготовит, то другое - все хотела порадовать своего подопечного.
  Да так и не собралась, не успела: помер он. Точно в такой же нищете, как и сосед его. Одна разница: сосед на чужбине умер, а этот дома. Ну, может, хоть в этом ему повезло.
  О ЧАСТИЦЕ СВЕТА
  Жили-были рядом богач и бедняк. И было у каждого по частице света. Бог, когда создавал мир, всем дал по такой частице, чтобы у всех было поровну.
  Жили они, жили, один в большом доме, а второй в маленькой хижине. И подумал однажды богач: "Я живу в таком большом доме, а света в нем мало. Спрошу-ка я бедняка, не отдаст ли он мне свою частицу света? Зачем она ему?"
  Встретил он бедняка и говорит:
  - Отдай мне твою частицу света. К чему она тебе? У тебя хижина маленькая, неровен час, загорится от большого пламени - вон как она полыхает! А у меня дом большой, комнат много, одной частицей не осветишь. Отдай, а я тебе денег дам!
  Задумался бедняк. И частицу света отдавать не хочется, и деньги нужны: дети малые есть просят... Подумал-подумал, да и отдал частицу.
  А богач посмотрел: две частицы хорошо, а три - лучше! И давай других бедняков обрабатывать: кому денег посулит, кому хлеба, где купит, где хитростью выманит, а у кого и отнимет.
  Стал у него скоро не дом, а дворец: весь сверкает огнями, в каждом углу частица света сияет, даже в чулане.
  А бедняк пожил-пожил в темноте, да и приходит к богачу. Верни, говорит, мою частицу света, не могу я без нее. Глупый я был, что отдал ее тебе!
  Но где это видано, чтобы богачи добровольно отдавали то, что попало им в руки? Так не бывает.
  "Иди, - говорит он бедняку, - подобру-поздорову. Ты мне твою частицу света сам отдал, у меня и свидетели есть. А будешь приставать - я на тебя судей напущу, приставов...
  "Ну, хоть посидеть рядом с ней дай! - взмолился бедняк. - Хоть посмотреть на нее!"
  "У меня дома ковры постелены, - нахмурился богач. - Ты их запачкаешь! Смотри отсюда. К тому же, как мне разобрать, какая из частиц света - твоя? Вон у меня их сколько!"
  Повернулся бедняк и ушел. А что он мог сделать? Но и прожить долго после этого не смог: умер. То ли от огорчения, то ли от обиды, то ли от голода, то ли от темноты, то ли потому, что не смог жить без частицы света.
  А как умер он - смотрит богач, а у него в доме немного темнее стало: одна частица света погасла.
  "Господи, почему так?" - взмолился богач.
  И услышал в ответ тихий голос: "Все правильно. Не твоя это была частица, а бедняка. Он умер - она и погасла".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"