О гипотезах и о различии между научным исследованием и самообразованием.
Продолжим размышления о процессе познания.
Не всякий процесс познания есть научное исследование. Например, ребенок учится ходить или завязывать шнурки на ботинках. Приобретение этих навыков включает в себя и процесс освоения им объективного мира. Но этот процесс имеет значение для него самого, а к знаниям, накопленным человечеством, он не прибавляет чего-либо нового, хотя в этот период своей жизни он приобретает значительную часть тех знаний, которые он вообще может приобрести в течение своей жизни. Достаточно указать уже хотя бы на то, что именно в этот период идет наиболее важная работа в освоении языка. Далее, к 6-7 годам, этот первоначальный процесс освоения мира переходит в процесс начального образования: ребенок учится читать, писать, считать, узнает начатки географии, природоведения и пр. Процесс образования может растянуться и до 30-летнего возраста. Например, человек переходит в старшие классы школы, затем поступает в институт, аспирантуру и т.д. Другими словами, его все еще учат, т.е. он приобретает знания под чьим-либо непосредственным руководством. Это, однако, не мешает тому, что уже где-то с 12-15 лет для него может начаться процесс самообразования. Например, в учебном заведении он изучает одни предметы, а дома увлечен другими, и свои знания в этой области он пополняет самостоятельно, без чьего-либо непосредственного руководства. Если в процессе первоначального освоения мира и в процессе образования человек находится под преобладающим влиянием какого-либо авторитета ( родителей, учителей и т.п.), то в процессе самообразования этот авторитет все более и более вытесняется самостоятельным мышлением. Однако это не означает, что здесь уже имеет место научное исследование. Хотя по форме мышление здесь может подчас и не отличаться от научного исследования. Например, построение какой-либо гипотезы может быть здесь очень похожим на те гипотезы, которые создаются при научном исследовании. Отличие между _г_и_п_о_т_е_з_а_м_и__с_а_м_о_о_б_р_а_з_о_в_а_н_и_я_ и _г_и_п_о_т_е_з_а_м_и__ н_а_у_ч_н_о_г_о__ _и_с_с_л_е_д_о_в_а_н_и_ я_ будет указано ниже. А пока отметим, что процесс самообразования может начаться в десять лет и длиться всю жизнь, но может не начаться и вовсе или же остановиться в какой-либо период жизни человека. Точно так же и процесс научного исследования может начаться даже и в десять лет. Например, какой-либо вундеркинд решает математическую задачу таким способом, каким до сих пор не решал ее ни один математик. Этот процесс может на этом и остановиться, т.е. вундеркинд превратится в посредственность, но может и продолжаться. С другой стороны, процесс научного исследования может начаться и в сорок лет, не останавливая в то же время процесса самообразования или даже образования, т.е. процесса приобретения знаний под чьим-либо руководством. Более того, сам процесс научного исследования может совершаться под чьим-либо непосредственным руководством. Научное исследование отличается от образования и самообразования тем, что в последних случаях речь идет о приобщении человека к уже накопленным обществом знаниям, тогда как при научном исследовании добываются совершенно новые для общества знания. Однако новым может оказаться и такое знание, как то, что такой-то ученик получил в школе "двойку". Станет ли это знание со временем знанием в какой-либо науке (в истории, например), это зависит от ряда обстоятельств, например, от того, станет ли данный ученик со временем выдающимся человеком, объектом исторического исследования. Либо, например, эта "двойка" явится объектом в статистическом исследовании, когда изучается состояние успеваемости. Помимо этого данное знание не имеет научного значения. Точно так же, как не имеет научного значения предположение данного ученика, что, быть может, учитель специально вызвал его к доске, чтобы поставить "двойку". В данном случае это не гипотеза научного исследования, а _г_и_п_о_т_е_з_а__о_т_н_о_ш_е_н_и_й_ между людьми. Всякая гипотеза имеет форму предположения, если она осознается в качестве гипотезы. В этом случае всегда употребляются слова "возможно, что ..." , "вероятно, что ...", "быть может", "не исключено, что ..." и т.д. Но гипотеза может высказываться и как нечто несомненное. В таких случаях оппонент при разборе данного мнения говорит: "Это только гипотеза". То есть он не исключает того, что это мнение может оказаться верным, но указывает только на то, что это мнение не доказано. Бывают и такие случаи, когда в форме гипотезы, предположения выдвигаются заведомо ложные мнения. Поэтому точно так же, как нуждается в доказательстве истина, чтобы ее можно было считать действительно истиной, точно так же нуждается в обосновании и гипотеза. Гипотезы бывают бытовыми, гипотезами отношений между людьми, гипотезами уголовного расследования, гипотезами науки. "Возможно, что это кошка стащила со стола кусочек колбасы". Это _б_ы_т_о_в_а_я__г_и_п_о_т_е_з_а_. "Возможно, что это мама звонила по телефону". Это гипотеза отношений. Гипотезы бытовые и отношений могут становиться гипотезами уголовного расследования и даже гипотезами научного исследования. Точно так же и гипотезы уголовного расследования могут стать гипотезами исследования историка, если данное дело не было расследовано, но приобрело важность для исторической науки. Во многих случаях _г_и_п_о_т_е_з_ы__у_г_о_л_о_в_н_о_г_о__р_а_с_с_л_е_д_о_в_а_н_и_я_ не отличаются от гипотез научного исследования, при их решении применяются методы последнего. Однако большая часть бытовых гипотез и гипотез отношений между людьми ("Любит?" - "Не любит?" и пр.) никогда не становятся гипотезами научного исследования, поскольку не имеют важности для науки. Стащила ли этот кусочек колбасы кошка или его просто стряхнула со стола, не заметив, слепнущая бабушка - это со временем утрачивает всякое значение. Точно так же утрачивают со временем значение и гипотезы многих незаконченных уголовных расследований. И даже в науке, например, в истории, многие гипотезы, оставшись нерешенными, утрачивают со временем прежнее значение. Однако в науке есть и такие гипотезы, отказаться от решения которых человечество не в силах. Такие гипотезы рано или поздно должны быть решены обязательно, т.е. они должны быть отнесены либо в разряд заблуждений, либо должны быть отнесены к истинам. Бывает и так, что гипотезы могут быть отнесены к истинам только в том случае, если они уточняются, т.е. первоначальные гипотезы преобразуются в новые гипотезы и только потом признаются за истины.
Обратимся теперь к процессам самообразования и научного исследования. В процессе образования гипотезы (имеются в виду те гипотезы, посредством которых происходит процесс получения новых _д_л_я__д_а_н_н_о_г_о__л_и_ц_а_ знаний, а не бытовые гипотезы или гипотезы отношений) имеют очень мало места, либо и вовсе его не имеют. Но в процессе самообразования гипотезы начинают играть значительную роль в мышлении человека, поскольку это мышление приобретает здесь в значительной мере самостоятельный характер. Например, человек размышляет над вопросом о том, конечен или бесконечен мир в пространстве и времени? Или он размышляет над тем, произошел человек из обезьяны или нет? Например, он формулирует здесь следующую гипотезу: "Не исключено, что люди не произошли от обезьян, а просто прилетели на Землю с другой планеты". Данная гипотеза есть не гипотеза научного исследования, а _г_и_п_о_т_е_з_а__с_а_м_о_о_б_р_а_з_о_в_а_н_и_я_. Решение им данного вопроса имеет значение для него самого, а в науке этот вопрос уже решен. Может показаться, что и все человечество находится в таком же положении, как данный человек, когда оно решает уже не вышеуказанные вопросы, а те, которые еще не решены, т.е. что оно находится в процессе самообразования. Ведь где-нибудь на дальних звездах разумные существа уже решили те вопросы, над решением которых мы все еще бьемся. То, что для них представляет собой истину либо заблуждение, для нас является еще только гипотезой. Однако такое мнение было бы верно лишь в том случае, если бы мы имели с этими разумными существами давнюю, хорошо налаженную и быстро действующую связь. Тогда перед нами стояли бы не столько проблемы научного исследования относительно решения данных гипотез, сколько проблемы _и_н_ф_о_р_м_а_ц_и_о_н_н_о_г_о__п_о_и_с_к_а_. Перед нами тогда стояла бы задача каким-либо образом подключиться к их базам данных. И если бы такое подключение было осуществлено,тогда, действительно, многие наши гипотезы научного исследования стали бы просто гипотезами самообразования. Тогда первооткрывателями тех или иных законов, в которые воплотилось решение стоящих перед нами ныне гипотез, считались бы не те или иные земляне, а те или иные инопланетяне. Однако стоит ли так далеко заглядывать, если даже на нашей планете Земля мы имеем еще и до сих пор почти что замкнутые в себе, хотя и близко соседствующие цивилизации! Благодаря развитию связи и общения эта замкнутость все более разрушается, но для большинства населения земного шара она пока еще остается. В прошлые века эта замкнутость была гораздо большей, между некоторыми частями света общение и связь отсутствовали вовсе. Поэтому не только какие-нибудь инки или ацтеки вынуждены были самостоятельно, независимо от европейцев и азиатов решать те или иные гипотезы, уже, вероятно, возникавшие в их мозгу, если их цивилизация успела развиться до порождения научного мышления, но даже, например, и русские ученые были отгорожены от ученых Западной Европы стеной еще во второй половине XIX века. Многие вопросы в области политической экономии, которые уже были решены Марксом, для Чернышевского оставались только гипотезами. Однако это не означает, что Чернышевский не вел здесь научного исследования, что он занимался только самообразованием. Это означает, что между Россией и Западной Европой существовал _и_н_ф_о_р_м_а_ц_и_о_н_н_ы_й__б_а_р_ь_е_р_. Из-за конкуренции империалистических государств информационный барьер во многих областях знания существует и до сих пор. Более того, он существует даже внутри государств - между различными классами общества. Существование этого информационного барьера является одной из причин того, что многие члены общества прекращают процесс самообразования, не говоря уже о том, что они никогда не участвуют в научном исследовании. Для большинства населения даже процесс образования является недоступным либо необоснованно ограниченным. В то же время имеется множество людей с учеными степенями, которые на страницах своих произведений выдвигают в качестве гипотез научного исследования то, что в лучшем случае является гипотезами их самообразования. И это при всем том, что перед ними в сущности не стоит проблема информационного поиска. Бурное развитие кибернетики, возможность для них связи с кругами различных ученых, казалось бы, должны были заставить их осмыслить эти вопросы прежде, осознать некоторые свои гипотезы только в качестве гипотез самообразования и не выносить их на страницы печати. Ибо это вынесение не столько способствует развитию науки, сколько ее засорению, способствует возникновению препон на пути ее потока.
Бывают, однако, иногда такие исключительные моменты, когда уже решенный наукой вопрос может быть представлен в виде гипотезы - чтобы побудить публику к самостоятельному мышлению. Но здесь мы имеем на самом деле не гипотезу самообразования, а _п_е_д_а_г_о_г_и_ч_е_с_к_и_й__п_р_и_е_м_. Такое может быть на школьном уроке или в лекции, т.е. при непосредственном общении с публикой, с аудиторией, когда для педагога или лектора имеется возможность тут же вмешаться в ход осмысления или обсуждения этого вопроса учащимися и слушателями, исправить его, если он пошел неверным путем.
Относительно информационного поиска следует заметить, что он гораздо большее место и значение имеет в общественных науках, чем в естественных. Естествоиспытатель, исследуя какую-либо область явлений, обращается к литературе по данному вопросу и нигде не находит в ней ответа на интересующий его вопрос, начиная с древних ученых и кончая самыми современными. В его исследованиях преобладающее значение приобретают поэтому наблюдение и проведение экспериментов. Совершенно иное положение вещей мы видим в области социологии и политики. Здесь информационный поиск образует существенную часть и непосредственную основу самого метода научного исследования. Разумеется, здесь важны и непосредственные наблюдения за жизнью, однако информационный поиск не останавливается здесь как в ходе, так и после открытия какого-либо закона или факта. Особенно для политика как в ходе открытия, так и после него дело заключается в отыскании единомышленников и обнаружении врагов, в разоблачении их. Конечно, и для естествоиспытателя может возникнуть необходимость в информационном поиске такого рода. Он тоже нуждается в сторонниках или последователях. Однако необходимость информационного поиска для него все же не столь настоятельна, как для социолога или политика. Особенно характер деятельности последнего требует непрекращающегося поиска информации о положении его сторонников и противников, об их мнениях и т.п., тем более если данный политик является не рядовым членом партии, а одним из ее лидеров. Однако информации о других членах партии для каждого в ней должен быть положен некоторый предел соответственно роли в партии, особенно если партия находится в подполье, иначе она может оказаться недееспособной. Другими словами, партия должна быть устроена так, чтобы впитывать как можно больше информации извне и препятствовать утечке информации из нее самой. Но и в этом последнем должен быть положен предел, ибо народ должен знать о сути партии, о ее целях, о внутрипартийной борьбе, если последняя существует.
Здесь речь идет, разумеется о пролетарской партии. Буржуазные партии вообще не должны быть устроены каким бы то ни было образом. Они не должны существовать вовсе. Пролетариат должен разбить эти партии.
Вышеуказанное различение между гипотезами научного исследования и гипотезами самообразования, разумеется, нисколько не должно умалять значения последних для процесса познания мира отдельным человеком . О мире как целом может быть более верное представление просто у образованного человека, чем у какого-либо исследователя, специалиста в какой-либо области естествознания или обществоведения. Истинное образование есть, в конце концов, самообразование, которое не должно прекращаться у человека до конца его жизни. Когда оно прекращается, человек коснеет. И нередко такие косные, ограниченные люди на основании того, что они заняты каким-то якобы нужным обществу делом, например, разработкой средств уничтожения человека, мнят себя учеными людьми, а действительно образованных людей, образованность которых вовсе не обязательно должна быть запечатлена каким-нибудь дипломом, именуют не иначе как дилетантами.