Трояков Темир Александрович : другие произведения.

Мысли о Суразаковой Нине Николаевне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В этой статье нам хотелось бы остановиться на личности профессора Суразаковой, явившейся разработчиком методики преподавания алтайского языка, автором учебников и научно-методических пособий, практиком и теоретиком грамматики современного алтайского языка.
  Родившись в простой алтайской семье, получив семилетнее образование в сельской школе села Бешпельтир, Нина Николаевна продолжает учебу в городе Ойрот Тура (ныне город Горно-Алтайск). На выходные они ходят пешком домой, а это около 45 километров. После окончания школы поступает в педучилище, потом вместе со своими односельчанами, переводится в рабфак. В это время начинается Великая Отечественная война; в здание рабфака размещается ленинградское летное училище, а сам рабфак переводят в далекое село Онгудай, ей приходится оставить учебу.
   Летом 1942 года отдел народного образования объявляет краткосрочные курсы по подготовке учителей-филологов, и она решает поступить на учителя. Все ушли на фронт - школам требовались педагоги!
  Вот что Суразакова пишет об этом: єЯ поступила на эти курсы, хотела скорее выучиться на учителя, о чем мечтала с детства. В детстве моим идеалом был дядя по отцу, Иван Васильевич, который был учителем, в Москве учился на инспекторских курсах. Помню, он посылал открытки с видами Москвы; родители мне внушили: если будешь хорошо учиться, тоже будешь учителем и поедешь в большой город. А когда я стала учиться в школе, примером подражания были мои первые учителя".
  На учительских курсах она показывает себя с хорошей стороны, и заведующая рекомендует ее кандидатуру приемной комиссии Московского государственного педагогического института имени Карла Либкнехта (переименованный позднее в МГПИ им. Ленина), эвакуированного в Ойрот Туру. Нину Николаевну зачисляют сначала на подготовительные занятия, а после прохождения собеседования, на первый курс историко-филологического факультета. В 1943 году институт возвращается в Москву. Студенты из Горного Алтая уезжают в столицу, вслед за институтом.
  
  Лекции читали известные ученые, среди которых были авторы вузовских учебников: Светлоев М.В., Крючков Н.С., Голубков В.В., Поздняков Н.С., преподаватель зарубежной литературы Грифцов Б.А. и профессор Корнилов К.Н..
  Профессор Баскаков Н.А. и Тощакова Т.М., на время обучения стали для студентов вторыми родителями.
  Одним из ярких фактов обучения, можно назвать лекции по современному русскому языку самого Виктора Васильевича Виноградова - главного теоретика русской грамматики!
  Жизнь в Москве дала возможность встретить не только живых классиков науки, но и театральных деятелей, актеров кино. Так, первая алтайская актриса - девочка, снявшаяся в кино 1929 году, Элиана Саймуновна Дугина (х.ф. єОдна", єТайна Кара-Тау", є26 бакинских комиссаров"), узнав, что в Москве учатся студенты с Горного Алтая, находит их, завязывает с ними дружбу. Она помогает студентам, часто приглашает их в гости. В дальнейшем эта дружба будет продолжаться всю жизнь, а дети и внуки продолжат эту славную традицию.
  После окончания института Нина Суразакова возвращается в Горный Алтай, чтобы учить алтайцев, а через семь лет приезжает в Москву и поступает в аспирантуру. Темой научного исследования становится методика обучения спряжению алтайского глагола, в 1956 году Нина Николаевна Суразакова становится первым кандидатом педагогических наук и вторым человеком с научной степенью среди алтайского народа.
  Научным руководителем кандидатской диссертации был известный тюрколог Н.К.Дмитриев. Также, помощь в исследовании оказывали: Советкин Ф.Ф. и Корневский Е.И., возглавлявшие в то время НИИ Национальных школ, где Суразакова проходила обучение в аспирантуре по очной форме. Эти люди в свое время работали совместно с Луначарским А.В. и Крупской Н.К.
  Известный тюрколог Баскаков Н.А. и Добромыслов В.А. выступили официальными оппонентами на защите диссертации. Научный труд состоял из четырех частей, это была работа на грани двух наук: филологии и педагогики. Фундаментальных исследований по грамматике алтайского языка в то время не существовало, поэтому Суразаковой пришлось работать в двух направлениях. Позже, ученые отмечали, что если бы такое было возможным, тогда за эту диссертацию надо было присвоить еще и степень кандидата филологических наук!
  Мне очень часто приходится слышать, как учителя разных школ со всей Республики Алтай, называют Нину Николаевну учитель учителей. Почти все современные алтайцы ученые-филологи, когда-то учились у нее, многие из них стали профессорами и докторами наук. Большинство, если не все, современные классики алтайской литературы, получавшие среднее образование после войны, прошли ее школу. Первым быть не только трудно, но и престижно. Научно-педагогическое наследие этого ученого, ставшее достоянием алтайского народа, уже сейчас привлекает исследователей. Как это бывает в таких ситуациях, кто-то пытается сделать себе имя, получить гонорар или очередное научное звание. Отрадно, что совсем недавно, исследованием научно-педагогического наследия занялись студенты, с грамотной подачи одной из бывших учениц Нины Николаевны, а ныне профессора Киндиковой Н.М.
   Сделав смыслом своей жизни просвещение алтайцев, Нина Николаевна до конца своих дней выписывала и читала єУчительскую газету". Несмотря на тяжелые перестроечные времена и эпоху девяностых, когда люди вообще перестали выписывать какую-либо прессу, одна из самых главных газет учителя, всегда лежала рядом с ее кроватью. Даже будучи тяжело больной, она читала єучительскую" и местную газету на алтайском языке.
  
  Став кандидатом наук, Нина Николавнавна связывает свою основную трудовую деятельность с пединститутом в городе Горно-Алтайске (сейчас государственный университет). В разные годы занимает пост декана истрико-филологического факультета, проректора по научной работе; является старшим преподавателем, доцентом, а с июня 1990 года, без защиты докторской диссертации - по совокупности научных работ, Суразаковой Нине Николаевне присваивается ученое звание профессора по кафедре алтайского языка и литературы. Подходило к концу время горбачевской эпохи, и данный факт был, наверное, первым в истории Горного Алтая, когда работник образования честно и заслуженно смог получить столь высокий титул, без формальных диссертационных советов и строгих комиссаров ВАКа. К этому времени, одних только учебников по алтайскому языку, написанных Суразаковой Н.Н., уже было около десятка. Кроме этого, была хрестоматия по алтайской литературе, программы для школ и вуза, публикации и научные издания по теории и методике алтайского языка, в том числе статья в книге єОпыт совершенствования алфавитов и орфографии языков народов СССР" (М.: Наука - 1982). Особый интерес представляет публикация єПервые учебные книги на алтайском языке", опубликованная в сборнике єВопросы филологии и педагогики" (1995).
  В последние годы жизни она разрабатывает Концепцию развития национальных школ Республики Алтай, уделяет внимание обобщающей работе по методике преподавания алтайского языка, участвует в незавершенном проекте создания словаря русско-алтайских фразеологизмов (совместно с Черновой А.А.), издает принципиально новый учебник по алтайскому языку для 5 класса. Кроме того, публикует научную статью, посвященную современному состоянию алтайского литературного языка, но самое главное, Нина Николаевна успевает закончить большой многолетний труд - Грамматику алтайского языка в таблицах. Увидевшая свет уже после смерти ученого, эта работа является одним из главных трудов по алтайской грамматике, четко зафиксировавшая языковую норму, на которую будут равняться будущие поколения сыновей Алтая!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"