|
|
||
Начинаю выкладывать перевод двухтомника "Мантрамаходадхих". В одном томе 500 страниц, в другом -- более тысячи. Когда закончу -- одному Богу известно :) Сейчас работа находится в самом начале. |
Махидхары
Под редакцией Рам Кумар Рая
Том 1.
От переводчика:
Труд, за который я взялся, потребует много времени и усилий. Одна только необходимость сверять каждую букву транслитерации с санскритским текстом чего стоит! Поэтому, буду признателен за любые денежные пожертвования, которые определённо ускорят процесс. Средства можно перечислять на следующие кошельки:
Web Money:
R307026580680
Z858000542645
E991332742307
G407765755310
X486432072270
Года два назад, когда я был в Варанаси, в одном из книжных магазинов мне попал в руки старый потрёпанный том «Мантра Маходадхих». Позже, вернувшись домой, я порылся в интернете, и не нашёл ни одного упоминания о том, что этот труд, посвящённый мантра-йоге, когда-либо переводился на русский язык. Лишь пара упоминаний о существовании такой книги на специализированных сайтах. Поэтому я и решил восполнить данный пробел. Надеюсь, что эта книга будет для кого-то полезной.
И ещё. Когда я приехал в ашрам одного знакомого бабаджи под Варанаси, произошёл такой случай. Я был очень уставшим с дороги, не спал два дня, поэтому наскоро осмотрелся, выпил чаю и завалился спать. И вот, вижу я сон – стою я посреди бетонной платформы, слева от того дома, в котором сплю, вокруг туман, и кроме этой платформы ничего не видно. Неожиданно, напротив себя я вижу девочку индианку лет 9-12. Я подхожу к ней и спрашиваю: «Какая самая лучшая мантра?» Девочка поднимает на меня взгляд и с улыбкой отвечает: «Самая лучшая мантра – это смех». Услышав это, я просыпаюсь и тут же рассказываю всем присутствующим свой сон. Люди переглядываются и начинают что-то оживлённо обсуждать. Я спрашиваю у знакомого бабаджи в чём дело, и он мне говорит: «Видишь ли, дело в том, что на той платформе, которая тебе приснилась, каждое утро собираются местные и практикуют медитацию смеха. Между тем, описываемые события происходили вечером, и проспал я от силы час. И никак не мог знать того, чем занимаются на этой платформе. Это к вопросу о мантрах :)
Желаю своим читателям, чтобы чтение этой книги было не только приятным, но и полезным.
Баба Йогеш, 06.12.2012г.
Пожалуй, нет необходимости говорить о том, что «Мантравидья» составляет неотъемлемую часть нашего многомерного культурного наследия. Мы знаем о непрерывной традиции устной передачи Ведических мантр, существующей начиная с 5000 лет до н.э., а может, и более. В трудах Йаски (900 г. до н.э.) говорится о существовании философской школы (в этой связи Йаска особо выделяет имя Каутсы), в которой мантры считались набором божественных звуков, произносимых в строго определённом порядке, лишённым какого бы то ни было семантического значения (мантра анартхаках). Даже «Сундарйалахари», чьё создание приписывают Шанкаре (? 800 г. н.э.), заканчивается посвящением воспеванию молитв, состоящих из слов, данных Матерью Богиней. Самой Себе (твадиийаабхир ваагбхис тава джанани ваачаам стутир ийам).
Похоже, что и в Ведических, и в Пуранических/ тантрических школах повсеместно считалось само собой разумеющимся, что каждый звук мантры обладает собственным эзотерическим, мистическим значением. Звуки, будучи неотъемлемыми слышимыми атрибутами невидимого Пространства (Акаши), возможно, являются наиболее значительным связующим звеном между видимыми материальными, преходящими и невидимыми, вечными божественными силами. Поэтому, Шабдабрахман (спхота) считается также первопричиной существования Вселенной.
Мимамсаки поставили очень уместный вопрос, касающийся проблемы коммуникации поклоняющегося и объекта его поклонения, и дали на него ответ. Вопрос заключался в следующем: божественная сила, объект всеобщего поклонения, одна, а поклоняющихся – множество, все они обращаются к этой силе одновременно, поэтому, как может осуществляться непосредственное общение этой божественной силы с одной стороны, и с каждым из безчисленных поклонников в отдельности с другой стороны? Ответ, данный ими, гласил, что произносимые мантры сами трансформируются в соответствующие божественные силы, обладающие безграничным благотворным (либо же вредоносным) потенциалом. Таким образом, принято считать, что боги – это мантры, а мантры – это боги, Адвайта своего рода.
Указывается также и на то, что мантры – это обоюдоострое оружие. Произносимые должным образом, мантры, или силы, сокрытые в определённых последовательностях звуков, могут принести плоды в виде мира, процветания, победы, здоровья и т. д. поклоняющемуся и окружающим. С другой стороны, даже незначительная ошибка в ударении, допущенная при чтении мантры, способна привести к разрушительнейшим последствиям (мантрохиинах сварато варнато ваа митхйаапрайукто на там артхам ааха/ са ваагваджро гаджамаанам хинасти йатхе'ндрашатрух сварато'параадхаат).
Необходимо помнить также, что «не существует букв и звуков, которые не обладали бы свойствами мантр; не существует растений, не обладающих терапевтическими свойствами, и нет людей, напрочь лишённых каких бы то ни было талантов. Знающий человек, владеющий искусством правильного применения этой мудрости, способен использовать скрытый потенциал всех вещей на благо всего мира» (амантарам акшарам наасти наасти муулам анаушадхам/ айогйах пурушо наасти йоджакас татра дурлабхах//).
Таким образом, индийская мантрическая традиция – это огромный кладезь знаний, достойный внимательного изучения. И, не смотря на некоторые незначительные изменения, происходившие с ней время от времени, эта традиция по-прежнему сохраняет свою аутентичность и непрерывность. Помимо своего непосредственного значения для тех, кто занят религиозным поклонением, в ней много и того, что представляет большой интерес с исторической, антропологической, социологической точки зрения, и даже с точки зрения ботаники.
Именно поэтому «Мантра маходадхих» («Безбрежный океан мантр») занимает такое выдающееся положение. Согласно Шукадеве Чатурведи, этот труд 16-ого века приписывают перу Махидхары, который также и прокомментировал его. Само название этого труда, а также комментариев к нему (наукаа), говорят о непостижимой сложности мантра-видьи, представленной в этой книге.
Возможно, Джйанананда Видьясагар был первым издателем этой книги. Даже второе её издание (Siddheshwari Press, Calcutta), датируется 1892-ым годом. Благодаря Шукадеве Чатурведи из Шри Лал Бахадур Шастри Раштрийа Санскрит Видьяпатхи (главе департамента Джйотиш), весь текст, с его переводом на хинди и обширными комментариями «Мохини» стал общедоступным (Prachya Prakashan, Varanasi, 1981). Благодаря «Мохини» д-ра Чатурведи, «Маходадхих», сложный для восприятия даже с «Наукаа» самого автора, стал немного более доступным.
Тем не менее, эта работа по-прежнему оставалась недоступной для изучения огромного числа учёных и студентов, не владеющих хинди, но интересующихся нашим культурным наследием. Именно поэтому я взял на себя эту труднейшую задачу – перевести «Маходадхих» на английский, снабдив исчерпывающими комментариями. Но, по причине моего слабого здоровья, я не смог бы закончить этот титанический труд в одиночку, без неоценимой помощи двух моих младших братьев – Кришны Кумара Раи и Винайака Кумара Раи, которые пожертвовали огромное количество своего времени и сил, чтобы придать этому труду тот вид, который он теперь имеет.
По милости Матери Богини, этот труд ныне завершён. Книга разделена на 25 глав, названия которых говорят о их содержании. В тексте содержатся все необходимые детали, касающиеся мантр и соответствующих им божеств, описаны режим, рекомендованный для поклоняющегося, инициация (дикша), процесс внутреннего и внешнего очищения, различные мудры, ритуалы приношений и все материалы, необходимые для их проведения, различные виды приношений Бали, соответствие различных мантр разным типам практикующих, йантры (талисманы) и т. д., а так же необходимые инструкции по сохранению секретности при выполнении определённых мантрических ритуалов.
Не вдаваясь более в детали, хочу пожелать будущим читателям этой книги получить удовольствие от чтения оригинала с моим скромным переводом и комментариями, прошу также помочь мне, присылая свои замечания, если таковые будут, чтобы внести соответствующие изменения в будущие публикации.
Дипавали, 1989.
Рам Кумар Раи
Вставить фото автора:
Автор (29 ноября 1921 – 3 января 1990)
Введение
Таранга первая
Молитва
ежедневный порядок действий садхаки
обряд освящения дверей
Бхута-шуддхи
Прана-пратиштха (вдыхание жизни)
Ришйади-нйаса
Нйаса Питха-деваты
Дхйана (медитация) Прана-шакти
Высвобождение Прана-пратиштха мантры
Матрика нйаса (Сришти нйаса)
Список букв санскритского алфавита с соответствующими им буквами русского языка.
Гласные буквы |
|
+¤ +¤¤ < = > j¤ |
|
(Текст на санскрите с русской транслитерацией, переводом и комментариями)
Текст1
Атха Мантрамаходадхих
шри ганешайа намах. Аум намах шивайа.
Аум намах бхагаватайаи.
пранамайа лакшмии нрихарим махааганапатим гурум,
тантраанйанекаанйаалокйа вакшйа мантрамаходадхим //1//
Слава Шри Ганеше, Аум намах Шивайа. Аум намо Бхагаватйаи.
Выразив своё почтение Богу Махаганапати и Гуру Шри Нарасимхашраме, и изучив многочисленные Тантры, я приступаю к описанию Мантрамаходадхих.
Текст 2.
праатаруттйаайа шираси дхйаатваа гурупадаамбуджам,
аавашйакам винивартйа снаатум йаайаатсариттате //2//
Повседневный образ жизни садхаки – Вставая ото сна рано утром, в Брахмамухурту (от 48 до 96 минут до восхода солнца), садхака должен медитировать на лотосоподобные стопы своего гуру. Затем, выполнив все необходимые утренние процедуры (посещение туалета и т. п.), ему следует совершить омовение в реке.
Комментарий: Медитация на гуру – в центре тысячелепесткового лотоса, находящегося у него в голове, садхака должен созерцать своего гуру, со светлой кожей, одна рука которого показывает мудру Вара (дарование благославления), а другая – мудру Абхайа (бесстрашие). Он украшен гирляндой из белых цветов и лучится сиянием, а слева сидит его Шакти (Сахасрадала камала карникаа мадхйастхитам Шветаварнам двибхуджам вараабхйакарам шветамаалйаанулепанам свапракаашаруупам сваваамаастхит суракта Шактйаам свапракаашаруупайаа сахитам Шрии Гурум дхйаайет). Затем, необходимо почтить гуру с Манасопачарой.
Текст 3
шраутена видхинаа снаатваа мантраснаанам самаачарет,
смаартасандхйаам мантрасандхйаам критваа девам вичинтайет //3//
Совершив омовение в соответствии с традицией, садхака должен совершить мантра-омовение. Затем, совершая Смарта-сандхйу и Мантра-сандхйу, он должен медитировать на гуру.
Комментарий: Ведическое омовение – В Гаутамийа тантре сказано, что для очищения тела необходимо совершить Ведическое омовение, т. е. сделать Самкалпу (выразить своё решение совершить ритуал), произнеся следующее: «Адйетйаади шраута-смаарта-кармаануштхаана сиддхйартхам праатах снаанамахам каришйе». Затем, читая мантру «Имам ме ганге йамуне сарасвати...», он должен совершить омовение.
Мантра-омовение – Совершая Самкалпу «Аум адйетйаади … амука деватаа приитайе снаанамахам каришйе», садхака должен выполнить Шаданга нйасу и пранайаму, а затем, с Амкуша мудрой и приведённой ниже мантрой, призвать очищающие воды с Солнца:
Аум ганге ча йамуне чаива годаавари сарасвати.
Нармаде синдху каавери джале'смин саннидхим куру.
После, выполняя Амритикарану с Дхену-мудрой и биджей «Вам», Авагунтхану с Кавача-мудрой и биджей «Хум» и Самракшану с «Пхат», необходимо освятить воду, одиннадцать раз прочитав мула-мантру. После этого, обратившись лицом к Солнцу, садхака двенадцать раз поливает своё тело этой водой, представляя, что эта вода льётся на него с лотосоподобных стоп Самого Бога. Затем, трижды окунувшись в воду, ему следует совершить джапу мула-мантры и, в завершение, трижды освятить свой лоб этой водой.
(Метод мантра-сандхйи описан в Таранге 21 этой книги)
Текст 4
Текст 5
Текст 6
грихадваараматхаагатйа дваарапууджаам самаачарет,
дваарамантраамбунаа прокшйа ганешам чордхватойаджет //4//
махаалакшмиим дакшабхааге ваамабхааге сарасватиим,
пунардакше йаджедвигхнам гангаам ча йамунаамапи //5//
пунарваамекшетрапаалам свах синдхуйамуне апи,
пунардакшетудхаатаарам видхаатаарам ту вааматах //6//
тадваннидхии шамкхападмау тато 'рччеддваарапаалакаан,
Обряд освящения дверей – Возвратившись в дом, садхака должен провести обряд освящения дверей. Окропив двери водой, освящённой с помощью мантры «Аштрайа пхат», он должен поклониться Махаганапати в верхней части дверей. Почтить Махалакшми и Сарасвати следует, соответственно, справа и слева от дверей. С правой стороны дверей также необходимо выразить своё почтение Вигхне (препятствия), Ганге и Йамуне, а с левой стороны – Кшетрапале, Синдху и Йамуне. Затем, на правой стороне дверей надо почтить Дхату, а на левой – Видхату. Подобным же образом, на правой и левой сторонах двери, помолившись Шамкханидхи и Падманидхи соответственно, садхака должен поклониться Дварапалам.
Комментарий: Аум Ганешаайа намах; Аум Махаалакшмйаи намах; Аум Сарасватйаи намах – с помощью этих мантр садхака, в описанном выше порядке, должен поклониться Божествам, используя воду и цветы, сначала сверху дверей, а затем справа и слева от них.
Текст 7
Текст 8
Текст 9
дваарапууджаам видхаайеттхам правишйаарчанамандирам //7//
упавишйаасане натваа ганешагурудеватаах,
праанаанаайамйа таарена пууракакумбхакаречакаих //8//
дваатримшатаа чатухшаштйаа крамаатшодашасанкхйайаа,
деваарчаайог йатаапрааптйаи бхууташуддхим самаачарет //9//
Совершив Дварапуджу (освящение дверей), садхака должен отправиться в свою комнату для поклонения, сесть на своё место и выразить своё почтение Ганапати, Гурудеву и тому Божеству, которому он поклоняется ежедневно.
Повторяя Пранаву (Аум) 32 раза, он должен вдыхать воздух, повторяя Пранаву (Аум) 64 раза, делать задержку дыхания, и повторяя Пранаву (Аум) 16 раз – выдыхать воздух. Таков полный цикл Пранайамы; т. е. вдыхание на 32 повторения Аум, задержка дыхания на 64 повторения Аум и выдыхание воздуха на 16 повторений Аум. Если же садхаке это не по силам, можно сократить время вдоха, задержки и выдоха, но необходимо сохранять при этом указанное соотношение их продолжительности как 2:4:1. После пранайамы, чтобы подготовиться к поклонению Божеству, необходимо совершить Бхута-шуддхи (очищение пяти элементов тела).
Комментарий: Ганапати, Гуру и Иштадеве (Божество, которому вы поклоняетесь) поклоняются, используя следующие мантры: Аум Ганешаайа намах; Аум Гурубхйо намах; Аум Парама Гурубхйо намах; Аум Параапара Гурубхйо намах; Аум амука (замените слово «амука» именем вашего Божества) Деватаайаи намах.
Бхута-шуддхи – согласно Тантрам, Бхуташуддхи – это такой ритуал, благодаря которому элементы земли, воды и т. д. человеческого тела очищаются и сливаются с извечным Брахманом.
Текст 10
Текст 11
Текст 12
муулаадхаарастхитаам девиим кундалиим парадеватаам,
бисатантунибхаам видйутпрабхаам дхйаайетсамаахитах //10//
муулаадхаараатсамуттхаапйа сангатаам хридайаамбудже,
сушумнаамааргамаашритйаадаайа джиивам хридамбуджаат //11//
прадиипакаликаакаарам брахмарандхрагатам смарет,
джиивам брахмани самйоджйа хамсамантрена саадхаках //12//
Метод Бхута-шуддхи – Садхаке следует медитировать на Кундалини Шакти, визуализируя её в Муладхара чакре, тонкой, как волоконце лотоса, и яркой, как молния. Эту Кундалини необходимо пробудить в муладхаре и провести по сушумне (через свадхистхану и манипуру) в анахата чакру, расположенную в области сердца. В медитации садхака должен увидеть, как Джива, или индивидуальная душа, в форме фитиля лампы, захватывается в рот змеёй Кундалини и, пронёсшись через вишуддху а агйу, попадает в сахасрара чакру, расположенную в Брахмарандхре, обители Сверхдуши. И затем, повторяя Хамса мантру, садхака должен слить воедино Кундалини с индивидуальной душой со Сверхдушой.
Тексты 13 – 18
паадаадибрахмарандхраатам стхитам бхуутаганам смарет,
сваварнабииджаакррибхирйуктам тадвидхиручйате //13//
паадаадиджаанупарйантам чатушконам саваджракам,
бхуубииджаадхйам сварнаварнам смаредаванимандалам //14//
джаанваадйаанаабхичандраардханибхам падмадвайаанкитам,
вамбииджайуктам шветаабхамамбхасо мандалам смарет //15//
наабхерхридайапарйантам триконам свастикаанвитам,
рамбиидженайутам рактам смаретпаавакамандалам //16//
хридобхруумадхйапарйантам вриттам шадбиндулааньчитам,
йамбииджайуктам дхуумраабхам набхасванамандалам смарет //17//
аабрахмарандхрам бхруумадхйаад вриттамсваччхам манохарам,
хамбииджайуктаамаакаашамандалам правичинтайет //18//
Затем, начиная с подошв ступней и заканчивая Брахмарандхрой, он должен медитировать на пять элементов, с соответствующими им цветами, формами и биджа-мантрами. Делать это следует так:
а) От ступней и до колен следует визуализировать Элемент Земли, цвет которого жёлтый, форма – квадрат, а «Лам» – Бху-биджа.
б) От колен и до пупка визуализируется Элемент Воды, цвет его белый, форма – месяц с двумя лотосами, и «Вам» – Джала-биджа.
в) От пупка и до сердца визуализируется Элемент Огня, цвет которого красный, форма – треугольник, а «Рам» – Агни-биджа.
г) От сердца и до бровей визуализируется Элемент Воздуха. Цвет его дымчатый, форма – круг с шестью точками (бинду), «Йам» – Вайу-биджа.
д) От бровей и до макушки – Элемент Неба. Цвет его прекрасен, подобно чистейшему кристаллу. Форма – полукруг, а «Хам» – Акаша-биджа.
Тексты 19 – 23
паддхастапаайуупастхаавааккрамааддхйейаадхараадигаах,
свакиийавишайаирйуктаа гаманаграханаадибхих //19//
гхраанам ча расанаачакшухспаршанам шротраминдрийам,
крамааддхйейам дхараадистхам гандхаадигунасамйутам //20//
брахмаавишнушивешаанаах садаашиваитииритаах,
дхараадибхуутасангхеша дхйейаастанмандалешу те //21//
нивриттишча пратиштхаа ча видйаа шаантишчатуртхикаа,
шаантйатиитетипаньчаива калаа дхйейаадхараадигаах //22//
самаанодаанавайаанаашчаапаанапраанау ча ваайавах,
дхараадимандалагатаах паньчадхйейаахкрамаадиме //23//
Медитируя на Элементы, следует помнить ещё кое-что, а именно:
Медитируя на органы деятельности, такие как руки, анус, гениталии и голосовые связки, необходимо также медитировать и на соответствующуие им действия – хватание, дефекация и т. д.
Медитируя на органы чувств, такие как нос, язык, глаза, кожа и т. п., необходимо медитировать также и на соответствующие им ощущения, т. е. запах, вкус и т. д.
Следует также медитировать и на управляющих Божеств соответствующих Элементов – Брахму, Вишну, Шиву, Ишану и Садашиву.
Наряду с Элементами (Земля, Вода и т. д.), необходимо медитировать также на соответствующие им Калы – Нивритти, Пратиштха, Видйа, Шанти и Шантйатита, и на соответствующие Вайу – Самана, Удана, Вйана, Апана и Прана.
Тексты 24 и 25
евам бхуутаани санчинтйа пратйекамправилаапайет,
бхувам джале джалам вахнау вахним ваайау набхасйамум //24//
вилаапйа кхамаханкааре махататтвепхйаханкритим,
махаантам пракритау маайаамаатмани правилаапайет //25//
Проведя таким образом медитацию на материальные Элементы, садхака должен растворить Землю в Воде, Воду в Огне, Огонь – в Воздухе, а Воздух – в Небе (Пространстве). Пространство растворить в Аханкаре (Эго), Аханкару – в Махат татве, Махат таттву растворить в Пракрити, а Пракрити – в Душе.
Тексты 26 – 28
шуддхасаччинмайо бхуутваа чинтайетпаапуурушам,
дакшакукшистхитам кришнамамгуштхапаримаанакам //26//
випрахатйааширойуктам канакастейабаахукам,
мадираапаанахридайам гуруталпакатиийутам //27//
пааписанйогипадвандвамупапаатакаромакам,
кхадгачарамадхарам душтамадховактрам судухсахам //28//
Затем, ощутив себя чистым и Саччидананда (вечным, полным знания и блаженства, прим. пер.), Садхака должен сконцентрировать своё внимание на тёмном, размером с большой палец, олицетворённом воплощении Греха, визуализируя его в левой части своего живота. Убийство брахмана – голова этого персонифицированного греха; кража золота – его руки; распитие вина – сердце; осквернение постели Гуру – его талия; общение с грешниками – его ступни, а прочие мелкие прегрешения – волосы на его теле. Визуализируя так персонифицированный Грех, в руках которого меч и щит, а голова опущена вниз, садхака должен медитировать на него.
Тексты 29—30.
ваайубииджам (йам) смаранваайум сампуурййаинам вишошайет,
свашариирайутам мантриивахни (Рам) бииджен нирдахет //29//
кумбхакепариджаптена татахпаапанародбхавам,
бахирбхасмасамутсаарййа ваайубииджена (Йам) речайет //30//
После этого, повторяя в уме Вайу-биджу «Йам», садхака, вдыхая воздух (Пурака), должен иссушить этого Папапурушу (персонифицированный Грех) и, повторяя Агни-биджу «Рам», сжечь его в своём теле. А затем, повторяя Вайу-биджу «Йам», извергнуть Папапурушу из своего тела с выдохом (Речака).
Тексты 31 – 34
судхаабииджена (Вам) дехоттхам бхасмасамплаавайетсудхиих,
бхуубииджена (Лам) гханиикритйа бхасмататканакаандават //31//
вишуддхамукураакаарам джапанбииджамвихаайасах (Хам)
муурддхаадипаадапарййантаанйангаани рачайетсудхиих //32//
аакаашаадиинибхуутаани пунарутпаадайеччитах,
со'хаммантрена чаатмаанамаанайед хридайаамбудже //33//
кундалиим джиивамаадаайа парасангаатсудхааммайам,
санстхаапйа хридайаамбходже муулаадхаарагатаам смарет //34//
Совершив это, разумный садхака должен растворить прах, оставшийся от его тела, воспользовавшись Судха-биджей «Вам», осадить растворённый прах с помощью Бху-биджи «Лам», а затем, повторяя чистую, как зеркальная поверхность, биджу пространства «Хам», вновь воссоздать всё его тело, с головы и до пят. Затем, повторяя в душе мантру «Со'хам», воспроизвести все 24 Таттвы, от Пракрити и до пяти первоэлементов. После этого, поместив подобную нектару дживу на лотос своего сердца, визуализировать Кундалини вошедшей в Муладхару.
Комментарий: Метод Бхута-шуддхи – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.
а) Прежде всего, садхака должен принять решение (Самкалпа) осуществить Бхута-шуддхи. Это своё решение он должен выразить вербально, например, так: «Аум адйетйаади … девапууджаадйадхикаара сиддхайе бхууташуддхйаадйахам каришйе».
Затем, сев в удобную позу и расслабившись, садхаке следует медитировать, сконцентрировав свой ум на кундалини. Кундалини подобна в своём великолепии тысячам молний. Она тонка, как стебель лотоса, и подобно змее, спит, свернувшись в Муладхаре. Садхака должен визуализировать, как она, проснувшись, пронзает Свадхистхану и Манипура чакру, поднимается по Сушумне в Анахата чакру, расположенную в области сердца. Здесь обитает Джива, размер которой подобен фитилю лампы. Подхватив в свою пасть эту дживу (индивидуальную душу), Кундалини, пройдя через Вишуддху и Агйу, устремляется в Сахасрару, наивысшую из чакр, которая расположена в черепе, обители Сверхдуши. Медитируя таким образом и повторяя Хамса мантру, садхака сливается с Кундалини и Параматмой (Сверхдушой).
Затем необходимо медитировать на Элемент Земли, квадратной формы и жёлтого цвета, который начинается от стоп и заканчивается коленями, орган действия которого ступни, действие движения и направления, орган восприятия этого элемента – нос, ему соответствуют запах, Земля, Брахма, Нивриттикала и Самана Вайу. Медитируя так и повторяя мантру: «Аум храам Брахмане притхивйадхипатайе нивритти калаатмане хум пхат сваахаа», следует слить Элемент Земли с Элементом Воды, используя Кундалини.
Затем, от колен и до пупка следует визуализировать Элемент Воды, цвет которого белый, а форма – полумесяц. Этому элементу соответствует орган действия руки, действие – раздача пожертвований, орган восприятия – язык, и его чувство вкуса; Вода, Вишну, Пратиштха кала и Удана Вайу. Медитируя таким образом и повторяя мантру: «Аум хриим Вишнаве джалаадхипатайе Пратиштхаа аклаатмане хум пхат сваахаа»,-- садхака, используя Кундалини, соединяет Элемент Воды, и все его ингредиенты, описанные выше, с Элементом Огня.
После, от пупка до области сердца садхака визуализирует красный Элемент Огня, форма которого – треугольник. Ему соответствует орган действия анус и процесс дефекации; орган восприятия – глаз, его качество – видение. Яркость, Рудра, Видйа-кала и Вйана Вайу. Медитируя так и повторяя мантру: «Аум хруум Рудраайа теджодхипатайе Ведаа-калаатмане хум пхат сваахаа», – практикующий погружает всё это (Элемент Огня и его составляющие) в Элемент Воздуха с помощью Кундалини.
Затем, от сердца и до бровей садхака должен визуализировать Элемент Воздуха, цвет которого чёрный, а форма – круг с шестью точками. Его орган действия – гениталии, деятельность которых – получение удовольствия. Орган восприятия – кожа, чувство прикосновения. Воздух, Ишана, Шанти-кала и Апана Вайу. Медитируя так и повторяя мантру: «Аум храим Иишаанаайа Ваайавйадхипатайа Шаанти-калаатмане хум пхат сваахаа», – садхака, с помощью Кундалини, растворяет всё это (т. е. Элемент Воздуха и все его составляющие) в Элементе Пространства.
Затем, от межбровья и до Брахмарандхры визуализируется прозрачный Элемент Пространства, округлой формы. Ему соответствует орган действия – голосовые связки, речь, утверждение и слова; орган восприятия – ухо, чувство – слух. Пространство, Садашива, Шантйатита-кала и Прана Вайу. Медитируя так и повторяя мантру: «Аум храум Садаашиваайа Аакаашаадхипатайе Шаантйатиита-калаатмане хум пхат сваахаа», – садхака, при помощи Кундалини, сливает всё это (Элемент Пространства и его содержимое) с Аханкарой.
После этого, Аханкару надо слить с Махат-таттвой, Махат-таттву – с Пракрити, а Пракрити, в свою очередь, – с высшим Брахманом, Сверх Я, вечно чистым, осознающим, самосветящимся, исполненным Истинного Знания, Вечного Блаженства и сияющим, как молния.
Теперь садхака должен сконцентрироваться на персонифицированном грехе так: «В левой части моего живота извечно пребывает персонифицированный грех. Он ростом с большой палец руки, он тёмен, и всё его тело состоит из пяти великих грехов. Его голова – это убийство брахмана, его руки – это кража золота, его сердце – распитие вина, его талия – осквернение постели Гуру, а ноги – общение с грешниками. Все органы его тела состоят из различных грехов, а малые грехи – это волосы на его теле. Его борода и глаза красные, в одной своей руке он держит меч неразумия, а в другой руке – щит Эго. Он восседает на коне лживости, а на его лице – гримасса мстительности. Его зубы из гнева, его доспехи из вожделения. Кишащий всеми болезнями, это неразумное воплощение греха стоит на пороге смерти».
Визуализируя таким образом персонифицированный грех, садхака, чтобы иссушить его, должен выполнить Винийогу так: «Аум асйа ваайубииджасйа кишкиндха Риших ваайурдеватаа джагатиичхандах паапапурушашошане винийогах». Выполнив Винийогу, садхака должен совершить Пураку (вдох), длительностью в 16 повторений Вайу-биджи «Йам», ощущая, что он, таким образом, высушивает тело персонифицированного греха.
Затем, чтобы сжечь его, садхаке необходимо выполнить Винийогу со следующими словами: «Аум асйаагни-бииджасйа Кашйапа Риши агнидеватаа триштупа чхандах паапапуруша бхасмиикаране винийогах». Выполнив эту Винийогу, садхака должен сжечь высохшее тело персонифицированного греха, сделав задержку дыхания, повторяя в это время Агни-биджу «Рам» 64 раза.
Затем, повторив Винийогу Вайу-биджи, как это уже было описано выше, садхака должен сделать Речаку (выдох), повторяя Вайу-биджу «Йам» 32 раза. Выдыхая воздух, нужно удалить из своего тела пепел сгоревшего греха.
После этого, чтобы растворить пепел, выполняется Винийога Варуна-биджи: «Аум асйа Варуна-бииджасйа хиранйагарбха Риших хамса деватаа триштуп чхандах ааплаавита-каране Винийогах». Выполнив эту Винийогу и концентрируясь на Варуна-бидже «Вам», садхака растворяет пепел греха в нектаре, истекающем из Варуна-биджи.
Теперь, чтобы сконденсировать прах из нектара, необходимо прочитать следующую Винийогу Притхиви-биджи: «Аум асйа притхивиибииджасйа Брахмаа риших индродеватаа гаайатрии чхандах гханиикаране Винийогах». После этой Винийоги и осаждения из нектара праха с помощью Притхиви-биджи «Лам», садхака должен воссоздать тело со всеми его органами, воспользовавшись Акаша-биджей «Хам».
Теперь, создав таким образом себе новое, божественное тело, следует вернуть упоминавшиеся выше 24 Таттвы, растворённые в Сверхдуше, на свои места, располагая их там в порядке творения (Сришти-крама). Затем, повторяя мантру Со'хам, надлежит извлечь Индивидуальную Душу из Сверхдуши и, опустив Кундалини, водворить на надлежащее место в лотосе сердца. После этого надо опустить Кундалини обратно в Муладхару.
Так, пройдя через описанный выше акт Бхуташуддхи, индивидуальная душа, получив новое бытие, энергию, благоволение, близость и единство со Сверхдушой, становится вечно благочестивой и обретает божественность. Благодаря Бхуташуддхи, тело садхаки очищается от всех грехов, обновляется и подготавливается таким образом к поклонению Иштадевате (избранному Божеству).
Коротко о прочих методах Бхуташуддхи – в «Пурашчарана Чандрике» описывается несколько иной метод Бхуташуддхи: садхака должен медитировать на «лотос в сердце, корень которого – Дхарма, а стебель – знание. Восемь видов превосходств, или величий, – это его лепестки, а Пара-вайрагья – околоплодник. Пранава «Аум» освещает этот лотос, а в его центре покоится индивидуальная душа, сияющая, подобно фитилю лампы».
Медитируя таким образом, садхака должен сконцентрироваться на Кундалини в Муладхаре. Эту Кундалини, спящую в Муладхаре, следует разбудить и, с её помощью, подняв её по сушумне, слить индивидуальную душу со Сверхдушой. Пусть садхака какое-то время прочувствует это ощущение, а затем, с помощью Кундалини, вернёт индивидуальную душу на место, в сердце, а саму Кундалини – обратно в Муладхару. Таков, вкратце, процесс Бхуташуддхи, описанный в «Пурашчарана-чандрике».
Помимо двух описанных выше, существует и третий метод Бхута-шуддхи. В описанных ранее методах мы получаем опыт Раджа-йоги, Бхаваны (Лайа-йога), Шакти Мантра-йоги и кое-какой опыт Хатха-йоги. Третий метод даёт возможность ощутить силу Мантры, познать её смысл. Этот метод определённо достигает вершин Раджа-йоги, но в нём совершенно отсутствует Хатха-йога. Выполняя Бхуташуддхи по этому методу, необходимо повторять четыре мантры, текст коих приведён ниже, помня при этом об их значении:
Аум Бхууташрингаатаат ширах сушумнаапатхена джиивашивам парамашивападе йоджайаамии сваахаа.
Аум Йам Лингашариирам шошайа шошайа сваахаа.
Аум Рам санкочашариирам даха даха сваахаа.
Аум парамашивасушумнаапатхена муула-шрингаатам улласйа улласйа джвала джвала праджвала праджвала со'хам хамсах сваахаа.
Если садхака будет в течении некоторого времени повторять эти мантры, сохраняя свой ум однонаправленным, и помня о значении этих мантр, то его тело очистится и обретёт божественные качества.
Тексты 35 – 37
бхууташуддхим видхаайаивам праанастхаапанамаачарет,
праанапратиштхаамантрасйа мунайоджешападмаджах //35//
чхандаргйаджушам саама праанашактистудеватаа,
паашо (Аам) бииджам трапаа (хриим) шактирвинийого'сусамстхитау //36//
ришииньчхираси вактре ту чхандаамси хридидеватаам,
гухйе бииджам падохшактимнйасйа курйаатшадангакам //37//
Прана-пратиштха – Выполнив Бхуташуддхи так, как было написано выше, садхака должен приступить к Прана-пратиштхе (привнесение жизни). Мантра Прана-пратиштхи – Аджеша, её Риши – падмаджа, чханда – Рик-йаджуссама, девата – Прана шакти, пааша «Аам» её биджа, и трапаа «хриим» – Шакти. Эта мантра используется для привнесения жизни (Прана-пратиштха).
Чтобы совершить Ньясу шести членов (Саданга нйааса), Риши помещают на голову, чханду – на рот, девату – на сердце, биджу – на интимные места и Шакти – на стопы. Так выполняется эта Саданга ньяса.
Комментарий: Риши – человек, который получил определённую мантру из уст Бога Шивы, активировал её и достиг в ней совершенства, считается Риши этой мантры. Таким образом, поскольку этот Риши является изначальным Гуру этой мантры, его почтительно располагают на голове, т. е. его ньяса совершается на голову.
Чханда – размер мантры называется чхандой. Чханду составляют слова и буквы, произносимые ртом, поэтому ньяса чханды осуществляется на рот.
Девата – жизненный принцип, или пранашакти, мотивирующий, направляющий и контролирующий всю жизнедеятельность организма, называют Девата. Эта шакти находится в сердце, и именно поэтому ньясу деваты осуществляют на сердце.
Биджа – сущность мантры, которая дарует ей силу, называется Биджей. Поэтому ньясу биджи делают на гениталии.
Шакти – тот элемент, благодаря котрому биджа становится мантрой, называется Шакти, и её ньясу делают на ступни.
Винийога – то, что задаёт мантре направление на достижение определённой цели, называют Винийогой. Согласно тантрической традиции, помимо знания о Риши и т. п. мантры, необходимо также выполнить винийогу, т. е. задать мантре направление на достижение определённого результата. В «Гаутамийа-тантре» говорится, что не зная чханды и Риши мантры, не возможно обрести результата; а простая джапа мантры, без винийоги, не имеет достаточной силы.
Помимо утверждения Риши, Чханды, Деваты, Биджи и Шакти, в Винийоге присутствует ещё такой элемент, как Килака. То, что создаёт или поддерживает равновесие мантры, называется Килакой. Обычно, ньясу Килаки делают на все органы.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"