Тулупов Сергей Иванович : другие произведения.

Диалектические законы и превращение информации в материю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    текст с последними правками

  Я сею, думая, что жну
  И жну, что для меня другой посеял
  
  "природа не просто существует, а находится в процессе становления и исчезновения..."
  Энгельс
  
  Информация всегда выпадала из рассмотрения материи, ввиду того что ее положение и границы невозможно заключить в рамках какого-либо объекта. Информация всегда находится в процессе становления, другими словами: осуществляет процесс изменения границ и рамок этих самых материальных объектов.
  Как говорил Анри Пуанкаре: "Математика изучает не объекты, а взаимодействия между объектами". Информация описывает процессы взаимодействия (изменения). Где нет изменений, там информация отсутствует.
  А что такое диалектика? Это наука о наиболее общих законах развития (становления). Следовательно, полный набор диалектических принципов должен описывать все возможные информационные процессы. А значит, и все наблюдаемые изменения в материи. Диалектика не ответит на вопрос "как" движется материя, но зато она ответит на философский вопрос "почему" она движется.
  Как пишет Энгельс в "Анти-Дюринге": "способ изучения оставил нам вместе с тем и привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми".
  Энгельс говорит о том, что под "диалектикой" он подразумевает законы всякого движения - в природе, истории и мышлении. Он называет три таких закона: закон перехода количества в качество, закон взаимопроникновения противоположностей (mutual interpenetration of opposites) и закон отрицания отрицания. Предполагается, что эти диалектические принципы или законы и представляют собой наиболее общие формы материи в движении.
  
  Так диалектический материализм рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
  ДМ рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
  С точки зрения диалектического материализма "информация" (сведенья) - это один из видов движения (объективной реальности).
  
  Рассмотрим законы диалектики, но так, как бы мы рассматривали законы информационного обмена.
  
  Первый закон: единство и борьба противоположностей
  Определяет первое действие информации: разделить объект на два несовместимых понятия.
  Этот закон объясняет, как внутренний "источник" энергии становится внешним источником движения. Ведь для начала движения необходим внешний "двигатель" (никакие изменения, происходящие внутри, к движению не приведут). Источник должен находиться снаружи. И для этого изначально единый объект должен каким-либо образом разделиться, отделив часть своих свойств и противопоставив их оставшейся части. Движение, при этом будет направлено на воссоединение прежней целостности объекта.
  Энгельс в книге "Анти-Дюринг" пишет: "Движение само есть противоречие; уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. А постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия - и есть именно движение" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20,  с. 123). 
  "...диалектика, ..., доказала, что все полярные противоположности обуславливаются вообще взаимодействием обоих противоположных полюсов, что разделение и противоположение этих полюсов существует лишь в рамках их взаимной связи и объединения и что, наоборот, их объединение существует лишь в их разделении, а их взаимная связь лишь в их противоположении. ... т.е. не может быть и речи ни о взаимном проникновении, ни об абсолютном отделении друг от друга обоих полюсов". Ф.Энгельс "Диалектика природы"
  Такое диалектическое понимание противоположных полюсов вносит ясность в поведение магнита при его распилах (в каждой из новых частей остаются оба полюса).
  Но сам процесс разделения информации происходит по логике сравнения, также, как математическое выражение приравнивается к своему результату. В итоге мы имеем в левой части уравнения тезис, в правой - антитезис, а все уравнение в целом представляет собой синтез (новую фазу развития).
  Получаем подобие квантово-механического парадокса: "Корреляции обладают физической реальностью, а то, что они коррелируют - нет" иначе говоря: только целое уравнение имеет смысл, но не его левая или правая часть по отдельности.
  Корреляцией становится синтез, как-бы взгляд со стороны, на обе стороны уравнения.
  
  Корреляция-синтез соединяет в единую информационную систему части, которые не могут взаимодействовать физически.
  Можно сказать, что корреляции создают разрозненным событиям единое Имя. Объединяют их в один физический объект.
  
  Возьмем сознание отдельного наблюдателя. Оно никогда не становится сознанием кого-то другого. Сознание не транслируется и не копируется. Как показано в ст. https://proza.ru/2020/01/30/1553 сознание является объектом пятого измерения.
  Пятое измерение существует в строгом соответствии с математическими принципами. "Я" и "НеЯ" каждого наблюдателя в этом измерении представляет собой уравнение.
  Левая часть уравнения - это "НеЯ", состоящее из множества членов, каждый из которых меняется бесконечным числом переменных, а правая часть - это "Я" или сознание наблюдателя. Действие корреляции - это знак равенства.
  Трудность влияния "Я" на левую часть уравнения "НеЯ" вызвана тем, что каждая переменная левой части является правой частью ранее решенных уравнений, т.к. любое число может быть представлено, как результат решения некоторого уравнения.
  
  Осознать свое "Я" равным сумме всех взаимодействий с окружающим миром очень сложно, но именно так некоторые философы представляли сознание отдельной личности. Так Эдисон представлял каждый атом связанным со всей Вселенной.
  Представление "Я" и "НеЯ" скоррелированными частями единого целого помогает решить проблему свободной воли (есть она или все предрешено)?
  Каждое отделение "Я" от окружающего "НеЯ" происходит в "точке бифуркации", как ее называл И.Пригожин. Каждое действие "Я" создает такую равновесную ситуацию, из которой возможны два исхода (делать-не делать). В этот момент "Я" одновременно присутствует в обоих частях уравнения, понимая, что оно является его решением.
  К счастью, из-за постоянной смены многих параметров, решение всегда оказывается не соответствующим новым реалиям, и "Я" вынуждено снова и снова осуществлять свой выбор (в соответствие с законом "отрицания отрицания", как будет показано ниже).
  Перенос в левую часть порождает новую информацию, которая проявляется в гравитационном притяжении созданной частицы материи к окружающим объектам. Связь информации с гравитацией см. в ст. https://proza.ru/2016/11/18/1417 .
  
  Кроме гравитационного притяжения и аналогичного ему ускорения физических объектов свободный выбор порождает "стрелу времени", как ее называет И.Р. Пригожин в книге "Порядок из хаоса". Нарушая детерминизм предыдущих событий, выбор порождает необратимые причинно-следственные цепочки, задавая направление течения времени.
  
  Так информационный процесс отделения сознания от окружающего "НеЯ" порождает движение (ускорение), а следовательно - материю (материя - это движение) и время.
  
   Второй закон: переход количественных изменений в качественные и обратно
  
   "и обратно" - следует понимать как соблюдение законов сохранения материи при любом движении.
  "...качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии). ... невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела". Ф.Энгельс "Диалектика природы"
  Для нас будет важно и другое: Количественные изменения происходят путем сложения, а качественные - умножением. Из такой формулировки проще понять, что качественный скачек возможен только в сравнении с суммой всех предыдущих элементов - он происходит путем кратного увеличения.
  Второй закон означает, что каждое разделение информации (первый закон) переводит производные на другой уровень. Т.е., результат всегда представляет другую систему отсчета, подвижную (сдвигаемую) относительно первой. Такой сдвиг в пространстве и времени происходит в соответствии с Запретом Паули (два объекта, находящиеся в одинаковом квантовом состоянии не могут занимать одно и то же положение). А так как разделенный на два информационных блока материальный объект все равно фактически остается единой материей, то происходит сдвиг во времени и пространстве прежнего состояния этого объекта от его нынешнего состояния.
  Таким образом информационное вмешательство наблюдателя в видимую материю порождает ее относительное движение, фактически ничего не изменяя в окружающем пространстве.
  Это подтверждается флуктуацией вакуума, которая происходит в пустом пространстве при одном лишь внесении в это пространство факта наблюдения за состоянием вакуума (фактом присутствия стороннего наблюдателя).
  
  Любые действия с количеством информации приводят к изменению ее качественного состава (как в математике разделение знаком равенства означает не только "отражение" прежнего, но и взгляд на прежнее состояние из другой системы отсчета (которая уже движется, относительно первой).
  Момент перехода из одного качественного состояния в другое называется квантовым или информационным скачком (что коррелирует с физическим ускорением, относительно прежнего состояния). Ускорение появляется при переходе из одного квантового состояния в другое, так как "сдвиг" и всякое иное движение - это фактически и есть ускорение одного объекта относительно другого (даже если оба объекта являются всего лишь разными состояниями одного и того же материального объекта).
  "Одним словом, так называемые константы физики суть большею частью не что иное, как названия узловых точек, где количественное [изменение] прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество". Ф.Энгельс "Диалектика природы"
  
  Третий закон: отрицание отрицания
  Любое движение может произойти при наличии двух составляющих: возможности и необходимости. Иначе говоря, кроме возможности куда-то двигаться у объекта должна еще появиться необходимость покинуть "насиженное" место.
  В третьем законе отрицается не прежнее утверждение, а прежнее отрицание, другими словами, логика возвращается к тому, что было отвергнуто ранее. "Все возвращается на круги своя" чтобы пройти тот-же путь в новых условиях. Для информационного измерения - это как решить прежнее уравнение с новыми переменными.
  Зацикливая некоторое движение, третий закон заключает его в некоторой ограниченной области, назовем ее сферой. Внутри этой сферы заключены все варианты решения нашего информационного уравнения.
  Но, кроме того, "отрицание отрицания" возвращает наше диалектическое развитие к первому закону. К единству и борьбе конечного с бесконечным "Я" и "НеЯ", как двум сторонам одного уравнения. Что приводит ко второму закону - к переходу количества в качество, но уже на следующем уровне. На уровне, где каждая количественная единица нового регистра представляет собой качественно отличную от всех единиц прежнего регистра.
  Мы видим, как три закона диалектики порождают непрерывный цикл движения, независимо от того, что мы рассматриваем: материю или информацию.
  Назовем их: информация и ее носитель (материя).
  По Аристотелю - это: двигатель и движимое.
  Зацикленный третьим законом процесс, как объект, не имеющий новой информации, превращается в ее носитель.
  
  Так диалектика обуславливает движение и развитие, как информации, так и ее носителей. И образует целостность "единого" и "многого" (неделимой информации и бесконечно делимых носителей - см. ст. https://proza.ru/2017/09/21/1011 ).
  Как, например, двигатель автомобиля, работая в неизменном режиме, с помощью переключения скоростей позволяет ехать машине с все возрастающей скоростью.
  
  Третий закон указывает путь дальнейшего развития информации. Он показывает, что новое квантовое состояние объекта отрицает старое и несовместим с ним как тезис и антитезис. Что приводит к применению первого закона, обеспечивая непрерывность любого движения.
  
  Полученное в результате борьбы противоположностей отрицание прежнего состояния само подвергается отрицанию, порождая новый синтез. А синтез - это тезис следующего уровня.
  В работе "Непосредственные данные сознания. Время и свобода воли" Бергсон пишет: "Ошибка Канта состояла в том, что он принимал время за однородную среду. Он, по-видимому, не замечал того, что реальная длительность состоит из моментов, внутренних по отношению друг к другу, и что, когда она принимает форму однородного целого, она уже выражается в пространстве" т.е. каждый новый уровень информации-ускорения содержит в себе все предыдущие фазы диалектического развития, как собственные носители.
  
  Данный закон также предписывает необходимость обратной связи (цикличность, возврат, сравнение с прежним состоянием) для процесса развития или изменения.
  Ф. Энгельс привёл такой пример: "Закон синтеза на более высоком уровне... широко применяется в математике. Отрицательная величина (;а), умноженная сама на себя, становится а;, то есть отрицание отрицания завершилось в новом синтезе". 
  
  Развитие - это не просто смена состояний, а изменения, ведущие к определенной цели. Понятие цели предполагает понятие развития. Бесцельные изменения не могут быть развитием. Как говорится: "не имеющему цели никакой ветер не будет попутным".
  
   Диалектика дает ключ к пониманию самодвижения всего сущего, к пониманию скачкообразности, к прерыванию постепенности развития "...к уничтожению старого и возникновению нового". (Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 317).
  Проще говоря: только безвыходное положение (зацикленность) и осознание (взгляд со стороны) на безысходность дает толчок к переходу системы в другое состояние (на другой уровень, как говорил Эйнштейн, об уровнях решения проблем).
  Это как сбой в программе. Когда ответом не может быть ни "да" ни "нет", или "и да и нет" - бесконечное число ответов. Программа должна сменить условие задачи. Так же и материя приобретет необходимость к изменению только столкнувшись с неразрешимой проблемой. С проблемой, которая станет основанием для нового уровня. Сферой преткновения, неподвижным материальным носителем или точкой опоры для нового движения.
  
  Вернемся к движению.
  Мы знаем, что для наблюдения процесса движения необходимы три точки: Точка начала движения, точка, в которую движение переходит и точка, из которой такое перемещение будет заметно. (Если, например, все три точки расположить на одной прямой, никакого их взаимного перемещения заметить будет нельзя). Следовательно, для любого движения, включая информационные процессы, необходим сторонний наблюдатель.
  За что борются противоположности из первого закона?
  Они борются за оставление стороннего наблюдателя на своей стороне уравнения.
  
  Рассматривая проблему присутствия наблюдателя в опытах современной физики, в книге "Шаги за горизонт" В. Гейзенберг вспоминает свою беседу с Эйнштейном: "Эйнштейн успел уже пересмотреть свою философскую позицию по данному вопросу. Затем он указал мне на то, что уже само по себе понятие наблюдения является проблематичным. Каждое наблюдение, аргументировал он, предполагает однозначно фиксируемую нами связь между рассматриваемым явлением и возникающим в нашем сознании чувственным ощущением. Однако мы можем уверенно говорить об этой связи лишь при условии, что известны законы природы, которыми она определяется. Если же - что явно имеет место в современной атомной физике - сами законы ставятся под сомнение, то теряет свой ясный смысл также и понятие "наблюдение"".
  Думаю, понятие "наблюдатель" должно быть заменено понятием "носитель", так как любой материальный носитель может приниматься за точку наблюдения, относительно которой развертывается новый процесс.
  Носителем в таком случае будет называться тот физический объект, который изменяется (структурируется) в соответствии с новой информацией, получаемой от наблюдаемого или изучаемого события. В материальном плане носитель приобретает частицы от разрушаемых его наблюдением объектов. Таким образом, носитель (сознание наблюдателя) уменьшает свой уровень неопределенности по отношению к наблюдаемому событию. Уменьшает свою энтропию, порождая негэнтропийные (информационные) процессы, препятствующие собственному разрушению.
  Наблюдение, сознание (мышление) служит сохранению собственного "Я".
  
  В результате мы приходим к выводу:
  Информация - это диалектическая противоположность материи
  
  "Информация есть информация, а не материя и не энергия", утверждал Н. Винер.
  Но как в материальном мире может существовать что-то не материальное, да еще и имеющее власть управлять материальными процессами?
   По всему выходит, что информация должна быть материальной.
   Единственный и логичный вариант - это рассматривать информацию, как диалектическую противоположность материи.
  Что это значит:
  Диалектическая противоположность, в отличие от противоположности в обычном смысле, подразумевает "единство и борьбу". Именно Единство.
  Другими словами, информация - это материя, отрицающая себя прежнюю.
  Отрицание, как первое взаимодействие подходит под категорию математических действий. Анри Пуанкаре утверждал, что математика является всеобъемлющей наукой, потому что она изучает не объекты, а взаимодействия между объектами.
  
   В статье "Сознание - это пятое измерение" мы уже рассматривали вопрос о том, что каждое последующее физическое измерение является диалектической противоположностью всем предшествующим измерениям (физическое измерение ширины может быть любой длины (содержит в потенциале все показатели измерений длин); физическое измерение времени может быть применено к любому пространству - содержит в себе все пространства).
  Сознание, как вместилище информации и как единственный физический объект, ею оперирующий, диалектически противоположен остальным четырем измерениям физического мира, но является его неотъемлемой частью.
  
  Такое понимание информации дает нам возможность включить ее в физическую картину в виде параметра, прямо-пропорционального ускорению, параметра напрямую коррелирующего с ускорением физического объекта.
  Понятие ускорения всегда связано с получением новой информации. Так же, как оно связано с изменением систем отсчета в Теории Относительности Эйнштейна.
  А рассматривая смену систем отсчета, как квантованные, скачкообразные изменения состояний физических объектов (расположенных в данной системе), можно сделать вывод о квантовой природе информационных процессов.
  
  Информация неподвижна (как неподвижна материя в прошлом и в будущем, по отношению к настоящему моменту времени), а значит передаваться или приниматься она не может. Следовательно, Сознание всякий раз создает себе новый носитель (копированием), в соответствии с изменившейся информацией.
  Пятое измерение непрерывностью сознания обеспечивает связь нового со старым носителями изменяющейся информации (вкладывая прошлые четырехмерные состояния в пятое измерение, как матрешку).
   Сознание и есть связь между прежним и новым носителями информации.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"