Древняя земля Израиля изобилует интереснейшими историческими достопримечательностями. Про такую землю говорят:" Там каждый камень - история".
Местные жители как-то привыкли к многочисленным археологическим раскопкам, старинным зданиям и захоронениям. Различные агентства предлагают туристам многочисленные маршруты по библейским святыням. Но в Израиле существует много мест, через которые туристские тропы не проходят. Это вызвано сложной политической ситуацией в стране, религиозными запретами посещать те или иные священные места и просто безразличием составителей маршрутов ввиду большого выбора.
Уверен, что пещеры Цур - Адассы неизвестны не только туристам, но и многим местным жителям. Одно время мне пришлось работать "шомером" в тех местах, охраняя строящиеся коттеджи. Отделённый от цивилизации километрами труднопроходимой местности, я в рабочее время предпринимал вылазки в окрестные районы.
В один из таких походов мне посчастливилось наткнуться на пещеры. Часть из них скорее напоминали ямы, вырубленные внутри скалы самой природой. Спустившись в одну из пещер, я увидел аккуратно уложенные камни. Пещера имела ещё один спуск, куда-то в темноту. Спускаться по крутому высокому уступу(метра 3 в высоту) куда-то в неизвестность, зияющую пустотой, мне показалось слишком рискованным, поскольку было мало шансов выбраться назад без соответствующего снаряжения и подготовки. Побродив немного, я наткнулся ещё на две пещеры. Перед входом в одну из пещер лежал грубо отёсанный каменный цилиндр, где-то метром в длину и ладонью в диаметре. Затем я набрёл на конус, сделанный из такого же материала. Вход в другую пещеру был аккуратно отёсан и имел форму арки, хотя внутри ничего кроме груды камней не было. Но самым интересным местом было "капище"(как я его про себя назвал), созданное явно для ритуальных целей. Камни белого цвета были уложены в определённом порядке. Но понять в чём смысл такого порядка и что он означает мне так и не удалось. В этом месте чувствовалась какая-то особая энергетика, наполнявшая сознание ощущением чего-то мистического и запредельного.
"Капище" притягивало своей таинственной атмосферой и от туда совершенно не хотелось уходить.
Когда я рассказал своему сменщику про пещеры, то тот ничуть не удивился. Сказал, что возле его поселения есть огромная, никем не посещаемая пещера, с подводным озером. Но никто той пещерой не интересуется.
2.Древняя миква.
Если ехать из Тель-Авива в Иерусалим, то при въезде в святой город имеется глубокая расщелина. На её склонах стоят развалины заброшенной арабской деревни Лифта (Нефтоах), оставленной местными жителями во время арабо-израильской войны 1948 года. Говорят, что по ночам на развалинах тусуются "русские" наркоманы. Я много лет проезжал мимо этого места, но только относительно недавно узнал от своего друга Борьки, что там внизу, на глубине расщелины имеется древняя миква, описанная ещё в Библии.
Если спуститься в расщелину, то можно обнаружить, что в складке горы бьёт полноводный источник, называющийся в библейские времена Мей Нефтоах. Вода его, выходя из красивого сабила, падает в просторный водоём, микву. Миква - это вроде бассейна, для ритуального омовения, совершаемого религиозными евреями. Главное условие миквы - это наличие проточной воды. Мы с другом, подготовившись соответствующим образом, предприняли спуск в глубь расщелины.
Миква представляла собой выдолбленный в скалистой породе небольшой водоём, размером примерно 3 на 5 метра. Там плавал, раздевшийся донага дос (ультра-религиозный еврей). Вода была ледяная и
вытекала из щели в скале. Дос пожаловался, что сегодня из пещеры идёт слабый поток и предложил
войти во внутрь и проверить, что там случилось.
Я с энтузиазмом согласился. Но тут Борька вспомнил, что мы забыли прихватить с собой фонарь или свечи, без которых в пещере делать нечего. Заверив Борьку, что мы обойдёмся без освещения, я снял обувь и, ступая по ледяному ручейку, вошёл в пещеру.
Щель была высокая, метра 3 высотой, но довольно узкая. Пройдя с десяток метров я оказался в абсолютной темноте. Видимо, пещера имела изгиб и просвет сзади незаметно исчез. Не имея возможности развернуться в столь узкой щели, мне пришлось пятиться назад. Вскоре сзади вновь появился просвет. Посмотрев вверх я заметил огромных чёрных пауков. Выйдя из пещеры, мы с Борькой стали обследовать близлежащие старые развалины Лифты.
3.Грот царицы Елены.
Следующий раз мы с Борькой предприняли вылазку в арабскую часть Старого города, к Храму Гроба Господня. Борька перешёл в православие и агитировал меня за свою новую веру. В Храме Борька себя чувствовал как рыба в воде. Он не хуже всякого экскурсовода рассказывал мне про различные представленные там конфессии, чудотворные, небесный огонь благодати и проч.
Выйдя из Храма мы поднялись в помещения где размещалась эфиопская конфессия. Сразу в глаза бросалась их бедность. Единственной примечательностью была огромная фреска "Встреча царя Соломона с царицей Савской". Царица Савская особо почитается эфиопами. Они считают, что первый правитель Эфиопии Менелик был сыном царя Соломона и царицы Савской. Эфиопы также считают, что Менелик похитил у своего отца царя Соломона знаменитый еврейский Ковчег Завета, который тайно хранится в одном из эфиопских монастырей. Швырнув несколько шекелей в полупустую тарелку для подаяний мы прошли сквозь "эфиопскую часть" и оказались у Коптского монастыря.
Копты - это потомки египтян. Тех самых, которые создали пирамиды и великую древнюю цивилизацию. После завоевания Египта арабами их осталось очень мало. Копты как и эфиопы являются монофиситами. Т.е. считают, что Иисус Христос - это Бог, а не Человекобог, как верят тому католики и православные. Хотя между обеими группами монофиситов происходят разборки. Они никак не могут поделить землю в Святом городе.
Коптский монастырь был очень красивый и чистый. Внутри сидел монах с благородными чертами лица и читал книгу с какими-то иероглифами. Увидев, что мы пожертвовали его монастырю аж 20 шекелей, он поднялся и предложил пройти за ним. Он открыл невзрачную дверь и предложил зайти вовнутрь. Войдя туда, мы оказались в довольно узком сыром туннеле. Приходилось наклоняться, чтобы не задевать его своды. Вскоре мы вышли в довольно просторный грот, внизу которого находился небольшой водоём. Борька был в не себя от радости. Он говорил, что сколько раз он был в Храме Гроба Господня и его округе ни разу не встречал этот коптский монастырь. Всплеск воды от падающих сверху капель нарушал мёртвую тишину. Выйдя из монастыря мы прочли на его фасаде, что это "купальня царицы Анны". Хотя есть мнение, что настоящая купальня находится в другом месте, у эфиопов.
Но самая интересная из всех пещер - это, конечно, Махпела, которая находится под Хевроном. Это святая святых не только евреев, но и мусульман. Там покоятся останки праотца Авраама(Ибрагима). Но вход в ту пещеру категорически запрещён и лишь единицам удавалось проникнуть туда. Про Махпелу написано очень много, поэтому я решил воздержаться от описания этого интереснейшего места.