Учитель Александр Ефимович : другие произведения.

Cтолетняя война

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К столетию создания боевой группы Ha-Shomer


Cтолетняя война

К столетию создания боевой группы Ha-Shomer

   В этом году исполнилось ровно сто лет со дня создания организации Ha-Shomer - первой еврейской вооруженной группы в Палестине, с которой начинает отсчет военный конфликт, продолжающийся по сей день. Прежде чем продолжить об истории создания этой группы, следует выяснить, о каком конфликте идет речь - конфликт между кем и кем?
   Амнон Рубинштейн и Александр Якобсон в своей книге "Израиль и семья народов" ( ישראל ומשפחת העמים) предприняли титанические усилия для того, чтобы доказать, что еврейская колонизация Палестины не имеет никакого отношения к европейскому колониализму. Для этого авторы дают свое определение европейской колонизации: "направление какой-либо европейской державой в колонии части своего населения с целью улучшить его жизненые условия", - а потом иронически спрашивают, какая же держава отправляла "часть своего населения" в Палестину? Царская Россия? Межвоенная Польша? Нацистская Германия? Авторам при этом почему-то не приходит в голову, что значительная часть других примеров европейской колонизации тоже не подходит под это определение. Кто, к примеру, посылал "отцов пилигримов" - основателей штата Маcсачусетс? Ведь это были пуритане, бежавшие из Англии от религиозных преследований. Таковыми же были и католики, основавшие штат Мэрилэнд, названный ими в честь королевы Мэри, больше известной под нелицеприятным прозвищем Bloody Mary. Никто не посылал никуда и роялистов с осторова Джерси, которые после захвата их осторова войсками парламента отправились за море и основали там штат Нью-Джерси. И так уж заботились об "улучшении жизненых условий" колонистов Россия, отправляя каторжников в Сибирь, Англия - в Австралию, Франция - в Кайену и Новую Каледонию? Израильские правые также очень любят спекулировать на выходцах из арабских стран. К слову сказать, как их в Израиле только не называют, чтобы не произнести ненароком страшного словосочетания "арабские евреи": и сефардами - т. е. выходцами из Испании, хотя последние жили вовсе не в арабских странах, а на Балканах и в Турции, и "восточными евреями", что особенно абсурдно по отношению к выходцам из Магриба, назание которого значит по-арабски "Запад". Правая газета "Макор ришон" недавно поместила фотографию йеменских евреев, вполне арабского вида, с подписью: "Европейские колонизаторы?" Проницательный читатель наверно уже понял куда я клоню, но - нет, я не буду их сравнивать с африканкими рабами завезенными европейцами на Американский материк. А вот сравнивать их с рабочими, завезенными из Индии в английские колонии после отмены рабства, из Индокитая - во французкие колонии, и из Индонезии - в голландские колонии, вполне можно и нужно. По своему этническому составу современный Израиль больше всего походит именно на Новую Kаледонию, где большинство (незначительное) составляют вместе французские колонисты и вьетнамцы, с этими колонистами политически и морально солидарные, а меньшинство (большое) - коренное меланезийское население, стремящееся к независимости.
   Такова одна из составляющих конфликта, но с кем же они встретились, прибыв в Палестину? Никакого палестинского народа тогда не существовало, да существовать не могло: само понятие "народа" было импортировано на Ближний Восток с Запада выпускниками европейских университетов. Понятие это (Volk) было придумано в первой половине 19-го века немецкими романтиками. До них слово "народ" на разных европейских языках значило - "простонародье", в отличие от аристократии. Cлово "нация" (natio от латинского nascere - "родиться") означало раньше "происхождение": например средневековые университеты и монашеские ордена делились на "нации", т. е. землячества. Лишь французкая революция придала этому слову совершенно новое значение: совокупность граждан Республики, связанных "общественным договором" и носителей ее суверенитета. Поэтому немцам и понадобилось другое определение: ведь никакого единого германского государства тогда не существовало.
   На арабском же Востоке господствовало понятие умма исламия, которое под европейским влиянием теперь неправильно переводят как "исламская нация". В действительности оно значит "община покорных", т. е. тех, кто добровольно принял на себя руководство мухаджирун - беглецов из Мекки во главе с пророком. Никаких народов к рамках этой общины не признавалось, дальше шли сразу племена и кланы. Клановая политика господствовала и в арабской Палестине. При этом часть кланов вполне готова была сотрудничать с еврейскими колонистами, например: мусульманский клан Нaшашиби в Иерусалиме, христианский клан Абу-Гош в Иудейских горах, друзский клан Тариф в Галилее. Но сионистское руководство видило в них всех не более чем, платных агентов, и ни о каком равноправном сотрудничестве с его стороны не могло быть и речи.
   Теперь, после этого затянувшегося предисловия, можно вернуться к группе Ha-Shomer. Ее основательницей была Маня Шохат - личность совершенно легендарная. В 1899 г. Мария Владимировна Вильбушевич, как ее тогда звали, вступила в боевую организацию эсэров и была арестована. Ее следовaтелем оказался полковник охранки Сергей Зубатов. Следствие вскоре превратилось в роман, роман - в политическое сотрудничество. При поддержке Охранного Отделения Маня создала Еврейскую Независимую Рабочую Партию, которая стала самой популярной политической партией среди российских евреев. Когда Зубатов поучал своих подчиненых словами: "Вы, господа, должны смотреть на сотрудника, как на любимую женщину, с которой вы находитесь в нелегальной связи. Берегите ее как зеницу ока. Один неосторожный ваш шаг - и вы ее опозорите", - он знал, о чем говорит. Но с назначением Плеве министром Внутренних Дел в 1902 г. ситуация резко изменилась: Плеве не одобрял "полицейского социализма" Зубатова и уволил его в отставку, а самым верным средством борьбы с революцией он считал еврейские погромы. Маня снова связалась со своими друзьями эсэрами для подготовки покушения на Плеве с целью отомстить ему и за Кишиневский погром, и за отставку своего любовника. Когда Маня рассказала об этом Зубатову, тот посоветовал ей как можно скорее покинуть Россию. Маня послушалась и уехала в 1903 г. к брату в Палестину. Об убийстве Плеве она узнала уже там. В 1905 г. в России вспыхнула революция, и Маня, конечно, не могла остаться в стороне: она бросилась в Париж для сбора средств и закупки партии оружия на дело русской революции. С этим оружием Маня прибыла в Одессу, но ее конспиративную квартиру засекла охранка. Агент охранки имел неосторожность сунуться туда в одиночку, и Маня, не долго думая, застрелила его из пистолета. Вот такой боевой девушкой была Маня!
   Вернувшись в Палестину, Маня вышла замуж в 1908 г. за Израиля Шохата и в следующем 1909 г. они вместе основали организацию Ha-Shomer для охраны еврейских поселений. Слово это значит "Страж" или "Охранник", и не звучит ли в нем отголосок названия ведомства Зубатова - Охранное Отделение? Связь с Зубатовым Маня не прервала и продолжала переписываться с ним вплоть до его самоубийства сразу после Февральской революции.
   Хотя один из членов организации Ha-Shomer - Александр Зейд - и удостоился единственной в Израиле конной статуи, до настоящих боев дело тогда не доходило. Первым и последним сражением с участием этой боевой группы стала лишь оборона форта Тель Хай в Верхней Галилее 1-го марта 1920 г. Произошло это следующим образом. 1-го октября 1918 г. Лоуренс Аравийский с эскадроном австралийской легкой кавалерии и с хиджазской конницей принца Фейсала, сына шерифа Мекки, вошел без боя в Дамаск, и сразу же провозгласил там Фейсала "королем всех арабов". 3-го января 1919 г. Фейсал подписал с Хаимом Вейцманом, главой сионистского движения, договор о совместной согласованной позиции на Версальской мирной конференции. Позиция эта заключалась в том, что сионисты обещали поддержать идею "Арабского королевства", включавшего все арабские территории бывшей Османской империи, а Фейсал обещал за это поддержать идею автономного еврейского государства в Палестине (включая Трансиорданию). Договор этот был мертворожденным с самого начала, поскольку оба его участника не знали о секpетном договоре Сайкс-Пико, заключенном еще в 1916 г. между Англией и Францией, о разделе этих самых территорий между ними. По договору Сайкс-Пико Ирак и Палестина доставались Великобритании, а Сирия и Ливан - Франции. Хотя Франция получила формальный мандат на эти страны лишь в апреле 1920 г. на международной конференции в Сан-Ремо, англичане начали вывод своих войск из Сирии и Ливана уже осенью 1919 г., бросив своих арабских союзников на произвол судьбы. Сменившие их французы немедленно распустили все органы местного самоуправления, санкционированные англичанами. Поскольку граница между британской Палестиной и французской Сирией тогда демаркирована еще не была, англичане ушли и из Верхней Галилеи, где находилось несколько еврейских поселений.
   Сопротивление местного арабского населения началось почти сразу, и вылилось во всеобщее восстание 1-го марта 1920 г. Во главе вооруженных сил повстанцев встал Иззаддин эль-Касам, тот самый Иззаддин эль-Касам, в честь которого названа боевая организация движения Хамас и самодельные ракеты, которыми она долгое время обстреливала израильский город Сдерот. Был он личностью не менее легендарной, чем Маня Шохат. Свою военную карьеру Иззаддин эль-Касам начал в Триполитании (совр. Ливия) во время Итало-турецкой войны 1911, где он сражался на стороне турок. После поражения Сирийского восстания он бежал в Хайфу, где основал партию Истиклаль ("Независимомть") и ее боевую организацию "Черная Рука". Он погиб в стычке с английской полицией в 1935 г. в самый канун Арабского восстания 1936 г., которое он усиленно готовил. Так получилось, что Иззаддин эль-Касам успел повоевать сразу против трех европейских колониальных держав: Италии, Франции и Англии.
   В первый же день восстания во внутренний двор форта Тель Хай въехала группа арабских всадников, которые потребовали от бойцов Ha-Shomer выдать им французских офицеров, якобы нашедших там убежище. Комендант форта, Иосиф Трумпельдор начал, спускаясь по лестнице с верхней галереи, убеждать их, что никаких французских офицеров в Тель Хае нет. В этот момент кто-то (по всей видимости, те самые несуществующие французские офицеры) открыл огонь с верхней галереи. Арабы выстрелили в упор в Трумпельдора, вскочили на коней и ускакали, совершенно в каноническом стиле Вестерна. Вскоре они вернулись с большим подкреплением. Защитники Тель Хая, поняв, что форта им не удержать, покинули его и с боем прорвались в соседнее еврейское поселение.
   Французы разгромили повстанцев в сражении при Майсалун 23 июля 1920 г. и подавили восстание в Сирии, но до Верхней Галилеи руки у них не дошли. Вместо того, чтобы послать и туда войска, французы просто передали эту территорию под британский мандат, обменяв ее на южный Ливан к югу от реки Литани. В Израиле любят обсуждать, каковы были последние слова Трумпельдора: "Хорошо умереть за свою страну" ( טוב למות בעד ארצנו), или же что-то матерное по-русски. Эта нелепая дискуссия лишь затемняет настоящие вопросы, которые израильская национальная мифология упорно замалчивает: за какую точно "страну" погиб Трумпельдор? Чего добился Иззаддин эль-Касам? Ведь единственным результатом победы арабских повстанцев в Верхней Галилее стало то, что эта территория вошла не в состав Сирии, а в состав подмандатной Палестины, а через нее - в состав "суверенного Израиля" в границах 1948 г.
   После падения Тель Хая Ha-Shomer был расформирован, а его бойцы влились в ряды гораздо более массовой милиции еврейских поселенцев - Hagana ("Оборона"), имя которой до сих пор составляет часть официального названия израильской армии - Zva Hagana le-Israel ("Армия Обороны Израиля"). К чести Мани Шохат надо заметить, что она со своим боевым прошлым лучше других понимала, к чему ведет военная котфронтация между еврейскими колонистами и арабским населением, и вступила в 30-е года в "Союз Мира" (Брит Шалом), ставившего целью создание двунационального государства в Палестине. Из героини Маня немедленно превратилась в предательницу и умерла в 1961 г. в полном забвении. Иззаддин эль-Касам даже в могиле не нашел покоя: он похоронен на мусульманском кладбище деревни Балад-аш-Шейх, ставшей после изгнания ее арабского населения пригородом Хайфы - Нешер, и там израильские патриоты (идиоты?) регулярно оскверняют его могилу.
   Очень хочется надеяться, хотя я слабо в это верю, что к столетию падения Тель Хая израильско-арабскаий конфликт наконец завершится миром. Только тогда Маня Шохат и Иззаддин эль-Касам займут подобающее им место в нашей общей исторической памяти.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"