Кубарь - кубрик, жилая комната в курсантском общежитии.
Наибольшая вместимость кубаря была на первом курсе - 14 карасей. Впоследствии все были расселены по более компактным кубарям, вместимостью в 4, а то и 3 курсанта.
Кубарь в идеале должен поражать, прямо-таки резать глаз своей чистотой и порядком. Обстановка в кубаре - сугубо аскетичная. Помимо коек, стола, стульев из мебели допустимо наличие рундуков - встроенных шкафов, где курсанты хранят свои личные вещи - барахлишко всякого рода, включая учебники, тетради, бельишко, спортивную форму, предметы гигиены, и прочее. Какие-либо громоздкие вещи, не подходящие по сезону, - шинели, бушлаты, и прочее, - должны храниться в баталерке (своеобразном складском помещении роты).
Какой-либо харч хранить в рундуке воспрещалось. Однако макаровцы, конечно же, хранили. Особенно - чай, сахар, масло, хлеб. Почему бы не побаловать себя перед отходом ко сну свежезаваренным грузинским чайком?.. Ну а если удавалось достать индийский, тот самый, со слоном, то и вовсе - симфония, или, как говорил Горбачёв, "пир духа..."
На первом курсе встроенных рундуков не было. Их заменяли обыкновенные полированные платяные шкафы. На первом курсе ещё и назначался старший по кубрику, ответственный за порядок. В 14-местном кубрике первой группы таковым был карась Деревянный.
А на пятом курсе оборзевшие в корягу курсанты УМТ стали - неслыханное для закрытой системы дело - врезать в двери замки. Многие дежурные офицеры дивились этому новшеству, но, следует отдать должное, до скандала конфликт не доводили. Так, побурчат для порядку - и уходят...
- Так ведь, товарищ капитан третьего ранга, - объяснял однажды Мурло, бывший старшиной, - ещё сам Карамзин обозначил суть происходящего в России одним словом - "воруют-с"... Согласитесь, очень обидно нам, пятакам, быть обворованными перед самим выпуском...
И анекдотик в тему:
"- Во время сдачи оргпериода проверяющий офицер:
- ... И сотрите с двери кубрика старшины нецензурное слово.
- Это его фамилия.
- Он что, там со всеми родственниками живет? У него вся дверь исписана...".
Курсант
Курсант - студент ЛВИМУ.
Существует фольклорная расшифровка сего звания: "Колоссально-Универсальная Рабочая Сила, Абсолютно Не Желающая Трудиться".
Стойкое отвращение к физическому труду возникает у курсанта Макаровки именно на первом курсе, когда его, сирого карася, буквально все стремятся припахать. Впоследствии всякий уважающий себя курсант железобетонно убеждён, что работа облагораживает человека, а безделье делает его счастливым!..
Возникшее на первом курсе отвращение к физическому труду развивает у курсантов такие качества как изворотливость, хитрость, упование на Шару (о Шаре разговор попозже - Авт.).
Вместе с тем, несмотря на всю изворотливость любого курсанта закрытой системы можно сравнить с оранжерейным цветком. Ещё бы - накормят, напоят, спать уложат... Да вдобавок не надо думать, в какой рубашке следует идти завтра на лекции... Обыкновенный советский студент даст приличную фору курсанту в науке выживаемости. Студент - это куст подзаборной крапивы, курсант - цветок орхидеи...
Неслучайно питерские караси так дивились россказням Быка, который живописно вещал про "яичницу пэтэушников" - это когда ломтик чёрного хлеба густо посыпают сигаретным пеплом. Действительно, по вкусу смахивает на яичницу...
И вообще, как говорил великий и мудрый философ-самоучка Иосиф Дицген, курсант - это факт, ещё не состоявшийся окончательно, склонный к различным метаморфозам.
Полагаю, здесь будет уместна цитата из поэмы неизвестного автора "Про ЛВИМУ":
- В наши дни, в век компьютеризации и покорения космического пространства, в ЛВИМУ должна быть машина для чистки картофеля!
- Конечно, ты и представляешь её последнюю модель, - ответил старшина".
Железобетонная справедливость военморов
Каждый курсант Макаровки чётко знает, и не единожды на собственной шкуре испытал, что такое суточный наряд.
Наряд - это один из стержней повседневного существования закрытой системы.
Но одно дело попасть в наряд в будни, и даже в выходной день, и совсем другой коленкор - в праздники. Особенно - на Новый год, когда у подавляющего большинства курсантов на этот вечер и, конено же, ночь, - такие упоительные планы...
В роте УМТ набора 81-го года, как правило, праздничные наряды отрабатывали залётчики, то бишь злостные нарушители дисциплины.
Полагаю, что это было неправильно. Почему-то не прижилась в Макаровке традиция тех же военморов. У них праздничный наряд элементарно выкупался.
Выглядело это следующим образом. Каждый из курсантов клал в шапку рубль, и эта процедура шла по кругу. То есть, когда доходило до первого вкладчика, тот мог бы взять собранную сумму и заступить в наряд. Ежели ему никак нельзя было пропустить эту новогоднюю ночь, то первый вновь клал рубль в шапку - и круг продолжался до того момента, когда кто-то не соблазнялся деньгами.
И анекдотик в тему:
"Запись в медицинской карточке курсанта: "Психических заболеваний не обнаружено. Просто дурак".
Кэп
Кэп - ротный командир.
Курсантам УМТ набора 1981-го года тянуть служебную лямку довелось с тремя кэпами. Как уже сообщалось ранее, основным кэпом был Ходя.
Первым - командир объединённых 11Б и 11Э роты кап-три Голубов. На третьем курсе случился ещё краткий "служебный роман" с кап-три Козловым, командиром роты арктиков-погодков.
На мой взгляд, здесь будет уместен отрывок из поэмы неизвестного автора "Про ЛВИМУ":
"Их туча здесь, под крышей ЛВИМУ,
Больших и малых командиров.
К одним наш путь души открыт,
К другим - презрительнейший вид.
Кого толпа не замечает,
Она их просто презирает.
Кому-то жаждает слегка
Послать кирпич извысока...".
Так вот, следуя за игривым пером поэта, можно утверждать, что отцов-командиров у курсантов УМТ-81 не было. В Голубове, на мой взгляд, несмотря на всю его внешнюю суровость, всё же нечто человеческое было. Однако под его началом рота провела слишком мало времени - всего несколько первых месяцев.
Арктики утверждали, что вполне вменяемым командиром был Козлов. С ним можно было поговорить по душам, и даже - неслыханное дело - выпить совместно рюмку-другую. Кап-три Козлов мог даже, например, отпустить курсанта на неделю-другую в непредусмотренный никакими уставами отпуск...
Однако курсантам УМТ-81 также вследствие краткости совместного времяпровождения не довелось в полной мере насладиться этими прекрасными душевными качествами кэпа Козлова.
Афоризмы Голубова:
- Гальюн - это лицо роты.
- Эти единообразно заправленные кровати вы будете любить следующие пять лет.
Афоризмы Козлова:
- Я ничего не помню, но у меня все записано.
- Театры лечат разгильдяйство.
И анекдотик в тему:
"Собрал ротный командир старшин, взял прутик, согнул и сломал. Потом взял пучок - гнул его по-всякому, ломал, но не сломались прутики.
- Мораль к тому, что нужно всем держаться вместе? - товарищ капитан третьего ранга? - спросил старшина роты.
- Мораль, - говорит кап-три, - такая: если надо кого нагнуть, то лучше сразу всю роту... Никто не сломается и никто не отчислится"...
Лапа
Лапа - выгодное знакомство, родство.
Об этом полезном социальном явлении подробно говорилось в главке "О классификации курсантского материала" (подраздел "Блатники").
Следует, пожалуй, пояснить, что лапа - более широкое понятие нежели блат. Лапой может оказаться не только родственник, но даже совершенно случайный знакомый. Главное - уметь воспользоваться лапой.
Как говорил великий философ-самоучка Иосиф Дицген: "Главное в нашей жизни - найти спонсора...".
И анекдотик в тему:
"Жизнь подобна движению собак в упряжке: если ты не лидер, то пейзаж перед тобой никогда не изменится...".
Караси и секс
Данную главку мне хочется начать с анекдотика, ибо, на мой взгляд, он здорово иллюстрирует данную немаловажную тему.
Итак, социологи задают представителям разных социальных групп один вопрос: "Какие ассоциации вызывает у Вас кирпич?.."
- Дом, - отвечает инженер-строитель.
- Почему именно дом?..
- Кирпич - основа дома.
- Рубль, - отвечает студент.
- Обоснуйте...
- Я летом работал в стройотряде. Сколько положишь кирпичей - столько получишь рублей...
- Влагалище... - отвечает курсант.
- Хм, странно... Почему такая необычная ассоциация?..
- А я об этом всё время думаю...
Всякий добропорядочный карась озабочен половым вопросом. Способствует этому некоторая изоляция от общества, бывшая в Стрельне. Увольнение полагалось раз в неделю. Всё остальное время приходилось жить без непосредственного, пусть даже лишь платонического контакта с женским полом. Преподаватели и обслуживающий персонал в расчёт не шли.
Излишняя сексуальная озабоченность у курсантов Макаровки наблюдается лишь во время учёбы на Общеинженерном факультете в Стрельне, то есть два года в Стрельне. В Стрельне дело доходило до следующего. Когда какой-нибудь курсант возвращался из увольнения либо самоволки, то товарищ его сразу же приставал:
- Как отдохнул?..
- Нормально...
- Было соитие?..
- Нет, - разводя руками, нехотя признавался курсант.
- Ну, разве ж это отдых.., - разочарованно тянул корешок...
На старших курсах это всесокрушающее сексуальное цунами плавно трансформируется в степенное течение реки - этакий Тихий Дон... Вдобавок к этому времени многие курсанты уже окольцованы, то есть женятся, и соответственно проблема секса в значительной части теряет для них злободневность... Тем не менее, дорогим девушкам следует чётко помнить - если вы потеряли сознание, рядом обязательно найдется курсант, кто потеряет совесть...
Как утверждал великий и мудрый философ-самоучка Иосиф Дицген, курсанты делятся на сексуальное большинство, сексуальное меньшинство, сексуальное ничтожество.
Здесь усматривается удобная лазейка для упоминания о курсантах, скажем так, нетрадиционной ориентации...
Были ли таковые в роте УМТ-81?..
Если верить науке, глубоко погрузившейся в эту щемящую тему, в обществе насчитывается от 4 до 7 процентов гомосексуалистов. Это - среднестатистическая величина. То есть, исходя из численности курсантов в роте УМТ в 50 персон, можно среднестатистически предположить, что два персонажа являются нетрадиционно ориентированными...
Автор лично таких не знает. Как говорится, свечку не держал... Хотя, может, кто-то и знает... Взять хотя бы гораздо более информированных в теме пола членов Лиги сексуальных реформ, возглавляемых курсантом Чаном...
На этом волнующая и обширная тема секса в нашем повествовании не завершается. Вернёмся к ней, пробуя порассуждать на тему специфического явления, наименованном Теоретиком как "Грифизм".
И три анекдотика в тему:
"- Женщины - это такая прелесть. Что у нас, курсантов УМТ, на уме, то у них - везде!..".
"- Я - курсант УМТ! Жена моего друга, особенно если он тоже курсант УМТ, - для меня не женщина!..
Но если она хорошенькая, он мне не друг!"..
"- Всем курсантам УМТ очень понравился малоизвестный закон физики: "Сопротивление проводника, как правило, гораздо больше сопротивления проводницы".
Лапша
Лапша - явная ложь.
О том, как нужно говорить неправду в любой закрытой системе, уже говорилось ранее в одной из главок "Записок на гюйсах".
Как говорится, вешать лапшу на уши товарищам-курсантам - чревато. Рано или поздно эта явная ложь неизбежно раскроется. И тогда мастер лапши очутится в незавидной роли постоянного объекта насмешек и даже жёсткого стёба.
Так, например, один из карасей по каким-то соображениям стал заливать товарищам, будто бы он входит в "крутую банду", ездит на мотоцикле, надев сапожки с "мощными каблуками"...
- Тут недавно пришлось поучить одного зарвавшегося лопуха, - небрежно вещал карась затаившим дыхание товарищам. - Ну, корешки мои сбили его на асфальт, и тут подъехал я... Поставил свой мотоцикл и прыгнул лопуху прямо на почки... А у меня на сапожках - очень мощный каблук... Тут его так и разогнуло...
На несчастье сего виртуоза лапши среди слушателей оказался карась Буслак, обладатель языка без костей, который молниеносно разнёс байку про мощный каблук по всей роте...
В итоге легкомысленному карасю-рассказчику, накрытому волной стёба, пришлось замкнуться, уйти в себя...
Лапшу в первые недели службы удачно навесил старшине Старичку и карась Паштет, на голубом глазу заявивший, что ему срочно требуется увольнение, поскольку у него... только что родился сын... Уверовавший Старичок карася отпустил, но обман, конечно же, скоро раскрылся...
И анекдотик в тему:
"Курсант УМТ делится с приятелем:
- У одной моей знакомой грудь 43-го размера!
- Да ладно врать-то!
- Честное слово! Ботинком мерил!"
Лаушник
Лаушник - курсант Ленинградского арктического училища (ЛАУ).
ЛАУ располагалось в Стрельне рядом с Макаровкой в бывшем императорском дворце. Сейчас - это так называемая морская резиденция Путина.
ЛАУ - среднее училище, по-граждански - техникум.
Видимо, поэтому курсанты Макаровки относились к лаушникам слегка пренебрежительно. Те также платили взаимностью.
Среди лаушников почему-то было немало парней, отслуживших срочную и не один год отходивших в море. Поэтому они естественно считали макаровское пренебрежение слегка оскорбительным.
Лаушники своей вотчиной считали стрельнинское торгово-кулинарное училище, называемое в курсантской среде ЦПХ. То самое, чьё название расшифровывается неприлично, кхм...
Поэтому макаровского карася, вздумавшего проводить девчонку в общежитие ЦПХ, как правило ждали неприятности в виде неприязненного отношения от лаушников.
В общем, в лучшем случае отношения лаушников с макаровцами можно назвать мирным сосуществованием.
И анекдотик в тему:
"- Как отличить левую ногу от правой? - спросил курсанта ЛАУ преподаватель на экзамене.
- На левой ноге большой палец справа...".
Маглыш
Признаться, колебался, стоит ли браться за эту главку.
Но, как говорится, из песни слова не выкинешь.
Маглыш - это курсант 11Б роты, внутри которой начинали свою учёбу в ЛВИМУ и курсанты 11Э роты, то бишь набор УМТ 1981 года.
Фамилия эта стала широко известна всему Общеинженерному факультету буквально через несколько месяцев первого курса.
Оказалось, что данный курсант был пойман в увольнении с поличным - якобы он насиловал маленьких девочек, либо же, выражаясь казённо, "совершал иные развратные действия". То есть, оказался педофилом...
И в 11Б роте даже проводились соответствующие следственные действия. Всех курсантов роты построили, и очевидцы прошлись мимо строя, вглядываясь в такие похожие на первый взгляд лица карасей. И педофил Маглыш был изобличён, а вскорости исчез из системы...
Его имя стало даже нарицательным. При удобном случае курсанты говорили: "Чего ты возбудился, как Маглыш при виде пионерки...".
ЛВИМУ
ЛВИМУ - собственно, выражаясь студенческим языком, альма-матер. Официальное и полное название - Ленинградское ордена Октябрьской Революции высшее инженерное морское училище имени адмирала Степана Осиповича Макарова.
Существует расшифровка: "Литр Водки И Можно Учиться".
Недавно подсказали ещё одну расшифровку: "Любят Выпить И Могут Удовлетворить".
Пожалуй, на этом и закруглимся. Любой желающий может найти массу официальной информации об ЛВИМУ в интернете.
Как говорил великий и мудрый философ-самоучка Иосиф Дицген: "Пребывание в закрытой системе в период созревания полезно для мужского организма"...
И анекдотик в тему:
"- Хорошего курсанта ЛВИМУ даже если и пошлёшь иной раз сгоряча, так тут же счастливого пути пожелаешь...".
Ликбез
Ликбезом курсанты называли Общеинжерный факультет, базировавшийся на Стрельне (ОИФ).
У ликбеза был даже свой глава - начальник ОИФа Захаров. Однако, самым страшным начальником для карасей был глава ОРСО Стрельны - неоднократно уже упомянутый капитан второго ранга Купер.
Смысл ликбеза - получение курсантами основ инженерного образования. Поэтому в учебной программе ОИФа была масса предметов, впоследствии так и не пригодившихся будущим морским инженерам.
Пожалуй, будет уместно привести парочку отрывков из поэмы неизвестного автора "Про ЛВИМУ":
"Нельзя забыть здесь педагогов,
Людей и строгих и нестрогих.
Кто, руководствуясь программой,
Нам в головы вбивает рьяно
Пуды познанья - всё подряд.
"Вы инженеры", - говорят.
Толпа не спорит: "Что ж, давай,
Раз интегралы, то валяй.
Давай побольше интегралов,
И всяких там дифференциалов.
Без них нам всем идти ко дну,
Давай, трави, а я вздремну".
И следующий:
"Здесь лектор, свой читая курс,
Всё выгибает на свой вкус.
Ты узнаёшь: для судовода
Важней всего вещей природа.
"Чтоб лучше судно разгружать,
Вам нужно химию узнать
В объёме ВУЗа непременно".
И вот вбивают, как в полено,
Про углерод и кислород,
И даже сероводород"...
Афоризмы Купера:
- Каждый курсант должен быть либо поощрён, либо наказан.
- Режут обычно только пьяных курсантов.
И анекдотик в тему:
"- На экзамене по высшей математике:
- Товарищ курсант, что такое точка?
- Точка, товарищ преподаватель, - это длинная прямая линия, если смотреть ей прямо в торец".
"Таллин"
Диско-бар "Таллин", расположенный на пустыре возле станции метро "Автово" некоторое время был излюбленным местом отдыха многих карасей УМТ.
Отчасти здесь усматривается некоторая символика, поскольку через долгие четыре года практически половина выпускников 65-й роты выберет себе на распределении именно Новоталлинский порт...
Чтобы попасть внутрь, приходилось отстоять очередь длиной как минимум полчаса. В "Таллине" была по тем временам неплохая дискотека. В смысле выпивки караси УМТ предпочитали заказывать коктейли по 1,80-2,20 рублей за стакан. Как и положено - с соломинкой.
Удивительно, но этого стакана запросто хватало на целый вечер!..
"Таллин" был спокойным баром. Находясь здесь, можно было не опасаться неприятных заводок. Девчонки, посещавшие "Таллин" благосклонно смотрели на нарукавную курсовку с алым вымпелом краткой и ёмкой надписью "ЛВИМУ".
Автору до сих пор памятна милая девочка, и упоительно долгий медленный танец с ней, и раскатистый, проваливающийся в бесконечность голос Барбары Стрейзанд, поющей о "женщине в любви"...
Однажды в баре "Таллин" курсантов Быка и Белого пригласил за свой столик какой-то молодой мужик лет тридцати.
- Парни, позвольте вас угостить...
Хм, какой курсант откажется от дармовой выпивки?..
Вскоре оказалось, что щедрый мужик - выпускник Макаровки, механик, работает на ролкере "Механик Тарасов", завтра уходит в рейс...
И вот прошло недели две - и во всём мире узнали о том, что "Механик Тарасов" затонул во время шторма в Северной Атлантике...
Для всего без преувеличения Союза это было настоящей трагедией. Это потом будут и "Адмирал Нахимов" в Новороссийске, и Чернобыль, и ряд других знаковых катастроф. Но тогда, на исходе зимы 1982 года, гибель "Механика Тарасова" была шоком...
Вот что сообщается об этом в "Википедии".
"Механик Тарасов"
Теплоход "Механик Тарасов" был построен на верфи в Финляндии по отечественному проекту и считался современным для данного класса судном, хотя специалисты были не полностью уверены в его мореходных качествах: корпус судна имел широкую корму, очень высокие борта и широкие "развесистые" носовые скулы. Такая форма даже при умеренном волнении на море способствует интенсивной килевой качке.
В последний рейс теплоход вышел из канадского порта Три-Риверс курсом на Гамбург несмотря на предупреждение синоптиков о надвигающемся шторме. Далее судно должно было следовать в Ленинград.
Первые тревожные вести с судна пришли в Балтийское морское пароходство (БМП) уже 13 февраля 1982 года. Сообщалось, что "Механик Тарасов" получил постоянный крен. В условиях сильнейшего шторма, бушевавшего над Атлантикой, это обстоятельство могло привести к серьёзным осложнениям. "Тарасов" вёз из Канады рулоны газетной бумаги и контейнеры. Незамедлительно была создана комиссия по спасению теплохода. Её председателем назначили заместителя начальника по безопасности мореплавания БМП Геннадия Чистова. Было высказано предположение, что крен возник в результате смещения груза. Капитан судна Анатолий Былкин принял решение заполнить забортной водой балластный танк с противоположной крену стороны. Время шло, насосы работали, но крен судна не уменьшался, а увеличивался. С большим запозданием было установлено, что сорвавшийся с креплений тяжелый контейнер пробил стенку балластной цистерны, и вода, закачиваемая в неё, выливалась в трюм, усугубляя ситуацию. Когда причина странного поведения теплохода была выяснена, Былкин приказал включить помпу, чтобы откачать воду из трюма.
Но намокшая бумага быстро забивала входные фильтры помпы, затрудняя процесс откачки воды. В это время огромные волны сбили две колонны трюмных вентиляторов, расположенных на носу судна. В палубе образовались две огромные дыры, куда с каждой новой волной стали заливаться сотни тонн воды. Ситуация становилась критической. Крен теплохода уже превышал 35 градусов, а носовая часть быстро погружалась в воду.
В этот день 15 февраля в тяжёлом положении оказались не только советские моряки. Американская нефтяная платформа "Оушн Рейнджер", находящаяся в том же районе, под напором стихии получила опасный крен, и была вынуждена подать SOS. Но идти на помощь американцам в такой ситуации было бы настоящим безумием.
Несмотря на то что "Механику Тарасову" самому было пора подавать SOS на международной волне, капитан Былкин решил этого не делать. Он ограничился лишь радиограммой в пароходство с просьбой о помощи. Из советских судов ближе всех к месту аварии находился калининградский большой морозильный рыболовный траулер КБ-0244 "Иван Дворский". Тут же полным ходом он пошёл на встречу "Механику Тарасову". Но их разделяло 100 морских миль или, учитывая штормовую погоду, 14 часов ходу.
В это время к "Механику Тарасову" подошло фарерское рыболовное судно "Сигурфари". Капитан Миччял Ольсен впоследствии вспоминал: "Было темно, шёл снег, и ничего не было видно вокруг. Мы пошли против ветра и вскоре на экране радара на расстоянии 7-8 миль обнаружили крупное судно. Когда подошли ближе и связались с ним по радиотелефону, нам ответили: "Мы русские. К нам идёт спасательное судно".
Видя аварийное состояние "Тарасова", капитан Ольсен решил остаться поблизости, полагая, что его помощь ещё может понадобиться. Так и случилось. Когда Ольсен увидел, что у "Механика Тарасова" волнами оторвало шлюпку, он вновь вышел на связь и спросил: "Есть ли там люди?" Ему ответили: "Все пока на борту".
Отказался советский капитан и от помощи пилотов канадских вертолётов, которые также откликнулись на призыв о помощи. Они кружили над теплоходом до самого последнего момента, пока корабль не затонул, а позднее координировали спасательную операцию, которую вели моряки с "Сигурфари". А вот сами лётчики уже не могли оказать реальной помощи. Их спасательное оборудование позволяло проводить эвакуацию с борта, но не из штормового моря.
В последний момент, когда судно вот-вот должно было уйти под воду, к нему подошёл рыболовный траулер "Иван Дворский", но оказать помощь он не смог. Ночью 16 февраля 1982 года "Механик Тарасов" перевернулся и ушёл под воду. Вытащить тонущего человека на высокие борта траулера оказалось делом невозможным. Моряки "Ивана Дворского" смогли поднять только одного человека, который потом умер от переохлаждения.
Фарерцам же удалось поднять на борт девятерых советских моряков. Их растирали спиртом, укутывали в тёплую одежду. Но спасти удалось только пятерых. Остальные члены экипажа "Механика Тарасова" погибли от переохлаждения.
Особенно запомнилось капитану "Сигурфари", что кто-то из советских моряков продолжал говорить по радиотелефону в то время, когда судно уходило под воду. "У нас не было магнитофона, чтобы записать его речь. Мы не знаем, кто это был, и что он говорил". С тех пор Ольсена мучает вопрос: что же передавал тот русский моряк перед смертью?.."
Липа
Липа - выпускной диплом ЛВИМУ.
Может быть, толпа здесь несколько сгустила краски, но отчасти с этим можно согласиться.
Автор признаётся через много лет, что с целью выйти на положительный результат, то есть доказать рентабельность применяемой технологии доставки грузов на необорудованные побережья Арктики, намеренно подгонял расчёты в своей дипломной работе. Ведь была установка доказать полезность "новшеств", предлагаемых автором в дипломе.
Ну и как после этого не называть выпускную дипломную работу липой?..
Подробнее о работе над выпускным дипломом следует читать в разделе о пятом курсе.
Ибо, как говорил великий и мудрый философ-самоучка Иосиф Дицген: "Что такое хороший диплом? Тот, который переписать - не грех".
И анекдотик в тему:
"- Курсант УМТ никак не может убедить руководителя своего диплома в правильности расчётов.
Отчаявшись, достаёт из дипломата бутылку "Столичной", предлагая со вздохом:
- Товарищ преподаватель, может, по рюмочке?..
- Отчего же...
После третьей рюмки курсант блаженно вздыхает:
- Эх, хорошо же...
- А с огурчиком было бы - "отлично"...
Маклак
Маклак - спекулянт. В более широком смысле - мелкий торговец.
Словечко в торговом флоте СССР применялось преимущественно ко владельцам и торговцам всякого рода крохотных лавчонок в портовых городах Запада. Многие маклаки - евреем, греки, поляки по национальности - свободно болтали по-русски. Так что советскому моряку отовариться у маклака было комфортно.
Подробнее о маклаках в главках о заграничной плавпрактике курсантов УМТ.