Украинский Александр Иванович : другие произведения.

В чужом пиру похмелье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


В ЧУЖОМ ПИРУ ПОХМЕЛЬЕ

(размышления, вызванные фильмом Андрея Смирнова "Жила-была одна баба")

   Это небольшой сериал (всего пять серий) о нашей деревне 10-х и начала 20-х годов прошлого XX-го века.
   Ужас и отчаяние, причём в сверхконцентрированном и беспросветном виде. Такое впечатление дополнительно усиливается картинами деревенского быта и блестящей игрой артистов. Ясно, не обошлось без гиперболы,1 на что авторы фильма, безусловно, имели право. И всё же...
   Хотя по-настоящему страшные сцены есть и в тех частях фильма, где рассказывается о дореволюционной жизни его персонажей, основной "удар по мозгам"2 зрители получают, когда речь заходит о 1919-20-м годах - времени свирепствования в деревне с о в е т с к о й продразвёрстки.
   Примечание 1
   Я считал продразвёрстку изобретением Советской власти, элементом политики "военного коммунизма".3 Как теперь выяснилось, ошибочно. И подробности о называемой этим словом системе государственных продовольственных заготовок стоят того, чтобы привести их здесь (см. "Продразвёрстка - Википедия"):
   "Продразвёрстка (сокращение от словосочетания  продовольственная развёрстка) - политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых (хлеб) и других продуктов в  Российской Империи  (РИ), Российской Республике  (РР) и РСФСР, проводившаяся в период с 1916 по 1921 год. Начало продразвёрстки было положено правительством  Российской Империи  в ноябре (декабре) 1916 года и продолжено Временным (в виде "хлебной монополии"), а затем и Советским правительством.
   C введением продразвёрстки в Российской Империи сохранялась ранее действовавшая система государственных закупок на свободном рынке. В связи с низким поступлением хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке 25 марта (7 апреля1917 года Временное правительство ввело "хлебную монополию", предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба государству за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды.
   "Хлебная монополия" была подтверждена Декретом Совета народных комиссаров  от 9 мая 1918 года. Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года "продовольственной диктатуры". Продразвёрстка стала частью политики "военного коммунизма" и производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной ("развёрстанной") норме продукта и государственным ценам.
   Методы, применявшиеся Советской властью при заготовках в период продовольственной диктатуры, вызывали рост крестьянского недовольства, переходившего в вооружённые выступления крестьян. 21 марта 1921 года продразвёрстка была заменена продналогом, что положило начало переходу к новой экономической политике".
   Страдая некоторой амбициозностью, я в своих сочинениях рискую не только указывать на факты и задавать проблемные вопросы, но и соответственно комментировать и отвечать на них, конечно в силу своего разумения. При этом предлагаю исключительно п р о с т ы е объяснения, подстрекаемый утверждением, что "всё гениальное - просто", а также известными стихотворными строчками:
   "По несчастью или к счастью,
   Истина п р о с т а... (выделено мной - А.У.)".
   Виновниками бед, показанных в фильме "Жила-была одна баба", как и вообще в с е х людских бед, являются живущие в нас бесы. В большинстве - бесы потребительства, а в некоторых - бесы-соблазнители. Носители последних и сами становятся злостными тварями, по сути тоже бесами только в человечьем обличии. Это они своими благими намерениями мостят дорогу, ведущую в ад, и сбивают с панталыку страстными речами простых людей, будучи уверенными, что жизнь может быть (и её можно сделать) лучше. Если бы их племя жило где-нибудь компактно и отдельно от остального человечества! Но увы, оно рассеяно по всей земле.
   Впрочем, есть народы, правда, только первобытные, в среде которых носители бесов-соблазнителей или не родятся, или общество какими-то мерами не даёт этим бесам возможности действовать.
   Материалисты, не верящие в бесов, могут рассматривать их применительно к данным моим рассуждениям м е т а ф о р о й паталогических генетических особенностей цивилизованного человека. Эти особенности появились "во время оно" в популяции предков современного человечества4 в результате генной мутации, придавшей людям свойство неудовлетворённости существующим и имеющимся. Именно тогда к естественному и, значит, экологичному э в о л ю ц и о н н о м у развитию добавился противоестественный р у к о т в о р н ы й не экологичный процесс, который мы самонадеянно называем прогрессом. Нечего и говорить, что в отличие от эволюции, не наносящей вреда природе, прогресс её губит, причём не только земной мир, но и человека - его организм и личность, тело и душу. Если мифический Кронос поедал собственных детей, то прогресс уничтожает своего родителя. И пусть не обманут нас высокие показатели продолжительности жизни современного человека. По здоровью мы уступаем людям прошлого. Даже в нестаром возрасте не обходимся без таблеток, а у пожилых лекарства стали обязательной частью р а ц и о н а.
   В фильме, о котором мы говорим, продотрядовцы (исполнители продразвёрстки) в ответ на мольбы крестьян не отбирать у них хлеб хотя бы из жалости к детям, напоминают о голодающих горожанах, у которых, мол, тоже есть дети. И это была правда. Однако если бы авторы фильма параллельно с деревней показали, к примеру, Петроград 19-го года, кого бы зрители пожалели больше - крестьян или рабочих? Я всё равно отдал бы своё чувство жалости крестьянам. Как ни жестоко это звучит, но горожанам поделом, их страдания - расплата за грех предков, отказавшихся от жизни на земле её плодами, хотя и достающимися тяжёлым трудом. Соблазнившихся приманками фабричной работы (не говоря уже о конторской службе) с нормированным рабочим днём и твёрдой зарплатой, не зависящей от капризов природы, а также условиями городской жизни.
   Так и что? Назад в деревню к сохе и серпу? Этот вопрос лишь сейчас кажется смешным. А ну как придёт время, когда люди и рады будут начать всё сначала, да на засранной ими (нами) Земле уже не смогут? Останется одно - лететь на другие планеты, чтобы засрать и их.
   Путь к звёздам, так влекущим подстрекаемых бесами самозваных радетелей человечества, проходит через тернии. Вот они реальны, тогда как звёзды недостижимы, подобно миражу или горизонту. "За далью - даль" и больше ничего.
   Примечание 2
   Например, народ Израиля познал на собственном опыте, что значит предпочесть журавля в небе синице в руках. Сорокалетние мытарства в пустыне, смерть всех, исшедших из Египта, кому перед началом этого марафона было больше двадцати лет,5 - высокая цена за возможность попасть в Землю Обетованную. А ведь в отличие от "Вавилонского плена", куда евреи попали не по своей воле, в Египет род Иакова-Израиля - их прародителя переселился из Ханаана добровольно, спасаясь от голода.6 В новозаветные времена туда же бежали Иосиф с Марией и младенцем-Христом.7 Как видим, Египет для евреев был, выражаясь современным языком, "запасным аэродромом".
   Притеснениям народа Израиля со стороны фараона, о чём сказано в Библии, тоже есть объяснение: он испугался роста численности евреев. Читаем: "... сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та".8 Стало быть, совсем не плохо чувствовали себя пришельцы в чужом краю, и если бы они не забыли, что являются г о с т я м и в приютившей их стране и вели себя соответственно, то могли бы благополучно продолжать жить в Египте. Но даже в условиях геноцида евреи не сами задумали вернуться на родину. Они лишь "стенали ... от работы и вопияли".9 Избавить их от страданий решил Бог, причём вместо того, чтобы приструнить жестокого фараона, Он предпочёл сдвинуть с насиженного места целый народ, живший там 430 лет.10 Более шестисот тысяч только взрослых мужчин, не считая левитов-священнослужителей.11 И все они, а также не известно сколько женщин и детей умерли в пустыне.
   Октябрьская революция не зря называется п р о л е т а р с к о й,12 хотя в знаменитой ленинской фразе она названа р а б о ч е й и к р е с т ь я н с к о й.13 Выгоды от неё получило только городское население. Крестьян же Советская власть сначала изнасиловала продразвёрсткой, а затем обманула Новой экономической политикой. Поверив в НЭП, самая эффективная часть крестьянства стала интенсивно развивать сельскохозяйственное производство и таким образом "засветилась"14 своей зажиточностью. "Крепких" хозяев объявляли кулаками-мироедами, отбирали у них дом, хозяйство, имущество и ссылали на Север, в Казахстан или Сибирь.
   Послереволюционное похмелье в чужом пиру досталось и крестьянам, избежавшим клейма "кулак". Следуя заветам Ленина, Советская власть принялась искоренять из них мелко-буржуазное частнособственническое сознание и вполне в этом преуспела. Сделавшись колхозниками, деревенские жители перестали любить землю и заботиться о ней, равно как и трудиться на колхозных полях и фермах не за страх, а за совесть. Результаты такой вивисекции мы ощущаем до сих пор, импортируя продукты питания в немалых количествах.
   Но о житье-бытье своей героини после тамбовского восстания крестьян15 (действие фильма происходит на тамбовщине) авторы не рассказали. То ли потому, что закончились деньги, добытые для съёмок, то ли потому, что не хватило духу обречь бедную женщину, пусть даже вымышленную, на новые страдания.
   ______________
   1 Гипербола (в литературе) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли (см. "Гипербола (риторика) - Википедия")
   2 Бить по мозгам (просторечие) - воздействовать на чей-либо разум, производить сильное впечатление на кого-либо (см. https://dic.academic.ru/ dic.nsf/proverbs/31381/%D0%91%D0%B8%D1%82%D1%8C "Бить по мозгам"). Это главная задача, которую ставят перед собой современные кинематографисты - А.У.
   3 Удивительно и непонятно, почему в "Советском энциклопедическом словаре" и в вышедшей ему на замену "Краткой Российской энциклопедии" в статье о продразвёрстке говорится только о её советском периоде - А.У.
   4 За исключением ныне живущих первобытных народов, видимо, произошедших от другой популяции древних людей, в генах которых вышеуказанной мутации не случилось - А.У.
   5 Кроме Иисуса Навина и Халева (см. Библия, книга "Числа", 14, 29, 30)
   6 См. "Исход - Википедия"
   7 См. "Бегство в Египет - Википедия"
   8 См. Библия, книга "Исход", 1, 7
   9 См. Библия, книга "Исход", 2, 23
   10 См. Библия, книга "Исход", 12, 40
   11 См. Библия, книга "Числа", 1, 46, 47
   12 Пролетарская революция - социальная и/или политическая революция, в ходе которой рабочий класс (пролетариат) свергает власть буржуазии...
   В  марксизме  необходимость пролетарской революции является краеугольным камнем и первым шагом к демонтажу  капитализма. Марксисты считают, что рабочие всего мира должны объединиться и освободиться от гнёта капитала, чтобы установить  "диктатуру пролетариата", которая позволит создать мир без  эксплуатации и эксплуататоров, классовых и национальных антагонизмов. Для марксизма несомненно, что только пролетариат способен подготовить и осуществить подобную революцию. С марксистской точки зрения пролетарские революции неизбежно произойдут во всех капиталистических странах, став частью мировой революции (см. "Пролетарская революция -- Википедия")
   13 "Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!" - см. выступление Ленина на заседании совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 года
   14 Засветиться (разг.) - показаться где-либо, оказаться замеченным (см. kartaslov.ru>значение-слова/засветиться)
   15 Тамбовское восстание 1920--1921 годов  - одно из самых крупных во время  Гражданской войны в России  крестьянских восстаний против власти коммунистов, произошедшее в Тамбовской губернии. Называется иногда "антоновщиной" по фамилии фактического руководителя восстания, начальника штаба 2-й повстанческой армии, члена партии  эсеров  Александра Антонова. В советской историографии - "Антоновский мятеж" [см. "Тамбовское восстание (1920-1921) - Википедия"]
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"