Эту идею я высказывал и раньше.1 Но, сочтя её важной, полезной и своевременной, решил вернуться к ней, правда, в другом формате. Воплотить изложенную в рассказе историю мне не под силу, а вот телевидению - вполне.
Наш народ всегда не любил богатых. И не только из зависти, а, возможно, интуитивно чувствуя противоестественность большой успешности и неприглядность её скрытой сути. Сегодня, не в последнюю очередь из-за войны с Украиной, градус этой нелюбви сильно повысился. СМИ подливают масло в огонь, руководствуясь своим главным принципом - удовлетворять любой возникший интерес, будь то праздный интерес читателей и зрителей или даже откровенно низменное любопытство толпы, самой отвратительной части общества. Однако, рассуждая об олигархах и богатых людях из творческой среды, телевидение, а именно оно уже давно стало основным, если не единственным, источником информации для подавляющего большинства населения, почему-то не использует их в качестве первоисточника.
Предлагаю устранить этот пробел. Пусть телеканалы организуют встречи в прямом эфире с нашими известными бизнесменами и богатыми людьми из мира искусства: продюсерами, режиссёрами, артистами.
Ниже привожу исходный материал для разговора.
***
Один из первых отечественных олигархов, ныне, возможно, покойный, Борис Абрамович Березовский в отличие от других наших крупных предпринимателей не избегавший публичных выступлений, включая резкие и эпатажные заявления, однажды так объяснил свои успехи в бизнесе: "Я не лежал на печи". Он сказал правду, но не всю. Лежать на печи, т.е. не выходить из дома без крайней нужды, не всегда признак лени. Это ещё и метафора осторожного поведения, разумного, правильного образа жизни и действий в экстремальных и бедственных обстоятельствах. Его суть - не навредить себе и другим, в частности, в условиях неопределённости, когда прежние жизненные ориентиры и привычные правила и установки перестали действовать.
В 90-е годы наша страна оказалась именно в таких обстоятельствах. И большинство бывших советских граждан, тогда уже ставших называться россиянами, растерялось, а чтобы не наделать ошибок, действительно, предпочло "лежать на печи" в фигуральном смысле этого выражения. Но была категория людей (такие есть всегда и в любом обществе), для которых свойственны сверхактивность, склонность к риску, отчаянность и даже авантюрность. Ловцы рыбы в мутной воде. Под маркой того, что в белых перчатках хоть сколько-нибудь путного сделать невозможно, наши герои считают щепетильность в выборе средств для достижения своих целей никчёмной вещью. Умные и быстро соображающие, изобретательные, динамичные люди, однако с деформированными представлениями о морали. Обладая ценными качествами, они используют их ради наживы, что усугубляется неспособностью общества, находящегося в шоковом состоянии, противостоять этим, по существу, мародёрам, нажившим свои состояния на народной беде. А формальная законность такого мародёрства говорит лишь о никудышных законах и не может быть оправдана.
***
Не имея стартовых капиталов, как и все граждане СССР, березовские и иже с ними не побоялись взять кредиты в банках, сговорившись с их руководством, и, используя преступное недомыслие новой либеральной власти, стремившейся с помощью обвальной приватизации в кратчайшие сроки уничтожить ненавистный ей советский социализм и создать рынок, который "сам сделает всё как надо", будущие олигархи за бесценок скупали бывшую общенародную (государственную) собственность. Заметим, на деньги населения, т.е. своих соотечественников, "лежавших на печи". Банковские начальники тоже не дремали. Выдав кредиты начинающим капиталистам и получив гарантии откатов, они объявляли банки банкротами, становясь таким образом тоже мародёрами.
***
Признано за аксиому, что главной или даже единственной целью бизнеса является получение максимальной прибыли. Для простых людей это понятие само по себе дурно пахнет, ассоциируясь с наживой, корыстью и роскошью. Неверно. Прибыль - показатель эффективности деятельности. Она смердит или не смердит в зависимости от того, как распределяется между её создателями и как ими тратится. Если справедливо и на действительно необходимое, без излишеств, то никакого зловония она не испускает.
Справедливое распределение прибыли от коллективного труда представляет собой проблему. Но только потому, что есть сильные противники поисков её решения. Те самые ловцы рыбы в мутной воде, которым выгодно существующее положение.
Оплату труда, исходя из его количества и качества, нельзя считать исчерпывающе справедливой. Мышь из сказки про репку, даже напрягаясь изо всех сил, вносила вклад в общее дело гораздо меньше, чем кошка, не говоря уже о деде, хотя бы они тянули овощ из земли не на пределе своих возможностей. Однако без неё все остались бы ни с чем, потому её и позвали. Следовательно, при распределении продукта коллективного труда нужно учитывать не только проделанную работу, но и участие в ней как самостоятельный и равноправный показатель.
Равенство при распределении, пренебрежительно прозванное уравниловкой и отвергаемое, на самом деле неправильно понимается. Добросовестное, старательное отношение к работе - вот в чём все участники коллективного труда, включая собственников (владельцев бизнеса), могут быть равны. И тогда они заслуживают одинакового вознаграждения. Несправедливо, если ренту за природные данные: большую физическую силу, светлый ум, талант и т.п. - получают только те, кому они достались. Разумеется, квалификация, для приобретения которой человек прилагает собственные усилия, тоже должна учитываться.
О несправедливости того, что собственник при распределении берёт себе много больше, чем платит своему наёмному работнику, нужно остановиться особо. Бизнесу оба необходимы в равной степени. Он невозможен как без одного, так и без другого, просто роли у них разные. Но работник находится в уязвимом положении, потому что его в отличие от собственника легко заменить другим таким же, в том числе по произволу хозяина. Данное обстоятельство - избыток рабочей силы, наличие желающих получить работу - и есть основание для несправедливого распределения, когда собственник выставляется более важной (и даже ключевой) фигурой в коллективном труде. Эксплуататором.
"Братья! Вы наши плоды пожинаете!..".
Эта несправедливость не является природным законом и вполне устранима. По добровольному желанию собственника или по принуждению его государством. Честный труд работника может и должен оплачиваться так же честно и независимо от наличия и числа безработных за воротами предприятий.
Да, люди рождаются неравными, однако это не приговор. Ведь пришло же человечество, например, к всеобщему избирательному праву.
Ещё одна возможная причина дурного запаха прибыли - это стремление богатых к излишествам и роскоши. К безумным тратам на совсем не необходимое, в то время как большинству населения удаётся лишь сводить концы с концами, а немалая его часть вообще живёт за чертой бедности. Объяснение такой ненасытности натурой человека, мол, ему всегда мало того, что он имеет, неубедительно. Натура - это синоним слова природа, означающее нечто фундаментальное и глобальное, всеобъемлющее. В частности, она объединяет всё живое. Однако животные, ближайшие родственники людей, ненасытностью не страдают. Известно, что сытый лев даже не смотрит на антилоп, пасущихся прямо у него под носом. Стало быть, говоря о человеческой натуре как причине избыточности, чрезмерности наших желаний, надо признать её извращённость по отношению к изначальному состоянию. Вот и у Даля одним из значений слова комфорт является именно избыток.
Склонным к роскоши стоит помнить высказывание Коко Шанель "Люди, обладающие вкусом, носят бижутерию, а все остальные - золото".2
К раздражающим факторам образа жизни богатых следует отнести и безответственное отношение к собственным детям, выращивание из них безбашенных и уверенных в своей безнаказанности мажоров.3 Посылка этих чад на учёбу за границу тоже не прибавляет уважения и любви к богачам.
***
Стремление к лидерству, желание ощущать себя сильным, может быть, даже могущественным, - важнейший мотив для бизнесменов. А показателем успеха в достижении этой цели принято считать накопленные активы: если ты умный, то почему бедный? Но зачем дискредитировать в принципе полезное качество потребительством?4
Примечание
Говорят, что по распоряжению Маршала Советского Союза Г.К. Жукова после Победы из Германии его семье вагонами отправлялось ценное трофейное имущество. Если это правда, то тем самым он замарал свою репутацию и звание "Маршал Победы", присвоенное ему народом.
Жуков, как и все наши солдаты и офицеры, конечно, имел право на получение трофеев - право победителя. Однако его высокое положение ограничивало это право и по количеству, и по качеству. Он должен был взять себе не имущество, а нечто символичное, хотя бы и ценное. Например, маршальский жезл фельдмаршала В.Кейтеля, которым тот приветствовал собравшихся на церемонию подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии, войдя в зал.
Зачем повторять ошибку Жукова нынешним олигархам, т.е. маршалам от экономики? Единственно достойным вознаграждением за свои труды люди такого ранга должны считать не виллы по всему свету, не океанские яхты или личные самолёты, а свершившиеся замыслы и проекты. Поэтому средства, получаемые ими из прибыли для личного (и их семей) потребления, необходимо законодательно ограничить, скажем, аналогично известному из истории СССР партмаксимуму.5
***
Творческим людям, живущим на гонорары: писателям, музыкантам, артистам - тоже нужно признать, что присвоение всей природной ренты от таланта несправедливо. Их возражения, мол, большие деньги достаются им тяжким трудом - например, с музыкантов, не говоря уже об артистах балета, за время выступления семь потов сходит6 - не убедительны. У шахтёров тоже работа не лёгкая, вдобавок ещё и опасная, но заработки гораздо ниже.
Талант не может быть источником сверхприбыли для его носителя. А именно так талантливый человек должен позиционировать себя по отношению к этому врождённому качеству, доставшемуся ему даром, не за заслуги и без его собственных усилий. Потому талантливого человека нельзя считать собственником таланта и единственным получателем доходов от него. Они являются общественным достоянием. Носитель таланта вправе получать доходы только от своего непосредственного труда по использованию, сохранению и развитию выдающихся способностей. Ну, в самом деле, неужели, скажем, великолепный бас Шаляпина был дан ему для того, чтобы он мог купить себе роскошную шубу, шапку и перстень с большим драгоценным камнем (рубином?), каким мы видим его на картине Кустодиева? Хотя сам Фёдор Иванович вполне определённо высказался о своём праве на доход от таланта. Всем известна его фраза, мол, "даром только птички поют", однако он был не прав.
***
С большой вероятностью допускаю, что олигархи и богатые знаменитости из творческой среды откажутся участвовать в предлагаемой программе, не желая отвечать на неприятные вопросы. "Знает кошка, чьё мясо съела". Тогда в отместку за их отказ можно будет во всеуслышание о нём сообщить. А взамен пригласить на передачу высокооплачиваемых сотрудников своего телеканала, таких, как, например, Андрей Малахов, популярный и небедный телеведущий.7 Думаю, они не посмеют отказать родному каналу сделать программу-бомбу, которая, безусловно, будет иметь успех у телезрителей.
_______________
1 См. мой рассказ "ЛОТЕРЕЙНЫЙ БИЛЕТ НА МИЛЛИАРД РУБЛЕЙ" - А.У.
2 См. "Люди, обладающие вкусом, носят бижутерию, а все..."
3 Мажоры - жаргонный термин, используемый в Советском Союзе и постсоветских странах для обозначения детей привилегированных людей, которые пользуются своими врожденными привилегиями (кумовство, уход от должного наказания и т. д), часто высокомерно и оскорбительно (см. "Мажоры - Википедия")
4 Потребительство - совокупность регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступают стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений, ...отказ от требований умеренности, углубление разрыва между целями и средствами, ограничение сферы применения моральных оценок межличностными отношениями, дальнейшая формализация моральных обязанностей, приравнивание моральности поведения к исполнению правил и норм, одобренных конформистским общественным мнением (см. dic.academic.ru. Словари и энциклопедии на Академике. Словарь по этике. Потребительство)
5 Партмаксимум - максимальный месячный оклад, существовавший для членов ВКП(б), являющихся руководящими работниками учреждений и предприятий. Партмаксимум был введен декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г., который установил, что зарплата ответственных работников не должна превышать 150 % от уровня средней зарплаты в подконтрольных им учреждениях и предприятиях. Этот декрет ограничил для руководителей возможности дополнительных заработков на стороне.
Постановлением Политбюро от 8 февраля 1932 годас 1 марта 1932 года существующая практика ограничения партмаксимумом оплаты коммунистов-хозяйственников и инженерно-технического персонала была заменена ограничением ставок заработной платы.
... После отмены партмаксимума, началось распадение советского общества на классы и слои с огромными различиями в доходах. Идеи равенства, самоограничения, самоотверженности подверглись осмеянию; произошло обуржуазивание образа жизни слоев с более высокими доходами, прежде всего номенклатуры (см. "Партмксимум - Википедия")
6 Это правда, стоит лишь увидеть по телевизору лица, скажем, пианистов или скрипачей во время выступления, когда их показывают крупным планом - А.У.