В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова приведены два значения глагола растлить:
1. Лишить девственности путём насилия, изнасиловать (малолетнюю);
2. (переносное значение). Нравственно развратить.
Первое значение прямо указывает на ограничение по возрасту: изнасиловать взрослую девушку, тем более женщину, не значит их растлить. И хотя во втором значении глагола указания на возраст нет, однако можно предположить, что и в этом случае речь идёт о действии в отношении людей незрелого возраста, не вполне сложившихся (например, "развратить зрелого человека"--звучит странно1). Следовательно, растлить значит познакомить человека с чем-то (или приучить к чему-то) слишком рано, не по его возрасту.2 Когда он ещё не в состоянии правильно воспринять новую для него реальность, что может привести к формированию её искажённого представления в сознании. Скажем, дети рано усваивают, что такое "стыдно", в частности, что нехорошо показываться перед другими людьми голыми. Они даже могут стесняться родителей. И для юных знакомство с плотскими отношениями и их атрибутикой, приводит к слому прежних представлений о стыдном, к нарушению, казалось бы, прочных нравственных ориентиров, к моральной дезориентации.3 А отсюда--один шаг до полного бесстыдства, распущенности и цинизма.
К сожалению, природа человека такова, что его физиологическая, в том числе половая, зрелость наступает раньше духовной зрелости. Понятно, почему так: когда закладывалась наша физиология, о духовности как силе, способной сдерживать природные инстинкты, даже речи не было.4 Потому и приходится старшим (родителям, воспитателям, учителям) оберегать детей и юношество от преждевременного знакомства с некоторыми сторонами жизни, пусть и влекущими их. Часто--с помощью запретов. А вот о мотыльках некому позаботиться, не позволяя лететь на огонь. И что из этого получается?
Мы восторгаемся книгами и фильмами, в которых рассказываются истории о первой любви подростков (взять, к примеру, фильмы С. Соловьёва "Сто дней после детства" или П. Любимова "Школьный вальс"). А не зря ли? Что правильного и хорошего в превращении страданий неопытной души в предмет досужего интереса? Это какие-то интеллектуальные садизм и педофилия одновременно. Вместо того, чтобы, если не устранить, то хотя бы уменьшить зло, порождённое жестокостью эволюции, мы, взрослые, любуемся его безжалостной забавой над нашими детьми. Да, юные должны испытывать страдания, раз уж те есть в жизни, но только посильные, переносимые, не калечащие, с о р а з м е р н ы е с в о з р а с т о м, и привыкать к ним п о с т е п е н н о. Обеспечить детям постепенность вхождения в реальную жизнь, не позволить им надорваться и опалить душу--это важнейшая обязанность взрослых.5 А потому правы были цензоры, которые не позволили Соловьёву осуществить в упомянутом фильме свой замысел полностью.6
Фильм "Сто дней после детства" был отмечен наградами в номинации "Фильмы для детей и юношества":7
--в 1975 году на XVII Международном кинофестивале в Авеллино--Серебряная медаль;
--в 1976 году на Международном кинофестивале "ФЕСТ-76" в Белграде--главный приз за лучшую режиссёрскую работу;
--в 1976 году приз ЦК ВЛКСМ "Алая гвоздика" за лучший фильм 1975 года.
Все эти награды присуждали отнюдь не мальчишки и девчонки. Не сверстники четырнадцатилетних героев фильма. Хотя, наверное, они тоже высказались бы за его награду, но почему? Да потому что увидели неизвестное и, стало быть, интересное, о чём в семье и школе не говорят. А то, что запретный плод сладок только глазу, им невдомёк. Рискну сказать больше: так называемые фильмы для детей и юношества вообще снимаются не для них, а для взрослых.8 И только имеющие достаточный жизненный опыт люди способны в полной мере понять мысли авторов этого кино, оценить все их художественные приёмы.9 Не случайно же юные персонажи "Ста дней..." неоднократно говорят, что не понимают, о чём идёт речь, чего от них хотят взрослые. А дважды мы слышим от них вопрос "Что же делать?". Для взрослого человека в предложенных обстоятельствах этот вопрос является риторическим. Действительно, что можно сделать, если человек, которого ты любишь, не любит тебя? Ничего, только п р и н я т ь случившееся и ждать, когда душевная рана от безответной любви затянется, потом и заживёт, как затягиваются и заживают раны на теле. Пока же терпеть. Но такое поведение (смирение) доступно взрослому человеку. Юные максималисты не способны понять, как это может быть, чтобы любящих не любили их возлюбленные. И когда в самом конце фильма мальчик, безответно влюблённый в одну девочку, объясняет другой, так же безответно любящей его, мол, влюблённым друг от друга ничего не нужно (уточним от себя: им достаточно того, что их любимый есть, существует), то, хотя сказанное верно, принять жестокую реальность для подростков немыслимо. А потому данная сцена--ложь. Не мог четырнадцатилетний мальчишка проникнуться такой мудростью. Юным влюблённым нужно в о п л о щ е н и е любовного чувства.10 Им нужно состояние восторга и радости от сознания того, что их тоже любят. Горькое счастье неразделённой любви не для них.
Тут есть ещё и попутная проблема. Думают ли режиссёры, решая свои творческие задачи, о воздействии на психику юных артистов чувств и переживаний, которые им приходится изображать? Существуют ли здесь правила техники безопасности? Если и да, то лишь формальные. Так, в фильме по набоковской "Лолите", где главной героине 12 лет, её сыграли: у Стэнли Кубрика Сью Лайон, которой в момент отбора на роль было 14 лет; у Эдриана Лайна 17-летняя Доминик Суэйн. Несмотря на то, что обе актрисы были старше девочки, роль которой исполняли, фактически они ещё оставались детьми, и привлечение их к участию в съёмках можно считать растлением. Несогласные с таким выводом пусть представят своих дочерей на месте этих актрис.
Склонность к интеллектуальной педофилии, как видно из вышеизложенного, испытывают и отечественные кинорежиссёры. Татьяне Друбич во время съёмок "Ста дней..." было 14 лет. Слава Богу, ей не пришлось испытать того же, что Сью Лайон, однако переживания, которые она должна была убедительно изобразить, играя роль, думаю, её растлили, т.е. сделали старше не по годам, укоротили время отрочества.11
В отличие от настоящей педофилии, интеллектуальная, к сожалению, нередко вызывает ответное чувство. Я назвал его вирифилией.12 Это известное явление, когда юные неопытные девушки, ещё не умея отличить настоящее чувство от его фантома, увлекаются взрослыми мужчинами и предпочитают отношения с ними отношениям с юношами-сверстниками. В таких случаях интеллектуальная педофилия вкупе с вирифилией могут привести к физической близости, для подростков преждевременной и ненужной, а потому оборачивающейся для них разочарованием или даже бедой. Полагаю, это и случилось с Друбич, увлекшийся Соловьёвым чуть ли не школьницей.
"Но неужели не ясно, ведь то, о чём Вы говорите с неприязнью и осуждением, е с т е с т в е н н о",--возразят мне. Да, без этого слова нам здесь не обойтись. Отвечу на возражение вопросом. А разве естественное всё без исключения приемлемо для человека? Нет, только не противоречащее морали. С остальным мы просто миримся, однако, скрывая и пряча неприглядные стороны нашего естества, насколько это возможно. Потому что мы не кошки и не собаки. И мы не должны кидаться на каждую особь противоположного пола, лишь почувствовав возбуждение и шевеление в известных местах. Не должны уступать похоти, в какие бы одежды она ни рядилась (мы её ни наряжали). Неужели э т о не ясно?
_______________
1 А почему, собственно? Да потому что это уже сделала сама жизнь, только постепенно, исподволь, без резких изменений мировоззрения, вот именно без потрясений, а значит достаточно безболезненно
2 Растлить--однокоренное слово со словами тлеть, тление, тленность. А тленность в христианстве есть одно из трёх качеств, приобретённых природой человека в результате грехопадения. Тленность--это процесс возрастных изменений, старение как движение к смерти (смертность--ещё одно из упомянутых качеств, которым мы обязаны проступку Адама и Евы). В таком случае растлить означает преждевременно состарить, т.е. приблизить смерть
3 Вспоминается анекдот из замечательной серии про мальчика Вовочку. Возвратившись домой после своего первого школьного дня, он попенял родителям: "Почему вы мне не сказали, что петушок х...м называется?!"
4 Мы, бывает, об этом жалеем в некоторых обстоятельствах. Ещё одно воспоминание--очень давно услышанный стишок:
Хорошо быть кошкою,
Хорошо--собакою:
Где хочу, пописаю,
Где хочу, покакаю
5 Монтекки и Капулетти не сделали этого и жестоко поплатились. Всё-таки первопричиной трагедии, произошедшей с их детьми, следует считать не вражду двух родов, а слишком ранние чувства Ромео и Джульетты, оказавшиеся для них смертельными
6 Из другого фильма Соловьёва ("О любви") мы узнаём о первоначальном плане финала "Ста дней после детства". Как сказано в "Википедии"--цитата: "Рамки жанра подросткового кино и присущей советской эпохе пуританской этики не позволили авангардисту Сергею Соловьёву в полной мере реализовать смелый творческий замысел. Однако режиссёр всё же смог осуществить задуманное в другое время и при других обстоятельствах. Так незаконченный финал фильма "Сто дней после детства" нашёл любопытное продолжение 30 лет спустя, в заключительных сценах позднего фильма Соловьёва "О любви" (2003)". Снятый по трём чеховским рассказам ("Доктор", "Володя" и "Медведь"), фильм "О любви" заканчивается самоубийством юноши, впервые соприкоснувшегося с любовью (на мой же взгляд, всего лишь с инстинктивным половым влечением). Вот как, оказывается, хотел "авангардист" Соловьёв завершить кино для подростков!
7 См. Википедию
8 Впрочем, может, и не для кого, не для зрителей. Есть же мнение, что писатели и поэты, композиторы, художники, кино- и театральные режиссёры, прочие творческие люди создают свои произведения для самовыражения, не думая об их ощественной пользе
9 Ещё нагляднее это обстоятельство демонстрируют наши мультфильмы, которые якобы создаются для малолетних детей. Вспомните, скажем, самые прикольные реплики из "Простоквашина". Разве дети возраста дяди Фёдора способны понять содержащийся в них юмор?
10 Впрочем, к этому стремятся и взрослые. Ну, зачем Соловьёв, к тому времени уже второй раз женатый, соблазнил юную Друбич или, если инициатива исходила от неё, что могло быть только романтическим увлечением, не пощадил девушку, ответив на её чувство, сорвал прекрасный цветок, который, по справедливости, должен был достаться не ему? Умный человек, разве он не понимал, что этой красавице не ровня? Хотя она и уверяла потом, что любила его, тем не менее оговорилась (далее--цитата из Интернета): "Сейчас трудно представить, что это был совсем другой человек. Молодой, худой, легкий, обаятельный, веселый! (выделено мной--А.У.).И редчайшего ума, таких больше я в жизни не встречала". Вот на что она купилась в юности--на его ум. Но в зрелости поняла, что как бы ни был умён человек обличья Соловьёва, душа его не принимает. А я бы и не назвал его умным или по крайней мере полноценно умным, умным без изъяна. И не только его, но и многих других творческих личностей мужеского пола, пытающихся взбодрить талант, переспав со своими музами, прибегнув к допингу молоденьких (возраста их дочерей или очень младших сестрёнок) пассий и жён. Их настойчивые поиски небывалого приводят к разочарованиям, однако они вновь и вновь повторяют свои попытки.
Сладострастникам как будто невдомёк:
У красавиц--тоже вдоль, не поперёк
И трагедия Каренина этим охотникам до свеженинки не пример.
Про седину и бороду, ребро и беса--знаем.
Так почему при этом про рога позабываем?
11 Отрочество--возраст между детством и юностью. См. также "подросток"--мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (преимущественно от 12 до 16 лет)--"Словарь русского языка С.И. Ожегова
12 Это слово образовано мной по аналогии со словом педофилия (от греческих pАis, родительный падеж paid?s--дитя и philИ?--люблю). Вирифилия (от греческих слов viri--мужчина, virilis--взрослый, зрелый и philИ?--люблю)--А.У.