Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Крокодиловы слёзы, или размышления об одном покаявшемся и его покаянии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:


КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ,

ИЛИ

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ ПОКАЯВШЕМСЯ И ЕГО ПОКАЯНИИ

  

От автора

   Разбирая это сочинение, нельзя обойтись не только одной, но даже несколькими цитатами. Их просто невозможно выбрать. Так что привожу текст полностью.
  

МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ

О СОВЕТСКОЙ РОДИНЕ ...

   Она была суровой, совсем не ласковой с виду. Не гламурной. Не приторно любезной. У неё не было на это времени. Да и желания не было. И происхождение подкачало. Простой она была.
   Всю жизнь, сколько помню, она работала. Много. Очень много. Занималась всем сразу. И прежде всего - нами, оболтусами.
   Кормила, как могла. Не трюфелями, не лангустами, не пармезаном с моцареллой. Кормила простым сыром, простой колбасой, завёрнутой в грубую серую обёрточную бумагу.
   Учила. Совала под нос книги, запихивала в кружки и спортивные секции, водила в кино на детские утренники по 10 копеек за билет.
   В кукольные театры, в ТЮЗ. Позже - в драму, оперу и балет.
   Учила думать. Учила делать выводы. Сомневаться и добиваться. И мы старались, как умели. И капризничали. И воротили носы.
   И взрослели, умнели, мудрели, получали степени, ордена и звания. И ничего не понимали. Хотя думали, что понимаем всё.
   А она снова и снова отправляла нас в институты и университеты. В НИИ. На заводы и на стадионы. В колхозы. В стройотряды. На далёкие стройки. В космос. Она всё время куда-то нацеливала нас. Даже против нашей воли. Брала за руку и вела. Тихонько подталкивала сзади. Потом махала рукой и уходила дальше, наблюдая за нами со стороны. Издалека.
   Она не была благодушно-показной и нарочито щедрой. Она была экономной. Бережливой. Не баловала бесконечным разнообразием заморских благ. Предпочитала своё, домашнее. Но иногда вдруг нечаянно дарила американские фильмы, французские духи, немецкие ботинки или финские куртки. Нечасто и немного. Зато все они были отменного качества - и кинокартины, и одежда, и косметика, и детские игрушки. Как и положено быть подаркам, сделанным близкими людьми.
   Мы дрались за ними в очереди. Шумно и совсем по-детски восхищались. А она вздыхала. Молча. Она не могла дать больше. И потому молчала. И снова работала. Строила. Возводила. Запускала. Изобретала. И кормила. И учила. Нам не хватало. И мы роптали. Избалованные дети, ещё не знающие горя. Мы ворчали, мы жаловались. Мы были недовольны. Нам было мало.
   И однажды мы возмутились. Громко. Всерьёз.
   Она не удивилась. Она всё понимала. И потому ничего не сказала. Тяжело вздохнула и ушла. Совсем. Навсегда.
   Она не обиделась. За свою долгую трудную жизнь она ко всему привыкла.
   Она не была идеальной и сама это понимала. Она была живой и потому ошибалась. Иногда серьёзно. Но чаще трагически. В нашу пользу. Она просто слишком любила нас. Хотя и старалась особенно это не показывать. Она слишком хорошо думала о нас. Лучше, чем мы были на самом деле. И берегла нас, как могла. От всего дурного. Мы думали, что мы выросли давно. Мы были уверены, что вполне проживём без её заботы и без её присмотра.
   Мы были уверены в этом. Мы ошибались. А она - нет.
   Она оказалась права и на этот раз. Как и почти всегда. Но, выслушав наши упрёки, спорить не стала.
   И ушла. Не выстрелив. Не пролив крови. Не хлопнув дверью. Не оскорбив нас на прощанье. Ушла, оставив нас жить так, как мы хотели тогда.
   Вот так и живём с тех пор.
   Зато теперь мы знаем всё...
   И что такое изобилие, и что такое горе. Вдоволь.
   Счастливы мы?
   Не знаю.
   Но точно знаю, какие слова многие из нас так и не сказали ей тогда.
   Мы заплатили сполна за своё подростковое нахальство. Теперь мы поняли всё, чего никак не могли осознать незрелым умом в те годы нашего безмятежного избалованного детства.
   Спасибо тебе! Не поминай нас плохо. И прости. За всё! Советская Родина.
   Пронимает до слёз, что неудивительно: талант есть талант. Но я, давно переживший пору восхищения творчеством Жванецкого, не сдержал их только при первом прочтении монолога. Потом, перечитывая и уже не вдумываясь в смысл написанного, сосредоточившись на общем впечатлении, понял, что никакое это не покаяние, а л и т е р а т у р н о е п р о и з в е д е н и е, рассчитанное на успех у читателей и публики, пришедшей на концерт народного артиста(!) Жванецкого, и, конечно, на гонорар.
   Истинное покаяние в отсутствие лица, к которому обращался бы кающийся, может и должно быть только внутренним. Про себя. Лишь такая потаённость подтверждает его настоящую искренность. Себе не соврёшь. Оглашать покаяние не позволяет стыд, если, конечно, он у человека есть. Бьют себя в грудь чаще всего лицемеры. И неслучайно существует тайна исповеди.
   Родины как общей матери (в буквальном смысле слова) всех граждан страны никогда не было, нет и не может быть. Это просто красивый образ. Реально были и есть с а м и л ю д и. В Советском Союзе именно они много работали, делали простой сыр, простую колбасу и грубую серую обёрточную бумагу. Строили, возводили, запускали, изобретали, кормили и учили. Среди них - тупой доцент, выпивоха, вынужденный отмечать выходной день в греческом зале музея, начальник транспортного цеха ликёро-водочного завода и прочие о б ы ч н ы е Ивановы, Петровы, Сидоровы, ставшие у Жванецкого объектом высмеивания как средства заработка. Вот у кого должен был просить прощения главный остроумец страны.
   Наша Советская Родина - это попытка воплощения идеи р а в е н с т в а людей, н е р а в н ы х от рождения. Вполне удавшаяся.
   Примечание 1
   Как и во всём, в стремлении к равенству тоже должна быть мера. К примеру, нельзя гомосексуальность, являющуюся патологией, уравнивать с нормальным половым чувством. Не надо пытаться горбатого сделать стройным. Это прерогатива могилы.
   Единственный способ достижения такого равенства состоит в низведении сильных, одарённых и богатых до уровня слабых, бездарных и неимущих - р а в е н с т в о в б е д н о с т и. Как и говорил Христос:1
   "...Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах...".
   Однако это не устраивает поцелованных Богом, а потом совращённых Врагом рода человеческого. Они неспособны на жертвенность, о чём тоже предупреждал Спаситель:
   "...Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие".
   Эти баловни судьбы используют свои природные преимущества, следуя не велениям сердца или хотя бы головы, а подчиняясь требованиям брюха. Вот кто такие "мы" Жванецкого. Презирающие свою страну и с восторгом безумца смотрящие на Запад. Не понимающие, что таланты даны им не для обогащения, не для того, например, чтобы обзавестись шикарной московской квартирой, просторным загородным домом в Подмосковье и домом в престижной одесской Аркадии.2 После ухода Советской Родины, по которой Жванецкий льёт крокодиловы слёзы, они получили желаемое. Большинству же настоящих "мы", т.е. н а м, досталось похмелье в чужом пиру.
   Жванецкий упустил (или сознательно опустил) один важный момент воспитания людей в СССР. Нас приучали к умеренности в потреблении, непритязательности, неприхотливости, с к р о м н о с т и в ж е л а н и я х.
   Примечание 2
   Расхожая пошлость утверждает: "Хотеть не вредно". Ещё как вредно, если желание превысит меру! Вот Адам и Ева захотели попробовать плод с единственного запретного дерева в раю, притом что других плодовых деревьев там было бессчётно, и этот первородный грех обернулся бедой не только для них самих, но и для их потомков. Из-за неумеренного желания пращуров, по сути прихоти, люди стали смертными.
   Нам внушали, что счастье не в деньгах, не одежда красит человека и что лучший подарок на день рождения - книга.
   Примечание 3
   Мой бывший коллега - он немного старше меня - рассказывал, как на первом курсе института в 1956 году на занятие по физкультуре, проводившееся в спортзале, его одногруппник явился в голубых трикотажных женских рейтузах. Таких, какие вместе с другим женским бельём закупил сквернавец Ив Монтан, приезжавший в Советский Союз в 1963 году на Третий Московский кинофестиваль и радушно встреченный нами, но отплативший издевательской выставкой привезённых вещей в Париже.3 Кстати сказать, то, в чём сегодня выступают спортсмены-легкоатлеты (не знаю, как правильно называется этот элемент их спортивной одежды), очень похоже на советские женские рейтузы 60-х годов: такие же трикотажные, почти до колен и в обтяжку, только что не голубые или сиреневые, а чёрные и с логотипом Adidas. Над чем же смеялись французы? И ещё. Укороченные трусы с неглубокими разрезами по бокам, точно не трикотажные (сатиновые?), в которых выступал великий Валерий Брумель,4 на мой взгляд, выглядели гораздо эстетичнее фирменной адидасовской шмотки.
   И, наконец, сам вышеупомянутый рассказчик в студенческие годы зимой ходил в фуфайке (другие названия - телогрейка, ватник).
   Вместе с тем надо признать, что не все даже простые люди принимали разумно-достаточный, без излишеств уровень советской жизни. Однако в отсутствие незаурядных востребованных способностей они могли получать большие деньги только на Севере или, выполняя тяжёлую либо вредную работу. Фактически, продавая собственное здоровье. Они решали проблему и н д и в и д у а л ь н о и в р а м к а х с у щ е с т в у ю щ е й с и с т е м ы, не помышляя о её уничтожении, считая, что при любой власти следует рассчитывать исключительно на себя. Так что и эта категория советских людей не входит в "мы" Жванецкого.
   Говоря о "нечаянных" подарках Советской Родины, в частности, об американских фильмах, Дежурный по стране5 даже не намекнул, что отбор действительно хороших, т.е. полюбившихся нашим людям голливудских картин обеспечивал "ж е л е з н ы й з а н а в е с".6 Именно он оберегал нас от заразы, и когда его не стало, в страну хлынул поток всякой дряни и непотребства.
   Высокий эмоциональный накал сочинения, который, вероятно, и был главной целью автора, помешал ему избежать оговорок при раскрытии темы. Как, скажем, совместить "она [Советская Родина] была суровой, совсем не ласковой с виду... Она не была благодушно-показной и нарочито щедрой. Она была экономной. Бережливой. Не б а л о в а л а бесконечным разнообразием заморских благ. Предпочитала своё, домашнее" и "годы нашего безмятежного и з б а л о в а н н о г о детства"? (Выделено мной - А.У.). Призывавший к старательности при делании своего дела (вспомним: "Тщательней надо, ребята"7), Жванецкий сам нарушил это правило.
   В советское время достаток даже обеспеченных семей не позволял к а т а с т р о ф и ч е с к и избаловать детей, т.е. нанести с е р ь ё з н ы й и н е о б р а т и м ы й вред их личности, превратив в моральных уродов. Разве только в семьях очень большого начальства.8 Хотя, конечно, родители баловали детей, но, повторим, возможности для этого были ограничены. И такая, полученная в детстве, деформация потребностей и желаний не могла стать причиной для её носителей "громко и всерьёз" возмутиться. Настолько, чтобы Советская Родина "тяжело вздохнула и ушла. Совсем. Навсегда".
   Нет, Советский Союз уничтожили не баловни, не Жванецкий и его компания "Мы". Кишка у них тонка для этого. Максимум, на что они способны, - на недовольство простым сыром, простой колбасой и грубой серой обёрточной бумагой. Владеющие словом, как наш фигурант, ещё и на ёрничанье. А здесь нужна была патологическая ненависть, необузданное желание громко заявить о себе, прославиться, аршинными буквами вписав своё имя в книгу истории. Например, такая:
   "Я ненавижу советскую власть. Более того, я мало что в жизни ненавижу так, как советскую власть. И особенно ее позднюю стадию. В моей жизни ничего омерзительнее, чем поздняя советская власть, не случалось".9
   Этот ненавистник не подпишется под словами, которыми Жванецкий заканчивает свой монолог:
   "Спасибо тебе! Не поминай нас плохо. И прости. За всё! Советская Родина".
   Наоборот, Чубайс и его подельники гордятся, что приложили руки к уничтожению Советского Союза.
   Говоря об ушедшей навсегда стране, Жванецкий лишь вскользь, очень снисходительно, п р о щ а ю щ е, прямо-таки ласково упоминает о её ошибках и просчётах. Между тем Советская власть виновна в ошибке, приведшей саму её к гибели, а наш народ к теперешней жизни, оценка которой этим всеми признаваемым умным человеком далека от оптимистической:
   "Счастливы мы?
   Не знаю".
   Заигрывание со свободой - вот роковая ошибка. Большей свободы, чем она была в СССР до Горбачёва, хотела и требовала лишь малая часть населения страны. Были, конечно, ещё просто болтавшие о ней, следуя моде. Основной же массе народа с в о б о д ы х в а т а л о. Но Горбачёв, желая красиво выглядеть в глазах Запада и угодить ему, уступил недовольному меньшинству. И молодые да ранние Гайдары и Чубайсы, возомнившие себя умными и в высшей степени профессиональными, попытались переделать страну на европейский лад. А получилось то, что Жванецкий охарактеризовал коротко и горько:
   "...Теперь мы знаем всё...
   И что такое изобилие, и что такое горе. Вдоволь".
   Всё же не зря я упрекнул мастера в небрежности.
   "Мы заплатили сполна...".
   Это он заплатил сполна - ставший богатым, о чём всегда мечтал? Или его друзья из артистической элиты, дорвавшиеся, наконец, до больших гонораров, н а р о д н ы е а р т и с т ы, посмотреть выступления и спектакли с участием которых могут позволить себе только небедные люди? Он и они - получившие доступ на вожделенные мировые сцены?
   Примечание 4
   Интересно, если бы другой наш кумир, Высоцкий, дожил до нынешних времён, он тоже поклонился бы золотому тельцу?
   По-настоящему сполна заплатили лишь те, кто не смог жить на новой Родине и ушёл вслед за Советской - для них единственно родной. Те же, кто смог, продолжают платить по сей день у н и ж е н и е м н е р а в е н с т в о м.
   Примечание 5
   Самым, на мой взгляд, показательным примером равенства людей в СССР были очереди на получение жилья. Место в них определялось стажем работы на предприятии и не зависело от должности работника (рядовой или начальник) и его ценности (простой рабочий или высококвалифицированный специалист). Конечно, бывали отступления от этого правила, но редко и как исключения.
   А ещё Советская власть не позволяла нам рвать друг друга, как рвут звери, хотя сама бывала вынужденно жестокой. Но надо, наконец, взглянуть правде в лицо и признать невозможными предметы нашей гордости - успехи довоенных пятилеток и саму великую Победу - без этой государственной жестокости. Сегодня её место снова заняла "естественная" первобытная жестокость борьбы особей за существование. В лицемерно цивилизованных формах, что особенно отвратительно.
   С недавнего времени мы платим также страхом перед мором, свободно проникшим в страну из-за отказа от "железного занавеса".
   Примечание 6
   По данным на 16 июля 2021 года Россия находилась на 4-м месте в мире по числу заражений коронавирусом. Коммунистический Китай - на 99-м.10 Думаю, поразительный показатель Китая объясняется не его азиатскими особенностями (Индия тоже азиатская страна, однако по числу заражений уступает только США), а именно системой власти. Невозможно представить, чтобы китайцы не подчинились противоэпидемическим мерам правительства, тем более протестовали против них.
  

P.S. НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

О МОНОЛОГЕ ЖВАНЕЦКОГО "УЧИТЕЛЮ"

   Этот монолог посвящён Борису Ефимовичу Друккеру, преподавателю русского языка и литературы в старших классах одесской школы, которую окончил Жванецкий. Вот выдержка из него:
   "Мы собрались сегодня, когда нам - по сорок.
   "Так выпьем за Бориса Ефимовича, за светлую и вечную память о нем", - сказали закончившие разные институты, а всё равно ставшие писателями, поэтами, потому что это в нас неистребимо, от этого нельзя убежать.
   "Встанем в память о нём, - сказали фотографы и инженеры, подполковники и моряки, которые до сих пор пишут без единой ошибки. - Вечная память и почитание. Спасибо судьбе за знакомство с ним, за личность, за истрёпанные нервы его, за великий, чистый, острый русский язык - его язык, ставший нашим. И во веки веков. Аминь!".
   Очень достойные слова о р у с с к о м я з ы к е. Но ни слова о л и т е р а т у р е, хотя на своих уроках Друккер говорил - должен был говорить - в первую очередь о ней, главном формирователе личности юных, определяющем жизненные приоритеты, н а у ч а ю щ е м ж и т ь в о б щ е с т в е, с р е д и л ю д е й. А советская литература учила жизни как раз на Советской Родине.
   Мне не удалось выяснить, когда Жванецкий окончил школу, поэтому исхожу из времени окончания им Одесского института инженеров морского флота - 1956 года. Если там учились пять лет, то школу он окончил в 1951году. Следовательно, уже изучались в школе произведения Горького, Маяковского и Николая Островского, в которых прославляются идеалы революции и жизнь в СССР ("Пусть сильнее грянет буря!", "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза", "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь, и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества").11
   Однако, судя по сочинениям и публичным выступлениям Жванецкого, советской литературе Друккер учил своих учеников не так страстно, как русскому языку.
   _____________
   1 См. Евангелие от Матфея, 19, 21 - 24
   2 См. Михаил Жванецкий был очень богат: квартира в Москве... saratov.kp.ru.>daily/2171207/4320533/
   3 По другой версии выставку организовал продюсер Монтана. В Интернете на этот счёт нет единого мнения - А.У.
   4 Валерий Брумель - советский  прыгун в высоту, олимпийский чемпион 1964 года, чемпион Европы 1962 года, экс-рекордсмен мира, заслуженный мастер спорта СССР  (см. "Брумель, Валерий Николаевич - Википедия")
   5 "Дежурный по стране" -  ежемесячная телевизионная программа Михаила Жванецкого совместно с Алексеем Бегаком (ранее - с Андреем Максимовым), выходившая в 2002--2019 годах на канале "Россия-1" (ранее - "РТР", "Россия") с начала сентября по начала июня (см. "Дежурный по стране - Википедия")
   6 "Железный занавес" - ... информационный, политический и пограничный барьер, изолировавший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада (см. "Железный занавес - Википедия")
   7 См. Михаил Жванецкий: Тщательнее
   8 Вспомнилась Галина Брежнева - дочь Генсека ЦК КПСС - А.У.
   9 См. Анатолий Чубайс: "Я известный либеральный империалист" kommersant.ru?doc/4803922
   10 См. Коронавирус - онлайн карта распространения... koronavirus-karta. online
   11 Также не смог установить время включения в школьную программу по литературе ещё одного знаменитого "идеологического" произведения советской литературы - романа "Молодая гвардия". Изучалась ли его первая редакция до переработки автором (Фадеевым) по замечаниям лично Сталина? Вторая редакция вышла только в 1951 году (см. "Молодая гвардия" (роман) - Википедия") уже после того, как Жванецкий окончил школу - А.У.
  
  
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"