Когда человек говорит "Сегодня я иду в театр", непонятно, в какой именно--драматический или оперный--театр он собрался. Правда, в последнем случае иногда говорят по-другому: "Я иду в оперу (на балет)". Тогда неясности нет.
А вот если говорят "Я люблю театр", как, например, заявляет героиня Татьяны Дорониной ("Вы любите театр? Вы любите театр так, как люблю его я?"), то никому и в голову не придёт, что речь идёт об оперном театре. Конечно, только о драматическом. Причуды языка.
***
Один из серьёзных негативных моментов технического прогресса--использование его достижений в преступных целях. Например, сотовые телефоны, позволяют преступникам оперативно координировать свои действия с подельниками, что облегчает криминальную деятельность, делает её более успешной. Мало того, при этом становятся возможными преступления, о которых раньше нельзя было и подумать. Устранить указанный момент не удастся, однако что мешает установить уголовную ответственность за использование любых технических средств при подготовке и совершении преступлений? Пусть урки совершают свои тёмные дела голыми руками. Если же применят что-нибудь, созданное на благо, то получат ещё одну статью обвинения. Именно самостоятельную статью, а не отягчающее обстоятельство.
***
Действия врачей скорой помощи, когда они прямо на улице оказывают помощь потерпевшим в ДТП, имеют смысл. Имеет смысл и работа следственной бригады на месте убийства, скажем, тоже на улице. Но в чём смысл присутствие толпы вокруг места происшествия? Это всего лишь праздное или даже нездоровое любопытство.
Не то же ли самое представляет собой чтение романов Достоевского, "...редких образцов глубокого психологического анализа, не щадящего самых сокровенных тайн человеческого сердца"* обычными людьми? Что даёт это чтение нам, не врачам-психиатрам, не юристам и прочим специалистам, для которых психология является одним из предметов профессионального интереса? Однако невозможно предположить, что Достоевский, создавая свои романы-исследования тёмных глубин человеческой души, имел целью написать необычные по форме учебники для указанных категорий людей. Значит, свои специфические сочинения он всё-таки адресовал широкому читателю. Но такая идея могла родиться только в больном уме.
___________
* См. статью "Достоевский" в "Иллюстрированном энциклопедическом словаре" (Современная версия) Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Москва, ЭКСМО, 2006
***
Импортные изделия высоких технологий: мобильные телефоны, компьютеры, медицинское оборудование, автомобили и даже бытовая техника,--лечение за границей в сложных случаях заболеваний (если, конечно, есть на это деньги), иностранец в кресле руководителя Автоваза, чужеземные тренеры наших футбольных команд, включая национальную сборную, и т.д. и т.п.--какие ещё нужны доказательства, что самостоятельная, т.е. н е з а в и с и м а я жизнь по западным стандартам нам не по плечу?
***
В который раз обратимся к толковому словарю.*
Что значит слово "воспитание"? Оно имеет два значения. Первое--в соответствии со значением слова "воспитать", второе--"навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни". В свою очередь слово "воспитать" имеет три значения.
1. Вырастить, дав образование, обучив правилам поведения.
2. Путём систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер.
3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь.
Рискну утверждать, что во всех приведённых значениях упущен очень важный момент. Навыки и правила поведения, образование, воздействия и влияние, привитое и внушённое могут быть р а з н ы м и. Очевидно, что тогда и результаты воспитания будут разными, причём, не исключено, настолько, что два в о с п и т а н н ы х человека даже не смогут ужиться рядом.
Вот простая аналогия. Известно, что в отличие от нашего правостороннего в Англии левостороннее движение. Так что будет, если на неизвестной дороге встретятся, двигаясь именно навстречу, автомобили, управляемые россиянами и британцами, едущими в точном соответствии с правилами дорожного движения?
Разные результаты воспитания обусловлены различием факторов, под действием которых оно осуществляется. Отличающиеся условия среды и семьи, неодинаковые встреченные детьми** в жизни люди, могущие влиять на них целенаправленно или просто своим примером,--вот причины того, что все мы р а з н ы е. Но пока различия между нами не существенны, т.е. непринципиальны и количественно невелики, можно не беспокоиться. В противном случае нас ждут неприятности, а то и беда. Цветные революции в некоторых бывших советских республиках убедительно это доказали.
Вывод: качества, которыми наделяется личность в процессе воспитания (перечислим их ещё раз: навыки и правила поведения, образование,*** результаты воздействия и влияния, привитое и внушённое), должны быть единообразными. Только тогда все мы будем понимать одинаково: что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что--зло, что можно, а чего нельзя. И только в этом случае общество сможет быть благополучным.
______________
* "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
** Говоря о воспитании, прежде всего, конечно, надо иметь в вид
*** Общее. Специальное (профессиональное) образование, разумеется, может быть разным
***
Пример лицемерия закона.
Если совершено преступление, потерпевший заявил о нём в полицию и даже указал преступника, но потом отозвал своё заявление, то считается, что преступления не было, и преступник к ответственности не привлекается, если же он был задержан, то его отпускают.
Это неправильно, поскольку преступление есть "совершённое виновно (с умыслом или по неосторожности) о б щ е с т в е н н о (выделено мной--А.У.) опасное деяние (действие или бездействие), запрещённое уголовным законом под страхом наказания".* Следовательно, в случае совершения преступления потерпевшим наряду с конкретным человеком является и общество. А потому никакие действия непосредственно пострадавшего от преступления не должны отменять преследование преступника и его наказание.
__________
* См. "Краткую Российскую энциклопедию"
***
Гордиться достижениями Советского Союза: результатами индустриализации 30-х годов, успехами в овладении атомной энергией и прежде всего в создании атомного оружия, обеспечившего безопасность страны, в ракетостроении и освоении космоса--и одновременно говорить с осуждением о постоянном дефиците даже самого необходимого для жизни, начиная с еды, несправедливо. Известно: либо пушки, либо масло. В советское время этот принцип воплощался в приоритетном развитии производства средств производства над производством предметов потребления. Добиваясь высоких результатов в вышеперечисленных областях, мы жили, туго подтянув пояса. И это обстоятельство сыграло далеко не последнюю роль в победе над Германией, а также в том, что после войны Америке не удалось подмять нас под себя. Кроме того, надо честно признать, что напряжённо работать не в нашей традиции, иначе почему производительность труда была в СССР и остаётся в новой России ниже, чем на Западе. Но только при высокой производительности можно иметь в достатке и пушек, и масла.
***
В 50-е годы в Советском Союзе возникло новое явление, стиляжничество, состоявшее "в слепом подражании крикливой моде"* (в основном американской, о которой можно было узнать из голливудских кинофильмов, появившихся во время хрущёвской "оттепели" на наших экранах, хотя и в ограниченном количестве). Его приверженцев называли стилягами. Наиболее типичными элементами их одежды, ставшими мишенями для критики и высмеивания, были: немыслимо ярких расцветок рубашки, платья, пиджаки, галстуки и носки, узкие брюки и юбки, обувь на толстой подошве, причёска с коком (у ребят) или с "конским хвостом" (у девушек). Именно такими изображали стиляг на карикатурах. Мало того, их не просто высмеивали, а обвиняли в безыдейности, от чего, как считалось, один шаг до предательства Родины.
И тогда, а также и теперь наши толерантно настроенные граждане с возмущением спрашивали (спрашивают): "Что в том плохого, если некоторые молодые люди хотят одеваться и выглядеть не как все?". В узких брюках и ярких носках--ничего, а вот в желании выделиться, противопоставив себя обществу, может содержаться опасность. Такое желание чревато самовольством и вседозволенностью, являющимися извращением свободы. Вольница и свобода не одно и то же. К чему приводит попустительство указанных извращений показал киевский Майдан. Начавшийся всего лишь с протестов, к тому же в балаганной форме, он закончился государственным переворотом, приведшим к власти на Украине национал-фашистов. И в этом прямая вина майдановских протестантов, что позволяет назвать их предателями своей родины.
Да и крах СССР может служить примером того, как игры в свободу способны закружить голову обществу до потери им даже чувства самосохранения.
___________
* См. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
***
Ошибочно полагать, будто ревность является производной, а по своей силе зависит от личных качеств того, кого ревнуют, например, его внешности. На самом деле ревновать можно и красавца Феба, и страшилище Квазимодо. Ревность целиком определяется личностью ревнивца и представляет собой вот что: н е с м е т ь т р о г а т ь м о ё, н е с м е т ь с м о т р е т ь н а д р у г и х.
***
Наряду с очевидными минусами одинокой жизни Робинзона на его острове она имела и несомненный важный плюс: герою романа Дефо не нужно было опасаться мошенничества, воровства, предательства и других неотъемлемых атрибутов общественного существования.
***
Одно из значений слова "обесчестить":* лишить женской чести. Стало быть, вот что происходит в первую брачную ночь: молодой муж навсегда лишает чести свою любимую с её добровольного согласия. То же самое, но уже без такого согласия, происходит при изнасиловании девушки.
По аналогии с изнасилованием столица государства или всё оно лишаются своей чести при захвате врагом. И это необратимый акт.
____________
* См. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова
***
Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины.
(Ф. Ницше)
Сегодня, в середине 10-х годов, можно уверенно говорить, что отечественное кино,* оправившись от последствий краха СССР, встало на ноги. Сужу об этом по отсутствию засилья иностранных фильмов на телеэкранах, имевшего место в начале постсоветского времени. Однако причин для радости, увы, нет. Чужеземное кино ушло, но не бесследно. За годы оккупации, добровольно нами допущенной, оно заразило наше национальное кино болезнями, раньше нам не известными. Как в своё время пришельцы из так называемых цивилизованных стран заразили сифилисом малые северные народы.
В советском кино не было деления на элитарное и коммерческое. Просто были хорошие фильмы и фильмы ничего. Откровенно плохих не припомню. И это определялось талантом авторов: сценаристов, режиссёров, актёров. Специально снимать посредственное в художественном отношении кино в расчёте на непритязательность рядового зрителя никому и в голову не приходило. Что касается идеологической цензуры, вызывавшей недовольство некоторой части нашей творческой интеллигенции, то, как теперь стало ясно, она играла позитивную роль, защищая нас от действительно тлетворного, в чём мы убедились на собственном опыте, влияния Европы и Америки.
Сейчас вследствие инфицирования западным "эстетическим сифилисом" всё изменилось. Появилось коммерческое кино, кино на потребу. И ладно бы оно удовлетворяло достойные потребности людей, так нет же--в основном дурной вкус, а то и низменные интересы. Кроме того, самостоятельной и едва ли не самой важной целью кино стало стремление поначалу погрузить зрителя в атмосферу отчаяния и полной безысходности, обрушив на главного персонажа фильма все мыслимые и немыслимые горести и беды. Особенно любимым из них является гнусное предательство близкого человека. (Интересно, неужели авторам не жалко своего героя?). Конечно, потом будет хэппи-энд, но его зритель должен дождаться, вытерпев мощный удар негатива.** Картины несправедливости, а то и прямого и наглого беззакония, торжества зла буквально отбивают желание жить. Это какой-то извращённый садизм, садизм в квадрате. А ведь большинство из нас, живущих отнюдь не легко обычных людей, обывателей, хочет хотя бы в кино, т.е. виртуально, и в течение всего лишь нескольких часов пожить в атмосфере покоя и благополучия, где нет страха, отдохнуть душой, подзарядиться верой в добро. Извращенцами от кино мы лишаемся даже такой малости, причём за наши же деньги.***
Впрочем, не исключаю, что здесь имеет место не только извращение, а и отсутствие таланта. Не имея его, не снимешь "Иронию судьбы" или "Белое солнце пустыни". Вот и приходится нынешним киношникам восполнять недостаток таланта разного рода атрибутикой: технической (компьютерные спецэффекты) и давлением на психику зрителя. То, что раньше случилось с едой, произошло и с духовной пищей: натуральные продукты заменены эрзацами.
В первую очередь не выдерживают критики сценарии телефильмов. Убогая фантазия их авторов приводит к повторению одних и тех же сюжетных ходов: нечаянная (с одного раза физической близости) беременность героини и последовавшие непосредственно за этим предательство её возлюбленного и смерть единственного близкого человека, на чью помощь она могла рассчитывать, отказ в ответственный момент мобильного телефона (или по вине, как правило, из-за безалаберности, самого героя телефон оказывается в руках его тайного врага, который отвечает на поступивший звонок и вводит в заблуждение позвонившего, опорочив хозяина аппарата), ДТП с тяжёлыми последствиями или даже со смертельным исходом и т.д. и т.п. Из фильма в фильм кочуют штампы картин благополучия и успешности в жизни, выдаваемых за счастье: громадный загородный дом или шикарно обставленная городская квартира, в которой можно заблудиться и где человек живёт один, иномарка-внедорожник, дорогое кольцо, даримое героем героине, обед или ужин в ресторане с заказом блюд не нашей кухни, а то и еда палочками--тьфу!
Так что же, у нас нет талантливых сценаристов? Никогда в это не поверю. Думаю, здесь дело в том, что им не дают ходу продюсеры, главная забота которых--получать максимальную прибыль от своего бизнеса. И для этого выгоднее снять несколько фильмов по посредственным сценариям, чем один по хорошему. Ведь хороший сценарий нельзя написать быстро. А современная телеиндустрия требует всё делать в темпе. Говорят, что очередную серию телесериала начинают снимать, когда сценария следующей серии ещё нет. И он пишется чуть ли не прямо в студии. О каком качестве тут можно говорить? Только бы успеть из готовых штампов слепить что-то, хоть сколько-нибудь связное. При такой технологии(!) талантливые сценаристы, настоящие художники, не выдерживают конкуренции с халтурщиками. Уважающий себя автор, думающий не только о гонораре, на профанацию не пойдёт. И плодовитостью он похвастать не может. Вот и получилось, что неразборчивые бумагомаратели и щелкопёры стали поварами нашей духовной пищи.
Но, повторим, изначальным виновником беды является телевидение, поскольку именно спрос определяет предложение. Круглосуточное, семь дней в неделю вещание на десятках каналов--это ненасытное чудище, которое только полноценным продуктом не прокормить.
Как и от прочего зла, вошедшего в нашу жизнь в новейшее время, от инфекции, поразившей отечественное кино, похоже, избавиться невозможно. Слишком прилипчивой она оказалась. Да и многие ли из нас готовы мириться с этой заразой? Тогда, может, следует хотя бы предупреждать о ней? По примеру сопровождающего сейчас кинофильмы указания минимального возраста зрителей, кому фильмы можно смотреть, дополнительно указывать и степень их халтурности и "чернушности",**** чтобы люди могли заранее знать, стоит ли им смотреть предлагаемую картину.
______________
* Сразу оговорюсь, что речь пойдёт не об элитарном кино и не о фильмах, демонстрирующихся в кинотеатрах. Эту продукцию потребляет малая часть наших граждан. Предметом данного рассмотрения будут только художественные телевизионные фильмы-мелодрамы
** Ударить зрителя по мозгам--этот изуверский приём стал обязательным в современном кино
*** Говорят, что фильмы стоят недёшево. И государственные телеканалы приобретают их на бюджетные средства, собранные в виде налогов с нас, граждан
**** От "чернухи"--названия культурного течения в советском и затем российском кино и литературе конца 1980-х годов. Для чернухи характерно выпячивание негативных жизненных явлений: жёсткости, аморального, деструктивного, порнографии, проституции, наркомании, преступности