Сегодня лишь самые упёртые из нас продолжают утверждать, что у России нет альтернативы западному пути. Мол, это единственный путь к успеху. Но даже плохо разбирающиеся в вопросах устройства общества, экономики и политики инстинктивно чувствуют, что Россия ни Америкой, ни Европой стать не может. Китайский вариант нам тоже не подходит.
Дело учёных и специалистов подробно и аргументированно объяснить, почему это так. Я же рискну назвать главную причину. Мы, русский народ, не хотим работать до седьмого пота или, по словам Жванецкого, серых от усталости лиц.2 Однако мы не лентяи, хотя сами в том не без кокетства признаёмся:
"Звон бубенчиков трепетно может
Воскресить позабытую тень,
Мою русскую душу встревожить
И стряхнуть мою русскую лень!".
Русский человек не желает тратить силы на то, что, по его мнению, возможно, интуитивному, не является необходимым, без чего можно обойтись. Даже тогда, когда эти излишества могут достаться ему даром, с помощью чуда, его запросы скромны. Вспомним мужиков из поэмы Некрасова, задумавших узнать, кому на Руси жить хорошо. Чего они потребовали от скатерти-самобранки? Вдоволь простой (привычной) еды - и всё!
"...Только хлебушка
По полупуду в день...
Да по ведру бы водочки...
Да утром бы огурчиков
Солёных по десяточку...
А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску.
А вечером по чайничку
Горячего чайку...".
Мне скажут: "Ну уж плохие-то дороги, одна из двух русских бед, точно от лени".
Вот и нет. Если из родной деревни незачем или редко приходится ездить, то зачем убиваться, строя дорогу? О дорожных пробках мы узнали лишь тогда, когда обзавелись личными автомобилями, которые в основном эти пробки и создают своей многочисленностью. Но скажите, положа руку на сердце, часто ли наши поездки действительно необходимы?
Ещё об одном моменте национального отношения к труду. Скромность, неприхотливость, способность и готовность довольствоваться малым и простым в потреблении уравновешиваются высокими требованиями к моральной стороне труда. Нам не безразлично, доставляет ли он помимо зарплаты удовлетворение и радость. От этого зависит, станем ли мы вкалывать или ограничимся лишь исполнением своих обязанностей.
Сошлюсь на собственный опыт. Учёбу я ненавидел, о чём писал не раз и повторяться не буду. Работу тоже не любил. И за всю жизнь у меня был только один год, когда я работал с удовольствием. Не считаясь со временем и, кажется, не уставая. (Много лет спустя мне попалась формула, выражающая суть такой работы, - в книге Ли Чайлда и Эндрю Чайлда "Без плана "Б":"Найди работу, которую любишь, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни"). Разумеется, и учился и трудился я старательно, добросовестно, т.е. лентяем не был и хлеб свой ел, не стыдясь, тем не менее за исключением указанного года работал без души.
Примечание 1
Да, существуют и среди нас охочие до аккордной работы, но они, скорее, исключение. Например, золотодобытчик Вадим Туманов, которого Владимир Высоцкий считал своим другом.3
Повторю: высокая производительность труда западного человека обусловлена его ненасытностью, желанием и стремлением иметь всё больше и больше разного, модного и даже абсурдного. У него естественное потребление превратилось в противоестественное потребительство. И это - его традиция.
У русского человека другая традиция.
"Шёл я верхом, шёл я низом,
Строил мост в социализм,
Не достроил и устал
И уселся у моста.
Травка выросла у моста,
По мосту идут овечки.
Мы желаем - очень просто! -
Отдохнуть у этой речки".
Чем это плохо?! Хватит нам пытаться копировать других.
Примечание 2
Даже белое офицерство, отправляясь в эмиграцию после разгрома своей армии, сомневалось в том, стоит ли уезжать из "немытой России", однако Родины:
"Поручик Голицын, быть может, вернемся, К чему нам, поручик, чужая страна?".
Очевидно, что речь здесь идёт не только (не столько) о чужих пейзажах, сколько о противном русской душе образе жизни за границей.
Какой я вижу нашу собственную модель жизни общества?
Если коротко, - антиподомзападной модели во всех сферах жизни.
Подробнее (основные моменты):
следование здравому смыслу, а не ортодоксальной последовательности;4
умеренность во всём и в первую очередь в труде и потреблении;
возвращение к актуальным традициям;
неспешность и даже отказ от движения, если его смысл только в том, чтобы не упасть; не крутить педали велосипеда всё быстрее и быстрее, а остановиться и слезть с него.
Примечание 3
Мы извратили Божий промысел. Разве Он дал нам огромную красивую страну, чтобы мы перемещались по ней из конца в конец всего за 10 часов, при этом её не видя? Смог ли бы Тургенев написать "Утро туманное", если бы ехал в скором поезде, не говоря уже о самолёте? Сравним:
"...Многое вспомнишь родное,далёкое,
Слушая говор колёс непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое".
и
"Дым столбом - кипит, дымится
Пароход... Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Веселится и ликует
Весь народ.
И быстрее, шибче воли,
Поезд мчится в чистом поле".
Русское исконное и перенятое под действием соблазна, дьявольское. Думаю, не случайно эта "Попутная песня" Глинки (слова Кукольника) и по музыке, и по стиху напоминает куплеты Мефистофеля из оперы Гуно "Фауст":
"На земле весь род людской Чтит один кумир священный, Он царит над всей вселенной, Тот кумир - телец златой! В умилении сердечном, Прославляя истукан, Люди разных каст и стран Пляшут в круге бесконечном, Окружая пьедестал, Окружая пьедестал! Сатана там правит бал, Там правит бал! Сатана там правит бал, Там правит бал!";
отказ поклоняться идолу-прогрессу; всем разумно-достаточным мы можем себя обеспечивать уже сегодня; нам не нужны ни экстенсивность, ни интенсивность экономики;
существенное уменьшение числа занятых непроизводительным трудом5;
превращение в аграрную страну, в чём нет ничего зазорного; при этом наше новое сельское хозяйство должно быть не промышленно-производственным, не глобально машинно-тракторным (в земледелии), не стойловым и клеточным (в скотоводстве и птицеводстве, когда бедные животные за всю свою жизнь не получают и глотка свежего воздуха, не видят голубого неба и зелёной травы) и даже не сегодняшним органическим,6 а вековым традиционным с массовым участием людей; машины должны использоваться лишь для облегчения их труда, но не для замены; и, конечно, никаких вредных и разрушающих технологий;
отведение промышленности гражданского профиля обслуживающей роли при разумно-достаточном уровне развития предприятий, обеспечивающих потребности быта и сельского хозяйства новых форматов: телега не может находиться впереди лошади;
поддержание Оборонно-промышленного комплекса на самом высоком уровне, гарантирующем безопасность и независимость страны, невозможность безнаказанного причинения ей вреда кем бы то ни было;
количественное и качественное изменение Армии и Флота с целью превращения их в реально непобедимую силу;
восстановление "железного занавеса"7 с добавлением к прежним его функциям (см. сноску) функции культурной изоляции от Запада; превращение страны в крепость;
отказ от урбанизации, постепенное переселение в сельскую местность с расселением по всей территории страны; в городах должно оставаться только население, непосредственно связанное с находящимися в них промышленными предприятиями;
предоставление морали права решающего голоса во всей нашей жизни;
тотальный государственный контроль за воспитанием и образованием детей и молодёжи с целью выращивать из них современных Павликов Морозовых, Александров Матросовых и молодогвардейцев, беззаветно преданных своей стране.
Когда-то первый российский император, очаровавшись Европой, посадил нас на иглу подражательства.8 Мы должны, наконец, это осознать и от неё избавиться.
2 Такое впечатление сложилось у Михаила Михайловича, когда он был в США - А.У.
3 См. "Туманов, Вадим Иванович - Википедия"
4 Ортодоксальный - последовательный, неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения мировоззрения (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова). Примером ортодоксов в религии являются фарисеи, которых обличал Христос - А.У.
5 Непроизводительный труд - вид труда, непосредственно не связанный с производством материальных благ (см. Непроизводительный труд | это... Что такое...dic.academic.ru?Большая советская энциклопедия)
6 См. "Органическое сельское хозяйство - Википедия"
7 "Железный занавес" - политическое клише, введённое в активное обращение У. Черчиллем 5 марта 1946 года в его Фултонской речи и ознаменовавшее начало холодной войны. Клише обозначало информационный, политический и пограничный барьер, изолирующий СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада (см. "Железный занавес - Википедия")
8 По иронии судьбы первый российский Президент тоже неровно дышал к Европе - А.У.