Урицкий Никита Алексеевич : другие произведения.

Рим как полис

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




   Урицкий Никита.

Царский и раннереспубликанский Рим как полис

Введение

   Постановка вопроса.
   Рим. Был ли он полисом или нет? Этот вопрос занимает очень большое количество историков. Одни считают: "да, был". Другие отвечают: "нет, Рим - не полис". Я попытаюсь решить эту проблему, проанализировав социальное и политическое утройство царской и раннереспубликанской эпохи (позднейший Рим практически все историки считают не полисом, как и я). В римском государстве присутствовали и полисные и неполисные черты, которые мы выделим, и решим на основании соотношений этих черт, был ли Рим полисом. Это даст нам понять многие вещи в истории Города: была ли борьба патрициев и плебеев исключением или закономерностью и т.д.
   Источники. По этой эпохе имеется огромное количество, потому что в Риме, в отличие от Греции, историков было очень много. Но у всех этих документов и произведений есть очень большой недостаток: они написаны намного позже, во время поздней республики или даже в имперскую эпоху, что долгое время давало историкам повод для сомнения в подлинности существования царской власти в городе. Теперь этот факт доказан.
   Подробную картину жизни государства (я не употребляю слово "полис", так как еще не доказана мной полисность или неполисность Рима) дает в своей книге "История Рима от основания города до наших дней" Тит Ливий, написавший огромнейший исторический труд. Недостатки Тита Ливия как источника заключаются в том, что он в основном пересказывает мифы и слухи, мало опираясь на факты. Как и все римские историки, Ливий в своем рассказе возвеличивает Рим, представляя его идеальным государством, что вообще было характерно для римлян. Несмотря на это Ливий является ценнейшим источником по причине того, что по некоторым периодам истории является чуть ли не единственным.
   Одним из самых важных источников являются "Сравнительные жизнеописания" Плутарха. Несмотря на то, что Плутарх писал свои произведения уже в имперскую эпоху, он пишет верно. Хотя во многом и основывается на слухах и легендах. Жизнеописание Ромула полностью мифологично, что верно, ведь Ромул скорее всего не существовал и под образом Ромула представлялись люди, основавшие Рим, скорее всего целое поколение. Во всех "жизнеописаниях" присутствует большая доля мифов, что естественно для античности, когда каждое сколь нибудь важное событие, особенно древности, обрастало мифами. Для данной работы мною были использованы следующие жизнеописания: "Ромул", "Нума Помпилий" и "Попликола". Эти жизнеописания дают наиболее полную картину жизни той эпохи.
   Важный источник - Полибий, написавший книгу под названием "Всеобщая история", где им дается описание истории мира. Эта книга естественно, как и все римские исторические сочинения, воспевает величие Рима, что дает нам право утверждать, что Полибий, как , в общем, и все историки древнего мира, необъективен.
   Для характеристики состояния римского государства во время борьбы плебеев за гражданские права просто необходимы Законы XII таблиц, созданные в 450 году второй коллегией децемвиров. Законы определяли основную общественную и политическую жизнь Рима.
   Для работы мною были также использованы многочисленные поздние историки.
   Литература. Традиция изучения истории Рима вообще и раннего Рима в частности существует очень давно. Из огромного количества материала мною выбраны наилучшие сочинения.
   Говоря о какой-нибудь исторической проблеме невозможно не затронуть "Историю Рима" немецкого историка Теодора Моммзена. Моммзен в своем эпохальном труде описывает и анализирует всю историю Рима - от основания до падения. Он делит всю римскую историю на периоды, ограниченные определенными событиями, например важными битвами. В данной работе меня интересует первый том сочинения Моммзена - "До битвы при Пидне". Моммзен много говорит о первоначальном строе Рима, рассказывая и о структуре семьи, и о структуре рода, и о царской власти. Автор рассказывает обо всем содержании фактической истории Рима периода, о котором идет речь в данной работе.
   Следует отметить работы И.Л.Маяк , которая анализирует в них источники и всю информацию о Риме того времени. Маяк пишет об управлении, социальном делении, о жизни и нравах. Работы охватывают весь теоретический материал по определенному времени.
   Очень интересна точка зрения Палмера на проблему социального устройства Рима. В своей книге он в основном рассматривает трибо-куриальную систему деления граждан государства, перед этим проанализировав системы других народов. Палмер считает, что трибы и курии произошли от италиков, доказывая это и ранними свидетельствами и этимологией слов. Выделяет тройное деление Рима (три трибы - тридцать курий и т.д.), отмечая при этом то, что "зацикливание" на одном и том же числе вообще характерно для древних обществ.
   Хорошей представляется совместная работа Кузищина, Маяк, Гвоздевой и Ершовой. Этот учебник представляет довольно полную информацию по истории Рима. Рассмотрены источники, историография. Царский период рассмотрен коротко, зато республиканское время описано подробно.

Часть 1. Царский Рим

   Рим скорее всего возник путем синойкизма поселений разных племен на холмах Палатине, Квиринале, Виминале и других. Постепенно эти поселения объединились в одно - Рим, который с самого начала был разнородным по этническому составу. Такое объединение произошло видимо под влиянием какого-то человека, которого в последствии назовут Ромулом, основателем и первым царем Рима. Синойкизм привел к образованию нового государства.
   Социальный строй. До Сервия Туллия римский народ (populus romanus) делился на три племени - трибы. Их названия: тиции (сабины), рамны (латины) и луцеры (этруски). Как мы видим, гражданами Рима с самого начала являлись как минимум три народа. Каждая триба делилась на 10 курий - союзов мужчин-воинов. Основной единицей был род (gens), происходивший от какого-либо мифологического или реального предка. Сначала родов было 100, во время этрусских царей - 300. Род располагал общими землями, которые делились между потенциальными семьями (familia), которой управлял отец семьи (pater familias), имевший полную власть над всеми членами семьи, состоявшей из его жены, сыновей с их семьями и незамужних дочерей. Также pater familias считался собственником всего имущества членов семьи. Что интересно, совершеннолетние мужчины - члены семьи, подчиненные pater familias, имели все гражданские права. Такое социальное деление populus romanus было вполне нормальным для полисов. Сервий туллий разделил граждан на 21 трибу: 4 городских и 17 сельских.
   Граждане и неграждане. Первое время в римское гражданство принимались все селившиеся в городе. Это естественно являлось неполисной чертой, так как в классических полисах гражданство было строго ограниченным. Потом такой порядок исчез. Город наполнялся неполноправными людьми и их стали называть плебеями, плебсом, от слова plere - наполнять. Возникло сословное расслоение. "В противоположность резкому различию между гражданами и негражданами внутри самого гражданства существовала полная равноправность. Едва ли найдется какой-либо другой народ, у которого эти два принципа были проведены с такою же беспощадной последовательностью, как у римлян." Граждане назывались патрициями, то есть имеющими отцов. Такое название появилось вследствие того, что только семья граждан считалась официальной. Плебеи наделялись небольшим количеством земли, непригодным для скотоводства, поэтому они занимались в основном земледелием, торговлей и ремеслом. Такое четкое разделение на граждан и неграждан является чисто полисной чертой. Также в Риме существовали отношения патроната-клиентелла, когда патриций-патрон брал под покровительство или плебея-клиента, или бедного патриция. Клиент принимал имя патрона и входил в его семью на правах младшего ее члена. Но все-таки выше рабов. "Ромул поручил патрициям народ, разрешив каждому избрать кого он хочет патроном, назвав это патронатом. Он установил следующее право патроната: патрициям следует толковать своим клиентам законы, присутствовать и помогать им на суде, если они претерпели несправедливость и если они обвинены. Клиентам же надлежит помогать патронам при выдаче замуж дочерей, если родителям недостает средств, выкупать их у врагов, если они сами или их дети взяты в плен, а также платить за них как убытки от частных тяжб, так и штрафы государству, если они будут осуждены. Вообще же по божескому и человеческому праву те и другие не могли друг друга обвинять, выступать друг против друга свидетелями или подавать голос за неблагоприятное [для тех или других] решение. Если же кто-либо оказывался замешанным в такого рода злодеяниях, по закону о предательстве, который санкционировал Ромул. Он подлежал ответственности, а будучи осужден, мог быть кем угодно убит, как посвященный подземному Зевсу."
   Земельная собственность. Собственность на землю в Риме, как и в греческих полисах, была двойственной. Существовала общественная земля (ager publicus), которая считалась общей собственностью всех римлян и каждый мог занять ее кусок. Расширение ager publicus и было основным поводом к началу войн, ведь для все большего населения нужно все больше земли. Факт существования ager publicus является одновременно и полисной чертой (двойственная собственность на землю) и неполисной (из-за ager publicus постоянно велись завоевательные войны, что вообще-то несвойственно для полисов).
   Политический строй. Власть в Риме всегда определяло понятие imperium'а, высшей государственной власти. Imperium выражался в царских регалиях (золотой трон, золотой дубовый венок и т.д.) и в ликторах (наказующих), носивших фасции - связки прутьев, в которые за пределами города вставлялись двусторонние секиры. У царей было 24 ликтора, символ самой высокой государственной власти. Римом управляли три органа власти: сенат, царь и комиции. Сенат (от слова senex - старец) - совет сначала 100, потом 300 (по числу патрицианских родов) человек, по одному pater familias от каждого рода. Сенат предлагал кандидатуры царя на комициях, выбирал интеррекса (человека, который исполнял функции царя после смерти старого и до вступления на престол нового) и заключался мир. По началу существовали только куриатные комиции - народные сходки по куриям, где выбирались по предложению сената новые цари и объявлялась война. Царь (rex) исполнял жреческие и полководческие функции. "Ромул дал царю такие права: чтобы он возглавлял священнодействия и жертвоприношения, чтобы хранил законы и нравы отцов, более важные преступления разбирая сам; собирал сенат и созывал народ и имел высшую власть во время войны. Собранию сената он дал такую власть, чтобы оно обсуждало и подавало голоса по всякому делу, которое ему доложит царь. Народу же он предоставил эти три [права]: выбирать магистратов, санкционировать законы и решать о войне, когда царь к нему обратится. Но голоса подавал не сразу весь народ, но созванный по куриям." Такой государственный строй напоминает полисный, хотя понятие imperium'а наводит на мысли о том, что верховная государственная власть принадлежит не гражданам, а тому, с кем ликторы. Сервий Туллий в корне изменил систему голосования в комициях, введя центуриатные комиции. Сервий Туллий, поделив армию по центуриям по имущественному цензу, причем больше всего центурий было самых богатых, установил тимократию, ведущую к демократии, так как в войске участвовали и плебеи. Власть последних царей можно назвать аналогом раннегреческой тирании, так как они пытались ослабить родовую знать, делали больший упор на весь народ.

Часть 2. Ранняя республика

   В 510 г. до н.э. был свергнут последний царь Рима - Тарквиний гордый и установилась республика (res publica - общее дело). Социальный строй остался подобным социальному строю Сервия Туллия, но все остальное очень сильно изменилось.
   Граждане и неграждане. С V по III веке в Риме шла борьба патрициев и плебеев. Плебеи требовали полноправия, чего в конце концов и достигли. Сама возможность такой борьбы например в Афинах была недопустима. Борьба патрициев и плебеев является ярким выражением неполисных черт римского государства. Уже после завоевания Италии ситуация с негражданами изменилась. Римско - италийская конфедерация делилась на Рим и муниципии с римским гражданством (у римских граждан было четыре основных права: Jus conubii - право квиритского брака (между гражданами), Jus commercii - имущественное право, Jus suffragii - право участвовать в комициях и Jus honorum - право быть магистратом), муниципии с латинским гражданством (у них было только два первых права, но если они переселялись в Рим, то получали римское гражданство), союзников, которые не имели никаких прав и на префектуры, не имевшие никакой самостоятельности. В Республике не было четкого разделения на граждан и неграждан - каждый переселившийся в Рим получал римское гражданство. Было несколько степеней граждан, в то время как в греческих полисах разделение было четким. Неопределенность гражданства - абсолютно неполисная черта.
   Политический строй. Республика управлялась выборными магистратами, сенатом и народом. Главной магистратурой были консулы, исполнявшие функции царя, но выбираемые на год. Консулов было двое, чтобы не допустить тирании. "... если мы сосредоточим внимание на власти консулов, государство покажется вполне монархическим и царским, если на сенате - аристократическим, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положение народа, он, наверное, признает римское государство демократией". Кроме консулов, имевших по 12 ликторов, были также преторы - заместители консулов и судьи, в количестве четырех и имевшие по 6 ликторов. Одной из важнейших магистратур являлись народные трибуны, избиравшиеся только из плебеев и имевшие право вето - отменить решение любого магистрата. Личность народного трибуна считалась священной и всякий оскорбивший его хотя бы на словах подлежал смерти. Кроме вышеназванных были еще квесторы - казначеи государства, цензоры - избираемые каждые пять лет на полтора года и проверявшие списки граждан и сенаторов, эдилы, занимавшиеся благоустройством города и развлечениями. Также было некоторое количество коллегий, занимавшихся разными делами. Кроме этих ординарных магистратур были также и экстраординарные - диктатор и выбираемый им начальник конницы. Диктатор избирался сенатом в экстренных ситуациях на полгода и имел неограниченную власть. Во время действия диктатора все остальные магистратуры, кроме народных трибунов, просто лишавшихся права вето, упразднялись. Часть магистратур по-прежнему избиралась в центуриатных комициях, часть - в новых трибутных, появившихся во время борьбы патрициев и плебеев. Куриатные комиции по-прежнему оставались только патрицианскими, но не выбирали никаких магистратов. Здесь есть и полисные и неполисные черты. Полисные: магистраты выбираются на ограниченный срок, после окончания должности они должны отчитываться перед народом. Неполисные: понятие imperium'а, три вида народных собраний, что было бы странным для греческого полиса, где собрание было одним и на нем решались все вопросы.

Часть 3. Выводы

   Мы выделили полисные и неполисные черты в царском и раннереспубликанском Риме, после чего мы можем решить, являлся ли Рим полисом.
   Аргументы в пользу Рима - полиса. Рим является государством, которое представляет из себя общину полноправных граждан, управляющих этим государством. Каждому гражданину принадлежит надел от общей земли, собственность на землю двойственна. Гражданин на этой земле занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя пищей. Гражданин также может заниматься ремеслом или торговлей. Не делается различий между гражданами, живущими в городе и в сельской местности. Граждане участвуют в обороне государства. Единственное отличие от классического греческого полиса - ополчение состоит не из всех способных носить оружие, а из специально набранных для этого граждан. Даже когда существовал царь, он не был единоличным правителем, кроме него все же были сенат и комиции. В эпоху республики, до создания средиземноморской державы, разрушившей римский полис, магистраты избираются на определенное время, они безвозмездны. Магистратом может стать каждый гражданин государства и каждый гражданин может выбирать магистратов. Даже само слово республика значит общее дело, то есть управление государством - дело всех граждан.
   Аргументы в пользу Рима - неполиса. В Риме существует понятие imperium'а, который принадлежит не народу, а носителю регалий и повелителю ликторов - царю, диктатору, консулу, претору. Народ же с сенатом только решают, кому передать imperium. Гражданство в Риме не определено, гражданином разными путями может стать практически любой, даже вольноотпущенники. Есть сословное расслоение - в сенат могут входит только патриции, значит плебс все-таки не равноправен с ними. Царь - должность пожизненная, причем он обладает практически полной властью. Стремление к расширению ager publicus ведет к постоянным завоевательным войнам, что было нехарактерно для полисов.
   Вывод. Из всего вышесказанного мы видим, что Рим был полисом, но некоторые вещи выходили за рамки полиса. Но если Спарту, со всеми ее отклонениями от полисного канона, можно считать полисом, то и Рим тоже.
   Литература
      -- Теодор Моммзен. История Рима. Т.1.До битвы при Пидне. - С.-Пб.:Наука, Ювента, 1997.
      -- И.Л.Маяк. Рим первых царей. - М.:Изд-во московского университета, 1983.
      -- И.Л.Маяк. Римляне ранней республики. - М.:Изд-во московского университета, 1993.
      -- Robert E.A. Palmer. The Archaic community of the Romans. - Cambridge university press, 1970.
      -- Кузищин В.И. и др. История Древнего Рима. - М.:Высшая школа, 2000
   Источники
      -- Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Изд-во соц.-экономической лит-ры, 1962. - С.71
      -- Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Высш. Школа, 1987.
      -- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: Эксмо-пресс, Х.: Фолио, 1999.
   Теодор Моммзен. История Рима. Т.1.До битвы при Пидне. - С.-Пб.:Наука, Ювента, 1997.
   И.Л.Маяк. Рим первых царей. - М.:Изд-во московского университета, 1983.
   И.Л.Маяк. Римляне ранней республики. - М.:Изд-во московского университета, 1993.
   Robert E.A. Palmer. The Archaic community of the Romans. - Cambridge university press, 1970.
   Кузищин В.И. и др. История Древнего Рима. - М.:Высшая школа, 2000.
   Теодор Моммзен. История Рима. Т.1.До битвы при Пидне. - С.-Пб.:Наука, Ювента, 1997. - С.71.
   Дионисий Галикарнасский. Римские древности. - Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Изд-во соц.-экономической лит-ры, 1962. - С.48.
   Дионисий Галикарнасский. Римские древности. - Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Изд-во соц.-экономической лит-ры, 1962. - С.49.
   Полибий. Всеобщая история. - Цит. по: Хрестоматия по истории Древнего Рима. - М.:Изд-во соц.-экономической лит-ры, 1962. - С.71.
  
  
      --


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"