"Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал: "Тссс!"
Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый тёмноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек
(внешнее сходство в описании мастера и Н.В.Гоголя, на мой взгляд, дополнительная подсказка автора о том, что он имеет ввиду классика своего времени А.М.Горького, которому в 1936 году было 68 лет)
примерно лет тридцати восьми
(в комнату к Ивану Николаевичу Бездомному, для получения достоверной информации о замыслах подсаживают мастера, в качестве подсадного стукача, "сученного", как говорят на блатном жаргоне).
Убедившись в том, что Иван один, и прислушивавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное".
Необходимое дополнение.
Фиксирует своим кодовым словом "тут" М.А.Булгаков внимание читателя.
Мы оставили поэта в раздвоенном состоянии, на глазах мудреющим.
Теперь к нему явился человек одетый в "больничное" одеяние.
В своей излюбленной манере М.А.Булгаков обозначает переход Ивана Николаевича Бездомного из тюрьмы в психиатрическую клинику, где под прикрытием доктора Стравинского обитает мастер.
Подученный врачом, поэт теперь стал несчастным душевнобольным.
Нигде ранее автор не называл клинику словом больница, более того, во всём тексте романа не прозвучит ни разу знакомое любому человеку слово "палата", как всегда в лечебных учреждениях называют комнаты, где содержат больных. Безусловно, что автор сознательно не употребляет наиболее подходящее в данной ситуации слово, чтобы читатели могли догадаться о том, под чьим контролем находятся и "клиника", и, теперь, "больница".
Продолжим.
"На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
Пришедший подмигнул Ивану
(мастер мимикой лица и знаками направляет общение в допустимое русло, тем самым, демонстрируя поэту и читателям, от автора, наличие прослушивания в комнате),
спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился: "Можно присесть?" - и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.
- Как же вы сюда попали? - повинуясь сухому грозящему пальцу, шепотом спросил Иван. - Ведь балконные-то решётки на замках?
- Решётки-то на замках, - подтвердил гость, - но Прасковья Фёдоровна - милейший, но, увы, рассеянный человек
(сам мастер с первого свидания не скрывает своего положения перед Бездомным).
Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа".
Необходимое дополнение.
Невозможно в психиатрической клинике, тем более в тюрьме, выкрасть ключи. Подобного рода вещи строго контролируются в закрытых заведениях и находятся на ежедневном учете.
Так же, учитывая, что лечебница особая, каждая дверь в ней запирается каждый раз при входе и выходе.
Исчезновение ключей у Прасковьи Федоровны остановило бы ее у первой же двери. Такая потеря может быть только сознательной.
Рассеянных надзирателей и фельдшеров в психиатрических клиниках не бывает по определению. Это просто очень опасно для всего учреждения. Обычно безвозвратная потеря связки ключей ведёт к врезанию новых замков на важных направлениях движения, что делало обладателя связки беспомощным.
Продолжим.
"- Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать
(кому и зачем удирать из больниц?).
Или высоко? - заинтересовался Иван.
- Нет, - твердо ответил гость, - я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда
(полностью подконтролен и безопасен мастер, за неимением лучшего власть превратила его в стукача, сведения, которые пока способен добывать он, это единственное, что помогает ему как-то выжить, будучи полезным советской власти, никакой другой работы для него нет).
- И после паузы он добавил: - Итак, сидим?
(возможно ли ещё точнее обозначить место и условия пребывания поэта в заведении, как не сказать простое и ясное любому человеку, понимающему русский язык, слово, которое повторённое дважды, мало того, встречавшееся раньше во сне Никанора Ивановича, может обозначать только принудительное содержание под арестом, конечно, никак не возможно).
- Сидим, - ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца
(бегающие глаза еще одна характерная черта обманывающего коварного человека или человека запутавшегося, морально сломленного).
- Да... - тут гость вдруг встревожился, - но вы, надеюсь, не буйный?
(предупреждение мастера о том, что не надо драться, частенько предыдущие его знакомые в этих стенах кидались на него с побоями)
А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или какой-нибудь иной крик
(надзиратели наблюдают и придут незамедлительно, тогда вам будет больно и вас будут бить).
Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
- Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, - мужественно признался преображенный поэт
(бахвалится и угрожает Иван).
- Основание? - строго спросил гость.
- Да, признаться, без основания, - сконфузившись, ответил Иван
(были основания, первым из тех, кто повязал поэта, был тот с "мясистым лицом, бритым и упитанным, в роговых очках").
- Безобразие, - осудил гость Ивана и добавил: - А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь все-таки лицо
(заступаясь за соратников по профессии, и указывая на своё общественное положение).
Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.
Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:
- Профессия?
- Поэт, - почему-то неохотно признался Иван.
Пришедший огорчился.
- Ох, как мне не везёт!
(в таких местах не встречаются случайно люди, за дверью стоят наблюдатели, всё спланировано и известно заранее)
- воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: - А как ваша фамилия?
- Бездомный.
- Эх, эх... - сказал гость, морщась
(идентификация совпала, это тот, кто нужно).
- А вам что же, мои стихи не нравятся? - с любопытством спросил Иван.
- Ужасно не нравятся.
- А вы какие читали?
- Никаких я ваших стихов не читал! - нервно воскликнул посетитель.
- А как же вы говорите?
(как можно давать оценку, не читая?)
- Ну, что ж тут такого, - ответил гость, - как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
(можно ли, не прочитав ни слова, судить о произведениях искусства)
- Чудовищны! - вдруг смело и откровенно произнёс Иван
(как и подобает оценивать свои труды любому талантливому человеку).
- Не пишите больше! - попросил пришедший умоляюще
(выполняя поставленную ему задачу и объясняя условия игры с неграмотными сотрудниками НКВД).
- Обещаю и клянусь! - торжественно произнёс Иван"
(понимая и подхватывая новую игру с большевиками).
Необходимое дополнение.
Зачем ему их читать, достаточно того, что стихи прочитал уже Воланд в главе 1:
"Здесь иностранец вытащил из кармана вчерашний номер "Литературной газеты", и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи".
С легкой руки М.А.Булгакова, вся наша страна вместе с ведущими литераторами будет повторять эти слова, как заклинание: "Никаких я ваших стихов, романов, рассказов, произведений не читал, не видел, не слышал, но знаю, что они чудовищны!".
В сумасшедшей попытке людей умственного труда, угождая советской власти, выживать самим.
Так был заклеймен лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак и его выдающийся роман "Доктор Живаго".
Уверен, что фраза:
"Я ничего из ваших (Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Зощенко и т.д., и т.д. ...) книг не читал, но знаю, что они дрянь", - многократно разносилась по тысячам кабинетов от тысяч неграмотных сотрудников НКВД в лицо всей российской интеллигенции на протяжении всего существования советской власти.
Попытка кухарок, быдла и черни управлять учеными, интеллигенцией.
Страшная попытка...
Продолжим.
"Клятву скрепили рукопожатием, и тут из коридора донеслись мягкие шаги и голоса
(строго следит за исполнением приказа дежурный наблюдатель за дверью).
- Тсс, - шепнул гость и, выскочив на балкон
(будто бы незаметно уходит мастер).
Заглянула Прасковья Федоровна, спросила, как Иван себя чувствует и желает ли он спать в темноте или со светом
(спать со светом невозможно, Ивану разрешают читать и писать даже ночью, в награду за послушание не писать больше и сотрудничать с администрацией).
Иван попросил свет оставить, и Прасковья Федоровна удалилась, пожелав больному спокойной ночи. И когда всё стихло, вновь вернулся гость.
Он шепотом сообщил Ивану, что в 119-ю комнату привезли новенького, какого-то толстяка с багровой физиономией
(привезли Никанора Ивановича Босого, от греха подальше, спровадил его сюда Коровьёв, но самого Фагота это не спасёт),
всё время бормочущего про какую-то валюту в вентиляции и клянущегося, что у них на Садовой поселилась нечистая сила
(болтовнёй о бесах "косит" под умалишённого председатель жилтоварищества).
- Пушкина ругает на чём свет стоит
(кого ещё ему винить, коли во всех его проблемах виноват один Пушкин)
и всё время кричит: "Куролесов, бис, бис!"
(здесь подсказывает автор неискренность Никанора Ивановича, ему необходимо для наблюдателей восторгаться придворным артистом, в Эпилоге его чуть удар не хватит от радости, что помер знаменитый артист)
- говорил гость, тревожно дёргаясь. Успокоившись, он сел, сказал: - А впрочем, бог с ним
(мельком, в своём стиле, упоминая имя божье, М.А.Булгаков обозначает своих положительных героев),
- и продолжал беседу с Иваном: - Так из-за чего же вы попали сюда?
(задаёт нужную тему разговора)
- Из-за Понтия Пилата, - хмуро глянув в пол, ответил Иван
(из-за царя Николая Второго).
- Как?! - забыв осторожность, крикнул гость и сам себе зажал рот рукой
(в деле об гибели М.А.Берлиоза фигурирует контрреволюционный заговор, никаких упоминаний царя в собственном задании у мастера не было).
Иван первоначально запинаясь и робея, а потом осмелев, начал рассказывать вчерашнюю историю на Патриарших прудах. Да, благодарного слушателя получил Иван Николаевич в лице таинственного похитителя ключей! Гость не рядил Ивана в сумасшедшие, проявил величайший интерес к рассказываемому и по мере развития этого рассказа, наконец, пришёл в восторг
(при определённых упражнениях любого человека можно обучить подобному поведению, облегчающему собеседнику способность выбалтывать все свои секреты).
Он то и дело прерывал Ивана восклицаниями:
- Ну, ну, дальше, дальше, умоляю вас! Но только, ради всего святого, не пропускайте ничего!
Иван ничего и не пропускал, ему самому было так легче рассказывать, и постепенно добрался до того момента, как Понтий Пилат в белой мантии с кровавым подбоем вышел на балкон
(автор дополнительно подчёркивает совпадение в трактовке истории между мастером и Воландом, кощунственно указывая на то, на кого теперь молится мастер, или, быть может, так автор указывает на покаяние его перед памятью невинно убиенного царя Николая Второго)
Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал:
- О, как я угадал! О, как я всё угадал!
Описание ужасной смерти Берлиоза слушающий сопроводил загадочным замечанием, причём глаза его вспыхнули злобой
(воспоминания о прошлом злят гостя, пробуждая в нем память о тех, чьи бесчисленные двухмесячные критические отзывы стали поводом, последовавших потом по отношению к нему, репрессий, так же, как и Маргарита не верно оценивая попытку литераторов продвигать роман мастера):
- Об одном жалею, что на месте этого Берлиоза не было критика Латунского или литератора Мстислава Лавровича. - И исступлённо
(находится в состоянии крайнего возбуждения мастер, воспоминания о собственном недописанном романе и литераторах пробуждают в нём прежние, почти умершие страсти),
но беззвучно вскричал: - Дальше!
Кот, плативший кондукторше, чрезвычайно развеселил гостя, и он давился от тихого смеха, глядя, как взволнованный успехом своего повествования Иван тихо прыгал на корточках, изображая кота с гривенником возле усов
(как обычно, у М.А.Булгакова в романе предметом насмешек становится Н.И.Ежов, не раз встречавшийся мастеру в жизни и столь же, как и самому автору, ненавистный).
- И вот, - рассказав про происшествие в Грибоедове, загрустив и затуманившись, Иван закончил: - я и оказался здесь.
Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так:
- Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всём виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились
(при подслушивающих надзирателях основной причиной задержания Ивана мастер называет неуважительное, оскорбительное поведение его по отношению к Воланду, тем самым выражая дополнительное почтение всемогущему хозяину и заодно смягчая обвинения, выдвинутые против поэта).
И надо ещё сказать спасибо, что всё это обошлось вам сравнительно дёшево.
- Да кто же он, наконец, такой? - в возбуждении потрясая кулаками спросил Иван.
Гость вгляделся в Ивана и ответил вопросом:
- А вы не впадёте в беспокойство? Мы все здесь люди ненадёжные... Вызова врача, уколов и прочей возни не будет?
(опасается называть фамилию вождя, боясь чересчур бурной реакции поэта, беспокоясь за то, чтобы не сгубило излишние любопытство Ивана Николаевича)
- Нет, нет! - воскликнул Иван. - Скажите, кто он такой?
- Ну хорошо, - ответил гость и веско и раздельно сказал: - Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной
(называя Воланда-Сталина в книге именем царя тёмных сил зла, мастер сознательно, под запись надзирателей, льстит вождю, ясно осознавая его любовь к этому образу, как необходимой силе для строительства царства истины, светлого будущего, коммунизма).
Иван не впал в беспокойство, как и обещал, но был всё-таки сильнейшим образом ошарашен
(любой здравомыслящий человек будет, по меньшей мере, сильно удивлён, когда ему заявят, что встреченный вчера на бульваре господин есть сатана).
- Не может этого быть! Его не существует!
- Помилуйте! Уж кому-кому, но не вам это говорить. Вы были одним, по-видимому, из первых, кто от него пострадал. Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а всё толкуете о том, что его нет
(находясь в доме для умалишённых никого удивить утверждением о наличии дьявола нельзя, здесь это явление обычное).
Право, это странно!
Сбитый с толку Иван замолчал.
- Лишь только вы начали его описывать, - продолжал гость, - я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать