Усманова Александра Рустамовна: другие произведения.

Бездарь

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:

Бездарь



- Эй, дядя, ворон не лови, да?
Я обернулся и увидел парня лет шестнадцати, в руках которого болтался чумазый мальчишка.
- Вы тут в столице все такие тетери, или ты особенный? И скажи мне, что тут делают с карманниками: спускают шкуру или отнимают руку, а?
Мальчишка перестал брыкаться, замер мышонком, вперив в меня перепуганный взгляд.
- Здравствуй. Я - особая тетеря, тетеря из тетерь, так сказать. А этого... джентльмена удачи я бы отпустил, он больше не будет, правда?
Мальчишка энергично закивал.
- Иначе вот этот... дядя тебя отловит и оторвёт ухо, правда?
- Делов-то, - хмыкнул парень, подыгрывая мне, и разжал пальцы.
Беспризорник вертанулся на месте и растворился в надвигающихся сумерках.
- Ты вот, дядя, скажи мне только, ежели я его обратно поймаю, мне ему правда ухо оторвать, да? А то, как бы чего не вышло.
- Про ухо я пошутил, но, думаю, мальчишка всё принял за чистую монету. Его ведь ещё ни разу не ловили на кармане, глядишь, бросит это дело. Но если ты его второй раз поймаешь, веди в участок.
- Ага, пошутил он, - угрюмо бросил парень, - хорошо, я переспросить догадался, не то... Эх, дядя, а кошелёк-тот твой тю-тю! Зря только ловил.
- Ну, положим, не зря, - я продемонстрировал бумажник парню, с удовольствием подмечая его округлившиеся глаза. - Ты пока мальца пугал, кошелёк я себе вернул.
- Во даёшь! - присвистнул парень. - Ты хоть и тетеря, да таки не промах... Вот что, скажи пожалуйста, где тут у вас ближайший театр?
- В актёры метишь?
От парнишки веяло даже не провинциальностью, а почти карикатурной местечковостью: кургузый мешковатый пиджачок, полосатые брюки на вырост, кепка. Не хватало разве что рубашки в мелкий цветочек и куцего аляповатого галстука. Он был словно вытесан из цельного куска дерева и двигался, как марионетка в руках ребёнка. Речь тоже была не ахти: он "свистел" на шипящих, на "р" то грассировал, то картавил. Единственное, что он умел - правильно дышать.
- Бог с тобою, дядя, глаза-то разуй! Я же бездарь. Без-дарь! - повторил он по слогам для пущей убедительности, но взгляд стал, как у побитой собаки. - Мне для другого дела.
- Скажешь, для какого?
- Э нет! Если я каждому про дело своё буду рассказывать, я так никуда не приду, а прийти надо.
- Вот что, юноша. Ты сегодня спас мой кошелёк, так что приглашаю тебя разделить со мной ужин. Поговорим. Ты расскажешь, для какого дела тебе понадобился театр, а я, если увижу, что дело стоящее... поспособствую, чтобы тебя туда приняли.
- По рукам, дядя!
Мы пошли в уютный кабачок, где всегда можно было вкусно и недорого поесть, сделали заказ и я приготовился слушать.
- Бабка моя, царство небесное, состояла при театре. Там и жила - в комнатушке на чердаке. А я, значит, жил вместе с нею, сколько себя помню. А театр... Эх, это такая штука, что... Нет, не могу я сказать, не умею!
Паренёк вздохнул. Но то, о чём он не мог рассказать мне словами, говорили его глаза, лицо, руки. Театр был для парнишки домом, храмом, святыней; куда приходишь, чтобы приклонить голову и преклонить колени, он был целым миром и ним самим одновременно.
- Я не могу быть без театра, он как заноза в самой середине души: и хотел бы вырвать, да вместе с ней сам закончишься. Я умею быть, кем захочешь: рабочим, суфлёром, гримёром, костюмером, осветителем, пиротехником, уборщиком... А терпеть насмешки сил моих больше нету.
Он опустил голову, а я подавил порыв похлопать его по руке. Принесли еду, парнишка оживился, и следующий час развлекал меня театральными байками.
- Ну что, Марк, - сказал я после ужина, - идём устраивать тебя в театр?
- Идём? - воскликнул парнишка.
- Я сам работаю в театре.
- И кем же, дядя... Андрей Сергеич? Охранником, небось?
- А если и так, не пойдёшь?
- А если пойду?
Я засмеялся и повёл его к небольшому аккуратному зданию.

В театре его полюбили за неунывающий нрав и готовность помочь в любом деле. Он действительно досконально знал всю закулисную кухню и умел делать всё. И только актёром он не был. Марк не соврал, он был самой бездарной бездарью, которую я когда-либо видел. Он был блестящим теоретиком, но не мог самого элементарного. Однако, что-то в нём было, какая-то загадка, которая побудила меня принять парнишку в театр, поселить в комнатке на втором этаже и скрыть, что я директор.
Прошло чуть больше месяца. Однажды я задержался дольше обычного. Кроме меня в здании были только сторож и Марк, а может быть, только Марк, если сторож пошёл на обход. Я задумчиво шагал к выходу, когда услышал.
- Здравствуй. Это опять я.
Несколько секунд ушло на осознание, что голос идёт со сцены. Я тихонько прошёл за кулисы и увидел парнишку. Он сидел посреди сцены, скрестив ноги. Одинокий луч прожектора пронзал парня и сгущал мрак вокруг него. Лицо Марка обращено к свету, глаза закрыты, руки гладят доски сцены. Голос то опускается до шёпота, то заполняет зал. Я слышу немного, но в каждом слове - любовь.
А потом я увидел главное.
Мрак вокруг парнишки сгустился, заволновался, пошёл складками, и стал распадаться на отдельные силуэты мужчин, женщин, детей. Они обретали чёткие формы, цвет, глубину, характер. Марку понадобилось меньше минуты, чтобы создать вокруг себя летний день в парке. Там были лебединый пруд, скамейки, деревья, дорожки, газоны, клумбы, прогуливающиеся парочки, играющие дети, киоски с мороженым, сладостями и игрушками, прокат лодок и... Там было всё! Фантомы двигались легко и естественно, наполняя сцену солнцем, ветром, запахами, звуками, расширяя пространство, стирая границы реального нереального.
Мне пришлось прикусить губу, чтобы не выдать себя, но я всё таки не сдержался, когда изменились костюмы и атрибуты времени. Марк повернул ко мне лицо, но глаза не открыл.
- Это я, Марк. Добрый вечер.
- Здравствуй!
Фантомы замерли, стало сумрачно, словно солнце спряталось за тучу.
- Что тут у тебя? - я сел рядом с парнишкой.
Он протянул мне открытку: парк, лебеди, прокат лодок, отдыхающие. И год - 1856.
- Здорово! Покажи ещё что-нибудь.
- А что ты хочешь увидеть?
- А что ты можешь?
- Не знаю, наверное, всё.
Паренёк не бахвалится, голос спокоен, лицо безмятежно.
- Покажи тогда нашего "Тартюфа".
Парк исчезает, сгущается мрак, из мрака выплывают фантомы актёров, декорации, звучат реплики, играет музыка. Я наблюдаю несколько минут, а затем прошу:
- Можешь заменить Шурика на... Миронова? Знаешь, кто это?
Марк молчит, но фигура Шурки на миг расплывается, и я вижу фантом старого актёра.
- А можешь показать мне свою бабушку? Не выходя за рамки пьесы?
Я молча внимал действу, что разворачивалось на сцене по воле Марка, и не мог надивиться силе таланта паренька.
- А теперь яви всё, что можешь!
"Тартюф" остался "Тартюфом", но места персонажей заняли актёры разных эпох, которые играли каждый в своей манере. Декорации стали богаче, костюмы - роскошнее, оркестр - симфоническим. Исчезли доски сцены и бархат кулис, появился дом Оргона. Зазвучала французская речь...
- Достаточно. Кто-нибудь ещё видел, что ты можешь?
- Конечно, - пожал плечом Марк, - дома все видели.
- И что?
- Посоветовали не маяться дурью. Только бабушка помогала, учила, показывала, что да как.
- Бабушка твоя тоже так умела?
- Даже лучше, чем я. Она, царство ей небесное, за раз могла несколько сценок показывать, а я вот только одну... Ну что, теперь ты тоже скажешь, чтобы меня прогнали? - Марк поднялся на ноги, отряхнул штаны и сощурился от яркого света. - Жаль. Мне тут нравилось. Ну ладно, не поминайте лихом, да?
Я догнал его только у выхода, схватил за руку, повернул к себе:
- Сынок! Ну, какой же ты бездарь с таким-то талантищем? Ты - дарь!
Я разразился потоком слов, взахлёб выражая своё восхищенье, но Марк печально покачал головой:
- Э, нет, только смеяться не надо. Нехорошо ведь.
- Что за дурачок! Я ему битый час втолковываю, что второго такого, как ты ещё поискать, а бабка твоя - та вообще была сокровищем. Да за тебя передерутся все театры, стоит тебе выйти на площадь и показать хотя бы десятую часть...
- Не могу я на площади, мне театр нужен. И я ему... Слышь, а ты не наврал, что подерутся?
- Да не врал я, не врал! Марк, не знаю, что за олухи из вашего театра посмели назвать тебя бездарью! Хоть один из них может, как ты?
Он помотал головой, а меня осенило.
- Ты ни разу не видел наши спектакли, только репетиции. Наверное, удивлялся тому же Шурке? А ведь он во время спектакля создаёт свой собственный фантом и проецирует его на себя.
Глаза Марка округлились, а я поспешил добавить:
- Но на большее он не способен. Его фантом - это тот же Шурка, который постиг таинства сценречи и пластики. Кстати, в своём "Тартюфе" ты изобразил Шурика, как в жизни, затем убрал лишнее, добавил недостающее, и он получился таким, как видит его зритель.
- И все пользуются... фантомами?
- Не все. Например, Жила не пользуется, но сейчас - о другом! Таких как ты, которые могут вызывать фантомы других людей из разных эпох, в мире - единицы. Да на старых актёров билеты на год вперёд раскупать будут!
- Правда?
- Правда-правда. Вот что, Марк, сегодня спать не придётся. Ты беги к себе за документами, а я пока вызову всех дармоедов, составим контракт, пересмотрим репертуар... Ну, чего стоишь? Беги?
Он умчался, а я стал ждать. Минут через пять я отправился за ним, заглянув по пути за кулисы. Марк сидел на сцене в позе портного, а перед ним на табуретке, сложив руки на коленях, молча улыбалась его бабушка.

 [Романова Оксана Павловна]




 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Ю.Гусейнов "Дейдрим"(Антиутопия) Ч.Маар "Его сладкая кровь"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 11. Тайна Кота"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Тайный паладин"(Уся (Wuxia)) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"