Цикл поучительно-познавательных и сказочных рассказов для детей, которые не вредно почитать и взрослым
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ГРАДУСА
Была ранняя Весна. И совсем ещё не было жарко. Только 1 градус. Да и тот лишь недавно появился - он полчаса, как проснулся и всё ещё ёжился от холода.
Но нашёл в себе мужество распрямиться и стал похож на стройную единицу, приблизительно вот такую: 1, только без носика.
Сделав все необходимые утренние дела, Градус остановился и задумался. Ему было скучно и немного страшновато - ведь он был один, а на улице было ещё темно.
Чтобы хоть чем-то заняться, он огляделся по сторонам и заметил Солнышко, которое выглянуло из-за Тучки. Увидев одинокого и печального Градуса, Солнышко стало его утешать: посмотри, я ведь тоже одно, но никогда из-за этого не огорчаюсь и не плачу.
"Но ты ведь большое", - возразил Градус, и никак не хотел утешаться. Но от того, что Большое Солнце заметило его и поговорило с ним, Градусу почему-то стало теплее на душе, и он вдруг почувствовал, что он уже не один.
И действительно, Термометр показывал уже 3 Градуса.
Термометр - это такое устройство, которое показывает, сколько у тебя друзей. При условии, что ты - Градус, и твои друзья - Градусы.
Вообще-то, чем больше друзей, тем лучше. Опять же таки, при условии, что это настоящие друзья.
Потому что Градусы бывают ещё и алкогольные. С ними надо быть осторожными. Особенно, когда их много.
Да и температурные 40 выдержать не просто.
То есть, всего должно быть в меру.
А сейчас, кроме него, было ещё 2 Градуса - как раз столько, сколько должно быть друзей, на которых можно положиться. И появились они с самого начала. А те, которые придут позже, - они бывают и не столь надёжными - могут бросить при первой возможности. Чуть похолодает - и их уже нет.
Даже поговорка такая есть: "Старый друг лучше новых двух!"
Пока наш Градус думал обо всём этом, становилось теплей, количество Градусов увеличивалась, и на улице становилось многолюдней.
К Градусам люди всегда относились с большим вниманием. И когда о них передавали по радио, или телевизору, то все громко кричали "Тихо!" и напряжённо слушали.
Возможно, это сложилось исторически, ещё с тех времён, когда не было одежды и люди должны были знать, можно выходить из пещер, или лучше переждать непогоду в уютной норке.
А ещё Градусы ценили за то, что они были испытанной темой разговора при отсутствии других тем.
По правде говоря, некоторые люди любили не только говорить и слушать о Градусах, но и набираться ими, чтобы было теплее и веселее.
К вечеру, как всегда, Градусы стали расходиться, а наш Градус пошёл спать. Расставаться с другими Градусами ему не хотелось и, чтобы удержать их возле себя, он натянул на себя Одеяло и сразу же растворился во сне - наяву его не стало. Люди о таком состоянии говорили 0 Градусов.
Потом температура ещё падала, но Градус об этом не знал - он спал, а вокруг был Антимир - мир противоположностей, мир отрицания, где всё было наоборот - вместо света была тьма, а Градусы были такие же, как днём, но только со знаком "-".
Быть может, ему об этом рассказывали (Мама, или Папа), а может ему это приснилось.
Когда же он утром проснулся, то снова был один. Но теперь он не растерялся - он знал, что скоро появится Солнышко, придут другие Градусы и всё повторится снова.
ВЫШИВКА МОЕЙ БАБУШКИ
- Я не буду вышивать, - упорно твердит мне дочка.
Я беру у неё лоскуток канвы и аккуратно распутываю нитку, которую она в десятый раз за те 15 минут, которые мы учимся вышивать, умудрилась запутать.
- Ты ведь никогда ничему не научишься, если не будешь усердно стараться, - говорю я ей тихо, наставительно.
- Мама, это ведь скучно!
- Но зато потом, когда ты научишься, ты сможешь вышить всё, что тебе захочется. И даже вот на 8-е Марта мы с тобой сделаем салфеточку, и ты отнесёшь её в садик на выставку. Все увидят, какая ты мастерица.
- Я лучше им песню спою! - "Маленькой ёлочке холодно зимой ..." Я на Новый Год пела. И слова уже знаю.
Я возвращаю дочери её ткань.
- Гляди, я распутала.
В глазах ребёнка никаких эмоций. Я смотрю на неё и думаю: "Как же ей объяснить-то, что нельзя жить всё время, доставая из кармана заготовки. Их запас иссякнет, а нового ничего не появится, если не учиться и быть ленивой.
- Но ведь "про ёлочку" - это зимняя песня. А 8-е марта - праздник весенний. Давай мы с тобой научимся делать что-то новое к весне - то, чего раньше ты не умела.
- Мамочка, я снова запутала.
Она глядит на меня так, будто и смущена тем, что у неё никак не получается, и одновременно рада, что вот, может ничего не делать, а просто сидеть и смотреть, как я вожусь с нитками.
- Доча, тебе понравились картины, которые мы видели вчера в Третьяковской галерее?
- Та девочка с абрикосами была ничего. На мою соседку по кровати в садике похожа. Только у Люси волосы тёмные, - "со знанием дела" отвечает моя крошка.
- Не с абрикосами, а с персиками, - поправляю её я.
- Пусть будет с персиками.
- Хорошо. А стихи Маршака тебе же нравятся?
- Очень нравятся!
Ещё бы! Она их так любит, что я ей раз по 10 каждый перечитывала, а особо любимые по 15. Чуть наизусть не выучила!
Я замечаю, что глаза дочери заблестели. Значит, эта тема её заинтересовала. Возможно, сможет и поколебать её уверенность.
- Маршак - очень хороший поэт. Его стихи все знают и почти все любят. Но ведь их он написал, будучи образованным человеком. Он учился в одной из лучших гимназий Петербурга. Как ты думаешь, это было легко?
- Наверно нет ....
Дочка смотрит на канву. Маршака она любит, но его личность ей явно неинтересна. Я сделала ещё одну попытку.
- Маршак всё время проводил в библиотеке. Он учился, он не стоял на месте. И не говорил, что споёт "песенку про ёлочку", которую уже знает, как одна моя знакомая.
- Мама, снова запуталась. Можно я пойду поиграю с Барби?
Я вздохнула.
- Иди играй ...
- Что же делать, если ребёнку не дано упорство, и убедить его в том, что "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", а тем более не сотворишь ничего значительного, не добьёшься успехов в жизни - труднее той задачи, которую ты в состоянии решить.
Я вытянула иголку из канвы и воткнула её в алую клубничку - подушечку. Потом сложила вышивку.
Возможно, она ещё слишком мала, - утешаю я себя. Я положу её работу на время в шкаф. 6 лет - очень маленький возраст, чтобы понимать, что труд - это не только способ, в какой-то мере, и смысл жизни, а тем более творческий, созидательный.
Я отворила шкаф и выдвинула ящик, в котором у меня лежали рукодельные работы: вышивки, вязаные салфетки, скатерти, полотенца, картины.
Положив работу дочери в ящик, я вдруг увидела там коробку. Сама когда-то клала ту вышивку в неё. Ту - одну единственную. Вышивку моей бабушки. Одной рукой я снимаю крышку, а другой достаю из ниши скатерть.
Когда я держу в руках это сокровище, у меня всегда замирает сердце. Полотно - метр на метр. И всё сплошь покрыто цветами: раскрывшимися, бутонами всевозможных оттенков. Веточки цветов переплетаются в танцевальных позах, образуя замысловатый узор. Каждый цветок несёт своё очертание, свою диковинку, даже, кажется, свой аромат. Здесь: гвоздики и розы, васильки и ландыши, фиалки и георгины, и совсем невиданные цветы. Где бабушка могла их видеть? Возможно, только на просторах своей фантазии.
У моей бабушки была большая душа. Ею она и создавала шедевральные вышитые картины с сюжетами, взятыми из сказочных королевств мечты. Скатерть, которую я держу в руках, она вышивала до смерти. И говорила, что больше всего хочет успеть закончить её. Это был своеобразный итог её жизни. Самая большая и трудоёмкая её работа. Бабушка закончила вышивку и на следующий день умерла. Мама говорила, что она перенесла на полотно свою душу.
По краям полотна струилась белая ажурная окантовка, а в правом нижнем углу было вышито тоже крестом: Н.В. - Наталья Васильева.
Сколько ночей провела бабушка над работой?! Сколько раз вкалывала она иглу в тонкую ткань, чтобы освятить её узорами и дать ей жизнь?!
Эту работу вряд ли удалось бы повторить кому-то. Это был шедевр. За него можно было платить фортуной.
- Доча!, - позвала я. Малышка прибежала сразу.
- Да, мам.
- Смотри. Это вышивала моя бабушка.
Я положила скатерть на стол.
Девочка смотрела так внимательно, как, кажется, никогда в жизни. И она вдруг стала такой серьёзной.
- Что ты молчишь? - спросила я её робко.
- Мама.., - почти немым голосом проговорила она. - Я замерла. - Мама, это чудо.
- Правда?
Дочка больше ничего не говорила. Она стояла и молчала. Я по глазам видела, какое впечатление произвела на моего ребёнка эта вышивка.
- Это работа твоей прабабушки. Она была мастерицей ...
Я умолкла, потому что поняла: она меня не слушает.
Дочка одним пальцем прикоснулась к краешку скатерти и потрогала нитки, которыми она была вышита.
- Мама, я буду вышивать. Я буду вышивать сколько нужно. Я хочу суметь когда-нибудь сделать что-то подобное.
- А у тебя хватит терпения? - спросила я. - Бабушка всю жизнь училась, чтоб вышить это. Такая работа - колоссальное умение и труд.
- Хватит, - ответило моё дитя.
Она действительно стала вышивать. И в других делах у неё появилась терпимость к работе. Я уже не заставляла её писать те палочки и крючочки, которые ей задавали в садике. Она делала это сама.
А кто знает, может когда-нибудь, когда меня уже не будет на свете, моя правнучка покажет вышивку, или другое творение моей дочери своей дочке. И скажет: "Это сделала моя бабушка".
ШУТОЧНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ, ИЛИ
БЕЗ ПЯТИ ТРИ
- Который час? - спросил Серёжа у Папы.
- Без пяти три, - ответил Папа.
- Такого не может быть, - уверенно возразил Серёжа, - отрицательных часов не бывает.
- А вот и бывает, ещё и разных типов.
- И что это за типы?
- Всё очень просто, - начал объяснять папа, который только сейчас начал думать о том, что он говорит. Во-первых, типы бывают отрицательные и положительные. Смотри, у тебя есть друг Коля, с которым ты любишь играть - он, конечно, положительный тип. А есть ещё Мишка, который отбирает у тебя игрушки и всё время задирается - это отрицательный тип.
- Папа, но мы же о часах, - робко возразил Серёжа.
- Да?, - удивился Папа, но отступать не собирался и предложил считать отрицательными часами часы отрицательных типов. Таких, например, как Мишка.
- Но у него ведь ещё нет часов, - стоял на своём Серёжа.
- Вырастет - будет!
- А если когда он вырастет, станет положительным типом, - не унимался Серёжа, - у него часы будут положительного, или отрицательного типа?
- Вот видишь, - обрадовался Папа, - ты уже сам признаёшь, что часы бывают положительных и отрицательных типов.
- Ну, допустим, а какие ещё бывают отрицательные часы? - поинтересовался Серёжа.
- Отрицательными можно считать часы, которые ты потерял, то есть, провёл зря. Например, вчера смотрел по телевизору какую-то ерунду.
- А когда ты смотришь свой футбол и новости - это тоже отрицательные часы? - обиделся Серёжа.
- Это когда как, - примирительно сказал Папа, - бывает футбол стоящий, а бывает, действительно теряешь время.
- Ну, ладно. А еще какие бывают типы часов? - потребовал Серёжа.
Папа продолжал:
- Можно предположить часы, которые показывают часы не прошедшие, а те, сколько осталось до заданного времени.
- Хорошо, а сейчас всё-таки который час?
- Сейчас 3 часа.
- То есть время уже стало положительным?
- Во-первых, за 5 минут и не такое может случиться, а во-вторых, то время, которое ты проводишь со мной, всегда положительное, - гордо заявил Папа.
- Это, смотря для кого, - уточнил Серёжа. И добавил: "И смотря, в каких случаях..."
- Ты это на что намекаешь?!, - насторожился Папа.
- Да так, ни на что. Просто, когда ты на меня ругаешься, это время нельзя считать положительным.
- Можно, - упрямо сказал Папа. Во-первых, потому, что я не просто ругаюсь, а тебя воспитываю, а во-вторых, даже если ты это не принимаешь, то оно полезно для Мамы, так как я её в этот момент не беспокою.
- Вот видишь, на этот раз поймал Папу Серёжа, - теперь ты сам подтверждаешь, что время может быть положительным и отрицательным в разных случаях.
- А ты ещё раз подтверждаешь, что время бывает отрицательным, - тут же нашёлся Папа.
И вообще, продолжал Папа, надо отличать время - продолжительность и время текущее.
- А что, есть ещё и нетекущее? По-твоему есть время, как кефир, или молоко, и время-камень?
- Ну, можно и так сказать.
- А пример ты привести сможешь?
- Пожалуйста: в известном предложении "Казнить нельзя помиловать" если запятую поставить после казнить, то время до казни будет, как камень, или как верёвка на шее. А время, в которое поставили эту запятую, как выстрел, или как приговор.
- Ого, так это, по-твоему, время ещё и гибкое?
- И более того, сравнивать его можно и с материальными предметами, и с понятиями.
- Ладно, Папа, мне, кажется, на сегодня достаточно. Так что не теряй времени, а я пойду поиграю с Колей.
- Иди, но чтоб без 5 4 был дома.
- А можно я приду в 5 и 4, то есть в 9? А то, несмотря на твои объяснения, я всё-таки в отрицательное время прийти не могу.
- Погоди, а откуда взялось 9? - Ты что, с цифрами арифметические действия совершаешь? - начал потихоньку "врубаться" в логику сына Папа.
- Конечно, - нас так на математике учили...
- А думать, когда какие знания применять слабо?! - Я 15 минут пытаюсь тебе объяснить очевидные вещи, - стал кипятиться Папа.
- Да ладно, что ты так волнуешься - я ведь просто балуюсь - на самом деле я с самого начала всё понял, и, к тому же, узнал много интересного. Так что не расстраивайся. И время, проведенное с тобой, действительно всегда положительно.
- Тогда хорошо, - улыбнулся Папа, но на всякий случай не преминул напомнить, что домой надо вернуться вовремя.
5-й ВАГОН
Жил был 1 умный вагон. Всё он любил делать по-своему. И вот однажды, когда электровоз проехал Светофор, тот, подмигнув, как всегда, зелёным светом, переключился на красный.
Увидев красный цвет, 5-й вагон проскрипел "Я дальше не поеду - меня мама Паравозиха ещё в вагоностроительном депо в детстве учила при виде красного цвета тормозить" и стал упираться всеми своими колёсами в рельсы.
Кое-как добравшись до места назначения, Машинист доложил о происшествии и 5-й вагон повели к Врачу.
"Что-то ты тормозишь не только в прямом смысле, но и в переносном - в умственном развитии" - сказал ему Врач и, как водится, прописал анализы.
Ничего подозрительного не обнаружив, Врач направил его к Психологу, который классифицировал повышенную сознательность.
Собрался консилиум и > всех пациентом заинтересовался глазник - больной отлично разбирался в цветах и чётко выполнял все команды.
Услышав о цветах, глуховатый отоларинголог вспомнил
- о школьных уроках ботаники,
- о даче,
- о своём дне рождения
- о дне рождения своей близкой подруги.
За то, что 5-й вагон напомнил ему обо всём этом, он проникся к нему глубокой симпатией.
Тем не менее, консилиум продолжался.
Некоторые предлагали ставить 5-й вагон последним, чтобы он никого не задерживал, но тот категорически отказался менять свой номер, что могло создать путаницу.
Другие предлагали обратиться с просьбой к Светофору, чтобы тот переключался после прохождения не первого, а последнего вагона, но тот возражал, что, во-первых, приветствует первый вагон, а, во-вторых, что так привык. В пример приводил Змею - не ждать же когда она проползёт мимо тебя, а затем здороваться с её хвостом?!
В конце концов, Светофор признался, что подмигивает Машинисту.
Убедившись, что со Светофором не договоришься, было решено привить 5-му Вагону "стадное чувство" - это когда думать не надо, а надо поступать, как соседи.
Для этого пригласили лучших учителей - Баранов. Отвести их к Вагончику было очень просто - достаточно было увлечь Вожака, а все остальные потянулись за ним.
Многие Бараны смотрели на Вагончик, "как на новые ворота".
"Смотреть как на новые ворота" - это такое выражение, и сейчас я вам расскажу, откуда оно произошло.
А произошло оно именно из этой истории. Дело в том, что когда Бараны пришли к Вагончику, то многие из них не знали, что это такое, но только самый Маленький Баранчик спросил у Вожака: "Это кто?" Умудрённый опытом старый Вожак ответил: "Это - ворота", вкладывая сюда философский смысл и подразумевая, что вагон - это ворота в новый мир. Ведь если забраться внутрь, он повезёт тебя в далёкие неизведанные края.
Бараны услышали этот ответ, но смысла им никто не объяснил, и они для себя уяснили, что если видишь что-то новое, надо говорить "смотреть, как на новые ворота".
У 5-го Вагончика и Маленького Баранчика было что-то общее - любознательность и индивидуальность - и они сразу подружились.
Наигравшись вдоволь на воздухе, Баранчик попросил Вагончик его покатать.
"Не могу, - сказал Вагончик, - мне не разрешают".
"Почему?" - удивился Баранчик.
И Вагончик рассказал ему всю историю, которую вы только что прочитали.
Внимательно всё выслушав, Баранчик спросил:
"Значит, ты не можешь ехать на красный цвет из принципа?"
"Не из принципа, а по правилам" - возразил Вагончик.
"А что будет, если ты всё-таки поедешь, как тебя об этом просят?" - продолжал задавать вопросы Баранчик.
Вагончик задумался и произнёс:
"Да, пожалуй, ничего плохого не случится".
"Вот видишь, - обрадовался Баранчик, - раз ты это понял, теперь ты сможешь меня покатать!"
Так они поняли, что правила надо применять "с умом".
И что правила нельзя применять слепо.
Но вместе с тем, нельзя ими и пренебрегать - ведь созданы они были как обобщение опыта, а это значит, что в большинстве случаев они справедливы и должны применяться.
Вообще, всегда надо думать. И при применении правил тоже.
А ещё из этой истории можно узнать, что добиваться и добиться не всегда надо силой - в этой истории, например, для достижения цели хватило одного маленького любознательного Баранчика.
И, конечно же, мы ещё раз убедились, что может Дружба - ведь желание покатать своего маленького Друга послужило толчком для решения всех проблем.
Вы спросите, зачем я рассказал Вам эту историю?
Затем, чтобы Вы знали, что всё надо делать в меру и упрямым быть тоже.
И что иногда надо делать "как все".
А вообще, каждый прочтёт и возьмёт для себя то, что нужно ему.