Устинов Борис Геннадьевич : другие произведения.

О домонгольской Казани

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Археология и другие сведения о домонгольской Казани и Елабуге.

  Что пишут татарские историки об основании Казани и домонгольском периоде ее существования? Пишут много и подробно. Последние годы на территории Казанского кремля произведены значительные раскопки доказавшие 1000-летнюю историю города. Это хорошо. Подробности о Казани есть в ДТ.
  "Сам свод - достаточно сложное сочинение. Бахши Иман, как это видно уже из беглого прочтения текста свода, объединил в единый труд очень разные по стилю, научному уровню и степени достоверности булгарские летописи IX-XVII вв. В том, что они у него под рукой были, сомневаться не приходится: крупнейший русский публицист XVI в. поп Иван Глазатый, работавший в 1564-1565 гг. с булгарскими летописями при написании "Казанской истории" (этот труд называют также "Историей о Казанском царстве" и "Казанским летописцем") пишет: "Об основании же Казанского царства - в какое время или как возникло оно - не нашел я в летописях русских, но немного видел в казанских" (Казанская история.- За землю русскую. Челябинск, 1991, стр.150). Это известие напрочь отметает предположения некоторых историков о гибели всех булгарских летописей во время штурма Казани войсками Ивана IV в 1552 г.
  
  Данные свода "Джагфар тарихы" свидетельствуют, что уже в 1003-1004 гг. на территории Казани существовало поселение Биш-Балта (Биш-Балтавар). Эти же данные указывают, что настоящим городом Казань стала в 1103 году (ДТ, т.I, стр.118), когда булгарским принцем Шамгуном Шам-Саином (Шамгун-Саин) были основаны на территории современного центра столицы республики три укрепления ("Югары Керман" - на месте нынешнего Кремля, "Калган" - южнее, по ул.Ленина, - оба на холме Богылтау, и "Акбикюль" - в низине возле современных парков Черное озеро и Ленинский сад), объединенные в один город Учель - "Три Города" (уч - три, эль - город, укрепление, страна, земля, губерния). В 1220 г., по сообщению "Джагфар тарихы", город Учель получил имя булгарского полководца Газана, которое позднее, в народном произношении, получило форму Казан - "Казань" по-русски (ДТ, т.I, стр.156). В 1361 г., по данным "Джагфар тарихы", Казань вновь переименовывается в город Болгар аль-Джадид (ДТ, т.I, стр.211), а в 1431 г. возвращает себе имя Казан-Казань (ДТ, т.I, стр.233). Помимо этого, "Джагфар тарихы" подробно описывает Казань.
  
  Многие сообщения "Джагфар тарихы" об основании и о ранней истории Казани подтверждаются известиями русских источников - в первую очередь летописей. Приведем только некоторые из этих известий.
  1). "Джагфар тарихы" сообщает об основании города Казани эмиром (будущим царем) Шамгуном-Саином. Иван Глазатый, автор "Казанской истории" (1565 г.), пишет, что основателем города Казани был царь "Саин Болгарский" ("Казанская история". М.-Л., 1954, стр.47; далее - КИ).
  2). Согласно сведениям "Джагфар тарихы", город Болгар в 1028-1183 гг. официально назывался Ибрагимом - "Бряхим", "Брягов" по-русски (ДТ, т.I, стр.109,142), и был владением Шамгуна-Саина. Иван Глазатый также пишет, что "Саин Болгарский" прибыл на место будущей Казани из города "Брягова" (КИ, стр.47).
  3). Иван Глазатый пишет, что во время основания Казани возле ее места жили беженцы из Ростовской области Руси, не пожелавшие принимать христианство и помнившие еще о своем ростовском происхождении. Антихристианское восстание в Ростовской земле, отмеченное летописцами, было только одно и датируется оно 1071 годом (ПРСЛ, т.1. Л., 1926-1928, стр.175-179; ПРСЛ, т.2. СПб, 1908, стр.164-168 и др.).
  Это сообщение косвенно подтверждает то, что город Казань был основан в 1103 г. - ведь помнить о своем ростовском происхождении в 1103 г., спустя более 32 лет после своего бегства из Ростовщины (в 1071 г.) переселенцы еще могли...
  6). Существование первоначального названия Казани - "Учель", косвенно подтверждается замечанием Ивана Глазатого о том, что Казань была основана на пограничье трех земель - Болгарской, Вятской и Пермской - ведь "Учель" можно перевести на русский язык и как "Три Земли" (КИ, стр.47).
  7). Существование первоначального названия Казани - "Учель" - подтверждается и тем, что, как установил А.Х.Халиков, русские летописцы упомянули Казань 1205 года под марийским названием "Хомола" (см. А.Х.Халиков. О времени, месте возникновения и названии города Казани.- Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976), а "Комола" ("Хомола" - русская форма марийского названия "Комола") по-марийски значит "Три (ком) Города (ола)"...
  9). Существование первоначального названия Казани - "Учель" - и известие "Джагфар тарихы" об основании Учеля-Казани в 1103 г. прямо подтверждается сообщениями русских летописей о нападении новгородского князя Мстислава на "Очелу" в 1111 г. (см. С.М.Соловьев. История России с древнейших времен, кн.1. М., 1988, стр.680) и о набеге суздальского князя Святослава на волжский город Ошел в 1220 г. (ПРСЛ, т.1. СПб, 1846, стр. 188; и др.). То, что "Очела" и "Ошел" - это Учель-Казань, подтверждается следующим. На всей Волге не было, кроме Учеля, городов, названия которых даже отдаленно напоминали бы летописные "Очелу" и "Ошел".
  К этому добавим, что белокаменная стена Казани XII в., обнаруженная во время раскопок 1977-1978 гг. в Казанском Кремле, очень напоминает (по мнению археолога А.Х.Халикова) белокаменную стену Новгородской Ладожской крепости 1114 года (см. История Казани, кн.1. Казань, 1988, стр.16-17). Как не вспомнить в связи с датой 1114 года дату основания Казани (по "Джагфар тарихы") - 1103 год и год нападения на Учель-Казань новгородского князя - 1111 год!"
  Конец цитаты.
  http://www.cytion.com/content/view/37/2/
  http://baltavar.narod.ru/Tom3.htm --- Джагфар Тарихы 3 том (о Казани в самом начале)
  
  Обратим внимание на пунк 3) - где говориться, что на месте основания Казани жили беженцы-язычники из Ростовской Руси. Это и есть меря-гарачцы перебравшиеся позже на Вятку. То есть, прослеживается путь одного из первоначальных компонентов населения Вятки (вероятная основа казачества), а также связь его с древнейшей Казанью.
  Поразительное сходство укреплений Ст. Ладоги и Ст. Казани свидетельствует об этнической близости строителей этих разделенных большим расстоянием крепостей. Это важнейший довод в пользу отождествления домонгольской Казани с неуловимой Арсой - столицей Третьей Руси.
  
  Слово Хомол в славянских языках имеет значение ком или комок (земли), словенск. gomólja "ком", чешск. homole - то же, укр. гомо́к "ком земли" и т. д. Так можно назвать приметный издалека ХОЛМ с крутыми склонами. Казанский кремль располагался на горе (на Угоре). В русском языке есть слова Комель, Комолый - видимо, близкого происхождения и смысла. Комель - нижняя часть ствола дерева или рога животного, крепкая, укорененная, по форме усеченный конус. Комолый - с обрезанными, укороченными рогами.
  
  "Достопримечательности восточной Чехии. Homole. Вершина высотой 332 м на левом берегу реки Тиха Орлице. Часть города несёт название Подхомоли, связанное с формой горы, которая напоминает коническую голову рафинада (чес. homole).
  Адреса: 565 01, Choceň http://www.east-bohemia.ru/chocen/?with_labels=1
  http://www.tisicovky.cz/exp/sumava/homo ... 119big.jpg - Гора Хомоле, Чехия.
  В Польше был замок 13в. с названием Хомоле. Уцелела часть башни. http://commons.wikimedia.org/wiki/Homole
  http://www.naszesudety.pl/files/foto/homole.jpg - замок Хомоле, рисунок
    []
  В Чехии, Словакии и Польше - родине славянства - есть топонимы с основой Хомол, а также фамилии. (В Чехии есть город Колин, а в Польше - Кулин.) Белорусский город Гомель явно из той же оперы.
  Так что марийское происхождение под вопросом, особенно учитывая славяно-русские находки в древней Казани. Примечательно, что там была найдена чешская монета 10в.! http://kazadmin.narod.ru/history/1000years/haskova.html
  
  Холмы Хомоли по форме напоминают Чуршинскую гору. Чешская монета - монетой не является, так как сделана из свинца и с дыркой. Это христианский медальон (изображен крест), такие находят в Новгороде.
  Староладожская каменная крепость 10в. имеет особенности конструкции схожие с городками славян средней Европы, прежде всего, чехов, которые они строили для защиты от германцев в 6-8в. Напомню, что других каменных крепостей (кроме Ладоги и Казани) в домонгольский период на территории Вост. Европы не обнаружено. Скандинавы-викинги даже в Европе строили поначалу деревянные городки-крепости. Арабы 10-12в. описывают булгарские города как деревянные. О каменном городе Учель-Казань-Арса никаких сообщений вроде бы нет. Правда, арабы пишут, что в Арсу иностранцев не пускали.
  
  В конце 10в. славяне были вытеснены с Ладоги варягами-скандинавами, которые создали здесь свое княжество. Намечается пространственно-временной маршрут: Чехия - Ладога - Казань.
  
  В ДТ название города Учель, первоначальная Казань, переводят как "Три города", уч - три, эль - город, укрепление, страна, земля, губерния. Поэтому Учель означает также "Три страны". Но можно перевести и как "Третья страна", "Третий город", а при желании и как "Третья столица". (Недавно Роспатент зарегистрировал за городом Казанью товарные знаки "Третья столица России", "Третья столица", "Третий город" и Russia"s Third Capital. )
  Отсюда один шаг до Третьей Руси - Арсании. Для булгар (и арабов) существовало три государства русов: Киевская Русь, Словенская (Новгородская) и соседствующая с Булгаром - Арская (от имени столицы Арса).
  Ввиду близости и культурного обмена Булгары, русские и арабы со временем стали считать Арсанию особым булгарским государством (вероятно, правящая династия Арсы имела родство с булгарскими князьями), оно получило названия "Внешний Булгар" (Булгар аль Харидж). Так как в этом государстве постоянно проживали новгородцы-купцы, русскими оно называлось Науграцкой Булгарией, а булгарами - Нукратом. Торговый путь в Новгород и Скандинавию проходил по Вятке и Моломе и назывался Арской или Нукратской дорогой.
  
  Какова судьба Арсании в 13в. Какой-то свет на это проливают опубликованные отрывки из булгарской рукописи "Нариман Тарихы" - http://bulgarizdat.ru/book109.shtml
  
  По НТ к северу от нижней Камы существовало отдельное булгарское государство Булгар аль-Харидж или Менгу-Булгар (Внешняя булгария) с центром в Казани (в него входили Арская земля, Вятка, Кама и Печора). Менгу-Булгар оказал монголам такое сопротивление, что они не смогли установить над ним полный контроль: "отряды булгар, получив в Мэнгу-Булгаре выучку и оружие, отправлялись сражаться против монголов на всем пространстве от Днепра до Прибайкалья. Проезжавший в 1253-1255 гг. по этой территории посол французского короля Людовика IX монах Гильом де Рубрук отметил, что повсюду идет война", которая закончилась в 1257 году мирным договором, предусматривавшим выплату дани Сарайскому хану, но не Внешней, а Внутренней Булгарией (города Великий Булгар, Биляр и другие). Внешняя Булгария, таким образом, переуступала дань с Внутренней ради собственного спокойствия.
  
  Однако, спустя 20 лет Арсания подверглась разгрому:
  "1277 - Подавление восстания волжских булгар золотоордынским ханом Менгу - Тимуром. В подавлении восстания участвовал князь смоленский и ярославский Федор Черемной, который впоследствии, став зятем Менгу - Тимура, получил от него в подарок Казань и другие города ("за походы на булгар и на алан"). (Степенная книга).
  http://www.tatar.museum.ru/times.asp?time=1236
  
  Можно положить, что это событие вызвало миграцию населения Арской земли на Вятку и др. северорусские земли. Археологи отмечают запустение Казани на несколько десятилетий в конце 13 - начале 14в. Но о своей родине арсанцы не забыли, именно они в отрядах ушкуйников с поразительным упорством атаковали города нижней Камы и Вятки во второй половине 14в.
  
  "В лето 6899 (1391г. )...Того же лета новгородци Новагорода Великаго да и устьюжане гражане и прочии к тому совокупившеся выидоша в насадах и в ушкуех рекою Вяткою на низ и взяша Жукотин, и пограбиша весь, и Казань, и пакы выидоша на Волгу и пограбиша все всех, и тако поидоша прочь". (Рогожская летопись).
  
  
  
  Казанский летописец, сообщая о заселении округи р. Казанки пишет: "Наполни такими людьми землю ту еще ина черемиса, зовемая отяки, тое же глаголют ростовская чернь, забежавши та от крещения русского..." Черемисой звали все народы проживавшие в Булгарии и Казанском ханстве. Этих отяков связывают с мерей (верхневолжскими финнами), оставившей характерные бронзовые подвески 11-12в., вплоть до низовий р. Вятки. Археологические материалы финноугров (предков удмуртов) в районе Казани крайне ограничены. Вспомним, что в Вятской повести упомянуты чудь и отяки. Последних обычно отождествляют с удмуртами, но из сказанного видно, что это могла быть Меря - народ финского происхождения, один из компонентов древнерусского населения Новгорода и др. северо-русских земель.
  Казанская история 16в. начинается так:
  "От начала Русской земли, как рассказывают русские люди и варвары, там, где стоит теперь город Казань, все то была единая Русская земля, продолжающаяся в длину до Нижнего Новгорода на восток, по обеим сторонам великой реки Волги, вниз же - до болгарских рубежей, до Камы-реки, а в ширину простирающаяся на север до Вятской и Пермской земель, а на юг - до половецких границ. И все это была держава и область Киевская и Владимирская. За Камой же рекой жили в своей земле болгарские князья и варвары, держа в подчинении поганый черемисский народ, не знающий Бога, не имеющий никаких законов".
  http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2012721
  Территория к северу от низовий Камы, да простят меня нынешние казанцы, изначально считалась русской. Русская земля в домонгольский период не была единой как это полагает автор КИ. О вхождении территории северного Прикамья и Вятки в какое-то русское княжество сведений нет. Поэтому можно полагать, что здесь было особое булгаро-русское государство.
  
  "Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет. И в те горькие Батыевы времена избежали они рабского ига: видя среди правителей русских несогласие и вражду, отошли они тогда и отделились от Русского царства Владимирского. Поэтому и остались новгородцы Батыем не завоеваны и не пленены: не дошел он ста верст до Новгорода..."
  Неразумные новгородцы, однако, сумели так или иначе избежать погрома Батыя.
  "По смерти царя Батыя, убитого венгерским королем Владиславом у стольного города его Радина, вступил на царство другой царь, Саин по имени, первым принявший царство после Батыя. Наши же правители оплошали и поленились пойти к нему в Орду и заключить с ним мир. И поднялся царь Саин ордынский, чтобы идти на Русскую землю с темными своими силами. И пошел он, как и царь Батый, чтобы окончательно разорить ее за презрение к нему русских правителей.
  Тогда пошли правители наши в Болгарскую землю навстречу царю и там встретили его и утолили его многочисленными великими дарами. И оставил царь Саин свое намерение разорить Русскую землю, и пожелал вблизи ее, на кочевище своем, откуда не пошел он на Русь, поставить город во славу имени своего, где бы останавливались и отдыхали его послы, каждый год ходящие на Русь за данью, и для учреждения в нем земской управы...
  И, поискав, переходя с одного места на другое, нашел царь Саин на Волге, на самой окраине Русской земли, на этой стороне Камы-реки прекрасное место, одним концом прилежащее к Болгарской земле, а другим концом - к Вятке и к Перми...и поставил царь Саин там город Казань..."
  Из этого немного фантастического рассказа можно понять, что русские встретились с наследником Батыя на окраине Булгара и договорились, после чего хан основал свой город Казань. Из этого отрывка просматривается совместный поход русских и татар на Арсанию зимой 1277-78г.
  "И навел он с Камы-реки народ свирепый и поганый - болгарскую чернь с князьями и старейшинами их, многочисленный и подобный своей суровостью и обычаями злым песьим головам - самоедам. И наполнил он такими людьми землю ту..."
  То есть, произошла смена населения.
  В Казанской Истории есть предание о том, что до прихода Саина-царя на месте Казани обитал змей-дракон:
  "И рассказывают многие так: место это, что хорошо известно всем жителям той земли, с давних пор было змеиным гнездом. Жили же здесь, в гнезде, разные змеи, и был среди них один змей, огромный и страшный, с двумя головами: одна голова змеиная, а другая - воловья. Одной головой он пожирал людей, и зверей, и скот, а другою головою ел траву. А иные змеи разного вида лежали возле него и жили вместе с ним. Из-за свиста змеиного и смрада не могли жить вблизи места того люди и, если кому-либо поблизости от него лежал путь, обходили его стороной, идя другой дорогой.
  Царь же Саин много дней смотрел на место то, обходил его, любуясь, и не мог придумать, как бы изгнать змея из его гнезда, чтобы поставить здесь город, большой, крепкий и славный. И нашелся в селе один волхв. "Я, - сказал он, - царь, змея уморю и место очищу". Царь же был рад и обещал хорошо наградить его, если он это сделает. И собрал чародей волшебством и чародейством своим всех живущих в месте том змей - от малых до великих - вокруг большого змея в одну громадную кучу и провел вокруг них черту, чтобы не вылезла за нее ни одна змея. И бесовским действом всех умертвил. И обложил их со всех сторон сеном, и тростником, и деревом, и сухим лозняком, поливая все это серой и смолой, и поджег их, и спалил огнем. И загорелись все змеи, большие и малые, так что распространился от этого сильный смрад змеиный по всей той земле, предвещая грядущее зло от окаянного царя - мерзкую тину проклятой его сарацинской веры. Многие же воины его, находившиеся вблизи этого места, от сильного змеиного смрада умерли, и кони и верблюды его многие пали.
  И, очистив таким образом место это, поставил царь Саин там город Казань, и никто из правителей наших не посмел ему помешать или возразить. И стоит город Казань и поныне, всеми русскими людьми видимый и знаемый; те же, кто не бывал там, наслышаны о нем".
  Попробуем наполнить этот сказочный рассказ реальным историческим смыслом. Сюжет легенды перекликается с различными преданиями о победе над змеем. В нашем случае прослеживается осада во второй половине 13в. города, существовавшего на месте Казани:
  "и собрал ...всех живущих в месте том змей - от малых до великих - вокруг большого змея в одну громадную кучу и провел вокруг них черту, чтобы не вылезла за нее ни одна змея...и обложил их со всех сторон сеном, и тростником, и деревом, и сухим лозняком, поливая все это серой и смолой, и поджег их, и спалил огнем".
  Гербом Казани является изображение крылатого змея-дракона: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... n_gerb.jpg
    []
  
  Правда, в предании изложенном в КИ у него две головы. Вспомним, что корабли викингов назывались драккары-драконы. Они имели морды страшных тварей на носу судна, а возможно, и на корме, - отсюда две головы. Звериная голова встречается на изображениях судов в русских летописях, а также на посохе Стефана Пермского в сцене нападения на святого неких "неверных" на кораблях под флагом с крестом.
  http://eur-lang.narod.ru/histart/early/longship.jpg
    []
  
  Казанский Дракон назывался Барадж, что по звучанию очень похоже на Варяг. (В булгарском и татарском языках нет звука "В", поэтому при заимствовании слова из другого языка "В" заменяется обычно на "Б".) Интересно, что автором первого тома Джагфар Тарихы был булгарский кан Гази-Барадж, имевший тесные связи с Москвой и русскими князьями. Именно он, по мнению авторов ДТ, создал первый казачий отряд и с его помощью захватил власть в Булгаре. Однако не удержался, был изгнан, жил вне Булгара (был как отец воеводой в Казани и Нижнем Новгороде), а затем перешел на сторону монголо-татар и в союзе с ними в 1236г. под именем Бурундай громил булгарские города, за что стал снова правителем Булгарии, правда, уже зависимым от Сарайской Орды. Тут есть над чем поразмыслить, но это несколько далеко от нашей темы. Эти события в ДТ изложены пространно, эмоционально, но несколько туманно:
  http://s155239215.onlinehome.us/turkic/ ... 0-25Ru.htm - последние главы 1 тома ДТ
  "Так как все, что связано с врагами Мэнхола, татары запрещали, то мне пришлось переименовать курсыбаевцев в казаков, как звали хоны самых отчаянных бахадиров". Курсыбай - профессиональное войско булгар, основа военных сил их правителей.
  Пока можно только сказать, что Гази-Барадж был связан с казаками и Казанью. (В своей летописи он сообщает, что монголы прозвали его Саином- добрым.) Вероятно, даже был правителем города, - одно время там сидел его сын. Этим можно объяснить то, что в начальный период монгольского вторжения Казань уцелела. В таком случае, становиться понятно, почему казанцы (казаки) принимали участие в походах 1236-41 годов на стороне монголов. Упомянута цифра - 5000 казаков.
  Гази-Барадж, по его записям, после взятия булгарских столиц брал Н. Новгород (Джун-кала) и Ростов (Джир), а его ставленник в Казани Боян прошел через Нукрат и Джукетун (Устюг). Оба встретились в Костроме (Кушурме) и преследовали князя Юрия до р. Сити. Отказ Бурундая идти на Новгород вынудил монголов повернуть назад. Возможно, это решение объясняется торговыми связями Булгар и Нукратцев с Новгородцами.
  Позже Гази-Барадж был среди осаждавших Киев. В это время в Булгаре вспыхнул противотатарский мятеж с участием казаков Кул-Бурата.
  А вот отрывок из "Жизнеописания Гази-Бараджа":
  "В 1241 году мой эмир Гази-Барадж участвовал в походе на Альман (Германия) и дошел до Аварии или Моджара. Тамошние ульчийцы (славяне, - чехи) и альманцы устроили засаду и ночью убили татар, шедших с эмиром. Наши стояли отдельным станом и не пострадали при этом, но когда двинулись дальше, то обнаружили погоню. Тогда уже эмир устроил засаду у города Бураш и перебил не менее 10 тысяч преследователей. С головами врагов на копьях наши подъехали к городу и заставили его сдаться. Там эмир запасся всем необходимым и, пройдя в Моджар, соединился с другими татарами. Узнав о гибели своих, эти татары хотели было отомстить разгромом Моджара, но эмир отказался от этого под предлогом родственности моджар и булгар и .этим заставил их повернуть назад, в Кыпчак. А эту область великий кан татар передал в качестве тарханства своему родственнику, хану Бату... Когда татары и наши на обратном пути остановились в Башту и хан спросил, как удержать многочисленных ульчийцев под своей властью, эмир сказал ему: "Среди ульчийцев есть очень много недовольных своими беками - это анчийцы. Собери и соедини их с каубуйцами в одно войско - и оно будет верно служить тебе". Бату так и поступил и велел войску называться татарским, ибо татары называли всех служивших им [нетатар] "татарами"... Но каубуйцы отказались, и тогда эмир предложил хану назвать воинов этого войска казаками. "Слово казак у булгар означает доблестного бахадира, сражающегося без кольчуги в знак пренебрежения к смерти. Такие бахадиры дают обет не жениться до тех пор, пока не прославят себя воинскими подвигами. Пусть эти воины будут подобны казакам", - добавил Гази-Барадж. Бату понравилось это предложение, и он утвердил его. А еще раньше казацкое войско эмир создал в Булгаре, и оно заменило курсыбай".
  После смерти Гази -Бараджа в Сарае в 1246г. началось восстание против его сына Хисама, сообщения ДТ о дальнейшем отрывочны.
  "Галимбек изгнал тогда же Бояна из Казани, и тот основал в 1247 году Ар-Калу или Арча-Балик выше по течению Арсу. Затем он в 1248 году основал новую Ар-Калу, которую стали называть и просто Арчей...". - Речь идет об Ичке-Казани и городе Арске. Видна преемственность первой Казани и Арска. Можно наблюдать постепенное вытеснение прежнего населения из района Казани на восток и, вероятно, на север.
  Вообще, во всех источниках от наших до булгарских летописей вокруг истории ранней Казани наблюдается фигура умолчания.
  
  "Пять лет Халджа провел в ужасной ссылке в Сарыкюле (Белоозеро), но не принял крященства (православия). Наконец, не желая издыхать на краю земли, он написал для балынцев (москвичей и русов) дастан о Саснакском сражении ("Задонщину"), который балынцы называют Ширским ("Донским"). Тамошнему балынскому беку дастан так понравился, что он разрешил обменять Сабана Халджу (русские называли его "Сафоний Резанец", - т.е. мусульманин) в Улуг-Булгаре (Великий Булгар-на-Волге) на Питряя (Петра), сына воеводы Улак-чина (Алексина). Сабан Халджа некоторое время пожил в Улуг-Булгаре, где я и встретился с ним, но потом отъехал в Балтавар (Полтаву), к сыновьям. По его словам, булгары-барынджарцы, или кара-булгары (булгары Украины - руководящее ядро украинского казачества) сохраняют многие старинные слова, в том числе, старые названия Казани - "Ар-Инеш" и волжских булгар - "хинцы"... С таким же упрямством башкорты - родственники барынджарцев - сохраняют старое название Булгарской земли и Волжских булгар - "Буляр"...
  Халджа воевал в Кара-Бурджане (Дунайской Булгарии), Уруме (Византии), Джалде (Крыму) и во многих других странах, но страшно ему было только один раз: когда он впервые попал в татарский плен и хакан Джанибек (1342-1357) велел продать его в рабство в Тимер-Капа (Дербенте). Тогда улуг-булгарский купец Урум-Салтык, торговавший в Кане (Украине) и Кара-Бурджане, выкупил его". http://bulgarizdat.ru/book109.shtml
  Этот текст описывает события после Мамаевой войны 1380г. Когда он был составлен, не известно. Казань была восстановлена после разгрома 1278г. где-то в середине 14в. Старое название Казани Ар-Инеш... Учитывая склонность булгарского и татарского языков к пропуску звуков перед начальной гласной в заимствованных из других языков словах, а также наличие на Вятке и в соседних русских регионах фамилий Харин, Карин и Гарин (и соответствующих им топонимов), изначальное название Казани в вятско-казачем говоре звучало как Каринич, Каринеч или Каринец. Сравним с Елец, Орловец и др. Вероятно, из того же ряда Галич (Галец). То есть, жители домонгольской Казани звались Каринцы (Гарачцы в ДТ). Это перекликается с вятским селом Карино, и "чудскими" топонимами с основой Кар.
  
  Елабуга-Алаборг
  
  В http://subscribe.ru/archive/history.ela ... 25939.html проводится отождествление города-государства Алаборг скандинавских саг с Елабужским "Чертовым городищем" - Алабуга:
  "Шведское слово "ала" обозначает "гореть, горелый" (см. Этимологический словарь Макса Фасмера, том 2, М.,1986, с.16). Общеизвестно, что элемент "борг" использовался в северных источниках для обозначения нескандинавских городов. Таким образом, Алаборг - "горелый город".
  Вполне вероятно, что викингам было известно предание о сгоревшем здесь когда-то деревянном городе Гелоне. Эта версия заслуживает внимания ещё и потому, что торговые связи Нижней Камы с Норвегией прослеживаются учеными с древнейших времен. Об этих контактах местного населения свидетельствует и то, что ананьинские бронзовые топоры-кельты во множестве находят норвежские археологи у себя на родине.
  В знаменитом Ананьинском могильнике близ Елабуги добыта небольшая группа предметов, которые могли иметь значение только символическое или священное, может быть, значение амулетов. К числу таких предметов археологи относят бронзовые колёсики о четырех спицах, встречающиеся и среди предметов, добытых из древнейших скандинавских могил бронзового века" (см. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, том 5, СПб, 1914, с.542).
  Чтобы достичь Алаборга, следовало, по словам "Саги о Хальвдане, сыне Эйстейна"http://norse.ulver.com/src/forn/halfdane/ru.html, ехать к востоку от Ладоги, а затем повернуть на север. Это первый путь, то есть - волоками по мелким рекам до Волги, далее по ней, а из Волги в Каму. Всего же описываются три пути ведущие из Ладоги в Алаборг: "Все пути ведущие туда, трудны". Второй путь лежит значительно севернее: водными волоками до Северной Двины, Вычегда, река Нем, Бухонинский волок (с полверсты) и викинги в бассейне реки Кама. "Третий путь самый близкий" - говорится в саге. Итак, третий путь: Сухона, Луза, Сокся, сухопутный волок (3 версты) и река Гостиладор (бассейн Вятки), Летка, Вятка, Кама. Вот таким образом викинги и руссы и путешествовали.
  Далее в саге отмечено, что земля Алаборга примыкала к Биармии. По мнению некоторых современных исследователей, Древняя Биармия занимала территорию следующих российских губерний: Архангельской, Вологодской, Вятской и Пермской. Интересно, что академик Шведской академии наук Андерс Стриннгольм в своей книге "Походы викингов", изданной в 1861 году на русском языке, пишет следующее: "На этих реках, между Белым морем, Волгою и Уральским хребтом, лежала прежняя Пермская страна, или Бьярмия, славившаяся богатством, торговлей и могуществом". И далее он продолжает: "Источники богатства в золоте, серебре и других драгоценностях привлекали в эту страну викингов и купцов и заставляли предпринимать путешествия в Бьярмию, столько прославленную ими на севере. Не подвержено никакому сомнению, что бьярмийцы принадлежали к обширному чудскому племени. О бьярмийском государстве известно, что оно пало около 1236 года во время вторжения Чингисхана и его монгольских орд в Северную Европу, а потом было покорено царем России Иваном Васильевичем в конце 15 века."
  Норвежскими источниками описывается последнее путешествие в Бьярмию в 1222 году. Упомянутый выше Андерс Стриннгольм пишет: "Незадолго до вторжения монголов изрублены были в Бьярмии все седоки одного торгового корабля, прибывшего туда из Халогаланда в Норвегии. Тогда два подручника норвежского короля, Хакона Хаконсона, с четырьмя сильно вооруженными кораблями отправились в землю бьярмийцев, для отмщения им и их государю за убийство своих земляков."
  Многие авторы 19-го века, в частности: К.И. Невоструев, Г.Е. Верещагин и другие, писали, что первоначальное название Елабуги было Суддум. Однажды, читая "Джагфар тарихы", узнал, что Садум в переводе с булгарского - это Скандинавия.
  Рустам Набиев в книге "Булгар и Северная Европа" (http://www.islamrt.ru/book/bulgar.pdf) пишет: "Длительное время русские ученые мучаются, пытаясь "привязать" город Алаборг в Гардарики к какому-нибудь населенному пункту в русских княжествах... есть ли смысл выискивать мало похожие на Алаборг "деревни", когда существовал стратегически значимый пункт на оживлённом волго-балтийском пути как Алабуга?" В.Тукмачев
  
  В переводе с арабского имя 'Саддам' означает 'тот, кто противостоит', или 'наносящий удар', 'разрушитель'. Это значение вполне подходит для характеристики скандинавских викингов, буйных нравом. Отсюда их название в ДТ - саддумцы. В скандинавских сагах речь идет о вывозимых из Биармии мехах соболей, белок и бобров, а также серебряных монетах, имеющих хождение у населения и находящихся в "святилище Йомали". Серебрянные блюда иранского производства приобретались на пушнину и применялись в Прикамье в качестве ритуальных сосудов.
  Схоже о мехах говорят арабы в отношении страны Вису (Бийсу). В сагах главной рекой Биармаленда выступает река Вина, вероятно, Сев. Двина, в бассейн которой входят притоки Юг, Луза и Вычегда. Все они через волока связаны с бассейном Вятки. По ДТ центром Бийсу сначала был город на р. Юг, а затем Колын на Вятке.
  Биармию и Пермь отождествлял и знаменитый русский ученый Михайло Ломоносов. "Был народ чудской сильный, купечествовал дорогими звериными кожами с датчанами и другими нормандцами... Народ почитал идола Йомалу, что на ливонском, финском и на других чудских диалектах бога значит", - писал он.
  Великую Пермь с Биармией соотносил и финский ученый, лингвист и путешественник Матиас Александр Кастрен, предпринявший ряд экспедиций по северу Европы. Население Биармии он относил к чуди. От архангельских старожилов Кастрен записал предания, в которых говорилось о несметных чудских богатствах, которые хранились зарытыми в земле. О привычке биармийцев прятать свои сокровища в земле остались свидетельства и в скандинавских сагах.
  Костомаров в книге "Северно-русские народо-правства" подтвердил, что название Биармия - это испорченное название слова "Пермь".
  
  "В самом конце X в. болгары закрепляются и на устье Тоймы. Скорее всего данное событие ограничилось прибытием на здешнее укрепленное поселение-убежище (Елабужское городище) небольшого военного отряда во главе с одним из болгарских князей - беков. Такие опорные пункты были построены и на устье р. Иж (Благодатное городище), и напротив устья р. Агидель (Чегандинское городище)... некоторые из них в скором времени прекратили своё существование. Другие же, контролировавшие устья крупных и средних рек, не потеряли своего значения в течение всего домонгольского времени. Даже среди последних крепость на Елабужском городище резко выделялась.
  Обосновавшись на городище, болгары стали обустраивать его по назначению. Привлекая к работам местное население, они усилили существующие оборонительные сооружения, на месте языческого святилища поставили деревянную мечеть. Сил и средств на большее в этот период не хватило. В дальнейшем были воздвигнуты ещё две линии обороны, состоящие из рва, валов, поверх которых шли частоколы, а на восточных концах стояли проездные башни. Болгары существенно увеличили свою военную крепость, площадь которой с 15 000 кв. м (1,5 га) достигла 34 000 кв. м (3,4 га). Приблизительно такой же была площадь и ранней Казани (около 4 га). Увеличение численности мусульманского населения в данной местности и рост товарообмена по Камской магистрали в связи с потерей торговых позиций на Верхней Волге в XII в. сделали Елабужское городище культовым центром края. Именно тогда на месте деревянной мечети появляется белокаменная мечеть-цитадель с восемью башнями и полубашнями...
  Осенью 1236 г. начинается поход войск Монгольской империи на запад под руководством Бату и Мункэ. Расположенные на северо-востоке Волжской Болгарии Алабуга и примыкающие к ней болгарские поселения в крае находились вне зоны продвижения монгольских войск. Вероятно, какие-то монгольские отряды поднимались по левому берегу Камы, уничтожая Джукетау, Тубылгытау и другие известные города Прикамья. На сегодняшний день отсутствует какая-либо информация, подтверждающая приход сюда монголов. Археологические раскопки не выявили следов пожарищ и разрушений, датируемых XIII в., ни на городище, ни в самом городе. В коллекции находок из местных памятников также нет ни одного предмета, который можно было бы связать с монголами и вообще с центрально-азиатским регионом. Да и в письменных источниках, описывающих монгольские походы, нет никаких указаний на то, что монголы во время своего западного похода вообще были на правобережье Камы". Средневековая история Елабуги http://209.85.129.132/search?q=cache:T4 ... nt=firefox
  
  Можно видеть, что булгарское присутствие отмечается археологией только с конца 10в. и то неуверенно.
  О Елабуге и прочем можно почитать:
  http://tatpolit.ru/category/zvezda/2007-09-12/446
  http://izvestiaur.ru/culture/view.html?itemid=365411
  http://mustagclub.ru/blog/%D0%BD%D0%B0% ... %B8%D1%8E/
  http://subscribe.ru/archive/history.ela ... 10130.html
  http://www.voskres.ru/articles/critics.htm ---- факты за то, что каменная Алабуга была крепостью-цитаделью, а не мечетью.
  
  Алабуга, видимо, была в 8-10в. центром отдельного русско-скандинавского княжества. Центром Биармии в тот период могло быть близкое Алабуге по характеристикам Чуршинское городище, расположенное на кратчайшем пути из Ладоги в Алаборг. В саге сказано, что по нему можно достичь цели за три недели. То есть, протяженность пути наверняка более 1000 км, что как раз соответствует указанному маршруту. Поэтому поиски Алаборга где-то поблизости от Ладоги необоснованы. Так как по сагам Биармийцы часто были враждебны Алаборгу, путь этот был наиболее опасен. Обе территории временами входили в сферу влияния правителей Ст. Ладоги, временами получали самостоятельность. В 11в. появился новый центр власти Учель-Казань, столица Арсании арабов, она же страна Вису-Бийсу в ДТ, она же Биармия, или Пермь с особой областью Колоперем-Вятка, она же Камская (Нукратская) Болгария. Сотрудничество с монголо-татарами спасло это государство от погрома 1236-41 годов, столкновения с Сарайской Ордой было отсрочено. Относительно мирный захват Казани татарами и русскими в 1278г. можно связать с появлением по ДТ отдельной Вятской провинции с центром в Колыне, независимой от Новгорода и Булгара.
  
  Археология ранней Казани
  http://www.zhv.ru/tatarstan/ist_1/
  Древнейшие укрепления Казани, состоявшие из рвов, валов и белокаменной крепостной стены, являются для Волжской Булгарии уникальным явлением. В то же время этот факт нельзя считать явлением исключительным, т. к. ранние булгары и близкие им племена уже в VIII-IX вв. имели опыт строительства белокаменных крепостных стен. Примером этому могут служить остатки каменных стен салтовских городищ VIII-IX вв. Подонья, среди которых особенно выделяются белокаменные стены Маяцкой крепости. Причем ряд из них (Правобережное Цимлянское, Маяцкое городища), так же, как и первые столицы Дунайской Болгарии - Плиска и Преслав, имел белокаменные стены панцирного типа.
  Но вместе с тем для салтовских, в том числе и для раннебулгарских, крепостей была характерна кладка крепостных стен без фундамента, обычно на выровненную материковую поверхность, и всухую, т. е. без раствора.
  Более близкие аналогии каменных навальных стен имеются в домонгольской Руси, где они также единичны, но известны. Таковы, например, укрепления Боголюбовского замка, заложенного в 1158 г. и состоявшего из вала, по которому шла каменная стена шириной в 2,5 м. Близкие аналогии имеет и белокаменная стена около 3 м толщиной, сооруженная в 1114 г. на валу Ладожской крепости. Показательно, что эти стены, особенно Ладожской крепости, так же, как и стена древней Казани, сложены из известняковых плит на известково-песчаном или известково-глинистом растворе.
  В целом белокаменная стена древней Казани, возведенная в домонгольское время при основании города-крепости, была построена с учетом строительных традиций как булгарской, так и славяно-русской архитектуры. Традициями последней, по-видимому, объясняются и следы внутривальных деревянных конструкций, особенно характерных для древнерусских укреплений X-XIII вв.
  Древняя Казань, заложенная не позднее последней четверти ХII в., представляла собой одну из наиболее совершенных булгарских крепостей, имевшую не только деревянные, но и белокаменные стены. В центре этой крепости возвышалась большая сторожевая башня, очевидно, также белокаменная. Довольно мощный фундамент этой башни был вскрыт в раскопе ? 4 1977 г. рядом со стоящей до сих пор сторожевой башней Сююмбике.
  Первоначальная сторожевая башня имела в основании два пилона (350X430 см), отстоящие друг от друга на 350 см, т. е. имевшие разрыв для проезда. Древний уровень фундамента лежит в пятом слое, т. е. время строительства башни следует увязать со временем функционирования древнейшего города. Об этом же свидетельствует и находка в развале фундамента башни медной монеты Менгукагана, чеканенной в г. Булгаре в 40-х годах XIII в. Глубина фундамента башни около 130 см.
  Дозорная башня - предшественница современной башни Сююмбике - имела высоту не менее 25-30 м.
  Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию 1236-1240 гг., возможно, в начале не затронуло древнюю Казань. Но под ее стены бежало булгарское население с разоренных закамских земель, о чем свидетельствует значительное увеличение булгарского населения в бассейне Казанки в XIII в. О том же говорит появление в окрестности Казани видных булгарских феодалов. Об этом свидетельствуют булгарские надгробья XIII в., сохранявшиеся до середины XIX в. на территории летней резиденции казанских архиереев на берегу озера Средний Кабан. На одном из них по технике исполнения, каллиграфии надписи, форме камня и характеру орнаментации, близкой к булгарским надгробиям конца XIII в. (Марджани читал на камне дату 1261 г.), была высечена надпись, свидетельствующая, что "это место погребения великого и чтимого повелителя, помощника повелителей, эмира чтимого, победоносного Хасанбека, сына Мир-Махмуда".
  В 60-70-е годы XIII в. Казань, видимо, становится центром сопротивления булгар против монгол. На восставших, как сообщает Абуль-Гази, со значительным войском направился внук Батыя Менгу-Тимур, который "предпринял поход в царство болгарское; по прошествии двух лет он, одержав победу, возвратился домой". С. М. Шпилевский считает, что в этом походе участвовал и смоленский князь Федор Ростиславич. Степенная книга сообщает, что в благодарность за это Менгу-Тимур выдал в 1278 г. за князя свою дочь, подарил зятю большое число городов, в том числе и Казань. Город был взят, его белокаменные укрепления были разрушены.
  
  "Погребение XVII века было обнаружено при раскопках в Казанском Кремле в 2005-ом году".
    []
  Обратим внимание на левый скелет - правая рука согнута в локте, а левая лежит на тазе. Другие захороненные также, видимо, совершены не по традиционным христианским или мусульманским обрядам. Комментарий этому пока не нашел.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"