Устинов Борис Геннадьевич : другие произведения.

Чудской Болванской городок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О Подчуршинском (Чуршинском, Первомайском) городище возле г. Слободского на Вятке.

 []
  
  
  Чуршинское городище настолько выделяется своей архаичностью и преданиями, что неизбежно должно было играть выдающуюся роль на самых ранних этапах истории Вятской земли. Это явление должно было отразиться на страницах Вятской повести. Однако о Городище в явном виде там ничего не сказано, что вполне объяснимо: в "Повести о стране Вятской" предания и свидетельства о множестве разновременных событий объединены в почти одномоментный акт прибытия на Вятку неких новгородцев и обустройства их на новом месте. Кроме того, как пишет С. Серкин, данное сочинение служило для обоснования прав Москвы на Вятку. А потому в нём не было места Арским князьям и многому другому, что могло бы противоречить этому. Вятку заселяли беглые новгородские холопы, а Новгород с испокон веку принадлежал Киевским князьям-рюриковичам, а Московские ведут свой род от них... И всё тут.
  
  
   вид с городища
  
   основание городища с южной стороны, подниматься здесь
    []
  Лишь отчасти изученное на сегодня Чуршинское городище (раскопано только 3% его территории) находится в центре п. Первомайский (ныне это южный микрорайон г. Слободского) даёт основание говорить о существовании здесь в 13-14 веках русского города-крепости, при этом некоторые находки датируются ещё каменным веком. В непосредственной близости от городища обнаружен могильник первых веков н э. В нём найдены сложные украшения из бронзы, стеклянные и халцедоновые бусы.
  
  Городище представляет собой правильной овальной в плане формы холм, доминирующий над окружающей местностью на многие километры. Вероятно, он был хотя бы частично отрыт в массивном береговом склоне реки Вятки. Высота его около 30 метров от подошвы и 80 - от поверхности воды в речной старице. На достаточно ровной его вершине (примерно 140 на 60 метров, что ныне соответствует площади 0,5 га, в прошлом она могла быть несколько больше) стоял опоясанный искусственным уступом (эскарпом) городок. Первоначальное ограждение представляло собой деревянный частокол, который в 14 веке был заменён срубными стенами с тремя башнями. Здесь обнаружены многочисленные предметы вооружения и ремесла славяно-русского типа, включая: наконечники стрел, детали доспехов и щита, боевые ножи, пряжки, кольца и удила, а также кольчуга и небольшая пищаль (переносное огнестрельное оружие, появившееся в конце 14 века). Последняя найдена у подножия горы, что, вероятно, говорит о потере её в ходе штурма. Городище в корне отличается от всех прочих в нашем регионе, - ничего подобного на Вятке более нет! Его округлая форма говорит об архаичности и отличии от известных на Вятке древнерусских городов-крепостей.
  
  На самом городище следы дославянского финно-угорского присутствия характерные для других городищ на Вятке пока не обнаружены. Вотские поселения, вероятно, располагались в его округе. Это говорит о том, что городок был заложен на чистом месте группой людей пришедших откуда-то со стороны. Возможно, следы более древнего поселения были срыты при расширении площадки. Крепость на городище существовала до начала 15 века.
  
  С Городищем связаны мои детские воспоминания. Автор ходил в "старый" детский сад, расположенный у самого его подножия, не раз забирался с группой детей на его вершину или совершал "кругосветное путешествие" по кольцевой тропе вокруг древнего оборонительного окопа. В дальнем углу детсадовского участка лежал кусок ствола окаменевшего дерева около метра в длину. Откуда он взялся, и почему там лежал, - не знаю, но твердо знал, уже тогда, в шестилетнем возрасте, что это "каменное дерево". Даже сейчас помню неживой цвет его ноздреватой поверхности, кое-где взбугренной раковиной-сучком. К Городищу все у нас привыкли и в обиходе его почти не замечают...
  
  О Городище существуют различные легенды, в прошлом оно было окружено почитанием, на нем стояла церковь, здесь происходили ежегодные христианские празднества.* У автора нет сомнений, что это и был Чудской городок...
   ссылка
  
   Некий автор XIX в. оставил такое описание: 'Городище в селе Спасо-Подчуршинском находится в шести верстах от города Слободского и в одной версте от самого села. Оно расположено среди поля и представляет вид высокого холма, имеющего в окружности его при подошве сажень триста, а в вышину тринадцать. Строений на нем никаких нет, кроме деревянной часовни, построенной лет тридцать тому назад каким-то вятским купцом, и находящейся по середине его ямы сажени две глубиной. С одной стороны городище заросло еловым и пихтовым лесом, с двух сторон окружено оврагом с насыпанными на их поверхности небольшими валами, далее, с западной стороны, в ста саженях от него находится озеро, а с южной стороны протекает Вятка. Кроме того, с одной стороны, на полугоре, находится еще другая яма, в которой будто бы, по народному преданию, засыпаны железные двери, запертые огромным замком, а ключи от него будто бы лежат в озере'.
  
  
  Из "Сказания о вятчанах": "... и по сем поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку и по той реке Вятке вниз, и над тою рекою Вяткою на горах стоит Чюдской городок их языком зовом Болванской".
   ссылка
  
  Фраза "на горах стоит Чюдской городок" недвусмысленно подводит нас к единственной в своём роде Чуршинской горе, и, скорее всего, основан на местных преданиях. Правда, в тексте СВ сами предания отсутствуют, возможно были в последствии удалены при переработке. Дальнейший рассказ о Микулицыном городе и Кошкарове снабжен многими подробностями, и потому наверняка относится к более близким и от того более свежим в памяти современников автора CВ событиям 1489г. (как это уже говорилось выше).
  На чудском языке городок звался Болванской... "Слово болван (палуан) у себя на родине, в Персии, обозначало сперва богатыря, а потом стало означать и его изображение, потом значение слова менялось: статуя, идол, чурбан и, наконец, наше - дурак". (Огиенко, 1915, 28). http://www.s155239215.onlinehome.us/tur ... sianRu.htm -- Тюркизмы в русском языке.
  Мы вновь сталкиваемся со словом иранского (санскритского) происхождения (первое Кошкар). Это ещё раз подтверждает наличие в языке Чуди данных заимствований. Чудской город звался Болванской, то есть Богатырский, так как по преданиям жили в нём богатыри, - знатные воины, рыцари. Обратим внимание на форму передачи этого названия: "Болван-ской". Окончание -ской в данном названии (а также связанном с ним "Чудской") совпадает с окончанием в названии Слободской город. Это не случайно. Население жившее вокруг Чудского города в 16-17в. и знавшее предание о нем, было по языку (в том числе, в отношении топонимии) однотипно со слобожанами. Это косвенно подтверждает близость Болванского городка к Слободскому городу.
  Можно возразить, что окончание -ской дело рук автора СВ, однако в тексте такого окончания более не встречается, другие города названы: Микулицын, Кокшаров, а не Микулинской, Кокшарской. Окончание -ын также основано на местных преданиях (былин) о богатыре Микулице и Микулицыной дочке. Великоросское окончание -ов, вероятно, было добавлено в "Кокшаров" составителем СВ, судя по включению сюжета о беглых холопах, человеком сторонним для Вятки. Город, скорее всего, назывался Кошкар. Легенда о богатыре Микулице могла возникнуть из почитания образа св. Микулы-Николы. Не исключено, что в 14-15 в. над воротами этого города красовался резной деревянный барельеф или статуя святого Николы Можая с мечём в руке. Данную традицию распространившуюся в 15. в Московии и, похоже, на Вятке, можно связать с деятельностью Стефана Пермского. Нельзя исключить, что эта реминисценция могла как-то связать Микулицын город с характеристикой "Болванской". Двойные смысловые аллюзии неисключены: болван - богатырь и статуя. В 16-17в. статуи святых стали "выходить из моды", а потому слово болван приобрело негативную окраску.
  
    []
  
  Макет городища (фото из книги С. Серкина)
  
  Отрывок из книги С. Серкина "Тайны земли Вятской":
  Как местный житель, автор считает уместным дополнительно сообщить читателям то, что в народе сам этот холм носит с древних времён название Городище. Именно по этой причине у людей здесь живущих существует порой расхождение в понимании того, о чем говорится в том или другом случае в устном изложении, так как в научном обиходе в данном случае принято считать под понятием "городища" только верхнюю площадку холма, где располагалось древнее поселение.
  По мнению автора, было бы правильнее и точнее под термином "городище" понимать весь этот холм. В древности в его недрах располагались не только различные подземные ходы (существует фонограмма - интервью, взятое автором у Саврасовой Анны Ильиничны/ рожд.1907г/ в 1994г), но и помещения иных предназначений.
  
  Примечание. Перечень свидетельств людей бывавших в подземных ходах, видевших входные двери в подземные помещения:
  1.А.И.Саврасова ходила по подземному ходу из церкви на Городище в начале 20-х годов прошлого века в возрасте 10-12 лет со своим дедом, церковным старостой местной Преображенской церкви.
  2.В одном из подземных помещений, как рассказывал в свое время старожил П.П.Деньгин из с.Успенского, владелец меховой и спичечной фабрик и самого этого холма Фрол Петрович Лесников, устроил хранилище для меховых шкур.
  Надо сказать, что после активной деятельности Ф.П. Лесникова связанной с поисками сокровищ, стало впоследствии известно о нескольких входах и дверях по периметру городища на разных уровнях. Под видом различных строительных работ: то ли это копка водоема противопожарного на верху холма; то ли строительство двухэтажного здания конторы "Рылов и Лесников", которое "полезло в гору" при достаточности места у её подножия; то ли посадка огромного количества кедра(сосны сибирской) и на вершине, и по склонам, - можно сделать вывод, что он все-таки стремился найти легендарные сокровища.
  3. По рассказам старожилов известно, что когда одни двери открывали, то у входа стояли мешки, чем - то наполненные.(Воспоминания В.П. Деньгина из села Успенского)
  4.Как рассказывала автору М. Арасланова, дочь одного из работников Ф.П. Лесникова, их родственник (с её слов он был немного трусоват) участвовал в раскопках одних дверей на Городище и нашел золотую монету, но боялся, кому- либо её показать. Поэтому он решил её спрятать недалеко от той двери. А впоследствии обстоятельства сложились так, что вовремя он монету не взял, его забрали в армию, а когда вернулся, то найти это место уже не смог.
  5.Кроме этого известно и о случайных провалах от техники, куда некоторые местные школьники-подростки проникали и даже пытались ходить со свечками в 50-х годах прошлого века (воспоминания местного жителя В.А.Салтыкова).
  6.Старый водопроводчик меховой фабрики "Белка" И.Михеев рассказывал, что когда откапывали однажды дверь и били её ломом, так только икры летели (Из воспоминаний его сына М.И.Михеева).
  7.В конце 40-х - начале 50-х годов прошлого века неоднократно были предприняты раскопки по поискам дверей в подземные ходы работниками спичечной фабрики "Белка". Об этом сохранились воспоминания свидетелей, у которых автор брал интервью.
  Кашин Н.А. рассказывал, что его однажды вызвал к себе в кабинет директор спичечной фабрики и сказал, чтобы он проконтролировал работу бригады татар по раскопке дверей на Городище (в те годы на земляные работы они часто нанимались).
  Когда он пришел к указанному месту, то оказалось, что она уже была откопана. Дверь была железная и на ней висел большой замок. Для того чтобы её открыть уже подготовили и протянули сварочный кабель. Но тут пришел участковый милиционер и запретил проводить дальнейшие работы. Поинтересовался насчет того, кто является организатором их, а затем ушел к директору. Через некоторое время принесли от него записку, в которой он приказал закопать эту дверь.
  8.Местный житель Шавкунов И утверждал, что эти двери все-таки были вырваны из земли и валялись на поверхности Городища.
  9.Откапывали её в том месте, которое указывал на своем рисунке 1886года, писарь Стуловской волости Матвей Банников. Про этот же вход рассказывала и Анна Ильинична Саврасова. Именно через него на Городище выходил её дед по подземному ходу из церкви и, в который она, однажды, пробовала спускаться с вершины холма.
  10.Попов М.С. в возрасте 70 лет с лишним, рассказывал, что он, работая механиком на спичечной фабрике, помнит, как со стороны лущильного цеха открывали дверь железную посредством троса газогенераторным трактором. Когда дверь открыли, то почувствовали, что внутрь подземного хода наблюдается сильная тяга. Тем не менее, для удовлетворения своего любопытства они (кроме него был еще один механик А.Зеленских и еще работник ИТР) по очереди, привязавшись веревкой, на какое-то расстояние опускались. Впоследствии эту дверь закрыли и закопали.
  11.Попонин Ю.(ныне житель п.Вахруши) в своих воспоминаниях говорил о том, что во время подъёма дымовой трубы котельной работал тягач на базе танка, с которого была снята башня с орудием. Так вот этим тягачом пытались тоже открыть одну дверь, но трос лопнул. Его отец тогда участвовал в подъеме этой трубы.
  12.Из воспоминаний старожилов известно, что в свое время, когда на спичечной фабрике работал главным инженером Мингалев, собиравший разного рода информацию по истории фабрики, то ему принесли фото, на котором были запечатлены арочные металлические двери подземного входа Городища.
  
  
  Подчуршинским городищем люди восторгались, смело можно сказать всегда, и в глубокой древности, и в более поздние века. Восторгаются и нынешние современники красотой ландшафта этого места.
  Чтобы это место читатель лучше смог представить, автор считает уместным привести строки известного вятского историка и одного из основоположников русской археологии А.А.Спицына, посвященные этому городищу после посещения его летом 1887 и 1888годов:
  
  "Городище это оригинально по внешнему своему виду. Оно расположено на вершине высокого холма, стоящего на верхней террасе правого берега Вятки, лишено валов и городищем может быть названо лишь потому, что эта вершина снабжена искусственными выступами. В общем городище представляет удлинённую, овальную площадку, кругом которой прошел один большой уступ и несколько меньших, - конструкция в своем роде так же единственная...
  При личном осмотре Подчуршинского городища нас более всего поразил обширнейший, можно сказать единственный в губернии вид с городища на долину реки Вятки. Благодаря тому, что холм сам по себе стоит на очень высоком берегу, пред зрителем ширь горизонта открывается громаднейшая. На весьма далекое расстояние взор может следить за всеми извивами реки Вятки, которая отсюда кажется небольшой речкой. ...С площади городища видны: с.Чепецкое, с.Ильинское, с.Волчевское, с. Карино, с. Кругловское, г. Слободской, с. Совьинское.
  ...Вид с городища такой, что стоило бы его посещать ради одного этого вида.
  ...Мне, как археологу, городище любопытно и в другом отношении. Еще издали, подъезжая к городищу, глаз отмечает светлую полосу, идущую вокруг вершины холма и обозначающую линию главного уступа. Уступ становится осязательнее, когда поднимаешься на площадку: он идет недалеко от неё кругом всей площадки и особенно явствен со стороны реки..."
  ("Материалы по археологии восточных губерний России", М,1893, вып.1,с.183.)
  Сам этот холм, похожий на рукотворный курган и даже на гору, стоящий на берегу Вятки, окруженный с двух сторон природными глубокими оврагами, возник в результате тектонических разрывов плит. Это подтверждается исследованиями автора на основе собранных письменных воспоминаний очевидцев (ИТР и рабочих ЖКСМ) в отношении выявленных в середине 80-х годов прошлого века разрывов пластов известняка по вертикали (1,5-2.0м) и горизонтали (до 6м) в находящемся в непосредственной близости с Городищем карьере Жуковского комбината строительных материалов.
  Вообще, по отношению к этому достопримечательному месту просматривается какая- то странная ситуация. Несмотря на такие, прямо скажем исключительные природные характеристики холма, предания, связанные с ним, историки и археологи как-то касаются его, очень поверхностно, и в буквальном, и переносном смысле.
  Так о населенном пункте, где впоследствии возник город Хлынов, сообщается, что существуют удмуртские предания, которые рассказывают, что до прихода туда русских, там жили удмурты, и тут же у них был племенной языческий молитвенный шалаш (куала).
  Задумаемся, был всего лишь племенной молитвенный шалаш, но предание о нем сохранилось, а вот почитания его удмуртами, нет?
  В отношении же достопримечательности, жемчужины древности - Подчуршинского городища наблюдается обратная картина - абсолютно отсутствует информация о том, что было на нем до прихода русских, зато сквозь века удмурты пронесли к нему особенное уважение.
  О чем это говорит? О том, что древняя настоящая Вятская история до сих пор не раскрыта. В своё время над памятью о ней так хорошо поработали, что её до сих пор не могут найти. Именно по этой причине известный историк Н.И. Костомаров писал о том, что "нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её".
  На взгляд автора, ключом к разгадке древних Вятских тайн является как раз нами рассматриваемый объект.
  
  При сопоставлении между собой Никульчинского городища и Подчуршинского, необходимо воспользоваться и существующими народными преданиями.
  Количество их в отношении Подчуршинского городища, которое ими, можно сказать, просто овеяно, несравненно больше и это тоже совершенно не случайно.
  1.Наиболее важным и ценным среди них является "Народное предание о городище в селе Спасо-Подчуршинском Слободского уезда" (ВГВ, 1861, ?1)
    []
    []
  Кальчуга найденная на городище (в Слободском музее).
  
  А.А. Спицын писал: "С городищем связано редкое в нашем крае поэтическое "Сказание об Онохе и его 12 братьях богатырях", причем передается так же про богатыря Никулицу, жившего неподалеку (в Никулицыне?). Само Городище насыпано буд-то бы этими богатырями, а озеро образовалось на месте, где они брали землю. Богатыри занимались разбоем, жили внутри кургана. Крестьяне бояться ходить по городищу, считая его заколдованным. Кто пойдет мимо, уверяют они, непременно услышит вой Никулицыной дочери" ( "Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1882год", с.33)
  2.На кургане жили 7 богатырей, которые исчезли, когда в церквах стали проклинать злых людей (Вятские Губернские Ведомости /ВГВ/, 1838, .?25)
  3.В "Истории храма Преображения" записано следующее предание: на городище стояло какое-то особенное здание, которое будто бы провалилось в городище.
  4. "...близ села Спасского есть гора под названием Городище, в которой по преданию жителей есть пещера с железными дверями с северной стороны.". (Ф.574, оп.8, д.79, л.7)
  5. В 1771году академик И.И.Лепёхин, посетивший Городище записал:
  "На полуденном конце сего кургана построена деревянная часовня, к которой окольные жители издали в Петров день съезжаются на богомолье, которое по сказкам жителей из самой старины продолжается. Народная молва много о сем месте повествует, на басни похожего; ... письменные свидетельства, ... по их рассказам, слишком за 100 лет истреблены пожаром...". ("Памятная книжка-календарь Вятской губернии на 1897год", с.41.)
  6. "По рассказам курган рыли несколько раз; пробовал де, между прочим, рыть один воевода...(ВГВ, 1838, ?25)
  7. "Один местный житель передавал моему брату, что курган наносили три богатыря: мерек, шах и кладовой (мерек-злой дух,бес; шах из выражения: "пойди к шаху", кладовой - хранитель клада, существо тоже страшное). Сами они жили на верху кургана, а внутри были кладовые для денег, которые они наносили туда через железную дверь.
  Эти богатыри воевали с черемисами, перебрасывались с чепецкими богатырями палицами, а эти затем бросали их в Слободской и Никулицыно. Как богатыри исчезли - неизвестно. В кургане есть клад ими оставленный, но на него наложен де страшный завет. Крестьяне бояться всходить на верх кургана и ходят туда только во время крестного хода в часовню, ибо в тот день нечистая сила смиряется...". Из упомянутых выше записей А. А.Спицына.
  8. "Городище входит в систему других курганов в местности между Вяткой и Слободским.
  9. "По народному преданию обе площадки (Кривоборского на Чепце, выше устья/ и Подчуршинского городища) появились одновременно и служили местом поселения для каких-то богатырей, которые были так сильны, что с богатырями Подчуршинского и Волковского городищ перебрасывались палицами до 2-х пудов весом. После себя богатыри оставили в городище сокровища" ("Материалы по археологии...с.185)
  10. "В народе еще и сейчас ходят слухи, что таит это Городище в себе золотой клад, зарытый каким-то воеводой... Старики, которым сейчас идет по десятому десятку, утверждают, что на одной из сторон этой горы, теперь обросшей дерном и травой, находится железная дверь, ведущая во внутрь этой высокой горы. Любители красного словца, рассказывают, что деды пытались взломать чугунную таинственную дверь, но когда они это попытались сделать, то земля сотрясалась и смельчаки скатывались вниз" ("Ленинский путь", 1935, ?256, "Там, где делают прекрасные меха...").
  
  http://old.herzenlib.ru/vkp/Newbooks/Re ... 01/tzv.doc - из книги С. Серкина (илл.)
  
  http://elkin52.narod.ru/gipotesa/foto/f100.jpg - вид на городище состороны церкви
  
  http://maria.maksimova.info/lichnoe/gorodische - городище и окрестности глазами велопробега
   http://sloblib.narod.ru/1997/xram.htm заметка о церкви на городище с фото начала 20 века
   В 1730 г. на городище была заложена деревянная часовня, простоявшая здесьдо 1901 г. С XYIIIв. в ней находились иконы перво-верховных апостолов Петра и Павла, преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, резной образ святителя Николая. В неделю Всех святых сюда, помимо прихожан, стекалось до пяти тысяч богомольцев из разных мест.
   Старая часовня, деревянная колокольня и каменная церковь на вершине городища, фото 1901г.
   Часовня на городище 1901 []
   Сосна -кедр причудливой формы на городище:
    []
  
   Камни на вершине городища (подняты по инициативе С. Серкина в 1994г.) и памятный крест на месте часовни.
    []
  
  
   Текст Спицына:
   Курган 'Чёртово Городище' в 6 вер. от Слободского у с. Спасо-Подчуршинского, на берегу Вятки. Курган находится среди поля и имеет вид холма, сажен 300 в основании и сажен 13 высоты. С одной стороны городище заросло еловым и пихтовым лесом, а с двух других окружено оврагом с насыпанными на поверхности их (?) небольшими валами; в 100 саж. к западу находится озеро, с юга протекает река Вятка.
   С одной стороны в полугоре находится яма, где будто бы засыпаны железные двери, запертые огромным замком, ключи от которого лежат будто бы в озере. С курганом связано редкое в нашем краю поэтическое сказание об Опохе и его 12 братьях богатырях (см. Вят. Вед. 1861 г. ?1) 22, причём передаётся также про богатыря Никулицу, жившего неподалёку (в Никулицыне?) Самое городище насыпано будто бы этими богатырями, а озеро образовалось на месте, где они брали землю. Богатыри, занимаясь разбоем, жили внутри кургана. На площадке кургана находится часовня, построенная более 30 лет тому назад каким-то вятским купцом. Крестьяне боятся ходить по городищу, считая его за-колдованным; кто пойдёт мимо, уверяют они, непременно услышит вой Никулицыной дочери. Вят. Вед. 1861, 1. Городище покрыто лесом. Среди городища яма, почти засыпавшаяся, а в полугоре другая, где будто бы был колодец. С востока и юга заметен уступ, как бы для обхода или защиты места. 12-го июня к часовне стекается народ. Вят. Вед. 1838, 25. 23
   Холм огранён со всех сторон как бы ступенями. По рассказам, курган рыли несколько раз; пробовал де, между про-чим, рыть один воевода, да когда работы дошли до железных дверей, оттуда вылетел огонь, дым, послышался треск, выбежали мыши; рабочие разбежались, а когда воротились, не осталось и следов раскопки. Верхняя площадь 18 саж. ширины и 64 длины. Во время своих раскопок в 1865 г. Лерх нашёл в кургане до 15 полуистлевших скелетов в разру-шившихся гробах, или колодах, черепа различных народностей, шлаки (следы кузницы), костяное кольцо и обломки железа. Вят. Вед. 1865, 48 и 54-58 '3амет. о древностях'. Отчёт. Комит. 1873 г. стр. 29. 24
   Лет 50 тому назад были видны железные двери. Курган оседает, так как высота его раньше была до 20 саж., а теперь 15. На кургане жили 7 богатырей, которые исчезли, когда в церквах стали проклинать злых людей. Часовня поставле-на в память избавления от этих богатырей. К часовне посылают пробежаться в гору ребятишек, чтобы скорее росли. Сообщено. Примерная высота горы 10 саж, поверхность её в длину 10 саж., а в поперечнике 5 саж. В полугоре небольшой провал, где, по сказанию старожилов, был колодец. С восточной и южной стороны приметен уступ, как бы для обхода или удобнейшей защиты места. 12 июня и в неделю всех святых к часовне стекается народ из разных мест, и особенно вотяки, для отправления панихид. Куроптев, 'Слобод. уезд', 1881 г., стр. 8. 25
   По сообщению моего брата, курган по внешнему виду походит на кепи без козырька, т.е. центр его верхней площади не совпадает с центром нижней, вследствие чего северо-западная сторона кургана так крута, что надо бывает цеплять-ся за кусты, чтобы выбраться кверху (здесь идёт тропинка, по которой проносят иконы в часовню), а противополож-ная - так отлога, что на ней даже пашут. Высота кургана между 15-17 саж., а раньше, по рассказу дедов, курган был более 30 саж. вышиною. Около центра верхней площадки, немного в сторону отлогости, стоит деревянная часовня, построенная недавно, но по старому образцу. Раскопки на памяти крестьян были лет 15-ть тому назад (тогда был Лерх) и 4 года тому назад; в последний раз, как и в первый, были выкопаны кости. Во время последней раскопки по кургану, как передают крестьяне, ходил золоторогий баран и поедал целиком ёлки; крестьяне, чтобы не лишиться клада, не сказали копавшим, что в одном месте кургана находятся железные двери. Один местный житель передавал моему брату, что курган наносили три богатыря: мерек, шах и кладовой (мерек - злой дух, бес; шах из выражения: пойди к шаху! кладовой - хранитель клада, существо тоже страшное). Сами они жили наверху кургана, а внутри были кладовые для денег, которые они носили туда через железную дверь. Эти богатыри воевали с черемисами, перебрасы-вались с чепецкими богатырями палицами, а эти затем бросали их в Слободской и Никулицыно. Как богатыри исчезли - не известно. В кургане есть клад ими оставленный, но на него наложен де страшный завет. Крестьяне боятся всхо-дить на верх кургана и ходят туда только во время крестного хода в часовню, ибо в тот день нечистая сила смиряется. Прошлым летом брат мой, осматривая курган, вследствие суеверного отношения здешних жителей, попал в курьёзное положение. Была пора рабочая, но крестьяне следили с подошвы кургана, что делает брат наверху. Когда он взошёл на площадку, бродившие бараны по кургану, по какому-то недоразумению, обступили его и заблеяли. От этого невинно-го обстоятельства произошло то, что, когда брат сошёл вниз, крестьяне стали сторониться от него с дороги и очень внимательно вглядывались в него, говоря: 'Вот он! Он пришёл, а бараны-то и заблеели'. Брат начал заговаривать, - молчат, но свободно дают дорогу. Выпить воды дали ему только в следующей деревне. Спицын А.А. Каталог древностей Вятского края // Календарь Вятской губернии на 1882 год. - Вятка, 1881. - С. 33-35.
   Уточнение, современные размеры городища: высота около 25м над кромкой берега реки, а всего над уровнем воды примерно 90м ; верхняя влощадка 140 на 45м (0,4га)
  
  
   Предание о городище в селе Спасо-Подчуршинском
   (Государственный архив Кировской области Ф.574, оп.8, д.21)
   'Еще в то время, когда на Руси не было царей и князей, когда она управлялась свои- ми родоначальниками, в Вятскую землю пришли 'из-под заката' 12 богатырей вместе со старшим братом своим Онохой и построили городище, а на нем большой дворец. Землю для этого городища богатыри таскали своими колпаками, так что каждый бо- гатырь должен был принести земли для основания городища двенадцать корлпаков с того именно места, где ныне находится озеро.
   Богатыри жили сначала спокойно, мирно. Никто их не тревожил и сами они только 'побарывались в схватку'. Мало-помалу им эта однообразная жизнь надоела, и вот они вздумали заниматься охотой и войною и, как водится, всегда оставались победителями, потому что они 'легонько' поднимали сорокапудовые гири и бросали их за 15 верст. Они вели также сильную торговлю разными зверями, с которыми отправлялись к северу на своих 'быстроногих конях'. От продажи своего товара они сделались 'великими богача- ми'.
   Всех сильнее из богатырей был Оноха, благодаря силе которого они никого не боя- лись, одного Никулицу немного побаивались (Никулица - тоже богатырь, живший недале- ко от них в лесу, где ныне находится так называемое 'кошачье городище'), но Оноха и с ним умело иногда справлялся.
   Однажды богатыри, осердясь из-за чего-то на Никулицу, вздумали кидать в его дво- рец гирями. Никулица, спавши крепким сном, вдруг пробудился и узнавши, что это бро- сают его соседи-богатыри, объявил им войну, которая велась с его стороны семью молод- цами.
   Три года они воевали, а успеха ни с той, ни с другой стороны у них не было. Оноха и его братья первые вздумали с Никулицей мириться. Оноха сам подъехал к Никулице с 12 хлебами и 'братынею' золота. Мир богатыри заключили трехнедельным пированием, а на последний час Никулица согласился на их мирное предложение и гово- рит Онохе и его братьям-богатырям:
   - Чем вас, храбрые молодцы, благодарствовати?-
   - Дай нам,- говорит Оноха,- княжескую дочь свою.-
   - Дам я вам дочь свою, только достаньте мне 'с закату' самоцветных камней, чтобы днем и ночью было у меня во дворце светло.
   - Клянемся нашими отцами,- говорят богатыри,- будет по-твоему.
   В обеспечение своей клятвы Оноха остался заложником в городище у Никулицы, а богатыри должны были в ту же ночь привезти к 'двенадцатым петухам' 'с закату' само- цветных камней, в противном случае Оноха будет повешен и вороны его расклюют, а бо- гатыри окаменеют на том самом месте, где они будут в 'двенадцатые петухи'.
   К 'шестым петухам' богатыри приехали к 'закату', набрали самоцветных камней и путились на своих 'быстролетных' конях домой. К несчастью, богатыри в 'двенадцатые петухи' достигли только ямы, из которой они ранее таскали глину колпаками, а потому они окаменели, и на том месте образовалось озеро, которое их тот час же покрыло. Услышав о несчастье своих братьев - богатырей, Оноха весьма опечалился, начал выдумывать хитрость - как бы украсть Никулицыну дочь и убежать бы с ней в свое горо- дище.
   В одну ночь Оноха закричал Никулице, что во дворце его пожар, и в сумятице взял его дочь и убежал. Никулица тотчас же пустился со своими молодцами в погоню и при- скакал прямо к Онохину городищу.
   Меж тем Оноха, приехав в свое городище, запер двери тяжелым замком, а ключи бросил в озеро, 'чтобы после никто не мог прийти к нему'. Никулица не стал долго раздумывать, он прыгнул на своих быстролетных конях че- рез городище и тотчас же Оноху сожег и кости его закопал посреди городища в землю, сказав:
   - Кто твои кости найдет, тот узнает, где хранятся самоцветные камни. Дочь его потерялась где-то тут же в городище'.
   В оригинале, вероятно, записанном в конце XVIII - начале XIX вв. далее сообщает- ся:
   'Об этом баснословном богатыре Онохе народная фантазия сложила песню, которую знает наизусть каждый крестьянский мальчик, каждая девочка, и зачастую её поют. Вот эта песня:
   Уж долго больно время ушло -
   Ровно двадцать зорей!
   А все Оноха, храбёр богатырь,
   Во залоге сидит.
   Он сидит и глядит,
   Всё тоскует, горюет,
   Не себя ему жаль,
   А жаль братовей своих.
   Их схватило злое озеро
   За невесту его королевишну,
   А и та королевишна мертва в городище сидит.
   Уж не в первую зорю
   Оноху собираются давить,
   Что давити, душити, вешати
   По одну зорю по утренню,
   Что по утренню, по двенадцатью
   Повели Оноху бити , вешати.
   Привели его на круту гору, на городище,
   Посадили Оноху на железный кол...
   Задушили его до смерти,
   Собирали его косточки,
   Зарывали во сырой земле.
   Еще было понаслышку...
   Как девка ягодки брала,
   Обернулась девка - испугалася.
   Тут стоял храбёр воин, воеводович,
   Что воеводович весь во красном сукне,
   А на главе злата шапочка,
   А на груди у него остра сабелька'.
  __
  
  
  
   Из работы Макарова Л. Д. "Окрестности п. Первомайского в древности".
  
   Одним из наиболее известных археологических памятников Вятской земли является Подчуршинское городище. Это связано, во- первых, с его необычной топографией (расположением на высоком холме), а во-вторых, с окружающим его ореолом таинственности (легенды богатырского цикла, рассказы о подземных ходах, на- дежно закрытых от постороннего взгляда железными дверьми). И если учесть, что за преданиями в переосмысленном виде скрыва- ются реальные исторические события и факты, то более чем двухвековой интерес к этому памятнику вполне объясним. Впервые городище, как археологический объект, упоминается в одной из купчих на земельные угодья 1614 г., перечисленных в писцовой книге И. Б. Доможирова и И. Кокушкина 1629 г. ]>. Вообще же данное название (≪пожня Подчуршинская≫) в первый раз фигурирует, кажется, в этой же писцовой по документу 1597 г. "\
  Городище располагается в центре поселка на овальном холме естественного происхождения высотой около 30 м от его подножия (85 м от уровня поймы р. Вятки, протекающей в 400 м к югу). Склоны холма достаточно круты, они поросли посадками кедра и кустарником. На склонах видны неширокие уступы, по одному из которых (на высоте 16-18 м) проходит современная грунтовая пешеходная дорога, имеющая подобное же ответвление наверх. Площадка городища овальной формы размером 145x30x70 м, что составляет около 5000 кв. м. Восточная часть ее занята сооружениями водозабора, дополнительно разрушается с севера и востока траншеями и промоинами. Западная половина свободна от видимых нарушений, если не считать всхолмления, оставшегося от фундамента кирпичной часовни, на котором ныне возвышается металлическая вышка (рис. 8.)
    []
   В научной и краеведческой литературе памятник впервые описан в конце XVIII в. И. И. Лепехиным, затем в 1810 г.- Е. Ф. Зяблов- ским, а в 1838 и 1861 гг.- ≪Вятскими губернскими ведомостями≫. В 1856 г. раскопки на городище провел член столичных Археологи- ческих обществ П. И. Лерх, прорезавший площадку двумя неглубо- кими, по-видимому, взаимно перпендикулярными траншеями. Уче- ный обнаружил 15 поздних христианских захоронений глубиной до 2,5 аршин (1,8 м), причем по черепам определил два типа умерших: короткоголовых (русских) и долгоголовых (удмуртов, в основном , женщин). На краю площадки Лерх обнаружил остатки кузницы (шлак и угли) и отдельные вещи. Результаты этих раскопок нашли отражение как в местной (в том числе в статьях П. В. Алабина), так и в центральной печати (отчеты Археологической комиссии за 1865 г.). В 1873 г. городище описано по заданию Вятского статкоми- тета, в 1881 г.- Куроптевым, в 1884 г.- В. М. Малаховым, а в 1886 г.- М. В. Банниковым, сделавшим и натурный рисунок па- мятника. Значительный интерес вызвало городище у крупного вятского историка и археолога А. А. Спицына, которыйописывал его по прежним опросам населения и публикациям (1882, 1887), а позднее (в 1887 и 1888) лично осматривал и собирал на поверхно- сти древнюю керамику (1893 г.)11. В советское время городище внимание специалистов привлекало редко: в 1959 г. здесь заложил 5 шурфов И. С. Вайнер, а в 1961 г. сбор материала произве- ла К И. Стефанова ". С конца 1970-х годов памятник обследовался разведгруппами Камско-Вятской экспедиции под руководством Н. А. Лещинской (1979), Е. А. Обуховой (1983), Л. Д. Макарова (1987)"'. В 1988 г. автором предприняты более масштабные раскоп- ки в юго-западной части городища, где еще в 1983 г. была вскрыта часть большой ямы со многими находками \ Раскоп площадью 148 кв. м. (28x7,3 м) был заложен вдоль края площадки и выявил разновременные остатки: сверху отложились напластования XVII - XIX вв., которые перекрывают древнерусские слои. Кроме того, обнаружены кремневые изделия из разрушенной стоянки неолити- ческого времени.__
   К древнерусскому времени относятся остатки оборонительных сооружений в виде срубной стены шириной 5 м, разделенной на клети, длино,й от 3,8 до 5,75 м (рис. 9-БВ).
    []
   Рис. 9. Подчуршинские городище и стоянка.План и профили раскопа. А - остатки XVII -XIX вв. (1 -граница раскопа; 2 - стыки участков; 3 - современные траншеи; 4 - очертания ям; 5 - дерево; 6 - вкопанный столб; 7- границы строительного мусора (кирпичный лом); 8 - находки медных монет XVIII - XIX вв.; 9 - кремневые изделия из разрушенной стоянки; 10 - железные гвозди; 11 -железные скобы). Б - остатки XIII -XIV вв. (1 -предполагаемые очертания; 2 - край искусственного эскарпа; 3 - прокал; 4 - углистое пятно; 5 - обугленное дерево; 6 - зола; 7- скопление золы, шлака и угля; 8 - золистый слой с известкой; 9 - железные гвозди; 10.- железные наконечники стрел; 11 -костяной наконечник стрелы; 12 - обломок панцирной пластины; 13 - бронзовый умбон от щита (?). В. Профили раскопа (1 -дерн и пахота; 2 - темно- коричневый суглинок - слой XVII-XIX вв. со скоплением кирпичного лома; 3 - золистый слой с известкой; 4 - темно-серый суглинок - древ- нерусский культурный слой XIII-XIV вв.; 5 - заполнение современных траншей; 6 - коричневый пёстрый суглинок - заполнение могил; 7 - уголь; 8 - золистый слой; 9 - слой прокала; 10 - глина с включением угля;11 -стерильная глина; 12 - глина, перемешанная с культурным слоем; 13 - выброс из современных траншей; 14 - черный суглинок с углем).
  
   Следы стены удалось выявить по канавкам от вдавленных под своей тяжестью в грунт срубов. Обнаруженное в пределах раскопа укрепление имело изгиб, подчиняясь кривизне площадки. Внешний край площадки был дополнительно эскарпирован (подрезан) с целью придания стене большей высоты. Западная клеть I исследована частично, она отличается своим устройством: 1) выдвинута внутрь площадки от линии стены на 1,3 м; 2) углублена на 10-15 см и имеет уплощенное дно; 3) в северо-восточном ее -углу обнаружен опорный столб диаметром 18 см (такой же столб располагался под углом сруба между клетями III и IV); 4) от юго-восточной части углубления отходит выступ длиной 1,5 м, назначение которого непонятно. Все эти признаки говорят об особом устройстве клети 1, а близость ее к" крутому изгибу площадки позволяет предполагать, что данное сооружение является скорее остатком угловой башни, нежели собственно клетью. В клетях III, V и VI обнаружены довольно большие круглые или овальные в плане ямы различных размеров. Судя по находкам в них кусков глиняной обмазки и бытовых предметов, данные клети были жилыми помещениями, а ямы в них - подпольями. В клети IV размещалась крупная яма I, состоящая явно из двух углублений, одно из которых (западное) использовалось в более раннее время. Размеры котлована 3,8x2,38-2, 7x1,14 м (рис. 10).
    []
  
   Сосредоточение зольного слоя со скоплением шлака в западной части ямы, масса обожженных камней в восточной половине и перекрытие ее юго-восточного угла золистым слоем с известкой свидетельствуют о каком-то хозяй- ственном использовании клети IV. Об этом говорит и состав обнаруженных в ней находок: орудия земледельческого труда, рыболовства, различные инструменты. И в то же время здесь выявлены бытовые вещи, украшения, культурные подвески, предме- ты вооружения и разнообразные пищевые отходы.
   Аналогичного типа оборонительные стены, нижний этаж которых использовался под жилье и хозяйственные нужды, хорошо изучены на городищах Южной Руси домонгольского времени (правда, ≪жилые стены≫ примыкали там обычно к земляным валам) '. С XIII -IV вв. такие укрепления распространились и на Русском Севере^ . На Вятке они исследованы на нескольких памятниках конца XII -начала XV вв. (Хлынов, Слободской, Коврово, Шабалино) '. На основании полученных данных и опираясь на известные по публикациям примеры, попробуем представить облик древней крепости на Подчуршинском городище (рис. 11).
    []
   В представленной реконструкции проще было воссоздать внешний вид стен и башен, чем изобразить застройку внутренней площадки, которая не раска- пывалась. Местоположение церкви, данное на рисунке, вполне допустимо, ибо именно на этом месте строятся позднее часовни. Реконструкция же административной постройки и хозяйственных помещений  является плодом авторского воображения и, есте- ственно, требует археологической проверки (на рисунке не нашли место колодцы для добывания воды, которые, конечно же, были здесь, а также подземные ходы, вопрос о которых остается пока не решенным).
   Представляется, что воины гарнизона жили в помещениях нижнего этажа стен. Второй этаж был покрыт тесовой двускатной крышей и был снабжен бойницами. Для лучшего обзора и обстрела флангов достаточно было трех башен, по нашему мнению квадрат- ных в плане и покрытых шатровыми крышами. Одна из башен (у северного склона, в том месте, куда идет современная и, скорее всего, шла древняя дорога) была проезжей, устройство ворот нам не известно, но вероятно это было массивное двустворчатое сооружение с мощными запорами. Для того, чтобы подъехать к воротам, вражеским всадникам необходимо было обогнуть крепость хотя- бы один раз под обстрелом ее защитников.
   Из предметов вооружения здесь найдены 4 железных нако- нечника стрелы (рис. 13-1-4, 23), в том числе бронебойные, костяная муфта-свистунка, насаживавшаяся на место соединения стрелы с древком и издававшая при полете угрожающий свист (рис. 13-5), навершие меча с обломком рукояти (рис.13-13), две четырехугольные пластины от боевого панцирного доспеха (рис. 13-24, 25), бронзовый умбон от щита (?) (рис. 13-26), обломок лезвия топора (рис. 13-10), боевые и хозяйственные ножи (рис. 13--14-20), детали ножен (рис. 13-21), рукояти ножей (рис. 13-11, 22), пряжки, кольца и удила от конской сбруи (рис. 13-6-9, 12, 16, 17). Бронебойные стрелы квадратного или ромбического сечения использовались в основном в XII - X I I I вв., но иногда встречались и в XIV в"'. Муфты-свистунки вообще известны с VI по XVII вв., на Руси имели распространение в XI -XV вв., такие же изделия найдены в Никульчино и Хлынове. Навершие меча отно- сится к XII - XIV вв., панцирные пластины, удила и детали конской упряжи-:К XIII -XIV вв., ножи и топоры - к XIII - XV вв., ножны - к XII - XIV вв.
    []
    []
   В свободное от ратных дел время воины и их семьи занимались хозяйством: пахали землю, засевали и убирали урожай (нож- чересло от плуга, серпы XII - XIV вв,- рис. 1 2-17, 5, 13), разводи- ли домашних животных и птиц (находки костей, обломка косы - рис. 12-12), охотились (кости диких животных и птиц, костяной__ наконечник стрелы - рис. 13-4), ловили рыбу (кости и чешуя рыб, глиняные грузила от сетей - рис. 12-20-23), обрабатывали ме- талл (шлаки, бракованные изделия и заготовки, обрезки металла, моток проволоки - рис. 14-7, гвоздильня - рис. 12-4, ювелир- ный пинцет - рис. 1 4-16, инструмент, похожий на гаечный ключ - рис. ,1 2-15, шило - рис. 1 2-1, каменные оселки - рис. 1 2-3, 14). Обычным было плетение лаптей, циновок, коробов, пестерей (кочедык XI - XV вв.- рис. 1 2-19), выделка тканей ( пряслица для веретен, которые изготавливались из известняка - рис. 14-17, 21, 25, глины - рис. 14-18, 20, 22 или просто из обломков битой посуды - рис. 14-19, 23, 24), обработка кости (рис.1 2-16; 1 3-4, 5, 22; 14-10, 15), строительные и ремонтные работы (гвозди, скобы, топоры). Кроме того, обнаружены детали домашнего быта: обло- манный дверной крючок (рис. 12-9), фрагменты замков XIII - начала XV (рис. 12-8) и XIV - XVI вв. (рис.- 12-7), ключ конца XII -начала XV вв. (рис. 12-16), дужка от сосуда (рис. 12-18), обломки бронзовых котелков (рис. 14-8, 11), предметы не вы- ясненного назначения (рис. 12-2, 11; 14-14). Найденные уте- рянные украшения из бронзы XII - XIV вв.: перстни (рис. 14-1 - 3), нашивная бляшка (рис. 14-4), поясная накладка (рис. 14-9), а также свинцовый грузик (рис. 14-5) и обломок янтарной бусины (рис. 14-6). Предметом личного обихода было железное кресало для высекания огня из кремня (рис. 12-10), причем кремни со следами именно такого использования здесь также обнаружены. Отметим и находки игральных костей (рис. 14-10, 15).
    []
   Судя по находкам створок креста-энколпиона жители крепости были православными. На одной створке изображено распятие Христа и четырех святых в концевых клеймах, а на обломке дру- гой- богоматерь и два святых (рис. 14-12, 13). Изделие датиру- ется первой третью XIII в. Однако языческие традиции оставались для вятских поселенцев популярными длительное время. Об этом свидетельствуют растительные мотивы на перстне и накладке (рис. 14-3, 9), отражающие аграрную магию, а также геометрическая символика на пряслице (рис. 14-17), явно намекающая на отзвуки былого поклонения Яриле - солнцу.
   На городище в большом количестве были найдены глиняные сосуды, в основном в разбитом на мелкие фрагменты состоянии, и лишь некоторые из них удалось склеить до первоначального вида. Интересно, что, в отличие от центральных земель Древней Руси, вятская керамика зачастую лепилась из глины с нейсвойственными для славян добавками - мелкотолченой раковиной, измельченны- ми фрагментами керамики (шамота), сухой глины или известняка, иногда мелконарезанной растительности и даже навоза (для Руси обычны примеси песка или дресвы - мелкодробленого камня). Местоположение городища на окраине Вятской земли, по соседству с удмуртскими поселениями приводило, очевидно, к смешанным бракам, причем чаще всего удмуртки выходили замуж за русских мужчин, а не наоборот. А поскольку лепка глиняной посуды была уделом женщины, то вполне понятно, что жена-удмуртка замешива- ла глиняное тесто по привычным для нее рецептам, т. е. с нерусски- ми примесями. Использование гончарного круга, которого удмурты не знали и переняли его у русских, привело в целом к заимствова- нию традиционно-русских форм посуды, хотя и зачастую с изве- стным ≪удмуртским≫ налетом. Поэтому обнаруженная на русских поселениях керамика, имеющая казалось бы и русскую форму, получала столь необычную примесь.
   Именно такое явление характерно и для керамики Подчуршин- ского городища, где обнаружены фрагменты от 61 сосуда. Каков же состав примесей в их глиняном тесте? Песок был использован в 16 случаях, дресва-2, шамот - 4, раковина - 2. В остальных изделиях отмечены комбинированные добавки (песок и шамот - 12, песок и раковина-10, шамот и раковина-2, песок, шамот и раковина - 2, песок и дресва - 2, песок и известняк- 1, песок, известняк и раковина-1, песок с неясными компонентами - 5, в одном случае данных о добавках нет). Из всей керамики можно выделить 2 группы посуды - чаши (7 экз.) и горшки (54 экз.). Чаши (рис. 16-1-6) использовались обычно как столовая посуда и имели небольшие размеры: высота и диаметр редко превышали 10 см. Од- на из чаш была покрыта выпуклостями - каннелюрами, другая имела линейно-волнистый орнамент (рис. 16-4,7). Горшки исполь- зовались в основном как кухонная (для приготовления пищи), либо как тарная (для хранения продуктов) посуда, они имели обычный диаметр в пределах от 13 до 21 см. Для того, чтобы было легче установить время бытования керамики, у археологов принято делить ее на группы или типы, отличающиеся по каким-либо признакам. Древнерусские горшки городища были условно поделе- ны на 11 типов по особенностям оформления их горловины.
   Тип I (9 экз.) - горшки с плавно изогнутой горловиной-шейкой и округлым ее краем - венчиком (рис. 15-18-26), преобладает примесь песка, песка и шамота (по 4 экз.); датируется с X по XVI вв.
   Тип II (9 экз.) - подобные предыдущему, но с косо срезанным наружу венчиком, иногда имеющим ложбину (рис. 15-9-17), примеси разнообразные; XII -XV вв.
   Тип 111 (9 экз.) - изделия с плавно или резко отогнутой горлови- ной и глубокой ложбиной по венчику (рис. 15-1-8), господствует примесь песка и раковины (5 экз.); XII - XIV вв.__
   Тип IV (9 экз.) - горшки с резко отогнутой шейкой и приост- ренным венчиком (рис. 16-25-33), примеси различные; XIII - XIV вв.
   Тип V (5 экз.) - сосуды с невысокой шейкой, переходящей в слабо раздутое тулово, с округлым венчиком, один раз со сквозным отверстием (рис. 16-20-24), примеси разные, по форме горшки близки лепным прикамским чашевидным сосудам; XII - XIV вв.
   Тип VI (2 экз.) - горшки со слабо выраженной горловиной, завернутым наружу и слегка приостренным венчиком и почти вертикальным туловом (рис. 16-18, 19), примесь шамота и шамота с песком; XII -XIV вв.
   Тип VII (2 экз.) - близки чашевидным изделиям без выраженно- го тулова с косо срезанным наружу венчиком (рис. 16-14, 15), в примеси песок с неясными включениями; XIII - XIV вв.
   Тип VIII (1 экз.) - сосуд с отогнутой горловиной и плоским венчиком (рис. 16-13), в примеси - песок; XIII -XV вв.
   Тип IX (1 экз.) - горшок с плавно отогнутой шейкой и наплывом изнутри, образующим по венчику желобок (рис. 16-16), в примеси дресва и песок; XII-XIV вв.
   Тип X (1 экз.) - плавно отогнутая шейка с узкой и глубокой ложбинкой по венчику (рис. 16-17), в примеси песок; XV - XVI вв.
   Тип XI (6 экз.)-небольшие горшочки с вертикальной горлови- ной и приостренным или округлым венчиком (рис. 16-8-12), преобладают примеси песка и раковины; XI -XIII вв. Интересно и оформление днищ сосудов: преобладают изделия с резким, через четкий угол, переходом к тулову (рис. 15-17, 26, 29, 32, 33; 16-11), либо через сглаженный вверх угол (рис. 15-8, 27, 28); имеются днища и с плавным переходом, напоминающим традиции удмуртских чашевидных горшков (рис. 15-30, 31); у одного сосуда по периметру дна образовался бортик (рис. 15-34). Весьма редкое явление - орнамент в нижней части сосу- да- был нанесен на одной из находок в виде треугольника, выпол- ненного наколами и прочерченной линией (рис. 15-27). Примеси в днищах также разнообразны, как и в целом по керамике городи- ща. Отметим, что в целом глиняная посуда памятника аналогична таковой на древнерусских поселениях Вятской земли, в том числе на соседних Кривоборском и Никульчинском городищах, разве что здесь ничтожно мало орнаментированных сосудов.
  
   Таким образом, вещевой комплекс Подчуршинского городища укладывается в рамки XII - XV вв., однако более характерны здесь находки XIII -XIV вв.,что может и являться датой древнерусской крепости.
  
    []
  
   Период XV - XVI вв. в окрестностях Первомайского какими- либо древностями не представлен. Однако вверх по Вятке на южной окраине г. Слободского расположено Родионовское селище, на котором в 1987 г. автором исследованы подполье наземного дома и несколько хозяйственных ям. Обнаруженный здесь материал представлен двумя группами находок: XIV - XV и XVI-XVII вв.
  
  
   Комментарии. Тип X (1 экз.) - славянская керамика, датированная 15-16в. - одно из немногих свидетельств жизни на городище в этот период. Вероятно, крепость была заброшена в начале 15в. Существование башен не подтверждено, как и входных ворот. Стена вполне могла быть овальной без башен, а в крепость попадали через подземный ход, свидетельства существования которого имеются. В частности такое.
  
   Отрывок из А. И. Леонтьев, М. В. Леонтьева 'Походы норманнов на Русь'
  
   Одним из древних свидетельств о путешествии норманнов в Биармию является написанная на пергаменте ру-нами, ориентировочно около X века, 'История Хиалмара, царя Биармландии и Тулемаркии':
  
   '...Как-то раз, в весеннее время, пустившись в путь в сопровождении товарища своего Храмра, он (Хиалмар) направился в Биармландию с флотом из пяти кораблей; погоняемый с кормы ветрами, флот быстро пришел к месту. Тотчас высадившись на берег, они все опустошили огнем, так что умы жителей пришли в великое смятение. Много взято было здесь добычи и заняты очень многие местности, прежде чем Вагмар, царь биармландцев, узнал чтонибудь подобное. Но, получивши об этом известие, он приказал трубачам под звук труб созывать воинов и с ног до головы вооруженным выходить на битву.
   Тут-то разыгрался свирепый бой, и очень многие были убиты со стороны Вагмара, так как Хиалмар отчаянно нападал. Между тем Вагмар пытался мужественно отразить неприятельскую силу, полагаясь на отменную храбрость своих войск. Но так как Хиалмар составил отборнейший отряд из своих воинов, то ослабели ряды Вагмара, и, наконец, сам царь вынужден был спасаться в укрепление со всеми оставшимися, которые могли ускользнуть бегством.
   Тотчас разославши по всем областям объявление о войне, он созвал в Биармию огромное войско. И вот царь, страстно желая битвы, вызвал Хиалмара на бой, а тот, приказавши воинам немедленно взяться за оружие, сам взял щит свой и приготовился к битве. Тогда произошло кровопролитное сражение, со страшным натиском, так как Хиалмар и Храмр свирепо кидались в бой. Хиалмар, обеими руками нанося удары, произвел большое истребление, тогда как между Вагмаром и Храмром завязался довольно жестокий поединок, до тех пор пока силы не оставили Вагмара, и он не потерял способности стоять на ногах. И вот, внезапным движением бросившись на Храмра, пытался он пронзить его мечом, но вдруг получил смертельную рану от Храмра.
   До сих пор упорно сопротивлялся еще один из царских телохранителей, по имени Харке. Против него-то с большой настойчивостью направлял своих бойцов Хиалмар, говоря, что их по справедливости следует называть несnособными к войне и трусами, если они не сумеют обратить в бегство этого человека. А Харке довольно мужественно оборонялся мечом и прикрывался своими доспехами от нападающих; но когда, наконец, завязалась самая отчаянная битва, он вынужден был искать себе спасения бегством, полагаясь, прежде всего, на быстроту своих ног, которой он больше всего славился, и намереваясь скрыться в укреплении. Его примеру последовали также и другие, которые желали избежать смерти.
   Внутри укрепления собралось 80 сильнейших мужей. Когда воины Хиалмара бросились на приступ, первые с такой силой заставляли их отступать, что все столбы укрепления (стояки) свалились (были сброшены вниз), и, открывши ворота, далеко рассеялись телохранители. Наконец, предводитель их, взятый в плен, был закован и брошен в темницу. После всяческих мучений на пытке в ту же ночь он переселился в Валгаллу, к Одину, получив в сражении смертельную рану, которую сзади нанес ему Храмр.
   Войдя в крепость в утреннее время, Хиалмар увидел царскую дочь, девицу необычайной красоты, сидящую среди толпы девушек: ее просил он сам выйти за него замуж, потому что она ему необычайно понравилась, будучи достойна похвалы, прежде всего, по своей выдающейся красоте, а также потому, что по годам уже достаточно созрела. Тотчас же было приготовлено все необходимое для брачного торжества, и к вечеру оба они были отведены на брачное ложе. Впоследствии любовь их крепла все более и более, когда, по истечении некоторого времени, Хиалмар получил мужское потомство от своей супруги. Ребенку было дано имя Трома'...
  
   Интересны подробности сражения биармийцев с викингами Хиалмара, в результате которой рушатся столбы укрепления и все сваливается вниз, погребая под собой защитников биармийского города. Это очень напомина-ет содержание существующих до сих пор в наших краях легенд и преданий о чуди белоглазой, ушедшей под землю и подрубившей столбы опор при нападении неприятеля.
   http://lib.rus.ec/b/205266/read
   _______________________________________________________________________________________
  
   Перевод и его трактовка довольно туманны. Но если предположить, что описанные события происходили на Чуршинском городище, оборудованном подземным входом, то смысл прояснится. Подземный ход на городище начинался в двери у подножия холма. Заманив туда врагов, защитники случайно или намеренно обрушили поддерживающие столбы, что привело к смерти всех, кто оказался в этой ловушке. Количество укрывшихся в крепости 'телохранителей' - 80 - вполне подходит к размерам этой небольшой крепости на горе. Упоминаемый в тексте рыцарь Харке (в других сагах есть биармиец Хэрек) перекликается с распространенной вятской фамилией Харин, а также одним из имен Одина-Вотана - Хар. Ввиду уникальности Чуршинского городища, предание об этом событии распространилось далеко по северу. Нельзя исключить, что основой ему было именно приведенное скандинавское сказание. Добавлю, что биармийские рыцари были потомками поселившихся здесь викингов-русов и, вероятно, местных женщин.
  
  
  
   Приложение 1.
   Д. К. Зеленин.
  'К вопросу о русалках'. (pdf) http://old.eu.spb.ru/ethno/admis/READING/zelenin3.pdf В 3 главе есть о вятских празднованиях на Семик.
  
   Вот некоторые отрывки:
   '12 июня и в неделю всех святых к часовне (на Чуршинском городище)стекается народ из разных мест, особенно новокрещенные вотяки, для отправления панихид - не по своим умершим родственникам, а, как выражаются они, по заложенным. (Вят. губ. вед.1838г.?49, приб. ? 25). При устройстве на горе в 1910г. водоема тут было найдено много костяков, похороненных лицом к востоку без крестов и украшений; некоторые без конечностей.
   В Слободском поминовение усопших совершается в Семик на площади около мужского м-ря, где служат 'вселенскую панихиду'. Здесь же в этот же день происходят ярмарки, на которых продают детские игрушки, свистки, куклы и статуэтки, при этом слышится неумолкаемый свист. Аналогичное происходит в этот день в Котельниче. Но здесь панихида совершается над ямой, в которой якобы захоронены воины павшие в битве с новгородцами. После этого крестьяне бросают друг в друга печеными яйцами, а дети - глиняными шарами, а также свистят в дудки и стрелляют из пищалей. Продаются различные свистульки, волынки и глиняные игрушки. В Г. Вятке тот же праздник известен под именем 'свистуньи' или 'свистопляски', но совершается он несколько раньше Семика, в 4 неделю после Пасхи. По преданию праздник связывают с битвой в которой пало много устюжских воинов, здесь устраивались кулачные бои.
   Истоки традиции поминовения 'заложенных' (умерших и погребенных без существующих обычаев, убитых), существовавшей в Устюге и в Вятке автор видит в следующем. По сообщению сер. 17в. в Москве в четверг по Пятидесятнице все жители 'отправляются за город с царем и царицей и патриархом для раздачи милостыни и совершения служб и поминок по всем умершим (самоубийцам), утонувшим, убитым и пришлецам (безвестно погибшим) с полной радостию и весельем, при этом, все торговцы города и рынков преносят свою торговлю за город'. В этот день происходило общее погребение всех умерших за год 'заложенных' (умерших не своей смертью, и от того считавшихся опасными). До того их без обряда складывали в особые ямы.
   Русский народ избегает захоронения заложных покойников в земле. Закапывание таких покойников в землю ведет за собою, по народному мнению, неблагоприятные для произрастания хлебов климатические яв- ления. А так как церковь, равно как и христиански настроенные род- ные заложных покойников хоронили этих последних, по общему прави- лу, в земле, то трупы погребенных в земле заложных покойников неред- ко потом выгребались из земли. Это народное суеверие вызывало про- тесты со стороны пастырей церкви. Два таких древних церковных про- теста-поучения сохранились до нас. Русский проповедник XIII века владимирский епископ Серапион (1274г.) в своем 'Слове о маловерии' восстает против следующего народного суеверия своего времени: современники Серапиона выгребали из земли похороненных удавленников и утопленников, желая через это избавиться от каких-то народных бедствий...".
  
  
  ПРИМЕЧАНИЕ. На вершине Чуршинского городища была часовня. Первоначально в 16-17в. она, по мнению С. Серкина, называлась в честь Михаила архангела. В ней, кстати, хранился резной образ св. Николая. Раз в год на горе был многотысячный сбор окрестных жителей по поводу поминовения неких "заложенных" - убитых. На парапете часовни стояло духовенство, а народ - вокруг. Не исключено, что традиция возникла в результате кровавого штурма крепости на горе. Макаров и др. датируют ее 13-14в., но по находкам нельзя исключить существование этого небольшого военного городка с 10-го до середины или даже конца 15в. То есть, со времен викингов-русов до взятия Вятской Арской земли в 1489г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"