Усувалиев Султан Ильясович: другие произведения.

Обращение ко всем начинающим авторам (Version 1.04)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очередное обновление


Обращение ко всем начинающим авторам (VERSION 1.04)

  

   Девиз этой версии: "Учимся!"

  
   Я хочу, чтобы самый начинающий автор получил хоть какие-то сведения о писательстве. Понимаю, что над проектом надо работать и когда возымею необходимого времени, обязательно дополню его. Я также знаю, что писателем, прочитав сей док, никто не станет, но он (писатель) поможет избежать самых очевидных и нелепых ошибок. Мне в этом никто не помогает, кроме вас, и это надо учитывать. Я уже второй месяц призываю всех делиться опытом и т.п., так нет же! Многие уже прошли этот путь, поисков, им уже нет дела до начинающих, но, как много раз утверждал М. Горький, писатель всегда должен помогать молодому автору! Что же Литинститут?..
  
   Я сам начинающий, поэтому можете меня не слушать, но попробую дать существенные советы. Одно я знаю точно - надо пытаться сделать то, что хочется. Я хочу поделиться тем, что знаю:
  
   1. "Пишите яснее!" - Есть такой афоризм (по-моему, даже латинское изречение): "Хороший поэт - всегда простак". Не точно, но смысл такой. Называйте вещи своими именами, каждое действие имеет свой глагол, каждое существительное имеет свое имя - СИНОНИМОВ НЕТ! Ищите, выбирайте!
   2. Читайте толковые словари. Тут как никогда подходит словарь В. Даля. Эл. Версию (6 мегабайт) можно найти на http://lib.km.ru
   3. "Что вы хотите сказать своим произведением?" - пишите только тогда, когда вам есть, что сказать.
   4. "Свой бред, отрывки мыслей (т.е. бессмыслицы) публикуйте редко" - Людям не нужен ваш бред. Или не публикуйте или облекайте в красивые формы и радуйтесь очередному "шедевру".
   5. "На что вы рассчитываете?" - Думайте о читателе. Кому вы пишете? Для себя? Не смешите. КАКОМУ читателю вы пишете? Если плохому, вам только стоит выучить многие лит. штампы и бить клавиши для написания нового бестселлера.
   6. "Приведите свои рассказы, стихи, в общем, произведения в подобающий вид!" - Уважайте читателя, шлифуйте текст, но только в КОНЦЕ! Почему, узнаете сами (приходит с опытом). Но, повторяю, сначала пишите, как хотите, а потом...
   7. "Делайте выводы, какие-то заключения или хоть как-то намекайте", "Не пишите ненужного, если сами чувствуете, что это ненужно" - Слова без смысла - пустословство, а, попросту говоря, болтовня.
   8. Всегда задавайте себе вопрос: "Важно ли то, что я пишу?", "Поможет ли это кому-нибудь?"
   9. Пишите компактнее. Длинное, особенно у начинающего автора, скучно.
   10. Убирайте ШТАМПЫ!
   11. НЕ ПРАВИЛО: Можно писать динамично. Пример: ранние рассказы Г. Уэллса ("Похищенная бацилла" и др.)
   12. Герой повествования должен развиваться (спорно)
   13. Философствуйте. Приводите пословицы, изречения мудрых людей, но не много, а так - к месту, к времени и в малом количестве.
   14. Не подражайте никому.
   15. Цените критику. Слушайте ее, но, если чувствуете, что собеседник в чем-то не прав, спорьте! ("Подвергая все сомнению" дедушка Маркс)
   16. Хотите славы? Пишите по моде. Хотите вечности? Плюйте, извиняюсь, на моду, на окружающую среду и пишите, как хотите :)
   17. Специально для господина М. Как гласит "Спрайт": "Самовыражение достойно уважения". Но самовыражения для самовыражения чего стоит? Тут уважать надо читателя. Но какого? Это пункт 5
   18. Помните, что для того, чтобы что-то писать (я имею ввиду что-нибудь серьезное), нужно иметь хоть какой-то опыт, впечатления.
   19. Самый главный совет (не мой) - "чтобы писать хорошо, надо писать много". Запомните это выражение! "Ни дня без строчки" - слышали? Это латынь.
   20. Есть еще такое "Книги порождают книги", так что без чтения не рассчитывайте стать писателем, да и вообще образованным человеком.
  

   Список литературы (почитать полезно):

   -- "О том, как я учился писать" М. Горький
   -- Совсем чуточку можно взять у Н. Басова в книге "Как написать роман"
   -- "Как стать писателем" Ю. Никитин

   -- "Как писать книги: мемуары о ремесле" С. Кинг (http://mediapolis.com.ru/alphabet/k/king_stephen/king_stephen.htm)

   -- В публицистике А. Фадеева можно отыскать много чего полезного (типа "Литературный опыт - начинающему автору" названий не помню).
   -- Есть хорошая книга. "Русские писатели о языке". У меня издание 55 года!
   -- Обязательно прочтите какую-нибудь книжку типа "Стилистика", "Культура речи".
   -- "Создание научно-фантастических романов" Р. Желязны
   -- "Технология рассказа" М. Веллер
   -- На сайте http://fantast.km.ru/ вы найдете "Шпаргалку для начинающего автора"
  

   Полезные высказывания:

  
   -- Чувства, выражаемые в образе, должны быть истинны природе образа, а не природе самого актера. Б. Андреев
   -- Следите, чтобы речь вашего бандита была речью именно бандита, а не профессора литературы. Верно и обратное. Маг -- человек с огромным образованием. Вряд ли он будет изъясняться языком Васи Пупкина. И если маг бегает в паре с Васей Пупкиным -- проследите, чтобы их речь отличалась. Пробегитесь по фразам каждого персонажа. Должна быть выдержана цельность речи. Вообще-то, изменение лексики от первой серии к последней может иметь место, но оно должно сопровождаться соответствующей эволюцией персонажа. "Академия Фансаба"
   -- Чтобы разбогатеть писательским трудом, нужно писать так, чтобы вас прочли люди, которые при чтении шевелят губами. Дон Маркис
   Слушаем гения (4 высказывания Льва Н. Толстого):
   -- Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели возможные, слабости необходимые.
   -- Лев Толстой говорил, что художественное произведение нельзя передавать другими словами, оно должно само рассказывать о себе.
   -- Я давно уже составил себе правило судить о всяком художественном произведении с трех сторон: 1) со стороны содержания - насколько важно и нужно для людей то, что с новой стороны открывается художником, потому что всякое произведение тогда только произведение искусства, когда оно открывает новую сторону жизни; 2) насколько хороша, красива, соответственна содержанию форма произведения, и 3) насколько искренне отношение художника к своему предмету, то есть насколько он верит в то, что изображает.
   -- Форма рассказов совершенно соответствует содержанию: она серьезна, проста, подробности всегда верны: нет фальшивых нот. (Из предисловия к "Крестьянским рассказам" С. Т. Семенова)
   -- Владимир Сорокин - газете "Культура":
   - Когда-то вы говорили, что не считаете себя писателем. Вы по-прежнему не считаете себя профессиональным писателем?
   - Я имел в виду русско-советский архаический тип писателя в бороде и засаленном свитере, который сурово учит жизни и редко улыбается. Мне больше подходит слово "литератор".
   - А что такое "литератор"?
   - Литератор - это человек, который занят литературным процессом, а не проблемами экологии или спасения чьих-то душ. Экологией должны заниматься профессионалы или "зеленые", а спасать души - священники и монахи. Литератор же должен одно - убедительно описывать несуществующие миры, тем самым давая читателям пищу для ума и для чувств.
   -- Если ты пишешь книгу, ты должен знать и даже верить, что она нужна. Дмитрий Быков
   -- Маяковский: "Работаешь стоя - отдыхай сидя. Работаешь сидя - отдыхай стоя".
   -- Вы спрашиваете меня как делаются романы. Мадам, если бы я знал, я бы их
   не писал. А. Моруа
   -- "...пиши так, как будто ты сидишь и разговариваешь с читателем за одним столом" М. Светлов "Беседует поэт".
   -- В создании произведений искусства, каково бы оно ни было, не никаких правил, есть лишь такт художника. Э. Гонкур
   -- Чего не варишь, нечего того и в горшок класть. Русская пословица
  

   Три мысли из статьи М. Горького "О начинающих писателях"

  
   1. Необходимо отметить, что чем более культурно малограмотен писатель, тем напряжённее и откровеннее его стремление "выскочить в люди". Вот молодой человек просит указать ему: "Каким образом можно узнать как можно скорее всё, что надо знать писателю?" Эта просьба точно формулирует стремление очень многих писателей, -- поскорей узнать нечто, потребное для того, чтоб "выскочить в люди".
   Казалось бы, что пора знать: в люди "не выскакивают", а выходят по пути наблюдения, сравнения, изучения. Человек десятки тысяч лет ходил на четвереньках до поры, пока не взял в передние лапы крепкий посох знания. Но, встав на задние ноги, он невероятно быстро -- в сравнении с его доисторическим прошлым -- создал Гомеров, Шекспиров, Бальзаков, Ломоносовых, Пастеров, Менделеевых, Лениных.
   Очень заметно, что стремление к знанию слабо развито в среде начинающих писателей. Читают они мало. Поэты находят излишним читать прозу, прозаики не читают стихов, но и те и другие одинаково торопятся писать малотолковые рецензии друг о друге. Указание на необходимость изучать историю культуры встречает задорные отклики: "Это нам не нужно, мы строим свою" или: "У нас есть своя", -- точно им предлагают чужую корову доить...
 
2. Интерес к действительности у начинающих писателей явно понижен, умение
   наблюдать развито слабо. Люди вообще и всегда несколько торопятся делать
   "конечный вывод", этот недостаток особенно свойственен молодёжи.
   Торопливость понуждает отмечать факты количественно преобладающие, а у нас пока ещё преобладают -- как везде в мире -- факты отрицательного характера. Разумеется, необходима борьба против этих фактов, необходимо беспощадное освещение их. Это могла бы сделать сатира, но среди наших поэтов и прозаиков сатирики отсутствуют, -- признак, что у наших писателей нет пафоса ненависти к "преобладающим" фактам.
   Затем: в нашей действительности настоятельно необходимо отмечать,
   освещать, изображать всё то качественно важное, новое, "положительное", что в ней неуклонно растёт. Это новое плохо чувствуется начинающими писателями, очевидно, потому, что они не знают старого и гораздо усерднее прислушиваются к словам, вместо того чтоб учиться подмечать новое в делах -- в драматической борьбе прошлого и отжившего с настоящим, возникающим к жизни. Они подметили бы это новое, если б следили за работой науки и за жизнью рабочих, которые ведь не только водку пьют, а действительно героически, в условиях сказочно трудных строят своё государство. Когда читаешь стихи современных поэтов -- эти стихи поражают обилием холодной, брюсовской риторики или малокровной "революционной лирики", но в них совершенно отсутствует жанр, факт, отсутствует действующий человек. А ведь пора понять, что наш мир создан не словом, а деянием, трудом.
  
3. -- ...Никаких "теорий творчества" и прочих премудростей не нужно, а нужно дать ясное представление о работе, что всего лучше достигается не философией, а фактами.
  
***
  
   Буду обновлять документ, как появятся мысли и время. Учитывайте, что сам я неизвестный автор и никакой не авторитет, чтобы учить вас.
  
   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Миленина "Ректор на выданье"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) О.Дремлющий "Тектум. Дебют Легенды"(ЛитРПГ) Е.Флат "Свадебный сезон"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"