Пэ Вадим Пятый Элемент : другие произведения.

Эхнатон и Аменхотеп Iv - братья близнецы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А Н Н О Т А Ц И Я Автор статьи, основываясь на факте обнаружения мумий детей-близнецовв сокровищнице гробницы египетского царя Тутанхамона, предполагает, что его отец, Эхнатон, был одним из братьев-близнецов, который тайно сместил с трона законного наследника, брата Аменхотепа IV, при содействии своего дяди или других лиц из гелиопольской касты жрецов Атона. Анализируя историю исследования находок в гробнице N55 из Долины Царей, автор предполагает, что мумия, обнаруженная в ней Т.М.Дэвисом и Э.Айртоном в 1907 году, принадлежит тайно свергнутому и убитому в возрасте 19 лет Аменхотепу IV, которого временно захоронили в женском саркофаге в Долине Знати, а затем перенесли в упомянутую гробницу, переделав саркофаг.

  1. Гипотеза.
  Рассказывая о фараоне Аменхотепе IV (ок. 1364-1347г.г. до н.э.), любой современный историк обязательно назовет его второе имя - Эхнатон, отмечая этого египетского царя как первого в истории реформатора государственной религии. Современная египтология обладает множеством документов эпохи солнцепоклонничества. Однако следует признать, что многое из амарнского периода истории Египта навсегда останется не ясным.
  Среди находок из сокровищницы гробницы Тутанхамона упоминаются "мумии двух младенцев, очевидно, близнецов". Они лежали "в отдельных антропоидных гробиках, покрытых слоем блестящей смолы и опоясанных лентами позолоченных надписей, которые обращены к богам, без указания имен усопших. Скорее всего, эти близнецы - мертворожденные дети Тутанхамона и одной из его жен"(1). Мы не знаем, как относились к рождению близнецов древние египтяне. Однако уместно было бы упомянуть, что среди арабских племен в доисламскую эпоху рождение близнецов рассматривалось как дурное предзнаменование, и поэтому их умертвляли. Сегодня об этом напоминает арабская поговорка "мать близнецов завтра будет бездетной". Почему внушало страх древним арабам обычное по нашим меркам явление? Что явилось причиной возникновения жесточайшей традиции? Ответы на эти вопросы не известны, да и лежат они в плоскости далекой от египтологии.
  "Известны случаи, в которых из поколения в поколение родятся двойни и даже тройни... Однояйцовые близнецы всегда однополы, внешне очень похожи друг на друга..."(2). Медицинская практика показывает, что многоплодие обусловлено генетическими факторами. Нетрудно представить, что этот генетический феномен мог проявляться и у предков царя Эхнатона, поскольку доказано, что Тутанхамон был сыном Эхнатона от его второй жены Кийи. Конечно, появление персонажа-двойника считается признаком дурного вкуса, но как полагает госпожа Дерош Ноблькур, известнейший французский египтолог, "подлинная история фараонов превосходит воображение любого романиста". Египтологию фантазией не испортишь. Поэтому я дал волю своей фантазии и предложил следующую гипотезу.
  Около 1380 г. до н.э. у египетского царя Аменхотепа III и царицы Тийи родились однояйцовые близнецы- мальчики, одному из которых дали имя Аменхотеп IV, другому, условно говоря,- Эхнатон. Рождение близнецов, как явление редкое, могло смутить религиозные чувства царствующих особ и их окружение, ведь всем известно, сколько религиозного смысла придавалось египтянами понятию "двойник". Предположим, что в детстве, исходя из соображений частных или, скорее, политических, наследные принцы были разлучены и воспитывались отдельно. Это обстоятельство могла использовать гелиопольская каста жрецов, склонив на свою сторону принца Эхнатона. В политическом противостоянии с доминировавшей фиванской кастой духовенства Амона жречество Атона тайно заменила Аменхотепа IV в самом начале его царствования на его брата Эхнатона. Захват власти планировался обоюдовыгодным как для Эхнатона, так и для жречества Гелиополя. В обмен на власть Эхнатон произвел отчуждение имущества Амона в пользу Атона и ввел единый культ поклонения солнечному диску. Законный наследник был убит. А преследование многобожия, игнорирование культа Осириса (согласно мифу Осирис был убит своим братом Сетом), уничтожение памятников, в частности, заупокойного храма отца, - все это можно объяснить местью отверженного сына и брата.
  В свете моей гипотезы возникает и достаточно простое объяснение широко известной археологической загадке. Речь пойдет о гробнице N 55 из Долины Царей.
  2. Краткое изложение истории исследования и критика старых версий.
  В начале 1907 года состоятельный американец Т.М.Дэвис при содействии археолога Э.Айртона обнаружил в Долине Царей "грубо высеченный в скале тайник"(3), который он издал под названием "Гробница царицы Тийи". Хотя царице принадлежали лишь некоторые из предметов, найденных в тайнике, а именно: разобранный катафалк и несколько надписанных вещиц. Найденная там плохо сохранившаяся мумия с широкой тазовой костью ввела в заблуждение не только Т.М.Дэвиса и его помощников, но даже двух хирургов, оказавшихся в то время в Долине и ошибочно приписавших костяк трупа женщине. В тайнике обнаружили алебастровые канопы в виде человеческих голов и деревянный, покрытый разноцветными вставками из смальты и листовым золотом саркофаг, в котором находился мертвец. На этих предметах все существовавшие когда-то имена были тщательно уничтожены. Обнаруженные на мумии
  украшения оказались безымянными. Усложнили загадку найденные в тайнике два погребальных "волшебных" кирпича с фараоновским именем Аменхотепа IV (Нефер-хеперу-ра- уэн-ра), глиняные печати с именем Тутанхамона и обнаруженные 9 лет спустя при тщательном осмотре вставки-переделки в надписях на саркофаге. Кому принадлежал саркофаг? Зачем его понадобилось переделывать? Кем при жизни был мертвец? В каком возрасте он умер? Над этими вопросами предстояло ломать головы не одному поколению ученых.
  В 1907 году каирский профессор анатомии Дж.Смит, обследовав костяк мумии, установил, что он принадлежал мужчине лет 25-26, может быть на 2 -3 года моложе или старше. А руководивший в то время египетской Службой древностей Г.Масперо предположил, что мумия принадлежала Семнехкара (преемнику и зятю Эхнатона). Г.Масперо думал, что Эхнатон не мог умереть таким молодым: заняв трон в 16 летнем возрасте, он царствовал около 17 лет. Однако, в 1908 году, Г.Масперо круто меняет свое мнение, к чему его побудили надписи на саркофаге "живущий правдою" и "большой по веку своему", считавшиеся прозваниями только Аменхотепа IV. Так значит Аменхотеп IV умер молодым? Первое противоречие.
  В 1916 году египтолог Ж.Даресси, детально изучив саркофаг, обнаруживает на нем вставки-переделки в надписях и делает вывод, что гроб первоначально предназначался для женщины (Тийи) и лишь впоследствии был переделан в мужской (для Аменхотепа IV).
  В 1924 году профессор Дж.Смит и врач В.Р.Доусон "продлевают" возраст мумии лет на 10. При этом, основываясь на засвидетельствованном памятниками странном телосложении Эхнатона, они предполагают у него "водянку", последствием которой могла быть задержка в сращивании черепных швов, которая удлинила его череп. По этому поводу нам необходимо отметить следующее. Узкий, удлиненный назад череп мертвеца, свойственный также Эхнатону и его детям, указывает на родственную связь покойника и Эхнатона и на другой диагноз: лептоцефалия (разновидность краниостеноза)- "особый вид патологического формообразования черепа, характеризующийся преждевременным синостозом (сращиванием) отдельных или всех черепных швов, деформацией черепа... Описаны наследственные формы краниостеноза."(4) Итак, задержка в сращивании или преждевременное сращивание костей? Второе противоречие.
  В 1931 году врач Д.Э.Дэрри снизил возраст скончавшегося молодого человека до 23-24 лет, а каирский ученый Р.Энгельбах предложил новое толкование переделок на гробе: он предназначался для преемника Эхнатона Семнехкара в бытность его вельможей, а уже затем был переделан в царский. Женский знак в одной из надписей ученый объяснил ошибкой писца. Мумия, по его мнению, принадлежит Семнехкара. В 1940 году Р.Энгельбах признал, что саркофаг предназначался изначально для женщины, которая не могла быть царицей.
  В 1957 году американский ученый С.Олдред предложил считать саркофаг за Меритатон, старшей царевной, а знаток египетских древностей Э.Гардинер пытался утверждать, что гроб изначально предназначался Аменхотепу IV, основываясь на известном обычае при XVIII Царском доме начертывать на подошвах гробов речь Исиды, сестры-супруги бога мертвых Осириса. Обнаруженные надписи-молитвы он приписал царице Нефертити, картуши которой и были впоследствии уничтожены ее недоброжелателями. Однако вставки-переделки Э.Гардинер объяснить не мог, хотя отметил, что некоторые из них по характеру употребления относятся к эпохе АменхотепаIII и к самому началу царствования Аменхотепа IV! Отметим это свидетельство эксперта.
  В следующем, 1958 году немецкий ученый Г.Редер обосновал возможность принадлежности саркофага царю Семнехкара, впервые высказывая предположение об изготовлении саркофага изначально для Семнехкара уже в бытность того фараоном, а переделки свел к исправлению погрешности мастера, начертавшего повсюду ошибочно (!) знак женщины.
  В 1961 году С.Олдред пытался отстоять свое мнение о принадлежности мумии Аменхотепу IV с помощью ученого-медика А.Т.Сэндисона, предполагавшего, что покойник мог быть человеком средних лет, если он страдал distrophia adiposogenitalis. Однако, это заболевание было бы причиной бесплододия, которое, как известно, не наблюдалось у фараона. Как хотелось увеличить возраст усопшего!
  В том же году английский ученый Х.В.Фэермэн отстаивал свое мнение о принадлежности гроба до переделки царевне Меритатон, а - мумии - ее мужу Семнехкара, основываясь на особенностях написания и длины картуша царевны. Х.В.Фэермэн сомневался в возможности использования для погребения в конце царствования Эхнатона найденных "волшебных" кирпичей и в возможности назвать на них царя-солнцепоклонника Осирисом. Он считал, что кирпичи были заготовлены давным-давно, еще в начале царствования Аменхотепа IV(!). Это мнение англичанина также отметим.
  В 1966 году профессор анатомии Ливерпульского университета Р.Дж.Харрисон опубликовал в лондонском египтологическом журнале итоги всестороннего врачебного исследования останков. По мнению профессора, мертвец при жизни не страдал болезнью, которая могла бы задержать его возмужание, и умер где-то на 20-м году жизни. Наконец то! Вместе с итогами обследования он поместил в журнале снимок черепа мумии спереди и снимок юношеского лица, которое воссоздал из пластилина Д.Дж.Кидд, медик-художник медицинского факультета. С единственной оговоркой, которую сделал при этом Р.Дж.Харрисон, касающейся поврежденного на черепе носа, профессор признал родственное сходство вылепленного лица с лицом Тутанхамона и пришел к выводу, что мумия принадлежит Семнехкара! Любой, кто рассматривал снимки черепа, мог обратить внимание на отсутствие носовой кости и удивиться таланту художника, которого не смутило это обстоятельство. Честно говоря, это лицо мне напоминает лицо молодого англичанина.
  В полемику вокруг тайника в свое время включались ученые К.Сил, А.Вейгалл, Г.Меллер, Д.Э.Дерри, Х.Шефер, а также советский ученый Ю.Я.Перепелкин.(5) Как мы уже отметили, различными учеными предлагались несколько версий, с разными степенями правдоподобия трактующих содержимое тайника. Вот они.
  1.Саркофаг переделан из женского гроба для тайного захоронения Эхнатона. Мумия принадлежит Эхнатону.
  2. Саркофаг переделан из гроба принцессы (одной из дочерей Эхнатона) или гроба второй его жены Кийи для тайных похорон Семнехкара. Мумия принадлежит Семнехкара.
  3. Саркофаг изготовлялся для Семнехкара. Переделки на гробе сводятся к исправлению погрешности мастера, начертавшего везде женский знак. Мумия принадлежит Семнехкара.
  4. Саркофаг переделан из гроба второй жены Эхнатона Кийи для вторичного тайного захоронения Эхнатона, мумию которого его противники впоследствии вынули, картуши Эхнатона вырезали, положили в саркофаг мумию более почитаемого Семнехкара. (Версия Ю.Я.Перепелкина)
  1-я версия не выдерживает критики из-за юного возраста покойного. 2-я, 3-я, 4-я версии спотыкаются об упомянутые "волшебные" кирпичи с именем Аменхотепа IV, не согласуются ни с одной надписью, которая могла бы напомнить о безвременно ушедшем Семнехкара, и слабо перекликаются со скороспелым выводом Р.Дж.Харрисона и Д.Дж.Кидда, лепившего лицо покойного, обходясь без носовой кости черепа. Кроме того, по 3-й версии саркофаг изготовлялся легально, в мастерской. Тогда непонятными кажутся ошибки мастера, выполнявшего столь ответственную работу и начертавшего повсюду женский знак. И уж совсем необъяснимо, как, исправляя эти ошибки, можно было один знак пропустить!
  Большинство современных ученых считает, что мумия принадлежит Семнехкара. Сильнее разделяются мнения относительно датирования саркофага. Изходя из характера и употребительности надписей на всем саркофаге, включая вставки-исправления, изготовление его можно отнести к началу царствования Аменхотепа IV, ко времени Тутанхамона и даже ко временам Аменхотепа III. Более однозначно датируются украшения, найденые на мумии. Их, как многобожеские, относят к начальным или, по крайней мере, к средним годам царствования Аменхотепа IV. На это свое особое внимание обратили английский ученый А.Вейгалл еще в 1911 году и в 1921 году немецкий ученый К.Зете, который пришел к выводу, что человек, обнаруженный в гробу, не только не был Эхнатоном, но и скончался гораздо раньше него, еще тогда, когда употреблялся ранний вид солнечного имени, обнаруженного на украшениях(5). Мнения этих ученых нам тоже пригодятся.
  
  3. Новая версия.
  Интерпретируем судьбу содержимого гробницы, основываясь на ранее высказанной гипотезе. Возможно, на 2-3 году своего правления юный Аменхотеп IV был тайно смещен с трона своим братом-близнецом Эхнатоном при помощи своего дяди, "великого ясновидца в Гелиополе"(6) или при помощи других лиц из касты жрецов Атона. Сначала Эхнатон царствовал и разворачивал свои реформы от имени брата. Видимо не сразу, где-то на 20-м году жизни настоящий Аменхотеп IV был убит и похоронен в Долине Знати в женском гробу, который был изготовлен для неизвестной нам умершей придворной и надписан по всем правилам, действовавшим еще в то время. Несколько лет спустя по приказу Эхнатона саркофаг тайно переносят в Долину Царей на катафалке умершей к тому времени царицы Тийи и заново хоронят в тайнике, который через 33 столетия обнаружил Т.М.Дэвис. Надписи на гробе переделывают, меняя женский знак на мужской, вписывая в картуши имена Аменхотепа IV, при этом мастер пропускает в одном месте женский иероглиф, очевидно, из-за спешки или плохого освещения гробницы. На крышках алебастровых канопов, выполненных в виде головы умершей особы, устанавливают царственные змейки, а имя придворной удаляют. Приносят в гробницу "волшебные" кирпичи с именем покойного. На голову мертвеца кладут золотой царский погребальный убор, а на лицевую часть саркофага - скипетр, плеть, бородку и царственный урей, - все атрибуты царствовавшего когда-то фараона. Старые погребальные формальности соблюдены. Зачем? Наверное, это успокоило совесть братоубийцы. А что случилось с гробницей позднее? Почему ее не ограбили полностью? Откуда в склепе печати с именем Тутанхамона?
  Спустя много лет, в ранние годы царствования Тутанхамона, когда выбирали место для новой гробницы, работники некрополя могли обнаружить и раскопать тайник, не отмеченный на карте. Согласно С.Олдреду, Тутанхамон не преследовал память своего отца(7). Эхнатон в то время еще покоился в Ахетатоне. Поэтому находка могла озадачить "археологов". Работники опечатали катафалк и тайник глиняными печатями с именем Тутанхамона и доложили о находке визирю. Эйе необходимо было принять решение о дальнейшей судьбе захоронения. Кто знает, о чем мог размышлять воспитатель Аменхотепа IV и Тутанхамона? Предать ли содержимое тайника огласке? А если это подвергнет риску трон несовершеннолетнего Тутанхамона? Вот ведь проблема на старости лет! Эйе находит решение. Нужно уничтожить картуши Аменхотепа IV и его погребальную маску! Приказ визиря был выполнен: покрытый листовым золотом катафалк разобран; надписи с именами Аменхотепа IV удалены с саркофага (зачем рядовому грабителю вырезать имена царя?); золотая маска сорвана; нос мумии отломан для неузнаваемости; царственные змейки, венчавшие головные уборы на алебастровых канопах также отломаны. Злоумышленники, скорее всего, принадлежали кругу визиря Эйе: уходя из гробницы, они оставили в ней много золота; положив дверцы катафалка на гору щебня в проходе и используя их как помост (чтобы не замараться), бросили инструменты и поленились прихватить тяжелые "волшебные" кирпичи, которые и донесли до нас имя Аменхотепа IV. Кроме того, свое посещение они засвидетельствовали глиняными печатями с именем Тутанхамона, которые они сорвали с катафалка, разбирая его, и оставили на полу тайника.
  Такая интерпретация лишена недостатков, обнаруженных в других версиях. Она согласуется с подтвержденным медэкспертизой возрастом покойного, объясняет замысловатые переделки на саркофаге и алебастровых канопах и не противоречит надписям на "волшебных" кирпичах. Однако и у нее наряду со старыми версиями есть общий недостаток: она основана на догадках и допущениях. Не исключено, что современный генетический анализ может подтвердить или опровергнуть наличие близнеца у любого индивида. Тогда более серьезным свидетельством в пользу или против предлагаемой гипотезы могли бы стать генетический анализ мумии из тайника и мумий близнецов из гробницы Тутанхамона, а также обнаружение настоящей гробницы Семнехкара и его настоящей мумии. Слово за генетиками и археологами!
  Перечень использованной литературы.
  (1). И.С.Кацнельсон "Тутанхамон и сокровища его гробницы" 1979г. стр.120-121.
  (2). Большая медицинская энциклопедия. т.15 стр.328.
  (3). И.С.Кацнельсон "Тутанхамон и сокровища его гробницы" 1979г. стр.43.
  (4). Большая медицинская энциклопедия. т.11 стр.484.
  (5). История исследования приводится по изданию Ю.Я.Перепелкин "Тайна золотого
  гроба"1968г стр.9-27,136-142,169
  (6). А.Морэ "Цари и боги Египта", Алетейа,1998г стр.51-52
  (7). Ю.Я.Перепелкин "Тайна золотого гроба" стр.161
  
  
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"