М.П.БРАНДЕС, В.И.ПРОВОТОРОВ
ПРЕДПЕРЕВОДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
3-е издание, стереотипное
Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по специальности
"Лингвистика и межкультурная коммуникация"
УДК 803.0 ББК 81.2 Нем Б 87
Печатается по решению Ученого совета
Регионального открытого социального
института (РОСИ, г. Курск)
кафедра немецкого языка переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета (зав. кафедрой проф. Любимова З.М.); доктор филологических наук, проф. Пицкова Л.П. (Международный Независимый Эколого-Политологический Университет)
М.П.Брандес, В.И.Провоторов.
Б 87 Предпереводческий анализ текста (для институтов и факультетов иностранных языков): Учеб пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2001.- 224с. ISBN 5-89191-038-1
Учебное пособие направлено на развитие практических умений студентов-переводчиков понимать механизмы создания языка текстов как целостной системы, а также научить их пользоваться этими механизмами как нормами в процессе перевода.
Все права по тиражированию и реализации данной книги принадлежат издателю.
Џ Брандес М.П., Провоторов В.И, 1999,2001
Предлагаемое учебное пособие "Предпереводческий анализ текста" предназначено для студентов, изучающих перевод как специальность.
Смысл пособия состоит в том, чтобы будущий переводчик усвоил для себя, что он переводит не просто язык текста (т.е. язык, который накладывается на фактуальное, предметное содержание) и не просто текст как фактуальное содержание (т.е. содержание, лишенное внутренней оформленности), а переводит язык, который является результатом информационной переработки фактуального содержания текста, является выражением многократно осмысленного содержания. Иными словами, он переводит не только "о чем" говорится в тексте (это очень простой и неадекватный вид перевода), а "что" говорится и "как" это выражается в самом тексте и языке текста. "Что" и "как" -- за этими словами стоит смысл текста, т.е. информационное содержание текста, которое складывается из функционального содержания ("что") и формального, также смыслового ("как"). "Что" и "как" образуют форму фактуального содержания текста, которая также содержательна и называется информационной формой. В этой форме "что" -- функциональное содержание (конкретное коммуникативное содержание), существующее в виде "речевого жанра", а "как" -- информационная структура этого функционального содержания, определяющая языковой стиль произведения.
Когда переводчик приступает к переводу, он через язык текста должен выяснить для себя глобальные вещи -- в каком речевом жанре выполнен текст и в каком функциональном стиле этот текст существует. Специфику языка и текста, все оценочно-смысловые оттенки текста определяет не фактуальное содержание, а речевой жанр и функциональный стиль, которые изнутри пронизывают фактуальное содержание. Большая переводческая трудность -- проникнуть в это "нутро", которое определяет внутреннюю и внешнюю форму текста.
Поэтому предметом профессионального перевода является форма текста (в широком понимании слова "форма"). В отличие от трудностей содержательного характера, которые можно разрешить с помощью справочной литературы, проблемы формы решаются на уровне конкретного текста с опорой на знания теории текста.
Таким образом, переводчик имеет дело с языком текста не как конгломератом отдельных языковых элементов, а с целостным образом языка текста, и отдельные языковые трудности он должен решать в рамках конкретного текста.
Целостный образ языка текста имеет несколько уровней. Анализ текстов в пособии предполагает выявление условий этой целостности (формы) и их объяснение.
Учебное пособие состоит из трех частей. Первая часть содержит теоретические предпосылки предпереводческого анализа текста. В ней в сокращенном виде изложена одна из концепций теории перевода, на которой построена практическая часть пособия и которая подробно изложена в книге М.П.Брандес "Стиль и перевод" (М.: Высшая школа, 1989).
Во второй части рассматривается коммуникативная, жан-рово-стилевая структура текстов, функционирующих в разных социально-коммуникативных условиях, которые в стилистике сведены в систему функциональных стилей. В этой части показан кибернетический механизм, управляющий эффективным прагматическим и эстетическим действием текста. Этот механизм сводит жанровую и стилевую системы в единую динамическую систему текста. Динамической эта система называется по следующим причинам:
-- она осуществляет функцию коммуникативного процес
са, т.е. эффективную передачу адресату фактуального содер
жания и смысловой информации;
-- она приспосабливается к меняющимся условиям комму
никации, т.е. к каждому конкретному тексту;
-- она выступает как статистическая (вероятностно-типо
вая) норма выбора и комбинирования языковых единиц и
структур для оформления языка текста. Эта норма и является
фундаментальной переводческой нормой.
В третьей части содержатся тексты для самостоятельного анализа. Здесь важно придерживаться следующей методики. Процесс анализа складывается из трех этапов. Первый этап
-- это внимательное, многократное вчитывание в текст и выявление общих жанрово-стилевых особенностей текста: для нехудожественных текстов-нужно определить функциональный стиль и речевой жанр; для художественных -- художественное направление и "образ говорящего субъекта" (образ автора). На этом же этапе выявляются процессные параметры коммуникации -- тип жанровости (репортажность, полемичность и т.д.), а для "образа автора" -- эпичность, драматичность, лиричность, а также специфика повествовательной речи: письменная -- устная, дистантная -- контактная, обработанная -- необработанная. На втором этапе в нехудожественном тексте устанавливается внутренняя структура способа коммуникации в произведении, т.е. на каких композиционно-речевых формах (КРФ) построено изложение содержания. Последнее мотивируется спецификой речевого жанра.
В художественном тексте на этом этапе выявляется, в какой роли выступает говорящий субъект (повествователь, рассказчик, наблюдатель, аналитик и т.д.) и на какой КРФ базируется такое впечатление читателя. Второй этап помогает понять типовую синтаксическую организацию текста, а также типовое лексическое оформление. На третьем этапе анализируется конкретный язык текста в рамках выявленной на первом и втором этапах типовой схемы способа изложения содержания.
В пособии изложены самые общие принципы анализа текста, логика их следования и взаимосвязи. Но в каждом конкретном случае порядок анализа и выявление основного звена анализа может быть индивидуальным, при сохранении общих принципов.
Общие принципы предпереводческого анализа позволяют сделать текст в смысле его структуры и языка обозримым, очерчивают контуры коммуникативной, т.е. смысловой организации текста, помогают усвоить, что главная трудность перевода -- передача смысла во всем его объеме. Смысл -- это не нечто аморфное, а более или менее строго организованная сущность. И адекватность перевода связана с раскрытием структуры и элементов этой сущности, иными словами, смысла как системы. Именно эта система определяет языковой стиль текста, т.е. выбор и комбинирование языковых единиц.
В пособии предложен в качестве одного из методов переводческого анализа метод сопоставления подлинника и перевода, образующий ядро раздела переводоведения -- "критики перевода". Этот метод эффективен практически, так как наглядно демонстрирует трудности перевода (на чем спотыкается переводчик) и может служить хорошим подспорьем в овладении переводческой профессией.
Вводная глава "Рамочные нормы и вариативные правила перевода языкового текста" и раздел "Литературно-художественный стиль" написаны М.П.Брандес. Остальные разделы пособия и практикум для самостоятельной работы выполнены В.И.Провоторовым.
Часть I
РАМОЧНЫЕ НОРМЫ И ВАРИАТИВНЫЕ ПРАВИЛА
________ ПЕРЕВОДА ЯЗЫКОВОГО ТЕКСТА_______
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПЕРЕВОДА ЯЗЫКОВОГО ТЕКСТА
1. Что такое перевод?
Самое общее понимание сути перевода сводится к его трактовке как средства межъязыковой коммуникации. Перевод рассматривается как вид языкового посредничества, при котором содержание иноязычного текста (оригинала) передается на другой язык путем создания на этом языке информационно и коммуникативно равноценного текста.
Существуют две основные концепции перевода: лингвистическая и литературоведческая. Существуют два круга проблем в науке о переводе, переводоведении.
Первый круг проблем -- это проблемы границ перевода, связанные с вопросом переводимости текста.
Второй круг проблем, соотносительный с первым и носящий более частный характер,-- это проблема адекватности перевода. Эти два круга проблем и их решение определяют нормативную основу перевода. Последняя складывается из рамочных статистических норм и вариативных правил перевода языкового текста.
Рамочные нормы очерчивают переводческое поле, т.е. границы переводимости текста. Вариативные правила определяют характер эквивалентного соотнесения языковых единиц оригинального и переводящего языков.
Нормы и правила перевода соотносятся как условия (нормы) и обусловленное (правила). Иными словами, нормы в общем плане обусловливают правила, а последние -- выбор соответствующего эквивалента (лексического или грамматического) из системы языка во всем его стилистическом, в широком смысле, многообразии.
Переводческие нормы определяют специфику переводческой деятельности в смысле степени самостоятельности переводчика в процессе перевода.
Различают несамостоятельную переводческую деятельность, близкую к тиражированию, т. е. деятельность, предполагающую тесную привязку к переводимому тексту (это касается, прежде всего, официально-деловой, научно-технической документации), и относительно самостоятельную переводческую деятельность (публицистические и художественные тексты), допускающую определенную свободу переводчика.
Данное пособие построено на лингвистической концепции перевода, которая неоднородна в силу неоднородности аспектов языка, которые кладутся в основание трактовки перевода. Этих аспектов три: язык --речь -- знак. Все они в переводческой деятельности предполагают категорию текста, отсюда три предмета перевода: языковой текст, речевой текст, текст как глобальный знак.
В предлагаемом пособии переводческий анализ текста строится на исходной посылке, что текст есть глобальный знак. Языковой текст и речевой текст включаются в систему текста как глобального знака в качестве его подсистем. Взаимодействие и взаимообусловленность указанных аспектов текста дает в конечном счете язык текста.
2. Что переводит переводчик?
Это вопрос о предмете перевода. Ответ был дан выше: переводчик переводит либо языковой текст, т. е. язык в связи с фактуальным содержанием; либо речевой текст, т. е. речь в связи с коммуникативным содержанием; либо знаковый текст, т. е. язык как превращенную форму текста. В первых двух случаях речь идет о соотнесении языка и содержания, речи и коммуникации, а не о превращении знакового текста в язык. Таким образом возникает вопрос о разграничении понятий соотнесения и превращения.
Соотнесение означает соответствие между языком и фактуальным содержанием, между речью и коммуникативным содержанием по принципу "стимул -- реакция".
Превращение -- это многоуровневая процедура. Она предполагает трансформацию переводимого содержания по иерархическим ступеням с последующим выводом в естественный язык.
Переводимый язык как превращенная форма текста реально существует только в целостном, завершенном словесном произведении. Поэтому следует прежде всего рассмотреть, что же представляет собой текст как целостное, завершенное словесное произведение.
3. Словесное произведение. Определение
Семантика слова произведение подчеркивает его происхождение как результата творческого труда, его кто-то создал. Словесное произведение функционирует (т.е. оказывает воздействие на читателя) в соответствии со свойствами, приданными ему творцом произведения; эти свойства, социальные по своей сути, закодированы в нем.
Под словесным произведением понимается всякий отграниченный языковой макрообъект, которому в результате целенаправленной коммуникативно-речевой и языковой деятельности придана определенная конструктивная организованность, внутренняя и внешняя форма.
Словесное произведение представляет собой языково-ду-ховную целостность, где под духовной целостностью понимается идеальное содержание, состоящее из двух частей: предметного и процессного (функционального) содержаний.
Классическое философское определение идеального звучит как материальное, пересаженное в человеческую голову и переработанное в ней. Идеальное предметное содержание является результатом отражения материальных предметов и явлений и связей между ними, оно существует в виде идеальных образов, которые образуют целостность предметного содержания. Отражение осуществляется не зеркально, а через субъективную призму отражающего субъекта, его точку зрения: пространственную, временную (историческую), оценочную (эмоционально-психологическую и общественно-социальную).
Идеальное процессное (функциональное) содержание является результатом создания коммуникативной системы произведения, которая также целостна. Образное содержание обогащается за счет функционального содержания. Оно приобретает коммуникативную функцию, которая решает задачу: что говорится в произведении (т.е. смысл образного со-
держания), за этим "что" скрывается мотив и цель передачи содержания, а также "как" это "что" сделано.
Основу функционального содержания составляет коммуникативная функция, которая складывается из частичных функций сообщения, общения и воздействия. Коммуникативное содержание существует в виде формы произведения.
Следует подчеркнуть, что когда речь идет о коммуникативной функции произведения, то имеются в виду не лингвистические функции, а общественные, социальные функции, обеспечивающие существование словесного произведения в коммуникации между людьми.
Целостность содержания и целостность формы (коммуникативного содержания) образуют целостность словесного произведения. Природа фактуального, предметного содержания и природа формы различны, о чем речь шла выше. В первом случае она образная, во втором -- целевая. Функция целостности содержания состоит в моделировании действительности, функция целостности формы состоит в обеспечении цеґлесообразной коммуникации.
4. Форма словесного произведения как объективность коммуникативного содержания
Любой объект обладает формой. Словесное произведение как объект также обладает формой. Под формой понимается система способов, приемов и материальных средств (в данном случае языковых единиц) преобразования и выражения предметного содержания произведения согласно существующим требованиям, критериям, нормам.
Форма словесного произведения есть сложная разноуровневая система элементов и связей между ними координационного и субординационного характера. Это с одной стороны. С другой стороны, форма является проявлением коммуникативной целостности произведения, т.е. проявлением коммуникативной функции произведения и выступает как способ изложения содержания. Форма (способ) -- это коммуникативная целостность в статике и динамике. В статике -- это форма предметного содержания сама по себе, в динамике -- это способ изложения предметного содержания в процессе его восприятия читателем.
10
Коммуникативная функция как форма и способ изложения предметного содержания представляет собой также содержание, но отличное от предметного содержания. В этом содержании выражены типизированные связи и отношения реальной действительности, которые можно свести к двум понятиям: целесообразности и оценочности. Исходя из того, что коммуникативное содержание существуют в модусе формы (структуры) произведения, т.е. является содержанием формы, его можно назвать также информационным содержанием, о чем речь пойдет ниже.
Информационное содержание образует своеобразную социально-психологическую экологию предметного содержания.
5. "Жанр" и "стиль" -- два вида коммуникативной целостности словесного произведения. Словесное произведение как функциональный объект и как малая функциональная система
Двуслойность коммуникативного содержания -- целевая и оценочная -- кристаллизуется в двух формах текста: речевом жанре и речевом стиле. Жанр и стиль -- это крупные смысловые единицы, в динамике они определяют функциональную направленность восприятия словесного произведения читателем.
В статике жанр представляет собой функциональную конструкцию предметного содержания, а стиль -- эмоционально-оценочную форму жанрово-сконструированного предметного содержания. Стиль зиждется на жанровой конструкции, видоизменяя ее в зависимости от условий функционирования. Таким образом, эти две формы спарены: в статике они представляют собой стилистически смоделированную конструкцию жанра; в динамике -- синтетическую систему изложения, которая опосредует содержание произведения, осмысляя, инґтерпретируя его, выбирая зрительный и речевой ракур'с его передачи.
Жанр и стиль -- это не формы конкретного содержания, а модели, которые могут воплощаться в некотором множестве конкретных речевых произведений.
Несмотря на свою спаренность в словесном произведении, жанр и стиль представляют собой разные сущности и принадлежат разным системам: жанр -- системе произведения, вне
П
учета его функционирования, а стиль -- системе функционирования.
Жанровая конструкция трехчастна: она содержит введение, серединную часть и заключение в статике и введение в тему, развитие темы, резюмирование в динамике.
Два состояния жанра -- статическое и динамическое -- можно обозначить как техническую форму в аспекте статики и технологическую форму в аспекте динамики. Например, жанр басни, его конструкция -- это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный, поучительный смысл. Это техническая форма. Бассенность же -- технологическая, динамическая форма, создающая общий настрой произведения, который является содержанием коммуникативного прагматико-эстетического воздействия на читателя. Таким же образом, репортаж -- это техническая форма, а репортажность -- технологическая (ср. полемика -- техническая форма, полемичность-- технологическая, очерк -- техническая форма, очер-ковость-- технологическая и т.д.).
Коммуникативный процесс на уровне жанра как любой процесс имеет своих носителей. Ими выступают субъекты коммуникации: говорящий, пишущий и слушающий, читающий, иными словами, коммуниканты (адресант и адресат).
В нехудожественной речи (деловой, политической, научной, бытовой) коммуникантами являются реальные лица. В зависимости от личного или массового общения ими выступают либо отдельные, либо коллективные личности (Последние в виде газет, журналов, теле-- и радиопередач, где в качестве носителей коммуникации выступают типизированные усредненные адресанты и адресаты).
В художественной речи субъекты коммуникации двуслойны. Они объединяют в себе особенности реального автора и читателя, а также особенности художественных образов автора и читателя, присущие определенному жанру художественного произведения. Таким образом, жанр в художественном общении персофиницирован, он существует в образах определенного автора и определенного читателя. В художественном произведении содержанием является не реальная, а вымышленная, фиктивная действительность. И рассказывает о ней не реальный, а фиктивный, вымышленный автор, который именуется в литературоведении следующим образом: в лирике им
12
является лирический герой (а не реальный поэт), в драме -- действующие лица, а в прозаической литературе -- образ автора, который соотносителен с образом читателя. Образ автора и образ читателя совместно с процессом коммуникации образуют жанр художественного произведения. Их основное назначение -- придать достоверность излагаемому содержанию, вызвать у реального читателя доверие к тому, о чем гоґворится в произведении, создать определенную духовную атмосферу коммуникации.
Процесс художественной и нехудожественной коммуникации замкнут архитектонико-речевыми формами: монологом, диалогом, полилогом. В основе этих форм лежит однонаправленность или взаимонаправленность общения. В случае, когда в коммуникативно-речевом акте активность "принадлежит отправителю речи, этот акт совершается в монологической форме. В случае участия в нем двух или большего количества лиц, он осуществляется в диалоге или полилоге.
Монологическая и диалогическая формы предопределяют принципиально разное языковое оформление. Монологическая речь -- наиболее организованный вид речи. Диалог является составным текстом и состоит из разговора, который может выступать либо в виде монологических высказываний с перебивками репликами, либо в виде вопросно-ответных реплик; из глаголов говорения, вводящих разговор, а также ремарок, сопровождающих письменно фиксированные диалоги, особенно в художественной литературе. Полилог, в котором принимают участие более двух лиц, сводится к нескольким перекрещивающимся диалогам.
Жанровая форма произведения реализуется в разных видах речи, прежде всего в речи письменной и устной, литературной и разговорной. Дистантное расположение коммуникантов (контактное или удаленное) определяет такие параметры речи, как ее обработанность или необработанность (в случае речи спонтанной). Эмоциональный настрой коммуникантов определяет степень эмоциональности речи (эмоциональной -- неэмоциональной).
Словесное произведение в аспекте жанрово-организован-ной коммуникации -- это часть общей функциональной системы произведения, часть, которую можно назвать функциональным объектом (в статике) и малой функциональной системой (в динамике).
13
6. Большая функциональная система словесного произведения
Большая функциональная система словесного произведения -- это система реального функционирования содержания произведения, выход его за рамки произведения в реальные условия коммуникации. Так, например, содержание военного устава реально существует, т.е. оказывает соответствующее воздействие на адресата, только в военной среде. Если содержание этого устава поместить в научную среду, в какой-либо академический журнал, то там оно эффективно действовать не будет. Словесное произведение как функциональный объект связано, таким образом, с определенной системой функционирования, и само функционирование данного объекта обусловлено определенной функциональной средой. Для лучшего понимания взаимодействия функционального объекта с системой функционирования можно провести грубую аналогию с действием, например, электрического утюга.
Электрический утюг (один из жанров бытовой техники) предназначен для глажения белья, одежды и т.д. Но сам по себе он как функциональный объект эту функцию осуществить не сможет, если не будет подключен к энергосети -- большой функциональной системе (системе функционирования). Электроэнергия, получаемая из сети, действует не непосредственно на внешнее устройство утюга, на его гладильную поверхность, а через внутренний нагревательный механизм, который вмонтирован в корпус утюга, связан с гладильной поверхносґтью и одновременно с энергосистемой. Именно в такой связке утюг становится работающим, функционирующим объектом.
Подобным образом "работает" и словесное произведение. Для его функционирования необходима среда, система функционирования, или большая функциональная система. Из нее словесное произведение, т.е. предметное содержание, переработанное в жанр, черпает энергию, которая приводит в действие предметно-функциональную систему (малую функциональную систему), т.е. заставляет работать коммуникативную функцию произведения в ее составных частях: общения, сообщения, воздействия. Именно большая функциональная система через соответствующий механизм делает язык словесного произведения живым, говорящим языком: произведение начинает общаться с читателем.
14
7. Большая функциональная система как информационно-стилистическое пространство
В качестве таких систем в пособии принимаются функциональные стили: официально-деловой, научно-технический, газетно-публицистический, обиходно-бытовой, литературно-художественный. Они представляют собой социально-культурные контексты, в которых речевой жанр приобретает смысл существования, иными словами, прагматический смысл, и превращается в живое, действующее, целостное словесное произведение.
Функциональный стиль -- это система внутренних скрытых отношений и связей реальных явлений. Это область не непосредственно чувственно данного, а чувственно невоспринимаемого, это -- невидимое содержание, мир "сверхчувственного". Он воспринимается интуитивно, а постигается с помощью средств логического анализа.
Содержание функциональных стилей складывается из функционально-целевых и функционально-формальных содержаний. Последнее означает, что функциональный стиль определяется не просто ведущей функцией определенной сферы общения (административной, научной, политической и т.д.), но и соотносительными с этими сферами системами устойчивых схем и стереотипов, узаконенных традицией, которые реализуют ведущую функцию.
Сочетание функциональных и формальных содержаний более точно определяет суть функциональных стилей, их природу. Эта суть -- в информационном характере функциональных стилей как систем функционирования языковых текстов. И если суть функциональных объектов предметно-системная, то суть системы функционирования информационно-системная.
Слово информационный понимается здесь исходя из этимологии слова информация (in-form) как содержание формы. Содержанием выступает в данном случае прагматическая (или эстетическая) функция, т.е. функциональное содержание, а формой, точнее структурой, -- схемы и стереотипы, упомянутые выше. Это не значит, что в рамках функционального стиля существуют четкие структуры, совсем нет, в функциоґнальном стиле содержатся лишь наметки таких структур и
15
наметки содержаний, которые могут обслуживаться этими структурами. Второе, что отличает информацию от других сущностей, это то, что ее реализация в языковой материи осуществляется не непосредственно, а через коды, поэтапно, путем сбрасывания одной кодовой формы и замены ее другой.
Информационное поле функциональных стилей формируется по следующим параметрам:
-- определенным методом отражения вещественного содер
жания (обобщенный тип содержания в официально-деловом
стиле, абстрактный тип содержания в научном стиле, конк
ретный -- в обиходно-бытовом, образный -- в литературно-
художественном);
-- ведущей функцией каждого функционального стиля,
которая определяет функциональный тип текста (директив
ный, объясняюще-аргументативный, информационный и т.д.);
-- тональностью, объективно присущей функциональным
стилям (деловая, нейтральная, торжественно-утверждающая);
-- типом мышления (описательным, информационным, кон
цептуально-аналитическим).
Все они во взаимодействии и взаимопереплетенности создают определенную информационную среду, именуемую функциональным стилем.
Системы функциональных стилей -- это системы косвенной (скрытой) коммуникации. Они лишь предполагают своих подразумеваемых коммуникантов, в отличие от прямой коммуникации в жанровой системе произведения.
Как правило, функциональные стили дифференцированы внутри себя. Так, например, стиль научного общения подразделяется на академический подстиль, рассчитанный на научно-подготовленного адресата, и научно-популярный подстиль, рассчитанный на дилетанта или недостаточно научно подготовленного адресата.
Функциональный стиль может представлять собой гомогенную информационную среду, где специфика данного стиля проявляется в наиболее чистом виде, или гибридную, где происходит смешение разных функциональных стилей. Например, жанр художественного эссе существует в гибридной научно- , художественно-публицистической функциональной среде.
16
В заключение этого раздела следует сделать уточнение по поводу понятия "стиль". В произведении существуют внутренняя и внешняя формы. Внутренняя форма -- это форма процесса вне произведения, но реализуется через произведение. Она главная и определяет стиль произведения как его качественно коммуникативную определенность. Внешняя форма связана с малой жанрово-функциональной системой и образует стиль внешней формы, который выступает свойством стиля внутренней формы. Стиль внутренней формы задает типовое оформление языка произведения. А стиль внешней формы -- типическое, т.е. более индивидуальное, более конкретное оформление языка.
8. Кибернетическая система словесного произведения как интегрирующая большую и малую функциональные системы
Эта система занимает промежуточное положение между малой функциональной системой (функциональный объект) и большой системой функционирования. Ее задачи можно определить следующим образом:
-- она интегрирует упомянутые две системы в единую
коммуникативную систему произведения;
-- в единой коммуникативной системе она выполняет фун
кцию управляющей системы, ее местоположение -- внутри еди
ной коммуникативной системы;
-- она перерабатывает содержательно связную информа
цию малой системы (жанровость) и свободную информацию
большой системы функционирования в актуальную информа
цию;
-- актуальная информация является энергией, конкретно
управляющей функцией воздействия (прагматической / эсте