Вайс Валентин : другие произведения.

Неисповедимы пути... истории

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Неисповедимы пути... истории?
  
  Много копий сломано в битве ученых и любителей пофантазировать за право употреблять сослагательное наклонение в истории. Разумеется, если мы говорим о серьезной Науке, то вопрос "что было бы, если бы?" лишен всякого смысла. Если же речь идет о художественной литературе, то возможно все.
  
  "Единственная форма вымысла, в которой реальные характеры не кажутся неуместными, это история. В романе они отвратительны", - так сказал кода-то Оскар Уайльд. Давайте эту формулу поставим под сомнение. Создание "исторической альтернативы" - работа сложная и трудоемкая. От писателя требуется не только художественный талант, но весьма глубокое знание истории. Автор должен уметь увидеть картину целостно - от хитросплетений политических интриг и уровня жизни населения со всеми вытекающими бытовыми реалиями, до глобальных климатических изменений, что определяют ход истории. "Альтернатива" - это всегда сотворчество писателя и публики. Аудитория этих романов весьма интеллектуальная: такой читатель неплохо знает фактографию и разбирается в материале - автору достаточно намекнуть на событие, а он достраивает картину сам. Один опытный литературный редактор, объясняя основы стилизации текста, говорил мне, что если есть желание стилизовать текст под язык той или иной эпохи, то не надо пихать туда все архаизмы подряд. Достаточно одного устаревшего слова на абзац, а то и на целую страницу хватит. То же самое и с историческими личностями - упоминание одного такого персонажа на большой кусок текста создает у читателя ощущение эпохи. А потому, Оскар Уайльд был не совсем прав - если мы говорим об альтернативной истории, реальные характеры бывают ой как важны!
  Главное при написании подобного романа - четко определить "историческую вилку", т.е. тот момент, после которого всё могло пойти по неведомому нам сценарию. В научном мире это называется "точка бифуркации". Существует не так уж много событий, которые рассматриваются писателями-фантастами в качестве подобной развилки. Полагаю, основная причина тому - узнаваемость. Это позволяет автору избежать долгих и многотрудных объяснений исторического контекста. Очевидно, что массовый читатель вполне представляет себе поход на восток Александра Македонского, но вот поход Оттона Великого на Рим в 963 году куда менее известен широкой публике. Потому и набор сюжетов-рекордсменов относительно невелик: кроме уже упомянутых походов, это зарождение мировых религий, где предпочтение явно отдается христианству и личности самого Христа; падение Рима; наполеоновские войны; события 1917 - 1918 годов в России; Вторая мировая война и все, что связано с Гитлером и Сталиным. Впрочем, иногда писатели используют "Эффект бабочки" - случайные "микро-события", что приводят к глобальным трансформациям в будущем.
  Если прогуляться по литературным форумам, то можно стать свидетелем яростных баталий по поводу тех или иных романов. Что может послужить причиной виртуального кровопролития? Прежде всего, несогласие по ключевому вопросу: является ли данный текст "чистой альтернативой" или нет. Или, вот еще: создал ли автор правдоподобные условия для описанного им исторического поворота и дальнейшего развития мира.
  Необходимо внести некоторую ясность. Начну с "чистого и нечистого". Существует мнение, что в случае "чистой" или как ее обозначают фанаты, "реалистической" альтернативы, исторический поворот происходит в результате естественной социально-политической эволюции, и объясняется правдоподобными причинами. "Нечистая" альтернатива включает в ткань повествования вмешательство извне - происки духов предков, инопланетян, тайные знания атлантов, а потому никакого отношения к истории данные тексты не имеют!
  Последнее - это моральные границы и вопросы самоцензуры. Как-то на конференции мне довелось услышать одного маститого университетского профессора. Уважаемый ученый сравнивал дневники Тани Савичевой и Анны Франк. Пафос выступления сводился к тому, что записи ленинградской блокадницы по всем параметрам превосходят дневник уроженки Германии, вынужденной скрываться в Нидерландах. У Савичевой и жизнь тяжелее была и вообще уровень трагизма дневника несравнимо выше. Признаюсь, от такого "патриотического выверта" волосы зашевелились. А после я наткнулся на сборник Пола Ди Филиппо "Потерянные страницы", куда вошел рассказ "Тридцатые: Анна". Американский фантаст представляет альтернативную историю, когда Анну Франк вовремя вывезли в США. Там она сыграла вместо Джуди Гарланд в "Волшебнике страны Оз". Последнюю, правда, писателю пришлось убить...
  Поскольку вариантов альтернативного развития России в мире фантастики представлено много, я решил выделить самые главные поворотные моменты, а именно - 1917 и 1941. Революционные годы и годы Отечественной войны вызывали к жизни наибольшее количество романов в жанре альтернативной истории.
  
  "Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело" Ф.Тютчев.
  
  Когда-то, еще в школе, когда мы изучали гражданскую войну, а я не слишком хорошо разбирался в исторических реалиях, мне казалось, что удержать Крым белогвардейцам было раз плюнуть. Ведь это же почти остров! И тогда, ничего не зная об альтернативной истории, я задавался вопросом, а что могло бы там быть, если бы Врангель смог там закрепиться. Как выяснилось, подобные мысли приходили в головы и вполне взрослых личностей. Причем очень давно.
  В 1925 году в России появилась первая полноценная фантастическая книга, выдержанная в духе "альтернативной истории". То была повесть Бориса Андреевича Лавренёва "Крушение республики Итль". Б.А. Лавренев - человек с богатейшей биографией. Поэт, драматург, прозаик, живописец, он воевал на фронтах Первой мировой, в годы Гражданской добровольцем вступил в Красную армию, даже командовал бронепоездом. После 1924 он полностью ушел в писательство. "Крушение республики Итль" читается удивительно легко. Поражает вполне "по-современному" лихо закрученный сюжет. Кажется, что текст написан буквально вчера. Здесь есть жесткая сатира, романтика и много приключений. Разумеется, повесть проникнута советской идеологией, но она не кажется вымученной - автор подкупает искренней верой.
  Продолжил тему независимого Крыма В.П.Аксенов в романе "Остров Крым". Текст появился в 1981 году в американском журнале "Ардис Паблишинг", а Россию пришел в начале девяностых. В отличие от "Крушения республики Итль", где действие вынесено в будущее, события "Острова Крым" хорошо знакомы. Крым здесь действительно остров, наступление Красной армии провалилось. А далее - он сохраняет нейтралитет в годы Второй мировой войны. Это счастливая альтернатива советской России с высоким уровнем жизни и гармоничным соединением русского и европейского. С моей точки зрения, это один из лучших образчиков "альтернативной истории", прописанной именно в реалистических традициях.
  Не обошел вниманием этот жанр и знаменитый фантаст Кир Булычев. Писатель, создавший "советскую утопию", затем представил публике романы и повести из цикла "Река Хронос" (1992-2003). Булычев по сути соединил сразу несколько жанров - научную фантастику, детектив и "альтернативу". В цикл входит много текстов, но три романа - "Штурм Дюльбера", "Возвращение из Трапезунда" и "Покушение" - касаются периода 1917-1918 годов. Здесь есть и активная Мария Федоровна, что на пару с Колчаком берет под контроль черноморский флот, и захват Стамбула, и коронация там царевича Алексея. Сохраняются и реальные исторические факты - убийство Мирбаха, например. Вымысел и история настолько гармонично дополняют друг друга, что возникает действительно ощущение альтернативной истории, а участие реальных политических деятелей еще более усиливает эффект.
  "...в убитых были опознаны: активный член ЦК РСДРП (большевиков) Владимир Ильич Ульянов (Н. Ленин) и член той же партии Рахья Т." - так начинается роман "Смело мы в бой пойдем..." (2006) авторов А. Авраменко, Б. Орлова и А. Кошелева. Как вы уже поняли Ленина, хотя и совершенно случайно, можно сказать в пьяной драке, убили. Авторы, по всей видимости, убежденные, что от личности зависит абсолютно все, подводят нас к тому, что в 1917 революции не случилось. Собственно про сам 1917 более ничего и не сказано, а события в романе скачут от 1923 к 1936, немного 1918, а потом снова в тридцатые, где русские и немцы выступают союзниками. Книга интересна детальной продуманностью подробностей. Причем не только политических, но и военно-технических. Почти как диссертация, роман снабжен приложением с техническими характеристиками вооружения.
  Есть и совсем фантастические варианты, которые вряд ли можно отнести к "чистой альтернативе". Например, Наталья Иртенина в романе "Белый крест" (2006) точку бифуркации особенно и не искала, а просто взяла да и устроила космический катаклизм. Все, кто мешал - погибли, а действие разворачивается уже в XXI веке, где Российская империя если и не слишком здорова, зато вполне жива. Секты, мистика, голем, имперский антураж и немного политики - чем не питательный бульон для романа?
  
  История - это роман, который был; роман - это история, которая могла бы быть. Жюль Гонкур
  
  Рассмотрение событий Второй мировой войны на предмет нахождения там точки бифуркации уводит писателей порой в противоположных направлениях. Так Андрей Максимушкин в цикле "Бомбардировщики" (2010 - 2011) ("Бомбардировщики", "Советская Британия", "Гроза над Польшей") объединяет Германию и СССР против Британии и Франции. "Развилка" - Зимняя война с Финляндией, когда союзники якобы пришли на помощь финнам и к чему это привело. А вот Сергей Анисимов в книге "Вариант "Бис"" (2003) показывает нам сильный СССР уже к 1941 году. Советский Союз практически сразу перешел в наступление и уже в 1944 году его армии шли по Европе. Вот тогда бывшие союзники заключили сепаратный мир с Германией - испугались, что Европа окажется под контролем Советов. Фактически роман об одном 1944 годе, когда удалось поделить мир по реке Рейн. Но через эту локальность Анисимов сумел показать глобальность происходящего. Автор продемонстрировал глубокое знание истории, военной техники, тактики и стратегии. Фактов и деталей так много, что некоторых критиков это заставило прировнять роман к историческим.
  Есть тексты, представляющие альтернативную историю с победой Германии в войне. Кстати, они вызывали осуждение читателей даже в 1990-х. Так Андрей Лазарчук в книге "Все способны держать оружие..." (1993) (своеобразной переработке его более раннего произведения "Иное небо") показывает читателю именно такое будущее. Перед нами Третий Рейх, который прошел практически тот же путь, что и СССР и вступил в период заката. То есть эксплуатируется идея обреченности любой империи. О победе Третьего Рейха повествует и Сергей Абрамов в довольно странном романе "Тихий ангел пролетел" (1994). С морально-нравственной точки зрения текст весьма неоднозначный. Если Андрей Лазарчук рассматривает кризис Рейха и показывает борьбу подполья с фашизмом, акцентируя внимание читателя на хитроумных операциях сибирского движения сопротивления, то у С. Абрамова все несколько иначе. В России пережившей оккупацию, все вполне благополучно. Со свойственной им педантичностью и аккуратностью, немцы привели в порядок те земли, что входили в состав СССР. А картинка, увиденная главным героем, случайно попавшим в эту параллельную реальность, вызывает у него скорее восхищение, чем осуждение или неприятие.
  Но подобные сочинения - редкость. Как правило, оптимизма и веры в возможности Отечества у писателей значительно больше. Так в цикле "Красные звезды" (2001 - 2013) Федор Березина СССР превратился в самое сильное государство. А все потому, что в годы Второй мировой войны Гитлер вынужден был перебросить всю мощь армии на Балканы, где союзники проявили чрезвычайную активность. Наступление на СССР пришлось перенести на поздний срок, чем и воспользовался Сталин - он ввел войска в Германию. Абсурдно и невероятно, но вполне соответствует жанру "альтернативы". Владислав Конюшевский в цикле "Попытка возврата" (2008 - 2009) также описывает победу СССР.. Сложно однозначно внести книги Конюшевского в разряд "альтернативной истории". Здесь множество элементов этого жанра, но более всего мне это напомнило некий псевдоисторический боевик. Хотя все правила и соблюдены - реальные события мешаются с выдуманными, действуют исторические персонажи. Но все внимание автора приковано к лихим приключениям нашего современника Ильи Лисова .
  
  Ах если бы, ах если бы...
  
  ... не жизнь была б, а песня бы. Разумеется, как мировая так и отечественная история изобилуют событиями, которые так и просятся стать "развилкой истории". Многие писатели не привязываются к чему-то конкретному, а позволяют себе помечать о мире, где не было большинства всем известных фактов. В свое время писательская группа Хольм Ван Зайчик создала проект альтернативной истории "Плохих людей нет" (2000 - 2005) с подзаголовком "Евразийская симфония". Название в полной мере отражает содержание и исторический фон повестей и романов. Цикл - масштабное полотно, созданное историками и востоковедами. Действие происходит в наши дни, но узнать Россию едва ли возможно. Перед нами страна Ордусь - результат слияния Руси и Орды. Иными словами, авторы фактически следуют теории Гумилева, только переносят ее в иную реальность. К этому "союзу" впоследствии еще и Китай присоединяется. Складывается такой вот геополитический монстр. Сюжет строится вокруг детективных историй. Здесь всего понемножку: и юмора, и пародии, и конфуцианства, но получается очень ярко и живо, причем на высоком интеллектуальном уровне.
  Есть и совсем удивительные эксперименты. Где-то на "периферии" альтернативной истории находится роман Павла Крусанова "Укус Ангела" (2000). Текст изобилует мистикой, а в центре произведения - судьба и властные амбиции главного героя. Но вот чего действительно много - так это империи и всех ее составляющих. Это и не удивительно, ведь Россия обошлась без войн и революций, наращивала свое могущество год от года в тесном союзе с Китаем. Великое будущее ждет и альтернативную Россию Андрея Величко в цикле "Кавказский принц" (2010- 2013), хотя и вовсе не без трудностей. Есть здесь и политика, и интриги, да и без детектива не обошлось.
  А как вам вариант с ранней смертью Александра Невского? Снова упираемся в роль личности в истории. Отчего-то большинство наших писателей искренне верят, что появление или отсутствие того или иного исторического персонажа может изменить ход всей истории. Вот Дмитрий Шидловский в цикле "Орден"(2002 - 2003) предположил, что немецкие рыцари тогда создадут на землях северо-западного региона России некий Ингрийсий орден. А потом здесь родится государство Северороссия.
  Как вообще относится к альтернативной истории? Прежде всего, нельзя забывать, что это "поджанр" фантастики. Можно найти огромное количество исторических ляпов и несоответствий или говорить о том, что теория о ключевой роли личности в истории уже давно ушла в прошлое. Но надо ли? Главное помнить, что перед нами художественное произведение, призванное порадовать нас хорошим стилем и закрученной интригой. Ну, может быть, еще послужить упражнением для ума и заставить нас поразмышлять, что было бы, если...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"