Заинтересует ли вас эта тема - абсолютной уверенности нет. И не исключено, что моя точка зрения несколько отличается от вашей, или вовсе идёт вразрез с мнением большинства любителей литературы. Но не лишним будет узнать и понять чужие заключения, мысли, а может быть даже подчерпнуть из ваших суждений те неуловимые нюансы, которые помогут заострить внимание на точечных деталях и неуловимых штрихах.
Тысячи людей - тысяча мнений, но лишь в "муках" рождается истина!
Как читатель, вы не раз натыкались на "проходных" персонажей, которые появляются в эпизодах и коротких сценах. Это могут быть разносчики газет, прохожие, официанты, шапочные знакомые, соседи по лестничной клетке...,
но автор соблаговолил лишь вскользь упомянуть о них - предложением, двумя, - не больше. Даже о профессии-занятости или призвании, того самого фигуранта забыл рассказать (не счёл нужным?), дабы не нарушать динамику чтения.
Какие чувства-видения вызывают у вас нижеследующие образы:
1. Белокурый юноша.
2. Русоволосый отрок.
3. Белобрысый юнец.
Белокурый, белобрысый, русоволосый - "масть" фигурантов без особых различий - одинакова. Продолжим: юноша, юнец, отрок, - все перечисленные персонажи, - тому же возрасту покорны. Напортачил автор? Подсунул заведомо "картонных" героев?
Отнюдь!
Писатель лишь попытался разбудить нашу фантазию, заставил её работать, "ваять", вдохнуть жизнь в то или иное словосочетание. Увидеть образ!
Белокурый юноша?
Не в меру стеснительный молодой человек. Мечтатель. Домосед. Наделён приятными чертами лица, в которых проскальзывает женственность, одухотворённость, и мягкость.
Русоволосый отрок?
Сельский увалень. Открытое, грубоватое лицо. Простой, не требовательный. Один из тех, кого легко обвести вокруг пальца...
Постойте!
Ведь о столь точных описаниях и тонкостях, автор не упомянул, откуда же взялись эти "мелочи" у меня, или любого читающего эти строки?
Ммм... впрочем я совсем не уверен, что мои суждения навеянные этими словосочетаниями, хоть чем-нибудь напоминают тех персонажей, которые явились из ниоткуда пред вашим взором. Некоторые детали безусловно совпадают: цвет волос, возраст ...а прочее?
С колыбельного детства, наша память начинает лихорадочно впитывать картины природы, разнообразие вещей домашнего обихода, образы окружающих, устои жизни. Как парижский рантье, наш мозг тщится урвать львиную долю процентов от моря информации, насыщает память реалиями окружающего мира.
Какое ощущение возникло у вас, когда вы впервые наткнулись на слово "консьерж"? Уверен, вы его прочитали дважды, трижды, чтобы понять смысл, и если автор сумел обзорно и точно обрисовать сущность-обязанности этого персонажа (достаточно незначительных штрихов), кладовая памяти пополнилась ещё одной крупицей информации.
А "половой"?..
Щепетильных прошу унять зарождающееся негодование, это не то что, вам подсказывают "низменные" чувства!
ПОЛОВО;Й, -о;го, м. Устар. Слуга в трактире, на постоялом дворе или в небольшой гостинице.
Если автор наградит некого фигуранта эпитетами: сорванец и разгильдяй,
перед моими глазами предстанет лицо Кольки-Пантелея из соседнего подъезда. Сорви голова, - поискать надо!
Тихоня-отличник?
Так это же Вася из девятого "Б" - по вечеринкам не ходит, на досуге английский зубарит. Ещё тот подлиза! С первой парты преподавателя глазами "ест"!
Лишнее упоминать, что прообразы, навеянные в процессе чтения (Вася-Коля-Федя) - у каждого свои. Лежат лоскуты и крупицы в кладовой памяти и ждут, не дождутся, когда пробьёт их час. Они так и норовят вынырнуть, напомнить о себе при тех или иных словосочетаниях, - когда в исповеди автора "прозвучат" точные эпитеты, верные штрихи, напоминающие заложенного в память одного из персонажей. Происходит фантастическая метаморфоза. Разум, "испив" несколько строчек шрифта, обволакивает безликий персонаж, кожей и мускулами. Есть! Память наконец отыскала нужную ячейку и наделила фигуранта чертами лица, привычками, характером, профессией...
Мы по-разному воспринимаем те или иные строки связанные с тем или иным героем. Согласовываем информацию, объединяем, подводим под общий знаменатель и перед глазами встаёт из небытия очередной прототип. Он может быть похож на соученика, товарища по работе, чудака-прохожего, на которого вы обратили внимание, выгуливая Джульбарса перед сном. Образ может полностью обладать качествами определённого человека, но в большинстве случаев это некий коктейль, насыщенный "букетом" одного-двумя, а может и десятком фигурантов. С мира по нитке.
У каждого в память заложена своя "картотека". Собственная! Субъективная! Но механика восприятия текста и последующая интерпретация в образы, картины, видения, - одинакова. Эпитет-раздражитель, - один, второй, третий..., ещё один штрих, и перед глазами возникает полноценный образ, - душа в теле, жилы и кровь!
Но и в каждом правиле, - свои исключения.
К добру или нет, но уже обусловленный прототип, навеянный образом героя из очередного романа, может затушеваться, исчезнуть, смениться, под впечатлением фильма. Экранизации того самого романа, который вы прочли, осознали, и герои которого прочно засели в вашей памяти. Режиссёр накладывает "вето" и заставляет память принять в свои закрома другой образ, едино-правильный, тот самый, с экрана.
Попробуйте описать образ Александра Белова из романа "Щит и меч"? Перед вашими глазами появится абсолютно точный портрет Станислава Любшина, и вовсе не Вячеслава Тихонова или Михаила Ульянова.
Достойно сыгранная роль, превращает актёра в человека-легенду, образ-миф. Хорошо ли это, плохо ли? Тысячи людей - тысяча мнений.
И это лишь когда речь идёт о прекрасно поставленных фильмах, добротно написанных романах, иначе, память откажется хранить персонаж-"однодневку". И такое бывает... Делать-то что прикажете? Назад в магазин, к продавцу?
Мол, книгу жевал, видений - не видал: Па-апрошу вернуть мои кровные!
К чему весь этот пространный реферат-головоломка? Набор никчемных умозаключений? Мало ли, кого увидит или представит читатель, наткнувшись на персонаж из вашего романа?
Сколько раз вы натыкались на образы, которые автор жевал - разжёвывал, заполнял абзацы его привычками, чертами лица, склонностями, а через страницу сей "фантом" бесследно исчезал, не вписавшись в фабулу. Набиваем алки!? А если этих "проходных" по которым автор текст накручивает, - с десяток?
Проходной персонаж появился? Вот и отнеситесь к нему как к "проходному". Одно-два предложения - не больше. Читатель уже сам детали "дорисует", причём каждый по-своему. Не пытайтесь подсунуть ему фигурантов размазанных на абзацы. Не пытайтесь увлечь туфтой (алки превыше всего)!
Зловредный клиент сегодня пошёл. В коммерции ни бум-бум. За свои целковые, - только "высшим пилотажем" милуется. Иначе: Па-апрошу назад мои кровные...!