Не уверен что название главы скрывает нечто весомое и необходимо-важное, но сколько времени можно судить-рядить о персонажах, фабуле, сюжетах, искать новые идеи... Займёмся "косметикой".
У Фенимора Купера (Последний из могикан):
Глава I
Готов узнать я самое плохое
И страшное, что ты мне мог принесть,
Готов услышать тягостную весть
Ответь скорей - погибло ль королевство?!
Шекспир
Глава II
О-ла! О-ла! Где вы? О-ла!
Шекспир. "Венецианский купец"
Глава III
А раньше здесь пестрел ковер
Возделанных и тучных нив,
Стеной стоял дремучий бор,
И бурных рек гремел разлив,
И мчал поток, и пел ручей,
И бил фонтан в тени ветвей.
Брайант
Каждая глава начинается с эпиграфа.
У Александра Дюма (Три мушкетёра)
ЧАСТЬ I
Глава 1
ТРИ ДАРА Г-НА д'АртаньянА-ОТЦА
Глава 2
ПРИЕМНАЯ Г-НА ДЕ ТРЕВИЛЯ
Глава 3
АУДИЕНЦИЯ
Роман разделяется на части, затем на главы, которые намёком дают понять о содержании (подобие фабулы?), и если связать вместе цепочку оглавлений (включив кое-какие объяснения), худо-бедно получим синопсис.
Встречаются массивы текста разделённые на части, ну а затем на главы; иногда пронумерованные латинскими цифрами, а иногда арабскими, можно найти и "созвездия". Для чего они существуют? Чем способствуют чтению?
Несколько мнений на этот счёт:
1. Разделение между главами отвлекает внимание читателя (в положительном аспекте) от событий произошедших ранее, и подготавливает к следующему эпизоду, или цепочке эпизодов. Таким образом писателю удобно закончить одну линию повествования, и углубиться в другую.
Можно "убить" время, которое мы хотим пропустить (нет информативной нагрузки - "вода").
Например:
Герой отошёл ко сну, а новая глава начинается с произошедшего на следующий день.
Автор обрисовывает убийство, а в продолжении (следующая глава) - начинается расследование.
Метеорит, притянутый планетой, произвёл апокалипсические разрушение..., и как мир выглядит после "того". То есть отрезки времени изъятые автором из повествования могут быть разными: ночь, сутки, год, столетия.
2. Чтение.
Очень удобно оборвать чтение в конце главы. Мысль автора (на определённый отрезок фабулы) завершена, и с новой главы начинается следующий эпизод. Обратите внимание: каждая из глав, несёт свою информативную нагрузку, - напоминая отдельный рассказ связанный по смыслу со следующим массивом текста. Автор пытается нанизать на нить "бусинки-рассказы", которые порождают цельный сюжет (фабулу) и создают "роман-ожерелье".
3. Дополнительная информация.
Здесь я хочу затронуть вопрос: "Каким образом рядовой читатель выбирает книгу?"
Что притягивает его? Аннотация? Обложка? Имя автора? И первое и второе и десятое, но... интересное\интригующее\нестандартное название глав, - в тягость не придётся.
Сужу по себе: если имя автора мне незнакомо, читаю аннотацию, и заглядываю в оглавление - о чём ведают названия глав? Это своего рода игра: Купил лотерейный билет в надежде взять первый приз, а не из-за красивых глаз продавщицы (хотя и такое нередко встречается).
Не всегда названия глав соответствуют действительному ходу событий, но своим названием, безусловно интригует читателя, точно так же как и удачное название романа.
Например:
"Уравнение без неизвестных."
"Часы остановятся в полночь."
Мария Брикер "Жёлтый свитер Пикассо"
Оглавление
Фильм, фильм, фильм.
Назло врагам.
Бодун, омлет и кредит.
Итд.
Очень притягивает? - нельзя сказать, но любопытство берёт вверх!
Хотелось бы ознакомиться с вашим мнением, господа.