Аннотация: В последний год существования социалистической республики Румыния был выпущен замечательный фильм в некоей историко-патриотической линейке, начавшейся, по-моему, ещё с "Даков", но если оные и некоторые из последующих прошли в кинотеатрах СССР, то этот фильм, кажется, знаком немногим. Однако это не отменяет его замечательности.
1. Мирча-воевода, правитель Угровлахии и всех земель за горами вплоть до татарских владений, владыка Баната по обе стороны Северина, всей Подунавии до Великого моря... Страшный и непобедимый Эмерджи-бей. Актёр, как и положено по названию, в солидном возрасте, но до жути привлекателен: греческий профиль, правильные черты лица, в меру скуласт и с точки зрения художника отвечает всем геометрическим стандартам лица. Было это сделано грамотной работой костюмеров, или сам актёр несмотря на возраст так хорошо сохранился, но весь фильм остаётся ощущение, что господарь Мирча сильный, натренированный мужчина и умелый, бывалый воин. А какой у актёра тембр голоса - по молодости, несомненно, он спасался от женщин на деревьях... Х) Продолжая тему костюмеров (и не вспоминая, как досталось от них "внуку" воеводы), надо сказать, что одежной реквизит Мирчи-воеводы прекрасен, ибо:
а) историчен. Конец четырнадцатого, начало пятнадцатого века - жупаны с объёмными рукавами, увеличивающими визуально ширину плеч, ремень, к которому крепились ножны. Доспехи тоже отлично вписываются в указанный период, не промелькнуло ни одной режиссёрской фантазии: шлем, кольчуга, бригантина, перчатки, элементы белого доспеха и прочие составные части уже или ещё имели место быть.
б) отлично сделан. В швах, вышивках, выборе тканей чувствуются руки профессионалов ("Господарь Влад" по сравнению с сей картиной - любительская съёмка бесноватых румынских реконструкторов) - не только у Мирчи, вообще ни у кого (есть правда, одно исключение...) вы не найдёте сшитого из раскрашенных на фабрике штор кафтана (как у Главного Армаша в "Господаре Владе" Т_Т). Единственное, что меня смущает - это драповая чуга. Валахи - изобретатели пальто. И главное: у Мирчи Старого нет самого главного признака почти всех тех исторических творений "Романиафилма" - зацементированного парика. Волосы, чувствуется, свои, седые, конечно, но густые. Счастье есть. По характеру персонажа, честно говоря, кажется, что на момент съёмок цензура на что-то отвлеклась - наверное, сценаристы воспользовались опытом многих поколений советских фантастов, всунув в текст парочку-другую откровенно постельных сцен - ибо господаря Мирчу совершенно не "несёт" с частой периодичностью на тему "своей земли, которая на всех одна, мы единый народ, бла-бла-бла" (покажите мне средневекового "родового" феодала, братавшегося с народом). Он обороняет свою землю, он собственник, владелец, защищающий то, что ему принадлежит по праву, защищающий жёстко и держащий её крепко (брат выступил против него - едва не грохнул, хотя сей, стартовый эпизод, как раз из тех, что зело сильно меня смущают: два войска, тысячи по две в каждом, рубились-рубились и вдруг прекратили, встав наблюдать, как мочат друг друга князья - как-то уж слишком это по-рыцарски, никто никого даже застрелить не пытался). Самое что ни на есть гендерное поведение, однако
Фильм построен на том, что большую его часть, даже примерно половину, Мирча-воевода рассказывает о своих сражениях внуку (я про этого мелкого ещё напишу), говорит умные слова, напутствует. Ещё в начале фильма мы видим, что турецкого посла господарь принимает не один, а рядом со старшим сыном Михаилом - сиречь, готовил смену. Обстоятельно, умеренно, планированно - то есть, предстаёт нам в этом фильме Мирча Старый не только как сильный самодержец, но и как дальновидный расчётливый правитель. Однако на кой ляд он тогда братца сволочного простил, я не знаю - видимо, сценаристы не договорились... Большой плюс фильму за главного героя.
2. Семейка Бессарабов и все-все-все, или процветающая Валахия. В списке мы имеем снова полное отсутствие конкретных бояр - этакая массовка средневековой политической жизни в Валахии. Зато у нас есть горячо любимый братец Мирчи-воеводы Дан, заказавший господаря Уиллу Степлтону (эпизодический персонаж с целым именем! и даже фамилией!), сынки (которых он признал ), Михаил, старший, и (барабанная дробь) Влад (тот самый, который два метра росту, чернявый и усатый Т_Т якобы...). А ещё есть внучок, сынок вот этого самого Влада, мелкое, любопытное и наглое существо... Которое тоже зовётся Владом, по-домашнему - Vladut ("Влэдуц", аналог нашего "Владик"). И женщины. Мамки, няньки, тётки - целая банда - как и положено, без имён: оное есть только у "главарей бандформирования" Ирины, матери Владика, и тётки оного Елизаветы. Первая такая жёстко-пергидрольная блондинка, что современные салоны красоты от зависти просто удавятся. Среди бояр два имени, Энэ Удоба и Ион Леркыу, и те плохо кончили. Хм? "Романиафилм" за десять лет неминуемо прогрессировал, научившись давать персонажам имена. А теперь вернёмся в начало списка:
а) Дан. Если Узурпатору горячий южный князь Мирча отхватил башку, то Дана в 1394 году пожалел: не дождавшись начала битвы при Ровине, расчётливый и пессимистично настроенный брат господаря вместе со всей дружиной пропустил турок до основных сил. Мало того, чтобы показать всю глубину его падения, сценаристы заставили князя пришить захваченного в плен боярина в доказательство верности султану. Как я понял из быстрых английских субтитров, Дан успел даже захватить власть, но вернувшийся Мирча всё равно его простил - таки сказываются годы Х) Но брательник-то по коммунистическому определению гад, раз написали так, то должен оставаться таковым до конца - он нанял киллера, того самого Степлтона (привет тебе, сэр Артур Конан Дойль!), тот пришил кого-то не менее седого, чем Мирча, отчитался, и радостный Дан, от счастья буквально попрыгавший на столе с криками "Господарь Мирча помер!!!", объявил себя воеводой... И тут картина Репина "Не ждали" - "убиенный" князь вернулся с явным намерением всем оборвать уши вместе с головами, ворвался в залу, где пировали предатели... И Дан скончался от инфаркта. Одна из самых любопытных деталей сего персонажа - тщательно, прямо-таки любовно выпрямленные волосы (ну не удержались местные костюмерши...), хорошо, что хоть не завитые, как у... одного носителя румынских колготок.
б) Добрый благодарный отпрыск Михаил и его женушка Елизавета. Не постоянные клиенты средневековых киллеров, но смиренно ожидающие, пока "провидение" унесёт в могилу страшенного "тирана". За ними стоит дооообрый католический папик, тесть Михаила, по его словам, представитель здесь императора Сигизмунда, то ли сам жаждущий власти, как положено во всей цивилизованной католической Европе, то ли представляющий венгерские интересы в более покорном правителе, чем престарелый рыцарь. Интриги в этом, увы, нет, потому как один спиридуш по имени Владик ещё в начале фильма запалил сей заговор, только из этических принципов, навязанных дедушкой, не выдав всех самому господарю. Младший братишка Влад по приказу отца берёт под стражу всех троих злыдней. Убить собственного внука, сына Михаила, Мирча не смог. На утро начался суд - падре отправили сказать Сигизмунду, что в своей стране Мирча разберётся сам, как править, а сладкую супружескую парочку... простил. Старший сынуля, как и полагается каноническому злодею, безволен и слаб духом, ибо легко, лишь печально вздыхая и жалуясь, позволяет вертеть собою тестю и жене. Хотя после смерти отца это не помешало ему аж целых два года отправить Валахией.
в) Влад, в перспективе - Дракул. Вот эта морда была для меня едой, как "Вконтакте" для тролля, я ведь редкостный любитель этой ветви бессарабского семейства. Исторически нам дан человек недюжинной силы, чернявый, смуглый, с длинным носом и зелёными глазами (таки доминантные гены...) 1390 ориентировочно года рождения. А главное действие фильма происходит в 1420-е, точнее, в 1418 году, то есть, ему двадцать восемь или около того. Последнему пункту актёр действительно отвечает, ему и вправду было в районе тридцати. Мужчинка жутко кучерявый, прямо-таки физик-ядерщик после неудачного опыта, тёмно-русый близко к каштановому, смугловатый, с тёмными глазами, скорее всего карими или чёрными, с носом самой обычной длины (даже с маленькой "картошечкой") - на возрасте сходство заканчивается, лицо типично европеоидное, близкое к славянскому. Роста среднего, размахом плеч отличается разве что благодаря красно-чёрному кожаному жупану с рукавами-гармошкой, обладающему одной интересной приметой. Что "Романиафилм" активно разбазаривает свой реквизит, я поняла, ещё когда Шинигами привезла с Брана фотографию подлинной одежды Дракулы, ибо подлинная она смотря с какой стороны на это посмотреть - князь Влад её действительно одевал, году эдак в 1979, вопрос лишь в том, что господарь киношный, а реально харизматическую личность, носившую тот костюмчик, зовут Стефаном Силяну... Так вот, когда я увидела Влада-будущего-Дракула, то издала тройное "гы": кто тут видел американский фильм о вреде венгерского самогона, валашского вина и карпатской травы при употреблении на ночь в компании румынского реконструктора, кратко именуемый "Влад"? В начале морально жестокого бреда нам даётся "историческая" ссылка на момент, когда Влада Дракула и его сына Мирчу закапывают заживо (маразм-маразм-маразм, сгинь, дух нечистый американский из кинолент о Европе) - первый радостно спрыгивает в могилу в том самом жупане, красно-чёрном, кожаном, с рукавами-гармошкой и медальоном, который малофинансируемый режиссёр использовал в качестве главного артефакта фильма... Мне только одно интересно - почему для "Dark Prince: бла-бла-бла" ничего из фондов "Романиафилма" не спёрли? Историчней бы вышло, к конце концов... Влад по ходу действия периодически возникал на первом плане, всё остальное время относительно мирно шуруясь на почти втором - предстаёт человеком горячего, импульсивного характера, верным служению своему отцу: когда его сынуля сбегает, он чуть не порешает стражника через отсечение головы, узнав о заговоре, кидается в ноги Мирче-воеводе с просьбой наказать старшего брата самому.
г) Ирина. Ну средневековая женщина, к тому же мать - особа нервная, сразу павшая в панику и в ноги к свёкру, когда Владик пропал. Впрочем, провожать господаря к границе вышла уже в полной экипировке и с собранными пергидрольными волосами, такая серьёзная и хладно-спокойная, что говорит об умении сдерживаться. Единственная странная, знакомая ещё по "Анджелике-бла-бла-бла" деталь - косметика, которую не могли себе позволить средневековые дамы. Тени, тонко подведённые глаза, помада - я понимаю, что на съёмочной площадке, увы, без грима нельзя, в свете прожекторов лица необходимо выделять даже мужчинам.
д) Владик. Этот пацан меня откровенно радует, с Мирчей Старом в этом фильме они на одном уровне моего обожания. Мальчишке лет десять-двенадцать, он хулиганист словно барабашка, любопытен аки енот, нагл со всей широтой детской непосредственности и что хорошо при всех вышеописанных качествах - очень шустрый. Смотался от предателей на раз-два, прямо из окна в Дунай выпрыгнул. Лазил по потайным уголкам замка и голым деревянным балкам без страховки в ночной рубашке на высоте этажей двух, не меньше, всё утро - заговоры разгадывал, ага. И отвешенный отцом трескучий подзатыльник за неуважительное обращение к деду совсем не помешал дитёнку, когда господарь милостиво разрешил сказать, чего он хочет за так вовремя доставленные возможности и сведения, с радостной хитрой улыбкой указать на вороного коня князя Мирчи. Чудесный ребёнок, не находите? Вот господарь Мирча считает именно так - Владик ему очень дорог, на неприличное предложение Мухаммеда Первого отдать в заложники долгой дружбы хулиганистого внучка князь весьма однозначно резко развернулся и пошёл в валашский лагерь, прервав переговоры. Единственное, что меня в нём волнует - это вообще кто в истории Румынии?... Но к разбору фактов перейдём попозже, и одному, непосредственно указующему на, с точки зрения истории, абсолютно нелогичный ответ эпизоду
е) Валашская организованная преступность и массовка политической жизни по совместительству - бояре. Удоба и Леркыу - Бобчинский и Добчинский, всегда и везде парой ходят. И всего два этих имени, точнее, фамилии, причём имени типичных, без всяких там "-шти" и "-ску", из которых одно, Удоба, явного славянского происхождения, и вообще наводи на мысли о том, что оное в лучших традициях наивных детских сказок говорит само за себя - мол, где удобно, там и я. И обоих мужиков посадили на колья. Причём в одежде... но про это - несколько дальше.
3. "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром как йелдырнёт из-за сарая..." (с) Дара Валевски, или переведём стрелки на Османскую империю. Я буду таки продолжать утверждать, что "Vlad Tepes" по сравнению с этим фильмом - спешная любительская постановка румынских реконструкторов на Дракула-фесте (правда, в то время таких безобразий не устраивали, хоть за то Чаушеску спасибо). Там турки такая безликая полностью отрицательная масса во главе с главным злодеем Мехоедом Мухаммедом Фатихом - просто сказка для лиц подросткового возраста уровнем PG-13. Здесь же... люди, уберите от меня 84-90-е минуты фильма! А то я начну жалеть султана Баязида Йелдырыма, вечного соперника господаря Мирчи... Хотя я и так прониклась симпатией к представленному в фильме образу. Да и актёр симпатичный, особенно когда улыбается, чего уж скрывать Х))
а) Здешний султан, на мой взгляд, соответствует человеку, который, не ударившись в панику из-за гибели отца, сразу взял в руки бразды правления чуть не проигравшей битву армией на поле боя, разогнал христианское войско и казнил высокопоставленных пленников прямо на месте (за что и был прозван Молниеносным, "йелдыр" - "молния" по-турецки). А потом, спустя пять лет, пуститься в дальнейшие завоевания, сиречь, на Валахию... Сценаристы придумали для эпичного румынского героя достойного противника, человека чести (на пришедшего вести переговоры господаря не напал, хотя мог) и слова, уверенного в себе и своей мощи настолько, что поклявшегося покормить своего коня с алтаря храма Святого Петра в Риме. И ведь поверишь... Пусть гибель Никопольского крестового похода целиком висит на совести христиан, точнее, полупьяных гордецах-французах, Баязид гнал их до самой Валахии. Европа боялась его как чумы, чуть ли не заранее вопя о скорбной участи, которой её лишил... Тамерлан. Один важный аспект - у Баязида было три сына (старший умный был детина...). Когда папик умер, родственники с радостью бросились друг друга мочить при помощи всех окружающих государств, от полудохлой, но ещё дёргающейся Византии до занятого борьбой с чешскими гуситами Венгерского королевства. Так вот, 84-90е минуты фильма... Поле, усыпанное трупами янычар и конницы... Тимурленк, напоминающий откормившегося в московском метро корейца... раненый на всю голову и обобранный до жилетки и шаровар верный слуга Изедин-бей... три взрослых лба, сыновья... И побитый, окровавленный Баязид, тоже без намёка на доспехи, в клетке, словно дивная птица, устало, тихо, грустно, обречённо наставляющий сыновей: "Слава и победа всего лишь дым...". Это надо видеть. Надо видеть лицо актёра, сумевшего одновременно передать всё разочарование, всю скорбь, весь шок человека, упавшего с самой вышины в подземелья... Тамерлан ещё несколько лет возил султана турецкого, грозу Европы, в клетке как диковинного зверя, пока тот не скончался. Мирча, рассказывая о пленении своего врага, кажется, даже сочувствует ему. Участь ведь и вправду незавидна. Ещё одна ремарка - говоря с Мирчей перед Ровинской битвой, Баязид Йелдырым не бил себя религиозной пяткой в грудь, утверждая, что он несёт с собой лучшую великую веру, что говорит о некоей трезвости ума и расчётливости.
б) Изедин-бей Мне вот интересно, где румыны таких монголоидов набирали в 1980-х годах? Вроде с СССР не дружили, а Узбекистан как раз в его состав входил... Персонаж неоднозначный. Вроде хочется назвать "двухстволкой", но ведь верно служит он именно султанам, а господаря Мирчу скорее сильно уважает, настолько, что вслух и при нём пожалел, что князь "не родился османом". Изедин-бей перед битвой при Ровине похвалился своим господином, после неё, раненый и взятый в плен, просил прощения за свои глупые слова у победившего князя. Он видел, как Мухаммед, впоследствии Первый, плюнул в лицо поверженному отцу. Он служил Мусе Челеби, венгерскому претенденту на султанство, и, по его же словам, активно сотрудничал с Эмерджи-беем. Изедин-бей же, на той грани, когда не поймёшь, то ли помог, то ли просто не помешал, да при учёте того, что ему самому за обман голову снять могли, провёл переодетого простым сотником Мирчу в шатёр султана, этого самого Мухаммеда Первого Челеби, чтобы тот вытащил своего внука. Собственно, он же, Изедин, подобрал чуть не утонувшего Владика, и именно он склонял к предательству отца хулиганистого пацана. Два слова - старый интриган. Хотя и не бессовестный.
в) Султан Мухаммед Первый Челеби Молодой, почему-то безбородый, тщетно пытающийся держать себя в руках мужчина, по-юношески дёрганый, мучающийся кошмарами о воспоминании битвы при Ровине, максималистки дающий обещание уничтожить Мирчу со всей его армией к шайтану (это не цитата), плохо скрывающий злорадную ухмылку при виде крови валашского господаря (тот был ранен ещё одним неизвестно откуда и от кого вылезшим киллером, хотя вероятно - от падре). Не уверенный, в отличие от своего отца, а самоуверенный и самодовольный. Короче, отрицательный до жути - кинжал Мирче в спину не всадил, наверное, только из-за разницы в весовой категории и потому что его жутко боится, в чём сам признался. Ещё и в папу плюнул родного, редиска такая...
г) Муса Челеби Мелькнул в эпизоде с вытаскиванием мелкого поганца Владика. Брат Мухаммеда Первого, тот из султанят, кому помогал по долгу дружбы с Венгрией господарь Мирча. Князя узнал, решил, что его поддержат, и бросился убивать брата. Зарубили в пять сабель. Мирча выстоял, но ушлый Мухаммед понял, кто перед ним. И ложное имя назвал с такой гаденькой ухмылочкой... Турецкие лёгкие доспехи, состоящие в основном из кольчуг и тонких стальных полос, костюмы, ткани, узоры - это один большой аутентичный "вах!". Но как обычно есть вещь, меня смущающая - в шатре султана, куда попал Владик, танцевали наложницы. Все - белокожие блондинки. Ну бледная кожа, положим, была у турок одним из признаков красоты, однако светлые волосы... Вообще-то не уверен, что в поход султан для развлекухи таскал исключительно северных девушек. Честно говоря, в наличии девок в турецком лагере крепко сомневаюсь - это и в шестнадцатом веке была та редкая армия, коя ходила на войну без женщин и алкоголя.
4. Пафосная просвещённая католическая Европа Встреча с цветом рыцарства в "Мирче Старом" ещё более эпизодична, чем тяжбы внука воеводы в "Господаре Владе" с Трансильванией. То есть, в постановке румынских реконструкторов типичные европейские одеяния, причёски и повадки мелькают примерно треть от фильма, включая один из финальных эпизодов с королём Матияшем. Здесь же просвещённым европейцам с императором Священной Римской империи Сигизмундом Люксембургским во главе посвящена, наверное, максимум, если одна пятая и двенадцать непечатных слов от Мирчи Старого. Румынские сценаристы, видимо, с огромной радостью бросились писать гадости о так нежно "любимых" ими венграх, а заодно досталось на самом деле исторически виноватым в провале Никопольского крестового похода французам и на орехи англичанам. Я уже тут говорила, кажется, что под Никополем были совершены две ошибки: - весь цвет рыцарства уселся праздновать недостигнутую победу (нэ кажи гоп, покеда нэ перепрыгнешь). В фильме степень опьянения доказывается тем, что доклад господаря Мирчи о том, что турки выстроили войска на холме, приняли за тост. - доверили наступление молодому, неопытному, к тому же, находящемуся под градусом, зато блатному (Папа Римский одобрил) Жану де Неверу. Причём, Сигизмунд клятвенно обещал это право князю Мирче, и вроде никто не был против, пока не нагнали "по чуть-чуть"... Эпизод, посвящённый классическим средневековым героям, рыцарям сиречь, ограничился представлением Мирче всех собутыльников участников Крестового похода (хотя командиров там на самом деле была уйма от одних Франции с Бургундией) жидовски рыжим, пышущим здоровьем Сигизмундом в зале, где откуда-то взялся современный греческий флаг, показом пехотинцев в "шляпах", пьянкой в шатре и минуты две боя (присмотритесь и увидите в рядах продувших европейцев американский флаг) спустя красивым костерком на месте этого самого шатра. Ну и довольной рожей Баязида.
5. Факты - вещь упрямая. Но сценаристы ещё упёртей... Попробуем действовать дедуктивно, начав с самых обширных странностей фильма. а) Это косяк с роднёй Мирчи Старого. Смотрим: "1383 - 1386 Dan I. 1386 - 1394 Mircea cel B?trБn (Mircea Старший) 1394 - 1397 Vlad I. Uzurpatorul 1397 - 1418 Mircea cel B?trБn (Mircea Старший)..." А по фильму, как было сказано выше, Влад Узурпатор был порешён в 1386 году, а Дан Первый подгаживал братцу всё остальное время. С Данами этими, к слову, одна сплошная проблема - их в хронологии жестоко путают за один пятнадцатый век (Данов Вторых часто получается двое, хотя на самом деле тот, который играл в догонялки с Раду Праснаглавой, и есть второй, а первый - брат Мирчи). Ну перепутали сценаристы. А доктор Константин с весёлой фамилией Украйн в это время покурить вышел. А за румынской ленью сценарий не перечитал. Или был одним из авторов теории...
б) Мелкий хулиганистый спиридуш по имени Владик. Мальчишка очарователен настолько, насколько может быть приятен глазу нормально развивающийся ребёнок мужского полу. Но что ж это такое, и откуда оно взялось? Я знаю только одного сына Дракула по имени Влад, но он родился спустя лет десять как минимум от главного времени действия фильма, в котором Влэдуц говорит одну из короннейших фраз румынской истории: "На кол их!" ("София трэшн тсяпа", пардон за кальку). Эпизод будет относительно знакомым: Когда пока ещё не хладный труп Дана унесли из залы, в оной остались бояре-предатели. Мирча Старый позволил внуку самому решить, что делать с предателями. Влэдуц спросил их имена, сколько у каждого поместий (восемь и одиннадцать), под это дело заставил троекратно восславить дедушку, который им эти земли дал, потом вспомнил про "Дана, предателя" и спросил, как зовётся тот, кто ест и пьёт за одним столом с предателем? Бояре припухли, а пацан, повелительно указав направление, выдал знаменитую фразу... Узнаёте почерк одного прокурора всея Валахии? Вот и я про то же... Когда султан Мухаммед Челеби предлагает разойтись без битвы при условии выдачи ему в заложники кого-нибудь из семьи господаря, как думаете кто вызвался, да ещё и сам?... Правильно, Владик... А всё от того, что у некоторых румынских историков были криворукие няньки и сдобренная ядрёным снотворным каша примерно в те восьмидесятые времена вдруг и внезапно возникла теория, что один "чудесный зеленоглазый мальчик" родился на самом деле в 1405 году. Матерь Божия, тогда столько не жили...
в) Культурная антиномия. Ну это так, мелкое несоответствие, связанное, видимо, с общим бардаком в стране.
Как известно, на кол сажают голышом или как минимум без штанов, ибо заострённой деревяшкой стражнику надо кое-куда прицелиться и ещё попасть, но Удобу и Леркыу прямо в чём были, длиннополых кафтанах и штанах, сапогах растянули на земле и начали методично и аккуратно, особенно не торопясь и наверняка с перекурами, вбивать молотками колья. Интересно, попали, куда надо, или нет? Но при этой очаровательной стеснительности в плане раздевания двух старых мужиков голые тить... пардон, груди танцующей султанской наложницы надо было показывать крупным планом от несильно длинного эпизода аж целую минуту, незаслуженно отправляя самого страдающего кошмарами султана в дальний уголок обзора камеры.
г) Костюмерно-исторический ляп. Дракулу в этой картине вообще досталось. Фильм обрисовывает нам 1418 год, а Влад, которого примут в Орден Дракона в 1431, спустя тринадцать лет, уже загодя облачился в чешуйчатый доспех, пародируя побитую крестом крылатую ящерицу.
6. "Господарь... - Отец... - Не рыдайте, будто вы бабы! Завтра я уже буду в седле..." Смерть часто бывает банальна и всегда непредсказуема. В рунете после фразы "стал данником султана в 1416" биография Мирчи Старого обрывается, потому я не могу оспорить или согласиться с такой трактовкой. Про Штефана чел Маре сочинили байку, будто умер он от давно беспокоившей его раны в ноге. Мирча Старый в фильме имени себя умирает долго. От предательской стрелы. Сейчас бы мы сказали "сепсис". Тогда не знали загадочных слов, и забытая рана от стрелы "убивала" своего обладателя. Вроде Мирча Старый - почти легендарный герой, полководец, вышедший из стольких битв, и даже одной безнадёжной с самого начала, а умер... обидно. Хотя чуть менее обидно, чем Баязид Йелдырым, его антагонист. Я могла бы провести красивую параллель на эпизод, когда Владик не даёт деду умереть спокойно, что, мол, стар и млад всё в этом мире идёт по синусоиде, и мудрая старость сменяется горячей молодостью... "Он не человек! Он дьявол!" - бормочет дезинформированный султан, боящийся господаря Мирчу как огня. "Ты - грядущее, я - прошлое", - говорит Мирча Старый своему внуку. - "Я оставил тебе тебе величайшее наследие..." ..."Я знаю одно: ты никогда не умрёшь!" Я вот думаю всё насчёт Владика этого - быть может, дело не в ошибочной теории, а в самой передаче этого самого наследия?... Что ж, если оно так, то Владу Дракуле сильно досталось от деда при встрече...