Валевич Георгий Владимирович : другие произведения.

Побег попаданца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Читая фентезийные и фантастические произведения, часто сталкиваюсь с темой путешествий, и транспорта вообще, в эпоху средневековья и античности. Многие авторы, привыкшие к современным скоростям, не задумываются о том, что такое путешествие, хоть по морю, хоть по суше, в прошлые века. Особенно часто ляпы случаются тогда, когда скорость перемещения является критически важной для выживания ГГ, а автору не лень доставать рояль из кустов, или он просто добросовестный врунишка...

  Побег попаданца
  
  Читая фентезийные и фантастические произведения и опусы (да, да! я их различаю, хотя, формально, опус - тоже произведение) часто сталкиваюсь с темой передвижения и транспорта в эпоху средневековья и античности. Многие, привыкшие к современным скоростям авторы не задумываются о том, что такое путешествие, хоть по морю, хоть по суше, в прошлые века. Особенно часто ляпы случаются тогда, когда скорость перемещения является критически важной для выживания ГГ, а автору не лень доставать рояль из кустов, или он просто добросовестный... Попаданец в каменный век Итак, все уже поняли, что сегодня обсуждаем путешествия в условиях каменного века. Палеолит. Ножками камрад, только и исключительно ножками путешестуем по суше. А если повезло и попал в верхний палеолит, то уже могут быть плоты, лодки-долбленки, первые опыты по одомашниванию копытных. Эльфа на лосяре в Хоббите видал? А остальные у него за спиной - пешочком. Вот он точно-точно варвар родом из палеолита, и возраст подходящий... Самая крутая тачка в тот период это волокуша, она же бабушка саней. Ну, нету колеса у тачки - так вот, без колеса и тащи. А собачки есть, примерно с 40 тысячелетия д.н.э., впрочем их, как и копытных могли одомашнивать несколько раз, так что прогрессируй собачью упряжку и будет тебе счазьтье. За пределами равнин, саванны, степей, тундро-степей активное перемещение возможно только по водным артериям. Всякий экстрим с джунгями и пустынями - ближе к концу рассмотрим. Крупные хищники движутся вслед за стадами, аналогично и стайные хищники вроде негров-кроманьонцев. А вы что думали? По последним данным генетической разведки неадартальцы и кроманьонцы - один вид, но разные расы. Типа чернокожих стройных эльфов против бледнолицых орков. Впрочем, ксенофобией, нацизмом, каннибализмом и геноцидом ни разу не брезговали обе стороны, дикари-с. Однако профессионального воинского оружия ни у тех ни у других тогда не было, ни щитов, ни доспехов, только охотничье оружие, ну, дикари-с. Дикий лес (тогдашней средней полосы, которая лежала в широтах ЮГА Средиземноморья или Северной Австраллии, это если с другого угла глобуса), очевидно не парк. Если идти примерно в нужном направлении, а в лесу напрямки никогда не пройдешь, то тут такой расклад. Для тренированного лесовика 40 км очень хороший результат, для злого, голодного туриста 30 км за световой день тоже неплохо. Спортсмен-разрядник вечер встретить может км в 20 от точки утреннего старта. Почему? Потому что приходится петлять, многократно пригибаться, перешагивать препятствия (стволы, кочки, ямы, если заболоченная почва, то еще и грязь месить) и совершать другую акробатику. Для тех кто в танке - поваленные стволы ВСЕГДА нужно перешагивать или обходить! Ибо обувь засоряемэ, живность покусаемэ, нога поломаемэ и ОБЖ с МЧС на вас нету... Помогают ли звериные тропы идти по дикому лесу? С одной стороны да, помогают, но вот кому? Напоминаю, мегафауна в самом расцвете. Какай такой пещерный медведь? окститесь тетенька, вам простого благородного оленя или лося (ТОГДАШНИХ, под тонну весом) хватит как бы не выше уровня земли, ибо идущее по СВОЕЙ тропе стадо вас утопчет под землю. Еще хуже если привяжутся гиены. Тогдашние гиены волками просто закусывали, мегафауна, да. Саблезубые кошечки на такую мелочь как человек практически не обращали внимания. При весе под полторы-две тонны (десять современных тигр) они кушали медведёфф там всяких и прочую живность такого же калибра. Мамонт? Мамонт все же степной обитатель, тундро-степной, в лесу его повстречать - это сколько же мамонту налить-то надо? Не... лучше мы столько всей экспедицией неделю будем употреблять и вот тогда да! и розовые мамонты, и бабочки в летнем камуфляже... Так, отвлекся. В общем пешком по лесу это долго, и мучительно вкусно для лесных хищников. Так что, быстренько вяжем плот и на середину речки. И да, девушка с веслом в этом случае не памятник, а необходимый элемент пейзажа! То есть экипажа! Пустыни. Если песчанные - то вспоминает к/ф 'Белое солнце пустыни' и грустим без чайника. Перемещаемся в утренние и вечерние часы, если ночь светлая, то можно и ночью. По песчаной пустыне с сыпучим песком, несмотря на отсутствие деревьев вы пройдете МЕНЬШЕ чем даже по лесу. Потому как пустыня пустыней, а всякой ядовитой живности там, ведущей кстати преимущественно сумеречный образ жизни - полно и под ноги нужно смотреть очень внимательно. В случае если пустыня каменная, а большинство пустынь именно каменные, становится совсем грустно. В условиях скверного освещения любая тень от крупного камня - потенциальная травма! Так что топать только на зорьках. Как пережить градусов 50-60 С на дневке описывать не буду, так как это уже нетранспортная, а кулинарная проблема. В том смысле, что свариться можно запросто. Джунгли. В смысле перемещения это полный атас. Вот тут реально двигаться ТОЛЬКО по речкам речушкам. Стена джунглей - это не преувеличение ни разу. Расстояние между стволами - в ладонь-две и всё оплетено всякими вьющимися паразитами, да еще подлесок, да еще летающие и ползающие, плавающие паразиты... По джунглям, имея качественное СТАЛЬНОЕ мачете и возможность его регулярно править реально пройти за день 2-3 км. Это если малой группой человека 3-4 : 'один, слышишь? рубит, а я отхожу (от рубилова)'. Для палеолита вундервафля это каменный нож с обушком, это для позднего палеолита. Все племена живущие в джунглях поменьше современных европейцев, так как крупные камрады по джунглям не пролазят! Мезолит. УРА! Я видел колесо! Это такое круглое полено в середину которого воткнута круглая палка и уже на эту палку опирается... да! самая крутая тачка в мире!!! А раз есть крутые тачки, на которых можно много увезни, то появляются и крутые перцы, профессионально занимающиеся отъемом ценностей у населения. Не держитесь за кошелек - снимут вместе с головой, так как цивилизованные дикари-с, уже со щитом и копьем... на реках появляются каркасные лодки. В зависимости от имеющихся материалов кроют их всем чем придется от моржовых шкур, до коры. Всякие катамараны и прочие плавсредства с парусом это уже ближе к концу эпохи. Кстати, первые суда класса река-море именно такие. Ну, не знали пацаны, что это не озеро такое соленое, а вовсе даже открытое море... Мегалофауне повсеместно в это время приходит кирдык, думаю объяснять почему не надо? Просто расплодившимся после отступления ледника облезлым обезьянкам кушать хотцца. Появляются вполне привычные нам кочевые племена одомашнившие овечек, лошадок, верблюдиков, осликов, и да, лосей! В зависимости от климатической зоны, разумеется. С другой стороны выделяются многочисленные! Оседлые поселения земледельцев с тачками! Ну, и водопроводом типа канава. Академгородок в этом отношении - передовик цивилизации. Неолит. Вундервафля неолита - неолитический каменный топор. Композитная (!!!) фигня из склеенных клеем микролитов (каменных отщепов). В смысле транспорта очень пользительная вещь для отправки супостата в мир иной. Поговаривают, что на этот период приходятся первые попытки изобретения косого паруса, палубных гребных лайнеров морского тоннажа и первых кругоафриканских путешествий. Врут наверное, но какая же фантастика без вранья? Имеется вполне привычныйгужевой транспорт с приводом от волов, мулов , лошаков, ослов и прочего. Крупноколесные повозки. Вообще самое ценное в телеге это колеса, ибо ех.. технны... втюхнология! Вот! Ну и дороги появляются, с покрытием. Часто находят на островах в Средиземноморье, на материке очень редко. Для справки: Каменный век это бОльшая часть доисторического периода существования человека, да и вообще времени существования рода HOMO. Доисторическими давайте будем считать те времена о которых не сохранилось подробных письменных (исторических) источников. Это каменный век (палеолит 2-3 млн. до 12 тыс. лет д.н.э, мезолит 12-5 тыс. лет д.н.э, неолит 5-3 тыс. лет д.н.э. иногда выделяют еще энеолит 3-2 тыс. лет д.н.э это когда все смешалось в Доме Обломовых т.е. Северной Африке, как очаге цивилизации (одном из) Бронзовый век от 3500 лет до 1100 лет до н. э. и начало Железного века 1100 д.н.э. дальше уже Античность идет с Гильгамешем, Одиссеем, аргонавтами и прочим Гомером. Игипит не трогать! Там ваще Академгородок уже построили, семь тыщ лет как с неконгруэнтной киской и дофига лет как с пирамидками разной конфигурации! Попаданец в условия средневековья, основной транспорт лошадь
  Итак, у нас есть попаданец (ГГ) в плену, получивший возможность побега. Сам он пешком и с минимумом снаряжения, а за ним будет погоня, скажем, на обычных таких лошадках. Начальное положение - степная территория (ну не лазают нормальные лошади по горам, там лучше ослики, на экзотический фэнтезийный мир - сойдут боевые саблезубые косули(с).
  На короткой дистанции (до1 км) по ровной местности без природных или искусственных преград от лошади человеку убежать не реально. Аналогично, для средних и длинных дистанций до 15км (предполагаем, что в погоне не полные тупицы и след так просто не теряют). А вот дальше могут быть нюансы.
  Первое, дистанция более 60 км это уже серьезно, можно встретить местность непроходимую для погони (реки, горы, охрана госграницы в виде дракона/тролля/гоблина/таракана/ или ва-аще каюк: майора-таможенника).
  За какой срок сколько километров пути (S км) по равнине может преодолеть человек? Рекордсмены суточного бега (налегке) - более 200км(мировой рекорд 277км). Мастер спорта/спецназовец/ОЯШ(мифич. - обыкновенная японская школьница)/бэтмен с похмелья (реал. -вымирающ. вид), порядка 150-200 км. Хорошо тренированный любитель здорового образа жизни (реал. -не вымир. вид) - 100-150км. Все другие категории, кто бегает хуже, сидите на попе ровно и не дергайтесь: "А в тюрьме сейчас ужин - макароны"(с). А что же 50-60км? Это минимальная дистанция которую нужно преодолеть. Часов за 12 для самого хилого попаданца-побегуна. После такого супермарафонского забега в лучшем случае необходимо 2-3 суток на частичное восстановление (чтобы пропала мышечная боль и микротравмы) и 10-14 дней на полное. Многодневный поход при наличии воды и сухпая - тогда дели все дистанции попалам: Sпут=S/2.
  Второе касается веса снаряжения (m). Если попаданец не спецназовец, то m>30кг, а реально m менее 15кг. Вес сухпайка - самый минимум 0,5 кг на сутки. Реально надо 1 кг (примерно 4тыс. килокалорий). Вода 2-3 л сутки. Зимой можно рассчитывать на лед и снег. Летом в степи - фигушки, максимум собрать 0,2-0,4 л росы, при наличии емкости для сбора и поверхности для ее собирания - одежды, например (воня-я-ять будет...), при затратах времени - около часа. Пить воду прямо из речки - это только в Сибири, ну или Канаде... в Антарктиде говорят, тоже вода чистая, но нам туда не надо... или при наличии обеззараживающих таблеток и, хотя бы, самого завалящего фильтра (майка сгодится).
  Расстояние, которое можно преодолеть при наличии снаряжения. Определяем просто: для 12 ч Sпут=S-m, для суток и многодневки Sпут=S-m*1,5 и Sпут=S/2-m*1,5 соответственно.
  А что же лошадки? Первое. Вот это - на четырех копытах, странной расцветки, пахнет/воняет, всхрапывает и "косИт лиловым глазом"(с) - оно не человек. Сразу оговорюсь, что я имею ввиду ту самую, пресловутую лошадь "высотой, длинной и шириной в 1м, и весом 1 кг, которая выдает мощность 735Вт в час(с)". Лошадь, по сравнению с человеком, может нести много m=(всадник 70 кг + 80-130 кг груза) и довольно быстро, но ей нужно много времени на восстановление и банально - поесть. Кормить одним зерном (0,5-1 ч. на кормежку в сутки) - нельзя, ибо помре от несварения. Выпас по 4ч в день это самый минимум, по хорошему 6-8 часов только на кормежку (а погоня то "в поле"). Жрет эта зараза 10-15кг/сут. и еще просит. Для лошади Sпут=S-m*0.1
  По нормативным документам Красной армии, суточный марш конницы: нормальный (с двумя дневками в неделю) S=50-60км. Форсированный марш (с обязательным последующим суточным отдыхом) 85-100км. Двухсуточный марш с последующим отдыхом 3-4 дня это 120-160км за двое суток, где 40-60км это второй марш после предыдущего суточного форсированного марша. Чуть больше - лошадка помре. Снаряжение: оружие, еда, вода и фураж для лошадей на двое суток. Полагаем, что догонять нас будут форсированно. Галопом (около 35-45км/ч), лошадь может двигаться 15-20 минут, т.е максимум 15 км. после чего её нужно ставить на подзарядку на 1-2 ч. (повторяюсь, речь идет о лошадях моделей 1920-1940х годов произведенных без применения ГМО, из экологически чистых продуктов. Более ранние модели имели ТТХ похуже).
   Таким образом, отважно убегающий ГГ должен первые 15 км преодолеть максимально быстро. За первые 12 часов "намотать на пяточный спидометр"(с) не менее 60 км. Почему именно 60км? потому, что на планете Земля практически нет проходимых для человека территорий, где не встречаются обширные препятствия для лошади непроходимые при движении в произвольном направлении на 60 км. Пусть будет самое страшное - естественных препятствий так и не обнаружено, тогда надо за сутки не менее 100км. За двое суток не менее 120-140 км. При многодневном марше не менее, чем по 30-40км за день, после 140км за два дня. Возникает вопрос, а зачем же тогда лошади погоне? Ответ прост - на дистанции до 40-60км у лошади серьезное преимущество в скорости, эту суточную норму она преодолевает обычный марш за 5-6 часов, форсированный за 5-8ч, остальное время - см. выше. Средняя скорость движения для СУТОЧНОГО марша всадника максимум 8-10 км/ч собственно на марше. Таким образом, возникает вопрос, какую фору по времени и/или по дистанции, нужно иметь пешкоудиральному смельчаку ГГ чтобы успешно обрести свободу?
  Приведу собственный опыт выжЫвальщеского туризма с хронометражем движения по дистанции.
  В 2011 году, 27 февраля, попробовал преодолеть дистанцию Ачинск-Красноярск (Красноярский край). Дистанция 172 км.
  Задачи которые тогда ставил перед собой:
  1.Оценить максимальное расстояние которое могу преодолеть пешком за сутки.
  2. Преодолеть дистанцию полностью
  3. Преодолеть дистанцию менее чем за 24 ч.
  Условия: Сильно холмистая местность - водораздел рек Обь и Енисей. Тайга смешанная, с обширными вырубками. Большое количество рек, ручьев, окультуренных родников. Твердое шоссе (трасса М53 она же р-255) +снежное покрытие 2-3см, глубина снежного покрытия в лесу около 1-1,2м. высота старта 250м над уровнем моря, финиша 300м, максимальная высота по трассе 450м. суточная температура от 0 до -30С (у нас в Сибири такая вот погода). Снаряжение - обывательская зимняя одежда по принципу "луковицы" (т.е. можно при необходимости: снять поддетую под основную шапку вязанную шапочку, пуховик, сменить один или второй свитер или поддетые штаны, носки и т.д.), обычные рабочие зимние ботинки (не спортивные). Нож, 2 зажигалки и спички, "сухой спирт" в цельной упаковке, сотовый с громким будильником (попаданец же), войлочное одеяло+целофановая пленка1,5 на 3 м,+2 коробочных картонки примерно 1 на 1,5м, 2кг сублимированной ветчины в вакумной упаковке. 0,8кг хлеба, 0,8л жестяная фляга с водой на пояс, 2,5 л бутылка пива в ПВХ бутылке (ну, я ж почти бэтмен) Рюкзак по типу школьного - как раз на 7,5 кг снаряжения. Общий вес всего около 12 кг.
  Хронометраж (по памяти, на телефон частенько поглядывал):
  Старт: 0км. 10.00 по местному времени
  д.Малиновка 7км +0.40=10.40 (с затяжным подъемом)
  д.Тарутино 27км +1.50=12.30 (самый ровный участок трассы)
  п.Новочернореченский 47 км. +3.00=15.30 (а дальше все по холмам)
  пересечение шоссе с железной дорогой 62 км. +4.30=20.00
  поворот на д.Козулька 77км. +2.00=22.00
  первая стоянка (она же последняя) с подготовкой снежного убежища, костра, ужином и сном 92 км 23.30(00.30?)-03.00. кончились собранные дрова и ударил сильный мороз до -25 градусов. Собрал одеяло и пленку, пустую бутылку ПВХ взял с собой, картонки и остатки упаковки сжег в костре. Осталась полная фляга с водой и бутерброд из ветчины и хлеба. Теперь общий вес снаряжения с одеждой около 8 кг. (вещи частично промокли и не все успели просохнуть у костра).
   поворот на Зеледеево 107 км +2.00=05.30
  Финиш: Д.Малый Кемчуг 120км +2.30=08.00. Причина: усиление мороза и потертости "в шагу". "ну, не шмогла я, не шмогла..."(с)
  Всего за 22 часа около 120км. Проголосовал стоя на автобусной остановке, доехал до Красноярска автостопом.
  Режим движения. Первые два этапа только бегом 27 км. Далее до привала: 5 мин бегом, 5-9 шагом, 1 минута на присесть отдохнуть, Раз в час отдых 5 минут на попить. Раз в 3 часа отдых 15 минут на попить/поесть. После ночевки - шагом с редким переходами на бег для согревания, с соблюдением прежнего режима отдыха.
  Итоги: выполнена только первая задача. Легкое обморожение кончиков пальцев на руках и ногах (почернения около 2-5 мм в диаметре, зажили за 2 недели). Потертости "в шагу" зажили за 2-3 дня. 1 день "лежал пластом". На второй день уже нормально ходил и работал по дому, на 3 восстановился практически полностью.
  Летом того же года в спортивном костюме и кроссовках с тем же снаряжением т.е стартовый вес снаряжения с одеждой около 8кг., преодолел всю дистанцию 172км за 25ч 50мин (ночной отдых меньше, около 1ч 30 мин). На следующий день на утренней пробежке бегом получилось только 12 км. Без травм. За 24ч получилось преодолеть только 166км.
  Первые 15 км необходимо пробежать как можно быстрее. Если не слышно погони можно потихоньку напевать "Нас не догонят!"(с). Как видно из хронометража, отметка в 62 км преодолена только за 10 часов, а 107км за 19,5ч. 120км (минимальное значение для двухсуточного форсированного марша конницы) за 22 ч. Таким образом, для "бэтмена с похмелья", минимальную фору по времени, чтобы уйти от конной погони можно принять в 14-7=7ч. Т.е. через час после ужина - фьють, плюс знать куда двигаться, чтобы отлежаться, тогда есть шансы... Либо, на вторые сутки сжать зубы и бегом/шагом/ползком в припрыжку "сделать" еще 60-70км чтобы уйти в отрыв.
  Спасибо всем! Здоровья, хороших книг написать и прочитать.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"