Ван И Ди : другие произведения.

Как создать фантастический мир

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Оговорюсь сразу - статья не моя, и перевод тоже сделан не мной. Автор статьи - Stephanie Bryant Переводчик - Avilar Страничка переводчика на СИ: http://samlib.ru/m/medwedew_dmitrij_wladimirowich Сама статья выложена тут - http://avilar.blogspot.com/2011/07/30-days-of-worldbuilding-by-stephanie.html Мне она показалась весьма интересной.

  30 дней создания мира
  
   Оговорюсь сразу - статья не моя, и перевод тоже сделан не мной.
   Автор статьи - Stephanie Bryant
   Переводчик - Avilar
  
   Страничка переводчика на СИ: http://samlib.ru/m/medwedew_dmitrij_wladimirowich
   Сама статья выложена тут - http://avilar.blogspot.com/2011/07/30-days-of-worldbuilding-by-stephanie.html
   Мне она показалась весьма интересной.
  
  Текст:
  
  
   Интересное интернет-пособие, посвященное тематике, которую я с недавних пор подробно рассматриваю в своем блоге - ворлдбилдингу. Суть в том, чтобы создать свой фэнтези-мир, уделяя ему 15 минут в день на протяжении месяца.
   Само собой, название и подход выбраны в рекламных целях, и не все уроки можно назвать содержательными и "профессиональными", но упражнения в каждом из этих уроков заслуживают внимание. Это действительно быстрые, динамичные, не требующие особых усилий действия, которые служат, как мне кажется, трем целям: 1) стимулирование творческих способностей и желания творить; 2) развитие воображения; 3) чувство концепции вашего будущего мира. С этой точки зрения это бесценные упражнения. Шаг за шагом. Здесь я кратко расскажу о каждом из них.
   Права на текст принадлежат автору, при цитировании данного материала ссылка на источник и на переводчика обязательна.
  
   Упражнение 1. Климат.
   Откройте большой подробный атлас или зайдите на международные географические сайты, например, National Geographic.
   Посмотрите карты основных частей света и географических областей. Антарктида. Саудовская Аравия.Тропические леса Бразилии. Тропические леса Центральной Калифорнии. Посмотрите, каков на этих территориях климат, оцените температуры зимой и летом и т.д.
   Уделите 15 минут, чтобы записать все климатические условия, которые вы увидели или о которых успели подумать, глядя на карты, - если вам проще написать название города, сделайте это. Иногда "Сиэтл" больше ассоциируется с нужным климатом, чем фраза "северный влажный умеренный климат". Составьте список всех возможных типов и видов климата и погоды.
   Используйте также эпитеты и существительные, чтобы дать характеристику каждому пункту, будто вы сами побывали там.
   Сохраните этот список в вашем блокноте. Держите его под рукой, он может вам пригодиться.
  
   Упражнение 2. Физика планеты.
   Какую роль вы отведете погоде в вашем мире? У вас задумано много путешествий, и вы готовы осложнить их героям при помощи бурь и наводнений? Вам не нужно сейчас знать все это в деталях. Ваша задача проще - записать десять сюжетных установок, которые связаны с погодой, и как они повлияют на ход вашей истории или на развитие персонажей.
  
   Упражнение 3. Настроение мира и сеттинга.
   Прочтите список из упражнения N1, а затем возьмите чистый лист бумаги. Закройте глаза и подумайте о том, какие чувства вы хотели бы испытать, когда вы пишете или читаете свою историю. Запишите четыре слова, которые способны описать это чувство: два прилагательных, глагол, и существительное. Теперь вернитесь на страницу со списком климатических условий, перепрочтите эпитеты, которыми вы их снабжали. Что-то совпадает? Если это так, у вас есть основополагающий климат, который мог бы передать все желаемое настроение читателю. Если нет, попробуйте найти родственные или синонимичные слова.
   Если вы потратили 10 минут и не смогли определиться, выберите два климата, которые выражают ваше настроение от сеттинга.
  
   Упражнение 4. Катастрофы и катаклизмы, их роль в истории мира.
   В течение 15 минут запишите некоторые из географических особенностей реальной земли. Запишите, какие "шрамы" может получить ваш мир, какие хребты образовались в ходе катаклизмов и т.д.
  
   Упражнение 5. Карта.
   Упражнение заключается в том, чтобы нарисовать физических контуры вашей карты, а затем определить по крайней мере три места, пригодных для жизни ваших людей и нелюдских рас. Вам не нужны названия для них на данном этапе - мы будем беспокоиться об именах на следующей неделе, когда мы будем думать о языках наших народов. Просто нарисуйте точку на карте или, может быть, символическое изображение "домик", предупреждающее о том, что здесь поселились народы.
  
   Упражнение 6. Расы.
   Потратьте 10 минут и выясните, как будут выглядеть люди и нечеловеческие расы, которые развивались в разных частях вашего мира. Затем посвятите еще 5 минут и посвятите вопросу взаимоотношений между ними (войны, союзы, торговли).
  
   Упражнение 7. История.
   Проведите 15 минут, излагая основные исторические события минимум последних 100 лет перед началом вашего романа.
   Включите в ваш график:
   Даты перехода власти в государствах (через перевороты, смерть монарха, революции, выборы и т.д.), и был ли переход гладким, если нет - какие последствия возымел.
  
   Даты, когда уменьшился или увеличился объем природных ресурсов и урожая, к чему это приводило.
  
   Даты сверхъестественных, магических событий, или событий, обусловленных технологией.
  
   Каждый из этих факторов оказывает влияние на историю цивилизаций. События могут быть взаимосвязаны.
  
   Дата истории вашего повествования, возможно, даты рождения персонажей вашей истории.
  
   Если у вас политически-ориентированный сюжет, то вам потребуется углубить хронологию дальше, чем на 100 лет.
  
   Упражнение 8. Экономика и политика.
   Так же, как вы создали график для событий и влияний, теперь рассмотрим вашу карту на предмет ресурсов и их дефицита. В течение нескольких минут сделайте несколько пометок на карте, отмечая места, которые имеют более одного типа ресурсов, и запишите, где наблюдается острый дефицит тех или иных ресурсов. Возможно, в соответствии с этим придется подкорректировать хронологию из прошлого упражнения.
  
   Упражнение 9. Язык.
   Слушайте, как различные слоги звучат для вас, что вы при этом испытываете. Запишите некоторые общие сравнения - "Я хочу создать язык эльфов, звучащий как вода, и язык гномов, звучащий как удары молота по наковальне". Запишите звуки, которые вы слышите, сидя у природного источника или подставляя руку под струю воды из крана. Эти звуки можно сделать "корнями" вашего языка эльфов, и т.п.
   Бонусное упражнение:
   Если вы хотите, чтобы язык играл важную роль в вашей истории, посетите страницу упражнения наименования и решите, что делать с именами ваших персонажей и географических мест. не забудьте отметить последние на своей карте.
  
   Упражнение 10. Настроение, связанное с цивилизациями.
   Какие эмоции у вас вызывают те или иные цивилизации? Какие культурные особенности они имеют? Какие эмоции и сравнения вызывают у вас их языки (см. прошлое упражнение)? Подумайте над этим и запишите возможные тезисы.
  
   Упражнение 11. Фокусировка на главном.
   Это упражнение состоит из блоков, которые мы уже рассмотрели и пришло время рассмотреть их в единстве и отредактировать вновь.
  
   История:
   Создайте хронологию более подробную, чем вы писали (можно расширить ее, например, от 100 до 500 лет). Можете затронуть жизнь вашего героя.
  
   Экономика / Политика:
   Сделайте описание каждого крупного политического образования (церкви, правительства, царства, фракции, торгового объединения, гильдии и т.д.) и назовите их сейчас, чтобы вы могли обратиться к ним по мере необходимости в дальнейшем.
  
   Названия и язык:
   Напишитесать краткий глоссарий или лексикон некоторых общих и важных слов. Запишите перечень географических названий и пять имена персонажей, которые можно использовать, когда вы будете нуждаться в них. Если вы хотите, используйте дополнительное время и заполните вашу карту соответствующими названиями прямосейчас.
  
   Упражнение 12. Что, если?...
   Если вы еще не знаете, в каком жанре собрались писать - научная фантастика, фэнтези, ужасы и т.д. - сейчас лучше определитесь (если смесь жанров, вам предстоит обдумать грани и признаки каждого из них в приложении к вашей истории).
   Запишите отрывки или зарисуйте некоторые сцены, которые вы уже знаете из вашей будущей истории. Некоторые из них могут быть уже заранее определены вами.
  
   Затем задайте себе трудные вопросы. "Что... если...?" Что делать, если люди на расстоянии не могут общаться друг с другом мгновенно, у них нет ни телепортов, ни других магических или научных способов быстрой связи? Стоит ли вводить такие средства? Какие?
  
   Думайте о деталях, о жизни своих персонажей. Может что-то должно действовать не так, как в нашем мире, а с точностью до наоборот?
   Обсуждайте свои ответы на вопросы "что... если..." с другими, может, в беседе родятся новые идеи, а вам помогут увидеть ошибки, которые вы самостоятельно не могли увидеть.
  
   Упражнение 13. Сюжетные зацепки.
   Если у вас есть некоторое представление о сюжете, то рассмотрите карту и запишите минимум десять ключевых, интересных событий, которые будут развивать ваш сюжет от начала и до конца. Дайте простор фантазии, может, в первоначальном варианте пора что-то изменить?
   Их не обязательно использовать все в романе, но если вы поймете, что произведение зашло в тупик, вы можете воспользоваться такими "зацепками".
  
   Упражнение 14. Образование.
   Ваши персонажи, и вообще жители вашего мира, нуждаются в образовании и изучении окружающей среды и общества.
   Существует ли отлаженная система образования в ваших странах и поселениях?
   Чему учатся люди с младых ногтей в этом мире?
   Существуют ли школы или университеты? Или только частные уроки?
   Какой уровень грамотности в странах вашего мира в целом?
   Ответьте на эти вопросы.
  
   Упражнение 15. Отдохните.
   (день 15 занятий не имеет упражнений, он посвящен ссылкам на зарубежные веб-ресурсы, связанные с писательством и worldbuilding'ом, так что - отдохните :) - прим.пер.).
  
   Упражнение 16. Специальные ограничения.
   Чем ограничена магия в вашем мире? Какую цену придется платить за ее использование? Это зависит от создаваемой вами магической системы, видения ее.
   Могут ли вампиры в вашем произведении выходить на улицу в дневное время суток? Все эти детали магического и технологического толка нужно продумать тщательно. Хотя бы те, что будут непосредственно использоваться в произведении.
  
   Упражнение 17. Настроение фантастических элементов.
   Прочтите еще раз список эмоций, которые должен вызывать при чтении книги ваш мир у читателя.
   Прочтите еще раз особенности ваших магических и технологических систем.
   Вам необходимо увязать их с ожидаемым и нужным настроением. Возможно, для этого стандартную "Магию" даже придется переименовать. Действуйте, думайте, экспериментируйте.
  
   Упражнение 18. Фантастические элементы. Взаимодействие с обществом.
   Вспомните результаты небольшого упражнения N10.
   Как вы охарактеризуете существующие в вашем мире общества и страны? И как их будет характеризовать доступная им магия или технология? Поддержат ли это ваши герои?
   Как это отразится на истории?
  
   Упражнение 19. Проработка персонажа. Возвращение к "Что, если..."
   Вам необходимо проработать своих героев, чтобы они выглядели реалистичными. Простого описания недостаточно, как и сухих фактов. Попробуйте поместить их в разные ситуации, используя конструкцию вопросов "что... если". Это легко и вдохновляюще.
   - Что сказал бы незнакомец, если бы пообщался 5 минут с героем?
   - Что будет делать герой, если узнает, что его родители - приемные?
   - Что делать, если герой встречается с кем-то, в существование кого поверить не в состоянии?
   - Что делать, если герой на самом деле не тот, кто он думает?
  
   Это поможет вам и в сюжете, и в проработке характеров.
  
   Упражнение 20. Еще раз о сюжетных зацепках и конфликте.
   Вы уже придумали, в чем будет заключаться основной конфликт? В обычном противостоянии героя каким-то плохим парням? А может в противостоянии природе, богам, режиму?
   Если нет, вернитесь к списку сюжетных зацепок и попробуйте проявить конфликт из них.
  
   Упражнение 21. Флора и фауна.
   Ответьте на вопросы.
  
   Для флоры:
   Какие растения особенно полезны для вашего общества? Конопля и лен, например, являются растениями, которые являются важными источниками неживотных волокон для изготовления одежды, веревок, и других материалов. Есть ли подобной важности растения в вашем собственном мире?
  
   Каковы основные сельскохозяйственные культуры вашего народа? Это зависит от региона в первую очередь.
  
   Что считается деликатесами? Зависит от региона. Где-то деликатесом является клубника, а где-то - апельсины.
  
   Какие фрукты и овощи могут быть превращены в алкогольные и лечебные напитки?
  
   Какие растения опасны? У вас есть хищные растения в вашем мире?
  
   Для фауны
   Какие животные особенно полезны в вашем мире? Речь не только о домашних животных, но и о пользе неприрученных для общества.
  
   Кто из животных представляет собой объект для охоты на них людьми? Или кто из одомашненных животных представляет пищевую ценность (напр., свинья или корова)?
  
   Мясо и иные продукты от каких животных являются деликатесом? И где?
  
   Какие животные используются в медицине или разработке лекарств?
  
   Наконец, какие животные являются опасными в вашем мире?
  
   Упражнение 22. География.
   Переработайте вашу карту. Возможно, вы захотите добавить новые детали, изменить некоторые контуры под историю, поменять местами важные для вас географические объекты и т.п.
  
   Упражнение 23. Пересмотр культур и цивилизаций.
   Пришло время подробно описать каждую нацию и народ, каждое государственное образование и культуру. Сделайте это сегодня, используя материалы прошлых дней.
  
   Упражнение 24. И вновь о настроении.
   Вернитесь назад на несколько упражнений и внесите корректировки так, чтобы все работало на главные эмоции, которые вы выбрали в самом начале. Смешная ли, юмористическая история? А может хоррор в стиле фэнтези? Решать вам.
  
   Упражнение 25. Небесные светила.
   Прочитайте эту статью и затем выясните: сколько спутников у планеты вашего мира? А сколько солнц? Как они называются? Как быстро делают один круг вокруг земли? Есть ли у вас сцены, в которых луна или солнце играет определенную роль или их свет необходим?
  
   Упражнение 26. Списки для несоответствий.
   После почти месяца строительства мира Вы можете столкнуться с проблемой противоречивых идей, фактов, которые не выловили прежде, или сюжетные ходы, которые вы любите, но которые разрушают общее впечатление и атмосферу.
   У меня есть отдельный файл на ноутбуке для отлаживания этих моментов, которые мне нравится, но которые, возможно, не уместны в романе.
   Также у меня есть файл идей на будущее, которые не реализуются в данном романе, но оставлены на будущее.
   Создайте такие же списки и заполняйте при необходимости.
  
   Упражнение 27. Вновь о сюжетных зацепках.
   Если у вас до сих пор нет плана сюжета, пора сложить воедино все придуманные зацепки и вехи на пути героев.
  
   Упражнение 28. Что мы упустили?
   Подумайте над следующими темами.
  
   - одежда
   - продовольствие и кухня
   - санитария и гигиена
   - болезни, лекарства, медицина
   - правоохранительные органы, правосудие, тюрьмы
   - домашние животные
   и многие другие.
   Разнообразьте свой мир прямо сейчас.
  
   Упражнение 29. Персонаж.
   Систематизируйте всю информацию о ваших основных героях. Возможно, вам понадобятся детали их детства или родословная. Раскройте его характер в соответствии с уже достаточно проработанным миром, как он впишется в него?
  
   Упражнение 30. Не делайте ничего.
   Сегодня самое важное упражнение - наслаждайтесь тем, что сотворили. Вам не нужно ничего иного делать, ибо вы заслужили отдых.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"