Ван И Ди : другие произведения.

Чечня. истоки конфликта. Социально-этнографический аспект

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Причина конфликтов чеченцев и всех иных горных народов с населением низменных территорий проста и одинакова везде, где есть горные народы...

  Чечня. Истоки конфликта.
  
  Социально-этнографический аспект.
  
  Оговоримся, что тема очень обширна и, если изучать ее в подробностях, то надо смотреть комплекс экономических, социально-психологических и этнографических исследований по различным горным народам (скажем, те же албанцы в свое время мало, чем отличались от кавказских народов и традициями, и принципами общения с соседями). Про албанцев можно посмотреть: Ю. В. Иванова. "Албанцы и их соседи" и другие работы того же автора. Она проводила много параллелей с Кавказом и немало лет его изучала.
  
  Хотя вопрос предпосылок - на схематичном уровне - не так уж и сложен.
  
  Причина конфликтов чеченцев и всех иных горных народов с населением низменных территорий проста и одинакова везде, где есть горные народы, которые принадлежат к категории обществ с минимальным совокупным прибавочным продуктом.
  Т.е. ресурс (в широком смысле) доступный горцам (а так же примитивным кочевым скотоводческим обществам) ограничен экономическими условиями ареала обитания. Следовательно, единственная возможность восполнить дефицит ресурса - приобрести на стороне. Для горцев (и многих других народов со скотоводческим в основе хозяйством), это традиционно грабеж. Согласно некоторым этнографическим исследованиям, скотоводческие народы за счет грабежа осёдлых соседей, получали до 80% необходимых им продуктов и изделий. Торговля у таких народов не могла быть основным источником получения необходимого, т.к. предложить они могли преимущественно продукцию животноводства. С другой стороны горы - сильный "социальный" консервант, ибо ограничивают социальное взаимопроникновение и культурный обмен. В итоге мы имеем взаимодействие обществ двух типов. Первые - отсталые в социальном плане, с сильнейшими традициями родоплеменного строя, основа жизни которого - паразитирование на обществах второго типа - практикующих комплексное, обычно скотоводческо-земледельческое в основе хозяйство, у которых ресурс воспроизводится в достаточном, или избыточном количестве. Первые смотрят на вторые, как на легко доступный источник ресурса.
  И вот возникла ситуация.
  Грузия и Армения примкнули к Российской империи. После чего защищать эти народы стало необходимо уже не столько от турок и персов, сколько от северокавказских горцев, для которых Армения и особенно Грузия были объектом постоянных грабительских набегов. Эффективно осуществить такую защиту можно было только присоединением Северного Кавказа, с распространением на него российской юрисдикции. Против вхождения в состав России горцы не возражали, но потребовали права продолжать грабительские набеги на Закавказье.
  Царь, естественно, не мог разрешить одним своим подданным грабить и убивать других своих подданных. Тем самым он лишал горцев Северного Кавказа одной из важнейших отраслей их экономики. История же показывает, что если завоеватели подрывали привычный экономический уклад завоеванных народов, последние оказывали наиболее упорное сопротивление. В тех же случаях, когда завоеватели оставляли экономику без изменений, сопротивлении оказывалось не столь сильным, или не оказывалось вообще.
  В этом одна из фундаментальных причин и 30 лет войны в 19 веке, и восстаний 1870-х годов, и непрерывных мятежей после гражданской вплоть до Великой Отечественной. Заварухи на Северном Кавказе, и особенно в Чечне, вспыхивали всякий раз, когда происходило ослабление государства.
  Потому как горы - это социальный консервант, и психология и образ действий нынешних чеченцев ничем не отличаются от описанного у Толстова в "Кавказском пленнике" и "Хаджи Мурате". Разве что сейчас они ходят гордые, т.к. некогда свирепые русские псы выродились в баранов, и платят им дань, которая и не снилась золотоордынским ханам.
  
  Добавлено
  
  Какая возможна профилактика "баранизма"?
  
  Профилактика - это правильная политика патриотического (скорее даже националистского в хорошем смысле) характера, осуществляемая в государственном масштабе. Что в свою очередь требует качественных изменений в текущей внутренней социально\экономической политике. Что возможно только в результате переоформления нынешнего социально-политического устройства в сторону национально ориентированного государства.
  Пока же у нас то, что есть - основной массе предложено быть баранами.
  Ну если лично тебе такая ситуация поперек горла - учи молодежь, воспитывай бойцов. Причем главное тут даже не навыки боя, а воспитание силы воли, целеустремленности и моральных идеалов, патриотизма, противопоставленных обществу потреблядства.
  
  
  Добавлено.
   Ко всему этому стоит упомянуть активное вмешательство в кавказские дела сначала англичан (19- н. 20 в), об этом в свое время была масштабная документальная телепередача "Большая игра", потом уже в к. 20- го всяких американцев через прикормленные терорристические сети. Каковые эффективно воспользовались удобной ситуацией.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"