Gatty : другие произведения.

Техника безопаности при работе с критикой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Советы авторам как работать с критикой на свои произведения.

  http://kamsha.ru/forum/index.php?topic=13602.0
  
  Техника безопасности при работе с критикой
  
  Написалось по итогам второго конкурса. Пусть теперь будет и тут.
  
  Отбрасывать критическую шелуху и выбирать рациональные зерна не так уж и сложно. Если уяснить четыре вещи.
  
  1 Автор не пуп земли и не гений человечества, а один из многих, пишущих не только для себя, но и для других.
  
  2. Критик не истина в конечной инстанции и даже не товарищ Жданов, а один из многих читателей, просто более активный. Критик говорит. Автор слушает. Хвалы не повод залезать на ящик из-под мыла и начинать вещать. Ругань не повод разрывать на себе одежды, посыпать голову пеплом, накрываться простыней и ползти на кладбище.
  
  3.Произведение не может нравиться всем и не может быть безупречным. Оно не Библия, не Коран, ни Кама-Сутра и даже не краткий курс истории ВКП(б), хотя и они имеют не только воинствующих приверженцев, но и ненавистников.
  
  4. Критика не приговор, не догма, а в лучшем (для критики) случае - руководство к действию.
  
  Приложения.
  Чтобы адекватно воспринимать критику и извлекать из нее пользу, ИМХО, нужно:
  1. Не исходить из того, что ваше произведение посильнее "Фауста" Гете.
  
  2. Не думать, что публикация вашего произведения хоть в Сети, хоть на бумаге - важнейшее событие, в сравнении с которым войны, выборы, олимпиады, выходы бестселлеров и блокбастеров не значат ничего
  
  3. Не считать себя тварью дрожащей, а свое произведение - квинтэссенцией безграмотности, посредственности и комплексов.
  
  4. Понимать, что отношение к вашей книге не является определяющей характеристикой личности критика. Не записывать с лету того, кто похвалит, в лучшие друзья и корифеи всех наук. Не объявлять того, кто обругает, врагом народа и умственно неполноценным.
  
  5. Не поджимать хвост, не нападать, не отрекаться от себя и не менять поминутно свое мнение, уподобляясь художнице Иве.
   Наша Ива
   Не ленива:
   Целый день рисует Ива ,
   Есть бумага,
   Кисть и краски...
   Красным - губки,
   Синим - глазки,
   Кудри - цвета золотого...
   Вот и девочка готова!
   - Поглядите, - просит
   Ива , -
   Как, по-вашему,
   Красиво?
  
   Подлетела к Иве Майка -
   Знаменитая всезнайка:
   - Ива ,
   У тебя талант!
   Подрисуй ей только бант!
   Наша Ива
   Не спесива :
   Тут же
   Бант
   Рисует Ива .
  
   На картинку смотрит Ирка,
   И у ней нашлась придирка:
   - Дам тебе один совет:
   Выкрась бантик
   В красный цвет! -
   Наша Ива
   Не строптива:
   Красный бант
   Рисует
   Живо.
  
   Наконец
   Явился Славка:
   - Молодец!
   Но есть поправка:
   Бант,
   По мненью моему,
   Совершенно ни к чему!
   Ива
   Очень терпелива,
   Достает
   Резинку
   Ива...
  
   Смотрят
   Славка,
   Майка,
   Ирка -
   Вместо банта
   Стала дырка!
   - А теперь, - спросила Ива,
   Как, по-вашему,
   Красиво?
   (С) Из Я.Свободы, пер. Б. Заходера
  
  Встречаясь с сетевой критикой, смотрите на место, на повод, в связи с которым вас начали разбирать, и на личность критика.
  
  1. Бегло осмотреть место критики. Откровенно враждебные ресурсы лучше покидать сразу же.
  
  2. Проверьте, в связи с чем вас помянули.
  - Если просто прочли и высказались по существу, это заслуживает внимания.
  - Если притянули за уши в качестве примера в чужом споре или же "назло" оппоненту, уходите. Если, конечно, вам не интересна стартовая дискуссия.
  - Если вас восхвалили или заклеймили в связи с общей направленностью данного ресурса, уходите, если только вы не одержимы идеей миссионерства и не готовы разделить судьбу Кука.
  
  3. Бегло проглядите отзыв, оценив степень категоричности.
  Обнаружив односложные "отстой" (супер!"), "очередное свидетельство деградации фантастики", "где вы видели таких драконов", "автор ничего не понимает в синтезаторах "Мидас", уходите. Если, конечно, вы не мазохист и не таксидермист-коллекционер.
  
  4. Прежде чем принимать критику во внимание, убедитесь, что:
   - Критик не принадлежит к "оптовикам", отвергающем (превозносящим) не только вас, но целый пласт
   - Вас не записали в члены семьи изменников Родины, то есть в группу, с которой дерутся просто потому, что дерутся .
  
  5. Определите тип вашего критика. Критикующую братию условно можно разделить на:
   - Заинтересованных читателей. Их в первую очередь интересует текст. Таких всегда полезно выслушать и действовать по обстановке.
   - Узких специалистов. Их интересует не лес, но отдельные деревья. Неоценимы при отсутствии профессиональных консультантов, но сами нуждаются в двойной и тройной проверке.
   - Ангажированных выразителей. Их мнение, а частенько и манера общения - функция мнения определенной группы. Это может быть как серьезный литературный семинар, так и полдюжины блогеров. Объективности здесь ждать не приходится, а как выстраивать отношение именно с этой группой: игнорировать, каяться, подлизываться, объясняться, дразнить, вступать в бой - решать вам.
   - Самоутвержденцев за чужой счет. Этих в первую очередь интересует собственная персона, вернее, производимое оной впечатление. Напоминают лирического героя Канцлера Ги, а именно трехпалого ленивца, которому хочется быть большим и страшным, а приходится "висеть на ветке, листики жуя". Довольно часто являются еще и ангажированными выразителями. Случай тяжелый, но пользу извлечь можно и из него. Главным образом по принципу "Если хвалят тебя и тебе они рады, значит что-то и где-то ты сделал не так".
  - Страстно ненавидящих догонятелей (страстно догоняющих ненавистников). Этих интересует сразу и текст, и личность автора, а также личная жизнь, толщина кошелька и метраж жилплощади. Они готовы скакать за автором десять дней, чтобы сказать, как он, автор, бездарен, глуп, закомплексован и им безразилчен. При этом тексты знают едва ли не наизусть, соответственно, могут принести ощутимую пользу. Крики догонятелей привлекают нормальных читателей, выловленные блохи подлежат устранению, а сами преследователи могут пригодиться при создании характерных персонажей.
  Четвертый клок шерсти, которую можно получить с этой разновидности критиков - осознание того, что ты преодолел определенный порог, за которым каждого автора стережет его личная мышь. Она будет плакать, колоться, громко пищать, но продолжать грызть кактус. Следующая стадия - группа мышей, а на определенном этапе грызуны начинают собираться в стаи, но заслуживают не больше внимания, чем одна-единственная маленькая мышка.
  
  6. Прежде чем перейти к сути критических замечаний:
  - убедитесь, что критик читал именно вашу книгу, а не чужую, только в похожей обложке. А так же не был ли прочитанный экземпляр взят в библиотеке Мёнина или же написан самим критиком. В собственном воображении.
  - оцените степень конкретики. Если похвала или хула сводятся к "роман написан хрошим (отвратительным) языком", "сюжет оригинален (предсказуем)", "герои яркие (безликие)", "автор велик и могуч (бездарен)", не тратьте времени. Критик явно не дописал в школе сочинений о типичных представителях и не даст вам ничего, кроме ностальгических воспоминаний о Чацком и Сонечке Мармеладовой.
  
  7 Если вас критикуют за фактические ошибки, убедитесь, что критик выудил этот пассаж из вашего текста. Его там может просто не оказаться. Если же он есть:
   - Проверьте, правильно ли рецензент понял написанное. А то напишешь про дощатый доспех, а критик решит, что речь о дереве и примется объяснять, что железо его рубит.
  - Если вас поняли верно, спокойно проверьте, кто прав - вы или критик. На утверждения типа "конных арбалетчиков не бывает" следует отвечать ссылками на серьезные книги, где оные арбалетчики фигурируют.
  - Если вы поняли, что ошиблись - признавайте это, не юля и не огрызаясь. Несоответствие числа мундирных пуговиц или заклепок не дает критику права идентифицировать книгу, как "полную фигню". Лермонтов, написав, что "Терек прыгает, как львица с косматой гривой на хребте" допустил зоологический ляп.
  - Если вам указывают на несоответствие числа пуговиц мундиру Финтифлюйского полка Ферапонта Великого, а вы пишете про другой полк, другого государя и другой мир, спокойно поблагодарите за информацию и напомните, что ваша книга не калька земной действительности. Только сперва проверьте, имеет ли Ферапонт Великий хоть какое-то отношение к вашей книге, очень может быть, что не имеет.
  
  Распространенные критические претензии.
  Вы написали о селекционере, выведшем особо крупный огурец. Критик углядел плагиат и радостно ткнул пальцем в очевидный (ему) источник. Не обращайте внимания. Автор не несет ответственности за то, что критик ограничился прочтением "Репки", а биография Мичурина прошла мимо него.
  
  Вы написали о баскетболе. Критик обвинил вас в пристрастии к высоким мужчинам. Не обращайте внимания. Автор не несет ответственности ни за то, что критик смотрит баскетбол потому, что там "тааакие мальчики", ни за то, что критик уродился ростом 1 м 44 см
  
  Вы написали про жирафа. Критик обвинил вас в отрыве от жизни и многостранично, страстно и саркастически доказывает, что жирафов не бывает и быть не может. Не обращайте внимания. Автор не несет ответственности за то, что критик не читал Акимушкина и Брема, не смотрит передачу "В мире животных", не посещает зоопарк и вообще не является Гумилевым.
  
  Вы написали о драконе (летающей тарелке). Критик многостранично, страстно и саркастически доказывает, что даже младенцам известно, что число голов у драконов кратно трем (гравилеты имеют шестиугольные иллюминаторы). Не обращайте внимания. Это ваш дракон (тарелка) и принадлежит он вам, а не критику. Хочет трехглавого - пускай ищет в другом месте или пишет сам.
  
  Вы написали о том, как расцветает роза. Критик многостранично, страстно и саркастически доказывает, что писать о розах, когда в Закобякинском районе сокращается ареал живучки ползучей, - эскапизм. Не обращайте внимания. Розам - розово, живучкам - живучково. И вообще см. выше.
  
  Вы написали. Вас заклеймили в одной обойме с ... - далее по списку. [Если список вам симпатичен и вам в нем уютно, обращайте внимание и гордитесь. Если список НЕ симпатичен, подумайте, как вы там оказались. Если по принципу: "У кактуса есть иголки, у ежа есть иголки, следовательно кактус = еж. Еж является переносчиком бешенства, кактус = еж, значит, кактус является переносчиком бешенства. Немедленно убрать кактусы из школ и детских садов!" не обращайте внимания. Это не ваши проблемы. Это к доктору, причем не вам.
   Вы написали. Просто написали. Критик не осилил, осилил с трудом, просто не смог читать, etc . Не обращайте внимания. Это не ваши проблемы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"