Аннотация: К вопросу о наказаниях в мусульманском среденевеком праве в Испании после реконкисты (по книге Сунны и Шары мавров). Москва 2003.
ВНИМАНИЕ!!! В РАБОТЕ УДАЛЕН НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ.
АВТОР ЗАПРЕЩАЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ БЕЗ СВОЕГО РАЗРЕШЕНИЯ
К вопросу о наказаниях в мусульманском среденевеком праве в Испании
после "реконкисты" (по "книге Сунны и Шары мавров").
Москва 2003.
В первой половине VIII в. почти весь Пиренейский полуостров был завоёван маврами, вторгшимися с территории Северной Африки. Арабское завоевание принесло множество изменений в экономическую, социальную и идеологическую обстановку на полуострове. Это произошло в первую очередь, за счет ислама, который в силу своего устройства, охватывает и регламентирует всю повседневную жизнь мусульманина.
Однако, коренное население будущей Испании, не смирилось со своей участью, и постепенно наращивая сопротивление и возвращая свои земли. С XI в. христианские земли на севере Пиренейского полуострова окрепли достаточно, что бы начать планомерную "реконкисту" - "отвоевание" обратно территорий, подчиненных маврам. Эту задачу существенно облегчила феодальная раздробленность у мусульман. Реконкиста продолжалась с середины XI по середину XIII в., после чего произошел перерыв вплоть до XV в. Правда, следует отметить, что к середине XIII в. в руках у мусульман остался лишь Гранадский Эмират. Его падение в конце XV в. привело к окончательному объединению территории Испании в единое христианское государство.
Безусловно, возвращение христиан в их прежние владения не могло не привести к огромному оттоку мусульманского населения за пределы Испании. Часто этому способствовала и внутренняя политика королевской власти. Но далеко не все потомки арабских завоевателей оставили, теперь уже свою родину, предпочтя христианского короля, участи бездомных нищих. Эти люди в дальнейшем получили название "мудехаров". История этого этноса средневековой Испании мало изучена из-за недостаточного количества источников, но, несомненно, представляет интерес для исследователей. В основном, как пример сохранения национальных, культурных и религиозных традиций малочисленными этническими группами, в условиях доминирования над ними инокультурного общества. Поэтому, исследование общества мудехаров изнутри, представляется важной задачей для современных исторических исследований.
В условиях малой информационной базы, наиболее важным источником по периоду 1-й половины XIII - первой половине XV в. (примерный период существования мудехаров) является "Книга Суны и Шары мавров", которая была создана приблизительно в XV в. на территории Валенсии.
"Книга Суны и Шары мавров" - представляет собой судебник, излагающий нормы мусульманского права и регламентирующий жизнь мусульманской общины на территории христианского государства. Возникновение таких общин было обусловлено обширными завоеваниями мусульманских территорий христианскими государствами на Пиренейском полуострове в процессе реконкисты. "Включение новых крупных территорий в состав христианских королевств породило новый феномен - образование в городах мусульманских общин...ведших достаточно автономный образ жизни" . Аналогичным образом и в сельской местности "...наряду с ...[поселениями христиан]... продолжали свою жизнь деревни населенные мусульманскими земледельцами" .
Особую значимость "Книге..." придает то, что она была создана после Реконкисты, и соответственно отражает внутреннюю жизнь мудехаров, как уже сложившегося общества. К сожалению, этот источник в течение длительного времени был не известен историкам. Лишь недавно "Книга..." была случайно обнаружена в архиве графов Оргас. Первая ее публикация произошла в Кордове в 1989 г., в транскрипции Кармен Барсело. Первое издание на русском языке вышло в 1995 году в Москве, под редакцией И. И. Варьяш.
Изначально книга не являлась судебником в классическом смысле. Она была написана в жанре фикха, то есть являлась разъяснением богословско-правовых вопросов с позиций традиционных норм шариата. По мнению К. Барсело эти нормы мусульманского права были переведены с арабского языка, и к ним были добавлены некоторые христианские законы. Что можно объяснить наличием возможности суда по христианским канонам для мудехаров. Возможно, мудехары прибегали к такому суду, что бы избегнуть более тяжелого наказания, полагающегося по шариату. Все же, безусловно, что "Книга Суны и Шары мавров", в дальнейшем использовалась, как классический для средневековья судебник. К сожалению, первая редакция и перевод, изменили структуру этого памятника и лишили его изначальной логики построения текста. Что, наверняка может привести к искажениям в понимании смысла и логики текста. Так же в источнике заметны неразвитость и понятийная бедность лексики - нередко одно слово имеет несколько значений. Впрочем, такое явление характерно и для многих современных языков. Кто был автором текста тоже неизвестно и здесь можно только строить различные предположения. Сам кодекс состоит из 366 глав, многие из них являются фетвами.
В расположении глав кодекса отсутствует система, хотя иногда прослеживаются тематические последовательности. Характерно наличие повторяющихся глав, в которых дается примерное повторение предыдущих параграфов. В нескольких случаях от глав сохранились только титулы.
Как и во всех кодексах периода средневековья, в "Книгу..." не существует разделения права по типам (уголовное, гражданское и т. д.). В связи с этим содержание глав так же мало соответствует их титулам, и юридические нормы, изложенные в одной главе, могут затрагивать совершенно различные темы. Но в целом "Книгу..." выгодно отличает абстрактность изложения, каковая практически отсутствует в подобных европейских памятниках. Возможно, это проистекает из ее мусульманского происхождения.
К сожалению, работ затрагивающих период, рассматриваемый в данном докладе не много, и большая их часть является статьями. В первую очередь из них следует отметить целый цикл работ И. И. и О. И. Варьяш.
Статья Варьяш И. И. "История мусульманского населения средневековой Испании в исследованиях последних лет" является, по сути, историографическим исследованием работ испанских авторов по данной проблематике. То есть работ, посвященных вопросу мудехаров и сосуществования мусульман и христиан в христианском социуме в XIII - 1 пол. XV вв. Так же, И. И. Варьяш уделяет внимание в этой статье работам по правовой истории средневековой Испании.
Еще одна статья в этом сборнике и того же автора "Мудехары в Арагоне XIV - XV в.в. Некоторые аспекты судебной практики" , посвящена изучению вопроса "какова была судебная практика в делах между сарацинами" . Причем основное внимание И. И. Варьяш уделяет здесь фактору участия в них королевской власти и в том числе те отклонения от обычного хода дела, которые были поводом для ее вмешательства. В итоге она приходит к заключению, что такое вмешательство приводило к определенным изменениям в мудехарском праве, и способствовало его сближению с правом христианским.
В статье "Королевская власть и право иноконфессиональных общин (на примере права мусульман)" И. И. Варьяш рассмотрела некоторые аспекты правовой жизни мудехаров, используя в качестве основного источника королевские грамоты. Они были следствием необходимости устанавливать нормы взаимоотношений королевской власти и покоренных мусульман. В этом ракурсе, соблюдение мусульманами их законов и обычаев, согласно шариату и сунне, являлось для них привилегией, которую эти грамоты и подтверждали. Таким образом, мусульманское право попадало как бы в зависимость от королевской власти, хотя, по мнению автора благодаря этому же христианское и мусульманское право существовали параллельно и были равны по положению. Что подтверждается довольно частыми случаями обращения мудехаров к христианскому суду (по причине более мягких положений в христианском законе, чем в шариате.). В целом в этой статье И. И. Варьяш приходит к выводу, что мусульманское право в христианской Испании было правом побежденного, но сохраняло сильные позиции в обществе за счет поддержки короля, укреплявшего таким образом свой авторитет, и стремления мудехаров сохранить прежний образ жизни.
Еще одна статья И. И. Варьяш - "Опыт пиренейских мусульман: вне закона, но в социуме" вышла в сборнике "Право в средневековом мире" . Это небольшое исследование посвящено так называемому "промежуточному полю" между правом мусульманским и христианским. Наличие коего довольно успешно могло использоваться мусульманами в целях личного обогащения, освобождения из рабства, избежания наказания по шариату и т. п. По мнению автора, связано это было с неразработанностью христианского прав в области регулирования взаимоотношений различных конфессий. Впрочем, именно это и позволяло иноконфессиональным общинам с правовой автономностью существовать в рамках христианского социума.
Последняя работа И. И. Варьяш, которую следует упомянуть это "Правовое пространство ислама христианской Испании XIII - XV в.в." . Ее основная цель определить положение, правовой статус и систему управления мусульманской общины, с использованием материала "Книги Суны и Шара". Особенное внимание, как и в других работах, уделено ею, взаимоотношениям королевской власти и мудехаров, а также истории и сферам деятельности мудехаров.
Из работ О. И. Варьяш, к нашему очерку можно отнести вторую часть статьи "Два очерка о Реконкисте" - "Мусульманское население монастырской деревни (по генеалогии мавров монастыря Собрадо)". Здесь автором изучается уникальный документ XII в. "Родословная сарацин монастыря Собрадо". На его примере О. И. Варьяш показывает определенные аспекты жизни сельской мусульманской общины под властью христианского феодала (монастыря). В первую очередь здесь следует перечислить брачные отношения и размывание этноконфессиональной общности из-за смешанных браков и крещения многих зависимых мавров. Для данного доклада этот очерк полезен, как своего рода наглядная иллюстрация жизни общины мудехаров и ее взаимоотношений с христианской властью.
Из прочих работ, затрагивающих тематику права пиренейских мусульман, следует отметить монографии "Мусульманское право" Л. Р. Сюкияйнена и "Ислам. Образ жизни и стиль мышления" Е. Д. Еремеева. Работа Л. Р. Сюкияйнена ориентирована на изучение "укубата" - мусульманского уголовного права. В том числе этот автор выделяет различные категории уголовных правонарушений, варьируя их по степени тяжести. Следует отметить, что его позиция не совпадает по некоторым пунктам с мнением И. И. Варьяш, но так как в данном случае речь идет о преступлении, а не о наказании, то данный доклад это по большей мере не затрагивает. Монография Е. Д. Еремеева затрагивает довольно широкий круг вопросов по исламскому праву. В ней, весьма подробно рассмотрены система наказаний в исламском правосудии в период средневековья. Автор попытался проследить ее истоки и основополагающие принципы. В качестве причины повышенной жестокости шариата Е. Д. Еремеев видит родовой строй и кочевой образ жизни арабских племен, в которых зародился ислам. А основополагающим принципом, по его мнению, является возмещение. То есть целью мусульманского правосудия в средние века было не столько наказать преступника, сколько возместить принесенный ущерб или совершить возмездие равновеликим действием.
В виду всего выше изложенного исследовательская задача для этого доклада выглядит как определение зависимости наказания от вида преступления и установление собственно системы наказаний изложенной в "Книге Суны и Шары".
Наказание по "Книге Суны и шары Мавров".
Итак, прежде чем говорить о наказании за проступок необходимо сначала сказать что-нибудь и о самом проступке. Ведь иначе невозможно понять ни из-за чего налагается это наказание, ни его смысл. Поэтому, сначала постараемся вкратце описать, что есть преступление с позиции ислама и перечислим основные его виды, вычленяемые в "Книге...".
Традиционное исламское право (шариат) строится на положениях Корана, в котором есть свод правил поведения и правовых норм для мусульман, Суны (второе по значению собрание религиозных установлений) и адата (обычного права). Помимо этого сложился институт "фикха", правовой доктрины, состоящей из трудов мусульманских законоведов, который в последствии широко развился и стал основным источником права.
Сама "Книга..." трактует этот вопрос достаточно очевидно. В статьях 49 и 50 прямо указывается, что Основной источник права это Коран, а Суна рассматривается как его дополнение. Таким образом, преступление с точки зрения "Книги Суны и Шары мавров" это нарушение каких-либо норм шариата, источником которого "Книга..." видит Коран и Суну. Наказание, как правило, было четко фиксировано суной, хотя в определенных случаях вполне могло иметь место изменение меры пресечения по воле короля или вследствие других обстоятельств.
Преступления, рассматриваемые в главах "Книги..." можно дифференцировать на две основные категории: уголовные и гражданские . В свою очередь, уголовные преступления подразделяются на убийства, нанесение ранений, воровство (а также прочий ущерб, нанесенный имуществу) и лжесвидетельства. Гражданские преступления можно разделить на сексуальные, религиозные и оскорбления личности (нанесение морального ущерба).
Теперь постараемся подробно рассмотреть наказания положенные за каждый вид этих преступлений. Как ни странно, но уголовные преступления, которым посвящена большая часть кодекса, по всей вероятности воспринимаются "Книгой..." как не самые тяжкие. И наказания положенные за них в какой-то мере легче чем, например, за преступления "против бога". Скорее всего, это связанно с обычным для мусульманского права подходом к наказанию. Оно рассматривалось не как кара, а как искупление совершенного проступка. А применительно к исторической обстановке средневековой Испании эпохи Реконкисты и, какое-то время после нее, наказание для мусульманина могло быть смягчено или вообще отменено. Например, королевская власть могла в определенных ситуациях своим вмешательством или невмешательством избавить мусульманина от наказания или облегчить его. Кроме того, существовала возможность облегчения наказания ил избавления от него путем перехода в другую веру. Это объясняется наличием в тот период сразу трех параллельно существовавших в Испании систем права - христианского, мусульманского и иудейского.
Наказания за убийства, несмотря на обширность этой категории преступлений в "Книге...", варьируются в зависимости от характера преступления, но бывают только в виде смертной казни и денежного штрафа. Правда, предусмотрены случаи, когда возможно заключение в тюрьму и телесные наказания. В случаях, когда убийца, чья вина доказана, сможет договориться с кем-либо из "наследников" убитого, либо получить от них прощение, то смертная казнь будет заменена ему поркой и тюремным заключением. Либо выплатой штрафов в пользу не даровавших прощения (статьи 136-137). Согласно статьям 1 и 340 убийца признавался виновным во всех случаях, кроме самообороны. В зависимости от обстоятельств убийства наказание могло колебаться от, выплаты денежного штрафа и получения прощения (убийство во время ссоры, статьи 2 и 195, убийство случайное, статьи 35 и 45) до смертной казни за любое предумышленное убийство, независимо от того, кем был убитый (см. статьи 194-195). В случаях когда вину убийцы доказать было затруднительно, тот мог освободиться с помощью клятвы (статьи 163-164). Показательно то, что за убийство женщины, штраф полагался в два раза меньший, чем за убийство мужчины (статья 198). Убийства в семье наказывались обычным порядком, если это не было убийство мужем жены, или родителями ребенка в ходе наказания (ст. 179 -181). По статье 182 убийство путем отравления лекарствами (без указания предумышленное или нет) каралось смертью.
Система возмещения, которую можно разглядеть уже при рассмотрении наказаний за убийства, еще больше проявляется в статьях связанных с нанесением ранений.
Вопрос ранений разобран в "Книге..." очень подробно. Ранения различаются как по степени тяжести, так и по стоимости. Точнее человек и все части его тела имеют согласно Сунне определенную стоимость (ст. 27). Исходя из этого, а также принципа возмещения наказание за нанесение ранения по "Книге..." может быть двух типов - нанесение такого же ранения (классическое око за око) или выплата фиксированного денежного штрафа пострадавшему. Причем, по всей видимости, женщины получали такое же возмещение как мужчины. В упомянутой статье 198, за выбитый зуб полагался стандартный штраф в 50 дублонов.
Однако, часто из опасения, что рана, наносимая осужденному, будет больше или меньше, нанесенной пострадавшему, были часты случаи замены этого наказания на порку плетьми (ст. 29). В любом случае согласно статье 262 совершать процедуру наказания следовало на месте преступления и обязательно квалифицированному врачу или цирюльнику.
Наказание за кражу зависело от обстоятельств совершения этого преступления. В "Книге..." есть всего лишь семь статей рассматривающих кражи. Из них шесть трактуют случаи кражи со взломом, которая, очевидно, считалась значительно более тяжким преступлением. Кара за такую кражу предусматривалась суровая. За первый случай отсекалась правая рука, за второй левая стопа и т.д. За пятый преступника просто пороли (ст. 14) . Кражи без взлома наказывались не в пример легче, путем порки плетьми по решению кади или сеньора (ст. 15).Следует отметить тот факт, что если во время кражи было совершено убийство, то оно рассматривалось только как отягчающее обстоятельство. Интересна статья 260, в ней одной в качестве наказания за воровство упоминается возмещение.
Помимо воровства, как ущерб имуществу "Книга..." рассматривает мошенничество, точнее кражу у сеньора, которое наказывается не как обычное воровство. В статьях по этому виду преступления наказание определяется как возмещение ущерба и порка плетьми. Еще в эту категорию включается использование чужого имущества без разрешения владельца и порча государственного имущества (ст. 335 и 277). Наказание за них так же предполагает возмещение.
Лжесвидетельство (в том числе утаивание на суде информации), очевидно, рассматриваются "Книгой..." как не самые тяжкие преступления, так как наказываются по традиционному принципу возмещения, плюс телесно (ст. 21). Следует учесть что "Книга..." уделяет внимание таким вопросам, как личность, совершившая это преступление, его цель и мотивы.
В эту же категорию преступлений совершенных на суде можно включить "грех" суда (кади) (ст. 41). Наоборот, умышленно неверно вынесенное решение кади, наносило ущерб личности, который судья должен был возместить и за это он должен был понести дополнительное наказание по решению соответствующей инстанции (ст. 32). Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что ошибка не предумышленная не наказывалась.
Подход к гражданским преступлениям "Книге..." довольно таки отличен от уголовных случаев. Скорее всего, потому, что гражданские преступления, выделяемые в книге, несут вред не личности или имуществу, а попирают закон, выразителем которого служат Коран и Суна. То есть несут в большей или меньшей степени сакральный оттенок. В связи с этим, наказания, предусмотренные за гражданские преступления зачастую существенно тяжелее, чем за уголовные и к ним неприменим принцип возмещения.
В первую очередь в разряд тяжких гражданских преступлений относится преступление на религиозной почве. Например, такое как богохульство. Однако статей, посвященных религиозным преступлениям всего две, 196 трактующая убийство неверного и 22, которая назначает за упомянутое богохульство смертную казнь. При этом неважно кто богохульствовал - мусульманин или христианин, так как ислам признает, что христиане поклоняются тому же единому богу, что и мусульмане. Соответственно и преступление против бога каралась одинаково для всех (побитием камнями). Еще одним тяжким преступлением считалось вероотступничество, хотя это не мешало многим мудехарам переходить в христианство или иудаизм в случае таковой необходимости. В связи, со спецификой межконфессиональнх отношений в средневековой Испании, мудехар переходивший в другую веру, выводился из разряда лиц подсудных мусульманскому суду. Такая ситуация объясняется уже упомянутым параллельным существованием разных систем права. В разряд религиозных преступлений можно отнести прелюбодеяние с иноверцем (статья 31). Любопытно, что будет наказан только мусульманин (-ка), так как иноверец не подлежал мусульманскому суду.
Следующая группа гражданских преступлений это различные прелюбодеяния. Супружеская измена рассматривается воровство супруга в наиболее тяжелой форме. "Всякий человек должен быть наказан за прелюбодеяние, где бы он ни был найден" . Наказанием за прелюбодеяние была только смерть. Но смертный приговор мог быть вынесен только в случае доказанного совершившегося деяния. Здесь видно очевидное разделение намерения и совершенного преступления. Кроме того, для доказания факта этого деяния требовалось не мене четырех свидетелей, поэтому за всю историю мусульманского права врядли наберется так уж много случаев вынесения этого сурового приговора.
Тут следует обратить внимание на статью 86, которая предусматривает более легкое наказание (100 плетей) за соитие между лицами, не состоящими в браке. В таком случае рассматривается не прелюбодеяние, а распутство, поэтому наказание более мягкое и для доказательства этого преступления хватит лишь двух свидетелей. Но во второй части этой статьи говорится о том, что связь "противоестественная" подлежит смертной казни, как одно из самых тяжких преступлений.
Ряд статей кодекса определяет порядок наказания при совершении изнасилования. Из них явно вытекает, что женщина в данном случае наказанию не подлежит, так как является потерпевшей стороной. Наказанием в таком случае служила выплата калыма незамужней девице и порка (100 плетей) . Если же преступление было осуществлено с обоюдного согласия, то оно рассматривалось как распутство (см. ст. 86) и наказывалось соответственно. Но при этом в отличие от статьи 86, в статье 5 предусматривается, что неженатые прелюбодеи должны заключить после этого брак.
Последний вид гражданских преступлений это нанесение различных оскорблений. Большая часть статей рассматривает случаи обвинения в распутстве и предусматривает за них наказание в восемьдесят плетей (ст. 16). Скорее всего, такие обвинения были не редки, так как за них не назначается серьёзного наказания. Оскорбление точно так же, как и прочие преступления необходимо доказать перед судом, и если это не удавалось, обвинитель нес наказание согласно установленной Суной мере. Примечательно, что только в статье 214 наряду с оскорблением словом присутствует оскорбление действием. В плане наказания за него существует неопределенность. С одной стороны, наказание за оскорбление христианина должно быть в половину меньше чем за такое же оскорбление мусульманина. С другой, формулировка "по решению кади или сеньора" позволяет трактовать это наказание как одинаковое с случаем оскорбления мусульманина.
"Книга Суны и Шары мавров" представляет несомненный научный интерес. Содержащиеся в ней положения позволяют нам увидеть процесс синтеза мусульманской и христианской правовой системы после Реконкисты, когда возникла необходимость выработки механизмов управления мусульманской общиной на христианской территории. Необходимость установления норм взаимоотношений мусульман и королевской власти.
Система наказания в "Книге Суны и Шары мавров" не противоречит общим традициям мусульманского права. "Книга..." признает в качестве источников закона Коран и Суну, и вынесение того или иного наказания определятся в первую очередь по ним (ссылка на Суну, присутствует в большинстве статей, где указывается мера наказания). Но при всем этом, в системе наказаний явственно проступают черты новых социальных отношений между мудехарами и христианами. Это видно на примере перехода мусульман в другую веру, который теперь уже не подлежит традиционному наказанию - смертной казни.
В целом же в системе наказаний "Книги..." выделяются два основных принципа. Преобладающий принцип возмещения (путем штрафа или какого-нибудь телесного наказания) и вторичный принцип кары за преступление. Первый характерен для преступлений уголовного плана и связанных с оскорблениями. Пусть даже за особенно тяжкие полагалась смерть. Второй проявляется более в гражданских делах, связанных с нарушением положений Корана и религиозными преступлениями. Наказания за них, как правило, предусматривали смертную казнь.
Библиография.
1. Варьяш И. И. "История мусульманского населения средневековой Испании в исследованиях последних лет"//Средние века. Вып. 59. М., 1997 г.
2. Варьяш И. И. "Мудехары в Арагоне XIV - XV в.в. Некоторые аспекты судебной практики"//Средние века. Вып. 59. М., 1997 г. Также опубликовано в сборнике "Право в средневековом мире" 2001 г.
3. Варьяш И. И. "Королевская власть и право иноконфессиональных общин (на примере права мусульман)"// "Средние века". Вып. 60. М., 1997 г.
4. Варьяш И. И. "Опыт пиренейских мусульман: вне закона, но в социуме"// "Право в средневековом мире". Спб. 2001 г.
5. Варьяш И. И. "Правовое пространство ислама христианской Испании XIII - XV в.в.". М., 2001 г.
6. Варьяш О. И. "Мусульманское население монастырской деревни (по генеалогии мавров монастыря Собрадо)" в статье "Два очерка о Реконкисте"//"Средние века" вып. 59. М., 1007 г.
7. Еремеев Е. Д. "Ислам. Образ жизни и стиль мышления". М., 1990 г.
8. Л. Р. Сюкияйнен "Мусульманское право". М., 1986 г.
9. "Книга Суны и Шары Мавров". Главный редактор Варьяш И. И. М., 1995.