Ван И Ди : другие произведения.

Заметки о сократических школах античной философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Заметки о сократических школах античной философии. 2001 г. (киники, киренаики, мегарики и элидо-эритрийцы). Москва 2001г.

  ВНИМАНИЕ!!! В РАБОТЕ УДАЛЕН НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ.
  АВТОР ЗАПРЕЩАЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИЛИ ПУБЛИКОВАТЬ ЭТИ МАТЕРИАЛЫ БЕЗ СВОЕГО РАЗРЕШЕНИЯ!
  
  
  Заметки о сократических школах античной философии. 2001 г.
  (киники, киренаики, мегарики и элидо-эритрийцы).
  Москва 2001г.
  
  Перед тем как приступить собственно к рассмотрению сократических философских школ, я считаю необходимым поставить следующий вопрос:
  А кто такой Сократ, что после него остались философские школы?
  Сократ, наряду с Платоном и Аристотелем, это самый знаменитый представитель греческой философии. Конечно, это не значит, что все античные (да и последующие) философы относились к ним как к непререкаемым авторитетам. Однако не только их идеи, но даже их личности привлекают внимание как античных, так и позднейших авторов.
  Сократ (469-399 г.) первый греческий философ, который способствовал возникновению учений объективного идеализма. Происходил из афинского дема Алопека. Получил обычное для грека тех времен начальное образование. Участвовал гоплитом в войнах, проявив храбрость и выносливость. Начинал философскую деятельность с софистами, но потом порвал с ними и стал их непримиримым врагом. В общественной жизни далеко не всегда соглашался мнением большинства, и вообще проявлял "вольнодумство". За что и пострадал - его перепутали с софистами, обвинили по "уголовной" статье и казнили, так как Сократ не счел возможным отказаться от своих убеждений (отказался бежать, сам принял яд).
  К сожалению, сведения о Сократе носят, как и о большинстве его предшественников, характер скорее легендарный, что ставит перед нами множество вопросов о его личности и жизни. Большинство исследователей сходятся на мнении, что он был предшественником и учителем Платона - это подтверждается в его диалогах. Но есть также мнение, что Сократ в трудах Платона является скорее персонажем, задача которого служить авторитетным защитником платоновской философии. Во всяком случае, образ Сократа в других упоминаниях о нем существенно отличается от платоновского варианта. Впрочем, эти расхождения могут быть связаны с почти фольклорным характером этого образа в афинской традиции.
  Главным предметом его интересов был человек, его познание. По Сократу: "если я знаю, что я есть, то я знаю также, чем я должен быть". Это роднило его с софистами, но в отличие от них он считал, что существуют абсолютные ценности (истины, идеи) - вроде идеи истинной нравственности. Эти истины он искал с помощью метода "маевтика" - "ирония" + правильные вопросы = необходимая истина. Помимо этого Сократ разработал ряд других проблем (например, о бессмертии души и проч.).
  Сократ оставил после себя множество учеников и последователей, которые организовали несколько философских школ. Наиболее примечательно среди них направление, основанное Платоном. Из его Академии вышел Аристотель, чьи труды очень долго влияли на всю позднейшую философскую традицию Европы (вплоть до XVII в.).
  Но из-за того, что этим авторам уделялось такое большое внимание, были почти забыты другие школы, считавшие себя последователями Сократа. Это киники, мегарики, киренаики и элидо-эритрийцы.
  
  Сократические школы.
  
  Киники.
  
  Основатель этой школы Антисфен (ок.444-368 г.). Он был учеником сначала софиста Горгия, потом Сократа. Свою школу он основал в гимнасии Киносарг, покровителем которой был Геракл, и отсюда пошло ее название. Главным учеником Антисфена и крупнейшим представителем этой школы был Диоген Синопский (?-ок. 323). Во II-I в. до н. э. кинизм был постепенно поглощен стоицизмом, но в I-III в. возрождается. Затем следы кинизма можно проследить в различных иных учениях.
  Основной постулат киников это: философия есть жизненная мудрость, не нуждающаяся в отвлеченном знании. Отсюда и "познание ограничивается описанием вещей". Опираясь на этот постулат, они резко критиковали платоновское учение об идеях, отделенных от вещей. Для них общее понятие не имеет никакой объективной ценности, то есть вещь должна называться своим собственным именем, присущим ей одной. Конструктивная же программа киников была от обратного: мир плох, значит надо научиться жить отдельно от него; блага жизни ненадежны, значит, не требуется стремиться к ним. Они считали, что человек по своей природе имеет высшее достоинство и его назначение состоит "в непоколебимой доблести духа" - свобода от внешних привязанностей, страстей и заблуждений. Поэтому они осуждали правительства, институты рабства, брака, частной собственности. По ним моральная свобода заключена в освобождении от желаний, и внутренняя свобода человека есть его единственная собственность (ее никак не отнимешь).
  При этом нельзя не упомянуть, что киники (в отличие от многих других философов) старались доказать на деле возможность реального воплощения в жизнь своей философской системы. Примером тому жизнь Диогена.
  
  
  Киренаики.
  
  Эта школа названа по имени города Кирена в Северной Африке, родины Аристиппа (ок. 435 - ?), ее основателя. Последователями Сократа из этой школы были Арета (дочь), Антипатр, Феодор, Гегесий, Анникерид (ок. 320 - 280 г. до н.э.). Как и киники, киренаики исходили из ненужности знания теоретического, но в практической философии были их полной противоположностью. По Аристиппу орудием познания могут быть только наши ощущения и "так как в ощущениях постигаются (вроде бы) только наши индивидуальные состояния (а не свойства вещей), то и критерием блага можно считать испытываемое нами наслаждение или страдание". А поскольку наслаждение это положительное удовольствие, то киренаики основывали свою философию на принципе удовольствия, причем простирающегося в настоящем времени. Цель же жизни наслаждение настоящим. Но киренаики не считают удовольствие целью жизни, поскольку это было бы рабством. Иными словами жизненными благами надо пользоваться, господствуя над ними. То есть от удовольствий, удовлетворение которых может причинить страдание или которые не достижимы "мудрый" киренаик откажется. Поэтому надо быть готовым как к тому, чтобы воспользоваться удовольствием, так и к тому, чтобы отказаться от него, если обстоятельства не позволяют этого.
  Однако в последствии, Феодор, в отличие от Аристиппа, поставил целью не наслаждение отдельными удовольствиями, а радость, "стоящую выше отдельных благ" и "предполагающую рассудительность в тех, кто к ней стремится".
  В дальнейшем внутренние противоречия приводят киренаиков к прямо противоположному - так как совершенное счастье не достижимо ("ибо тело наше исполнено страданий, душа их разделяет и волнуется"), то жить то не стоит (Гегесий).
  
  Мегарики.
  
  Школа мегариков основана Евклидом (не надо путать его с математиком), последователями которого были Стилпон, Евбулид и Диодор. Основные интересы мегариков были направлены на вопросы логики, словесного спора, эвристики и искусства. При этом, нельзя не отметить, что они связывали сократовскую этику с элеатским учением о неизменном и вечном едином. Иначе говоря, в основе мегарского учения была мысль, что предметом знания может быть только общее, постигаемое через понятия (так называемые "бестелесные виды"). Общее же совпадает с единым благом и неизменно по природе. Интересно заметить, что для обоснования своих положений мегарики изобрели множество доводов - "софизмов". В результате чего Стилпон пришел к софистическому отрицанию возможности относить общее понятие к единичным примерам. В итоге они стали отвергать понятие возможности, широко используемое у того же Аристотеля. На том основании, что "нечто может действовать только тогда, когда оно действительно действует, когда же не действует, оно и не может действовать". Это утверждение происходит из софизма Диодора Крона "Повелительный", на основе которого мегарики отвергали возникновение чего-то из возможного, а не из действительного. А с другой стороны Филон из Мегары считал возможным все, на что способна вещь, даже если внешние обстоятельства исключают возможность осуществления этого. Последним крупным представителем школы мегариков был Стилпон. В своих размышлениях он сближался с Антисфеном. Так как утверждал, что "нельзя говорить о предмете нечто от него отличное". То есть человек есть человек, а полководец - полководец и т. д. Из этого можно сделать такой вывод: что там где, к примеру, киник отвергает всеобщее во имя единичного, то там же мегарик утверждает именно всеобщее за счет единичного.
  
  Элидо-эритрийцы.
  
  Элидо-эритрийская школа, пожалуй, самая незначительная из всех сократических. Ее основал Федон из Элиды, а затем его дело продолжил (в виде эритрийской школы) Менедем. Представители этой школы не особенно отличались от мегарской. Соглашались с их взглядами в совпадении единого блага и общего. В принципе Федон и Менедем были, конечно, блестящими ораторами и хорошими учителями, но никаких своих идей они не выдвигали и ничего конкретного к достижениям тех же мегариков не прибавили.
  
  Библиография
  
  1). В. Ф. Асмус "Античная философия". Москва, "Высшая школа" 1976 г.
  2). "Философия". Учебник под редакцией В. Д. Губина, Т. Ю. Смирновой, В. П. Филатова. Москва, "TON/TONE" 1998 г.
  3). А. С. Богомолов "Античная философия", Москва, изд. МГУ 1985 г.
  4). А. Г. Спиркин "Философия", учебник. Москва, "Гардарики" 2000 г.
  5). Философский Энциклопедический словарь. Москва, "Инфра-М" 1998 г.
  6). А. А. Радугин "Философия", курс лекций. Москва, "Владос" 1995 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"