Ван И Ди : другие произведения.

Тягиляй. Русский набивной доспех 16-17 вв. Спортивный вариант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На ваше растерзание представляются набросок (гениальной?) статьи по тягиляю (или тегиляю?), которую я надеюсь написать когда стану толстым бородатым доктором ист. наук. Пока же прошу вас удовольствоваться тем, что есть:) Заранее предупреждаю, ниже описан вариант тягиляя, предназначенного исключительно для спортивного применения. В этой статье не рассмотрены различия между Јтягиляем" и Јтягиляем тонким", равно не упомянут "тягиляй" как вид одежды. В ней наверняка есть ляпы, в связи со скудной источниковой базой и Јмалограмошностью" автора. Так что до Јдокторского уровня" ее еще дорабатывать и дорабатывать и на особую историчность мы не претендуем. Автор выражает особую благодарность Пану Колгоспныку из ВИК ЈПаладин" за своевременную и конструктивную критику.

  Дорогие любители позднего русского средневековья! На ваше растерзание представляются набросок статьи по тягиляю (или тягеляю?), которую я надеюсь написать когда стану толстым бородатым доктором ист. наук. Пока же прошу вас удовольствоваться тем, что есть. Заранее предупреждаю, ниже описан вариант тягиляя, предназначенного исключительно для спортивного применения. В этой статье не рассмотрены различия между 'тягиляем' и 'тягиляем тонким', равно не упомянут "тягиляй" как вид одежды. В ней наверняка есть ляпы, в связи со скудной источниковой базой и 'малограмошностью' автора. Так что до 'докторского уровня' ее еще дорабатывать и дорабатывать и на особую историчность мы не претендуем. Посему ожидается конструктивная критика, а не вопли про "марсианство".
  Автор выражает особую благодарность Пану Колгоспныку из 'клуба исторического моделирования и фехтования 'Паладин'' за своевременную и конструктивную критику.
  
  Надюсь совместные усилия господ форумчан позволят этому гадкому цыпленку превратиться в нечто более подобающее.
  
   Тягиляй.
  
   Спортивный вариант русского набивного доспеха.
  
  
  На рисунке представлен условно 'спортивный' вариант тягиляя - набивного доспеха, имевшего хождение в России и у ее соседей в 16-17 в. В этот вариант тягиляя внесено несколько современных конструктивных изменений, предназначенных для адаптации к реалиям исторического фехтования. Также на рисунке дано несколько вариантов 'шапок бумажных', защитных головных уборов гипотетически применявшихся в качестве подшлемника или легкого шлема там же и в тот же период. На рисунке даны общий вид тягиляя и шапки бумажной, вид спереди, а также схема ворота и рукава. Изображенные на рисунке предметы воспроизводились в первую очередь по гравюрам Герберштейна, рисункам Пальмквиста, картине 'Битва под Оршей' и по предметам из собрания Оружейной палаты Московского Кремля. Конечно, маловато будет, но пока приходится обходиться чем есть. На рисунке приведен общий вид тягиляя и шапки бумажной, вид спереди + схема ворота и рукава.
  В отличие от историчного варианта, в данном воротник стеганый, запашной и застегивается ремнем. При историчном варианте ворот, по всей видимости набивной и значительной высоты. Горло и нижняя часть лица открыты и могли защищаться разве что бармицей мисюрки или др. шлема. Это хорошо видно на гравюрах Герберштейна. При использовании шлема с нащечниками, между лицевой маской и нащечником образуется дыры, открывающие горло, шейные артерии и даже межключичную впадину. При использовании вместо маски наносника-стрелки в добавок открыто и все лицо. Нам таких дыр в системе безопасности не надо. Из соображений улучшения защитных свойств предлагаем сделать воротник стеганым, запашной и застегивается ремнем. Защитный ворот усилен стальными пластинами (см. схему 3) 2мм. толщиной. Другим вариантом усиления может быть изготовление ворота на основе полосы толстого войлока. Такой запашной ворот вкупе с нащечниками 'шапки бумажной' обеспечивает, по-моему, большую степень защищённости лица и шеи по сравнению аутентичным воспроизведением перечисленных элементов.
  Важный момент. Обратите внимание как сочетается с высоким воротом шапка бумажная. Она лишь немного заходит задней частью под ворот. Здесь сделан расчет на то, что место стыка будет закрыто задней частью шишака или ерихонки (затыльником из одного сегмента или 'рачьим хвостом' как например на ерихонках из Оружейной палаты), которая ляжет поверх ворота. Такая схема обеспечивает голове нормальную подвижность при хорошей защищенности шеи. Своеобразный вариант в этой схеме дает шапка 2г на рисунке, которая использовалась как шлем и имеет заднюю часть как у шишака (подробнее о типе 2в и 2г ниже). При этом, я вижу два варианта посадки шлема на шапку в сочетании с воротом тягиляя: шлем (шишак, ерихонка или кабассет) застегивается подбородочным ремнем, который также прижимает нащечники шапки. Нащечники шлема связываются шнурком за петли. После чего ворот поднимается и застегивается, закрывая шею окончательно. Историческая достоверность такого варианта не подтверждена, но зато он обеспечивает приемлемый уровень защиты нижней части лица и шеи. В варианте с воротом запашным, но не застегивающимся, тот фиксируется в поднятом положении нащечниками шлема (такую схему кажется использует Владимир Терехов из Тулы). Отметим, что историчный вариант ворота доходил по высоте (судя по рисункам) до уровня глаз, и при этом закрывал лицо и голову в основном от боковых ударов.
  Общая длина тягиляя на рисунке чуть ниже колена, тогда как судя изображениям его длина была по колено ровно. См. изображение спешенного всадника поместной конницы и Герберштейна. При "высокой" посадке в седле, характерной для поместной конницы, пола должна провиснуть за счёт изгиба ноги. Что давало практически полную защиту всей ноги, как это заметно на гравюрах. Учитывая, что сейчас лишь очень малая часть реконструкторов может похвастаться наличием верховой лошади, использование тягиляя такой длины представляется нам опасным в плане защищенности колена. К сожалению, достоверных сведений о параметрах 'пехотного' тягиляя у нас нет и здесь приходиться довольствоваться собственными домыслами. Предложенный вариант ходьбе не мешает, при том, что хорошо закрывает бедра и колени. На турнире или в бугурте, ногу ниже колена можно защитить поножем (бутурлыком). Хотя конечно лучше не ограничиваться в защите бедра-колена только полой. Для 16 -17 вв известно значительное количество бахтерных набедренников турецкого происхождения, которые хранятся в ГИМе и в музеях Турции. Один кольчужный набедренник лежит также в Оружейной Палате. Фотографии почти всех их приведены в Аствацатурян "Турецкое оружие в собрании Государственного Исторического Музея".
  Особый интерес представляют рукава. По дошедшим изображениям они коротки, имеют вид несколько бочкообразный и прикрепляются к корпусу 'фонариком', таким образом, что начинаются как бы от ворота и доходят примерно до середины плеча или до локтя. Такой крой позволяет свободно двигать руками при стрельбе из лука или пищали и в рукопашной. Но при таком варианте остается открытой зона локтя. На рисунке дана схема прикрепления рукава не аутентичная, более того, такой рукав должен пришиваться к корпусу напрямую только сверху, а снизу через ненабивные ластовицы иначе не сможет двигаться. Некоторые детали картины "Битва под Оршей" позволяют предположить существование рукава удлиненного, до локтя. Скорее всего, они крепились так же как короткий рукав, а подвижность плечевого сустава в них обеспечивалась значительной шириной. На рисунке и гравюрах это заметно по раздутию рукавов в области плечевого сустава и значительно большим диаметром рукава относительно плеча. Защита локтя в таком случае осуществлялась за счет наползания рукава на длинный и глубокий створчатый наруч, что отображено на рисунке. В качестве возможного дополнительного способа защиты локтя возможна стальная вставка в немного вытянутую нижнюю оконечность рукава. Стрельба из лука в таком варианте может быть затруднена, но это требует проверки.
  В остальном, покрой тягиляя очень похож на кафтан. От приталенной корпусной части, с высоким воротом вниз отходят конусом полы, имеющие на подоле по бокам клиновидные вставки примерно 10 см. в ширину на 15-20 см. в высоту. Сзади полы тягиляя очевидно должны иметь разрез длинной примерно до середины бедра или выше (в случае кавалерийского применения).
  На рисунке дан способ застегивания тягиляя с нахлестом пол до 15 см, с фиксацией на пряжках. Историчный тягиляй застегивался на пуговицах встык. Вариант же на рисунке взят с татарского стёганного кафтана (образец такого хранится в Варшавском музее). Первый способ для спортивного применения предпочтительнее, в силу простоты, надежности и лучшей защиты. Согласитесь, иметь в области солнечное сплетение-живот-пах двойной слой набивки не так уж и плохо.
  Также ходят упорные слухи, что в тягиляи могли зашивать куски кольчуги, проволоку и др. подобные материалы, но тут следует проявить осторожность, так как базируются они на рассказах экскурсоводов из Оружейной Палаты о тягиляе Ивана Грозного, в пересказе третьих лиц. С точки зрения защитных качеств вшивание в тягеляй кольчужного полотна представляется нам излишним. Это утяжеляет конструкцию, при том что выигрыш в защитных свойствах с учетом современных реалий фехтования незначителен.
  Материал: на внешний слой грубое сукно или шерстяная ткань или возможно несколько слоев льна. Внутренний слой скорее всего 1 или 2 слоя льна. Причем, судя по тягиляю Ивана Грозного, материал использовался одинаковый для всех. Набивка - льняной очес, конский волос, рубленный войлок или пенька. Конский волос зашивать в воротник не советую. Колет-с...
  
  
   Шапка бумажная
  
  
  Шапка бумажная - разновидность легкого боевого наголовья (гипотетически - подшлемника), использовавшегося в России в 16-17 в. Как видно из названия, изготовлялась из хлопчатобумажной ткани (по крайней мере внешний слой). Внешне она выглядит как набивная или стеганная шапка, с нащечниками (на рис. 2а и 2в), иногда с козырьком (на рис. 2б) и иногда с затыльником как на шишаке (на рис. 2б и 2г).
  В целом шапки бумажные можно подразделить на два основных типа: гипотетически спользовавшиеся как подшлемник или как боевое наголовье. Первые отличаются невысокой тульей, отсутствием стрелки-наносника и подбородочных ремней (наличие их на рисунке ошибка). Известны как набивные, так и стеганные варианты (на рис. 2б и 2а). Вторые имели наносник, по всей видимости, металлический каркас, к которому он крепился и были набивными (на рис. 2б (вероятно, т.к. имеет затыльник), 2в и 2г (на 2г наносник не виден)). Могли иметь как высокую (на рис. 2в), так и невысокую (на рис. 2г) тулью, в последнем случае вероятно предполагалась возможность ношения шлема или мисюрки. Шапки, не имевшие затыльника, скорее всего, предназначались для ношения с тягеляем, имевшим высокий ворот, что было более подробно разобрано выше.
  
  
  Писано в лето 2006 от Р.Х. придворным хронистом маркграфа сэра Леона де Маневье, Ваном.
  
  
  
  Рисунок:
  
  
  [IMG]http://static.diary.ru/userdir/1/7/5/3/17536/6919971.jpg[/IMG]
  
  
  Др. изображения
  Летин Поместная онница 16 в
  http://static.diary.ru/userdir/1/7/5/3/17536/7033245.jpg
  Кафтан, изображение и журнала "Цейхгауз"
  http://static.diary.ru/userdir/1/7/5/3/17536/7033297.jpg
  
  Историческая справка
  
  Тягеляй известен по следующим памятникам:
  (Люди добрые! У меня нет нормальных изображений ряда источников, поделитесь кто может)
  - гравюрам Герберштейна
  Часть гравюр http://historydoc.edu.ru/catalog.as...cat_ob_no=12192
  Текст его книги: http://historydoc.edu.ru/catalog.as...cat_ob_no=12192
  
  - картине 'Битва под Оршей'
  Картина "Битва под Оршей" 1514 г.
  В цвете (ОЧЕНЬ большая картинка) http://www.istorija.net/photos/get-...asp?photoid=438
  Обсуждение на ТожеФоруме, она же, но порезанная на кусочки и с комментариями:
  http://www.tforum.info/cgi-bin/ikon...=ST;f=27;t=5023
  Еще фотографии
  http://foto.inbox.lv/semkov/Battle_of_Orsha
  
  - предметам из собрания Оружейной палаты Московского Кремля.
  [приложить фотографии и изображения] пока подбираются
  
  Шапка бумажная известна в основном по собранию Оружейной Палаты Московского Кремля.
  
  [приложить фотографии] У Висковатова + фотографии из каталогов собрания, пока подбираются
  
  
  Помимо этих источников, для создания данной стилизации были использованы (вот этого у меня вообще нет, видел всего несколько раз):
  - рисунки Пальмквиста - стёганый татарский халат из собрания Варшавского музея [приложить фото]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"