Слово О Полку Игореве
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: В 1800 году А. И. Мусин-Пушкин Опубликовал в Москве текст героико-эпической поэмы XII века "Слово о полку Игореве", ранее обнаруженной им в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре. Поэма получила всеобщее признание, как величайший памятник древнерусского искусства, и прочно вошла в сокровищницу мировой литературы. Уже более двух веков "Слово..." возбуждает глубокий интерес читателей и привлекает к себе внимание поэтов. Его переводили на современный русский язык В. Белинский, В. Жуковский, Л. Мей, А. Майков, а в советское время ― И. Новиков, Н. Заболоцкий, Н. Рыленков и другие. В данной книге "Слово о полку Игореве" даётся автором в поэтическом переводе Аполлона Майкова. Автор позволил себе обработать, в общем-то неплохие белые стихи А. Майкова, зарифмовав их и разбив на отдельные главы. При этом автор старался избавится от непонятных современному читателю славинизмов и устаревших оборотов речи, сделав поэму еще более удобочитаемой. К сожалению сделать это полностью не удалось и, поэтому в конце поэмы приведён небольшой словарь. Автор посвящает свою работу к тысячелетию Ярославля. "Слово о полку Игореве" ― это не только памятник древнерусского искусства ― это, возможно, и единственный сохранившийся письменный памятник древнерусской истории. Такие выражения из этой поэмы, как "Трояновы пути", "Трояновы тропы", "Трояновы века" и "Трояновы земли" заслуживают пристального внимания наших историков. Возможно, они говорят о том, что домонгольская Русь еще имела письменные доказательства своих древних корней, которых по мнению западных историков у русского народа нет и не было. Ведь, согласно этим выражениям, и некоторым другим данным, наши корни можно продолжать вглубь веков до основателя гомеровской Трои. Согласно легендам, сын Афродиты Эней, родственник последнего царя Трои Приама, спасшийся с группой троян после поражения от греков, бежал на Апенинский полуостров и создал там своё государство. Все города на севере современной Италии, в том числе и Рим, основаны предками Инея. Историки называют их этруссками. Сами этрусски называли себя расенами. Несколько веков этрусски-расены были в древней Италии патрициями (господами), а коренное население считалось плебеями. Так продолжалось до победного восстания римских плебеев в 509 году до нашей эры. Восставшие плебеи постепенно захватили все этрусские города. Этрусское население было частично уничтожено, частично ассимилировано, а часть его ушла за Альпы в северную и юговосточную Европу. Отсюда началась история древнеримской империи, которая унаследовала всю богатую культуру этруссков. Не случайно, что один из римских императоров имел имя Траян, а Гай Юлий Цезарь, например, гордился тем, что считал свой род происходящим от Энея и римских патрициев. Одно из этрусских племён, отошедших на юговосток впоследствии и основало Киевскую Русь. Не эту ли древнюю историю русского народа, уходящую к основателю Трои, имел ввиду автор "Слова о полку Игореве" в своих словах "Трояновы пути", "Трояновы века" и "Трояновы земли". И не случайно в 1455 году, после падения Констатинополя под натиском турков, первый патриарх уже Московской России воскликнул: "Два Рима пали. Третий Рим ― Москва стоит, и будет стоять еще много веков".
|
АПОЛЛОН МАЙКОВ,
НИКОЛАЙ ВАШУТКИН.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
РЫБИНСК 2010.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В 1800 году А. И. Мусин-Пушкин Опубликовал в Москве текст героико-эпической поэмы XII века "Слово о полку Игореве", ранее обнаруженной им в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре. Поэма получила всеобщее признание, как величайший памятник древнерусского искусства, и прочно вошла в сокровищницу мировой литературы. Уже более двух веков "Слово..." возбуждает глубокий интерес читателей и привлекает к себе внимание поэтов. Его переводили на современный русский язык В. Белинский, В. Жуковский, Л. Мей, А. Майков, а в советское время ? И. Новиков, Н. Заболоцкий, Н. Рыленков и другие.
В данной книге "Слово о полку Игореве" даётся автором в поэтическом переводе Аполлона Майкова. Автор позволил себе обработать, в общем-то неплохие белые стихи А. Майкова, зарифмовав их и разбив на отдельные главы. При этом автор старался избавится от непонятных современному читателю славинизмов и устаревших оборотов речи, сделав поэму еще более удобочитаемой. К сожалению сделать это полностью не удалось и, поэтому в конце поэмы приведён небольшой словарь. Автор посвящает свою работу к тысячелетию Ярославля.
"Слово о полку Игореве" ? это не только памятник древнерусского искусства ? это, возможно, и единственный сохранившийся письменный памятник древнерусской истории. Такие выражения из этой поэмы, как "Трояновы пути", "Трояновы тропы", "Трояновы века" и "Трояновы земли" заслуживают пристального внимания наших историков. Возможно, они говорят о том, что домонгольская Русь еще имела письменные доказательства своих древних корней, которых по мнению западных историков у русского народа нет и не было. Ведь, согласно этим выражениям, и некоторым другим данным, наши корни можно продолжать вглубь веков до основателя гомеровской Трои.
Согласно легендам, сын Афродиты Эней, родственник последнего царя Трои Приама, спасшийся с группой троян после поражения от греков, бежал на Апенинский полуостров и создал там своё государство. Все города на севере современной Италии, в том числе и Рим, основаны предками Инея. Историки называют их этруссками. Сами этрусски называли себя расенами.
Несколько веков этрусски-расены были в древней Италии патрициями (господами), а коренное население считалось плебеями. Так продолжалось до победного восстания римских плебеев в 509 году до нашей эры. Восставшие плебеи постепенно захватили все этрусские города. Этрусское население было частично уничтожено, частично ассимилировано, а часть его ушла за Альпы в северную и юговосточную Европу.
Отсюда началась история древнеримской империи, которая унаследовала всю богатую культуру этруссков. Не случайно, что один из римских императоров имел имя Траян, а Гай Юлий Цезарь, например, гордился тем, что считал свой род происходящим от Энея и римских патрициев.
Одно из этрусских племён, отошедших на юговосток впоследствии и основало Киевскую Русь. Не эту ли древнюю историю русского народа, уходящую к основателю Трои, имел ввиду автор "Слова о полку Игореве" в своих словах "Трояновы пути", "Трояновы века" и "Трояновы земли".
И не случайно в 1455 году, после падения Констатинополя под натиском турков, первый патриарх уже Московской России воскликнул: "Два Рима пали. Третий Рим ? Москва стоит, и будет стоять еще много веков".
ВСТУПЛЕНИЕ.
А не спеть ли нам, друзья и братья,
О былых старинных битвах славных?
В песнь одну, конечно, не собрать их.
Раньше много песен пелось равных.
Мы споём об Игоревом войске,
И о храбром сыне Святослава.
Бились с Кончаком они геройски,
Память, прославляя, Ярослава.
Не гонитесь мыслью за Бояном.
Вещий песнь прекрасную, слагая,
Спорил с мокрым утренним туманом,
Белкой в кроне древа пробегая.
Рыскал в чистом поле серым волком,
Вспоминая давних предков битву.
Песня та звучала звонко с толком,
Не была похожей на молитву,
Он орлом парит под облаками,
Стаю лебедей с земли запустит,
Ястребом летит на них, как камень,
Десять соколов на них вдруг пустит.
И какого первого настигнет,
Для него и пой тот лебедь песню.
Кто же вещего певца постигнет?
Мёртвые могли б пред ним воскреснуть.
Будет ли то песнь об Ярославе,
Правду подарил Руси который.
Иль о сильном князе, о Мстиславе,
Что с врагом был на расправу скорый:
Поборов касожского Редедю,
Вмиг противника ножом зарезал,
А ведь тот подобен был медведю.
Побеждённых сам вот так же резал.
Но не десять соколов то было:
Десять он перстов пускал на струны.
Сразу всё куда-то плыло,
Возникали сказочные руны.
Под перстами струны рокотали.
Звуки чудные везде летели,
И князьям всем гордость щекотали,
Струны эти им ведь славу пели.
Поведём же, братья, мы сказанье
От времён Владимировых славных.
Умные найдут в нём указанье,
Как беречь страну от орд поганых.
Доведём до Игоревой брани.
Как задумал крепкую он думу,
Думу твёрже, чем алмаза грани.
В сердце Бог ему отвагу вдунул.
Распалился Игорь духом ратным,
В степь повёл он русские дружины.
Из степи их не вернёшь обратно.
Их страшатся половцы и джины.
ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПОХОДА.
Кони ржут за Сулою рекою.
В славном Киеве во стольном граде
Колокольный звон не даст покоя.
Затрубили трубы в Новом Граде.
Стяги красные в Путивле реют.
Поджидает Игорь друга-брата.
Чувства их аж с детства не стареют,
Пусть к годам тем юным нет возврата.
Братья кровь пролить всегда готовы
Битвы замышляют они сами,
Им сражения с врагом не новы.
Всеволод приходит со словами:
"Игорь, брат, один ты свет мой светлый
Ведь душа моя тебе лишь рада.
Оба мы с тобою Святославли.
Для меня всегда ты, как награда!
Брат, седлай коней своих ретивых,
А мои уж в Курске ожидают.
Мы пойдём на половцев спесивых.
Там без дела в Курске уж страдают.
И мои куряне ль не смышлённы,
Повиты под бранною трубою,
Все владеть оружьем изощрённы,
И они всегда готовы к бою.
Выросли в кольчуге и под шлемом.
Все с конца копья они вскормились,
К трудным подготовлены проблемам,
Половцев поганых бить стремились.
Все пути, овраги не забыты.
Тетивы натянуты, как надо,
Колчаны со стрелами открыты.
Копья и мечи не для наряда.
Остро отточёно всё оружье.
Сами скачут, словно волки здравы,
И не придерёшься к ним снаружи.
Жаждут чести, а для князя славы".
Князь в златые стремена вступает,
И за ним все двинулись дружины.
Солнце путь им тьмою заступает.
Ночь пришла, завыли звери, джины.
Вдалеке гроза с огнём пасётся,
Шум грозы зверей и птиц пугает.
Свист зверинный по степи несётся.
Чёрный див на древе мир ругает.
Весть он шлёт ко всей земле далёкой:
На Сулу, на Волгу и Поморье.
И с его позиции высокой
Клики прилетают и на взгорье,
На Корсунь и Сурожское море,
И к тебе, болван Тмутороканский.
Слух пришёл о предстоящем горе.
Не набег кровавый это ханский.
Русичи идут вернуть своё же!
К Дону толпы степняков бежали.
Войско русское на месть похоже
Реют грозно красные скрижали!
Солнце пыльным маревом одето
От телег неверных скрип великий.
Можно тут подумать ? это
Лебедей испуганные крики.
ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА В НАЧАЛЕ ПОХОДА.
У Донца был Игорь, вдруг он видит,
Словно кто-то тьмой накрыл всё войско,
Словно кто-то так их ненавидит,
Что решил им дух изгнать геройский.
Посмотрел князь Игорь вверх на Солнце,
А оно, как месяц на исходе.
Лишь рога его горят над Донцем.
Засветились звёзды в небосводе.
У людей в глазах позеленело.
Старики поникли головами.
"Быть Беде, коль Солнце потемнело.
Воинское счастье здесь не с нами" ?
Слышаться такие всюду речи ?
"Смерть нас ждёт иль тяжкая неволя
В предстоящей с половцами сечи".
Князь им думать так не позволяет:
"Братья и дружина, бог ведь с нами!
То не нам Тьмой Небо угрожает!
Жизнь иль смерть, вы выбирайте сами!
Тьма пусть вражий дух лишь унижает!
Лучше быть убитым, чем пленённым!
Пусть враги поганые страшатся!
Мы ж воспрянем с духом убеждённым!
Что победы половцы лишатся!
Мы коней пришпорим резвоногих,
Прямо к Дону все помчимся быстро!
Там копьём врагов побьём мы многих!
В деле будет меч и меткий выстрел!
С вами, русичи, хочу я вместе
Шлемом золотым воды напиться,
Или там у Дона в бранном месте
Голову сложив, навек забыться!"
О Боян, о вещий песнотворец,
Соловей времён давно минувших!
Выше ты, чем каждый чудотворец
На иконах праведно уснувших!
Ах, тебе б певцом быть этой рати!
Лишь скача по мысленному древу,
Струны чудные смогли б сыграть и
Вознестись орлом под сизы тучи.
С древней славой новую свивая,
В путь Троянов, мчась чрез дол на кручи,
Подвиг в битве жаркой, воспевая!
То не буря соколов помчала,
То не стаи галок полетели!
На Дону им не было причала!
Ах, твои бы, вещий, песни пели!
ПРЕДВЕСТНИКИ ПОРАЖЕНИЯ.
Игорь держит путь на Дон великий,
А над ним беду уж чуют птицы.
Словно там вверху пророк безликий,
Словно в небе там мелькают спицы,
И несутся следом за полками.
По крутым оврагам воют волки,
Ощетинясь, лязгают клыками.
И лисицы брешут всё без толку.
Красные щиты лисиц пугают.