1. Соблюдайте законы перспективы! Благодаря перспективе предметы можно приблизить к переднему плану, увеличив их размеры, или отдалить, уменьшив, во времени и пространстве. Делать это можно с помощью пространственных и временных наречий и др.
2. Должна быть какая-то исключительность, особенность, нестандартность изображаемого момента, что позволит привлечь внимание к происходящему.
3. Недостатки компоновки - обилие фигур, второстепенных деталей, лишённых выразительности. Надо, чтобы читатель сконцентрировал своё внимание на главном. Тургенев, изображая разночинца-демократа Базарова, обращает внимание на его руку и балахон - и этого достаточно, чтобы показать происхождение и род занятий героя.
4. Большое значение имеет объём произведения для компоновки всего изображаемого. Стремитесь к краткости, как учил Чехов. Лирику отличает от прозы прежде всего динамичность слова. Малый объём и динамичность предопределяют жёсткий отбор, и немногое отобранное получает непомерную нагрузку. Это относится, например, к внешности, к жестам персонажей.
А.Фет написал:
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.
А вот ахматовские строки, передающие волнение героини :
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
В поэзии эти строки поражают читателя, а в прозе они вряд ли произвели бы сильное впечатление.
5. Принцип целесообразности - все средства, используемые художником слова, должны быть подчинены теме и идее произведения.
6. Поэт, как и художник, до начала работы должен ясно представлять все подробности изображаемого, конкретность момента и места действия, число фигур и их расположение, о чём они будут говорить, как они будут действовать.
7. Построить картину надо так, чтобы переменить ничего нельзя было: ни одного слова, ни одного знака препинания, ни одного движения персонажа.
8. Построение произведения:
а) слово (особенности языковые);
б) сопутствующие образы (свет, звук, пространство, время, образы вещей, цвет, интерьер и др.);
в) отдельный образ - персонаж(портрет, характер, речевая характеристика. Где и когда? С кем? Каким образом? Что? и т. д.);
г) мотивы поведения, действия персонажа (основные, микромотивы. Мотивы складываются в сюжет, сюжетные линии переплетаются - так строится композиция);
д) тема и идея.
9.Портрет персонажа: внешность, черты лица, детали одежды, душевное состояние, взгляды и духовные ценности, социальный статус, семейное положение, рассказ о прошлой жизни и т.п.
10. Упрощённо схемы композиции выглядят так:
1.Кто?(Что?) - Где? - Когда?(В прошлом, настоящем или будущем? Как долго?) - С кем? - При каких обстоятельствах? - Каким образом? - Что из этого получилось?
2. Предыстория - история - эпилог (возможны дополнения и вариации).
III. Стихотворный размер. Ритм.
Электронная "программа без промаха" проверит "алгеброй гармонию".
Найдите в Интернете электронную программу с приложениями Poem Parser-3, которая поможет вам расставить ударение, проверить ритм, определить размер, найти ошибку. Наряду с классическими размерами силлабо-тонической системы стихосложения (ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом) она определяет тонический стих или указывает, что структура не опознана.
Не найдёте - слушайте музыку стиха! Пойте! И забудьте про все размеры! Русская душа подскажет ритм не хуже всех программ и учебников.
IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.
Если учиться у кого краткости, яркости, точности, простоте, выразительности, то лучше у самого Пушкина. Это образец, эталон. "Пушкин - это наше всё".
10 приёмов и средств выражения из поэзии Пушкина:
1. Инструментовка стиха:
Но дважды ангел вострубит;
На землю гром небесный грянет;
И брат от брата побежит,
И сын от матери отпрянет.
Сравни похожую инструментовку у Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Скопление 'р' передаёт громовые раскаты.
Инструментовкой можно передавать шум воды, ветра, топот ног, копыт, подков и др.
Одно "но".
Пушкин, написавший: "Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой", в совершенстве владел инструментовкой. Но он, очевидно, считал, что поэт может себе это позволить изредка, решая определённую задачу. Сплошная инструментовка стиха, надо думать, показалась бы Пушкину ребяческой затеей.
Есть ещё смысловая инструментовка. Она была ещё более существенной для поэтов-символистов.Например, достаточно таких семантических знаков, как Маир, Ойле, Лигой, чтобы создать Сологубу прекрасный мир мечты:
Земля Ойле живёт в волнах эфира,
Земля Ойле,
И ясен свет блистающий Маира
На той земле.
2. Способ обрисовки целой картины через какую-нибудь характерную мелочь.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!
Можно ли ярче передать ощущение зимы и мороза, чем через этот 'поцелуй' и 'пыль снегов'? Ростов у Толстого целует Соню, чувство поцелуя смешивается у него с запахом жжёной пробки. Этот способ обрисовки идёт от Пушкина.
3. Большую роль в поэзии играет символика. У Пушкина конкретная дорога получает значение жизненного пути вообще со всеми его печалями и радостями. Стоит заглянуть в словарь символов.
4. Поэтическая речь любит намёки. Классик часто намекает на что-то известное только двоим - автору и той, к которой он обращается:
Сказать ли вам моё несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся вдаль?
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествие а Опочку,
И фортепьяно вечерком?..
О чём слёзы? С кем вдвоём? Зачем в Опочку? Что обозначает это фортепьяно?
Только намёки, но за ними вырастает определённая картина: есть соперник, он живёт где-то около Опочки, героиня уединяется с ним в углу, что-то происходит за игрой на фортепьяно и т.д. Согласитесь, что намёки создают загадочность, таинственность, подогревают интерес читателя. Возьмите это на вооружение.
5. Игра на паузах. Живое чувство не передаётся гладкими фразами - оно требует свободных эмоциональных оборотов речи, улавливающих малейшее сердечное движение. Иногда пауза действует сильнее, чем какое бы то ни было - хотя бы самое краткое - высказывание. Бывают случаи, когда 'лишь молчание понятно говорит'. И Пушкин был неподражаемым мастером игры на выразительных паузах.
Теперь она сидит, печальна и одна...
Одна... Никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто её колен в забвенье не целует;
Одна...ничьим устам она не предаёт
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных...
Далее пропуск: три строки точек. Что же скрывается за этим пропуском - конечно, мнимым? Ревнивые мысли. Дальше он их отбрасывает:
Не правда ль: ты одна... ты плачешь... я спокоен.
Строка точек, и затем только 2 слова, развязка всей драмы ревности:
Но если...
6. Поэтический фон (цветовой, звуковой, вкусовой, предметный и т.д.) помогает выделить элементы композиции и создать настроение.
Это может быть пушкинский аромат сирени и горький дым костров, осенняя позолота и т.д.
Запах антоновских яблок (у Бунина).
7. Закон пластики. Жесты, мимика, поза, движения передают не только ситуацию, но и самую сущность характеров. Пластически изображается молчаливое горе черкешенки после исповеди пленника:
Раскрыв уста, без слёз рыдая,
Сидела дева молодая.
Туманный, неподвижный взор
Безмолвный выражал укор;
Бледна как тень, она дрожала;
В руках любовника лежала
Её холодная рука...
8. Авторская позиция. Иногда лучше стоять 'над борьбой'. Пушкин в 'Медном всаднике' и в 'Цыганах' не дает морали. Выводы он предоставляет уму и сердцу читателя.
9. Фольклорные истоки. Пушкин внимательно изучал пословицы, поговорки, народные песни и всякого рода старинные выражения. С украинским песенным материалом Пушкин знакомился по изданию 'Малороссийских песен' М.А. Максимовича. По рассказу Максимовича, Пушкин при написании 'Полтавы' сам говорил ему, что 'обирает' его песни.
Народно-поэтические приёмы, которые использовал Пушкин: