Николаева Наталья Алексеевна : другие произведения.

Говорящая дорога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Говорящая дорога" - в раздел "Познавательные произведения" для конкурса "Короткое детское произведение - 2012".


natanaki@nm.ru

Говорящая дорога

   Вы, наверное, думаете, что предметы могут разговаривать с людьми только в сказках: печка предлагает сестрице Алёнушке пирожки, умывальник Мойдодыр учит неряху, а кукушка из часов подсказывает ребятам, как вернуть потерянное время. Оказывается, совсем необязательно попасть в сказку, чтобы окружающие предметы заговорили с тобой. Достаточно выйти на улицу, внимательно оглядеться по сторонам, и тогда - о чудо! - с тобой заговорит дорога. Да, да, самая обыкновенная дорога, с троллейбусами и автобусами, легковыми и грузовиками, водителями и пешеходами. Та самая, которую ты переходишь и по которой ездишь каждый день. Для этого надо только научиться понимать ее язык - язык светофоров и дорожных знаков.
   Но прежде чем выйти из дома и узнать, что же хочет сказать нам дорога, давайте разберемся, как и когда она научилась говорить.
   Предки дорожных знаков появились давным-давно вместе с дорогами, когда люди еще и писать-то не умели. Чтобы обозначить путь или оставить сообщение для тех, кто пойдет следом, делались зарубки на деревьях, использовались бревна, надломанные сучья или же устанавливались вдоль дороги камни. Согласитесь, что заметить такие знаки и, тем более, расшифровать их было довольно трудно.
   Поэтому со временем камням-указателям стали придавать определенную форму, чтобы выделить их на фоне окружающей природы. Вдоль дорог воздвигали каменные статуи, изображающие воинов и даже женщин. Они выполняли роль указателей, помогали путникам находить броды в реках. Такие статуи ученые называют "каменными бабами". Почему "бабами", спросите вы? Ведь это были статуи не только женщин, но и воинов. Дело в том, что слово "баба", происходит от тюркского "балбал", что означает "пращур", "дед-отец". А увидеть "каменную бабу" можно в Москве, в музее-заповеднике "Коломенское".
   Когда возникла письменность, на придорожные камни стали наносить надписи, обычно названия того населенного пункта, к которому вела дорога.
   Но настоящая система дорожных указателей была разработана в Древнем Риме. Произошло это в третьем веке до нашей эры. В самом центре Рима у храма Сатурна воздвигли Золотой мильный столб. Он был сделан из бронзы, а сверху покрыт позолотой. На него были нанесены названия самых крупных городов Римской империи и расстояние до них. От Золотого мильного столба расходились все важнейшие дороги. Отсюда и пошла пословица "Все дороги ведут в Рим".
   На главных дорогах тоже были поставлены мильные столбы. Назывались они мильными, потому что расстояния римляне измеряли в милях. Одна миля равнялась приблизительно полутора километрам. Высотой эти столбы были до четырех метров. Их делали такими высокими, чтобы путникам, путешествующим верхом на лошадях или в повозках, было удобно читать то, что написано на верхней части столба. Там указывалось расстояние от Золотого мильного столба, сколько осталось до ближайшего населенного пункта, а также имя императора, при котором была построена дорога.
   Такая система дорожных указателей распространилась и в других странах. В России первые столбы установили в XVII веке по указу царя Алексея Михайловича на дороге от Москвы до царского имения Коломенское. Они тоже были высотой около четырех метров, каменные, облицованные разноцветным мрамором, с двуглавыми орлами наверху. Но назывались они не мильные, а верстовые. Верста, которой мерили тогда в России расстояние, составляла чуть больше одного километра. На первые верстовые столбы, как на диковинку, сбегался поглядеть народ. Про верстовой столб даже сложили загадку: "Нем и глух, а счет знает". А выражение "верста коломенская" стало означать очень высоких и худощавых людей.
   Так дорога научилась считать и освоила первые слова - названия городов и деревень. Но самое главное ей предстояло еще впереди. Царь Петр I, проводивший реформы в России по европейскому образцу, не забыл в своих трудах-заботах и про дорогу. Теперь не только путь от Москвы до Коломенского был отмечен верстовыми столбами, но и на других дорогах по указу Петра I стали "ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами".
   Позже, в XIX веке, при императоре Александре I, деревянные верстовые столбы стали раскрашивать черно-белыми наклонными полосами. Теперь их хорошо было видно в любое время суток.
   Помните стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Зимняя дорога"?
   Ни огня, ни черной хаты,
   Глушь и снег... Навстречу мне
   Только версты полосаты
   Попадаются одне...
   В том же указе императора говорилось: "При въезде в каждое селение иметь столб с доской, показывающей, как селение сие называется, кому принадлежит и какое имеет число душ".
   Но темп жизни со временем ускорялся. На дорогах скапливалось все больше экипажей и повозок. А уж когда в конце XIX века был изобретен автомобиль, дороге пришлось проявить смекалку, чтобы объясняться с новым скоростным транспортом. Впрочем, скорость первых автомобилей была, по нашим современным понятиям, смешной - около пятнадцати километров в час. Но лошади, кучера, да и пешеходы боялись новых участников дорожного движения. Известно, что в Англии перед автомобилем обязательно должен был идти человек с красным флагом или фонарём, чтобы предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения должна была быть не больше трех километров в час.
   И дороге пришлось придумать новый способ общения с водителями автомобилей. На дорогах появились первые дорожные знаки. Случилось это в столице Франции Париже в 1903 году. На черном фоне квадратных вывесок были изображены белой краской символы - "крутой спуск", "неровная дорога" и "опасный поворот".
   Не только во Франции, но и в других странах требовались дорожные знаки. Спустя несколько лет после появления первых дорожных знаков в Париж приехали представители европейских стран, чтобы договориться, какие знаки использовать на дорогах. Очень удобно, когда знаки во всех странах одинаковые, и автомобилист, попадая в чужую страну, сразу сможет понять язык дороги-иностранки. Проблемы с дорожным движением у всех были схожие, поэтому появилось четыре международных знака: "Неровная дорога", "Извилистая дорога", "Пересечение с железной дорогой" и "Перекресток". Но единая система знаков сложилась не сразу. Во-первых, нескольких знаков явно не хватало. Поэтому каждая страна стала придумывать свои символы, чтобы сделать уличное движение безопасным. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Этот знак используется до сих пор для обозначения пешеходного перехода.
   В Японии и Китае одним единственным иероглифом могли выразить целое правило. В Англии и Америке вместо символов тоже использовались надписи.
   Но людям очень хотелось, чтобы дорога говорила со всеми на одном универсальном языке. Поэтому число единых для всего мира дорожных знаков постоянно росло. В 1926 году их было всего 6, а в 1964 - уже 78.
   Так дорога стала предупреждать об опасностях. Но пока она только училась разговаривать с водителями, поэтому порой подбрасывала им настоящие загадки. К примеру, в 30-х годах в Советском Союзе существовал знак, который предупреждал об опасности, не предусмотренной другими предупреждающими знаками. Это был треугольник с красной каймой и пустым белым полем. Пустота означала "прочие опасности". А уж какие опасности поджидают автомобиль на дороге после этого знака, водитель мог только догадываться.
   Но дорога умеет не только предупреждать. С помощью дорожных знаков она может рассказать о том, что поблизости находится больница, автозаправочная станция, мойка, гостиница, источник питьевой воды или даже пляж.
   Дорога может быть строгой и многое запрещать. Но она справедлива, и пользуется запретными знаками лишь тогда, когда это действительно необходимо. К примеру, у дороги есть знак "стоянка запрещена по нечетным числам" - это синий круглый знак с красной каймой, внутри которого белая палочка перечеркнута красной линией. У этого знака есть брат, почти близнец, - "стоянка запрещена по четным числам". Он отличается тем, что на нем красной линией перечеркнуты две белые палочки. На одних улицах можно встретить первый знак, на других - второй. В чем же секрет? Почему дорога развешивает по городу такие похожие знаки? Может, она ошиблась или затеяла какую-то игру с водителями. Вовсе нет. Запрет стоянки для автомобилей по определенным дням позволяет легко убирать улицы от снега в зимнее время. Когда машин нет вдоль тротуаров, снегоуборочной машине удобно проехать и вывезти снег. Вот какая умная и предусмотрительная у нас дорога!
   Современным водителям, чтобы получить права на вождение автомобиля, надо выучить и знать более двух с половиной сотен знаков! Но и пешеходам необходимо понимать язык дороги, чтобы не стать причиной или жертвой аварии. Чтобы подружиться с пешеходами, дорога научилась им подмигивать. Делает она это с помощью светофора.
   Если мы вновь вернемся в XIX век, то увидим, что дорога привыкла к светофору не сразу. Прадед известного нам светофора впервые был установлен в 1868 году около здания Британского парламента. Его изобрел Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. Первый светофор и был похож на семафор: имел два семафорных крыла, которыми управлял специально поставленный к светофору полицейский. Если оба крыла были подняты, это означало "стоп", а, если опущены, движение разрешалось "с осторожностью". Ночью использовался газовый фонарь. Он вращался, с одной стороны был зеленый, а с другой красный. Светофор помогал пешеходам переходить дорогу. Но прослужил он недолго, меньше месяца. Газовый фонарь взорвался, ранил полицейского, и в ближайшие полвека никто больше не пытался ввести регулирование движения с помощью светофоров.
   На смену XIX веку пришел XXй. На улицах крупных городов появились автомобили, а с ними и первые регулировщики. Они стояли на перекрестках и рукой или с помощью сигнальных фонарей показывали водителям направление движения. Но машин становилось все больше, и регулировщики не справлялись. Тут-то дорога и вспомнила о таком полезном изобретении, как светофор. Но светофор на этот раз нужен был надежный. К счастью, дорога не осталась один на один с этой проблемой. На помощь ей пришло сразу несколько изобретателей, придумавших и запатентовавших уличные светофоры.
   Один светофор переключался с помощью звукового сигнала. Водитель, подъезжая к красному свету светофора, дул в автомобильный рожок. Микрофон передавал звук в специальную сигнальную будку, и цвет светофора менялся с красного на зеленый.
   В другом типе светофора красный и зеленый сигналы включались автоматически на определенное время. На этом принципе работают почти все современные светофоры.
   Некоторые светофоры при переключении красного и зеленого света сами издавали предупреждающий сигнал. В первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, и лишь со временем сверху поместили красный.
   Вы заметили, что речь пока шла только о двуглазом светофоре, красно-зеленом. А где же наш знакомый желтый свет? Первый трехцветный электрический светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке. И теперь во всем мире сигналы светофора располагаются одинаково: вверху--красный, посередине -- жёлтый, внизу -- зелёный.
   В нашей стране первые светофоры появились в Ленинграде (теперь город Санкт-Петербург) и в Москве в 1930 году. Те светофоры совсем не были похожи на современные, а скорее напоминал круглые часы с тремя секторами -- красным, белым и зелёным. Специальному регулировщику приходилось вручную поворачивать стрелку, выбирая нужный цвет. К концу 1930-х годов на смену светофорам-часам пришли электрические светофоры с тремя секциями: красно-желто-зеленые. А память о светофорах-часах сохранилась лишь в виде старых ёлочных игрушек.
   Первый пешеходный светофор установили в Ленинграде в 1937 году. Нелегко приходилось дороге. Ей надо было договориться с водителями и пешеходами не по отдельности, а сделать так, чтобы они поняли друг друга. Когда движутся машины, пешеходы стоят, и наоборот. И дорога справилась с такой серьезной задачей.
   Дорога помнит и о тех, кому особенно трудно приходится на современных дорогах, забитых разными видами транспорта. Она делает все возможное, чтобы ее язык понимали слабовидящие и незрячие люди. Для этого в светофорах при смене цветов используется специальный звуковое сопровождение: медленное тиканье означает "жди, переход запрещен", а быстрое тиканье - "иди, путь свободен".
   В некоторых европейских странах площадка перед пешеходным переходом выложена мягкими резиновыми плитками. Когда человек наступает на нее, нога проседает, и он непроизвольно останавливается.
   А еще для общения с водителями и пешеходами дорога пользуется животными. Только не подумайте, что животных расставляют вдоль дорог наподобие каменных баб или верстовых столбов. Просто черно-белая разметка на дороге называется "зебра". И каждый пешеход знает, что "зебра" - это самое безопасное место пресечения дороги. А водитель, увидев черно-белые полоски, предупрежден, что перед ним в любой момент может появиться пешеход, а значит, надо сбросить скорость.
   У "зебры" известен день рождения. Это 31 октября 1951 года. Именно тогда она была впервые применена в английском городе Слоу. До введения "зебры" пешеходные переходы отмечались на асфальте металлическими кружками. Но водителям они были плохо заметны. А яркие черно-белые полосы видны издалека. Так зебра, обитательница Африки, расселилась по всему миру в виде дорожной разметки.
   Также у дороги в помощниках есть птицы, к примеру, пеликан. "Пеликана" вы, наверняка, встречали, даже не подозревая, что при пересечении улицы имеете дело с птицей. "Пеликан" - это переход, где пешеходы сами включают зеленый свет светофора, чтобы перейти проезжую часть.
   А вот в Великобритании вы встретите на дороге еще одну "птицу". "Тукан" - это переход, где улицу пересекают как пешеходы, так и велосипедисты. Пересечение проезжей части разрешается зеленым сигналом "велосипед-человек".
   А теперь - внимание! - в этой же стране на дороге вы можете натолкнуться на "тигра"! Но бояться его не стоит. "Тигр" - это черно-желтая дорожная разметка, которой наряду с пешеходами также могут воспользоваться велосипедисты.
   В нашей стране "тигра", конечно, не встретишь. Но в последние годы дорога стала пользоваться более ярким языком. Во многих российских городах появились желто-белые и красно-белые переходы. Вы, наверное, догадались, почему дорога применила такие яркие краски. Чтобы привлечь повышенное внимание водителей. Дорога будто говорит им: "Осторожно! Впереди пешеход!".
   Надо заметить, что говорящая дорога никак не успокоится. Она хочет, чтобы ее понимали. И еще она хочет быть безопасной для всех участников дорожного движения. Именно поэтому во многих странах появляются все новые и новые знаки. Например, в российском городе Тюмени в 2010 году установили новый экспериментальный знак "Кресло и ремень!". Он напоминает родителям, что перевозить детей в автомобилях нужно в специальных креслах и пристегивать ремнем безопасности.
   И не удивляйтесь, если вскоре в вашем городе появится "воздушная зебра"! Ее придумали, чтобы сделать безопасным переход через дорогу в ночное время. Она представляет собой прямоугольные светящиеся полоски, расположенные над проезжей частью и дублирующие рисунок зебры. Такая "воздушная зебра" будет освещать идущего под ней пешехода, и он станет виден водителю издалека.
   Что еще придумает "говорящая дорога" в будущем? Нам остается ждать и внимательно к ней присматриваться и прислушиваться. Главное, о чем мечтает "говорящая дорога", это подружиться с нами.

natanaki@nm.ru

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"