Василеостровский Николай : другие произведения.

Загадка петербургских сфинксов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О загадке самых древних памятников Петербурга и России.

Сфинкс СПб []
   Древняя пословица гласит: "Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга".
  Проходя весной 2003 года по Университетской набережной мимо здания Академии Художеств, я взглянул на сфинксов, и мне показалось, что я заметил то, чего не отмечал ранее...
  На память пришёл отрывок из стихов В.Брюсова:
   "Глаза в глаза вперив, безмолвны,
   Исполнены святой тоски,
   Они как будто слышат волны
   Иной торжественной реки.
   Для них, детей тысячелетий,
   Лишь сон - виденья этих мест..."
   Сфинксы смотрят друг на друга. Один смотрит, как и полагается, на восток, а второй в противоречии с древним каноном на запад. У второго, называемого восточным (он выше по течению, т.е. восточнее), отбита нижняя часть лица. Не так давно, в 2002 году, реставраторы Петербурга определили, что восточный сфинкс появился на свет позднее, а первым был западный, он и сохранился чуть хуже. Тогда же на теле сфинкса была обнаружена надпись человека, нашедшего их в песке пустыни Египта, и не удержавшегося от соблазна приобщиться к вечности, но об этом чуть позднее.
  Я подзабыл о том, для кого и для чего были выбиты из гранитной скалы эти фантастические образы-близнецы древней человеческой фантазии, и решил восполнить забытое.
  Древние египтяне называли сфинкса странным словосочетанием - "Образ живой" - Шепес анх. Остановившись между фигурами, я засмотрелся на весенний лёд Невы. Льдины с тихим шуршанием скользили вдоль нисходящих ступеней. Я прислушался к звукам быстротечного времени: "Шепес анх, Шепес анх, Шепес анх", - тихо шептало мне оно. Сколько же воды утекло с тех пор в двух великих реках, на берегах которых выпало стоять этим "Живым образам"...
  Лик бывшего властителя Двух Царств Аменхотепа-III, канувшего в вечность, повторен на этих странных гранитных фигурах. Молодое спокойное лицо великого фараона с загадочной улыбкой навеки и многократно запечатало в розовый гранит тайну своей бессмертной души. Посмертные памятники - Сфинксы, которых было несколько десятков, охраняли вход в заупокойный храм великого фараона.
  Слово сфинкс нам досталось от греков. Великий Александр Македонский покорил древний Египет, но не уничтожил древнейшую культуру египтян. Его потомки - Птолемеи были властителями и последними фараонами Египта вплоть до последней царицы- Клеопатры.
  Греки восприняли и интерпретировали мифологию древних египтян. Так, греческое чудовище Сфинго у них уже женского пола. Вспомним её загадку: "Кто ходит по утрам на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?". Надеюсь, ответ читателю известен, как и древнему герою.
  Пройдут тысячелетия. Храм Аменхотепа-III будет разрушен временем и вандалами, а сфинксы занесёт многометровой толщей ливийского песка. В 1827 году предприимчивый александрийский грек Янис Атоназис, торговец мумиями и другими египетскими древностями, откопает их в песке пустыни, к тому времени уже независимого Египта. На память о себе Атоназис высечет на одной из фигур надпись на древнегреческом: "Здесь был Янис". Его "автограф" удастся обнаружить лишь во время последней реставрации в 2002 году.
  Мы многим обязаны грекам, ибо все названия и термины древнего Египта дошли до нас в переложении и транскрипции их древних предков. Но разница в произношении значительна, потому что в письменности древних египтян не было гласных звуков. В произношении греков Египет звучал как Айгюптос, что дало современное название страны фараонов, слово фараон от "пер - оЃ.
  Интересно, что у греков слово пирамида обозначает, как ни странно, не трёхмерный треугольник, и корень слова не египетский, а именно греческий, и состоит слово из двух греческих корней: "pyra" в значении огня, света (видимый), и "midos" в значении мер или в другом значении - середина (внутри).
   Дело в том, что последние завоеватели Египта - арабы использовали почти всю облицовку пирамид для своих строительств в Каире, а до этого величественные сооружения древних египтян сверкали своей полированной облицовкой на огромные расстояния. По одной из гипотез (Раймонд Д. Маннерс, жур. Фэйт, ноябрь 1996г.) пирамиды за счёт облицовок имели вогнутые в средней части грани. Трудно представить, какие величественные солнечные мистерии можно было наблюдать около пирамид в определённые астрономические моменты. Например, в часы летнего солнцестояния.
  Более поздние пирамиды возводились уже с плоскими гранями, видимо, их древние секреты были утеряны.
  Во время колонизации Египта греки дали древней столице Египта - Уасет своё имя - Фивы, может быть, по аналогии с греческим городом Фивы, имеющим такие же знаменитые врата.
  Таким образом, петербургские скульптуры прибыли из Уасет. Один из них (восточный на Неве) был во время разлива Нила на пальмовых плотах отправлен в Александрию для продажи, и попал в руки английского консула Г. Солта. Тогда же в древнюю столицу средиземноморья прибыл русский путешественник А.Н. Муравьев (1806-1874гг., похоронен в Севастополе) - молодой офицер, участник русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов. Он путешествовал по святым местам и был духовным православным писателем. Александр Николаевич Муравьёв внёс замечательный вклад в паломническую литературу, и во время путешествия в Египет собрал интересный материал об Александрии, её святынях и дал описание древним коптам. Узнав, что английский консул продает сфинксы, он, поражённый совершенством их формы, решает добиться, чтобы их приобрела Россия. Он сообщает об этом русскому послу, и прикладывает к письму рисунок сфинкса. Посол отправляет письмо Муравьева Николаю I, а император, прочитав, отсылает письмо в Академию художеств с запросом, "Полезно ли будет сие приобретение?". Академия художеств ответит положительно. Тогда же будет решено перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, и по обеим ее сторонам поставить на пьедесталах египетские фигуры.
  Пока шла переписка, владелец восхитительных скульптур поспешил перепродать их французскому правительству, которое намеревалось украсить ими Париж. Казалось, судьбы сфинксов и Петербурга так и не пересекутся, однако в 1830 году во Франции вспыхивает революция. Сфинксы в итоге были проданы России за 60 тысяч рублей. Надо заметить, что скульптуры Клодта, устанавливаемые почти в то же время, обошлись российской казне гораздо дороже, в 650 тысяч рублей.
  Восточный сфинкс не хотел покидать свою родину, и во время погрузки на судно порвал канаты, пробил палубу и чуть не потопил судно. На лице этого сфинкса внизу справа до сих пор виден след этой "последней битвы". Целый год судно "Буэна Сперанца" (Добрая Надежда) с драгоценным грузом пробороздит морские воды, и в 1832 году бросит якорь у берегов Невы. Несмотря на оппозицию к установке заупокойных древних языческих памятников в Северной столице, в апреле 1834 года сфинксы будут установлены там, где стоят и поныне, но лицом друг к другу. Спустя девять лет на их пьедесталах будет высечена, известная надпись: "Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году".
  Сын, канувшего в неизвестность Александра-I, император Николай-I в те годы значительно украсил Петербург, в том числе в августе 1834г. Александровской колонной с ликом венчающего её ангела очень похожим на его отца.
  Кстати, Александра-I звали в то время "Сфинксом, не разгаданным до могилыЃ. В тот же период Россия приобретает все атрибуты империи и национальный гимн "Боже, царя храни".
  Но не будем увлекаться мистическими связями времён, и исторических событий, поскольку на эту тему написано достаточно много.
  Итак, самые древние памятники Петербурга лежат у Невы. Один древний сфинкс ликом Аменхотепа-III смотрит на восход Солнца и Эрмитаж, где хранятся реликвии его Родины, могилы русских царей в Петропавловской крепости и Ладожское озеро с древней столицей Руси - Старой Ладогой. Другой смотрит на Запад, Финский Залив и свою далёкую Родину. Они пережили 35 веков, их созерцали великие фараоны и поздние покорители Египта, библейский Моисей, императоры России и наши многие великие соотечественники. Всех имён не перечесть...
  В апреле 2009 года прошло всего 175 лет, их нахождению в Санкт-Петербурге, и за этот, короткий по сравнению с их возрастом срок, они увидели четыре революции и два распада Империй.
  Река времени продолжает безостановочно протекать перед ними, и куда вынесет нас она?
  Итак, если вернуться к самому началу моего повествования, вдруг я обратил внимание, что ни одна птица не садится на фигуры невских сфинксов!
  Это подтверждалось полным отсутствием следов жизнедеятельности пернатых на блестящем граните фигур. Возник вопрос, а почему? Ведь рядом на гранитные перила вдоль Невы то и дело садятся разные пернатые жители города.
  Стараясь объяснить это случайное наблюдение не мистически, я предположил, что причиной этому является высококачественная полировка поверхностей фигур. Птицам либо трудно удержаться на этой гладкой поверхности, либо атмосферные осадки легко, естественно и быстро всё устраняют. Но тогда на фигурных головных уборах сфинксов что-то должно остаться. Я взглянул на шапки фараона и не увидел ни намёка на присутствие птиц. Ответом мне была лишь чуть заметная загадочная и застывшая на века улыбка Аменхотепа-III.
  Хранители могилы древнего повелителя не желают отдавать свои тайны, и загадывают их снова. Я рассказал некоторым знакомым о своём "открытии", и попросил их при случае сообщить мне, удастся ли им увидеть сидящую на сфинксе птицу.
  А удавалось ли вам увидеть птицу, сидящую на древнем сфинксе?
  Сюда под вечер приходя,
  Смотрю в гранит тысячелетий,
  Где пред Невой лежат века
  Два сфинкса с ликом человечьим.
  Сын древних Фив, волей судьбы
  Твой облик, время попирая,
  С улыбкой смотрит на мосты,
  Собою город украшая.
  Свою загадку ты унёс
  В страну Амона, нас заставив,
  Решать свой вековой вопрос,
  - Кто мы, откуда, куда правим?
  - Ты, созидательный тиран,
  Мог пальцем погубить народы,
  Но оказался нынче там,
  Где мирно льются Невы воды.
  - Что за улыбкою твоей?
  И почему ни одна птица
  Не может, уложив крыла,
  На твои плечи опуститься? Март 2003г. Санкт-Петербург.
  PS
  Может быть, вам удастся разгадать загадку петербургских сфинксов?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"