Ниссен Василий Д : другие произведения.

Послушание - христианская добродетель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попробуем разобраться в самом феномене столь любимой иерархией добродетели. Настолько любимой, что все остальные приносятся ей в жертву.

  Попробуем разобраться в самом феномене столь любимой иерархией добродетели. Настолько любимой, что все остальные приносятся ей в жертву.
  Свободная воля - дар Бога человеку. Дар настолько великий что сам Господь не переступает прочерченной им границы:
  -У дверей стою и стучу, кто откроет к тому войду ...
  Но, к сожалению, человек воспользовался этим даром не во благо и корень этого неблага лежит в воле. Именно исцеление воли является ключом к борьбе за спасение человека. Как предлагается её исцелять? Все отцы единогласны в этом вопросе - через поиск Воли Божией. А как найти Волю Божию? В общих вопросах понятно - есть заповеди, есть Евангелие. Но чтобы разобраться с вещами чисто прикладными и выверить их, нужно так нырнуть во всё это, чтобы, как говорил св.Серафим Саровский - ум купался в Евангелии. Но и этого не достаточно, нужно стяжание Духа Святого. В общем это занятие на всю жизнь. Скрупулёзно, методично, постоянно. Для этого всё и устроено в Церкви.
  Как пишет апостол : "...пленяюще всяк разум в послушание Христово..." Но тут же добавляет: "Но боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты, яже о Христе." То есть говорится о послушании разума непосредственно Христу и послушание не должно быть слепым а именно с полным осознанием происходящего. Для чего нужно иметь "чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же и зла". То есть здесь говорится о послушании как способности услышать и принять. Волю Божию. В первую очередь исправляя свой образ мышления (метанойя - покаяние) и руководствуясь им исправлять свои поступки.
  Но с охлаждением церковной жизни из неё выделилась группа, скажем так - экстремистов, которые решили искать Волю Божию путём сугубой аскезы, усиленной молитвы и других подвигов. Их стали называть монахами. И у многих стало получаться, да так хорошо получатся, что некоторые задумались. Проходить весь путь первопроходцев требует героического склада личности, но если человек знает дорогу, то почему не спросить? И возникла практика, когда ученик отвергает свою волю и отдаёт себя в безусловное подчинение учителю чтобы через его, уже исправленную волю ставшую проводником Воли Божией, вылечить свою. Эта практика и получила название - послушание. Но, тут должны быть соблюдены, как минимум, три момента:
  1 - у учителя воля должна быть исправлена настолько, чтобы быть проводником Воли Божией
  2 - учитель должен видеть и понимать как исправить волю у ученика. Он не просто должен много знать об этом, закончить курсы и получить диплом, а именно опытным путём исцелить свою волю и иметь педагогический талант.
  3 - со стороны ученика это должен быть абсолютно сознательный и добровольный акт
  Тогда послушание спускается с уровня разума на уровень поступков подчиняясь воле учителя. Иногда такие послушания выглядели довольно абсурдно: поливание засохшего дерева, пересыпание корзиной песка из одной кучи в другую и т.п. Но это оказывалось целительно для этих конкретно людей. И в такого рода практике непосредственное послушание становилось главным условием. Как анестезия главным условием проведения хирургической операции, вплоть до полного наркоза.
  И тут уже задумалась иерархия. Ведь вместо того чтобы быть образцом для подражания, увлекая людей своим примером, используя подобное послушание можно неплохо устроиться и просто командовать. Надо только догматизировать подобную практику для всех. На соборах принять такое как общецерковный догмат вряд ли бы получилось и началось продавливания идеи по капле. Через правила и постановления, выдергивая фразы из одного контекста и вставляя в совершенно другой, подменяя смысл понятий. И самый главный успех тут был в ведении принципа священоначалия и его сакрализации, приравнивая его по статусу, в вопросах послушания, к духовным учителям. Прицепом прихватив и формулу - послушание превыше поста и молитвы. Остальное уже было делом техники.
  Копий тут можно много сломать, но мне хотелось акцентировать внимание на одном моменте. Не будем даже привлекать современную психологию. У самих отцов можно прочитать такую вещь: у человека насильно лишенного воли повреждается хотетельная часть его души. Та часть которая отвечает за появление желаний. А ведь именно желания двигают нас на пути к Богу, которого мы должны возжелать всей душой своей.
  Как говорил сам Господь: "...суть бо скопцы иже из чрева матерня родишься тако, и суть бо скопцы иже скопишася от человек, и суть скопцы иже исказиша сами себе царствия ради небесного...". Так значит ли это, что нужно теперь бегать за каждым с ножницами? Последнее время я часто натыкаюсь на жалобы священников, что очень сложно заставить прихожан не просто прочитать а попробовать понять читаемое, примерить его на себя и придти к ним с этими вопросами, возникшими в процессе, а не бесконечно катятся о съеденном в пятницу творожке. И это совершенно естественный результат практики выведения человека послушного. Человек послушный не способен к самостоятельным действиям и желаниям. Хочется обратится не только к иерархии а вообще ко всем нам, христианам: если Господь там стоит и стучит стоит ли нам переступать эту черту?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"