Ниссен Василий Д : другие произведения.

О корнях и механизме событий 1917г

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для того чтобы осветить заявленную тему нам надо прояснить два момента. 1 - для того чтобы что-то происходило в конструктивном плане необходимы два условия - энергия для осуществления процесса и интеллектуальный аппарат определяющий его структуру и направление.

  Для того чтобы осветить заявленную тему нам надо прояснить два момента.
  1 - для того чтобы что-то происходило в конструктивном плане необходимы два условия - энергия для осуществления процесса и интеллектуальный аппарат определяющий его структуру и направление. Самый первый пример этого мы видим уже в Откровении о сотворении мира. Есть Святой Дух (Эрос) сообщающий энергию и есть Премудрость (Логос/Слово) устанавливающая формы, задающая генетику процесса. Энергия без формы - стихия сокрушающая всё на своём пути. Премудрость без энергии - дом построенный на песке.
  2 - после грехопадения в мир, созданный Любовью, приходит идея Власти претендующей на её место. В социальной сфере бытия Адама (человеческого общества) это выражается в противостоянии общинной жизни осуществляемой на принципах Любви и иерархии построенной на системе распределения Власти. В общине люди стараются решать всё миром, полюбовно, достигая согласия. Власть, используя иерархию как аппарат насилия, стремится подчинить и эксплуатировать человека отчуждая всё в пользу власть имущих.
  Теперь посмотрим сквозь эту призму на генезис Русской цивилизации. Согласно последним историческим исследованиям она возникает как симбиоз славянских племён, живущих территориальными общинами, где даже не всегда удаётся определить этнический тип их элементов, и племени русов, тоже индоевропейских товарищей но живущих родами организованными по принципам кровно-родственной иерархии. Симбиоз этот был явлением естественным и органичным. В наступающем тотальном мире иерархий общине, чтобы выжить, нужна была некая скорлупа внутри которой она получала шанс на существование. И соседи договорились о делегировании полномочий. Система получила название - крепость. В смысле закрепления существующего порядка - Рюриковичи со своею Русью, берут на себя текущие вопросы политики, защиты и расправы (уголовно/административного права) а славяне, в лице вечевых собраний, дают им право обеспечивать себя всем необходимым для этого через систему полюдья (налоговых сборов) и вотчин (землевладения выделяемого для "кормления" и не передающегося по наследству), оставляя за собой право принимать/утверждать решения по ключевым вопросам и "указывать путь" не справляющемуся со своими должностными обязанностями князю и призывать другого.
  Славянские племена были крещены ирландскими миссионерами. Особенностью ирландской церкви было то, что вся церковная жизнь в ней осуществлялась через монастыри при полном отсутствии приходов. В основе монастыря лежит жизнь монашеской общины во главе с избираемым братиями аббатом (игуменом) а в ирландском варианте даже епископ, фигура иерархическая, являлся одним из братий этой общины. Поэтому славянская территориальная община прекрасно нашла общий язык с ирландской монашеской.
  Но Рюриковичам эта форма религиозной жизни не подходила, это была церковь общины. Для утверждения своей власти им нужна была церковь иерархической, епископской структуры. И Владимиру, после массы политических ухищрений и военных акций, удалось в самом прямом смысле - отжать её из Византии, не попадая при этом в зависимость от неё (Византии). Потом восточные ромеи, всё таки смогли частично подгрести под себя русскую церковную иерархию, но, благодаря политическому подвигу киевского князя, так никогда и не смогли стать её хозяевами. Как это произошло, например, на Ближнем Востоке - во всех ближневосточных православных церквях (Антиохийской, Александрийской, Иерусалимской) иерархия состоит исключительно из греков. Наверное поэтому они и влачат сегодня такое жалкое существование, потому как воспринимаются местным населением как элемент греческой диаспоры. За что византийцы его (Владимира) люто ненавидели и канонизировали только тогда, когда дальше уже тянуть было нельзя.
  Таким образом мы наблюдаем довольно идиллическую картину двух модусов бытия в одном флаконе - община живёт своей жизнью, духовно окормляясь в монастырях, князья исполняют функции власти, строя соборы для епископов. Практически реализация симфонии Юстиниана, в русско-славянском изводе. Все продолжалось до тех пор, пока нарождающийся новый класс наследственных землевладельцев (бояр/помещиков) не захотел свой кусок от этого пирога, а точнее весь пирог целиком. Процесс растянулся от опричнины Ивана Грозного через смуту, раскол, реформы Петра и закончился в правление Екатерины Великой. В результате были утилизированы (не в смысле уничтожены, а в смысле - приведены к утилитарному использованию) институт власти и епископская церковь, а монашеская общинная оставлена в рудиментарном, подчиненном епископству, состоянии. Совсем ликвидировать институт монашества было нельзя, откуда потом епископов брать? Что-то подобное произошло и на Западе, только там в лице бенефициаров оказались буржуазия под ручку с протестантизмом.
  В результате захвата власти и подчинения обеих иерархий (власти и церкви), класс наследственных землевладельцев загнал народ в рабское бесправное состояние, подвергая его (народ) жесточайшей эксплуатации. По свидетельствам историков, хуже было только в Польше, где шляхта рассматривала простых людей не иначе как тягловый скот, быдло.
  Но община не умерла. В ХIХв некоторые староверческие толки попытались легализоваться через систему общинного капитализма, дав начало феномену старообрядческих мануфактур и купеческих компаний. А по удаленным маленьким монастырям-пустыням началось монашеское возрождение, спровоцированное деятельностью молдавского старца Паисия Величковского и его духовных чад. Также сохранилась крестьянская община, на самом нижнем уровне сельского хозяйства в зонах рискованного земледелия. К которым относится вся территория России, за исключением южных чернозёмов.
  Надо отдать должное, правящий класс почувствовал, что запахло жареным. Епископы начали "закручивать гайки" пустыням и усиливать агитацию за существующее положение вещей, взяв за основу формулу - послушание превыше поста и молитвы, подразумевая послушание начальству, староверческому капитализму был нанесён серьёзный удар а крестьян было решено "отпустить на волю". В результате получилось "как всегда" - епископская церковь окончательно дискредитировала себя в глазах народа, после "освободительных реформ" крестьяне попали в ещё более худшее положение а выжившие старообрядческие олигархи сформировали сплочённую группу настроенную предельно враждебно официальной власти и церкви, накопившую немалые ресурсы. Напряжение нарастало. Фитилём тут сработал нарождающийся пролетариат, который находился в абсолютно ужасающем положении и которому действительно было нечего терять. Плюс бездарная политика царского режима, безвольная фигура слабого царя подкаблучника загнавшего страну в угол из которого уже не было выхода. И после репетиции 1905 -1907гг в 1917г рвануло уже по настоящему.
  Это пунктирная предыстория к рассматриваемому событию. Но вспомним о необходимом втором компоненте, помимо накопленной энергии противостояния. Взрывы случались и раньше. Самые громкие из них - Разин и Пугачёв. Но первый, единственно смог додуматься до - я пришел дать вам волю, а второй - я ваш новый справедливый царь. Вся, так сказать, политическая программа. Поэтому они и были именно взрывами, действиями стихии сметающей всё на своём пути. Отсюда и причитания о русском бунте - бессмысленном и беспощадном.
  Но в ХVIIIв появляется новый элемент в российском пейзаже - разночинцы, ставшие основой для формирования в XIXв нового класса - интеллигенции. Класса микроскопического, незначительного, но достаточного для того, чтобы стать лабораторией мысли. В пробирках которой начали свои реакции компоненты занесённые извне.
  Христианская религиозная идея, своими безусловными претензиями на обладание истины в лице церкви образца XIXв, себя окончательно дезавуировала в глазах людей думающих. Последнюю точку в этом процессе поставил разгон "имяславской смуты" на Афоне осуществлённый с помощью кораблей военно-морского флота. Был небольшой кружок славянофилов, но он стоял в стороне от основных событий. Главное направление сформировал немецкий гений Маркса. Но и тут возникли проблемы об которые спотыкались русские марксисты. Маркс рассматривал западное общество победившего капитала во главе с буржуазией. В то время как в России господствовал класс помещиков и капитализм существовал только номинально в зачаточном виде. В чём и состоял гений уже Ленина, что он смог овладеть марксистским интеллектуальным аппаратом и использовать его применительно к российской действительности. На ходу адаптируя его под изменяющуюся реальность. В 1917 году в феврале закончилась последняя схватка в которой насмерть схлестнулись одряхлевший царский режим и олигархи старообрядцы. Поэтому весьма символично, что отречение императора принимал именно Гучков, выходец из староверов. Но скоро стало понятно, что это пиррова победа и только у большевиков оказался в руках реально работающий план с простыми и понятными всем целями. Партии, до лета 1917г, находившейся на периферии политического ландшафта. А в октябре 1917г им оказалось достаточно просто наклониться и подобрать то, что втоптали в грязь остальные участники событий, в потасовке между собой исчерпавшие все силы и возможности.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"