Василий Тёмный : другие произведения.

Диалектика добра и зла в литературе и современной жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Диалектика добра и зла в литературе и современной жизни.
  
   Диалектика, как бы ни была высока её заслуга перед наукой в целом и философией в частности плавно подводит нас к моральным категориям добра и зла, которые так же находятся в единстве и борьбе противоречий. Как у Гегеля, раб является рабом лишь до того времени, пока господин не привыкнет жить за счёт раба, то есть не станет зависимым от результатов его труда; а затем становится господином своего господина, в том плане, что от него зависит будущее его хозяина, так и добро и зло тоже в определённый момент меняются местами.
   Лишь в драматурги Островского всё предстаёт в чёрном или белом тонах. Уже из программки ясно, кто положительный герой, а кто отрицательный.
  Но уже у Чехова, Лопахин не так прост. Под ударами топора падает вишнёвый сад, которым всю жизнь любовалась Раневская. Казалось бы, Лопахин отрицательный герой. Для него ахи и вздохи по поводу этого сада ничего не значат, не смотря на то, что и он провёл возле него большую часть своей жизни. Но он был крестьянином, он работал с малолетства, с малолетства работая смотрел, как по саду прогуливаются баре. У него нет злобы на них, за их праздность. Он рассматривает свою и их судьбу без ропота, но восприятие вишнёвого сада для него лежит в другой области чем у Раневской. И это восприятие такое именно благодаря Раневской и образу жизни русских помещиков. Лопахин не хорош, не плох - он другой.
  У Гюго, Жавер кончает с собой, когда рушатся его представления о добре, зле и справедливости. Симурдэн стреляется, осудив на смерть Говена.
  Верх противоречий достигается Достоевским. Концовка "Братьев Карамазовых", да собственно и весь роман, повергают в шок всякого мало-мальски расположенного к чувствам человека. Похороны мальчика, который заболел от обиды, которую его отцу причинил Дмитрий Карамазов. На этих похоронах брат обидчика, святые и смешные дети. Это даже невозможно описать! Это стих в прозе! Чего стоит только зловонный дух исходящий от святого старца Зосимы? Достоевский намеренно вносит разные детали и получает в результате полное смешение добра и зла. Вернее не так. Зло исчезает. Его нет, его не чувствуется. Слёзы, капающие на обложку прочитанного романа - это слёзы умиления! Воистину библейская история.
  Рамки рушатся, никто уже не в состоянии сказать где добро, а где зло. Хотя, конечно этого никто никогда не мог сказать. И всё же людям нужно во что-то верить, во что-то доброе. Мы одинаково вдохновенно бьёмся лбом об пол в церкви, ломаем эти церкви, возводим в ранг религии учение, религию отрицающее, бросаем это учение и кидаемся в пламенные объятия рыночной экономики, параллельно отстраивая церкви.
  Сейчас каждый уверен: рынок - это добро. Конкуренция - это благо. Написано множество книг, доказано множество теорий, но результатов этого не видно. Люди нищенствуют. Смешение моральных категорий приводит к появлению таких понятий, как "нормальный уровень безработицы" наряду со статьями в декларации прав человека "Каждый человек имеет право на труд и на вознаграждение за него". Считается нормальным, если 4-5% трудоспособного населения не имеют работы (в РФ 5% от 140 млн. - это 7млн. человек; даже если трудоспособна только треть - это 2 333 333 человека!). Если несколько миллионов человек не имеют средств к существованию - это считается хорошо, так как глядя на них остальные будут более мотивированы к собственной работе. Значит провозглашая борьбу с бедностью, правительства в тайне радуются, когда видят людей копающихся в мусорных баках.
  Категории путаются полностью! Один из главных показателей, характеризующих положительную тенденцию развития государства - это индекс потребления. Чем он больше тем лучше! То есть, чем больше мы потребляем, чем неэкономнее мы используем природные ресурсы, тем это благоприятней для экономики. Абсурд.
  В книгах по маркетингу делаются следующие заявления: фирмы удовлетворяющие потребности уходят в прошлое, им на смену приходят фирмы эти потребности создающие. То есть, нужно сначала создать у человека потребность - заставить его хотеть того, о чём он до этого понятия не имел, а потом эту потребность удовлетворить. От этого будет расти потребление, а значит и экономика. Кому она нужна такая экономика - это уже другой вопрос.
  Вообще всё это напоминает гуся, которого растят ради его печени. Такой гусь всегда сыт, но ему в глотку через воронку засыпают корм, при чём в таких количествах, что он даже не может его проглотить. Нестрашно! Заботливые руки при помощи движений, напоминающих движения совершаемые при дойке коров, проталкивают корм в желудок гуся. Печень получается огромная, до полкило весу, но это оттого, что её поразил цирроз.
  Мы сейчас в положении этого гуся. Нам пичкают то, чего мы не желаем. Пичкают насильно, нагло и при этом продвигая нас в светлое будущее.
  А ведь так было всегда.
  Интересно. Достоевский пишет про освобождённых крестьян. Про то как они попали на свободу и сумели воспользоваться ей только чтобы начать ещё больше пьянствовать. Новорождённое свободное дитя никто не смог направить по его жизненному пути. Оно заблудилось. Оно избаловалось и пошло не туда. Это тогда.
  А сейчас. Мы все из СССР. Нас вроде как тоже освободили. И куда мы пошли? А всё туда же. Никуда. Нет ценностей. Нет целей. Нет культурных ориентиров. Нет примеров для подражания. Мы стараемся забыться. Кто как. Кто по старинке - пьянки и наркомания. А кто новыми способами - трудоголики. Бегаем, что-то делаем, не важно что, но что-то такое чтобы вечером чувствовать чувство удовлетворения от сделанного днём. Это чувство - это на самом деле удовлетворение от того, что ещё на день удалось подавить в себе то человеческое что в нас есть. Подавить в себе все вопросы бытия, смысла жизни, морали, добра, любви, то есть всего высокого и идеального. Мы боимся этих вопросов не от того, что не можем их решить (ведь этого никто не может). Мы боимся их оттого, что в поисках ответа с неизбежностью обнаружиться ничтожность нас самих, наших дел, нашего существования. Мы осознаем несправедливость социального устройства, мы увидим помойку, в которую превратился земной шар из-за рыночной экономики потребления, мы увидим рождённого нами, но уже ставшего совершенно самостоятельным от всех людей мира монстра по имени государство.
  И от этого всего станет страшно. Это враньё, что люди не задумываются над этим. Враньё, что подобные мысли удел элиты. Враньё. Просто любой, кому это приходит в голову бежит от этих мыслей при помощи дурмана или повседневной суеты. Бежит потому что практически ни на что не может повлиять. Пессимизм и депрессия - вот что владеет современными людьми. Вот диалектика добра и зла.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"