Аннотация: Воспоминания представительницы нанайского народа о своем детстве во время установления Советской власти в Нанайском районе
О себе и своих родителях
Ару́ева Полина Васильевна, в девичестве - Киле́, родилась 27 октября 1929 года, возле села Джа́ри Нанайского района.
По национальности она нанайка.
На самом деле, место ее рождения называлось "Боачака́н", небольшой остров на Амуре, в окрестностях которого проживала часть нанайцев из рода Киле.
Остров "Боачака́н" находится на левом берегу Амура.
Её отца звали Киле́ Василий Ильич, а нанайское имя - Ильдон́ (Ильдо́нг).
По деду его фамилия была Одзя́л, однако он рано остался сиротой и поэтому его отдали на воспитания родственникам со стороны матери.
Он воспитывался в семье Киле́ Бочка́, который был братом его отца, т.е. приходился ему дядей. Его родными братьями были Киле́ Токто́ и Килэ́ Одзя́л.
Киле Бочка́ со своей семьей жили на правом берегу Амура, в местности, которая по-нанайски называлась "Дайсу́н", сейчас здесь ловят кету и место называют "Белая речка".
Килэ́ воспитывался в семье матери, которая вышла замуж во второй раз, за человека по фамилии Одзя́л из села Джонка, поэтому его фамилия была Одзял, а имя - Килэ́.
Двоюродными братьями бабушкиного отца были сыновья Киле Бочка́: Киле Янси́ Бочкович, Киле Зина Бочковна, Киле Толека́ Бочковна (Алевтина), Киле Насика́ Бочковна и Киле Бакана́ - все от первой жены; и Хэрмуэ́ (Николай), Кенькэ́ (Иннокентий), Гилэки́ и Кэлтэкэ́ - от второй.
Киле Василий Ильич родился в 1898 году, а умер 16 мая 1951 года.
Маму звали Бельды Ольга Силда́вна, 1906 года рождения.
У нее были братья Наполка́, Калинга́ и сестры - Пиоляка́, Таксэки́, Мунэки́.
Она умерла в ноябре 1947 года, когда ей было около 40 лет.
Саму Полину Васильевну сначала называли нанайским прозвищем, "Пэкчаки́", или "Пэкчи́", что означает " мелкий пузатый карасик", потому что она в детстве часто болела и родители думали, что она не выживет.
Так ее потом записали и по документам. Потом она исправила себе паспорт и записалась именем Полина.
У Василия Ильича с его женой, Ольгой Силдавной, было 11 детей. Их звали: Александр (род. 1920 или 1921 г), Исай (1923г), Мария (1925г), Геннадий (1927г), Полина (1929г), Иван (1931г), Володя (1933г), Петр (1937 - 1939г), Валентина (1939г), Борис (1942г), Люда (1944г).
О месте, где она родилась
Раньше нанайцы жили и ловили рыбу, охотились на своих "родовых участках", а с установлением Советской власти их стали организовывать в колхозы, а также переселяли во вновь образованные населенные пункты.
Так образовалось село Джа́ри. Оно было расположено на правом берегу Амура, примерно в 3 км выше русского села Троицкое. В нем в основном жили семьи из рода Бельды́, 2 семьи Одзя́л, по одной семье Заксо́р и Киле́.
В других селах жили такие семьи: в Сикачи́-Аля́не - А́ктанка, О́ненка, в Нерге́не - и на озере Э́ворон - Ходже́ры.
На острове они жили в землянке, где стены были из тальника, окна затянуты рыбьим пузырем, а деревянные нары застилали циновками из камыша, "таксами́". Вдоль одной из стен были проложены глиняные трубы для обогрева жилища.
Отца маленькой Полины, Василия Ильича назначили Председателем Сельского Совета села Джари, и послали по такому же принципу организовывать удэге́йские села - Бира́ и Сира́. Сейчас удэгейцев осталось мало. По большей части они живут в селе Арсеньево. В 1939 году ему, первому из представителей нанайского народа дали Путевку на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку.
В селе Джари была только начальная школа, 4 класса. Буквари были нанайские, с латинскими буквами. Сама Полина Васильевна до 3-го класса не знала русского языка, а их мама, Ольга Силдавна вообще не говорила по-русски, в отличие от папы. Василий Ильич еще подростком стал работать у русских - рыбачил, косил сено. Тогда нанайцы научились у русских солить красную рыбу и икру.
Раньше кету сушили (делали "ю́колу"), а зимой готовили блюдо "дербиту́". Для этого сушеную рыбу отмачивали, резали лапшичкой, заправляли сушеной или соленой черемшой, солили, перчили и добавляли рыбий жир. Полученный "салат" заменял нанайцам хлеб.
Другое блюдо из юколы называлось "бода́". Это было что-то вроде жидкой каши из хорошо разваренной крупы без соли. Также в нее добавляли рыбий жир и измельченную сушеную икру кеты. Это блюдо часто готовили зимой.
Его ели после рыбной ухи вместо чая, также употребляли как диетическое блюдо полезное для желудка.